Научная статья на тему 'Взаимосвязь педагогических и общефилософских воззрений Джона локка и становление нового взгляда на человека в эпоху раннего Просвещения'

Взаимосвязь педагогических и общефилософских воззрений Джона локка и становление нового взгляда на человека в эпоху раннего Просвещения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДЖОН ЛОКК / ЭМПИРИЗМ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / EDUCATION / ENLIGHTENMENT / JOHN LOCKE / EMPIRICISM / NATURAL HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликов Михаил Вячеславович

В статье рассматриваются педагогические и философские идеи Джона Локка, связанные с формированием нового взгляда на воспитание ребенка и шире на природу человека, сложившиеся в эпоху раннего Просвещения в Англии. Представлен вывод, что эмпиризм Дж. Локка приводил его к представлению о воспитании как способе формирования субъекта носителя естественных прав и свобод, что выступало основой его либеральных воззрений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship of pedagogical and philosophical views of John Locke and the formation of a new view of man in the era of the early Enlightenment

The article discusses the pedagogical and philosophical ideas of John Locke, associated with the formation of a new look at the upbringing of a child and, more broadly, on human nature, formed in the early Enlightenment in England. It is concluded that Locke's empiricism led him to the idea of education as the formation of a subject a carrier of natural rights and freedoms, which was the basis of his liberal views.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь педагогических и общефилософских воззрений Джона локка и становление нового взгляда на человека в эпоху раннего Просвещения»

ФСИН России // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2018. — № 3 (3). 8. Сластенин, В. А. Психология и педагогика : учеб. пособ. для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — 3-е изд., стериотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Сведения об авторе

Косарев Кирилл Викторович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: writer99@mail.ru

Information about the author

Kosarev Kirill Viktorovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), the lecturer of the Chair of Civil Law. E-mail: writer99@mail.ru

УДК 1.091

© Куликов М. В., 2019

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБЩЕФИЛОСОФСКИХ

ВОЗЗРЕНИЙ ДЖОНА ЛОККА И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО ВЗГЛЯДА НА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ РАННЕГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В статье рассматриваются педагогические и философские идеи Джона Локка, связанные с формированием нового взгляда на воспитание ребенка и шире — на природу человека, сложившиеся в эпоху раннего Просвещения в Англии. Представлен вывод, что эмпиризм Дж. Локка приводил его к представлению о воспитании как способе формирования субъекта — носителя естественных прав и свобод, что выступало основой его либеральных воззрений.

Ключевые слова: воспитание; Просвещение; Джон Локк; эмпиризм; естественные права человека.

© Kulikov M. V., 2019

THE RELATIONSHIP OF PEDAGOGICAL AND PHILOSOPHICAL VIEWS OF JOHN LOCKE AND THE FORMATION OF A NEW VIEW OF MAN IN THE ERA OF THE EARLY ENLIGHTENMENT

The article discusses the pedagogical and philosophical ideas of John Locke, associated with the formation of a new look at the upbringing of a child and, more broadly, on

human nature, formed in the early Enlightenment in England. It is concluded that Locke's empiricism led him to the idea of education as the formation of a subject — a carrier of natural rights and freedoms, which was the basis of his liberal views.

Keywords: education; Enlightenment; John Locke; empiricism; natural human rights.

На становление национальной си-

стемы воспитания оказывают влияние множественные факторы: традиции, история, социальный, политический уклад общества, климат, географическое положение и др. Особый интерес для анализа представляют его педагогические взгляды, которые соединяют в себе научность, эмпирическую и теоретическую обоснованность выводов вместе с индивидуальными особенностями личности исследователя и, прежде всего, с его менталитетом. Цель настоящей статьи — рассмотрение сложившихся в Англии в эпоху раннего Просвещения педагогических воззрений Джона Локка (1632-1704 гг.) в их связи с его общефилософскими и политическими взглядами. Эпоха Просвещения, по определению И. Канта, есть «выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. 8ареге аиёе! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения!» [1]. Зна-

чит, эту эпоху можно рассматривать с помощью педагогического дискурса как процесс перехода из детства к взрослой жизни. XVIII в. был временем настойчивых поисков и решений многих философских, политических и педагогический проблем. На смену традиционному средневековому представлению о человеке с его дуальной божественно-греховной природой приходит новое представление о материальной, телесной природе человека как механической, исключающей концепцию души, системе, о человеческом сознании как способности к саморефлексии, внутреннему опыту, позволяющему обнаруживать достоверные знания о своих внутренних состояниях, об эмоциях как присущих телу от природы регуляторов поведения, о соотношении физиологического и психического. Раньше всего идеи и идеалы Просвещения (в том числе педагогические) проявились в наиболее развитом государстве той эпохи — конституционной Англии.

