Otchety о rabotosposobnosti [Health Reports], 2017, June 21. (SCOPUS)
Подано: 30.05.2017 Принято: 02.06.2017
Кузнецов Станислав Александрович - кандидат педагогических наук, Ооцепт Татарский Университет содействия бизнесу, ул. Татарстан 10, Набережные Челны, Россия, 423825, E-mail: kzm_diss(cAmail. ru
Для цитирования: Кузнецов С. А. Методология нормативно-правовой подготовки специалистов в сфере социального туризма // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 116-125.
DOI 10.14526/01 2017 213 УДК 796.075.6: 159.9
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С УСТАНОВКОЙ НА ДОВЕРИЕ У СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Н.С. Мощенко - старший преподаватель ФГБОУ ВО «Костанайский социально-технический университет имени академика 3.
Алдамжар»,
ул. Герцена, дом 27 корпус 1, г. Костанай, Казахстан, 110010
Е-т ail: ciassic-11 lÇcbm ail. ru
Аннотация: в статье рассмотрены возможности развития коммуникативных способностей с установкой на доверие v спортивных менеджеров в процессе реализации физкультурно-спортивных мероприятий игровой направленности. Материалы. На основании проведенного теоретического анализа результатов ранее проведенных рядом авторов научно-исследовательских работ осуществлено обоснование значимости представленной работы для реализации эффективной практической деятельности, направленной на формирование коммуникативных способностей с установкой на доверие. Анализ сложившихся современных условий подготовки спортивных менеджеров, а также недостаточность разработанности исследуемой темы определили цель данного исследования, которая заключается в обосновании методики формирования коммуникативных способностей с установкой на доверие у будущих спортивных менеджеров посредством физкультурно-спортивной деятельности. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, тестирование уровня сформированности коммуникативных способностей, тестирование, методы математической статистики. Результаты. В результате логически и научно обоснованного проведения экспериментальной части исследования автор подтверждает эффективность разработанной методики проведения занятий, направленных на формирование коммуникативных способностей с установкой на доверие v спортивных менеджеров посредством реализации физкультурно-спортивной деятельности игровой направленности. Заключение. Реализация методики с созданием оптимальных педагогических условий способствовала повышению уровня сформированности коммуникативных способностей с установкой на доверие v спортивных менеджеров.
Ключевые слова: спортивные менеджеры, педагогические условия, физкультурно-спортивная деятельность, коммуникативные способности.
SPORTS MANAGERS COMMUNICATION SKILLS DEVELOPMENT WITH THE INSTALLATION ON TRUST IN THE IMPLEMENTATION OF GAME ACTIVITIES
Natalia S. Moshenko - senior lecturer, Kostanay Socio-Technical University Named After Academician Z. Aldamzhar, 27, Gertsen str., Kostanay, 110010, Kazakhstan E-m ail: ciassic-11 lÇcbm ail. ru
Abstract. The article discusses the possibility of the sports managers communication skills development with the confidence in the implementation of sports and sporting events game orientation. Materials. Analysis of specialists scientific-research works allowed to carry out justification of playing sports use in sports managers training, aimed at the formation of their communicative abilities with the installation on trust. The purpose of this research is theoretical and practical substantiation of communicative abilities formation method with the confidence of future sports managers through the use of team sports. Research methods. Analysis of scientific and methodical literature, questionnaire survey, pedagogical obsen'ation, rapid assessment, testing the level of formation of communicative skills, the testing, the method of mathematical statistics. Results. In the first phase of our research pedagogical conditions for the realization of methods of teaming, including playing sports and promoting the effective development of communication skills with the confidence of the sports managers are identified. In the result of pedagogical obsen'ation and analysis of scientific-methodic and special literature four pedagogical conditions are identified. Practical implementation of methods aimed at developing communicative abilities with the confidence of sports managers showed growth and a significant predominance of high level of communicative abilities formation with the confidence of the students in the experimental group. In the control group, there was a slight change. Conclusion. Implementation methodology creation of optimum pedagogical conditions contributed to the improvement of communication skills level with the confidence of the sports managers.
Keywords: sports managers, pedagogical conditions, team sports, communication skills.
