Научная статья на тему 'Коммуникативная культура личности в формировании профессиональных навыков студентов средствами невербального общения'

Коммуникативная культура личности в формировании профессиональных навыков студентов средствами невербального общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1158
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / NON-VERBAL MEANS OF COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / COMMUNICATIVE CULTURE OF PERSONALITY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапегина Т.А.

В статье рассмотрена возможность применения невербальных средств общения на занятиях по физической культуре для формирования коммуникативной культуры студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CULTURE OF PERSONALITY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS BY MEANS OF NON-VERBAL COMMUNICATION

The article considers the possibility of using non-verbal means of communication on the lessons of physical culture for the formation of communicative culture of students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура личности в формировании профессиональных навыков студентов средствами невербального общения»

УДК 378.037:796.011.1

Т.А. Сапегина

канд. пед. наук, доцент, кафедра физического воспитания, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»,

г. Екатеринбург

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрена возможность применения невербальных средств общения на занятиях по физической культуре для формирования коммуникативной культуры студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: невербальные средства общения, коммуникативная культура личности, педагогическое общение, физическая культура.

T.A. Sapegina, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg

COMMUNICATIVE CULTURE OF PERSONALITY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF

STUDENTS BY MEANS OF NON-VERBAL COMMUNICATION

Abstract.The article considers the possibility of using non-verbal means of communication on the lessons of physical culture for the formation of communicative culture of students of pedagogical universities.

Keywords: non-verbal means of communication, communicative culture of personality, pedagogical communication, physical education.

Межличностные коммуникации являются необходимым условием бытия людей и без них невозможно полноценное формирование ни одной из психических функций и свойств личности в целом. Именно поэтому общению, культуре ведения межличностных коммуникаций уделяется немало внимания в работах русских и зарубежных исследователей.

Актуальность темы заключается в том, что человек в своей жизни постоянно обращается к другим людям, взаимодействует с ними. И от того, насколько успешным будет это взаимодействие, зависит как развитие личности самого человека, так и развитие общества в целом. В большей степени это касается педагогов.

Педагог должен правильно ориентироваться в быстро изменяющихся условиях общения, точно находить адекватные общению коммуникативные средства, оперативно осуществлять сам процесс коммуникации [1]. Педагогическое общение является частью профессионального умения педагога. Профессиональное развитие личности заключается в прогрессивных изменениях самой структуры личности, это сложный фундаментальный процесс. Педагог управляет развитием физического, психического, социального развития студентов, формирует их профессиональное становление [1, 6].

Чтобы повысить интеллектуальный уровень студентов - будущих педагогов, необходимо изменить задачи профессиональной подготовки, а именно повысить коммуникативную культуру студентов, что является ключевым в их будущей профессиональной деятельности.

Впервые термин «коммуникативная культура» в своих работах использовал А.В. Мудрик. Он определяет ее как систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении. Под коммуникативной культурой понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения [2, 3].

В структуре межличностного общения выделяют три взаимосвязанные стороны:

1. коммуникативно-информационную - обмен информацией между общающимися людьми;

2. интерактивную - организация взаимодействия между общающимися людьми или обмен знаниями, идеями, мнениями и действиями;

3. перцептивную - процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания [7].

В свете нашего исследования нас интересуют средства передачи информации. Вся информация в человеческом общении передается посредством знаков. Но главным средством общения является речь, она направлена от человека к человеку. Если в качестве знаков используется речь, то здесь реализуется общение на вербальном уровне. Использование неречевых знаков предполагает невербальное общение.

Рассмотрим невербальное общение как отдельный компонент коммуникативной культуры. Невербальное общение очень хорошо передает эмоциональное состояние человека, дополняет речевую коммуникацию, помогает понять и оценить намерения и возможности партнеров по общению, что делает процесс коммуникации более понятным и доступным.

Преподаватель на занятиях не только обучает студентов профильному предмету, но и содействует его психическому развитию, так как одним из главных профессиональных качеств педагога является педагогическая коммуникация, его взаимодействие со студентами.

К сожалению, основная масса специалистов, работающих в системе образования, способы общения осваивает стихийно. В процессе их профессиональной подготовки данной проблеме уделяется явно недостаточное внимание. Мало изучен процесс подготовки будущих педагогов, направленный на формирование обратной связи в педагогическом общении, методы обучения адекватному восприятию, интерактивному взаимодействию и передаче невербальной информации [6].

Необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы преподаватель руководил деятельностью учащихся, нацеливая их на активную позицию и осознанное восприятие учебной деятельности. Совместная деятельность преподавателя и учащихся предполагает не только воздействие преподавателя, но и обязательную обратную связь. Важным компонентом обратной связи выступает жест, и если преподаватель не в состоянии воспринять и адекватно оценить состояние студента по мимике и жестам, то это ухудшает взаимодействие и взаимопонимание их как партнеров по общению. И сам преподаватель чаще всего начинает или заканчивает контакт со студентами с помощью жеста. Студенты часто подражают жестам преподавателей, поэтому к культуре невербального общения преподавателей надо предъявлять достаточно высокие требования.

Формирование умений и навыков интерпретировать невербальные средства общения играет важную роль в становлении специалистов различных видов деятельности, связанных с постоянным межличностным общением. В процессе педагогического общения невербальное общение занимает значительное место, так как преподавателю необходимо умение общаться со студентами, даже не произнося ни слова. Он должен уметь оценивать взгляд, жест, любое движение студента, но и контролировать свое невербальное поведение [4].

Нам кажется, что способствовать формированию коммуникативной культуры может целенаправленный процесс обучения невербальным способам общения будущих педагогов на занятиях по физической культуре. Цель этого процесса - приобретение знаний, позволяющих студенту сформировать компетентность в области общения, приобрести необходимые умения и навыки, нужные ему для дальнейшей трудовой деятельности.

Поступив в высшее учебное заведение, молодые люди вступают в новый жизненный этап, который характеризуется расширением самостоятельности, повышением ответственности, осознанием своей социальной значимости [5]. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт определил, что физическая культура готовит студентов к будущей профессиональной деятельности, выделив в дисциплине прикладную физическую культуру как отдельный элемент.

В качестве основных задач, которые необходимо решить для успешного развития коммуникативной культуры будущих педагогов мы определили следующие:

- приобретение коммуникативных знаний о невербальных способах общения;

- развитие коммуникативных умений и навыков невербальными способами общения на занятиях по физической культуре.

На занятиях по физическому воспитанию одним из широко применяемых педагогических методов является метод показа. По существу, это обучение путем подражания, поэтому мышление здесь происходит не в речевой форме, а в форме образов, что и является невербальной коммуникацией. Использование компонентов невербального общения на занятиях по физическому воспитанию повышает эффективность учебного процесса, т.к. позволяет сокращать время речевого общения на занятиях, помогает найти более быстрое и верное решение за более короткий промежуток времени, что обеспечивает наилучшие условия взаимодействия участников общения.

Большое значение в обучении студентов невербальным способам общения играют занятия, где происходит обучение спортивным играм. Игровые действия направлены на усвоение обобщенного способа действий, при этом учебная задача в игровой ситуации обуславливает выбор действий, направленных на решение этой задачи. Игровое действие требует от участников использования усвоенных знаний в новой ситуации. Именно усвоение знаний в различных меняющихся ситуациях делает игру наиболее результативной формой обучения.

Во время игры студенты невербальными средствами обмениваются информацией об удачно проведенной атаке или правильно построенной защите. Взаимодействие с партнерами по команде также осуществляется невербальными способами. Перцептивная составляющая невербального общения помогает во время игры адекватно оценить состояние партнера и противника при поисках наиболее целесообразного продолжения ситуации взаимодействия.

Углубленное изучение невербальных способов общения и повышение коммуникативной культуры педагогов позволит обеспечить высокий профессиональный рост и достижение главных задач в педагогической деятельности учителя.

В заключение можно сделать вывод о том, что невербальная коммуникация в целом играет огромную роль в человеческом взаимодействии, преимущественно «работая» на подсознательном уровне психики. Она является одним из основных средств передачи обратной связи партнеру по общению. Поэтому именно обучение невербальным средствам общения поможет студентам в формировании коммуникативной культуры и приобретении умений и навыков в форме опыта и многоплановых видов деятельности и поведения, а также в развитии способностей и качеств личности, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Гаджиев Г.М. Условия формирования коммуникативной культуры будущего учителя физической культуры / Г.М. Гаджиев, К.М. Тилиев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 3 (24). С. 45-48.

2. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.

3. Нигматуллина Л.А. Владение коммуникативной культурой как показатель конкурентоспособности будущего специалиста // Казанский педагогический журнал. 2014. № 2 (103). С. 95-99.

4. Оксюта А.А. Роль невербальных средств в межличностном общении // Вестник Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 103-106.

5. Ольховская Е.Б. Оптимизация профессиональной подготовки студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности // Сборник материалов и докладов Международной конференции / под ред. Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2014. С. 129-133.

6. Сапегина Т.А. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды / Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. // Пед. журн. Башкортостана. 2011. № 6. С. 57-63.

7. Сапегина Т.А. Формирование педагогической коммуникации у студентов педагогических вузов // Сборник материалов и докладов Международной конференции / под ред. Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург, 2014. С. 260-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.