Development of students' value attitude to healthy lifestyle as a pedagogical issue
The article deals with the issues of holistic education in the methodology of the classical approach. The dependence of the results of vocational education of college students on their value attitude to healthy lifestyle is described. This attitude, which includes physical and emotional types of intelligence, is presented as a pedagogical task, which is solved in the context of ethnopedagogy and in the framework of implementation of the classical educational technologies.
Key words: health, healthy lifestyle, value attitude, value attitude to healthy lifestyle, consciousness.
(Статья поступила в редакцию 18.01.2018)
ЮЛ. ИВАНОВА, Т.Н. ПОКУСАЕВА,
Н.И. РОГОВСКАЯ
(Волгоград)
инновационные технологии в процессе Подготовки будущего учителя
Рассматриваются вопросы подготовки студентов к педагогической деятельности на основе применения инновационных технологий, что обусловлено недостаточной ориентацией содержания специальных и общеобразовательных предметов на решение данной проблемы. Выявляются дидактические условия введения инновационных педагогических задач и ситуаций в содержание предметов педвуза. Выделены три типа инновационных педагогических задач.
Ключевые слова: инновационные технологии, инновационные педагогические задачи, педагогическая деятельность, народное образование, профессиональное мышление.
Современный учитель должен уметь ориентировать учебно-воспитательный процесс на личность ученика, осуществлять педагогическую рефлексию, т. е. воспринимать и регулировать свою учебно-воспитательную работу как процесс, который фокусируется на за-
кие науки -
кономерных этапах формирования личности, ситуаций, раскрывающих ее творческий потенциал, а не как совокупность занятий и мероприятий. Будущему педагогу необходимо овладеть технологией создания инновационных ситуаций с различными образовательно-воспитательными функциями. Он также должен уметь использовать целостную систему воспитательно-дидактических средств при обучении учащихся своему предмету, что обеспечит в дальнейшем формирование личности. При этом будущему учителю важно научиться преподавать свой предмет в тесной связи с разными видами деятельности, социальным опытом учащихся, применять методы имитационного моделирования различных социальных ситуаций.
одно из главных мест в системе подготовки студента к предстоящей педагогической деятельности занимает сегодня его умение ориентироваться в инновационных процессах, протекающих в теории и практике народного образования. В качестве средства развития инновационного мышления будущего учителя нами апробировалась система педагогических задач (выявлялись дидактические условия введения инновационных педагогических задач и ситуаций в содержание предметов педвуза).
Чтобы будущий педагог качественно выполнял педагогическую деятельность, ему следует овладеть своим предметом не только как «чистой» наукой, но и как средством воспитания и развития учащихся. Понятие «готовность к педагогической деятельности» включает освоенность специальных и общеобразовательных знаний будущим учителем до степени их профессионального применения. важным резервом интенсификации процесса формирования будущего специалиста является включение задач, проблем, ситуаций, отражающих инновационные процессы, в содержание обучения всем предметам вуза.
Речь идет о фрагментах, связанных с расширением некоторой проблемной педагогической ситуации, с выбором или оценкой путей решения инновационных задач, возникающих в педагогической практике. Их назначение - стимулировать профессиональную мотивацию и профессиональное мышление будущего учителя. При включении в процесс обучения задач, которые требуют различных нововведений, обучающиеся осознают место и
© Иванова Ю.А., Покусаева Т.Н., Роговская Н.И., 2018
специфику инноваций в структуре педагогической деятельности, в системе своих будущих профессиональных функций. Задача способствует организации деятельности ученика, приводит его к четкому осознанию ситуации, обусловленной дефицитом какого-то жизненно важного ресурса, постановке целей ее преобразования, выявлению условий и способов действия. Любое решение, безусловно, включает в себя намерение, план, креативность, придание смысла, принятие на себя определенной ответственности, оценивание результата. А это уже личностные аспекты решения. В этом смысле задача - это событие, требующее перехода от одной жизненной ситуации к другой [1, с. 77].
Следует отметить, что большая часть исследований связана с применением инновационных педагогических задач на практических занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла. Инновационные педагогические задачи должны систематически и с целесообразной дозировкой включаться в изучение студентами вузовских дисциплин, что является необходимым условием повышения профессиональной направленности большинства специальных и общеобразовательных дисциплин. Наибольший инновационный потенциал имеют задачи, требующие отыскания качественно новых технологий обучения и воспитания (имитационное и математическое моделирование, опорные сигналы, интегрирование научной информации, учебно-деловые игры и т. д.), обучения студентов навыкам анализа объяснения и оценки педагогических явлений, самоанализа и коррекции своего поведения.
