Научная статья на тему 'Невербальное общение как социальный фактор формирования личности'

Невербальное общение как социальный фактор формирования личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапегина Т. А.

Целенаправленный процесс обучения невербальным способам общения это приобретение знаний, позволяющих студенту сформировать компетентность в области общения, овладение умениями и навыками, необходимыми ему для дальнейшей трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невербальное общение как социальный фактор формирования личности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

творческому использованию наиболее продуктивных образовательных технологий в процессе обучения математике [3].

В самом начале знакомства с параметрами у учеников возникает некий психологический барьер, который обусловлен противоречивыми характеристиками параметра. С одной стороны, параметр в уравнении следует считать величиной известной, а с другой - конкретное значение параметра неизвестно. С одной стороны, параметр является величиной постоянной, а с другой - он может принимать разные значения. Получается, что параметр - это неизвестная известная, переменная постоянная величина. Этот «каламбур» очень точно отражает существо тех сложностей, которые нужно преодолеть ученикам.

Представляется целесообразным начинать изучение уравнений с параметром с решения простых уравнений без ветвлений.

Подобные уравнения помогают учащимся привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при значении уравнений. Заметим, что даже такие, казалось бы, совершенно элементарные уравнения часто требуют от учителя подробных комментариев и терпеливых объяснений.

В качестве второго шага на пути изучения уравнений с параметром следует выделить решение простейших уравнений с небольшим числом легко угадываемых ветвлений. Все задачи имеют ясную дидактическую цель - помочь учащимся составить представления о параметре и о том, что значит решить уравнение с параметром. Для развития умений и навыков, ученикам, полезно предлагать упражнения на составление уравнений с параметром. [4].

К сожалению, в рамках школьной программы очень сложно вести подробный разговор о задачах с параметрами, в частности, об уравнениях с параметрами. Однако более близкое знакомство с параметрами представляется не только желательным, но и необходимым. Отработка же прочных навыков решения уравнений с параметрами, тонкости и нюансы, различные приёмы решения уравнений - прерогатива факультативных занятий и в рамках ведения предмета по выбору. Список использованной литературы:

1. Крамор В. С.Задачи с параметрами и методы их решения. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. -416 с.

2. Вильданова В.Ф., Заглядина О.Н. Подготовка бакалавров по направлению «педагогическое образование» в условиях новых образовательных стандартов (на примере БГПУ имени Акмуллы) // Евразийский юридический журнал. 2015. № 1 (80). С. 207-208.

3. Вильданова В.Ф., Заглядина О.Н. Подготовка магистров по направлению «педагогическое образование» в условиях новых образовательных стандартов (на примере БГПУ имени Акмуллы) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 6. С. 17-19.

4. Прокофьев А.А. Задачи с параметрами. Учебное пособие. - М.: МИЭТ, 2004. - 256 с.

© Салихова Г.И., Каримова Г.Р., 2017.

УДК 378.037

Т.А. Сапегина

К.п.н., доцент ИППО, РГППУ Г. Екатеринбург, Российская Федерация

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Целенаправленный процесс обучения невербальным способам общения - это приобретение знаний,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

позволяющих студенту сформировать компетентность в области общения, овладение умениями и навыками, необходимыми ему для дальнейшей трудовой деятельности.

Ключевые слова Физическая культура, личность студента, невербальное общение.

Гармонично развитая личность сочетает в себе умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Сочетание этих компонентов в воспитании и формировании личности дает возможность человеку достичь желаемых результатов в личной, профессиональной и общественной деятельности.

Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения. Их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих. Искусство жить в сложном и динамическом мире начала двадцать первого века требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики.

В последние десятилетия широко обсуждается проблема обновления системы образования. Считается, что необходим принципиально новый подход к определению целей, задач и принципов образования. Образование должно быть личностно ориентированным. Профессионально-образовательный процесс должен быть нацелен на становление и развитие личности, выработку профессионально значимых качеств и способностей студента, таких как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться, рефлексия, коммуникативность и т. д. [1].

