Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9992
978
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА / СЕНСУАЛИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ПРАКТИЦИЗМ / TRAINING / EDUCATION / SYSTEM / SENSATIONALISM / PERSONALITY / PRACTICALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрябина Т. О.

Статья раскрывает педагогические взгляды Джона Локка, затрагивает принципиально важные вопросы педагогики: изучение роли воспитания, определение цели и образовательных задач, содержание и методы обучения, формирование личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOHN LOCKE'S PEDAGOGICAL VIEWS

The article reveals the pedagogical views of John Locke, touches on the main issues of pedagogy: the study of the role of education, the definition of goals and educational tasks, the content and methods of teaching, the formation of personality.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА»

с исполнителями над актерским воплощением хореографического образа; четвертый — работа студента-хореографа с исполнителями над отработкой целостного хореографического произведения и пятый — критический анализ самостоятельной репетиторской деятельности студента-хореографа.

Следуя алгоритму разработанных нами педагогических условий репетиционной деятельности, студент-хореограф, как будущий педагог-репетитор в области хореографического искусства, достигнет положительной динамики в своем творческом и образовательном процессе.

1. Мельникова Е. П. Требования к педагогической деятельности педагога-хореографа на современном этапе образования в высших учебных заведениях культуры и искусства // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 1-2 (79). С. 90-93.

2. Захаров Р. В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М. : Искусство, 1983. 224 с.

3. Смирнов И. В. Искусство балетмейстера : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1986. 192 с.

4. Бухвостова Л. В., Заикин Н. И., Щекотихина С. А. Балетмейстер и коллектив : учеб. пособие. Орел : Горизонт, 2014. 250 с.

5. Усачев Ю. Ю., Бугаев А. В. Ключевые характеристики и сущность постановочной практики балетмейстера // Санкт-

Петербургский образовательный вестник. 2016. № 2 (2). С. 26-28.

6. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии : учеб. 2-е изд., стер. СПб. : Лань ; Планета музыки, 2015. 250 с.

7. Нарская Т. Б. Основы репетиторской работы в хореографии : учеб.-метод. пособие. Челябинск : ЧГАКИ, 2013. 38 с.

8. Юрьева М. Н. Содержание и направленность профессиональной подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств // Гаудеамус : психолого-педагогический журнал. 2015. № 1 (25). С. 95-106.

9. Буксикова О. Б., Климова И. А. Влияние классического танца на становление исполнительской культуры обучающихся // Наука. Искусство. Культура. 2017. № 1 (13). С. 140-147.

10. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 2-е изд., испр. и доп. М. : Искусство, 1981. 479 с.

11. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце : учеб. пособие. 3-е изд., стер. СПб. : Лань ; Планета музыки, 2017. 520 с.

12. Булгакова Т. В. Специальные компетенции преподавателей дисциплины «Актерское мастерство» в системе профессионального хореографического образования // Казанский педагогический журнал. 2018. № 4 (129). С. 128-131.

© Николаева Л. Я., Сабанцева Т. В., 2020

УДК 37.02:371.48 Науч. спец. 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-133-136

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА

Статья раскрывает педагогические взгляды Джона Лок-ка, затрагивает принципиально важные вопросы педагогики: изучение роли воспитания, определение цели и образовательных задач, содержание и методы обучения, формирование личности.

Ключевые слова: обучение, воспитание, система, сенсуализм, личность, практицизм.

Т. О. Скрябина Т. О. Skriabina

JOHN LOCKE'S PEDAGOGICAL VIEWS

The article reveals the pedagogical views of John Locke, touches on the main issues of pedagogy: the study of the role of education, the definition of goals and educational tasks, the content and methods of teaching, the formation of personality.

Keywords: training, education, system, sensationalism, personality, practicality.

Идея всестороннего и гармоничного воспитания ребенка созвучна нашему времени, что связано, прежде всего, с обновлением и преодолением устаревших стереотипов, динамическими изменениями во всех сферах общественной жизни. Значительное место в осмыслении проблемы взаимосвязи различных видов воспитания занимают взгляды философа Джона Локка (1632-1704). Изучение педагогического наследия выдающихся педагогов эпохи Просвещения позволяет критически и полно использовать ведущие идеи и опыт прошлого в современных условиях.