В этом контексте возникает определенный ряд дидактических проблем: каковы цели введения таких задач в процесс усвоения «непедагогических» предметов, не нарушит ли это специфическую логику данных дисциплин, что может стать содержанием таких инноваций (особенно в плане отражения инновационных процессов) и как следует организовать процесс их решения, каково влияние применения педагогических задач-ситуаций на общее профессиональное развитие студентов. Исследуя данные проблемы, мы опирались на анализ природы педагогической деятельности, основу которой составляет решение системы определенного рода задач, относящихся к организации учебно-воспитательного процесса, органически включающего в себя элементы инноваций.
Инновационные педагогические задачи-ситуации, рассматриваемые в нашем исследовании, связаны с основными компонентами педагогической деятельности, а именно: анализом педагогической ситуации, постановкой цели ее преобразования и выбором необходимых для этого воспитательных и дидактических средств, реализацией проекта педагогического действия на практике (в рамках проведенного исследования это осуществлялось в ходе имитационной игры). Мы выделили три типа инновационных педагогических задач:
1) ориентировочно-аналитические;
2) проектировочно-целеполагающие;
3) практико-имитационные.
Для того чтобы эти задачи получили инновационный характер, мы включили в их содержание фрагменты, связанные с анализом передового опыта, когда на фоне традиционных педагогических технологий студенты должны были выделить педагогические инновации по самостоятельно обоснованным критериям. Студенты учились отражать в целях образования гуманистические представления о личности (общечеловеческие ценности, достоинство, толерантность) [2, с. 78].
Наибольший инновационный потенциал содержали задачи третьего типа, которые требуют отыскания качественно новых технологий обучения и воспитания (имитационное и математическое моделирование, опорные сигналы, интегрирование научной информации, модульное обучение, учебно-деловые игры и т. д.). Безусловно, эти задачи-ситуации не покрывают всю многогранную структуру педагогической деятельности, однако они репрезентативны для интонационной деятельности учителя. Функция задач первого типа - обучение студентов навыкам анализа объяснения и оценки педагогических явлений, второго - це-леполагание и проектирование педагогического процесса, третьего - обучение студентов умениям педагогического общения, самоанализа и коррекции своего поведения.
Мы рассматриваем готовность студентов к решению перечисленных типов задач как основную часть общей готовности будущего педагога к творческой деятельности. Мы также выделяем мотивационные, содержательные и процессуальные компоненты в структуре этой готовности. Характеристика готовности студентов к решению инновационных типов задач проведена по критериям, отражающим умения:
- анализировать скрытые возможности педагогических средств, соответствие их педагогическим целям;
- оценивать учебные возможности учащихся;
- проектировать предметную сферу деятельности учащихся;
- анализировать собственные организаторские, дидактические и другие действия;
- осуществлять педагогический замысел, давать оценку и корректировать формы педагогического взаимодействия.
разработанная методика диагностирования готовности студентов к решению инновационных педагогических задач позволила дифференцировать учебные задания, развивать творческие склонности будущих учителей. Подавая материал на занятиях в виде задачи, преподаватель формирует у студентов элементы нестандартного педагогического мышления, ориентирование в ситуациях, педагогическую рефлексию.
В основу классификации нами положено различие задач по содержанию моделируемого в ходе их решения педагогического действия. Так, мы выделили действия педагогического анализа, целеполагания и непосредственного педагогического общения.
Одна из проблем состояла в выявлении источников, путей разработки, введения и условий эффективного применения инновационных педагогических задач-ситуаций. Источниками таких задач при изучении специальных и общебразовательных дисциплин, как мы предположили, могут выступать:
- информация об эффективных способах и общих затруднениях при преподавании своего предмета в школе;
- взаимосвязь изучаемого материала с гуманитарной проблематикой;
- перенос знаний в различные сферы практической деятельности человека;
- передовой опыт школ и инновационные эксперименты и др.
В работе изучались дидактические проблемы: не деформирует ли использование в учебном процессе «педагогических фрагментов» собственную логику освоения данных дисциплин, не приведет ли это к снижению качества традиционных предметных знаний; обладают ли студенты достаточным творческим потенциалом; каковы оптимальные способы предъявления инновационных задач на различных этапах обучения; каковы условия, при которых инновационные задачи принимаются сту-
кие науки -
дентами и вызывают интерес как к будущей профессии, так и к своему предмету.
Ответить на эти вопросы нам позволило проведение опытно-экспериментальной работы. Физико-математический факультет педвуза был избран ее базой. Опытно-экспериментальной работой были охвачены около 400 студентов контрольных и экспериментальных групп. Заранее были сформулированы критерии для оценки готовности студентов к решению инновационных задач с педагогическим содержанием. В ходе эксперимента была подтверждена значимость таких дидактических условий использования инновационных задач в профессиональной подготовке студентов, как:
- четкое осознание, рефлексирование преподавателем цели введения инновационных педагогических задач в учебный процесс;
- использование в качестве источника задач будущих профессиональных функций учителя;
- целенаправленное создание педагогических затруднений с целью развития педагогического мышления студентов;
- реализация межпредметных связей задач с дисциплинами психолого-педагогического цикла;
- дифференцированный подбор задач с учетом уровня профессиональной подготовки студентов.
