Научная статья на тему 'Воплощение идей воспитания Джона Локка в деятельности чувашских просветителей'

Воплощение идей воспитания Джона Локка в деятельности чувашских просветителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Т. Е.

Проведен сравнительный анализ взглядов на воспитание великого английского педагога Джона Локка и видных деятелей просвещения Чувашии XIX начала XX веков, с целью создания научной картины целостного исторического процесса развития педагогического знания для последующей актуализации теоретического и практического опыта прошлых лет. Выводы и обобщения, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы для конкретизации и углубления данной тематики, в учебных курсах истории педагогики и образования, в разработке спецкурсов, подготовке курсовых и дипломных работ по педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воплощение идей воспитания Джона Локка в деятельности чувашских просветителей»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

удк 371.031 т> Е< РОДИОНОВА

Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Автономной некоммерческой организации ВПО «Российский университет кооперации»

ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕЙ ВОСПИТАНИЯ ДЖОНА ЛОККА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУВАШСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

Проведен сравнительный анализ взглядов на воспитание великого английского педагога Джона Локка и видных деятелей просвещения Чувашии XIX — начала XX веков, с целью создания научной картины целостного исторического процесса развития педагогического знания для последующей актуализации теоретического и практического опыта прошлых лет. Выводы и обобщения, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы для конкретизации и углубления данной тематики, в учебных курсах истории педагогики и образования, в разработке спецкурсов, подготовке курсовых и дипломных работ по педагогике.

На современном этапе развития общества произошла резкая смена социально-экономических, политических и идеологических приоритетов, люди, отбросившие прежние догмы и осознавшие ошибки, стремятся переосмыслить настоящее, обращаются к извечным народным ценностям, чтобы наполнить их новым содержанием и передать последующим поколениям.

К сожалению, мы не всегда следуем лучшим традициям того или иного народа, ищем новое, отвергая то ценное, что уже есть. Поэтому обращение к региональным историко-педагогическим исследованиям и сопоставление достижений различных народов представляется весьма значимым для выявления преемственности в образовании и его дальнейшего развития. Компаративная педагогика предоставляет нам неоценимую возможность сравнивать, анализировать взгляды просветителей, принадлежащих к различным культурам. Достижения других стран и народов по-

зволяют нам избежать ошибок и черпать конструктивные идеи и драгоценный опыт.

В этой связи мы обратились к опыту великого английского ученого и педагога Джона Локка, чьи выдающиеся научные, общественно-политические и педагогические идеи оказали значительное влияние на развитие европейского просвещения, российской педагогической мысли и просветительной деятельности чувашских педагогов, усилиями которых Чувашская Республика заняла достойное место в мировом образовательном пространстве, деятельность которых составила целую эпоху в просвещении чувашского народа: Н.И.Ильминского, С.М.Михайлова, И.Я.Яковлева, Н.И.Охотникова, И.Н.Ульянова. Объективный сопоставительный анализ, по нашему мнению, поможетглуб-же осмыслить значение педагогического наследия великих ученых для нынешних реалий.

Методологическим основанием педагогической концепции Джона Локка является положение о чело-

веке как ярко выраженной субстанциональной индивидуальности, развитие которого происходит через приобщение к внешнему опыту через чувства, ощущения и под влиянием внешних воздействий; необходимости развития его духовности, способной внести свой неповторимый вклад в культуру овладения индивидуальным методом познания, позволяющим осознать всеобщее единство на рационалистической основе через саморазвитие и самоусовершенствование. Превознося разум, Локк подчинял обучение, умственное развитие задачам воспитания воли и чувств, формирование характера, ибо только в этом он видел единственное средство воспитания достойного человека.

Следует отметить, что и И.Я. Яковлев (1848-1930), выдающийся чувашский просветитель, писатель, критик, редактор, издатель, переводчик, как и английский философ, считал, что все знания человека возникают в результате личного опыта, в процессе взаимодействия с окружающей действительностью. Этому вопросу он посвятил специальную работу под названием «Физиологические основы представления». В ней он приходит к важному выводу, что ни одно ощущение не может превратиться в образ, идею без соответствующего внешнего раздражения, поступающего в «определенный центр».