Введение. Президент страны Владимир Путин отметил: «В России много делается для приобщения молодёжи к ценностям физической культуры и совершенствования системы подготовки атлетов. Один из важнейших шагов в этом направлении - создание в г. Сочи Российского международного
олимпийского университета. Этот вуз призван стать авторитетным центром в сфере подготовки специалистов в области управления спортом и внедрения инновационных образовательных методик и технологий». Эти слова должны быть толчком для создания новых технологий по подготовке спортивных менеджеров. Какие бы вопросы мы не рассматривали, все более актуальным на современном этапе создания нового образования, ключевым должен
стать вопрос формирования
коммуникативных способностей с установкой на доверие при подготовке спортивных специалистов. Только доверие и доверительные отношения могут повысить статус нашей страны.
В связи с вышесказанным следует обратить внимание на то, что исследование проблемы формирования коммуникативных способностей с установкой на доверие у спортивных менеджеров с точки зрения педагогики обусловливается социальным заказом общества, а именно развитием социально сформированной личности как будущего профессионального специалиста, знатока своего дела.
В работах многих авторов показано, что формирование коммуникативных
способностей будущих специалистов должно занимать центральное место [1,2,3,4,5]. Необходимый уровень сформированное™ коммуникативных способностей выступает одной из важных составляющих готовности студента к обучению, обеспечивая ему тем самым возможность успешной будущей профессиональной деятельности. В этой связи физкультурно-спортивная
деятельность с включением игровых видов спорта, посредством которой студент приобретает необходимый опыт общения, коллективного взаимодействия, доверия и доверительных отношений в сложных изменяющихся ситуациях, что может стать основой подготовки специалистов, способных работать в современных условиях выстраивания профессиональных отношений.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании процесса формирования коммуникативных
способностей у спортивных менеджеров посредством физкультурно-спортивной деятельности. Основной задачей исследования явилась разработка педагогических условий в обосновании методики формирования
коммуникативных способностей с установкой на доверие у будущих спортивных менеджеров посредством физкультурно-спортивной деятельности.
Методы и организация исследования. Для решения поставленной цели нами использованы такие методы исследования, как анализ и обобщение научно-методической литературы,
тестирование уровня сформированное™ коммуникативных способностей,
тестирование, методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный институт физической культуры». В исследовании приняли участие студенты специализации «Спортивный менеджмент» в количестве 64 человек.
Результаты. Для решения первой задачи, связанной с выявлением
педагогических условий формирования коммуникативных способностей
спортивных менеджеров, нами был осуществлен анализ различных научно-теоретических подходов к исследованию проблемы.
Анализ литературных источников показал, что процесс формирования коммуникативных способностей у спортивных менеджеров посредством установления доверительных отношений не рассматривался. В связи с этим нами проведена попытка разработки педагогических условий.
Первое педагогическое условие сформулировали как создание позитивной предметно-развивающей среды, которая способна выступать в роли стимулятора в едином образовательном пространстве становления студента как специалиста, что, в свою очередь, способствует формированию коммуникативных
способностей (реализуется в практических занятиях, учебной и производственной практике).
Второе педагогическое условие -организация единого ценностно-смыслового сотрудничества всех участников образовательного процесса, включающего в себя общение в процессе физкультурно-спортивной деятельности игровой направленности на основе понимания всей сущности игры, форм и методов оптимального формирования коммуникативных способностей
спортивных менеджеров в процессе осуществления физкультурно-спортивной деятельности.
Третье педагогическое условие представляет собой создание
коммуникативно-диалоговой базы
взаимоотношений всех участников образовательного процесса как компонента нравственного развития личности при включенности в физкультурно-спортивной деятельность.
Четвёртое педагогическое условие включало в себя систематизацию средств и методов физкультурно-спортивной
деятельности с целью распределения их в
соответствии с психолого-педагогическими индивидуальными особенностями каждого студента (реализация физкультурно-спортивной деятельности посредством определения игрового вида спорта).
