Научная статья на тему 'Социально-философская доктрина и педагогические взгляды Джона локка'

Социально-философская доктрина и педагогические взгляды Джона локка Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4588
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ / ДЖОН ЛОКК / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / AGE OF ENLIGHTENMENT / JOHN LOCKE / HISTORY OF EDUCATION / HISTORY OF PHILOSOPHY / EDUCATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Милованов Константин Юрьевич

Статья посвящена анализу социально-философских и педагогических взглядов выдающегося британского просветителя Джона Локка. Рассматриваются философское учение о личности, государстве и обществе, сенсуалистическая гносеология, эмпирическая психология, концепция воспитания джентльмена и проект создания приходских школ для детей рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Philosophical Doctrine and Pedagogical Views of John Locke

The article is devoted to the analysis of socio-philosophical and pedagogical views of John Locke, an outstanding British enlightener. The philosophical doctrine of the individual, the state and society, sensualistic epistemology, empirical psychology, the concept of the education of a gentleman and the project of creating parochial schools for the children of working men are examined.

Текст научной работы на тему «Социально-философская доктрина и педагогические взгляды Джона локка»

УДК 37.01 ББК 74.03

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ДОКТРИНА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА1

SOCIO-PHILOSOPHICAL DOCTRINE AND PEDAGOGICAL VIEWS OF JOHN LOCKE

Милованов Константин Юрьевич

Старший научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат исторических наук

E-mail: milkonst82@mail.ru

Milovanov Konstantin Yu.

Senior Research Fellow at the Center of History of Pedagogy and Education of the Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education", PhD in History E-mail: milkonst82@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу социально-философских и педагогических взглядов выдающегося британского просветителя Джона Локка. Рассматриваются философское учение о личности, государстве и обществе, сенсуалистическая гносеология, эмпирическая психология, концепция воспитания джентльмена и проект создания приходских школ для детей рабочих.

Ключевые слова: эпоха Просвещения, Джон Локк, история образования, история философии, образование, воспитание.

Abstract. The article is devoted to the analysis of socio-philosophical and pedagogical views of John Locke, an outstanding British enlightener. The philosophical doctrine of the individual, the state and society, sensualistic epistemology, empirical psychology, the concept of the education of a gentleman and the project of creating parochial schools for the children of working men are examined.

Keywords: the Age of Enlightenment, John Locke, history of education, history of philosophy, education, upbringing.

1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».

В 2017 году исполняется 385 лет со дня рождения крупнейшего английского ученого Джона Локка (29.08.1632 - 28.10.1704). Яркий представитель раннего Просвещения, Дж. Локк получил известность как выдающийся педагог, философ, теоретик-правовед, религиовед, родоначальник эмпирической и ассоциативной психологии, общественный и государственный деятель, один из отцов европейского политического либерализма.

Портрет на фоне эпохи. Джон Локк появился на свет в 1632 г. в г. Рингтоне, в семье местного адвоката, строгого пуританина и моралиста. Его отец - мелкий землевладелец по своему социальному статусу, участник Английской революции и нескольких гражданских войн, кавалерийский капитан парламентской армии, соратник лорда-протектора Англии генерала Оливера Кромвеля.

Получив среднее образование в элитарной Вестминстерской школе, Дж Локк поступает в знаменитый Оксфордский университет. В университетских стенах молодой студент увлеченно штудирует труды философов-классиков (Платона, Аристотеля), неоплатоников (Плотина, Порфирия, Ямвлиха), отцов Церкви, основателя томизма Фомы Аквинского, деятелей Реформации, современных ему «властителей дум» - Френсиса Бэкона, Томаса Гоб-бса, Рене Декарта. Дж. Локк постигает мудрость античных мыслителей, древние языки, активно интересуется новыми успехами естественнонаучного знания, а также усиленно и не без успеха занимается исследованием теоретических и прикладных проблем дисциплин медико-биологического цикла.

После окончания университета со степенью магистра, Локк получает предложение остаться в нем в качестве преподавателя греческого языка и литературы. Постепенно он входит в узкий круг интеллектуальной и общественно-политической элиты Англии, умеренных оппозиционеров, критически настроенных по отношению к режиму Реставрации, а также отличающихся неприятием внутренней и внешней политики короля Карла II Стюарта и его ближайших советников, тяготевших к абсолютизму.