Признавая определенное влияние среды и наследственности в развитии личности, Локк преимущественное значение придавал воспитанию. Очевидно, что взгляды этих великих ученых о соотношении влияния среды и воспитания на личность ребенка существенно отличаются. Считая начальным звеном в развитии ребенка его природную основу, Яковлев признавал ведущую роль социальной среды в процессе формирования личности. Причем среда выступает условием как раскрытия и совершенствования природных особенностей, так и подавления нежелательных наклонностей с помощью тщательно продуманных и подобранных методов и средств воспитания. В понятие среда он включал такие единицы, как семья, школа, общество, церковь и государство. Причем, по его мнению, первостепенное значение имеют семья и школа.

Несмотря на общность взглядов о важности воспитания для развития личности, Локк и Яковлев не согласны по вопросу о влиянии среды на результат формирования личности. Признавая, что дети рождаются на свет с различными способностями, Джон Локк приходит к выводу о «естественном», имущественном неравенстве людей, являющемся результатом таких неодинаковых способностей: делении на классы. Явно полемизируя с ним, И.Я.Яковлев заявлял, что все люди рождаются с одинаковыми способностями, и если они вырастают различными, то «виной этому неблагоприятные условия жизни, дурные воспитатели, педагоги и т.д.» [ 1; 146].

Целью воспитания в педагогической системе Джона Локка являлось формирование характера, становление внутренних регуляторов поведения: «добродетели», совести, честности, чувства собственного достоинства. Локк - мудрый и талантливый педагог-гуманист, призывающий родителей не жалеть сил для выработки у детей положительных черт и нравственного поведения.

Следует отметить, что и И.Я. Яковлев был убежден, что конечным результатом образования должна стать не простая передача знаний, а подготовка всесторонне, гармонически развитой личности, готовой к активной жизнедеятельности, к напряженному умственному и физическому труду. Основные задачи воспитания - развитие умственных и физических

качеств человека, выработка религиозно-нравственных норм, привычки трудиться.

Подобно Джону Локку, другой видный чувашский просветитель — Спиридон Михайлович Михайлов — считал воспитание единым, целостным процессом, состоящим из нескольких составных компонентов: нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания, которое Спиридон Михайлович рассматривал с принципиально новых позиций, с точки зрения формирования у ребенка мировосприятия.

Воспитание, как приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям на основе изучения религиозной литературы, являлось основной целью образования для Николая Ивановича Иль ^ииского (1822 -1891), создателя новой системы школьного обучения инородцев. Однако если у Локка конечной целью воспитания является переустройство общества, путем воспитания достойных граждан, то главной задачей Н.И.Ильминс-кого стало просвещение нерусских народов с тем, чтобы не допустить их исчезновения, ассимиляции с другими. «Разве одной любви к знанию, к человечеству недостаточно, чтобы посвятить время и труд изучению наречий инородческих племен, особенно тех, которые по малочисленности и гражданской постановке, мало-помалу исчезают, сливаясь с сильнейшим племенем» [2]. Профессор Казанского университета, талантливый ученый, он отлично знал язык, быт и историю народов Поволжья и, учитывая их возрастающую тягу к образованию, культуре, решил сделать очагом миссионерства национальную школу.

Анализ трудов и деятельности инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова (1831 -1886), позволил нам сделать вывод о том, что целью школы для него является развитие всех духовных сторон ученика, воспитание человека, силыюго духом и умом, обеспечение максимальной реализации воспитательного потенциала обучения, ориентированного на выработку у учащихся твердых религиозных и гражданских убеждений. И.Н.Ульянов сыграл большую роль в деле просвещения чувашского народа, был эрудированным педагогом, знакомым с обширной педагогической литературой, как отечественной, так и зарубежной. Илья Николаевич очень внимательно следил за издававшейся в то время педагогической журналистикой, чутко прислушивался ко всему новому и настойчиво стремился внедрять все ценное в практику школ Симбирской губернии.

