известия вгпу
«отработка» педагогических понятий и умений на занятиях по общеобразовательным и специальным дисциплинам требует определенной согласованности с изучением соответствующих понятий и умений по курсам психолого-педагогического цикла. просто хорошее обучение еще не обеспечивает подготовку специалиста-педагога. необходимо обучение, подчиненное задачам его профессионального становления.
для формирования готовности студентов к решению инновационных педагогических задач на материале общеобразовательного предмета «иностранный язык» на неспециальном факультете можно выделить два этапа: 1) стимулирование интереса к решению инновационных педагогических задач, предложенных в условиях иноязычного общения (репродуктивный этап - подготовка бакалавров); 2) самостоятельный отбор и использование педагогических понятий и схем при разборе педагогической ситуации, выработка собственных решений (творческий этап - подготовка магистров).
постановка инновационной педагогической задачи на первом этапе может осуществляться через использование текстов, содержащих школоведческую, психолого-педагогическую и специальнонаучную информацию; заданий, требующих собственных оценок, суждений о каком-либо фрагменте педагогического опыта; на втором этапе - через организацию обсуждения методики занятий, эффективности той или иной формы изложения и контроля, ролевые игры, дидактические ситуации, требующие самоанализа, переноса знаний в новые ситуации и др. при решении инновационных педагогических задач студенты могут использовать иностранный язык в профессиональных целях: диалог по поводу педагогической ситуации, аннотирование педагогических текстов, моделирование ситуаций, фрагментов уроков и воспитательных мероприятий.
переработка традиционного материала в инновационные задачи с педагогическим содержанием должна способствовать выработке у студентов умения воспринимать предмет глазами будущего учителя и его учеников, выделять содержательные, процессуальные и целевые характеристики материала. инновационные педагоги-
ческие задачи в данном случае становятся не дополнением к основному материалу, а приоритетным компонентом учебного занятия.
Pedagogical problems as means for future teachers training to innovative activity
There are considered the issues of how to train the pedagogical university students to solve the pedagogical problems and to have an experience of pedagogical activity. This is caused by insufficient content of general and special subjects. The general tendencies of improving the content and the structure of these school subjects aiming at raising teaching orientation are defined.
Key words: pedagogical activity, pedagogical problem, imitating modeling, innovative technologies, interdisciplinary connections.
в.А. лММоноЯА (Астрахань)
компоненты готовности Будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания к реализации этноэтикета в профессиональной деятельности
Описывается проблема профессиональной подготовки будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания. Поднят вопрос о компонентах готовности таких специалистов к реализации этноэтикетов профессиональной деятельности; раскрыты социально-педагогические функции этноэтикета.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, сфера услуг, этноэтикет, компоненты, социально-педагогические функции.
современные требования к профессиональной подготовке выпускников профессиональных учебных заведений предполагают достижение интегрированного ко-
© лимонова в.А., 2010
нечного результата образования. Таким результатом может служить сформиро-ванность у выпускника готовности к реализации специальных технологий, программ в своей профессиональной деятельности.
В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методологических подходов к изучению этого понятия. Это прежде всего работы общетеоретического плана А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, К.А Абульхановой-Славской, В.Н. Мя-сищева, Г.В. Суходольского, Е.Б. Старовой-тенко, а также исследования К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, Д.А. Ошанина, А.В. Карпова, выполненные в русле психологии труда и инженерной психологии. Большой вклад в понимание психофизиологической сущности трудовой деятельности внесли работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, НА Бернштейна, П.К. Анохина, В.Б. Швыркова, ВД. Шад-рикова.
опираясь на анализ существующих понятий деятельности и профессиональной деятельности, можно сделать вывод о том, что профессиональная деятельность - это особый вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования субъекта этой деятельности и обеспечивающий сохранение и непрерывное развитие человеческого общества. Характер и содержание профессиональной деятельно -сти будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания, на наш взгляд, выражаются в выполнении комплекса взаимосвязанных видов деятельности, процессов и осознании своих профессиональных функций. При этом она направлена на систематическое приобретение знаний о формировании рынка услуг общественного питания с учетом применения профессиональных технологий и выбор стратегии и тактики деятельности предприятий, на комплексное обследование потребителей услуг общественного питания и повышение качества оказываемых услуг.
