УДК 371.031
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЖОНА ЛОККА И В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧУВАШСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XIX - нач. XX вв.
Т.Е. Родионова
Ценность и престиж любого общества измеряются тем, насколько востребована в нем просвещенная, высоконравственная личность и что делается для ее максимального развития, гармонизации и самореализации.
Известные в педагогике концепции воспитания и обучения всегда выражали интересы и идеалы определенных социальных групп, обобщали накопленный опыт семейного и общественного воспитания, отражали характер взаимодействия теории и воспитательной практики и свидетельствовали об уровне педагогической культуры общества.
Великий английский педагог и мыслитель Джон Локк сформулировал и раскрыл сущность воспитания, обучения и образования, принципы организации педагогического процесса. Он обосновал цели образования, его назначение. Принципы, которыми он руководствовался, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, принятые чувашским просветителем И.Я. Яковлевым в Симбирской чувашской учительской школе, указывали ее направление, и в конечном итоге помогли творчески подойти к построению учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая концепция Джона Локка основывалась на скрупулезном изучении природы человека, учитывала современные ученому достижения естественных и гуманитарных наук, покоилась на прочном философском фундаменте. Подобно педагогическим воззрениям Джона Локка, вся научная и практическая деятельность Ивана Яковлевича Яковлева находилась в тесной взаимосвязи с общими положениями современной ему педагогики, которая стремилась педагогические обобщения делать на научных основаниях, используя при этом научные данные всех фундаментальных наук.
Анализ педагогического наследия Джона Локка показал, что основными дидактическими принципами в соответствии с которыми стоился процесс обучения, были: принцип последовательности, принцип посильности, принцип сознательности, наглядности, прочности в усвоении знаний.
Специально они не были выделены английским педагогом, но он построил всю систему обучения на этих принципах, которые составляют органическое единство.
Существование и развитие социума на каждом историческом этапе обусловлено прежде всего прошлым социокультурным опытом. Специфически человеческой формой его обобщения, сохранения и передачи другим поколениям является родной язык. Язык как «интеллектуальный инстинкт разума», по мнению В.Гумбольдта, является универсальным средством познания.
Джон Локк называет непременным условием образованности человека умение владеть своим родным языком: «...умение хорошо говорить на своем родном языке дает много преимуществ, и на овладение этим искусством, при любой профессии, стоит затратить известные усилия; но хотя человек, использующий свое хорошее знание родного языка для честной жизни и превращающий это знание в орудие добродетели, и оказывается вдвойне приспособленным к тому, чтобы делать добро другим людям...» [Об учении. Ам., стр.199]. Как мы видим из вышесказанного необходимость овладения родным языком обосновывается Локком не только из узких практических целей, но и в нравственных целях: это способ делать людям добро, средство взаимопомощи, единения людей.
В отличие от взглядов Локка на обучение родному языку, для чувашских просветителей это, в первую очередь, средство внутреннего развития народа на основе родного языка, литературы.
Таких взглядов придерживался Василий Константинович Магницкий, который полагал, что, если народности за тысячелетие своего существования сохранили свой язык и обычаи, то никто не вправе им запрещать дальнейшее развитие на самобытной основе, что обучение непременно должно происходить на родном языке, поскольку именно родной язык является одним из средств развития умственных и духовных сил ребенка, развития чувства национального достоинства.
Н.И.Ильминский осознавал, что глав-
ным условием возрождения, развития культуры воспитания является обучение на родном языке. Он глубоко верил в возможность духовного развития, просвещения чувашского народа, для этой цели открывая школы, занимаясь изданием литературы на родном языке.
Взгляды И.Н. Ульянова на роль и значение родного языка в обучении детей резко отличались от взглядов Н.И. Ильминского. Если у Ильи Николаевича родной язык детей являлся мощным и незаменимым средством просвещения народов и повышения их культуры, то у Ильминского обучение на родном языке преследовало в первую очередь цель религиозного воспитания. Однако, в своей работе «Вступительная лекция в курс турецко-татарского языка», впервые опубликованной в «Ученых записках Казанского университета» в 1860-1861 гг., где он изложил свои взгляды на возникновение языка, на значение языка для изучения истории народа, Н.И. Иль-минский указывал, что язык отражает историю самого народа, помогает лучше понять его: «язык обнимает всю народную жизнь, все его понятия и обычаи, овладеть вполне языком - значит, узнать народ» [10, 35].
