Памятные даты
истории образования и педагогики
А. В. уткин
«От ПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ЗАВИСИТ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
ВСЕГО НАРОДА»: К 385-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
ДЖОНА ЛОККА
УДК 37(092)(091) ББК 74.03(4 Вел)5-218
В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты целой плеядой мыслителей. Творчество английского просветителя Джона Локка (1632—1704) оказало существенное влияние на развитие идей обучения и воспитания. Его подходы, предлагаемые способы решения проблем и выводы наложили отпечаток не только на философию следующих столетий, но нашли применение в педагогических системах многих стран мира.
Ключевые слова: педагогические идеи Просвещения; жизнь и деятельность Д. Локка; педагогические взгляды Д. Локка; «Мысли о воспитании».
А. V. Utkin
«The welfare of the whole nation depends
on the proper education of children»:
by the 385-anniversary of john locke's birthday
In England, the pedagogical ideas of the Enlightenment were developed by a whole galaxy of thinkers. The work of the British educator John Locke (1632-1704) had a significant impact on the development of the ideas of training and education. His approaches, ways of solving problems and conclusions left their mark not only on the philosophy of the following centuries, but found application in educational systems of many countries.
Key words: pedagogical ideas of the Enlightenment; the life and work of J. Locke; pedagogical views of J. Locke; «Some Thoughts Concerning Education».
Просматривая учебники по истории педагогики (истории образования и педагогической мысли, истории зарубежного образования и педагогики), изданные в разное время и разными авторами, невольно обращаешь внимание на заметно повторяющуюся логику изложения материалов, посвященных педагогическим учениям, педагогике и школе Западной Европы Нового времени (XVII—XVIII вв.). Главы, посвященные педагогической мысли XVII века, начинаются материалами о Яне Амосе Коменском (1592—1670). Философ-гуманист, общественный деятель, ученый, сыгравший историческую роль в оформлении и развитии педагогики как относительно самостоятельной области научного знания, пытаясь выявить и систематизировать закономерности обучения и воспитания, обозначил ряд принципиально новых проблем развития личности и связанных с ними способов изменения образовательной практики.
За описанием педагогической системы Я. А. Коменского традиционно следует анализ педагогических взглядов английского просветителя, одного из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма Джона Локка, чьи идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии, политической философии и педагогики. В классической новоевропейской философии анализ знания (древнегреч. «ер1э1ете») обычно
осуществлялся в рамках общего учения о «человеческом разуме» великих философов — Декарта, Локка, Лейбница, Юма, Канта, — заложивших фундамент наших представлений о познании.
Рассматривая теоретическую систему Локка, И. Н. Нарский указывает на основной фактор, определяющий подход к изучению творческого наследия философа, отмечая, что он был «верным сыном своего века, и острые социальные противоречия, драматические коллизии в недавно начавшем свое развитие теоретическом естествознании, столкновение новаторских философских принципов с реликтами средневекового миросозерцания — все это нашло широкое отражение как в методологии его мышления, так и в достигнутых им теоретических результатах»1.
Г. Б. Корнетов акцентирует внимание на особенностях философско-педагогических воззрений Д. Локка, отмечая, что «...утверждение нового представления о природе и обществе, связанного с мануфактурным производством и растущим общественным разделением труда, привело к становлению механистического мировоззрения, что способствовало распространению взгляда на человека как на продукт воспитания и обучения, признанию содержания человеческой психики результатом внешних воздействий. Этот подход обосновал Д. Локк, в отличие от Коменского,
1 Локк Д. Сочинения в 3-тт.: Т. I / Ред.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин; Ред. I т., авт. вступ. статьи и примеч. И. С. Нарский; Пер. с англ. А. Н. Савина. М.: Мысль. 1985. 621 с. С.З. (Философское наследие. Т. 93).
освободивший педагогическую теорию от теологической оболочки»1.
Педагогические идеи Просвещения в Англии получили развитие в деятельности таких известнейших современников Д. Локка, как Джон Мильтон (поэт, политический деятель и мыслитель); Уильям Петти (статистик, демограф, один из основоположников классической политэкономии); Джон Беллерс (экономист и социальный реформатор), однако вклад Джона Локка в развитие идей воспитания и обучения трудно переоценить. В истории найдется немного примеров гармоничного синтеза философских и социально-политических воззрений с практическим педагогическим опытом, их экстраполяции и оформления в педагогическую концепцию.
