честв обеспечивает проявление у будущего специалиста самостоятельности, инициативности, творчества и успешности. Таким образом, профессиональноличностный компонент готовности будущих менеджеров и технологов по организации услуг общественного питания к реализации этноэтикета в профессиональной деятельности является системообразующим в представленной структуре. Он характеризуется проявлением стабильного мотивированного стремления к совершенствованию профессиональной сферы, профессиональному развитию, личностному росту, вовлеченностью в инновационные и проектировочные процессы, осознанием своих целей, действий и результатов, значимых для будущей профессиональной деятельности.
Рефлексивный компонент предполагает ценностное представление, знание о содержании, способах и средствах своей деятельности; критичное отношение к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; субъектную активность. Рефлексивный компонент готовности включает в себя совокупность способностей предвосхищать, оценивать, «притормаживать» собственную деятельность, выбирать стратегию управления.
Творческий компонент готовности предполагает наличие у студента творческих способностей, а также возможность получения и применения на практике знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся оригинальностью, уникальностью, включает освоение будущими менеджерами и технологами по организации услуг общественного питания профессиональных средств, способов и приемов для повышения эффективности профессиональной деятельности по реализации этноэтикета.
Технологический компонент готовности включает в себя знание средств, методов и приемов профессиональной деятельности в области этноэтикета; умения применять эти знания на практике; навыки профессионального исследования; широкую ориентацию в теоретических вопросах; совокупность умений и навыков практического решения задач, владение методами и механизмами творческой проект-
ной деятельности, умение организовывать индивидуальную и коллективную творческую деятельность.
литература
1. Бурменко Т. Сфера услуг: менеджмент : учеб. пособие. М. : Кнорус, 2007.
2. Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухи-на Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма. СПб., 2006.
Education components for training catering managers and process engineers for ethnic etiquette
There is described the problem about training catering managers and process engineers. The general issue is about the education components for training catering managers and process engineers for ethnic etiquette in the professional communication. The social and pedagogical properties of ethnic etiquette are discussed.
Key words: professional activity, service industries, ethnic etiquette, components, social and pedagogical properties.
в.А. осколков
(волгоград)
методика технической подготовки боксеров на основе оптимизации двигательного ритма
Представлена методика исправления технических ошибок при выполнении боксерами прямых ударов, основанная на оптимизации двигательного ритма.
Ключевые слова: методика, техника, ошибки, ритм, исправление.
Исследования соревновательной деятельности боксеров свидетельствуют о том, что побеждать стали спортсмены, имеющие лучшую координацию движений по сравнению с теми, кто делал упор на функциональную подготовку. Это побуждает трене-
© Осколков В.А., 2010
Рис. 1. Интегральный показатель владения техникой прямых ударов боксерами экспериментальной группы (ряд 1 - после эксперимента; ряд 2 - до эксперимента)
ров к поиску резервов технико-тактической подготовки боксеров, которые можно использовать в различные периоды становления спортивного мастерства (В.Е. Коте-шев, 1984; В.А. Таймазов, 1997; С.Е. Бакулев, 1998; А.В. Гаськов, 1999 и др.). Анализ соревновательных поединков позволил выявить достаточно много технических ошибок, допускаемых боксерами высокой квалификации, которые могут стать существенной помехой для их дальнейшего спортивного роста. в то же время традиционных методик технико-тактической подготовки (А.Г. Ширяев, 2007 и др.) для устранения подобных недостатков недостаточно. Нами были выявлены основные ошибки, допускаемые боксерами при выполнении прямых ударов, определены их причины и разработан комплекс подводящих упражнений, имеющий заданную ритмотемповую структуру. Предполагалось, что применение данного комплекса упражнений позволит устранить имеющиеся ошибки и тем самым повысить эффективность обучения.
Методика исследования. Для оценки уровня владения техникой был разработан интегральный показатель владения техникой (ИПВТ), выявлены основные ошибки, встречающиеся при выполнении прямых ударов на дальней дистанции. У каждого обследуемого тремя независимыми экспертами определялись наличие этих ошибок и их «значимость» по трехбалльной оценочной шкале. ИПВТ рассчитывался по отношению суммы баллов к количеству имеющихся ошибок.