Победа буржуазной революции в середине XVII в., становление нового общественного строя в Англии требовали

принципиально нового решения главных вопросов педагогики: разработка педагогических подходов к формированию личности, изучение роли воспитания, определение целей и задач образования, определение содержания и методики обучения. Одной из особенностей Просвещения в Англии был практицизм, он характеризовался выдвижением на первый план принципа полезности, что было обусловлено определенными запросами времени. Во времена Локка социальные изменения, которые произошли в стране, предложили новую концепцию человека как предмета воспитания. Следовательно, можно говорить о своеобразной педагогической революции, которая отразилась в новых взглядах на

сущность воспитания, критерии отбора содержания образования, форм и методов педагогической работы [1].

Джон Локк — английский философ, психолог, педагог, автор книг «Мысли о воспитании», «О воспитании разума», «Два трактата о правлении», «Письма о веротерпимости» и др. В своих мировоззренческих взглядах Джон Локк исходит из естественного состояния общества, в котором вся власть является взаимной, человека ограничивает естественный закон. Основными факторами становления и развития личности по теории Джона Локка были: наследственные черты, домашнее начальное образование, наличие широкого спектра задатков и способностей, одаренности, воспитание в условиях дворянской семьи.

Одна из важнейших идей Локка — четкое разграничение воспитания и образования. Цель воспитания Джон Локк видел в подготовке «джентльмена», умеющего разумно и прибыльно вести свои дела, не мешая другим. Имеет здоровый дух в здоровом теле и умеет вести себя в обществе. Дети бедных слоев населения его не волновали. Локк категорически выступал против существовавшего в то время школьного образования, он считал его отражением общества, аморального в своей сущности, отстаивал домашнее, индивидуальное воспитание детей. Для достижения цели воспитания, по его мнению, надо обеспечить воспитание тела, характера и ума, опираясь соответственно на закалку и практическую целесообразность. Детей с малых лет следует физически закалять и приучать сносить усталость, невзгоды, лишения. Такая система физического воспитания — необходимое условие создания «здорового духа в здоровом теле». Цель обучения — готовить не ученого, а делового человека. Поэтому надо сделать разум способным воспринимать любое знание. Он предложил программу реального образования, которая предусматривала необходимую подготовку к действенным занятиям в реальном мире.

Джон Локк выполнил одну из важнейших задач XVII в., создал образовательную систему, которая отвечала качественно новому состоянию общества, его социально-экономическим, политическим и религиозным стремлениям. Представление Джона Локка о воспитании складывалось в контексте его общих философских взглядов. Исходным положением теории познания Дж. Локка была мысль о происхождении всего человеческого знания из опыта. Теории познания Локка присущ материалистический сенсуализм (опыт рассматривается как совокупность чувственных восприятий внешних объектов). Отстаивая материалистический сенсуализм, Локк знал, что будет иметь дело со средневековой традицией веры во врожденность наиболее общих принципов и понятий (например, бытие Бога).

Моральными принципами, по мнению Дж. Локка, должны быть практические интересы человека, продиктованные жизнью. Идея Бога не является врожденной, Локк указывал на атеистов и на тот факт, что не всё человечество и не всегда имело правильное понятие о Боге.

Философ доказывал, что ни в теории, ни в практике не существует идей и принципов, которые бы признавались всем человечеством [2]. Локк доказывал отсутствие врожденных знаний на основе психологического и генетического материала. При рождении в уме ребенка нет никаких идей,

лишь знакомство со внешним миром через органы чувств заставляет сознание работать. Критика Локком теории врожденных идей стала исходным пунктом его педагогической концепции. Эта мысль — достаточно прогрессивная для времени Локка и сегодня очень активно развивается современными исследователями.

