УДК 371. 031
ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЖОНА ЛОККА
Т.Е. Родионова
Дж. Локк стал одним из первых мыслителей английской буржуазной революции XVII века, разработавшим новую педагогическую концепцию, полностью соответствовавшую новым потребностям, и сыгравшим важную роль в развитии педагогической теории и практики.
Его основная работа по педагогике «Мысли о воспитании» (1693) не задумывалась автором как фундаментальный педагогический труд. Книга сложилась как бы сама собой из писем, которые он несколько лет подряд посылал своему близкому другу Эдварду Кларку, и в которых на многих страницах обстоятельно излагал свои взгляды на воспитание. Обрабатывая свои письма, Локк просто не мог не воспользоваться теми впечатлениями, которые запали ему в память еще с того времени, когда он сам был ребенком, и когда его самого тоже воспитывали. В результате получились не отдельные мысли, а строгий и научный педагогический шедевр.
«Of all men we meet with, nine parts of ten are what they are, good or evil, useful or not, by their education. 'Tis that which makes the great difference in mankind». (Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять из десяти становятся теми, чем они есть -добрыми или злыми, полезными или нет -благодаря воспитанию. Оно-то и создает огромную разницу между ними), - утверждает Локк, и этим отводит первостепенную роль воспитанию в процессе развития личности.
Локк рассматривает воспитание как целостное явление. Целостный подход к процессу воспитания в его толковании созвучен современному педагогическому мышлению. В современной педагогической теории и практике делается попытка преодолеть сложившееся функциональное деление воспитательного процесса. Эта проблема до настоящего времени остается неразрешенной, а механическое соединение компонентов воспитательного процесса не приводит к необходимому результату.
По нашему мнению, в идеях Дж. Локка, в которых первостепенную роль в целостном воспитательном процессе он отводит нравст-
венному воспитанию, заложен оптимальный способ решения этой проблемы.
Основа нравственного воспитания, по мнению Дж. Локка, состоит в формировании характера. Нравственное воспитание начинается с раннего детства и, если оно осуществляется неправильно, то исправить ошибку будет очень сложно, а в некоторых случаях невозможно.
Главное в воспитании, считает Локк, не в том, чтобы усиленно вооружать ребенка всевозможными знаниями, тренировать его память, а в том, чтобы вырастить из него добропорядочного человека. Под добродетельным человеком он понимает личность, которая умеет разумно вести свои дела, одновременно считаясь с интересами других людей, и ни в чем не ограничивая их свободу.
Из основных аспектов, которые оказывают развивающее и формирующее влияние на личность, Локка прежде всего интересовал процесс воспитания разума и чувств, необходимость закладки в юные сердца основ мудрости и добродетели. В процессе воспитания происходит развертывание и совершенство -вание природного потенциала человека и в то же время от свойств индивидуальных накоплений, наследственности в целом зависит результативность этого процесса.
Предшествовавшая Локку официально -религиозная точка зрения на процесс воспитания гласила, что в человеке от рождения содержится злое, дьявольское начало, которое должно быть вытравлено в процессе воспитания, что поведение человека, его характер и психология определяются добрыми и злыми потусторонними силами, справиться и познать которые человек может только в процессе познания божественной премудрости.
Такому взгляду английский педагог противопоставляет свою точку зрения о душе, как о «tabula rasa», чистой доске от рождения, постоянно наполняющейся чертами и качествами в процессе соприкосновения с окружающим внешним миром. Употребленная Локком в условном смысле во второй книге «Опыта о человеческом разумении», сравнение души с чистым
листом бумаги, часто принималась историками за полнейшее игнорирование английским философом наследственных, конституционных и психических различий между людьми, а его фраза о ребенке, принимающем как воск в руках воспитателя любую форму - за стремление отрицать какую бы то ни было наследственную предрасположенность.
Однако следует отметить, что отрицая врожденность идей, Локк, в то же время признавал некоторое влияние на человека врожденных способностей. «У людей существует, и это видно, - говорит Локк, большое разнообразие умов и природные конституции людей создают в этом отношении такие различия между ними, что ни искусство и усердие никогда ни бывают в состоянии эти различия преодолеть; по-видимому, в самой природе одних людей не хватает той основы, на которой они могли бы достичь того, чего легко достигают другие» [5, 203]. Эти природные различия не имеют своей причины в расовых, национальных или сословных особенностях. Отвергнув наличие отличительных расовых качеств и способностей к воспитанию, Локк не признает и сословной врожденной обусловленности к развитию.
