Научная статья на тему 'Невербальное общение как составная часть коммуникативной компетенции педагога'

Невербальное общение как составная часть коммуникативной компетенции педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1236
713
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невербальное общение как составная часть коммуникативной компетенции педагога»

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Т. А. САПЕГИНА

Рассматривая широкий круг профессиональных качеств, присущих профессиям типа «человек - человек», в условиях кардинального изменения рынка труда и интенсивного развития новык форм профессиональной деятельности, возникает необходимость изменения подхода к профессиональной подготовке специалистов. Востребованы стали профессионально важные качества широкого радиуса действия, поэтому в профессиональной высшей школе нужна универсальная подготовка или универсальные компетентности. Компетентности - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений (Э.Ф. Зеер). Способности человека реализовывать на практике свою компетентность называют компетенциями, под которыми понимают обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Выделяют пять ключевых компетенций (компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых), формированию которые придается важное значение:

• политические и социальные компетенции;

• межкультурные компетенции;

• коммуникативные компетенции;

• социально-информационные;

• персональные компетенции.

При подготовке педагога по физической культуре нас заинтересовали коммуникативные компетенции. Коммуникативные компетенции - это владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования. Общение присутствует во всех видах деятельности человека. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность человека, превращается в категорию профессионально - значимую. Так в педагогической деятельности педагогическое общение является разновидностью профессионального общения, которое выступает как неотъемлемый элемент деятельности педагога.

Под педагогическим общением понимается профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, проявляющееся в двух направлениях: организация своих отношений с учащимися и управление общением в коллективе (АА Леонтьев); профессиональное общение педагога с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата для их осуществления. Педагогическое общение входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения и является способом их реализации (Г.М. Каджаспирова). Содержанием труда преподавателя является содействие психическому развитию студента, а главным «инструментом» выступает его психическое взаимодействие со студентом, т.е. педагогическое общение. В настоящее время увеличился интерес к проблеме общения и педагогического общения, в частности. Многие ведущие специалисты по психологии и педагогике, такие как А.А. Бодалев [1], Л.С. Выготский [3], А.А Леонтьев [5] В.А Кан-Калик [4] и др., рассматривали общение как важнейший фактор формирования и развития личности. И сейчас на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессиональнопедагогической деятельности. Общение это процесс порождаемый «условиями непосредственной коллективности» и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевые средств [6]. Именно в ходе этого процесса устанавливаются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности. Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоения студентом достижений исторического развития человечества. Речь преподавателя -основное средство, позволяющее приобщить студентов к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. При этом преподаватель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию. Как видно из приведенного определения, основной акцент в нем делается на речь, то есть вербальный компонент общения. Вместе с тем, в последнее время появляется все большее количество публикаций, связанных с различными аспектами невербального общения. Невербальное общение - это передача информации другому человеку без использования речи.

Рассматривая общение как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, видим, что оно состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и, тем самым, взаимодействия друг на друга. Таким образом, общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Вторая сторона общения - это взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями. И третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Значит, в процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, то есть их установок, целей, намерений. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. В современной литературе по проблеме общения выделяется ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперация и конкуренция. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей. Основными механизмами познания другого человека считаются идентификация и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди).

В общении люди непрерывно передают информацию друг другу не только посредством речи, но и выражением лица, движением тела, установлением дистанции и т.п. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают: вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используют речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы -жесты, мимика и т.д.).

Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система. Невербальное поведение человека очень существенно в процессе общения. Не только ваша речь, но и ваши действия способны многое поведать о вас окружающим. Специалисты в области коммуникативных связей знают, что в общении огромную роль играют невербальные средства. Большинство исследований, затрагивающих проблему невербального общения и его развития, проведено зарубежными исследователями [2, 8]. Актуальность исследований в этом направлении обусловлена степенью значимости визуальной информации и понимания человека в повседневной жизни и профессиональной деятельности и низкой разработанностью проблемы «чтения человека» в психологопедагогической науке. Для будущего педагога, особенно в области физической культуры, «невербалика» играет огромную роль, так как выступает в качестве более эффективного и экономичного средства в достижении коммуникативных целей, что позволяет сокращать время общения и выстраивать логическую цепочку для принятия быстрых и верных решений в условиях жесткого лимита времени. В данном случае игровые задачи решаются таким образом, что активный поиск информации осуществляется при значительной плотности моторные действий, поиск на вербальном уровне неотделим от поиска на невербальном.

Общаясь со студентами, преподаватель значительную часть информации относительно их эмоционального состояния, намерений, отношения к чему-либо получает не из слов студентов, а из жестов, мимики, интонации, позы, взгляда, манеры слушать. «Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова», - утверждает ЕАПетрова [7]. Невербальные аспекты общения играют существенную роль и в регулировании взаимоотношений, установлении контактов, во многом определяют эмоциональную атмосферу и самочувствие, как преподавателя, так и студента.

