Научная статья на тему 'Мировоззрение И. Я. Яковлева: становление, формирование'

Мировоззрение И. Я. Яковлева: становление, формирование Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / И. Я. ЯКОВЛЕВ / СТАНОВЛЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснов Николай Герасимович

Мировоззрение будущего чувашского просветителя И. Я. Яковлева формировалось под влиянием освободительных идей 60-х гг. XIX века через изучение произведений русских революционных демократов, под воздействием прогрессивной общественности Симбирска, а также на основе практической направленности его педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение И. Я. Яковлева: становление, формирование»

УДК 37.01(470.344)(091)

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И. Я. ЯКОВЛЕВА: СТАНОВЛЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ

I. Y. YAKOVLEV’S PHILOSOPHY: FORMATION, DEVELOPMENT

Н. Г. Краснов N. G. Krasnov

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. Мировоззрение будущего чувашского просветителя И. Я. Яковлева формировалось под влиянием освободительных идей 60-х гг. XIX века через изучение произведений русских революционных демократов, под воздействием прогрессивной общественности Симбирска, а также на основе практической направленности его педагогической деятельности.

Abstract. The Chuvash enlightener’s philosophy was developed under the influence of the liberation ideas of the 60s of the XXth century when studying the Russian Revolutionary Democrats’ works, and also under the influence of the progressive Simbirsk community and the practice orientation of his pedagogical activity.

Ключевые слова: мировоззрение, И. Я. Яковлев, становление, формирование.

Keywords: philosophy, I. Y. Yakovlev, formation, development.

Актуальность исследуемой проблемы. В оценке личности чувашского педагога-просветителя Ивана Яковлевича Яковлева необходимо исходить из мировоззренческих позиций, рассматривая систему его взглядов в развитии, с учетом конкретных исторических условий. В целом процесс формирования мировоззрения педагога-просветителя отражал борьбу, которая издавна велась в философии между идеализмом и материализмом. В педагогике того периода это выражалось в различных подходах к оценке роли наследственности, среды и воспитания в развитии человека.

Материал и методика исследований. Материалом для исследования послужили архивные источники, в том числе из личного архива автора статьи, философская и педагогическая литература. Методику исследования составили теоретический анализ и синтез, сравнительно-сопоставительные методы.

Результаты исследований и их обсуждение. Вся жизнь и деятельность педагога-просветителя показывают, что в понимании ряда важных философских вопросов он постепенно шел от идеализма к материализму: отвергая теологизацию истории и обожествление природы, находился в поисках причинно-следственных связей, обосновывая влияние на человека среды и воспитания. То, что И. Я. Яковлев жил и трудился в условиях разных общественно-экономических формаций, не могло не отразиться на формировании и развитии его общественно-политических взглядов.

Мировоззрение будущего чувашского просветителя формировалось, с одной стороны, под влиянием освободительных идей 60-х гг. XIX века, на основе изучения произведений русских революционных демократов, а также под воздействием прогрессивной

общественности города Симбирска; с другой - в противодействии советам учителей типа Баратынского, призывавшего своего ученика не увлекаться «всяким социальным развитием и насаждением так называемых честных и твердых убеждений посредством изучения какого-нибудь Некрасова, Гейне, Беранже и подобных...» [3].

На формирование общественно-политических взглядов И. Я. Яковлева оказало влияние и знакомство с демократически настроенным математиком А. А. Мукосеевым, а также с одним из организаторов первой воскресной школы в Симбирске М. В. Арнольдовым. Оба учились в одно и то же время в Казанском университете и были друзьями. Будучи редактором неофициальной части газеты «Симбирские губернские ведомости», Арнольдов неоднократно публиковал на ее страницах заметки и статьи об отличной учебе И. Я. Яковлева в гимназии, об успехах его учеников, обучавшихся в уездном училище. Открыто выступая в печати против Баратынского, доказывал необходимость первоначального обучения всех детей на родном языке.

И. Я. Яковлев вместе с М. В. Арнольдовым написали статью «Чувашский праздник учук». Описывая один из языческих праздников чувашей, авторы утверждали, что в нем «выражаются все национальные особенности чувашенина, все основы его языческих верований и общественного быта». В этой статье авторы выступали как защитники культуры народа, как поборники ее развития и призывали к внимательному исследованию народных традиций, бережному отношению к прошлому.