Типичными чертами британцев принято считать независимость, самостоятельность, консерватизм, аристократичность, сдержанность, гордость. Конечно, в каждом явлении есть исключения и, отчасти, данное представление представляется стереотипным, но можно все же согласиться с тем, что взгляд со стороны фиксирует то общее,

что характеризует представителей какой-либо нации. Педагогическим идеалом британцев является джентльмен (от фр. gentil — благородный и англ. man — человек), представлявший прежде отдельный класс населения, но впоследствии распространившийся на все общество. Отличительные черты джентльмена — воспитанность, учтивость, благородство и самое главное — умение владеть собой (selfgovernment), которое и выразилось в локковском идеале безэмоциональной, рассудочной личности.

В британской педагогике есть термин training, который переводится как обучение, подготовка, тренировка, курсы, стажировка, занятия, но при этом ни один из переводов не отражает всего богатства содержания данного понятия. Оно выражает сам дух британских образовательных учреждений с их раздельным обучением мальчиков и девочек, отношением к ребенку как к взрослому человеку, акцентом на практичность, а не поиск эстетического, бережном отношении к традициям. Частью training является формирование навыков социальной ответственности, поэтому британские дети не приучаются замыкаться в семейной атмосфере, а рано попадают на общественное поприще. В основе такого рода социальности кроется традиционное представление британцев, что каждый человек, помимо своей профессиональной деятельности, должен быть занят каким-либо общественным, находящимся вне

его корыстных интересов делом. В эпоху Просвещения таким делом и было образование, когда на частные пожертвования открывались школы для сирот и детей ремесленников, или медицина, когда меценаты открывали больницы и лечебницы для неимущих, или охрана общественного порядка. Подобного рода деятельность была весьма распространена в Британии, многообразна и уважаема. Во-многом на становление английской национальной системы образования оказали свое влияние философские и педагогические идеи Дж. Локка. Рассмотрим их подробнее.

Педагогические взгляды Дж. Локка основаны на его опыте работы наставником в дворянских семьях и изложены им в основном в работах «Мысли о воспитании» (1693 г.) и «Об управлении разумом» (опубл. в 1706 г.). Взгляды эти выражали антропоцентрические идеалы эпохи Просвещения и были направлены против традиционных средневековых форм и методов обучения, основанных на религиозной доктрине, схоластике, механическом запоминании отрывков из Священного Писания и физическом наказании за всякое нарушение дисциплины. Основываясь на эмпиризме, Дж. Локк исходит из представления о разуме новорожденного как tabula rasa — чистой доске, лишенной каких-либо «врожденных идей», изначального, доопытного содержания, а также критикует римско-католическую концепцию «первородного греха», изначальной порочности че-

ловека. Дж. Локк не отрицает влияния наследственности и среды на становление личности, но решающим фактором в становлении ребенка полагает воспитание, которое преодолевает и влияние наследственности, и влияние среды. Это приводит его к признанию колоссального потенциала воспитания как фактора развития человека: «Я полагаю, что каждый джентльмен, сколько-нибудь заботящийся о воспитании своего сына, стремится к тому, чтобы сын его, помимо того состояния, которое он ему оставит, обладал еще следующими четырьмя вещами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием» [2, с. 411]. Каким должно быть правильное воспитание, по мнению британского мыслителя?

Дж. Локк предлагает любопытную для современного человека теорию воспитания, основой которого является приоритет физического воспитания над духовным. Первой задачей педагога Дж. Локк считал достижение крепкого физического здоровья воспитанника: «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире» [2, с. 411], — так формулирует Дж. Локк смысл бытия человека, а значит, и главную задачу педагога. Забота об укреплении здоровья представляет собой основу формирования личности, поэтому Дж. Локк разрабатывает целую систему физического воспитания, которая включает в себя закаливание (джентльмены должны закалять своих детей так же, как это

делают честные фермеры и зажиточные иомены [2, с. 412]), соблюдение строгого режима сна и бодрствования, питания, отправления естественных потребностей. Физическое здоровье также, по мнению Дж. Локка, должно поддерживаться спортивными занятиями и упражнениями, прогулками на свежем воздухе в любую погоду. Дж. Локк считал, что хорошо поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости, а настоящий джентльмен должен в любое время быть готовым стать защитником своей собственности и храбрым воином.