Первой необходимостью для каждого члена общества, по мысли Локка, является его хорошее физическое развитие, которому должно уделяться большое внимание. Физическое воспитание должно отвечать следующим требованиям: постоянная забота о здоровье детей, систематический уход за их телом. Дети должны получать простую, здоровую пищу. Одежда ребенка должна быть простой, целесообразной, отвечающей климатическим условиям. Физические упражнения для детей должны заключаться в разнообразных играх, для подростков — в плавании, занятиях танцами, фехтованием, верховой ездой.

Как никто другой понимал Джон Локк взаимозависимость физического и нравственного здоровья в человеке. «Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, чей дух — неразумный руководитель, никогда не найдет правильного пути; а тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет продвигаться вперед по этому пути» [3; 111 ].

Если Локк делает такой вывод исходя из своего личного опыта, то истоки взглядов С.М.Михайлова на физическое воспитание находятся, прежде всего, в традициях воспитания чувашского народа. Хоро-

шо зная историю своего народа, под физическим воспитанием он понимал забот)' о здоровье человека, начиная с его рождения, причем рассматривал ее как необходимое условие подготовки трудящегося человека. Основными требованиями в отношении сохранения здоровья в чувашских семьях были стремление к чистоте тела, закаливание организма и правильное питание. Спиридон Михайлович неоднократно отмечал, что только выполнение этих требований способствует развитию и укреплению физической силы и здоровья человека, красивой наружности и высокому росту. Сам Спиридон Михайлович очень гордился тем, что из чувашских рекрут «при наборе по большей части поступают в гвардейские и гренадерские полки по красивой наружности и исполинскому росту» [4; 51]. И Локк, и Михайлов говорили прежде всего о необходимости физического развития молодежи в условиях семьи.

Одним из первых чувашских просветителей поставил вопрос о грамотно построенном физическом воспитании учащихся видный деятель просвещения в Чувашии Никифор Михайлович Охотников (18601892). Для него физическое воспитание, развитие культуры здоровья стало неотъемлемой составляющей процесса целостного воспитания подрастающего поколения. Как Никифор Михайлович, так и И.Н.Ульянов в инспекторских поездках по народным училищам и школам обращал пристальное внимание педагогических коллективов на необходимость грамотного физического воспитания учащихся. С этой целью он настоятельно рекомендовал им заниматься с учениками гимнастическими упражнениями, развивающими гибкость, выносливость, силу, ловкость.

Прекрасно было поставлено физическое воспитание в созданной И.Я.Яковлевым в 1868 году Симбирской чувашской учительской школе, ставшей центром просвещения чувашского народа и явившейся прообразом учебного заведения будущего.

Весьма поучительна статья из букваря И.Я.Яковлева, в которой отражены его взгляды на этот вопрос: «От чего зависит здоровье, долгая жизнь? От постоянного творческого физического труда». Впервые в чувашской педагогике он высказал идею о проведении небольших спортивных соревнований, в дополнение к уже существовавшим традиционным молодежным и народным соревнованиям.

По наставлениям Локка, приоритетная роль в развитии личности принадлежит духовно-нравственному воспитанию, целью которого является формирование у ребенка добродетели, мудрости, хороших манер и образования. Содержание нравственного воспитания носит у него конкретный, социально-ориентированный характер. Так, заостряя внимание на таких качествах, как правдивость, послушание, терпение, он рассматривал их не в духе подавления личности, а в духе подчинения новым целям нравственного воспитания, которые утверждали человеческую самоценность при ориентации на всеобщее благо. Важнейшим местом формирования нравственности подрастающих поколений мыслитель считал прочную, надежную семью, где родители пользуются непререкаемым авторитетом. «Если их нежная душа исполнена чувством почтения к родителям и учителям, которое заключается в любви и уважении и в боязни оскорбить их... это почтение само заставит их усвоить способы выражения, которые, по их наблюдению, больше всего нравятся» [3;133].

Возможно, на эти взгляды Локка повлиял его собственный опыт воспитания в семье. Джона, старшего из двух сыновей, связывали с отцом тесные отношения, и

Локк никогда не говорил об отце иначе, чем с почитанием и восхищением. Отец уделял большое внимание воспитанию Джона, но по мере взросления молодого человека все больше признавал его самостоятельность, и их отношения постепенно переросли в дружбу.