Опыт может быть внешним или внутренним, сенсуалист Джон Локк рассматривал ощущения не только как основу любого знания, но и как предпосылку для формирования разнообразных познавательных возможностей человека. Внешний опыт дает нам знания предметов материального мира через органы чувств; внутренний опыт, или рефлексия, — результат внутренней деятельности нашей души: человек открывает и анализирует собственные познавательные возможности, а также психические, волевые и эмоциональные процессы [3, с. 174]. По мнению Локка, только на основе чувств возможна деятельность ума, которая становится затем предметом рефлексии. Объясняя сущность и происхождение знаний и ощущений из опыта, Локк выступает против врожденных моральных принципов. Полагая, что моральные принципы должны отображать практические интересы человека, большое значение в гармоничном развитии личности он отводил воспитанию чувств.

По содержанию Локк разделял идеи на простые и сложные. Простые идеи человек получает от ощущений и рефлексии. Возникновение простых идей в человеческом сознании не зависит от воли человека. Простые идеи Локк делит на две группы. К первой относятся идеи, которые точно отражают свойства внешних объектов. Их Локк называет первичными качествами (original or primary qualities). Первичные качества существуют реально и объективно, они неотделимы от тела, — таковы идеи формы, движения и покоя. Человеческий разум, по мнению ученого, может самостоятельно оперировать простыми идеями с целью формирования сложных идей (complex, collected). Если простые чувственные идеи первичны и вторичные качества воспринимаются пассивно, то сложные идеи требуют активности субъекта, который познает мир.

В своем педагогическом творчестве Локк разграничивает понятия обучения, воспитания и развития ребенка. Наименьшее значение он придает обучению. Читать и писать важно, однако не это должно стоять на первом месте. Он пишет: «Читать и писать, обучать наукам — всё это я признаю необходимым, но не главным делом. Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств. Отдайте его в такие руки, которые смогут мягкими приемами исправлять и искоренять все дурные наклонности и привить ему хорошие привычки» [4, с. 227].

Джон Локк первым поставил вопрос о материальном и формальном образовании. Представители материального образования считали, что главная задача обучения — овладение знанием фактов, и недооценивали или вовсе не признавали необходимость развития личности ученика [5]. Материальному образованию противостоит теория формального образования, согласно которой задача образования заключается в развитии способности к анализу и синтезу, дедукции и индукции, в развитии логического мышления.

Современная отечественная педагогическая мысль разделяет образование на формальное и материальное, ставит задачу обеспечения учащихся знаниями, умениями и навыками с целью подготовки их к жизни и одновременно развития их умственных способностей и духовных сил.

Принципы обучения и воспитания не были сформированы непосредственно Локком, однако на основе анализа его произведений, с учетом положений современной науки, можно сделать вывод, что его система воспитания и обучения базируется на следующих принципах.

Принцип учета индивидуальных особенностей. Джон Локк пишет: «Начинайте своевременно наблюдать за характером своего сына. В такие моменты, когда он совершенно непринужденно отдается своей игре и не думает, что вы за ним наблюдаете, присматривайтесь к тому, какие страсти и наклонности в нем преобладают: злость или нежность, дерзость или застенчивость, доброта или жестокость, откровенность или сдержанность и т. д. В соответствии с этими психологическими качествами ребенка должны различаться и методы работы» [6, с. 245].

Излагая свои взгляды в труде «Мысли о воспитании», Локк неоднократно советует родителям и воспитателям серьезно изучать природные задатки детей для того, чтобы видеть, как их можно улучшить, ведь эти навыки поддаются развитию и совершенствованию. Игнорирование в процессе воспитания природных задатков может сделать этот процесс бесполезным.

Изучая природу детей, родители смогут определить причины таких негативных черт, как леность, дерзость и т. п. Дж. Локк советует в процессе обучения учитывать индивидуальные особенности учащихся относительно их физического и психического развития. Следовательно, методические средства и приемы должны быть приспособлены к индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Принцип сочетания строгости с любовью, дружеским отношением к ребенку. «Вы хотите, чтобы ваш сын, когда повзрослеет, вас слушался? В таком случае вы обязательно должны установить свой отцовский авторитет как можно раньше». Маленьких детей надо воспитывать в атмосфере строгой дисциплины, определенного режима и опеки, когда дети взрослеют, стоит относиться к ним более дружественно, советоваться с ними в тех вопросах, в которых они уже ориентируются. Для того чтобы ребенок открыл вам свое сердце, нужно сделать это первым по отношению к нему. Когда ребенок подрастает, отец должен вести себя как более опытный товарищ, не снисходительный, фамильярный, а справедливый и объективный. Этот принцип происходит на различных этапах воспитания и развития детей. Страх и почтительность должны дать первую власть над детскими душами, а любовь и дружба должны закрепить их [7]. Генезис воспитания Джона Локка — движение питомца от статуса «подданного» до статуса «друга». Эта система была заимствована Локком у своего отца, которому, таким образом, удалось воспитать хорошего, любящего сына и доброго человека.