«Природный склад простолюдина, -утверждает он, - таков же, как и у других людей. «Среди детей бедного поселянина тот, кто благодаря счастливой случайности получил образование и вышел в люди, бесконечно превосходит способностями остальных, между тем как, если бы он оставался дома, эти способности по-прежнему были бы у него на таком же уровне, что у его братьев» [5, 217].
Биологические, передаваемые по наследству, задатки и склонности человека остаются существовать или глохнут в зависимости от влияния разнообразных социальных и культурных условий существования данного индивидуума. Мы не можем рассчитывать на то, чтобы полностью изменить врожденные особенности ребенка, «сделать веселого человека задумчивым», «меланхолика веселым человеком», - говорит Локк.
Таким образом, по Локку, нельзя рассчитывать на полное исправление природных данных, но в конечном итоге все решает воспитание. Природные задатки можно развить только правильной организацией воспитания. Не отрицая индивидуальных биологических различий между людьми, Локк все же полагает, что сильнее, устойчивее и важнее те качества и черты, которые приоб-
ретаются в процессе формирования личности.
Среда также влияет на развитие человека, но она неизменна, к тому же выход из определенной среды в другую нежелателен. Люди из народа, например, не могут себя хорошо чувствовать в среде богатых, так как у них нет необходимого такта и манер. Люди приспособлены к определенным условиям жизни, и менять эти условия - дело ненужное и даже вредное, утверждает Локк. Таким образом, цели воспитания дифференцируются у него применительно к детям различных общественных групп населения.
Следовательно, не отрицая совсем некоторого влияния наследственности и среды, Локк расценивает воспитание как решающий фактор развития природного потенциала человека, формирования личности и становления его неповторимой индивидуальности. Среда и наследственность, по его мнению, пассивны, а воспитание - активно.
Некоторые исследователи отмечают, что полемика Локка, ведущаяся им в интересах утверждения значимости и мощи воспитания в деле формирования личности, против особых природных привилегий на образование, его мысль о том, что природная предрасположенность к образованию не зависит ни от расовых, ни от национальных, ни от имуще -ственных различий, - не привели его к требованию равного образования для всех людей. Тем не менее, учение Локка о воспитании было направлено на воспитание разумного человека, его отличало стремление сделать основным двигателем поведения человека, правильно понятый им личный интерес, в сочетании с интересами остального общества. Оно было направлено на воспитание так называемого человека согласия, т.е. цивилизованного человека, который, выйдя из неразумного детского состояния, станет членом гражданского цивилизованного общества.
Анализ философских идей Дж. Локка и вытекающих из них его педагогических взглядов, позволяет утверждать, что нравственное воспитание служит фундаментом целостного воспитательного процесса, а в педагогике Дж. Локка - стержневым, системообразующим компонентом. Деятельность человека должна направляться велениями его разума, поэтому основной задачей нравственного воспитания является дисциплини-рование характера.
Английский педагог утверждает, что во всех своих действиях человек должен руководствоваться разумом. «Разум - вот высший
судья во всех вопросах», - говорит он. Основная трудность при этом состоит в том, что дети с момента рождения руководствуются в своих действиях не разумом, а непроизвольными инстинктами.
В этой связи первое, на что обращает внимание Локк - это дисциплинирование детей с самого младшего возраста, приучение их к послушанию, следованию воли воспитателей. Такое послушание должно основываться на страхе перед возможными неприятными последствиями совершенных проступков, а позднее - на чувстве любви и доверия к взрослому. Безусловное повиновение ребенка воле взрослого Локк рассматривает в качестве необходимой предпосылки успешной воспитательно-образовательной работы. Однако следует отметить наличие положительной стороны в понимании послушания у Локка. Главная задача воспитателя заключается не в том, чтобы сломить волю ребенка, а в том, чтобы научить его управлять своими эмоциями.
Рассматривая характерные черты психики ребенка в раннем возрасте, Локк утверждает, что в ней преобладает инстинктивное, эмоциональное содержание. По его мнению, ребенку этого возраста чужды идеи, понятия, продуманность и сознательность. Но на основе своей сенсуалистической теории, он делает вывод, что опыт, приобретенный в детстве, оказывает огромное влияние на поведение человека во взрослой жизни.
