https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-203-241-246
И. И. Болдырев
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСА ГТО В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается идея использования педагогических возможностей комплекса ГТО в процессе гражданско-патриотического воспитания подростков. Вводится в научный оборот понятие «педагогические возможности», обосновывается применения в опытно-экспериментальных исследованиях педагогических возможностей и коррелированных педагогических условий. Целью работы выступает раскрытие педагогических возможностей комплекса ГТО в процессе гражданско-патриотического воспитания подростков. Результаты проведенного исследования могут найти свое отражение в учебно-воспитательном процессе школ, учреждениях дополнительного образования, воспитательной работе классных руководителей.
Ключевые слова: педагогические возможности, воспитательный потенциал, комплекс ГТО, гражданско-патриотическое воспитание, подростки
I. Boldyrev
EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE GTO PROGRAMME IN CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF ADOLESCENTS
The article discusses the educational potential of the GTO (Russian physical culture and sports standard) in civil and patriotic education of adolescents. The article introduces the concept of "educational potential". It reports the results of experimental studies that proved the effectiveness of a combined use of educational potential and correlated educational conditions. The research aimed to reveal educational potential of GTO in civil and patriotic education of adolescents. The results of the study may find an application in a range of educational settings, e. g., schools, institutions of additional education, and extracurricular activity programmes.
Keywords: educational potential, GTO, civil and patriotic education, adolescents
Обосновывая актуальность исследования гражданско-патриотического воспитания подростков, вслед за авторами монографии «Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития» [6], мы определяем некоторые вызовы отечественного общественного развития, которые оказывают непосредственное влияние на воспитание подростков. Среди них: размывание нравственных ценностей и ориентиров (на что обращал внимание президент нашей страны В. В. Путин на заседании международного клуба «Валдай» [8]), навязывание западных идеалов, стратификация российского обще-
ства, кризис традиционной семьи, возрастание роли СМИ, «информационные войны», глобальная цифровизация, участившиеся случаи делинквентного поведения учащейся молодежи и др.
Придерживаясь позиции Г. Я. Гревцевой, считаем, что «Гражданско-патриотическое воспитание — одно из сложнейших и социально важных проблем российской действительности» [5, с. 19].
Определяя гражданско-патриотическое воспитание как процесс освоения системы ценностей, знаний и умений, необходимых для успешной социализации личности
в гражданском обществе, необходимо отметить, что становление личности современного подростка происходит в противоречивой и сложной ситуации, что требует смещения акцентов в процессе гражданско-патриотического воспитания, в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., на воспитание активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России [9]. Целью данной работы является определение эффективности использования педагогических возможностей комплекса ГТО в процессе гражданско-патриотического воспитания подростков. Задачи исследования: уточнить понятие «педагогические возможности», раскрыть взаимосвязь «педагогических возможностей» и «педагогических условий», выявить и обосновать педагогические возможности комплекса ГТО в процессе гражданско-патриотического воспитания подростков.
Следует отметить, что в современной образовательной практике все более проявляются так называемые ретроинновации. Как отмечает М. В. Богуславский: «Рефлексируя "возвращающие" исторические феномены и связывая их с той эпохой, откуда они возвращаются, можно предвидеть и соответственно заранее научно осмыслить и представить последовательное включение в современный образовательный контекст новых ретроинноваций» [2, с. 19].
Безусловно, использование комплекса ГТО как средства гражданско-патриотического воспитания населения широко применялось в практике воспитания в СССР, однако на современном этапе развития государства комплекс ГТО получил новый импульс к развитию, вместе с Указом Президента о его возрождении.
Следует отметить, что в настоящее время в педагогической науке понятие «педагогиче-
ские возможности» изучено крайне недостаточно. Данный факт выступает стимулом для педагогов-исследователей, расширяя пространство для педагогической деятельности и научных поисков [1]. Раскрытие понятия «педагогические возможности» начнем с анализа философского термина «возможность», который отражает способность чего-либо возникнуть и существовать при определенных условиях [11].
В рамках педагогической науки целесообразно рассматривать «педагогические возможности» как явление, предпосылки, способные оказать существенное влияние на протекание педагогического процесса, однако при наличии коррелированных педагогических условий [1].
Таким образом, под педагогическими возможностями комплекса ГТО в процессе граж-данско-патриотического воспитания подростков будем понимать тот педагогический потенциал (совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области [11]), который присутствует в комплексе ГТО, однако не всегда реализуется в практической деятельности (не созданы условия для его реализации).
