Научная статья на тему 'Невербальное общение в развитии коммуникативных способностей будущих педагогов'

Невербальное общение в развитии коммуникативных способностей будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
929
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапегина Т. А.

Показано, что невербальное общение является составной частью педагогического общения и способствует оптимальной организации общеобразовательного процесса по физической культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Невербальное общение в развитии коммуникативных способностей будущих педагогов»

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Т.А. Сапегина

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Показано, что невербальное общение является составной частью педагогического общения и способствует оптимальной организации общеобразовательного процесса по физической культуре.

Актуальность. Личностно ориентированное образование выдвигает новые требования к преподавателю. Обучение студентов в вузе направлено на изменения в сознании, приобретение умений и навыков в форме опыта и многоплановых видов деятельности и поведения, а также развитие способностей и качеств личности. Ежедневная коммуникация педагога и студента оказывает огромное влияние на формирование личности обучаемого, поэтому коммуникативные качества педагога являются необходимым условием эффективного осуществления его профессиональной педагогической деятельности.

В настоящее время увеличился интерес к проблеме общения и педагогического общения, в частности. Многие ведущие специалисты по психологии и педагогике, такие как А.А. Бодалев [1], Л.С. Выгодский [3], А.А. Леонтьев [5], В.А. Кан-Калик [4] и др., рассматривали общение как важнейший фактор формирования и развития личности. И сейчас на страницах психолого-педагогиче-ской литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально-педагогической деятельности.

Общение это процесс порождаемый «условиями непосредственной коллективности» и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств [6]. Именно в ходе этого процесса устанавливаются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности.

Под педагогическим общением понимается профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, проявляющееся в двух направлениях: организация своих отношений с учащимися и управление общением в коллективе (А.А. Леонтьев); профессиональное -общение педагога с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата для их осуществления (А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова).

Одним из аспектов данного процесса является изучение невербального компонента. Однако детально данная проблема стала разрабатываться лишь в последние десятилетия. Большинство исследователей, затрагивающих проблему невербального общения и его развития, проведено зарубежными исследователями [2,7].

Актуальность исследований в этом направлении обусловлена степенью значимости визуальной информации и понимания человека в повседневной жизни и профессиональной деятельности и низкой разработанностью проблемы «чтения человека» в психолого-педагогической науке.

В процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Бурный темп социально-экономических и политических преобразований в стране повысил значимость активности личности в конструировании социального мира и взаимодействия с людьми, привел к необходимости решения проблем, связанных с общением:

- выработки оптимальной и эффективной позиции в приеме, переработке и усвоении информации;

- организации полноценного сотрудничества в установлении межличностных контактов;

- формирование позитивного образа партнеров по общению.

Основная задача исследования. Обосновать необходимость формирования коммуникативных способностей у будущих педагогов средствами невербального общения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: философские положения о социальной природе психической деятельности человека (Л.С. Выгодский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория понимания в межличностном познании и общении (А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев и др.); социальноперцептивный подход к развитию невербального общения (В.А. Лабунская, Б.Д. Парыгин, Л.А. Петровская и др.) теория личностно-ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Ш.А. Амонаш-вили, В.В. Сериков и др.).

В работе использовались следующие методы: теоретический - изучение и анализ философской, психолого-педагогической и специальной спортивной литературы; эмпирический - анализ и обобщение опыта.

Результаты анализируемого материала и его обсуждение. Общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффек-

Сапегина Т.А.

Невербальное общение в развитии коммуникативных __________________способностей будущих педагогов

тивно-оценочного характера, оно состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и, тем самым, взаимодействия друг на друга. Таким образом, общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Вторая сторона общения - это взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями. И третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Значит, в процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, то есть их установок, целей, намерений.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. В современной литературе по проблеме общения выделяется ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперация и конкуренция.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей. Основными механизмами познания другого человека считаются идентификация и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди).

В общении люди непрерывно передают информацию друг другу не только посредством речи, но и выражением лица, движением тела, установлением дистанции и т.п. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают: вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используют речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика и т.д.). Невербальное поведение человека очень существенно в процессе общения. Не только ваша речь, но и ваши действия способны многое поведать о вас окружающим. Специалисты в области коммуникативных связей знают, что в общении огромную роль играют невербальные средства.