Таким образом, по Локку, возникает противоречие между неспособностью ребенком контролировать свои действия и поступки при помощи разума и подчинять свои желания контролю рассудка, с одной стороны, и необходимостью так организовать воспитание, чтобы в нем отсутствовали действия, не основанные на сознательности, с другой стороны. Следовательно, высшей инстанцией в процессе нравственного воспитания являются родители и воспитатели, их авторитетность и разумность.
На родителей и педагогов Локк возлагает большую ответственность. Он, в частности, призывает относиться к ребенку с уважением и доверием. Добросовестные родители должны наблюдать за ребенком, изучать его, выбирая методы воспитания в соответствии с особенностями его характера.
Несомненно, большую помощь, чем наказание в воспитании, по мнению Джона Локка, приносят поощрения, но и здесь он указывал на необходимость чрезвычайно осмотрительного их применения. Принимая решение о поощрении или наказании, нельзя
забывать о его соразмерности поступку ребенка; ни то, ни другое не должно препятствовать совершенствованию характера.
Великий английский педагог решительно осуждает применение телесных наказаний, считая их крайне неэффективными. Эти меры следует поэтому применять очень редко, и притом только по серьезным основаниям и лишь в крайних случаях» [4, 476]. По его мнению, грамотное воспитание должно стать «предпосылкой отмены розог» [4,477]. Несомненно, для Англии того времени подобные суждения о телесных наказаниях можно охарактеризовать как крайне либеральные, а Локка отнести к великим гуманистам своей эпохи.
Наиболее глубокой и обобщенной реакцией человека на жизненные обстоятельства являются эмоции. Стыд, радость, жалость, зависть довольно точно выражают состояние человека и его отношение к обстоятельствам, их оценку. Формируя оценочные позиции, можно вызывать и закреплять определенное эмоциональное отношение к определенным обстоятельствам. Когда такие обстоятельства повторяются, то повторяются и эмоции, соответственно, повторяя и человеческое поведение. Весьма важно, по мнению Джона Локка, сформировать у ребенка представление о добре и зле, о том, что можно делать и чего нельзя, обучить правилам и нормам морали.
С точки зрения Локка, необходимо всячески поощрять детскую любознательность, которая проявляется в играх и забавах. Здоровый ребенок большую часть времени увлеченно играет. Игра удовлетворяет потребности ребенка в деятельности, в общении, развивает самые различные стороны его личности, необходимые для его будущей деятельности. Очень важно ввести ребенка в содержательные игры, развивающие его физически, умственно и нравственно. Детская любознательность, которую следует «заботливо поощрять», впоследствии превращается в интерес к жизни, ко всему окружающему. По Локку, любопытство это ничто иное, как стремление ребенка к знанию. «Поощряйте любознательность, как только можете. Воспитание этой высшей важной способности нашей души заслуживает величайшей заботы и внимания с нашей стороны...», - рекомендует он [1, 82].
Локк видел в ребенке личность, которая от природы имеет прекрасные задатки, природные данные, которые воспитатель и призван развивать. Он сомневался, имеет ли
право педагог, который не учитывает природ -ных задатков ребенка заниматься воспитанием. «Великая задача воспитателя заключается в том, чтобы привить ему хорошие привычки, заложить в нем основы добродетели, мудрости, постепенно научить его знанию людей, внушить любовь и стремление подражать всему, что прекрасно и достойно похвалы, и вооружать его силой, энергией и усердием в стремлении к этим целям» [4,491].
Смысл педагогической деятельности Локк видит в помощи ребенку раскрыть и развить свой природный потенциал. В своем труде «Мысли о воспитании» он особенно подчеркивает ведущую роль педагога в организации и осуществлении педагогического процесса. Педагог призван быть носителем перспективы психического и духовнонравственного развития ребенка. Опираясь на природный потенциал воспитанника, он предвидит направление, уровень и темп его развития, открывает возможности для самовоспитания и саморазвития, определяет вехи, стимулирует активность и указывает оптимальный путь для достижения цели.