Нами была выявлена специфика формирования коммуникативных
способностей с установкой на доверие у спортивных менеджеров в процессе физкультурно-спортивной деятельности, заключающаяся в использовании студентами различных символических средств в процессе игры, таких как знаки, технико-тактические приемы, различные команды, жесты, мимика, пластика, речь и т. п., благодаря которым происходит повышение степени социальной компетентности студента в ходе реализации взаимодействия с
сокурсниками, преподавателями в реализуемом игровом пространстве. В процессе игры занимающиеся включаются в единый образовательный процесс взаимодействия в рамках выполнения определенных правил, который позволяет выстраивать не только отношения в знании правил игры, но и доверительных отношений друг с другом при выполнении атакующих технико-тактических приемов, направленных на достижение результата. Например, в волейболе это удачная подача, удачный прием мяча, понимание действий партнера в игре; в баскетболе - удачный прием и передача мяча, атака кольца с результативным действием с
подключением в процесс участников игры. В футболе также происходит командное взаимодействие с четко выстраиваемыми взаимоотношениями между игроками. В бадминтоне и настольном теннисе доверие реализуется через уверенность в своем товарище по команде.
Для установления доверительных отношений во время физкультурно-спортивной деятельности игровой направленности необходимо не только знание правил игры, но и необходимый комплект тактических и технических действий. В этой связи включение в процесс формирования коммуникативных
способностей с установкой на доверие у спортивных менеджеров игровые виды физкультурно-спортивной деятельности должны составлять основу создания экспериментальной методики. Игровые действия предполагают различные ситуации и замены ситуаций другими при сохранении правил игры. Игра дает свободу добровольного выстраивания отношений между игроками своей команды и команды соперников. Игровые действия в рамках определенных правил выполняются свободно, быстро, в другом состоянии души. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество (порядок) очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире, где актуальным являются создание и сохранение доверительных отношений.
Игровые действия помогают выстраивать взаимовыгодные
взаимоотношения между игроками, дают возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика, и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.
Таким образом, привлечение студентов к физкультурно-спортивной деятельности, особенно к игровым видам спорта, способствует формированию потребности решения задач, которая возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений, а также дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле ловкости, внимательности, быстроты решений, умения ориентироваться и двигаться.
На этапе разработки
экспериментальной методики
формирования коммуникативных
способностей с установкой на доверие в рамках проведения спецкурса в практическую часть включили проведение занятий с включением игровых видов спорта, а также с установкой на то, чтобы
студенты добровольно посещали внеучебные занятия спортом. Студентам были предложены на выбор такие виды спорта, как волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол, настольный теннис и.др.
Физкультурно-спортивные занятия по сути своей являются подготовительным этапом к предстоящей профессиональной деятельности, в процессе которой происходит систематизация, закрепление, обобщение и дополнение имеющихся знаний, умений и навыков. Игры способны оказать значимое влияние на формирование личности студента. В процессе игры он получает значительную степень свободы, способствующей формированию навыка самостоятельных действий, отражающихся в возможностях студента самостоятельно продумать замысел личной деятельности в игре, найти средства с целью его воплощения, последовательно осуществляя задуманное, осуществлять контроль своих действий при разнообразных ситуациях,
складывающихся в процессе занятий спортом.
Таким образом, в физкультурно-спортивной деятельности студент приобретает навыки и умения, необходимые для жизни, умения строить свои отношения в команде и со сверстниками в рамках деятельности и в свободное от нее время, а это требует творческой активности личности, т. е. умения держать себя в обществе, умения и навыки поведения, отношений, развивая свою эмоционально-эстетико-чувственную сферу и осваивая навыки общения.
Весь процесс организации, который осуществлялся с целью формирования коммуникативных способностей с установкой на доверие у спортивных менеджеров, был выстроен нами на основе целенаправленного включения студентов в деятельность, состоявшую из нескольких этапов.
Первый этап - подготовительный, характеризуемый выявлением отношений
студентов к понятиям доверия и доверительных отношений.
Второй этап - этап пробных исследований сформированное™
доверительных отношений студентов и определение у студентов стремления к физкультурно-спортивной деятельности посредством проведения занятий с включением игровых видов спорта по упрощенным правилам.
Третий этап - этап выбора вида деятельности с целью определения занятости студентов физкультурно-спортивной деятельностью.