С.М.Михайлов также считал, что широкое умственное воспитание можно получить на основе родного языка, и поставил вопрос о необходимости первоначального обучения чувашских детей на их родном языке.
Вопрос об обучении детей на родном языке также волновал И.Я. Яковлева, потому что до него чувашский народ не имел своей письменности. На основе русской графики он разработал чувашский алфавит, создал чувашскую азбуку и букварь, учебники для чтения на родном языке для школьников. Он также явился создателем Симбирской чувашской учительской школы, которая позже превратилась в крупное государственное педагогическое учебное заведение, где Яковлев в течение 50 лет преподавал педагогику, логику и математику. Родной язык представлял собой учебный предмет, так или иначе пронизывающий все другие составляющие учебного курса. Поэтому, как отмечал Н.Вессель, каждый урок, по какому бы то ни было предмету, должен быть вместе с тем уроком родного языка, способствуя формированию у учащихся навыков свободного владения родным языком, знанию его законов и истории.
В отличие от Я.А. Коменского, который полагал, что «человек может постигнуть все», Локк утверждал, что «никто не должен знать
все», что цель образования состоит не в том, чтобы заполнить мозг ребенка большим количеством всевозможных фактов, а в том, чтобы научить его думать, рассуждать, пробудить и развить его собственные задатки и способности. Самодеятельность ребенка рассматривается им как необходимое условие раскрытия его сил и способностей, в связи с чем обучение и воспитание интерпретируются как процесс взаимодействия между педагогом и детьми.
Несколько по иному интерпретируются цели образования Василием Константиновичем Магницким. Он рассматривал образование гораздо шире - как средство повышения самосознания народа, расширения знаний, полученных учащимися в начальных школах, приобщения населения к культуре.
В системе взаимосвязанных и взаимообусловленных общих дидактических принципов на первом месте стоит принцип последовательности в обучении: «...нужно тщательно стараться начинать с ясного и простого, нужно сообщать детям возможно меньше сведений одновременно и хорошенько укреплять эти сведения в их головах, раньше чем идти дальше и сообщать что-либо новое из этой науки» [6,187]. Этот принцип органично вытекал из естественного хода развития человека.
Воплощение принципа посильности в обучении влияет на выработку у учеников сознательного отношения к учению. «Ибо не только детей, но и любого человека, желающего научиться делать что-либо хорошо, никогда не следует делать сразу слишком много или одновременно совершенствоваться в двух действиях, когда их можно разделить» [6,179]. Обучение, считал он, является посильным, если, приложив умственные усилия, соответствующие его возрастному развитию, при помощи учителя может усвоить содержание того или иного учебного предмета. Помимо этого этот принцип означает такую дозировку учебного материала, которую способны воспринять и осознать дети определенного возраста.
По Джону Локку необходимо научить детей думать, рассуждать, т.е. обучение не должно сводиться к механическому запоминанию материала, а характеризоваться сознательным его усвоением: «Поскольку дело касается знания, задача обучения заключается, по моему мнению, не в том, чтобы довести учащегося до полного усвоения всех наук или даже одной из них, а в том, чтобы сообщить уму ту свободу, то предрасполо-
жение и те привычки, которые бы сделали его способным в ходе дальнейшей жизни овладеть любой областью знания, которой он займется или которая ему понадобится» [7,234]. В данном тезисе, по нашему мнению, воплощен принцип сознательности в обучении.
Подобного взгляда придерживался Николай Васильевич Никольский, являясь активным сторонником развивающего обучения, и считая, что задача учителя заключается не только в том, чтобы давать детям готовые знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно добывать эти знания. Соблюдение принципа сознательности в обучении требовал от педагогов Симбирской чувашской школы Иван Яковлевич Яковлев. Он советовал им всеми дидактическими средствами добиваться глубокого понимания каждого изучаемого положения. Все, что приходится запоминать ученику, должно быть им понято, и иметь для него известное значение.
Отвергая царствовавшее в то время схоластическое направление в обучении, формальные методы в обучении, бессмысленное заучивание, Джон Локк противопоставил им личностный подход в обучении, применив методы, стимулирующие сознательную умственную активность ребенка, побуждающие его размышлять, принимать решения. Он поставил ребенка в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности.
