_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
века: сборник статей Международной научно-практической конференции (29 мая 2014 г. Уфа).-Уфа: Аэтерна, 2014.-182 с.
2. Королёва Э.В. Духовное воспитание начинается с преподавателя. Воспитательная деятельность педагогического вуза: проблемы и перспективы развития: материалы IV Международной научно-практической конференции (13 октября 2010 г.): Сборник научных трудов/Под науч. ред.д.пед.н., проф.Г.Ф. Гребенщикова.-М.: Издательство «Спутник+», 2010 -С.68
© Романова Н.А., Романова К.А, 2016
УДК 378.037
Т.А. Сапегина
к.пед.н., доцент
Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СНИЖЕНИИ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Аннотация
В статье рассмотрены возможности физической культуры в снижении конфликтных ситуаций у студентов с позиции межличностного общения. Создание на занятиях комфортного психологического климата будет способствовать формированию положительного межличностного общения, что поможет студентам избегать конфликтных ситуаций.
Ключевые слова
Конфликтные ситуации, студенты, межличностное общение.
В современном образовании все большую остроту принимает проблема взаимодействия участников педагогического процесса [3].
Трудность педагогического взаимодействия обусловлена высокой конфликтностью, что проявляется в столкновении субъектов педагогического процесса в учебно-воспитательных ситуациях.
Педагогический конфликт необходимо рассматривать как проявление обострившихся противоречий, которые возникают в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, что приводит к возникновению отрицательной эмоциональной формы общения между ними.
Причинами возникновения любого конфликта являются противоречия, которые испытывает личность при взаимодействии в социуме.
С позиции педагога физической культуры такими противоречиями могут являться ответственность за здоровье учащихся, неудовлетворенность в признании его профессиональных знаний, уважении педагога со стороны обучающихся.
С позиции обучаемых такими противоречиями являются наличие возрастных сенситивных периодов, которые ведут к изменению поведения, возникновению неадекватных реакций на замечания, индивидуальные особенности личности учащихся, непонимание действий педагога. Нередко конфликтная ситуация может сложиться из-за различия во взглядах, убеждениях, нравственных установках.
Студенчество является особым периодом развития личности и роль педагога на данном этапе крайне важна. Неумение педагога на практике управлять межличностными конфликтами, находить оптимальные способы их предупреждения и разрешения негативно сказываются на учебном процессе.
Многие процессы, происходящие в педагогической деятельности - это проблемы коммуникативного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
характера. Поэтому большое значение имеет внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий, способствующих снижению конфликтов и развитию позитивных взаимоотношений в образовательном пространстве вуза.
Прикладная физическая культура в вузе является одной из немногих дисциплин, где происходит прямое общение участников образовательного процесса. Поэтому педагогу очень важно понимать настроение, личностные особенности и возможности каждого студента, чтобы избежать конфликтных ситуаций. Во время педагогического процесса субъекты, которые находятся в конфликтной ситуации, испытывают сильное психологическое и эмоциональное напряжение. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении может вызвать стресс. Поэтому так необходимо научиться управлять своим психоэмоциональным состоянием, чтобы иметь возможность вовремя снимать психологическое напряжение.
Учебный процесс по физическому воспитанию должен быть направлен на создание комфортного психологического климата, на формирование межличностного общения [2]. Именно на занятиях по физическому воспитанию есть все необходимые условия для создания комфортного психологического климата, который будет способствовать установлению положительных межличностных отношений и даст возможность научить студентов бесконфликтному поведению.
Одной из наиболее значимых причин, которая вызывает конфликтные ситуации у студентов, является недостаточная степень психофизической готовности к обучению, что приводит к быстрой утомляемости, росту заболеваемости, неспособности переносить увеличение учебных и эмоциональных нагрузок. У многих студентов выявлено значительное преобладание реакции возбуждения над реакцией торможения. Анализируя психофизическую готовность студентов к обучению, была рассмотрена эмоционально-афферентная сфера, которую определяет уровень тревожности учащихся. Высокий уровень тревожности определяетсянапряженностью межличностных взаимодействий и является одним из основных факторов в формировании конфликтного поведения.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная (ситуативная) тревожность - это состояние человека, которое характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в специфических ситуациях [1]. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами. Нас будет интересовать главным образом состояние тревоги как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию. Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности.
В исследованиях Ольховской Е.Б. и Сапегиной Т.А. было рассмотрено влияние физических упражнений на состояние эмоционально-афферентной сферы учащихся. Было доказано, что у студентов, занимающихся дополнительно физической культурой и спортом, уровень тревожности находится в зоне умеренных величин, тогда как у студентов занимающихся 2 раза в неделю, в зоне высоких. Более низкий уровень тревожности свидетельствует о том, что средства физической культуры способствуют оптимизации эмоциональной сферы, что создает благоприятные условия для формирования адекватного социального поведения учащихся и уменьшению конфликтных ситуаций [1].
На основании этих исследований мы предполагаем, что направленное использование средств физической культуры и спорта в ходе учебно-педагогического процесса будет способствовать повышению интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, что приведет к изменению негативных эмоциональных состояний в позитивные, снижению возможности возникновения конфликтных ситуаций.
Список использованной литературы: 1.Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. - 103 с.
2.Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
физкультурно-спортивной деятельности. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13. С.2316-2320.
З.ШахматоваО.Н. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. Екатеринбург: изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. 2013. 229с.
© Сапегина Т.А., 2016
УДК 378
К.О. Ситникова
аспирантка 1 курса кафедры педагогики ВятГУ г.Киров, Российская Федерация
ФГОС ВПО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛИНИК
Аннотация
Статья посвящена актуальному вопросу содержания деятельности юридических клиник. Автор статьи прибегает к сравнению ФГОС ВПО и ГОС ВПО, чтобы подчеркнуть значение юридических клиник в практико-ориентированной подготовке будущих юристов. Особое внимание уделено проблеме планирования образовательных результатов участников юридической клиники.
Ключевые слова Юридическая клиника, практика, федеральные стандарты.
Юридическая клиника является относительно новой формой практического обучения будущих юристов. С момента становления юридических клиник в современной системе высшего юридического образования эта форма позиционировалась как эффективное средство достижения организационных, воспитательных, учебных и социальных целей подготовки будущих юристов.
К примеру, Малько Е.А., подчеркивая наличие юридических клиник практически во всех субъектах РФ, утверждает, что они являются «результативной формой образовательной программы для студентов, позволяющей соединять теоретические знания с практическими навыками» [3, с. 80].
Вступление в силу Федерального закона № 324-Ф3 [4] привело к тому, что юридические клиники стали относить к негосударственной системе бесплатной юридической помощи населению и рассматривать их как средство обеспечения правовых гарантий малоимущих граждан.
На первое место стали выдвигаться такие задачи деятельности юридических клиник, как осуществление на безвозмездной основе консультирования граждан; разъяснение обратившимся гражданам порядка защиты их прав и законных интересов; осуществление правовой просветительской работы; выступление по отдельным юридическим вопросам в средствах массовой информации; распространение положительного опыта правовой социально-полезной деятельности молодежи [1, с. 4].
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) [5, 6] вновь усилил акценты на обучающих функциях юридических клиник.
Требованиями ФГОС ВПО охватывается не только минимум содержания основной образовательной программы юридического вуза, но и целый ряд обеспечивающих ее составляющих образовательной деятельности.
В таблице 1 приведено сравнение ФГОС ВПО и ГОС ВПО [2] по параметрам, актуализирующим интерес к юридической клинике как форме и технологии практико-ориентированной подготовки будущих юристов.