Жизнь и деятельность Дж. Локка совпали с эпохой английской революции XVII века, эпохой коренных изменений в общественной жизни, обусловленных развитием буржуазных отношений. Это стало основанием для характеристики педагогических взглядов Дж. Локка в советской историографии с позиций «представителя новой буржуазии во всех ее формах... сына классового компромисса»2. Подробный анализ педагогической теории Д. Локка с позиций марксистской педагогики был представлен А. Ф. Шабаевой во вступительной
статье к изданию сборника его педагогических сочинений, в которой представлены: характеристика мировоззрения ученого; его политические убеждения и особенности философского учения; обоснование содержания, целей и организации процессов воспитания и обучения3.
Действительно, творческое наследие Дж. Локка масштабно и разнообразно по гуманитарным направлениям и кругу проблем, исследуемых философом. Среди его крупнейших работ философские трактаты, труды о религии и церкви, изыскания в области теории государства и права, истории политических течений, педагогики и психологии.
Дж. Локк родился 29 августа 1632 г. в маленьком городке Рингтон западной Англии в семье чиновни-ка-юриста. Родители-пуритане воспитывали сына в атмосфере строгого соблюдения религиозных правил. Рекомендация влиятельного знакомого его отца помогла Локку в 1646 г. попасть в Вестминстерскую школу — самую престижную школу страны на то время, где он входил в число лучших учеников. С 1652 г. Джон продолжает образование в Крайст-Черч-коллед-же Оксфордского университета, где получает в 1656 г. степень бакалавра, а спустя еще три года — магистерскую степень4. С Оксфордским универ-
1 Корнетов Г. Б Педагогика: теория и история: Учебное пособие. 2-е изд., перераб., доп. -М.: АСОУ, 2008. 272 с. С. 205.
2 Цит. по: Константинов Н. А. Очерки по истории педагогики. Сборник статей. М: Изд-во АПН РСФСР. 1952.756 с. С. 50.
3 Локк Д. Педагогические сочинения / пер. с англ. Ю. М. Дэвидсона; в ступ. ст. А. Ф. Шабаевой; под ред. проф. И. Ф. Свадковского. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР. 1939. 320 с. С. 3-66.
4 Джон Локк. Краткая биография URL: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/dzhon-lokk
ситетом, где Дж. Локк преподавал в разные годы, связаны более 30 лет его жизни.
В колледже он начинает свою научную деятельность в качестве преподавателя греческого языка, философии и риторики. В этот период завязывается знакомство Дж. Локка с известным естествоиспытателем Робертом Бойлем. Совместно с ним Локк проводит метрологические наблюдения, глубоко изучает химию, серьезно изучает медицину и в 1668 году становится членом Лондонского королевского общества, а в следующем году входит в состав его Совета1.
Джону Локку было 34 года, когда судьба свела его с лордом Эшли (впоследствии лорд-канцлер, первый граф Шефтсбери), неординарным человеком и политическим деятелем, в огромной степени повлиявшем на всю его дальнейшую биографию. Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда в качестве его друга, компаньона и личного врача. С 1667 г. Локк находится при нем в качестве домашнего врача и воспитателя его сына, позднее служит секретарем и при поддержке Шефтсбери начинает сам заниматься политикой, принимать участие в управлении, войдя в высшие политические и экономические круги страны.
С 1672 г. Локк начинает служить в высших правительственных учреждениях на престижных должностях, но в то же время его продвижение в мире
политики находится в прямой зависимости от того, какие успехи делает его покровитель. К тому же проблемы со здоровьем заставляют Дж. Локка провести во Франции период с конца 1675 г. до середины 1679 г., когда он возвращается к государственной службе.
Политические интриги и неудавшаяся попытка дворцового переворота заставляют лорда Эшли — лидера либеральной буржуазно-аристокра-тической партии — спешно покинуть Англию, вслед за ним в 1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию и Джон Локк. В конце XVII — начале XVIII века в Англии происходят глобальные и крайне важные перемены, которые были вызваны приходом к власти короля Вильгельма III Оранского в результате «Славной революции» 1688 года2.