Выявление знаний о специфике организации услуг общественного питания предполагает уточнение особенностей профессиональной деятельности специалиста данной отрасли. В понимании сущности этого вида деятельности ключевая роль принадлежит таким понятиям, как «услу-
га» и «обслуживание» [1]. Проанализировав определения понятия «услуга» Ф. Кот-лера, Ж.А. Романовича и С.Л. Калачёва, мы пришли к выводу, что услуга - это любое мероприятие, деятельность или выгода, которые одна из сторон может предложить другой стороне и которые в основном не осязаемы и не приводят к овладению чем-либо. Услуга является целенаправленной деятельностью исполнителя услуги, обеспечивающей удовлетворение конкретной потребности индивидуального заказчика.
Сфера услуг охватывает широкое поле деятельности, в том числе общественное питание. Производство услуг в сфере общественного питания призвано по своей сути обслуживать человека, удовлетворяя его насущные личные или корпоративные потребности, и основано на навыках и умениях предоставлять высококачественный сервис в сфере питания (Там же).
Основа работы любого предприятия в сфере питания - это клиент и его потребности, вся работа строится, исходя из интересов клиента. Поэтому деятельность в сфере питания является оказанием услуги в момент непосредственного взаимодействия с клиентом, что очень отличается от производства товара, который потом может быть продан безымянному, безликому клиенту. Все предприятия общественного питания находятся в контакте с клиентами, которым необходим или вербальный, или физический контакт (К. Хаксе-вер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик).
Таким образом, особенности организации услуг общественного питания заключаются в том, что необходимо учитывать индивидуальные вкусы и запросы, создавать условия для комфортного отдыха и досуга, способствовать увеличению свободного времени клиента, совмещать процесс производства работ и услуг с их реализацией (без помощи торгующих и других посреднических организаций).
Включение этноэтикета в организацию услуг общественного питания - это одно из основных требований, предъявляемых современной действительностью к уровню сервисного обслуживания. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о содержании процесса реализации этноэтикета в профессиональной деятельности будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания.
Под реализацией этноэтикета в профессиональной деятельности будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания в мультикультурном регионе мы понимаем процесс профессиональной организации общественного питания, основанный на мультикультурном подходе, учитывающий систему традиционных норм и правил поведения, стандартизированного общения определенного этноса. При этом организация услуг общественного питания может строиться как на моноэт-ничной основе, так и на мультиэтничной, т.е. использовании этноэтикета определенного этноса или всех этносов, которые функционируют в данном обществе, в зависимости от специализации заведения общественного питания. Но в том и другом случае этот процесс должен строиться на подчеркнутом уважении к этно-этикету любого этноса.
Мультикультурный подход предполагает равные условия функционирования эт-нокультур в различных сферах жизнедеятельности человека (образование, профессиональная деятельность, досуг, быт, религия, общественное питание и т.п.). Значение этноэтикета в организации услуг общественного питания наиболее полно раскрывают следующие социальнопедагогические функции, которые мы рассматриваем как основные правила при организации деятельности специалистов данной сферы.
1. Этноэтикет опосредует социальное общение субъектов сервисной сферы.
2. Тактичное исполнение ритуалов этноэтикета при организации услуг общественного питания способно снять психологическую напряженность в отношениях «специалист - клиент», «клиент - клиент». А в конфликтных ситуациях нормы этно-этикета выполняют функцию «синтона» («психологического поглаживания»). нормы этноэтикета помогают людям найти общий язык, достойно вести себя в сложных ситуациях и помнить о том, что отказ от соблюдения этикета ухудшает отношения между людьми, ведет к человеческим драмам.
3. Соблюдение этноэтикета обогащает жизнь субъектов сервисной сферы, поскольку он обладает ярким «игровым эффектом».