Год 1666 становится судьбоносным в биографии университетского преподавателя, ибо это не только страшное время «Великой чумы», захлестнувшей островное королевство, но и год знаковой встречи Джона Локка с его будущим покровителем, одним из могущественных государственных и общественных деятелей Англии - лордом-канцлером, председателем Тайного королевского совета, пэром, вождем «либеральной партии» Энтони Эшли Купером, первым графом Шефтсбери.

Локк становится секретарем министра, его семейным доктором и воспитателем внука (полного тезки влиятельного деда) - будущего выдающегося английского философа-просветителя. В 1668 г. не без помощи могущественного покровителя происходит официальное признание научных, педагогических и общественных заслуг Дж. Локка - в 36 лет он становится членом легендарного Лондонского Королевского общества по развитию знаний о природе, по сути, играющего роль Национальной академии наук. В 70-е гг. XVII в. Локк занимает различные посты в аппарате Кабинета министров. В 1683 г. после громких судебных разбирательств, подозрений в государственной измене и королевской опалы Джон Локк вместе со своим патроном поспешно бежит на континент - во владения штатгальтера Голландии принца Виллема Нассау-Оранского (будущего короля Англии Вильгельма III) и попадает в его свиту.

Возвращение Дж. Локка на родину после государственного переворота - «Славной революции» (1688-1689) в подготовке которого он энергично участвовал, было триумфальным. В последующие годы, по милости короля Вильгельма, мыслитель занимает ряд важных государственных и общественных должностей. Джон Локк - правительственный комиссар по делам внешней торговли и колоний, докладчик Комиссии по делам промышленности, уполномоченный по проведению денежной реформы, учредитель и член Совета директоров Банка Англии, признанный интеллектуальный лидер партии вигов (будущей Либеральной партии в традиционной британской двухпартийной системе до появления лейбористов).

В 1700 г. ученый подает в отставку со всех своих постов в связи с ухудшением здоровья и переезжает в поместье своей почитательницы леди Дэмерис Мешэм. Последние годы жизни Дж. Локка были омрачены борьбой с тяжелой болезнью - бронхиальной астмой, от очередного приступа которой он и скончался 28 октября 1704 г.

Выдающийся ученый-просветитель оставил после себя богатейшее научное наследие. Среди важнейших сочинений Дж. Локка следует отметить: «Опыты о законе природы» (1664), «Опыт веротерпимости» (1667), «Два трактата о правлении» (1689), «Опыт о человеческом разумении» (1690), «Некоторые мысли о воспитании» (1693). В последнем произведении мыслитель изложил свою оригинальную, хотя и не бесспорную педагогическую концепцию.

Философское учение о государстве и обществе. В своих научных и публицистических произведениях Джон Локк пытался подвести теоретическую базу под замену абсолютистской власти на конституционную и ввести новое государственное устройство островного королевства с непременным разделением властей [1]. Мыслитель был последовательным приверженцем договорной теории происхождения государства и теории естественного права. Дж. Локк утверждал, что все люди первоначально жили в естественном состоянии, при котором они обладали всей полнотой свободы и незыблемым правом частной собственности. Со временем свои естественные права люди добровольно (по договору) передали правителям для того, чтобы они принимали меры для охраны их жизни, прав, свобод и имущества. Несомненно, «на первом плане естественно-правовой концепции Локка стоит право собственности» [2, с. 157]. Так, пространные рассуждения мыслителя о «священном» праве частной собственности, которая причислялась им к неизменным атрибутам естественного состояния личности, наряду с жизнью и свободой стали идеологически, социально и экономически востребованной новацией для бурной эпохи буржуазных революций.

Согласно Локку, правители наделяются «всей полнотой доверия, власти и полномочий единственно для того, чтобы употребить их для блага, охранения и спокойствия людей» [3, с. 66]. Таким образом, границы государственной власти устанавливаются на основе совокупных гражданских прав, для защиты которых она и была учреждена. Однако право «устанавливать законы, требовать покорности и принуждать мечом имеет право лишь государь» [4, с. 33]. Правители при этом несут полную ответственность перед народом. Таким образом, замена неограниченной абсолютистской власти на власть парламентарную законна и вполне согласуется с социальными чаяниями и устоями свободного гражданского общества [5, с. 167].

«Разумный» политический режим Дж. Локк усматривал в наличии трех ветвей власти: законодательной, исполнительно-распорядительной и «федеративной» («союзной»), то есть управляющей иностранными делами. К внешнеполитическому функционалу государства Локк относит «право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть, если хотите, можно назвать федеративной» [6, с. 348]. Мыслителю было в принципе безразлично, как называется та или иная ветвь власти, лишь бы была понятна ее содержательная сторона.