В годы службы сельским мерщиком И. Я. Яковлев особенно живо интересовался вопросами современной жизни и прежде всего причинами неравенства людей, неравномерного распределения материальных средств, земли и др. В целях самообразования, обучаясь в гимназии, он читал художественную и научную литературу. 19 января 1869 г. в своей тетради он записал названия книг, которые считал для себя полезным прочитать. Здесь мы находим такие имена, темы и книги, которые весьма убедительно раскрывают широту интересов гимназиста, его стремление к глубокому изучению наук:

I. Отдел философии. Клеванов. Обзор философской деятельности Платона и Сократа. Платон. Гизо. История цивилизации, Дрепер. История умственного развития Европы. Забелин. Записки Дюка Лиринского. Костомаров. Макколей. Миль Ст. Соловьев.

II. Отдел путешествий и проч. (географии). Всеобщее повествование о путешествии. Гулливер. Путешествие в Молдавию и Сербию. Риттер. Европа. Земля, растения, человек. Унгер. Первобытный мир.

III. Отдел теории словесности, истории литературы. Аксаков. Байрон. Вальтер Скотт. Гарибальди. Гегель. Гейне. Гончаров. Данте. Державин. Добролюбов. Дювер. Занд. Мильтон. Новиков. Овидий. Новая Элоиза. Соллогуб. Тассо. Тысяча и одна ночь. Фенелон. Шевченко. Шекспир. Шиллер и т. д. [3].

Самостоятельное изучение и конспектирование сочинений русских, зарубежных писателей и философов помогало гимназисту глубже понять социально-политические явления, определить свое призвание и место в обществе. В эти годы его внимание, по-видимому, привлекала деятельность американского президента Авраама Линкольна. На обложке одной из своих тетрадей Яковлев приклеил портрет президента и подписал: «Освободитель негров» [3].

Будучи гимназистом, Яковлев усердно изучал произведения русских революционных демократов Белинского, Добролюбова, Чернышевского, беря их в Карамзинской библиотеке (в списке ее читателей в 1870 г. значилось всего 5 крестьян, среди них была и

фамилия удельного крестьянина Ивана Яковлева [4]). Об этом писал: «Я, в свободное от занятий время, читал ему вслух философские произведения Чернышевского и Добролюбова, а также “Преступление и наказание” Достоевского (для меня это произведение было новинкой)» [5]. Именно под влиянием этой литературы в сознание гимназиста вселилась мысль о том, что все люди рождаются с одинаковыми способностями и если они вырастают различными, «то виной этому неблагоприятные условия жизни, дурные воспитатели, педагоги и т. д.» [1].

Такое понимание одного из важных вопросов философии и педагогики, материалистическое по существу, составляет неотъемлемую часть его философских воззрений. Уже в гимназические годы И. Я. Яковлев убедился в природном равенстве и социальном неравенстве людей. В развитии человека решающее значение он придавал социальным условиям жизни и воспитанию, существующее же социальное неравенство рассматривал как следствие существования неравных условий жизни, от которых в свою очередь зависело духовное развитие человека.

Иван Яковлевич отвергал реакционную теорию, делившую народы России на «исторические», «высшие» и «несамостоятельные», «низшие». Разработанная им педагогическая система основывалась на идее дружбы, равноправия всех народов, на уважении их национальных чувств. В своих учебниках он писал об этом: «Русские, татары, чуваши все одно: люди» [4]. Он верил в духовные силы родного народа: «Чуваши Богом не обижены, не менее способны, чем русский простой народ. Если они до сего не представили выдающихся деяний, то можно сказать, что не было благоприятных условий. Я всегда видел доказательства, что чуваши во всех областях могут с успехом заниматься науками и искусствами, в том числе музыкой и литературой» [5].