Подобные же суждения мы можем встретить у Н.И. Охотникова, который, рассматривая вопрос о развитии сознательности в усвоении учебного материала, также большое значение отводил самостоятельной работе учащихся. Он полагал, что самостоятельная работа способствует закреплению и пополнению знаний, воспитанию «логического мышления», воли, настойчивости и организованности.
Пользуясь методическими рекомендациями И.Н.Ульянова преподавать математику на основе осмысленного восприятия окружающей действительности, Охотников старался сообщать ученикам сведения «о практическом применении изучаемых предметов, хотя бы они представляли мало интереса научно-теоретического, но между тем были бы полезны в жизни» [9,141]. В процессе преподавания он широко применял наглядные пособия, практиковал проведение экскурсий, во время которых учащиеся приобретали практические навыки работы с землемерными инструментами, учились
определять площади треугольников, многоугольников и т.д. Используя идеи, изложенные в трудах Дж. Локка: правильный подход к ученикам, доступное изложение материалов уроков, умелое применение родного языка в процессе обучения, знание особенностей детей и их семейного быта способствовали тому, что Н.М. Охотников завоевал доверие учеников и сумел заинтересовать их учебой.
Отличительной чертой педагогической деятельности Джона Локка явилось искусное использование наглядного метода обучения. Наглядностью изложения Локк стремился показать связь между формой и содержанием изучаемого материала. Например, он подробно останавливается на методе обучения ребенка чтению: «Чтобы обучить ребенка азбуке в процессе игры, можно пользоваться костями и игрушками с надписанными на них буквами; можно придумать еще двадцать приемов применительно к особенностям характера каждого, чтобы обращать этот метод обучения в развлечение для ребенка» [6,176].
Принцип наглядности в обучении также теснейшим образом связан с принципами последовательности и доступности в дидактике Яковлева. Яркой особенностью занятий в Симбирской чувашской учительской школе было широкое использование различного рода наглядных пособий, моделей, учебных приборов, служивших для ознакомления детей, прежде всего с самими вещами, особенно с теми, которые часто встречаются в жизни. Использование принципа наглядности, делает обучение интересным и доступным для ученика, а главное - обеспечивает его тесную связь с жизнью.
Изучение трудов Ильи Николаевича Ульянова позволило сделать вывод, что основными дидактическими принципами, которыми он руководствовался в своей педагогической деятельности, были принципы, указанные в работах Джона Локка: воспитывающее обучение, развитие активности и самостоятельности учащихся, сознательность и прочность усвоения знаний, наглядность обучения. В соответствии с данными принципами он предъявлял требования к методике построения уроков как основной форме организации учебной и воспитательной работы, указывал на необходимость широкого использования наглядности, что отвечало практической цели обучения. Он часто практиковал показательные уроки с последующим коллективным разбором, в ходе кото-
рого он учил грамотному проведению уроков в начальном училище. В отчете о состоянии народного образования в Симбирской губернии за 1872 г. Илья Николаевич отмечал, что еще немногие учителя обучают счету практическим путем, посредством наглядного применения палочек, счетов и т.д. Он писал, что «... в большей части училищ ученики знают только 4 действия над целыми числами и затрудняются в решении даже несложных задач» [4,75].
Характерной особенностью воззрений Локка являлась мысль о том, что принятие во внимание природной конституции ребенка и индивидуальных способностей позволит педагогу максимально расширить границы развивающего обучения. Личность неповторима, поэтому учет уникальности личности учащихся в обучении у английского ученого является важнейшим педагогическим принципом, на основе которого следует строить учебно-воспитательный процесс.
Как видим, принцип учета индивидуальных особенностей учащихся, являвшийся центральным в педагогическом наследии Джона Локка, явился основой, на которой строился учебно-воспитательный процесс в Симбирской чувашской школе под руководством И.Я.Яковлева. Поэтому неслучайно Яковлев особое внимание уделял всестороннему изучению личности ученика, т.к. понимал, что только после глубокого изучения сложности внутреннего мира детей, анализа сложившегося у них опыта, положительных и отрицательных черт можно подобрать соответствующие формы и методы обучения и способы педагогического воздействия. Он советовал сильным ученикам давать больше самостоятельности, подбирать особые виды работы, а тем, которые слабее, оказывать помощь и поддержку.