Принцип связи обучения с жизнью. Информация, которую ребенок получает на уроках, должна быть практически связанной с жизнью. Обязательные предметы — те, которые тесно переплетены с будущей деятельностью.

Локк приверженец так называемого реального образования. Не важно, какой сферы обучения он прикасается, его везде интересует только одна вещь — наполнить ученика полезными, практическими, реальными знаниями в больших объемах. В своих трудах автор показывает, насколько он ценит все умственные и физические занятия за положительный смысл, который содержится в них. Образование нужно человеку для того, чтобы разумно, счастливо и деловито прожить свою жизнь, а не нагружаться книжными знаниями, а значит и изучать необходимо только то, что поможет «джентльмену» в будущем разумно и прибыльно управлять своим имением, правильно вести торговые дела.

Воспитание в труде, физический труд на свежем воздухе способствует укреплению здоровья джентльмена. Это отдых от умственного труда и средство воспитания и любви к деятельному образу жизни. Локк высоко ценил ручной труд в процессе воспитания личности джентльмена, человека нового, капиталистического общества. По его мнению, нельзя быть счастливым, пренебрегая физическим трудом и практическими умениями. Наряду с теоретическими знаниями необходимо обогащать питомца и практическими навыками, физический труд должен стать равноправным элементом образования, как, например, математика или родной язык [8].

Комплексный подход к воспитанию. Он рассматривает этот процесс как единство физического, нравственного и умственного развития. Анализ содержания воспитания приводит к попытке ученого сделать истинное воспитание делом всестороннего развития личности.

Принцип систематичности, последовательности и доступности. Первый требует, чтобы усвоение учебного материала шло в определенном логическом порядке соответственно педагогической системе в целом. Дж. Локк особое внимание уделяет начальному обучению, когда любопытство ребенка только возникает. Соответственно, он призывает тщательно продумывать содержание обучения: двигаться вперед нужно не прыжками и большими шагами, а последовательно.

Принцип наглядности. Обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения за окружающей действительностью. Поэтому он выступает за необходимость использования наглядности во время обучения, ведь реальные предметы и зрительные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребенка. Сделать обучение наглядным — значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего мира, включить его непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

Принцип сознания. Для Локка механическое заучивание правил — бессмысленное дело, ведь он не признает зубрежку и догматику школы того времени. Он убежден, что все науки нужно усваивать умом с помощью смекалки, главное — не заучивать правила наизусть, а понимать их, ведь знания становятся достоянием человека только в результате самостоятельной сознательной деятельности.

Следовательно, Локком была предложена методика развивающего обучения, которая предполагает интенсивную умственную работу учащихся путем применения проблемного обучения, внедрения системы познавательной

деятельности. Локк советует с детства приучать ребенка к сосредоточенной умственной деятельности. Все науки следует усваивать умом и при помощи практической смекалки, нужно не заучивать наизусть, а понимать и уметь рассуждать.

В своих педагогических произведениях Локк подчеркивает, что в процессе обучения нельзя настаивать или навязывать ребенку тот или иной предмет как обязательную работу. Недопустимо также, чтобы дети скучали во время занятий, ведь скука убивает мыслительный интерес. Локк считал, что воспитатель должен организовывать занятия таким образом, чтобы обучение проводилось легко и приятно. Эффективное обучение происходит только при условии, если ребенок настроен на этот процесс, насилие в обучении в детстве приводит к тому, что во взрослом возрасте он испытывает отвращение к книгам и обучению. Мы должны считаться с любовью ребенка к свободе. Отвергая насильственные методы в обучении, Джон Локк призывает стимулировать любопытство ребенка, причем не путем награждения вещами или деньгами, ибо в таком случае развивается интерес не к делу, а к деньгам и вещам. Главный интерес должен подчиняться добыванию истины. Чтобы у ребенка появился интерес, воспитателю необходимо помочь воспитаннику осознать пользу того, чему его учат, для того, чтобы ребенок видел, что знания, которые он получает, помогают ему делать то, чего раньше он делать не умел. Тогда когда появляются первые ростки положительного отношения ребенка к занятиям, надо его хвалить и поощрять [8, с. 326].