Хотя И. Я. Яковлев признавал равенство людей от природы, но не сумел сделать тех философских выводов, к каким пришли революционные демократы. Он не понял классовых противоречий современного ему общества и лишь признавал разделение общества на богатых и бедных. Пороки общества он объяснял темнотой и невежеством народных масс, не поняв, что культурная отсталость, нищета народа являются следствием эксплуататорской политики господствующих классов. И. Я. Яковлев, подобно французским материалистам XVIII в. Гельвецию, Гольбаху и другим, рассматривал человека как продукт среды и воспитания. По его мнению, различные условия жизни, неодинаковое воспитание по-разному определяют развитие человека. Он «идеалистически преувеличивал роль просвещения, рассматривал его как едва ли не единственное спасение и, во всяком случае, главный рычаг социального движения». «Главная наша задача, - говорил он в беседах с учителями, - поднять духовный уровень инородческого населения, расширить кругозор его и обогатить внутреннее содержание народа, распространяя среди народа просвещение» [8]. Признание И. Я. Яковлевым природного равенства людей в то же время означало отрицание им существования врожденных идей. Он, как Джон Локк, Ж. Ж. Руссо, считал, что все знания человека не априорны, а возникают в результате личного опыта, в процессе взаимодействия с внешней средой. Этому вопросу философии он посвятил работу «Физиологические основы представления». Попытка И. Я. Яковлева объяснить происхождение идей, знаний из мира чувств, внешнего опыта носила чисто формальный характер и не исходила из идеи объективности внешнего мира. Этот вопрос он не увязывал с вопросами о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. По его мнению, жизнь человека так коротка, что он не успевает по-

знать всего в природе, которая гораздо старше, опытнее и умнее его. На этой основе Яковлев выдвигает свой философский императив: «Познать все невозможно, надо верить в православного Бога» [8].

В религиозно-нравственной чуткости людей, писал Яковлев, заключается весь смысл жизни. Этой идеей были пронизаны и его педагогические высказывания. Например: «...В начальной инородческой школе не масса знаний должна служить целью, а христианские навыки жизни и любовь к книге как источнику, откуда можно почерпнуть святое, честное, справедливое и полезное для других и себя» [там же].

По отношению к языческой религии И. Я. Яковлев выступает как материалист, и в какой-то степени здесь проявляется его детерминизм. В то же время сам он до конца жизни оставался приверженцем религии христианской. Языческую религию он отрицал в пользу православной, причем, как и К. Д. Ушинский, считал ее основой нравственных норм общества, средством воспитания, сближения язычествующих народов с русским народом. По словам известного чувашского ученого, профессора В. Д. Димитриева, «Яковлев и его сторонники, вслед за Ильминским, большое место в “духовном обрусении” отводили усвоению нерусскими народами, в частности чувашами, православного учения» [2].

Просветитель И. Я. Яковлев, стремясь облегчить жизнь крестьян-«инородцев», объяснял их экономическое положение следующими причинами: «1) то благодатное время, когда земля давала обильные урожаи без всякого ухода за ней, прошло. Теперь земля истощилась и требует обильного удобрения и усердного ухода. Но наши крестьяне все еще не понимают этого, они говорят: “Бог даст дождя, урожай будет” (то есть он призывает наступать на природу, а не ждать от нее милостей); 2) устарели способы обработки земли и перестали соответствовать требованиям жизни; 3) отсутствуют семена высокоурожайных зерновых культур и овощей; 4) нет специальных учреждений, занимающихся исследованием экономического положения инородцев. Для того чтобы экономические меры могли быть приняты планомерно и целесообразно, должно быть подготовлено статистическое и экономическое положение инородцев по отдельным местностям; 5) не хватает у крестьян научных знаний, средств, земли» [6].

До встречи с Ильминским просветительная деятельность Яковлева носила светский характер, он стремился к распространению грамотности среди родного народа, чтобы вывести его из темноты и невежества. После сближения с Ильминским Яковлев, говоря о характере чувашского просвещения, делает заявления, близкие к известной уваровской формуле народного образования. «Просвещение чуваш прежде всего должно быть религиозно-нравственное, в духе православной церкви и потому уже патриотическое, так как понятие православие, царь и русская народность неразделимы между собой» [8]. Тем самым он как идеолог крестьян стремится к улучшению их жизни, в то же время пропагандирует идею единства православия, народа и царя.