Изменения, происходящие в нашей стране, повысили значимость активности личности во взаимодействии с людьми, что привело к необходимости решения проблем, которые взаимосвязаны между собой.

В процессе совместной деятельности складываются отношения между людьми, устанавливаются контакты, что включает в себя обмен информацией. Этот процесс характеризуется как коммуникативная сторона общения. При общении люди пользуются речью, одним из главных средств общения. Другая сторона общения - это обмен в процессе речи не только словами, но и действиями для организации сотрудничества и установления межличностных контактов. Третьей стороной общения является восприятие друг друга, адекватная оценка поведения, возможность лучше узнать партнера по общению.

Ядром профессиональной деятельности педагога является содействие личностному развитию студента, а главным «инструментом» выступает взаимодействие субъектов учения, т.е. педагогическое общение. Общение в педагогической деятельности является необходимым условием передачи студентам исторического опыта в развитии человечества, а также способствует формированию социально значимых и профессионально необходимых качеств будущих специалистов.

На занятиях по физической культуре создаются условия для реализации студентом себя как личности, закладывается основа для многоплановых видов деятельности и поведения, приобретение разнообразных умений и навыков. Используя на занятиях по физическому воспитанию разнообразные методы обучения, преподаватель решает различные задачи обучения, воспитания и развития личности студента.

Физическая культура является составной частью общей культуры. Одна из главных задач физической культуры - это, наряду с повышением уровня физического развития, формирование социально значимых и профессионально важных качеств будущих специалистов. В данный момент нас интересует развитие коммуникативности у студентов.

Одним из педагогических методов, широко применяемых на занятиях по физической культуре, является метод показа. По существу это обучение путем подражания. Любое подражание является сознательным актом, который зависит от способности студента воспринимать и анализировать увиденные двигательные действия, от уровня его мышления. В тех случаях, когда мышление совершается не в форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку их чувственное содержание функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Это является невербальным способом общения.

Понятие «невербальное общение» включает в себя невербальное поведение и невербальную

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

коммуникацию в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, осуществления влияния на другого человека [2].

Невербальная коммуникация - это система символов и знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания.

Применение на занятиях невербальных способов общения позволяют сокращать время общения, выстраивают логическую цепочку для принятия быстрых и верных решений за более короткое время, что способствует развитию психофизических профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Знания, умения и навыки невербальных способов общения, полученные студентами на занятиях по физическому воспитанию, создают возможность не только для повышения качества и эффективности образовательного процесса, но и гарантируют положительные результаты овладения этими знаниями, умениями и навыками для формирования коммуникативных способностей студентов, которые пригодятся им в будущем.

Изучая невербальное общение на занятиях по физическому воспитанию, можно отметить множество проблем, возникающих в данном процессе, убедиться в сложности и многогранности вопросов, связанных с невербальным поведением. Поэтому дальнейшее рассмотрение и углубление исследований в данной сфере необходимо.

Список использованной литературы:

1.Сапегина Т.А. Педагогические аспекты формирования коммуникативных способностей у студентов педагогических вузов // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 15. С. 366-370.

2.Сапегина Т.А. Возможности невербального общения в формировании коммуникативной компетенции. Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 12-2 (12). С. 9.

© Сапегина Т.А., 2017

УДК 159.9

О. И. Сонягина

Факультет Гуманитарный Т. Г. Пронюшкина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры СГД Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

г. Муром, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Аннотация

Проблематика статьи направлена на актуальную проблему взаимодействия семьи и школы посредством информационно - коммуникационных технологий. Авторами предлагается современный подход по применению личной веб - страницы учителя начальных классов для организации взаимодействия с родителями учащихся.

Ключевые слова

Взаимодействие семьи и школы, информационно - коммуникационные технологии, веб - страница преподавателя начальных классов.

Есть вечные темы, не утрачивающие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем - «Организация эффективной системы взаимодействия школы и семьи». Школа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.