Четвертый этап - этап основных исследований, который характеризуется реализацией всех мероприятий, направленных на формирование коммуникативных способностей студентов с установкой на доверие. Для этого реализовали спецкурс «Формирование коммуникативных способностей с установкой на доверие у спортивных менеджеров».
При проведении педагогического эксперимента все диагностические процедуры осуществлялись с соблюдением правил организации исследования. Следует подчеркнуть, что при комплектовании контрольный и экспериментальной групп руководствовались не дружескими отношениями и эмоциональными предпочтениями студентов, проявляемыми ими по отношению друг к другу, а поделили группу с учетом выявленных отношений к понятиям «доверие» и «доверительные отношения» и использованию их в жизни. В эксперименте приняли участие 64 студента, которых в ходе исследований разделили на одну контрольную и одну экспериментальную группу, по 32 студента в каждой.
В ходе педагогического эксперимента результаты
с ф ормиров анности коммуникативных способностей оценивались по следующим критериям с выявлением их наличия либо отсутствия:
^сформированное умение вести беседу и договариваться с участниками команды;
2) умение осуществлять взаимный контроль своих действий, не мешая сокурсникам;
3) проявляемое отношение к совместному результату деятельности;
4) степень оказания взаимопомощи при осуществлении совместных командных тактических действий;
5) рациональность используемых двигательных действий.
Результаты, полученные до и после эксперимента, представлены в таблице 1
Таблица 1 - Распределение студентов по уровням сформированное™ коммуникативных способностей с установкой на доверие (до и после
Исследуемые группы Уровень сформированности коммуникативных способностей с установкой на доверие
Высокий Средний Низкий
до эксперимента
КГ (п=32) 15(46,8%) 10(31,3%) 7(21,9%)
ЭГ(п=32) 15(46,8%) 11(34,4%) 6(18,8%)
после эксперимента
КГ (п=32) 16(50,0%) 11 (34,4%) 5(15,62%)
ЭГ(11=32) 19(59,4%%) 13(40,6%) 0(0%)
В таблице 1 представлены результаты педагогического эксперимента. Анализ результатов распределения студентов по уровням
сформированное™ коммуникативных способностей с установкой на доверие до эксперимента показал, что группы однородные. После практической реализации, разработанной нами методики, направленной на формирование коммуникативных способностей с установкой на доверие у спортивных менеджеров в процессе реализации физкультурно-спортивной деятельности, мы получили результаты, говорящие о росте показателей и существенном преобладании высокого уровня сформированное™ у студентов экспериментальной группы. В контрольной группе отмечены незначительные изменения.
Таким образом, сравнительный анализ количественных данных, полученных в результате проведения экспериментов, можно сделать вывод, что реализация методики с созданием
оптимальных педагогических условий способствовала повышению уровня с ф ормиров анности коммуникативных способностей с установкой на доверие у спортивных менеджеров. Использование игровых видов спорта в рамках физкультурно-спортивной деятельности студентов подчеркнуло целесообразность, возможности реализации потенциала физкультурно-спортивной деятельности как основы социальной адаптации первокурсников к вузовской жизни.
Литература
1. Зубарев, Ю.А. Подготовка менеджеров для сферы физической культуры и спорта / Ю. А. Зубарев. - Волгоград: ПРИНТ, 2003. - 320 с.
2. Карлышев, И.В. Некоторые условия становления прогностической компетентности будущих менеджеров в образовательном процессе вуза / И. В. Карлышев // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры. - Челябинск: УралГУФК, 2010. - С. 153-155.
3. Кондрашова, Н. В. Формирование у детей 6-7 лет представлений о дружбе посредством театрализованных игр в условиях стандартизации дошкольного образования / Н.В. Кондрашова, A.C. Текаева // Science Time. - 2015. - № 1 (13). - С. 235-240.
4. Лесняк, И.В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / И.В. Лесняк // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки,-2011.-№ 7.-Т.99.-С. 118-125.
5. Попова, А.Ф. Формирование установки на успех в профессиональной деятельности / А. Ф. Попова, Е. Ф. Орехова, И. Ю. Сазонов, А. А. Попова и др. - Челябинск: УралГАФК. 2005.- 160 с.