Крепкое, сильное тело, способное переносить лишения, необходимо для воспитания души: «Великий принцип и основа всякой добродетели и достоинства заключаются в том, чтобы человек был способен отказываться от своих желаний, поступать вопреки своим наклонностям и следовать исключительно тому, что указывает разум как самое лучшее, хотя бы непосредственное желание влекло его в другую сторону» [2, с. 431]. Нравственное воспитание следует из физического и основывается на принципе пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен разумен в своем поведении, хладнокровен, управляет своими страстями, следует велению рассудка: «Мне кажется ясным, что основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, когда

разум не одобряет их» [2, с. 436]. Тем самым Дж. Локк обращается к просвещенческому идеалу сильной, независимой личности, ответственной за свое поведение и судьбу, в противоположность традиционному средневековому пониманию человека как изначально греховного, одержимого темными силами субъекта. Будучи переходной фигурой эпохи Просвещения, Дж. Локк вместе с тем не отрицал идеи Бога и предполагал началом формирования добродетели в душе ребенка запечатле-ние истинного понятие о Боге как о независимом высшем существе, творце всего сущего. Но и в религиозных вопросах Дж. Локк выступал с утилитарных позиций, упирая на пользу религии для государства и общества и отрицательно относился к атеистам, которые, как он полагал, являются прирожденными скептиками и склонны к неповиновению и моральной деградации. Таким образом, религиозное воспитание также необходимо для формирования полноценной личности и гражданина.

Педагогические взгляды Дж. Локка во многом перекликаются с современными взглядами на практико-ориентированный характер обучения специалиста. Так, особое значение в сфере нравственного воспитания британский мыслитель отводил последовательному формированию устойчивых привычек поведения, которые должны создаваться и закрепляться упражнениями и средствами поощрения и наказания. При этом традиционный инстру-

мент воздействия на ребенка через телесное воздействие и розги представляется Дж. Локку наименее пригодным, так как формирует рабский характер — притворство послушным перед страхом наказания и следование своим дурным наклонностям при осознании безнаказанности.

Вообще тема поощрения и наказания занимает важное место в размышлениях Дж. Локка, потому что «добро и зло, награда и наказание — единственные мотивы для разумного существа: это — шпоры и вожжи, которыми побуждается к работе и направляется все человечество, и поэтому они должны применяться также к детям. Ибо я советую родителям и воспитателям всегда помнить, что с детьми следует обращаться как с разумными существами» [2, с. 444]. Проблема заключается в неправильном выборе наград и наказаний, которые лишь скрывают, но не устраняют причины дурного поведения. Правильные стимулы воспитания — это честь и позор, правда, они имеют значение только для той души, что способна ценить их: «Если вам удалось научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, вы вложили в них правильное начало, которое будет всегда проявлять свое действие и склонять их к добру» [2, с. 445].

Важными воспитательными средствами выступают положительный пример, среда, окружение ребенка. Интересны его замечания по этому поводу: «Примите за несомненную истину,

что, какие бы наставления вы не давали ребенку и какими бы мудрыми советами не пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним», или: «Самый простой и легкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том, чтобы показывать на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать. Если фиксировать их внимание на таких примерах из поступков знакомых им людей и сопровождать это отзывами о достоинстве или неприличии определенного поступка, это будет больше подталкивать либо удерживать их от подражания, чем какие бы то ни было обращенные к ним отвлеченные рассуждения. Никакие слова не могут сделать столь явными для их понимания добродетели и пороки, как поступки других людей, если вы при этом руководите их наблюдением и фиксируете их внимание на той или иной хорошей или дурной черте в поведении этих людей. И положительные или отрицательные стороны многих вещей, при хорошем ли воспитании или дурном, будут лучше познаваться и глубже запечатлеваться из примеров других людей, чем из тех правил и наставлений, которые могут даваться по этому поводу» [2, с. 402].

Говорит Дж. Локк и об эстетическом воспитании ребенка: «Танцы, мне

кажется, больше чем что бы то ни было сообщают детям пристойную уверенность и умение держаться и, таким образом, подготовляют к обществу старших; поэтому я считаю, что танцам детей следует обучить возможно раньше, как только они становятся к этому способными. Ибо, хотя это искусство заключается в одной лишь внешней грации движений, оно больше чем что-либо другое сообщает детям — не знаю каким образом — мужественные привычки и повадки» [2, с. 455]. Однако стремление к прекрасному представляет собой не самоцель, а лишь средство формирования галантного джентльмена, необходимое ему для успешного ведения дел.