Произошедшая в 1905-1907 гг. в России первая народная революция показала, что движение общественной жизни вперед не в состоянии приостановить ни православная церковь, ни царская администрация, или, как писал И. Я. Яковлев, «новые веяния явились настолько сильным фактором в жизни инородческой школы, что даже изменили самый характер воспитания и обучения в учительских семинариях, значительно понизили религиозную настроенность воспитанников» [7]. Либерализм Яковлева, его вера в возможность решения социальных проблем путем реформ и просвещения массы населения привели к тому, что он примкнул к сторонникам царских манифестов от 6 августа, 17 октября и 3 ноября 1905 г. В 1906 г. те же манифесты были переведены им на чувашский язык.

В предисловии к ним он призывал крестьян не захватывать помещичьи земли, не прибегать к насилию и т. д. С целью призвать чувашских крестьян не выступать против помещиков И. Я. Яковлев по предложению симбирского губернатора совершил агитационные поездки по чувашским деревням.

Революционное движение 1905-1907 гг., однако, не могло не повлиять на И. Я. Яковлева в отношении понимания им роли русского рабочего класса. Столкнувшись с фактами крестьянских волнений и забастовок учащихся своей школы в Симбирске, он не мог не признать, как велика сила этого всенародного движения, так как наглядно убедился в том, что те самые воспитанники и крестьяне, которым он до сих пор внушал идею сохранения верности православию, царю и Отечеству, оказались на стороне восставшего народа. Влияние революционных событий на И. Я. Яковлева сказалось в повышении интереса к политической жизни России, в углубленном чтении политических книг, которые он выписывал через сына Алексея. «Пришли по одному экземпляру книг и брошюр: “Историческое обозрение идей коммунизма и социализма” (возникновение и развитие, а также краткое обозрение), “Теорию национализации земли”», - читаем мы в письме Яковлева к сыну от 3 января 1907 г. [9].

Признание Яковлевым необходимости преобразования местного управления в интересах большинства населения, защита языка нерусских народов противоречили великодержавной политике царизма, передавшего всю местную власть представителям великорусского населения. Он начал понимать, что его бескорыстный труд во имя народа и Отечества становится не только ненужным, но более того - этот труд считают еще и опасным: антинародная политика царизма, усиление процесса ущемления гражданских прав «инородцев», преследование языков нерусских народностей - все это способствовало эволюции общественно-политических взглядов И. Я. Яковлева в сторону демократизма.

Резюме. Подводя итог краткому анализу общественно-политических взглядов И. Я. Яковлева, отметим, что его мировоззрение прошло в своем развитии сложный и долгий путь. Оно начало складываться в условиях крепостной России, а дальнейшее формирование получило в условиях капитализма и советской действительности. Противоречивость его взглядов обусловлена эпохой, в которой ему пришлось жить и бороться за развитие просвещения бесправных и угнетенных народов Поволжья. Мировоззрение просветителя со всеми сильными и слабыми сторонами отразилось и на его педагогических идеях и практической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки. 14-е изд. - Симбирск, 1900. - С. 28.

2. Димитриев, В. Д. И. Я. Яковлев - поборник дружбы народов / В. Д. Димитриев // Ученые записки ЧНИИ. - 1969. - Вып. 42. - С. 37.

3. Отдел рукописей музея И. Я. Яковлева при Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева (ЧГПУ). Ф. Кондакова А. И. - Папка 1.

4. Петров, М. К. Симбирская чувашская учительская школа и И. Я. Яковлев (на чувашском языке) / М. К. Петров. - Чебоксары, 1928. - С. 94.

5. Спиридонов, С. С. Мировоззрение Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930) : учебное пособие / С. С. Спиридонов. - М., 1965. - С. 19.

6.ЦГА ЧР. - Ф. 207. - Оп. I. - Д. 689. - Л. 47; Д. 659. - Л. 71.

7. Эфиров, А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири / А. Ф. Эфиров. - М., 1948. - С. 38.

8.Яковлев, И. Я. О школьном образовании чуваш / И. Я. Яковлев // Городской и сельский учитель. -1897. - Вып. 5. - С. 38.

9.Яковлев, И. Я. Письма / И. Я. Яковлев. - Чебоксары, 1985. - С. 273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.