6. Кузнецов З.М. Особенности динамики изменения структуры функциональной готовности студентов-боксеров очной формы обучения КАМГиФК за весь период обучения в вузе / З.М, Кузнецова, Ш.Р. Зайнуллин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. -Т. 2. - №1. - С. 51-55. Режим доступа: http://www. journal-science, org/ru/article/517.html.
7. Кузнецов С.А. История развития паралимпийского спорта в мире / С.А. Кузнецов, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Т. 9. - №2. - С. 46-53. Режим доступа: http://www.iournal-science.org/ru/article/61 .html. DOI: 10.14526/00_1111_06.
8. Audrey R. Chapman. The Contributions of Human Rights to Universal Health Coverage. Zdorov'e iprava cheloveka [Health and Human Rights],
2016, Vol. 18, No. 2 (SCOPUS).
9. 9. Tracey Buslmik, Didier Garriguet, Rachel Colley. Parent-Child association in body weight status / Tracey Buslinik, Didier Garriguet, Rachel Colley. Otchety о rabotosposobnosti [Health Reports],
2017, June 21."(SCOPUS).
References
1. Zubarev Yu. A. Podgotovka menedjerov dlya sfery jizicheskoj foil 'tury i sporta [Training of managers for the sphere of physical culture and sports], Volgograd, PRINT, 2003. - 320 p.
2. Karlyshev 1. V. Some of the conditions of future managers prognostic competence formation in the educational process of higher school. Optimizaciya uchebno-vospitatel 'nogo processa v obrazovatel 'nyh
Submitted: 27.04.2017 Received:03.05.2017
iichrezhdeniyah jizicheskoj foil 'tury [The Optimization of the educational process in educational institutions of physical culture], 2010, pp. 153-155.
3. Kondrashova N. V., Tekaeva N.V. The education of 6-7 years children ideas about friendship through theatrical games in terms of pre-school education standardization. Vremya nauki [Science Time], 2015, no 1 (13), pp. 235-240. (in Russian).
4. Lesniak 1. V. The Pedagogical potential of theatrical activities of the preschool children communicative skills formation. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: Humanitarian Sciences], 2011, no 7, vol. 99, pp. 118-125. (in Russian).
5. Popova A. F„ Orekhov Y.I., Popov A.A. Formirovanie otnosheniya к uspehu v professional 'noj deyatel 'nosti [The Formation of the attitude to success in the professional activities], Chelyabinsk, UralGAFK, 2005, 160 p.
6. Kuznetsova Z.M., Zainullin S.R. Features of the changes dynamics in the structure of students-boxers preparedness, during full-time study at the University. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy jizicheskoj foil'tury i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2007, vol. 2, no 1, pp. 5155. Available at: http: // w w w. i о urnal -seienee.org/ru/artiele/517 .html.
7. Kuznetsov S. A., Kuznetsova Z. M. History of the Paralympic sports development in the world. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy jizicheskoj foil'tury i sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no 2, pp. 4653. Available at: http:// www. i о urnal -science.org/ru/article/61. html. DOI 10.14526/00 1111_06.
8. Audrey R. Chapman. The Contributions of Human Rights to Universal Health Coverage. Zdorov'e iprava cheloveka [Health and Human Rights], 2016, Vol. 18, No. 2 (SCOPUS).
9. Tracey Buslinik, Didier Garriguet, Rachel Colley. Parent-Child association in body weight status / Tracey Buslinik, Didier Garriguet, Rachel Colley. Otchety о rabotosposobnosti [Health Reports], 2017, June 21. (SCOPUS).
Мощенко Наталья Сергеевна - старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Костанайский социально-технический университет имени академика 3. Алдамжар», ул. Герцена, дом 27 корпус 1, город Костанай, Казахстан, 110010, E-mail: ciassic-111(ф,mail.ru
Для цитирования: Мощенко Н.С. Развитие коммуникативных способностей с установок на доверие у спортивных менеджеров в процессе физкультурно-спортивной деятельности игровой направленности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - № 2. - С. 125-131.