Под педагогическими условиями понимаем целенаправленно создаваемые обстоятельства, повышающие эффективность педагогического процесса [4].
Безусловно, задачи комплекса ГТО не ограничиваются только укреплением здоровья населения и развитием физических качеств [5], рассматривая Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) как составную часть физической культуры, разделяя позицию авторов [7; 13; 14], что ключевой задачей физической культуры является воспитание личности, следует отметить ярко выраженную гражданско-патриоти-ческую направленность комплекса ГТО, отраженную как в идеологии, так и в истории становления комплекса.
Являясь социальным феноменом, комплекс ГТО пронизывает все уровни современного социума, воспитывает юных физкультурников в духе любви к Родине, формирует
ответственность, дисциплинированность, чувство гражданского долга, влияет на общественное положение и образ жизни.
На основе анализа нормативно-правовой основы ВФСК ГТО, в частности методических писем и рекомендаций по внедрению, реализации и пропаганде комплекса ГТО, а также реальной педагогической практики, представлена идея использования комплекса ГТО в процессе гражданско-патриотиче-ского воспитания, заложенная и сохранившаяся с советских времен. Однако учитывая произошедшие социально-политические изменения в стране, смену ценностно-целевых ориентиров, в полной мере реализовать педагогический потенциал комплекса ГТО в процессе гражданско-патриотического воспитания подростков следует через его педагогические возможности, а именно:
1) Раскрытие воспитательного потенциала физической культуры и спорта. Ключевой задачей комплекса ГТО является раскрытие воспитательного потенциала физической культуры и спорта, увеличение числа граждан, систематически занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью. Анализ нормативов ВФСК ГТО (высокие требования к уровню физической подготовленности) указывает, что успешное выполнение испытаний (тестов) возможно только при систематической подготовке, в связи с чем увеличивается воспитательное воздействие физической культуры и спорта на личность. Придерживаясь позиции Л. И. Лубышевой, мы считаем, что систематически занимающиеся физической культурой и спортом подростки становятся более ответственными, дисциплинированными, социально активными, положительно влияют на свое окружение. Физкультурно-спор-тивная деятельность способствует развитию межличностных отношений, умению планировать и рационально использовать свободное время, развивает способность анализировать свою деятельность [7].
Также реализация комплекса ГТО предполагает планомерное увеличение количества
занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью в нашей стране. В качестве внутренних мотивов участия и сдачи нормативов в подростковом возрасте может выступать желание преодолеть себя, показать свои сильные стороны. В этой связи интересна для рассмотрения вариативная часть нормативов «Испытания (тесты) по выбору», которая содержит от 11 до 13 различных испытаний для участников подросткового возраста (ГГГ-ГУступени). Подростки, участники физкультурно-спортивного движения, для получения знака отличия должны выбрать для сдачи 3 испытания из вариативной части, широкий диапазон предлагаемых испытаний (плавание, бег на лыжах, стрельба, туристский поход и т. д.) позволяет выбрать те испытания, в которых с учетом индивидуальных особенностей и способностей подросток сможет максимально раскрыть себя, показав высокие спортивные результаты. В то же время желание преодолеть себя, научится чему-то новому в рамках подготовки к сдаче норм комплекса ГТО заставляет ребят выбирать те испытания, для выполнения которых необходимы специальные прикладные умения и навыки (плавание, бег на лыжах, туристский поход и др.).
Также, помимо самих испытаний, комплекс ГТО включает в себя методические рекомендации по выполнению тестов, что позволяет готовиться к их сдаче самостоятельно, с учетом индивидуальных способностей и особенностей подростков. Как мы уже подчеркивали ранее: «...рекомендации по недельному двигательному режиму для всех возрастных групп, а также раздел оценки уровня физической подготовки позволяют подросткам не только проверить свои физические возможности, но и подготовиться к испытаниям, которые будут при переходе на следующую ступень. Это особенно актуально в школьном возрасте, так как переход на новый уровень и повышение требований происходит каждые 2 года» [3, с. 95].