Основные составляющие обучения и воспитания Джон Локк рассматривает в логической взаимосвязи и взаимозависимости. Несомненной заслугой Локка можно считать то, что он направил педагогику на единственный правильный путь — психологический, отбросив педантизм, искусственность и насилие над детской личностью, указал на формирование характера как на одну из главных задач воспитания.

Достаточно четко Джон Локк провозглашает требования учебного плана, в котором сочетаются следующие черты:

1. Борьба против словесных знаний, оторванных от жизни, против остатков схоластического обучения.

2. Определенная ориентация на передовую науку эпохи Просвещения.

3. Сочетание общего и прикладного образования с уклоном на ярко выраженный утилитаризм.

4. Направленность на решение задачи всестороннего развития джентльмена.

В системе логических связей между обучением и воспитанием Джон Локк отводит значительное место разнообразным педагогически направленным играм. Сегодня задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности, в которых значительное место отводится играм. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал, вызвать интерес, положительную мотивацию. Именно поэтому так важно использовать игровые методы обучения и воспитания на уроках.

В современных условиях воспитание и обучение — единый целостный педагогический процесс, направленный на

целостное развитие личности. У Локка обучение выступает составной частью воспитания в качестве средства развития гражданских, моральных, волевых качеств, имеет практическую направленность и готовит человека к реальной жизни.

Переняв от Аристотеля теорию «чистой доски», Локк особое внимание уделял процессу умственного, нравственного и трудового воспитания и обучения. Новаторство Лок-ка состояло в полном разрыве со схоластическим школьным обучением, которое происходило согласно шаблону и дрессуре и не учитывало индивидуальные особенности своих воспитанников. Среди методов обучения Джон Локк выделяет индуктивные, которые учат человека размышлять, самостоятельно мыслить, обобщать и доказывать истину. Он внес значительный вклад в методику развивающего обучения. Определено, что в тесной взаимосвязи с физическим воспитанием находится трудовое воспитание. Для здоровья тела физический труд составляет необходимое условие, поэтому воспитаннику рекомендуется изучать ремесло, садоводство или сельское хозяйство. Программа его обучения носила практико-ориентированный характер, он разрабатывал и методические вопросы, призывал не превращать учение в скучную обязанность, призывал поощрять детей и развивать логическое мышление.

Сегодня как никогда важно осознавать, что самообразование, которое у Локка занимает ведущее место, — неотъемлемая составляющая самовоспитания современного школьника и залог интенсивного самосовершенствования его мышления. Взгляды ученого поражают своей современностью в условиях решения педагогических задач, которые Локк ставит перед родителями: обеспечить будущее своих детей, дать разностороннее образование. Чрезвычайно важная функция возлагается на учителя, который фактически вместе с родителями стоит у истоков формирования полноценной личности.

1. Просветительское движение в Англии / под ред. Н. М. Мещеряковой. М. : Изд-во МГУ, 1991. 445 с.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. : учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. М. : Сфера, 2001. 512 с.

3. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689-1714). М. : Ирис-пресс, 1995. 304 с.

4. Педагогическое наследие: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / [сост. В. М. Кла-рин, А. Н. Джуринский]. М. : Педагогика, 1988. 416 с.

5. Латышина Д. И. История образования и педагогической мысли. М. : Гардарики, 2005. 603 с.

6. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. [2-е изд.]. М. : Просвещение, 1981. 528 с.

7. Джуринский А. Н. История педагогики и образования. М. : Юрайт, 2016. 676 с.

8. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / сост. И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева [и др.]. М. : Академия, 2002. 416 с.

© Скрябина Т. О., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.