Такую же прикладную функцию выполняет и получение новых знаний, которые ценны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они могут быть полезны деловому человеку. Задача педагога — сформировать у учащихся способности к самостоятельному мышлению, ознакомить его с начальными знаниями по различным дисциплинам, что дало бы им возможность в будущем выбрать ту сферу наук, к которой они испытывают интерес. Программа обучения молодого джентльмена, предложенная Дж. Локком, включала в себя множество дисциплин, в том числе практической направленности. Этими дисциплинами были чтение, письмо, родной язык, французский язык, латынь, география, геометрия, рисование, сельское хозяйство, астрономия, бух-

галтерия, танцы, верховая езда. Особое значение для формирования личности, по Дж. Локку, приобретает поощрение в нем трудолюбия. Так, наряду со светским воспитанием джентльмен должен осваивать ремесла, особенно те, которые связаны с ручным трудом на открытом воздухе.

Из изложенного можно сделать определенные выводы. Первое: эмпирическая философия Дж. Локка и установка на то, что в разуме нет ничего, чего не было бы в опыте, приводит нас не к идее о воспитании как платоновском процессе «диалектики идей», развертывания изначально заложенного в уме знания, укорененной в средневековой педагогике, а как пониманию воспитания как процесса создания, по сути своей, нового субъекта. Второе: задача педагогики заключается в воспитании личности, способной, опираясь на собственный разум, к созиданию внешних ей идей. Третье: отсюда следует связь педагогических и социально-

философских, политических идей Дж. Локка. Его идеалом являлся союз,

общественный договор свободных, самостоятельных, рациональных субъектов, воплотивших свою разумность и свободу в государстве. Если власть родителя над ребенком является естественной по причине неразумности, несамостоятельности несовершеннолетнего, то власть политическая является искусственной, разумной, необходимой, созданной во благо членов общества. Если деспотизм и насилие в области политики представляются для Дж. Локка неприемлемыми, то принудительное воздействие, предъявление требований и даже насилие над ребенком вполне допустимо, так как требует от воспитателя преодоления естественных эгоистических устремлений ребенка и формирования в нем личности, способной обнаружить в своей разумной природе собственное достоинство и право на жизнь, свободу и собственность. Удивительно, но воспитание свободного индивида в локковской доктрине требует фигуры авторитарного воспитателя, способного научить ценности свободы через ее ограничение.

Литература

1. Кант, И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? — Режим доступа: http://budclub.ru/w/worotnikow_m_g/kant_aufklaerung.shtml.

2. Локк, Дж. Соч.: в 3 т. — М.: Мысль, 1988. — Т. 3— 668 с.

3. Лощевский, К. В. «Проблема воспитания в контексте социальной антропологии Просвещения // Вестник СПбГУ. Сер. 17. — 2013. — Вып. 2.

4. Мир Просвещения. Исторический словарь / под ред. Винченцо Ферроне и Даниэля Роша; пер. с итал. Н. Ю. Плавинской под ред. С. Я. Карпа. — М.: Памятники исторической мысли, 2003. — 668 с.

Сведения об авторе

Куликов Михаил Вячеславович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии, кандидат философских наук. E-mail: philosophy_mk@mail.ru

Information about the author

Kulikov Mikhail Vyacheslavovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of the Penal Law and Criminology, candidate of philosophy. E-mail: philosophy_mk@mail.ru

УДК 331.548

© Летяева О. В., Кравченко И. В., 2019

ПРОЦЕСС НЕПРЕРЫВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА «ВЕКТОР» ГПОУ «НОВОКУЗНЕЦКИЙ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Задача планирования жизненной и профессиональной карьеры молодежи актуальна. Создание Центра непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся «Вектор» для повышения интереса у абитуриентов к выбранной специальности или профессии и в дальнейшем мотивации студентов к работе на конкретных предприятиях по полученной профессии — реализация идеи коллектива ГПОУ НТТТ. Новизна деятельности заключается в разработке системной интеграции практико-ориентированных профориентационных мероприятий с учетом особенностей будущей профессии, возможностей изменения требований работодателей и индивидуальных особенностей познавательной деятельности обучающихся в рамках функционирования конкретного образовательного учреждения. Этапы развития центра «Вектор» разработаны с учетом анализа имеющегося комплекса условий и ресурсов ГПОУ НТТТ. Благодаря системной работе Центра «Вектор» школьники смогут «погрузиться» в мир профессии, абитуриенты сделают выбор в пользу ГПОУ НТТТ, студенты будут способны выстраивать вектор своей профессиональной карьеры и конкурировать на рынке труда.

Ключевые слова: профессия; сопровождение; самоопределение; профориентация; конкуренция; мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.