Следует отметить, что данный аспект педагогического общения находился в поле зрения и до исследований выше указанных авторов. Так, А.С.Макаренко писал, что для него, в его практике, «как для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть». Однако только в последнее время он стал все больше привлекать внимание исследователей феномена общения. Укажем на то, что средства невербального общения всегда соответствующим образом задействованы в ходе учебно-воспитательного процесса, несмотря на то, что, как правило, педагог не осознает их значения. Общепринято, что во взаимодействии преподавателя со студентами, как впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам: мимика, прикосновение, жест, дистанция общения, визуальное взаимодействие, интонация. В образовательном процессе очень важным

является реальное взаимодействие педагога и учащегося, результатом которого становятся взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия преподавателя со студентами, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Невербальное общение, особенно на занятиях по физической культуре, служит именно тем механизмом, который способствует установлению взаимопонимания в общении, более эффективному взаимодействию педагога и учащихся. На занятиях по физическому воспитанию одним из широко применяемых педагогических методов является метод показа. По существу это обучение путем подражания. Когда же мышление совершается не в форме речи, а в форме образов, эти образы в мышлении выполняют функцию речи. Такой способ общения и называется невербальным. В спорте для успешной организации коллективной деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, средств общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию и согласованности в действиях участников соревнований. Все большее значение невербальное общение приобретает в тактике ведения игры. Однако, несмотря на огромный интерес к невербальному общению, нам кажется, что перцептивная сторона общения мало освещена в публикациях и ей отводится незначительное место в вопросах педагогического общения. Между тем, перцепция (или восприятия), также является важнейшим компонентом общения, так как проявляется в области психологических знаний о взаимосвязи внешних форм и проявлений с внутренним миром человека, психологическими и нравственными чертами личности. Человек всегда стремился понять другого человека и «прочитать» его внутренний мир. «Чтение» личностные особенностей без длительного наблюдения за поведением человека, без близкого и частого общения с ним и собирания информации, а также без психологических знаний действительно сложно. Однако практика показывает, что овладение такими знаниями позволяет сделать процесс узнавания человека быстрым, интересным и полезным. Приобретение таких свойств особенно важно для профессий, где общение и взаимодействие с другими людьми требуют определенного воздействия на них. В первую очередь к таким профессиям относится педагогика.

Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его невербальному поведению. Научившись объяснять невербальное поведение, мы можем быстрее начать понимать собеседника, получать дополнительную информацию для того, чтобы разработать тактику и стратегию взаимодействия с ним, научимся понимать, как более доступно и эффективно донести до него нужную нам информацию. Таким образом, мы сможем контролировать ситуацию и влиять на нее. Следовательно, от нашего восприятия будет зависеть адекватность принятых решений. Само по себе восприятие есть процесс приема и преобразования информации обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировки в окружающем мире.

Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики, поэтому нам кажется, что программу обучения специалистов по физической культуре необходимо дополнить изучением невербального общения и поведения человека, с целью расширения кругозора студента, развития у него навыка внимания к человеку, «считывания» информации о нем, облегчение понимания другого человека, что позволит более эффективно и рационально применять педагогические умения и навыки в будущей профессиональной деятельности.

На основании вышесказанного можно заключить, что невербальное общение преимущественно «работая» на подсознательном уровне психики, играет значительную роль в развитии коммуникативных компетенций будущих педагогов. Невербальное общение является важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения оно усиливает его эмоциональность, создавая благоприятную обстановку для коммуникативности, взаимодействия и восприятия. Поэтому, для формирования коммуникативных компетенций у педагогов (в том числе и у педагогов по физической культуре), их необходимо обучать не только невербальным коммуникативным, интерактивным, но и перцептивным способам общения, так как адекватная интерпретация невербального поведения способствует более успешному управлению педагогическим процессом.

Таким образом, можно сделать вывод, что невербальное общение является неотъемлемой частью в процессе взаимодействия преподавателя со студентами. Для того чтобы облегчить свою работу, преподаватель должен уметь общаться со студентами, даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь

студента, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

2. Вилсон Г. Язык жестов. - Питер, 2000. - 217 с.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.,Т. 2. - М.: Педагогика, 1983. - 357 с.

4. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Роспедагенство, 1995. - 108 с.

5. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. - М.: Знание, 1981. - 80 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Педагогика, 1975. - 184 с.

7. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе. - М.: Моск. пед. об-во, 1998. - 222 с.

8. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам. - М.: Ай Кью, 1995. - 257 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.