Результаты исследования. Анализ соревновательной деятельности показал, что при выполнении прямого удара правой рукой с шагом вперед в числе наиболее грубых ошибок можно отметить раннюю постановку левой ноги на опору (служит предупреждением противнику и не позволяет оперативно изменить дистанцию); расположение ног на одной линии (затрудняет удар правой рукой и защиту уклоном, нарушает равновесие); расположение веса тела преимущественно на правой ноге (затрудняет удар левой рукой и исключает возможность быстрого шага назад); отрыв при ударе правой ноги от опоры (снижает силу удара, нарушает равновесие); постановка левой ноги на опору прямой, с пятки (приводит к наклону туловища, служит причиной отрыва правой ноги при ударе, снижает силу удара).
как показал опрос тренеров, основными причинами ошибок являются координационная недостаточность, методические ошибки обучения, неудовлетворительный контроль и самоконтроль, неуверенность (страх пропустить удар). Так как удары правой рукой на дальней дистанции выполняются в движении, то одной из основных причин ошибок является плохая координация рук и ног. Поэтому экспериментальная методика строилась на улучшении координационной взаимосвязи рук и ног при помощи обучения двигательному ритму.
При разработке методики совершенствования ритмотемповой структуры движений мы исходили из данных, полученных
Рис. 2. Интегральный показатель владения техникой прямых ударов боксерами контрольной группы (ряд 1 - после эксперимента; ряд 2 - до эксперимента)
при анализе научно-методической литературы, опросах и наблюдении, а также теории деятельности А.Н. Леонтьева (1975), согласно которой для достижения победы над противником необходимо выполнять целостные двигательные действия, состоящие из отдельных операций (ударов, защит, передвижений). Сами операции выполняются с различной амплитудой, скоростью, силой, в различной последовательности и т.п. Таким образом, наблюдается определенный двигательный ритм.
Методика обучения. Упражнения с заданной ритмотемповой структурой сначала отрабатывались в подготовительной части занятия во время выполнения традиционного боя с «тенью» перед зеркалом, на месте, в прямолинейном передвижении вперед - назад, с постепенным увеличением темпа выполнения упражнения по мере овладения им и добавлением ударов и защит. в основной части занятия упражнения выполнялись на боксерских снарядах, а затем в парах, в условиях противодействия партнера, в условных и вольных боях.
комплекс состоит из трех вариантов упражнений с различной ритмической структурой: «главное звено» (операция: сильный удар, уклон, шаг и т.д.) выполняется 1) в начале действия; 2) в конце действия; 3) как в начале действия, так и в конце. начинаем обучать заданному ритму с выполнения шагов, затем добавляем защиты и удары и выполняем как целостное действие. Например, 1-й вариант: из исходного положения (и. П.) - боевая стойка, на «раз» выполняется большой шаг вперед и в сторону с укло-
ном, на «два - три» - мелкие, промежуточные шаги на месте, затем все повторяем в другую сторону. После первого шага (операции) интервал несколько больше, чем между другими шагами.
При движении назад 1-й шаг (с любой ноги) делается назад и в сторону, ставим ногу на опору, сразу разворачивая пятку наружу, а туловище поворачивая в другую сторону. На «два - три» - промежуточные шаги, которые могут выполняться как на месте, так и в любом необходимом направлении с сохранением устойчивого положения. То же, когда после первого шага с уклоном («раз») выполняются любые удары с промежуточными шагами («два - три»). То же, когда под первый шаг выполняется встречный удар и на «два - три» - тоже удары.
Темп выполнения возрастает по мере освоения упражнения. Шаги могут выполняться в сочетании с ударами и защитами. Выполняются симметрично влево и вправо, позволяя при этом вывести правую ногу вперед, в исходное положение для удара правой рукой, сократить дистанцию до противника. В последующем количество промежуточных шагов может быть увеличено до 5 - 7. Нечетное количество шагов позволяет сразу начинать выполнение действия в другую сторону.