Прогрессивное для своего времени учение Дж. Локка о правовой государственности, разделении властей и гражданском обществе сформировало востребованную просветителями теоретическую базу [7]. Оно подвигло европейских передовых мыслителей и общественных деятелей последующих времен на борьбу с рудиментами феодального строя: сословным делением, привилегиями первого и второго сословий - духовенства и дворянства, неограниченностью и непогрешимостью власти монарха, средневековыми суевериями, схоластикой, историко-культурными штампами, бытовыми и религиозными запретами [8].

Сенсуалистическая гносеология и эмпирическая психология Дж. Локка. Локк стремился доказать, что в сознании индивида нет и не может быть никаких врожденных идей и представлений, а душа человека является tabula rasa (в переводе с латинского - чистая доска, а иносказательно - чистый лист, нечто незаполненное, незанятое, пустое место).

Из этого основополагающего принципа для всего локковского философского учения прямо выводилась чрезвычайная значимость, необходимость и судьбоносность процесса воспитания для каждого человека. Также для более полной личностной эмансипации в своей философской доктрине Локк постепенно отходит от той формы религиозности и тех вероучительных практик, в атмосфере которых он воспитывался в семье и находясь в пуританском окружении. Философ становится деятельным деистом, он признает божественное начало, некий первотолчок, осознанный факт творения, но не более того. Для Дж. Локка его собственный «Бог» не вмешивается в дела людей, он как конституционный монарх - лишь царствует, но не правит.

Мыслитель доктринально утверждал, что те или иные образы или представления приходят в наше сознание через различного рода чувственные ощущения и эмоциональное восприятие. Все, что постигается через органы чувств, является важнейшим способом познания окружающего мира и социальной действительности.

Таким образом, Дж. Локк становился на теоретические позиции сенсуализма, то есть на восприятие чувственно-эмоциональной сферы через ощущения, видя в них ведущий источник и главную форму любого объективного и достоверного познания. Кроме внешнего опыта, получаемого через ощущения, по мнению Локка, существует еще и внутренний опыт, являющийся неотъемлемой частью деятельности рассудочных механизмов и рецепторов. Исходя из локковского сенсуализма, истина заключается не в отражении в сознании индивида объективной реальности, но в гармонизации и согласовании различных базовых понятий и обыденных представлений друг с другом.

Дж. Локк разработал ряд практических диагностических методик по эмпирической психологии, в которых основным действующим приемом является наблюдение

(самонаблюдение). Мыслитель указывает на особое значение человеческого разума, который оценивает наш жизненный выбор, привычки, вкусы, определяет то, что доставляет человеку счастье, принесет пользу или выгоду. Поэтому воспитание разума индивида через специальные умственные упражнения приобретает в педагогическом учении Локка определяющий характер.

Концепция воспитания джентльмена. Согласно Локку, роль воспитания огромна, ибо оно имеет мощный созидательный и формирующий потенциал для каждого индивида. Но каковы же при этом цели воспитания, и кого хочет воспитать сам Джон Локк? Просветитель в своем педагогическом учении обращает особое внимание и социально ориентирует современное ему общество на проблеме воспитания джентльмена. Таким образом, в центре воспитания - джентльмен, человек «разумно» и прибыльно ведущий свои дела, который успешно сочетает дворянский лоск в обращении с предпринимательской деятельностью, чисто купеческой хваткой, умением наживать капитал и пускать в оборот прибыль.

Джентльмен обязан получить отменное умственное, нравственное и физическое воспитание, но в не в школе, так как любая школа, по Локку, это учреждение, где собрана пестрая и шумная толпа дурно воспитанных и порочных мальчишек, причем зачастую самого «подлого» происхождения. Настоящий джентльмен - будь то сын лорда или джентри - должен воспитываться в городском доме или родовом поместье, поскольку даже те или иные недостатки в семейном воспитании намного лучше и полезнее, нежели учебные достижения и приобретенные знания в стенах образовательного учреждения.

Джон Локк, исходя из господствующей практики и обычаев аристократических кругов той эпохи, настоятельно рекомендует поручить важнейшее дело воспитания отпрыска благородного семейства хорошо подготовленному наставнику или воспитателю [9].