Смена власти и лояльность новому правительству позволяют Дж. Локку в 1689 г. вернуться на родину. Философ охотно работает с новой администрацией и в течение некоторого времени занимает важные должности. Пост ответственного по делам торговли и колоний становится последней в карьере ученого. Болезнь легких заставляет его выйти в отставку, и с 1691 г. его местом жительства становится Отс, поместье Мешэм, принадлежавшее его знакомой, супруге члена парламента. В эти годы Локк не только находится на правительс-
1 Чайка Юлия. Джон Локк: основные идеи. Джон Локк - английский философ URL: http://
fb.ru/article/158853/djon-lokk-osnovnyie-idei-djon-lokk-angliyskiy-filosof.
3 Джон Локк. Биография.URL: http://www.wisdoms.ru/avt/bl32.html.
твенной службе, но и принимает участие в воспитании сына леди Мешэм, много сил отдает литературе и науке, заканчивает «Опыт о человеческом разуме», готовит к публикации задуманные ранее работы, среди которых «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства». В 1700 г. Локк принимает решение уйти со всех занимаемых должностей; 28 октября 1704 г. его не стало1.
Философ оставил большой архив, наглядно свидетельствующий о широте его интересов. Среди большого числа рукописей были два черновых наброска «Опыта о человеческом разуме», дополнения к «Опыту», дневники и разнообразные заметки, свыше 2500 писем2.
Признавая разум высшей инстанцией, к которой человек прибегает, определяя свое поведение, Локк провозглашал возможность для каждого человека стать совершенным посредством упражнения врожденных способностей и сил. Вместе с тем, с точки зрения Локка, девять десятых людей становятся тем, что они есть, благодаря воспитанию. Главным для него оказывается воспитание, а не обучение, рассматриваемое Локком как вспомогательное средство, необходимое для формирования характера3.
Как отмечает Г. Б. Корнетов, «Локк — один из духовных отцов западного либерализма, автор принципа разделения властей, поборник идеи правового государства — рассматривал педагогическую проблематику сквозь призму идеалов гражданского равенства, справедливости, естественного закона социальных отношений, свободы»4.
В коротком письме Эдварду Клэрку, датированном мартом 1690 г., Д. Локк кратко, тезисно определяет педагогическую позицию, ставшую лейтмотивом своего главного педагогического сочинения «Мысли о воспитании» (1693), представляющем — в 216 параграфах — квинтэссенцию идей автора о программе воспитания:
«Хорошее воспитание детей настолько является долгом и интересом родителей, и благополучие нации настолько зависит от него, что каждому бы следовало серьезно принимать его к сердцу и, тщательно исследовав и разработав, что советуют в данном случае каприз, обычай или разум, содействовать со своей стороны повсеместному осуществлению того способа воспитания молодежи с учетом различных условий их жизни, который всего легче, быстрее и вернее способен создать добродетельных, дельных и способных людей в границах
1 Там же.
2 Локк Д. Избранные философские произведения: в 2-х тг. М.: Изд-во социально-экономической литературы. 1960. 736 с. С. 17.
3 Корнетов Г. Б. Педагогика: теория и история: Учебное пособие. 2-е изд., перераб., доп. - М.: АСОУ, 2008.272 с. С. 206.
4 Корнетов Г. Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие.З-е изд.-М.: АСОУ, 2011.260 с. С. 80. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 38.).
их различных призваний; хотя всего важнее учитывать призвание джентльмена. Ибо если люди этого ранга однажды поставлены воспитанием на верный путь, они быстро приведут в порядок все остальное»1.
Изучение системы взглядов Д. Локка на значение воспитания позволяет сделать вывод о том, что целью создания педагогической системы является воспитание добродетели, а ее подсистемами (органически сочетающими все элементы системы) — физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и формирование характера. Отдавая безусловный приоритет домашнему воспитанию над школьным, Локк считает, что родители в этой системе играют роль единственного разумного начала воспитания, на них возлагается особая ответственность, поэтому взаимоотношения родителей и детей выступают важнейшим фактором развития. В данной логике главными качествами и приемами работы воспитателя становятся благовоспитанность, хорошее «знание света» (широкий кругозор), умение объяснить и аргументировать свою точку зрения. Требования Д. Локка к нравственным качествам воспитателя крайне высоки: он должен быть для детей образцом добродетели, иметь огромный жизненный опыт, хорошо ориентироваться в мире знаний и нравственных ценностей. Среди основных средств нравственного воспитания: обучение
правилам и образование привычек; пример взрослых как средство педагогического воздействия; развитая система поощрений, наград и наказаний в воспитании.