Известный ученый В.К. Магницкий также полагал, что индивидуальный подход требует от педагога глубокого знания детей, их запросов, индивидуальных, психологических особенностей. Он стремился реализовать этот принцип при создании подготовительных курсов для бывших учеников и крестьян, стремившихся к знаниям и окончивших начальную школу. Основной задачей этих курсов было дать возможность учащимся самостоятельно получать знания под руководством учителя. Таким образом, он пытался побудить учащихся к самоусовершенствованию, самовоспитанию.
Процесс обучения, по мысли Локка, должен вызывать у учащихся положительные эмоции, стимулировать мышление, заинтересовать ученика, вызывать желание самостоятельно добыть знания. При этом он дает конкретные наставления педагогу, каким образом следует добиваться этой цели. Учитель, вызывая интерес и доверие к себе, должен быть всегда доброжелательным, заботиться о создании благоприятной психологической обстановки. «С этим учитель должен сочетать еще мягкость во всех своих наставлениях, а также нежность в обращении, дабы дать ребенку почувствовать что его любят и желают ему только добра, - это единственный способ приобрести любовь ребенка, которая заставит последнего внимательно слушать уроки учителя и находить удовольствие в том, чему тот его учит» [6,182].
Важным условием усиления познавательной активности в учебном процессе Джон Локк считал обращение к мотивационной сфере ребенка. Решение этой проблемы он видел в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов ученика, в первую очередь познавательных: самоуважение, стремление расширить собственные достижения. Учитель непременно должен хвалить ребенка за достигнутые успехи.
Эти идеи получили дальнейшее развитие в процессе подготовки учителей в Симбирской чувашской школе. И.Я. Яковлев уделял большое внимание развитию у учащихся таких черт, как миролюбие, взаимопомощь, добрососедство, трудолюбие, взаимопонимание. Доброжелательная среда в педагогическом и детском коллективе служила объективной основой для формирования индивидуальности человека. В школе, где сложились гуманные и добрые отношения между учителями и учащимися, детям радостно жить и учиться, и учителя испытывают моральное и профессиональное удовлетворение от своего педагогического труда.
Можно уверенно сказать, что многие педагогические идеи, высказанные великим английским педагогом Джоном Локком еще в XVII веке, явились вершиной европейской педагогической мысли, оказав сильное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики и, несомненно, получили яркое развитие во взглядах и педагогической деятельности чувашских просветителей XIX-нач. XX вв.
Литература
1. Болгарский Б.В. Деятельность И.Н.Ульянова в области методики математики // Педагог и просветитель И.Н.Ульянов. Саратов, 1965. С. 92-95.
2. Егоров С.М. С.М.Михайлов - просветитель и исследователь чувашской народной педагогики. Чебоксары, 1998. - 64 с.
3. Земляков А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. - Чебоксары: Ч1 ПИ, 1997. - 252 с.
4. Кондаков А.И. Директор народных училищ И.Н.Ульянов. М.: Просвещение, 1964. - 89 с.
5. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1992. -416 с.
6. Локк. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224 с.
7. Локк Джон. О воспитании разума. В кн. Локк Д. Сочинения в трех томах. М., 1988, т.2, С. 202-279.
8. Муромцев Н.В. Симбирская чувашская учительская школа. - Чебоксары, 1968. - 32 с.
9. НА ЧГИГН. Отд. 11 Един.хр.2248. Записки чувашина о своем воспитании. Л. 83-147.
10. Павлова А.Н. Система Н.И.Ильминского и ее реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России (в последней трети XIX - начале XX века): Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. - 204 с.
T.E. Rodionova. THE PRINCIPLES OF TEACHING IN THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF JOHN LOCKE AND IN THE ACTIVITY OF THE CHUVASH ENLIGHTENERS OF 19th -THE BEGINNING OF 20th CENTURIES.
The article considers the principles of teaching in the pedagogical concept of John Locke and in the pedagogical activity of Chuvash teachers of 19th — the beginning of 20th centuries. The work analyzes those princi ples as the basis of teaching process which were developed and implemented by the Chuvash enlighteners during that period. The author makes the conclusion that a lot of pedagogical ideas of John Locke greatly influenced the further development of pedagogical theory and practice both in our country and in the world.
РОДИОНОВА Татьяна Елизаровна, родилась в 1973 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я.Яковлева (1994), старший преподаватель кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 11 работ.