Резко осуждая схоластику и насилие, господствовавшие в то время в школах, английский просветитель противопоставляет школьному образованию семейное воспитание и обучение. Будучи приобщенным к школьному образованию, ребенок с малых лет общается с людьми и узнает жизнь и все ее отрицательные стороны из собственного опыта. Однако, поскольку домашнее воспитание предполагает ограниченный круг общения, необходимо, по мнению Локка, на примерах, которых в жизни существует огромное количество, предостеречь от тех ошибок, которые совершают молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь. В отличие от общества, где свобода педагогического процесса опирается на гражданско-правовые начала, в семье воспитание отвечает природе ребенка, естественным потреб -ностям его развития, поскольку строится на индивидуальных и нравственных началах.
Локк был убежден, что в процессе воспитания необходимо учитывать характер и наклонности воспитанника. Таким образом, он приходит к чрезвычайно важному для научной педагогики положению о том, что все средства и приемы воспитания должны быть рассчитаны на психологические особенности ребенка. Этот тезис выдвинул великого ученого в число педагогов-нова -торов, в отличие от представителей старой педагогической теории, устанавливающей
средства педагогического воздействия, в большинстве случаев противоречащие детским силам и возможностям. Педагогические идеи Локка были значительным шагом вперед в развитии теории воспитания. Он значительно расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия.
Одним из средств нравственного воспитания Дж. Локк считает беседу. Беседа - это метод активного взаимодействия педагога и воспитуемого, во время которого происходит обмен мнениями, побуждающий к размышлению, нацеленный на достижение ребенком самостоятельных выводов и обобщений. Беседа, по его мнению, учит рассуждать, развивает ум, способствует лучшему закреплению предмета обсуждения. Лучше всего обсуждать конкретные примеры «из области морали, благоразумия и благовоспитанности» [4, 496]. Выбор содержания беседы должен опираться на жизненный опыт воспитуемого и быть жизненно важным для него. Выбор темы предстоящей беседы определяется предварительными вопросами ребенка, задавать которые побуждает учитель. Беседа должна носить эвристический характер, учитель не дает готовых правил, а стимулирует развитие, следит за ходом рассуждений.
Педагогическое мастерство учителя заключается в умении при собеседовании расположить ребенка свободно высказывать свою точку зрения, свои сомнения и предположения; обсуждение конкретных примеров заложит основу мышления: «он начнет ценить знание, видя, что оно научает его рассуждать, и, находя для себя удовольствие и честь в том, что ему позволяют участвовать в беседе, что его доводы иногда одобряются и принимаются» [4, 496].
Необходимо привить детям, говорит Локк, стремление к добру, справедливости, умение правильно вести себя в обществе. Впоследствии это становится нравственной потребностью ребенка. В своей системе Локк изложил целый ряд методических советов, с помощью которых можно выработать привычку. Ни в коем случае нельзя добиваться этого криком и взысканиями, а следует быть ласковыми, но одновременно настойчивыми. Нельзя прививать несколько привычек одновременно, необходимо придерживаться принципа последовательности. Одновременное привитие нескольких привычек может запутать ребенка.
Важным стимулом и способом управления поведением ребенка является требование. Простота требования делает его одним из главных методов семейного воспитания. Локк выдвигает условия, необходимые для эффективности требований.
В «Мыслях о воспитании» также можно найти указания, какие именно качества должны получить характер навыка. К ним относятся: хорошие манеры, мужество, правдивость и доброта, мудрость, благовоспитанность и целый ряд других качеств.
Поскольку ребенок усваивает нравственные нормы и правила прежде всего из примеров взрослых, то последние обязаны поставить перед глазами детей все то, что стимулирует их к добродетельному поведению, и отстранить все то, что способствует их порче. Детская склонность к подражанию налагает на родителей очень серьезную обязанность быть для детей примером честности, благовоспитанности, порядочности. В противном случае они рискуют потерять свой авторитет. Педагогическая задача состоит в том, чтобы предложить ребенку качественный образец действия и поведения, создать условия для его собственных действий, вызвать у него желание повторных действий
Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия. Искусство воспитания, по Д. Локку, состоит в использовании каждого благо -приятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающих ребенка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку. Таким образом, возможно скорректировать стереотипы поведения ребенка, его личностные качества. Специальными ситуациями можно корректировать трусость, завышенную или заниженную самооценку, другие качества личности. Методику выработки у ребенка опыта нравственного поведения Д. Локк связывал с развитием его нравственного сознания, без чего возможность полноценного нравственного становления личности представлялась ему немыслимой.