На первый план Локк выдвигает программу физического воспитания юного аристократа. Ведь здоровье крайне необходимо человеку для совершения различных дел и общего благополучия. Педагог предлагает довольно передовую для своего времени систему физического воспитания, тщательно разработанную им в соответствии с тогдашним уровнем развития медицинских знаний, биологии и физиологии. Поскольку в здоровом теле - здоровый дух, то Локк предлагает с раннего детства проводить закаливающие процедуры и упражнения, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, перемены в погоде, болевые ощущения. Мыслитель достаточно подробно обосновывает значение строгого соблюдения режима дня воспитанника, дает советы об одежде, пище, отдыхе, поведении ребенка в соответствии с его возрастом. Будущий джентльмен должен быть физически крепким, мужественным и настойчивым в своих устремлениях, способным владеть различными видами оружия и проявить себя на поле боя.

Вторым по значимости в педагогическом учении Джона Локка является нравственное воспитание. Мораль как таковую Локк выводит из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен это тот, кто умеет достичь собственной выгоды, но вместе с тем не препятствует в этом людям своего круга. Люди должны быть «мудрыми», то есть не только добиваться поставленных перед собой целей, но и ясно осознавать свои реальные возможности.

Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен руководствоваться внутренней дисциплиной, обуздывать свои страсти и неуместные желания. Деятельностная

выработка характера растущего индивида, развитие воли, нравственность и дисциплина во всем - вот приоритетные задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, а тем более баловать его, но и нельзя игнорировать его законные пожелания. Первоначальный комплекс мер воспитательного воздействия («страх и уважение») должен дать власть наставнику над поведением воспитанника, а затем, в более зрелые годы, эту власть педагога будет поддерживать неформальная воспитательная компонента - «любовь и дружба».

Однако доминантными воспитательными средствами на всем протяжении воспитательного воздействия будут являться жизненный пример, социальная среда и окружающая ребенка обстановка. Особенно важно, подчеркивает Дж. Локк, воспитание устойчивых положительных привычек и позитивных общественных навыков у детей. По сути, это и есть внешняя, видимая всеми цель воспитания. Для формирования правильного вектора всего хода воспитательного процесса необходимо внимательно исследовать индивидуальные особенности подопечного, наблюдать за ребенком, когда он об этом не подозревает.

Это нужно для того, чтобы взять на заметку имеющиеся у воспитанника преобладающие «страсти» и характерные наклонности. Необходимо тщательно фиксировать различные личностные качества ребенка, поскольку из наличия/отсутствия тех или иных наклонностей следует подбор и настройка индивидуальных приемов воспитания.

Характерно, что Локк не придает большого значения роли религии в воспитании отпрысков знатных дворянских родов, видя в ней лишь вспомогательное, но не обязательное средство, без которого вполне можно обойтись. Решительно выступая против обрядового, догматического и иерархического аспектов религии, Дж. Локк считал, что дети должны иметь лишь общие представления о Боге, как о первоисточнике творения, но не более того.

Умственное воспитание, как третье по значению после физического и нравственного, должно быть всецело подчинено выработке качеств «делового человека» у воспитанника. В рамках программы умственного воспитания будущий джентльмен должен был освоить следующие дисциплины: письмо, чтение, рисование, родной язык, иностранный язык, латинский язык, географию, алгебру, геометрию, астрономию, общую хронологию и этику. Латинский язык предназначался Локком только для представителей придворной аристократии, для провинциальных джентри - сельских сквайров и крупных купцов-негоциантов он не нужен.

Также предполагалось дать воспитаннику базовые сведения по истории, правоведению, естествознанию, бухгалтерскому учету, обучить танцам и конной выездке. Характерно, что каждая из данных дисциплин (по локковской программе обучения) должна была принести будущему джентльмену свою определенную пользу, сделав его деловым, предприимчивым и вместе с тем осмотрительным человеком.

Джон Локк настоятельно рекомендует воспитаннику заняться каким-либо ремеслом по выбору (столярным, токарным, плотничьим, ювелирным, граверным, москательным) или сельским хозяйством и садоводством, а также парфюмерным делом. Но все эти занятия полезны только потому, что они предотвращают вредную праздность и укрепляют здоровье, особенно если проводятся на воздухе. Воспитатель обязан, обучая ребенка, пробуждать его интерес к учению, развивать его любознательность.