Такой взгляд на авторитет родителей полностью разделялся многими чувашскими просветителями. По мнению С.М.Михайлова, высшим критерием личности, объединяющим все высокие качества человека у чувашей было слово «добронравие», а для родителей добронравие было так дорого, что они добронравному сыну готовы были пожертвовать все свое достояние [4;41 ].

Для Локка одним из наиболее важных качеств в становлении высоконравственной личности является честность, которая основывается на духовно-моральных законах усвоенных ребенком в виде простых истин: «Если в ребенке уже заложены основания добродетели ... то ближайшая задача заключается в том, чтобы приучить его говорить безусловную правду и всеми мыслимыми способами развить в нем добрый характер. Ребенок должен знать, что ему скорее простятся двадцать других проступков, чем один случай уклонения от истины с целью прикрыть вину каким-нибудь оправданием» [3;174].

Честность и правдивость относил и С.М.Михайлов к одному из необходимых качеств нравственного человека. Среди чувашского народа честность всегда была основным критерием воспитанности человека: Смотри, будь всегда честным, не позорь нас; чей сын, - его сын, скажут; воровать, обманывать, отказываться от своих слов одинаково грешно» , таким образом чуваши прививали честность своим детям. Сам Спиридон Михайлович был образцом честности, не терпел лжи и обмана. О себе он писал прямо: «Я правдив и нелицемерен». Это были не слова самовосхваления, а подчеркивание собственного достоинства, высокой оценки С.М.Михайловым честности и правдивости чувашского народа [4;42].

Локка и Яковлева роднит тождественное понимание приоритетной роли нравственного воспитания в процессе формирования личности. Необходимо, -писал Иван Яковлевич, - развивать в воспитанниках такие нравственные качества, как скромность, справедливость, гуманность. Непозволительным в Симбирской чувашской школе считалось выслушивать похвалы в свой адрес, рекомендовалось вежливо, но решительно прервать говорящего. Если, к примеру, кто-либо заводил речь о достоинствах того или иного воспитанника, то заслуживающий этого говорил: «Вы имеете в виду меня? Оставьте, пожалуйста, я этого не заслуживаю» [5;22].

Важнейшим принципом этикета в школе выступала сдержанность, которая проявлялась в основном в словах и поступках учеников. Несдержанность считалась источником бед и несчастий, и поэтому часто говорили: «Что может сравниться со счастьем быть сдержанным в гневе». Воспитанникам также прививались такие стандарты благожелательности, как приветливость, желание оказать услугу другому человеку, умение правильно вести себя при разговоре, взаимные уступки. Эти правила и нормы полностью совпадали с педагогическими взглядами Дж. Локка на развитие нравственных убеждений и характера. Скромность, чувство собственного достоинства, «благовоспитанность», сдержанность, — вот те качества, которыми в полной мере должен обладать воспитанный человек.

Идея о всесторонне развитом человеке, давала Локку возможность гармоничного развития человека, согласно постулатам христианской веры. Религиозное образование, следование христианским запо-

ведям он считал необходимым в деле воспитания добродетели. При этом Локк говорит об изменении его методов применительно к силам и возможностям детского мышления.

Рассмотренные установки религиозного воспитания в Симбирской чувашской учительской школе полностью совпадали со взглядами Локка о роли религиозного воспитания и соотношении нравственного и религиозного воспитания. Религия для И.Я.Яковлева выступала в роли носителя нравственности, она представляла собой сокровищницу самых высоких нравственных ценностей, силу, способную облагородить человека, удержать его от дурных поступков. Локк в своем трактате «Разумность христианства» утверждал, что христианство - самое разумное нравственное учение. Продолжая его мысль, И.Я. Яковлев говорил: «Школа должна иметь в жизни чувашского народа религиозно-нравственное значение» [6;408]. Для укрепления христианской культуры среди воспитанников при школе действовала домовая церковь, которая возникла при непосредственном участии Яковлева, который обращался к своим ученикам со следующими словами: «Крепче всего берегите величайшую святыню — веру в Бога», изучался «Закон Божий»; большое значение в нравственном воспитании отводилось Ветхому Завету.