В педагогической концепции Джона Локка ясно прослеживается взаимосвязь нравственных и гражданско-патриотических качеств, что проявилось в усилении социальной стороны идеала воспитания ответственности человека перед обществом и государством.
Проблемам воспитания гражданина посвящены работы Платона («Государство»),
Аристотеля («Политика»), Г. Гоббса («Левиафан»), Н. Макиавелли («Государь») и т.д. Дж. Локк также посвятил этой проблеме свой фундаментальный труд «Два трактата о правлении». «Я считаю непременным долгом каждого человека служить свой стране в полной мере его возможностей, и я не вижу, какую разницу полагает между собою и животным тот человек, который думает иначе» [4, 409].
Некоторые исследователи наследия Дж. Локка считают, что цель и задачи воспитания он трактовал в широком социальном и философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества, выдвигая на первое место становление гражданина, формирование характера, нравственных качеств человека, способного реализовать нравственные идеалы [6, 138].
В формировании гражданственности он видел два процесса: воспитание души и сердца, и воспитание ума. Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, -это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
Предпосылкой правильного воспитания личности, считает Дж. Локк, является укрепление здоровья ребенка. Не случайно его «Мысли о воспитании» начинаются с фразы: «A sound mind in a sound body is a short but full descri ption of ahappy state in this world .He that hath these two, has little more to wish for; and he that wants either of them, will be but little the better for anything else. («Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого; а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное» [8, 89]. И далее он продолжает: «Насколько здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья и насколько каждому, кто желает играть какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость - это настолько ясно, что не требуется каких-либо доказательств [ Л. 85. 413].
Много и подробно говорит Локк о необходимости укрепления здоровья молодого
организма путем закаливания и соблюдения ряда важнейших правил и рекомендаций, основанных на его личном врачебном опыте. К.Д. Авдеева отмечает, что физическому воспитанию придавали немалое значение и итальянские гуманисты, и Рабле, и Мон-тень, и Коменский. В Англии за него ратовали Мюлькастер, Элиот, Мильтон. Но Локк первым из мыслителей нового времени создал целостную систему физического воспитания, основанную не только на педагогическом, но и на врачебном опыте. Он выступает сторонником сурового воспитания, обосновывая это тем, что практическая деятельность требует от джентльмена крепкого здоровья, физической выносливости и большой закалки.
И хотя некоторые положения этой системы не отвечают настоящему состоянию науки, главная мысль Локка не утратила своей верности; он стремится к тому, чтобы человек был ближе к природе, осознал ее главенство и рассматривал свое собственное «Я» как ее часть. Эта мысль Локка как никогда актуальна и сегодня, поскольку и для человека эры глобализма важна правильная связь с природой - самое главное, от чего зависит его выживание.
Составной частью физического воспитания, по мнению Локка, является трудовое. Видный английский ученый высказывается следующим образом о сущности трудового воспитания. Необходимо, считает он, с детства приучать ребенка к труду, к ремеслам, причем не к одному, а к нескольким. Он советует заниматься токарным и кузнечным делом, обработкой железа, садоводством, столярными и плотницкими работами. В качестве ремесел Локк называет некоторые «изящные»: изготовление духов, гравирование, умение шлифовать и оправлять драгоценные камни. Физический, ручной труд снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку.
Для своего времени эти мысли, высказанные в буржуазном обществе, были поисти-не смелыми и новаторскими. Они призывали представителей правящего класса перейти от праздного времяпрепровождения к труду не только на благо собственной семьи, но и на благо государства, поскольку, как утверждал Локк, человек, который не способен как следует вести дела в одной отдельно взятой семье, вряд ли сможет внести достойный вклад в дело управления государством.
Введение таких разнообразных видов труда в содержание образования детей, хотя бы правящего класса, являлось несомненной заслугой Локка.
Таким образом, в педагогической системе Джона Локка исключительная роль в развитии личности и формировании всех ее духовных качеств и свойств принадлежит воспитанию. При этом в гармоничном формировании личности принимают участие, как воспитание, так и наследственность человека, а также социальная среда. Взгляд на человека как на существо биосоциальное, является уникальным и во многом радикально отличным от представлений о «естественном человеке», от природы наделенном общечеловеческими ценностями и добродетелями, лежащих в основании многих современных ему классических теорий. Дж. Локк поставил вопрос о возможностях развития внутреннего потенциала субъекта, как и вопрос о развивающем потенциале педагогического процесса.