Таким образом, после последовательного завершения всех этапов процесса воспитания, по Локку, во взрослую жизнь должен был войти отнюдь не средневековый аристократ-сибарит, живущий на земельную ренту со своих владений, а дворянин нового типа, самостоятельно выстраивающий траекторию свою профессионального и карьерного роста - предпринимательскую, военную, придворную, чиновную.

Проект о приходских школах для детей рабочих. Негативное отношение Джона Локка к массовой школе вылилось в создание им проекта об обучении детей рабочих на уровне прихода. Следует пояснить, что «приход» в Англии нового времени являлся не столько церковной, сколько административно-территориальной и податно-полицейской единицей, при помощи чиновников которого центральная власть контролировала налоговые поступления, внутренние миграционные потоки, благонадежность населения, «правильный» избирательный выбор граждан. В Англии конца XVII столетия разрабатывались многочисленные проекты о привлечении бедных жителей королевства к общественным работам. Не был чужд этому бюрократическому творчеству и Джон Локк. В своем проекте Локк предпринял все возможные усилия, чтобы максимально оградить будущего джентльмена от влияния грубой силы, воздействия улицы и толпы - подрастающих маргиналов и люмпенов (детей рабочих и городской бедноты), способных, по его убеждению, «только умело лгать и обворовывать дома честных граждан».

Согласно проекту Дж. Локка, финансовая помощь для детей рабочих и городской бедноты всегда ложится огромным бременем на общество, поскольку приход вынужден платить пособия на их содержание. В связи с этим необходимо создавать приходские школы для многочисленного потомства рабочих, в которые в принудительном порядке необходимо отправлять всех детей в возрасте от 3 до 14 лет. И только при выполнении этого условия детей будут кормить (в виде выдачи нормированного хлебного пайка, а в холодное время - миски теплой каши).

Детей следует обучить какому-либо ремеслу, так чтобы изделия и товары, изготовляемые в приходских школах для продажи, полностью окупали бы затраты на их содержание. Главной мерой ненасильственного воспитательного воздействия Локк считает посещение воскресных и праздничных церковных служб под строгим контролем со стороны школьных педагогов, приходских надзирателей и их помощников (бидлов). Еще одним «приемлемым» и очень выгодным способом заработка для приходской казны, по мнению Джона Локка, может служить сдача учеников в наем богатым ремесленным мастерам и торговцам для занятия соответствующей трудовой деятельностью.

В своем проекте Дж. Локк предлагает и ряд карательных мер против не выполнивших свою норму выработки «лентяев» и совершивших побег учащихся. Провинившихся учеников он требует помещать в исправительные дома, применять телесные наказания, а также ограничивать в пище. К тем же, кому исполнилось полных 14 лет, необходимо безжалостно применять в полном объеме Елизаветинское законодательство XVI в., направленное против пауперов и праздношатающихся: клеймение, наказание кнутом и плетьми, каторга, продажа в заморские колонии, и вплоть до смертной казни. Локк критикует мягкотелых чиновников, которые медлят с применением уголовного наказания для провинившихся.

Социальное и имущественное неравенство в тогдашнем английском социуме рассматривалось Локком как вполне нормальное закономерное явление, объясняемое различной

эффективностью личного трудового вклада, изначальным неравенством людских талантов, а также как результат различной степени «прилежания» членов общества [10, с. 41].

Безусловно, антипедагогический по своей форме и содержанию проект Джона Лок-ка об устроении приходских школ для детей бедняков отразил в себе все социальные, культурные и житейские предрассудки и стереотипы своего времени. И в этом сугубо историческом контексте данный проект весьма характерен и красноречив. В нем мы можем увидеть попытку построить систему социальной сегрегации, но исходя не из феодальной (к этому времени рудиментарной и отжившей свое), а имущественной иерархии в структуре тогдашнего английского общества.

Значение научного наследия Джона Локка. Несмотря на наличие в учении Локка откровенно неприемлемых моментов, касающихся воспитания детей «низших сословий», резкого неприятия сетевой организации образовательных учреждений и самой школы как важнейшего института воспитания и социализации, следует отметить знаковую роль мыслителя в глобальном историческом и философском процессе новоевропейской эпохи.

В последующий период - Век Просвещения интеллектуальное и творческое воздействие передовых для своего времени научных идей Дж. Локка отразилось на судьбах и учениях целой плеяды выдающихся просветителей в различных странах мира: Британии (Д. Беркли, А. Коллинз, Р. Прайс, Д. Пристли, А. Смит, Д. Толанд, Э. Шефтсбери, Д. Юм), Франции (Ф. М. Вольтер, Э. Б. Кондильяк, Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо), Германии (Х. Вольф, И. Кант), Италии (Ч. Беккариа), США (Дж. Адамс, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Д. Эдвардс), Португалии (С. Ж. Помбал), России (М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин) [11].