Никифор Михайлович Охотников в решении проблем духовно-нравственного воспитания, приобщения чувашского народа к общечеловеческим духовным ценностям также обращался к церковной литературе, опирался на религию. Он считал религию центральным движущим фактором в формировании духовности личности народов на основе православия. Для Охотникова христианская вера — величайшая духовная ценность народа и в нравственном воспитании детей она должна играть немаловажную роль. Он воспринимал христианство как прогрессивное явление в реализации своих просветительских целей, религиозность — как нравственно воспитательную задачу.

Отличительной чертой программы воспитания «джентльмена», изложенной Локком в его главном педагогическом труде «Мысли о воспитании» (1693) было стремление связать обучение и воспитание детей с подготовкой их к практической деятельности. Изучение молодым человеком ручных ремесел, занятия садоводством, ведение бухгалтерии призваны способствовать формированию трудолюбия, привычки к труду, способствовать физическому развитию и помочь в будущей взрослой жизни; он активизирует деятельность, в ребенке пробуждаются и развиваются технические и художественные задатки. Однако социальное значение труда при этом английским педагогом недооценивалось, как неоднократно подчеркивали исследователи его наследия.

Для представителей чувашской педагогики воспитание в труде и для труда во имя своего народа являлось стержневым компонентом всей системы формирования личности.

И.Я. Яковлев доказывал необходимость трудового обучения и воспитания детей, показывал великое значение труда в формировании личности ребенка. Это означает, что необходимо прививать учащимся любовь и уважение к труду, умение и навыки тру-

диться. При этом он особо подчеркивал: «В основу всей жизнедеятельности задуманной мной школы я убежденно решил заложить труд физический и умственный, обратив это заведение главным образом в демократически-трудовое [7;79].

Воспитанники Симбирской чур эшской учительской школы обучались столярному, слесг.рному, кузнечному, сапожному, переплетному делу в созданных при школе специальных мастерских. В этих мастерских учащимися ремонтировались плуги, сеялки, молотилки, изготавливались оконные рамы школьная мебель, учебные приборы. Учащиеся должны были работать на полях в течение двух летних месяцев, для того чтобы практически у своить приобретенные умения и навыки; очи пахали, косили, убирали хлеба и сено, занимались садоводством и огородничеством.

Подробно описывает роль и место труда в жизни чувашей и положительно оценивает сложившуюся систему трудового воспитания в своих трудах Спи-ридон Михайлович Михайлов. Он отмечает трудолюбие чувашей. Умение трудиться у них всегда было одним из главных критериев оценки человека. Даже при выборе невесты основное внимание обращалось на ее трудолюбие. Когда юноша сообщал своим родителям и родственникам о своем намерении жениться, то последних интересовало, прежде всего, отношение не только самой невесты, но и членов её семьи, всех ее родственников к труду. То же самое было и со стороны невесты. Родственницы жениха на пути к дому невестки, как описывает Спиридон Михайлович, стоя на повозках пели песни, и одна из них следующая: «Неленивабы была, а работящая...» [4;57].

Из всего сказанного можно сделать вывод, что педагогические идеи Джона Локка о приоритете нравственного воспитания, о необходимости всестороннего развития личности, высказанные им еще в XVII веке и явившиеся вершиной европейской педагогической мысли, нашли отклик в трудах и просветительной деятельности чувашских педагогов XIX

- начала XX вв.

Библиографический список

1. Краснов Н.Г. Иван Яковлевич Яковлев. — Чув. кн. изд-во. Чебоксары, 1976, - 272 с.

2. Национальный архив Республики Татарстан. Ф.93. Оп. 1.

Д.23.

3.Локк. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

- 224 с.

4. Егоров ДЕ. Спмридон Михайлович Михайлов / Истори-ко-педагогический очерк. Чебоксары, 1968. - 96 с.

5. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая система И.Я.Яковлева. - Чебоксары: КЛИО, 2001. - 66 с.

6. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания - М., 1997. -610 с.

7. Яковлев и его школа. Ученые записки ЧГПИ, вып. ХХХШ.

- Чебоксары, 1971. - 304 с.

РОДИОНОВА Татьяна Елизаровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков.

Дата поступления статьи в редакцию: 09.10.2006 г. © Родионова Т.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.