2) Реализация преемственности поколений, воспитание уважения к памяти защит-
ников Отечества. История развития нашей страны с начала XX в. неразрывно связана с историей развития комплекса ГТО (история становления комплекса ГТО, его значение в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны, подвиги советских солдат-значкистов ГТО и т. д.), изучение которой обладает большими педагогическими возможностями в процессе гражданско-патрио-тического воспитания подростков. Изучение истории развития комплекса ГТО, предпосылок его возникновения, значение в довоенный и военный период неразрывно связаны с изучением истории нашей страны. Изучая историю советского комплекса ГТО, подростки соприкасаются с важнейшим событием для нашей страны — победой в Великой Отечественной войне. Значение комплекса ГТО и БГТО в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны, подвиги и жертвы советских солдат, значкистов ГТО следует рассматривать как средство воспитания ценностного отношения к Родине, уважения к истории страны, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, с подчеркиванием взаимосвязи и преемственности поколений. Подростки познают и имеют возможность эмоционально прочувствовать, какой ценой была достигнута великая победа, каков подвиг всего народа и отдельных героев. Таким образом, происходит осознание роли комплекса ГТО в подготовке населения к обороне государства.
3) Объединение воздействий образовательной организации и семьи в процессе гражданско-патриотического воспитания подростков. Эффективная реализация комплекса ГТО предполагает привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом населения всех возрастов, в этой связи ключевая роль в информировании, привлечении и пропаганде ВФСК ГТО среди населения отводится образовательным организациям. Администрация школы и педагогический коллектив могут привлекать не только школьников к участию
в физкультурно-спортивном движении, но и членов их семей (родителей, бабушек и дедушек). Реализация комплекса ГТО через такие формы, как семейные соревнования ГТО, фестивали ГТО, спартакиады ГТО и др. требует вовлечения подростков и членов их семей в совместную физкультурно-спор-тивную деятельность. Целью данных мероприятий является пропаганда здорового образа жизни, пропаганда традиционных семейных ценностей, создание условий, мотивирующих к занятиям физической культурой и спортом [4].
Еще одним механизмом гражданско-патриотического воспитания подростков средствами комплекса ГТО является вовлечение подростков и их семей в туристическую деятельность, одновременно с подготовкой к сдаче нормативов, занятия туризмом, в рамках сдачи испытания «Туристский поход с проверкой туристских навыков», формируется характер человека, его отношение к природе и Родине. Специфической особенностью туристической деятельности является ее коллективный характер. Находясь в непривычных, природных условиях, связанных отсутствием обустроенного быта, гарантировать безопасность группы может только слаженная работа всего коллектива, распределение и выполнение обязанностей (розжиг костра, установка палаток, заготовка дров, приготовление пищи и т. д.). По этой причине в процессе гражданско-патриотического воспитания подростков целесообразно использовать совместную с его семьей туристскую деятельность как средство комплекса ГТО, направленное на воспитание ценностного отношения к семье, природе, воспитания ответственности и взаимовыручки. Полученный опыт совместной деятельности ребенка и родителей оказывает положительное влияние на отношения к здоровому образу жизни как семейной ценности.
4) Создание празднично-патриотической атмосферы, в которой организуются мероприятия по реализации комплекса ГТО. На современном этапе Всероссийский
физкультурно-спортивный комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) не уступает советскому комплексу в вопросе гражданско-патриотического воспитания. Все официальные мероприятия, связанные с реализацией комплекса ГТО (сдача нормативов, вручение удостоверений и значков отличия и т. д.), отличаются высоким эмоциональным фоном, проходят в торжественной обстановке с использованием государственной символики, что не только повышает уровень патриотизма и уважения к государству, но и способствует изучению государственных символов России. Проведение спортивных мероприятий всегда отличается высокими требованиями к дисциплине участников и соблюдением правил. Спортивные мероприятия, связанные с реализацией комплекса ГТО, не являются исключением [4]. Соблюдение участниками правил спортивных соревнований, дисциплины и выдержки (особенно
в различных эмоциональных моментах), соблюдение правил поведения внутри спортивного коллектива в конечном итоге способствуют усвоению норм и правил поведения в обществе, воспитанию ответственности и дисциплинированности.
Таким образом, при рассмотрении комплекса ГТО как составной части физической культуры [3] были выявлены его педагогические возможности в процессе гражданско-патриотического воспитании подростков: раскрытие воспитательного потенциала физической культуры и спорта; реализация преемственности поколений, воспитание уважения к памяти защитников Отечества; объединение воздействий образовательной организации и семьи в процессе гражданско-патриотического воспитания подростков; создание празднично-патриотической атмосферы, в которой организуются мероприятия по реализации комплекса ГТО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдалина Л. В., Вьюнова Н. И., Кривотулова Е. В. Педагогические возможности: о корректном использовании понятия // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: Материалы XIV международной научно-практической конференции, Воронеж, 19-20 апреля 2021 г. Воронеж: Научная книга, 2021. С. 8-11.