Нетривиальна точка зрения Локка на обучение. Он считает, что к обучению можно приступать только тогда, когда обеспечено развитие характера, когда ребенку привили основы нравственности и морали, развили добродетели и искоренили дурные начала.
Не отступая от традиций светского воспитания (верховая езда, фехтование, обучение танцам, физические упражнения), Д. Локк настаивает на практической направленности обучения, по сути, представив проект реального образования джентльмена, содержательную основу которого составляет изучение естественно-на-учных дисциплин. Помимо чтения и письма на родном языке, он считает необходимым изучение французского языка и латыни, а также арифметики, географии, хронологии, истории, геометрии, астрономии, законоведения, натурфилософии. Кроме того, у воспитанников должны быть развиты способности к самостоятельным суждениям и умозаключениям, что позволило бы им со временем сознательно выбрать интересующую их сферу деятельности, усвоить несколько ремесел. Он создает систему образования джентльмена, который, по его мнению, должен быть не столько утонченно красноречивым, ученым
1 Локк Д. Педагогические сочинения / пер. с англ. Ю. М. Давидсона; вступ. ст. А. Ф. Ша-баевой; под ред. проф. И. Ф. Свадковского. М.: Изд-во Наркомпроса РСФСР. 1939. 320 с. С. 70-71.
человеком, знающим классические тексты, сколько человеком, способным к жизни в деловом обществе, к разумному и прибыльному ведению дел, чье счастье есть результат дела его собственных рук1.
Во второй трети XVII в. Локк был главным теоретическим авторитетом для всех европейских просветителей. Его подходы, предлагаемые способы решения проблем и выводы наложили отпечаток не только на философию последующего времени, но нашли применение в педагогических проектах Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. И. Бецкого и др.
Значение педагогического наследия Д. Локка в истории педагогической культуры непреходяще — каждое новое поколение исследователей, открывая работы Д. Локка, находит новые контексты, скрытые смыслы, интересные идеи, которые могут стать основой современных педагогических поисков. Читая Д. Локка, осознаешь, что развитие педагогического знания, рожденного в недрах философии и веками существовавшего как ее составная часть, определяется высочайшим уровнем философской рефлексии проблем образования, рефлексии особенно актуальной в настоящее время.
Список литературы
1. Джон Локк. Биография. URL: http: //www. wisdoms.ru/avt/bl32. html (дата обращения 12.02.2017).
2. Джон Локк. Краткая биография URL: http: //worldofaphorism.ru/ kratkie-biografii/dzhon-lokk (дата обращения
23.04.2017).
3. Константинов, Н. А. Очерки по истории педагогики. Сборник статей / Н. А. Константинов. — М. : Изд-во
АПН РСФСР, 1952. - 756 с.
4. Корнетов, Г. Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. / Г. Б. Корнетов. — 3-е изд. - М. : АСОУ, 2011. - 260 с. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып.
38.).
5. Корнетов, Г. Б. Педагогика: теория и история: Учебное пособие / Г. Б. Корнетов. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: АСОУ, 2008. - 272 с.
6. Локк, Д. Избранные философские произведения: в 2-х тт. / Д. Локк. — М. : Изд-во социально-экономической литературы, 1960. - 736 с.
7. Локк, Д. Педагогические сочинения / Д. Локк ; пер. с англ. Ю. М. Да-видсона; вступ. ст. А. Ф. Шабаевой; под ред. проф. И. Ф. Свадковского. — М. : Изд-во Наркомпроса РСФСР. 1939.— 320 с.
8. Локк, Д. Сочинения в 3-тт.: Т. I / Д. Локк; ред.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин; Ред. I т., авт. вступ. статьи и примеч. И. С. Нарский; пер. с англ. А. Н. Савина. - М. : Мысль. 1985. - 621 с. (Философское наследие. Т.93).
9. Чайка Юлия. Джон Локк: основные идеи. Джон Локк — английский философ / Юлия Чайка. URL: http:/ / fb.ru/article/158853/djon-lokk-osnovnyie-idei-djon-lokk-angliyskiy-filosof (дата обращения 15.05.2017).
1 Корнетов Г. Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие.З-е изд. М.: АСОУ, 2011. 260 с. С. 81. (Серия «Историко-педагогическое знание». Вып. 38.).