Джон Локк оказал огромное влияние на весь последующий ход развития социальной, политической, исторической, философской, психологический и педагогической мысли почти на четыре столетия вперед.

Список литературы

1. Милованов К. Ю. Концепция правового государства в философско-исторической мысли Просвещения: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09. - М., 2009. - 28 с.

2. Соловьев Э. Ю. Феномен Локка // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). - М.: Политиздат, 1991. - С. 146-166.

3. Локк Д. Опыты о веротерпимости // Локк Д. Сочинения. Т. 3. - М.: Мысль, 1988.

- С. 66-90.

4. Локк Д. Письмо о веротерпимости // Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз / отв. ред. Б. В. Мееровский. - М.: Мысль, 1981. - С. 25-78.

5. Заиченко Г. А. Джон Локк. - 2-е изд., дораб. - М.: Мысль, 1988. - 199 с.

6. Локк Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Сочинения. Т. 3. - М.: Мысль, 1988.

- С. 135-405.

7. Милованов К. Ю. Концепция правового государства в философско-исторической мысли французского Просвещения: теоретико-методологические аспекты исследования // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: История и политические науки. - 2007. - № 2. - С. 156-159.

8. Милованов К. Ю. Концепция правового государства в философско-исторической мысли Просвещения: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09. - М., 2009. - 197 с.

9. Милованов К. В лабиринте реформ: исторические коллизии и парадоксы // Родина. - 2014. - № 3. - С. 18-20.

10. Сатышев В. Е. Джон Локк - идеолог Английской буржуазной революции XVII в.: К 350-летию со дня рождения // Правоведение. - 1982. - № 6. - С. 38-46.

11. Милованов К. Ю. М. В. Ломоносов и образовательная парадигма Века Просвещения в России // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2011. - № 2. - С. 140-148.

References

1. Milovanov K. Yu. Kontseptsiya pravovogo gosudarstva v filosofsko-istoricheskoy mysli Prosveshcheniya. Extended abstract of PhD dissertation (History). Moscow, 2009. 28 p.

2. Solovyev E. Yu. Fenomen Locke. In: Solovyev E. Yu. Proshloe tolkuet nas (Ocherki po isto-rii filosofii i kultury). Moscow: Politizdat, 1991. Pp. 146-166.

3. Locke J. Opyty o veroterpimosti. In: Locke J. Sochinenija. Vol. 3. Moscow: Mysl, 1988. Pp. 66-90. (in Russian)

4. Locke J. Pismo o veroterpimosti. In: Meerovskiy B. V. (ed.) Angliyskoe svobodomyslie: J. Locke, J. Toland, A. Collins. Moscow: Mysl, 1981. Pp. 25-78. (in Russian)

5. Zaichenko G. A. John Locke. Moscow: Mysl, 1988. 199 p.

6. Locke J. Dva traktata o pravlenii. In: Locke J. Sochinenija. Vol. 3. Moscow: Mysl, 1988. Pp. 135-405. (in Russian)

7. Milovanov K. Yu. Kontseptsiya pravovogo gosudarstva v filosofsko-istoricheskoy mysli frantsuzskogo Prosveshcheniya: teoretiko-metodologicheskie aspekty issledo-vaniya. Vestn. Moskovskogo gos. obl. Un-ta. Ser.: Istorija i politicheskie nauki, 2007, No. 2, pp. 156-159.

8. Milovanov K. Yu. Kontseptsiya pravovogo gosudarstva v filosofsko-istoricheskoy mysli Prosveshcheniya. PhD dissertation (History). Moscow, 2009. 197 p.

9. Milovanov K. V labirinte reform: istoricheskie kollizii i paradoksy. Rodina, 2014, No. 3, pp. 18-20.

10. Satyshev V. E. John Locke - ideolog Angliyskoy burzhuaznoy revolyutsii XVII v.: K 350-letiju so dnja rozhdenija, Pravovedenie, 1982, No. 6, pp. 38-46.

11. Milovanov K. Yu. M. V. Lomonosov i obrazovatelnaja paradigma Veka Prosveshcheniya v Rossii. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2011, No. 2, pp. 140-148.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.