4. Этноэтикет составляет основу, на которой строятся взаимоотношения взрослых и детей, включая специфические, присущие только данной культуре проявления, наряду с общими, характерными для многих народов. приобщение к этноэтикету составляет основу социально-этического воспитания, и возрождение его в новом образовательном пространстве дает возможность решить задачу воспитания человека культуры через свое национальное, близкое, доступное для понимания и усвоения.
деятельность менеджеров по реализации этноэтикета при организации услуг общественного питания состоит из пяти взаимосвязанных этапов: 1) изучение спроса потребителей на этноэтикет в организации услуг; 2) изучение специфики выбранного потребителями этноэтикета; 3) обучение персонала составляющим этноэтике-та; 4) мониторинг качества услуг; 5) анализ недостатков и трудностей при реализации услуг общественного питания. Б структуре готовности будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания к реализации эт-ноэтикета в профессиональной деятельности мы выделяем наиболее важные для нашего исследования компоненты: профессионально-личностный, рефлексивный, творческий и технологический. Совокупность выделенных нами компонентов составляет сущность готовности будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания к реализации этноэтикета в профессиональной деятельности. Отметим, что этот перечень не является единственно возможным, он лишь представляется нам наиболее ясным для понимания в рамках нашего исследования.
Раскрыть сущность готовности будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания к реализации этноэтикета в профессиональной деятельности - значит выявить внутренние связи выделенных компонентов между собой. Б ходе подготовки студентов колледжа к реализации эт-ноэтикета в профессиональной деятельности в первую очередь должны формироваться личностные качества будущего специалиста. Мы считаем, что формирование профессионально-личностных ка-
честв обеспечивает проявление у будущего специалиста самостоятельности, инициативности, творчества и успешности. Таким образом, профессиональноличностный компонент готовности будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания к реализации этноэтикета в профессиональной деятельности является системообразующим в представленной структуре. Он характеризуется проявлением стабильного мотивированного стремления к совершенствованию профессиональной сферы, профессиональному развитию, личностному росту, вовлеченностью в инновационные и проектировочные процессы, осознанием своих целей, действий и результатов, значимых для будущей профессиональной деятельности.
Рефлексивный компонент предполагает ценностное представление, знание о содержании, способах и средствах своей деятельности; критичное отношение к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; субъектную активность. Рефлексивный компонент готовности включает в себя совокупность способностей предвосхищать, оценивать, «притормаживать» собственную деятельность, выбирать стратегию управления.
Творческий компонент готовности предполагает наличие у студента творческих способностей, а также возможность получения и применения на практике знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся оригинальностью, уникальностью, включает освоение будущими менеджерами и технологами по организации услуг общественного питания профессиональных средств, способов и приемов для повышения эффективности профессиональной деятельности по реализации этноэтикета.
Технологический компонент готовности включает в себя знание средств, методов и приемов профессиональной деятельности в области этноэтикета; умения применять эти знания на практике; навыки профессионального исследования; широкую ориентацию в теоретических вопросах; совокупность умений и навыков практического решения задач, владение методами и механизмами творческой проект-
ной деятельности, умение организовывать индивидуальную и коллективную творческую деятельность.
Литература
1. Бурменко Т. Сфера услуг: менеджмент : учеб. пособие. М. : Кнорус, 2007.
2. Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухи-на Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма. СПб., 2006.
Education components for training catering managers and process engineers for ethnic etiquette
There is described the problem about training catering managers and process engineers. The general issue is about the education components for training catering managers and process engineers for ethnic etiquette in the professional communication. The social and pedagogical properties of ethnic etiquette are discussed.
Key words: professional activity, service industries, ethnic etiquette, components, social and pedagogical properties.
в.а. осколков
(волгоград)
методика технической подготовки боксеров на основе оптимизации двигательного ритма
Представлена методика исправления технических ошибок при выполнении боксерами прямых ударов, основанная на оптимизации двигательного ритма.
Ключевые слова: методика, техника, ошибки, ритм, исправление.
исследования соревновательной деятельности боксеров свидетельствуют о том, что побеждать стали спортсмены, имеющие лучшую координацию движений по сравнению с теми, кто делал упор на функциональную подготовку. Это побуждает трене-
© Осколков В.А., 2010