2. БогуславскийМ. В. Концептуальные основы консервативно-традиционной стратегии развития российского образования // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1 (25). С. 17-21.
3. Болдырев И. И., Бережная И. Ф. Воспитательный потенциал Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (286). С. 93-96.
4. Болдырев И. И. Педагогические условия воспитания гражданских качеств подростков средствами комплекса ГТО // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 6 (212). С. 167-176. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-6-167-176
5. Гревцева Г. Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 3 (45). С. 18-26.
6. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития / под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. М.: Педагогический поиск, 2017. 108 с.
7. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2006. 240 с.
8. Стенограмма выступления В. В. Путина на заседании дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России, 22 октября 2020. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/64261 (дата обращения 22.08.2021).
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static. government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 25.07.2021).
10. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/b65fa5c8c369b380432d77bd5cbe13f545ff dd78/ (дата обращения 10.09.2021).
11. Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 30.08.2021).
12. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 160703/ (дата обращения 10.09.2021).
13. Фетисов А. С. Развитие физической культуры как важное условие ориентации учащихся на профессии спортивной направленности: монография. Воронеж: Истоки, 2003. 91 с.
14. Филимонова С. И. Физическая культура и спорт как пространство формирования оптимальной самореализации личности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 48 с.
REFERENCES
1. AbdalinaL. V., V'yunovaN. I., KrivotulovaE. V Pedagogicheskie vozmozhnosti: o korrektnom ispol'zovanii ponyatiya // Antropotsentricheskie nauki: innovatsionnyj vzglyad na obrazovanie i razvitie lichnosti: Materialy XIV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Voronezh, 19-20 aprelya 2021 g. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2021. S. 8-11.
2. Boguslavskij M. V. Kontseptual'nye osnovy konservativno-traditsionnoj strategii razvitiya rossijskogo obrazovaniya // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2016. № 1 (25). S. 17-21.
3. Boldyrev1.1., BerezhnayaI. F. Vospitatel'nyj potentsial Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 1 (286). S. 93-96.
4. Boldyrev 1.1. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya grazhdanskikh kachestv podrostkov sredstvami kompleksa GTO // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 6 (212). S. 167-176. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2020-6-167-176
5. Grevtseva G. Ya. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie uchashchejsya molodezhi kak sotsiokul'turnyj protsess // Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyj aspekt. 2019. T. 11. № 3 (45). S. 18-26.
6. Izmenyayushchayasya teoriya vospitaniya: problemy i perspektivy razvitiya / pod red. N. L. Selivanovoj, P. V. Stepanova. M.: Pedagogicheskij poisk, 2017. 108 s.
7. Lubysheva L. I. Sotsiologiya fizicheskoj kul'tury i sporta. M.: Akademiya, 2006. 240 s.
8. Stenogramma vystupleniya V. V. Putina na zasedanii diskussionnogo kluba "Valdaj" // Prezident Rossii, 22 oktyabrya 2020. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/64261 (data obrashcheniya 22.08.2021).
9. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazhe-niem Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. № 996-r. [Elektronnyj resurs]. URL: http://static.government.ru/media/ files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (data obrashcheniya 25.07.2021).
10. Strategiya razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 24 noyabrya 2020 g. № 3081-r. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 369118/b65fa5c8c369b380432d77bd5c-be13f545ffdd78/ (data obrashcheniya 10.09.2021).
11. Tolkovyj slovar' Ozhegova. [Elektronnyj resurs]. URL: https://slovarozhegova.ru/ (data obrashcheniya 30.08.2021).
12. Ukaz Prezidenta RF ot 24 marta 2014 g. № 172 "O Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse "Gotov k trudu i oborone" (GTO)". [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 160703/ (data obrashcheniya 10.09.2021).
13. Fetisov A. S. Razvitie fizicheskoj kul'tury kak vazhnoe uslovie orientatsii uchashchikhsya na professii sportivnoj napravlennosti: monografiya. Voronezh: Istoki, 2003. 91 s.
14. Filimonova S. I. Fizicheskaya kul'tura i sport kak prostranstvo formirovaniya optimal'noj samorealizatsii lichnosti: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2004. 48 s.