При формировании заданной ритмотемповой структуры атакующих действий квалифицированных боксеров необходимо помнить, что акцентированная фаза действия (операция, которая выполняется с большей относительно других амплитудой, силой, скоростью и т.п.) может быть ударом, защи-
той, шагом, операцией, направленной на отвлечение противника, и т.п. Ритм выполнения занимающиеся задают себе сами голосом, вслух или просчитывая про себя. Начинается обучение с формирования у боксеров заданной ритмотемповой структуры, а затем, при сохранении двигательного ритма, заменяем как обычные операции, так и акцентированную фазу действия, получая необходимые вариации исполнения.
Кроме того, все удары (кроме некоторых одиночных и асимметричных серий) желательно выполнять в перекрестной координации. Это делается для того, чтобы погасить реактивные силы в случае промаха и тем самым сохранить равновесие. Соответственно ритмы шагов и ударов должны совпадать. При рассогласовании ритма мы видим, что ноги отстают, путаются, не поспевают за руками. Поэтому необходимо сначала учить ритму ног, а руки за ногами всегда поспеют. Исходя из этого, количество шагов примерно должно быть равным количеству ударов.
При выполнении ударов в передвижении маховая нога должна ставиться на опору раньше или одновременно с касанием удара цели. При этом шаг не всегда означает изменение местоположения боксера, он может выполняться и на месте. Сильному удару (которому необходима большая амплитуда движения, замах) будет предшествовать более длинный шаг, с большим сгибанием ноги и переносом веса тела на опорную ногу, т.к. необходим более мощный толчок ногой.
Для проверки эффективности предложенной методики был проведен педагогический эксперимент. Боксеров разделили на две однородные группы - экспериментальную и контрольную - на основании данных предварительного тестирования. Группы были однородны по возрасту (17 -18 лет), стажу занятий (3 - 5 лет), квалификации (1-й разряд, кмс), весовым категориям. во время эксперимента все спортсмены тренировались шесть раз в неделю, по одинаковым тренировочным программам. Спортсмены экспериментальной группы в течение 5 - 7 минут (2 - 3 раунда) выполняли упражнения с различной ритмотемповой структурой в подготовительной и заключительной частях занятия и столько же - в основной части. Контрольная группа занималась по общепринятой методике.
Статистическая обработка данных показала, что в начале педагогического эксперимента различий между контрольной и экспериментальной группами не было.
По прошествии восьми месяцев регулярных занятий вновь рассчитали интегральный показатель владения техникой (ИПВТ) и сравнили с исходными данными и меж-групповыми. Как видно на рис. 1, в экспериментальной группе после применения разработанной методики достоверно снизился уровень технических ошибок, встречающихся при выполнении соревновательных упражнений (р<0,05), в то время как в контрольной группе изменения не существенны (р>0,05) (см. рис. 2). Экспериментальная методика, направленная на оптимизацию двигательного ритма рук и ног, существенно эффективнее традиционных и может успешно применяться для устранения ошибок в технической подготовке боксеров.
литература
1. Бакулев С.Е. Спортивное прогнозирование в спортивной деятельности тренера (на материале бокса) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998.
2. Гаськов А.Б Теоретико-методические основы управления соревновательной и тренировочной деятельностью квалифицированных боксеров : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / РГАФК. М., 1999.
3. Котешев Б.Е. Методика совершенствования атакующих и защитных действий боксеров с использованием нетрадиционных средств подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1984.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. : Политиздат, 1975.
5. Таймазов Б.А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / ГАФК им. П.ф. Лесгафта. СПб.,1997.
6. Ширяев А.Г, Филимонов Б.С. Бокс и кикбоксинг : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2007.
Boxing technical training methodology based on motional rhythm optimizing
There is presented the methodology of correcting technical mistakes when performing the direct strokes. It is based on the motional rhythm optimizing.
Key words: methodology, techniques, mistakes, rhythm, correcting.