Актуальность многих научных положений его педагогической концепции обусловлена тем, что проблема развития и воспитания ребенка рассматривалась им в комплексе, а разработанная им система мер педагогического воздействия основывалась на тонком понимании физических особенностей детей, уникального своеобразия внутреннего духовного мира, его чувств, потребностей, интересов.
Литература
1. Авдеева К.Д. Джон Локк о физическом и нравственном воспитании: Сб.науч.тр. - Иваново, 1995. - С.68-85.
2. Локк Д. Сочинения в 3-х томах. - М.: Мысль, 1988. - Т.1. - 622 с.
3. Локк Д. Сочинения в 3-х томах. - М.: Мысль, 1988. - Т.2. - 560 с.
4. Локк Д. Сочинения в 3-х томах. - М.: Мысль, 1988. - Т.3. - 668 с.
5. Локк Д. Избр. филос. произв. - М., 1960. -Т .2. - 734 с.
6. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1988 - 416 с.
7. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М.: ИТП и МИО РАО, 1994 - 265с.
8. Rusk R.R., Scotland J. Doctrines of the great educators. - Dublin, 1979. - 310 p.
T.E. Rodionova. EDUCATION AND ITS BASIC COMPONENTS IN THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF JOHN LOCKE.
The analysis of views at education of great English teacher of XVII century John Locke is lead. The problem of development and education of the child is considered, the system of measures of the pedagogical influence developed by John Locke is analyzed which is based on thin understanding of physical peculiarities of children, on a unique originality of an internal inner world, his feelings, needs, interests. Positive interaction between a teacher and a pupil influences expansion of intellectual opportunities of the child, his creative self-realization. Adherence to ideas of an anthropological direction in pedagogics, has caused scientific character of a position, validity of many positions of his pedagogical theory.
РОДИОНОВА Татьяна Елизаровна, родилась в 1973 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1996), старший преподаватель кафедры мировой экономики и иностранных языков Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 20 работ.
УДК 37:001.89
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Г. М. Лохонова
Развитие Болонского процесса естественным образом приводит к появлению тезиса
о преобразовании общеевропейского образовательного пространства в общеевропейское образовательное и исследовательское пространство. В его документах отмечается повышение внимания студентов в процессе обучения в вузе к научным исследованиям. Фундаментальность образования полагается при этом на принцип традиционной неразрывности учебного и научного процессов. С одной стороны, этой традиции столько же лет, сколько самим университетам как особым институциям. Студенты под руководством преподавателя должны и сами приобщаться к науке. Обычными формами такого приобщения являются курсовые и дипломные проекты, участие в студенческих научных обществах и научно-практических конференциях. С другой, этот аспект связан с характером и вузовской науки, и вузовского преподавания, которые носят главным образом фундаментальный характер. Фундаментальность означает обращенность к основополагающим категориям соответствующих дисциплин, к установлению основных законов природы и общества. Студент, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, должен владеть логикой научного знания, логикой исследования, в том числе логикой эксперимента, и т.д.
Если верить неофициальной статистике, лишь 40% преподавателей российских вузов занимаются научной работой. Этот факт говорит о том, что современные условия в российских вузах, по-видимому, недостаточно содействуют вовлеченности преподавателей и студентов в процесс научного исследования [1]. В связи с этим, мы хотели бы представить в данной статье опыт организации научно-исследовательской работы студентов в вузе.
Методически грамотная организация процесса подготовки студентов к научному исследованию с применением системного и аналитического подходов в первую очередь требует использования приема планирования, которое включают ряд этапов [2]:
I этап - актуализирующий. Этот этап предполагает формирование направленности личности студента на развитие научно -исследовательской компетенции, осознание им необходимости ее формирования, актуализация личностного потенциала и личностного проявления в процессе научноисследовательской работы. Непременным условием при этом является, как показывает практика, право студента выбирать тему или проблему научного исследования и свободная реализация своего интеллектуального потенциала. Своеобразие процесса развития научноисследовательских творческих способностей