Использование инновационных педагогических задач на занятиях общеобразовательного и специального циклов способствует формированию навыков и умений взаимодействия с учащимися, взаимоконтролю, подготавливает студентов к предстоящей педагогической деятельности, помогает «проигрывать» школьный учебно-воспитательный процесс. А это, безусловно, делает занятия данных дисциплин более эмоциональными, интересными, содержательными. Студентам предоставляется возможность больше и чаще высказывать собственное мнение, суждения, выражать чувства, оценки, т. е. использовать материал этих дисциплин в профессиональных целях.
Подача традиционного материала в виде инновационных педагогических задач способствует выработке у студентов умения воспринимать свой предмет глазами будущего педагога и его учащихся, фокусировать внимание на содержательных, процессуальных и целевых характеристиках дисциплины. В этом случае инновационные задачи с педагогическим содержанием рассматриваются не как допол-
нение к основному материалу, а как приоритетный компонент учебного занятия.
В процессе подготовки к предстоящей деятельности будущему педагогу необходимо приобрести определенный опыт участия в инновационной ситуации, т. е. обрести инновационную компетентность. Следовательно, решая инновационные педагогические задачи, требуется актуализировать такие аспекты, как правильное восприятие данной ситуации, мышление при помощи опережающих прогностических моделей, выбор первостепенных целей, владение знаниями для прогноза развития событий, оценка собственной компетентности. Кроме того, будущему учителю надо заниматься непрерывным самообразованием и повышением эффективности своей теоретической подготовки; он должен уметь принимать верные решения, выстраивать логику осуществления проекта, принимать на себя ответственность за результаты инновационной деятельности.
Применяя инновационные педагогические задачи как один из элементов технологии обучения и анализируя отношение будущих учителей к фрагментам профессионально значимого материала, мы отметили, что у них возрастает интерес к таким занятиям, если в эти занятия включены педагогические задачи и профессиональная информация. Под влиянием данных задач студенты осознают как общекультурную, так и собственно профессиональную значимость общеобразователъного и специального предмета.
кам студентов-нелингвистов на основе коммуникативного монологического взаимодействия в условиях применения проектной деятельности [Электронный ресурс] // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 1(52). URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZh
SN-2015-1-1.pdf (дата обращения: 04.01.2018). * * *
1. Ivanova Ju.A. Pedagogicheskie zadachi kak sredstvo formirovanija innovacionnoj kompetentnosti u budushhih uchitelej // Aktual'nye problemy lingvo-didaktiki: sushhnost', koncepcii, perspektivy: mate-rialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. L.A. Milovanovoj. T. 1: Aktual'nye problemy ling-vodidaktiki. Volgograd: Paradigma, 2009.
2. Ivanova Ju.A. Primenenie innovacionnyh pe-dagogicheskih zadach v processe professional'noj podgotovki budushhego uchitelja // Pedagogicheskie problemy stanovlenija sub#ektivnosti shkol'nika, stu-denta, pedagoga v sisteme nepreryvnogo obrazova-nija: sb. nauch. i metod. tr. / pod red. N.K. Sergeeva, N.M. Borytko, A.N. Kuzibeckogo. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2002. Vyp. 10.
3. Pokusaeva T.N., Ivanova Ju.A., Rogovskaja N.I. Organizacija processa obuchenija inostrannym jazy-kam studentov-nelingvistov na osnove kommuni-kativnogo monologicheskogo vzaimodejstvija v uslo-vijah primenenija proektnoj dejatel'nosti [Jelektron-nyj resurs] // European Social Science Journal (Ev-ropejskij zhurnal social'nyh nauk). 2015. № 1(52). URL: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2015-1-1.pdf (data obrashhenija: 04.01.2018).
Список литературы
1. Иванова Ю.А. Педагогические задачи как средство формирования инновационной компетентности у будущих учителей // Актуальные проблемы лингводидактики: сущность, концепции, перспективы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.А. Миловановой. Т. 1: Актуальные проблемы лингводидактики. Волгоград: Парадигма, 2009.
2. Иванова Ю.А. Применение инновационных педагогических задач в процессе профессиональной подготовки будущего учителя // Педагогические проблемы становления субъективности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. / под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко, А.Н. Кузи-бецкого. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. Вып. 10.
3. Покусаева Т.Н., Иванова Ю.А., Роговская Н.И. организация процесса обучения иностранным язы-
Innovative technologies in the process of future teacher training
The article deals with the issues of student training for pedagogical activity on the basis of innovative technologies,which is caused by the insufficient orientation of special and general subjects to the solution of this problem. The didactic conditions of the introduction of innovative pedagogical tasks and situations in the content of university disciplines are found out. Three types of innovative pedagogical taskare described.
Key words: innovative technologies, innovative pedagogical tasks, pedagogical activity, national education, professional thinking.
(Статья поступила в редакцию 22.01.2018)