Метод логико-смыслового исследования научных публикаций позволил нам заключить, что в педагогическом общении существенное внимание для формирования профессионально-значимых качеств уделяется проблемам коммуникативности.

Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологи-ческих качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.

Для будущего педагога, особенно в области физической культуры, «невербалика» играет огромную роль, так как выступает в качестве более эффективного и экономичного средства в достижении коммуникативных целей, что позволяет сокращать время общения и выстраивать логическую цепочку для принятия быстрых и верных решений в условиях жесткого лимита времени. В данном случае игровые задачи решаются таким образом, что активный поиск информации осуществляется при значительной плотности моторных действий, поиск на вербальном уровне неотделим от поиска на невербальном.

Интерактивной стороне общения также уделяется достаточное внимание, особенно в связи с быстрым темпом и уровнем развития техники. Человеку дается возможность не только пассивно воспринимать ту или иную информацию, но и участвовать в ее формировании, в принятии необходимых решений. В образовательном процессе очень важным является реальное взаимодействие педагога и учащегося, результатом которого становятся взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе взаимодействия преподавателя со студентами, поскольку известно, что различные средства невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Невербальное общение, особенно на занятиях по физической культуре, служит именно тем механизмом, который способствует установлению взаимопонимания в общении, более эффективному взаимодействию педагога и учащихся. На занятиях по физическому воспитанию одним из широко применяемых педагогических методов является метод показа. По существу это обучение путем подражания. Когда же мышление совершается не в форме речи, а в форме образов, эти образы в мышлении выполняют функцию речи. Такой способ общения и называется невербальным. В спорте для успешной организации коллективной деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, средств общения, которые бы максимально способствовали эффективному взаимодействию и согласованности в действиях участников соревнований. Все большее значение невербальное общение приобретает в тактике ведения игры. Однако, несмотря на огромный интерес к невербальному общению, нам кажется, что перцептивная сторона общения мало освещена в публикациях и ей отводится незначительное место в вопросах педагогического общения. Между тем, перцепция (или восприятия), также является важнейшим компонентом общения, так как проявляется в области психологических знаний о взаимосвязи внешних форм и проявлений с внутренним миром человека, психологическими и нравственными чертами лично-

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2 179

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

сти. Человек всегда стремился понять другого человека и «прочитать» его внутренний мир. «Чтение» личностных особенностей без длительного наблюдения за поведением человека, без близкого и частого общения с ним и собирания информации, а также без психологических знаний действительно сложно. Однако практика показывает, что овладение такими знаниями позволяет сделать процесс узнавания человека быстрым, интересным и полезным. Приобретение таких свойств особенно важно для профессий, где общение и взаимодействие с другими людьми требуют определенного воздействия на них. В первую очередь к таким профессиям относится педагогика.

Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание уделяем его невербальному поведению. Научившись объяснять невербальное поведение, мы можем быстрее начать понимать собеседника, получать дополнительную информацию для того, чтобы разработать тактику и стратегию взаимодействия с ним, научимся понимать, как более доступно и эффективно донести до него нужную нам информацию. Таким образом, мы сможем контролировать ситуацию и влиять на нее. Следовательно, от нашего восприятия будет зависеть адекватность принятых решений. Само по себе восприятие есть процесс приема и преобразования информации обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировки в окружающем мире.

Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики, поэтому нам кажется, что программу обучения специалистов по физической культуре необходимо дополнить изучением невербального общения и поведения человека, с целью расширения кругозора студента, развития у него навыка внимания к человеку, «считывания» информации о нем, облегчение понимания другого человека, что позволит более эффективно и рацио-

нально применять педагогические умения и навыки в будущей профессиональной деятельности.

Заключение. На основании вышесказанного можно заключить, что невербальное общение преимущественно «работая» на подсознательном уровне психики, играет значительную роль в развитии коммуникативных способностей будущих педагогов.

Невербальное общение является важнейшим дополнением речевой коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения оно усиливает его эмоциональность, создавая благоприятную обстановку для коммуникативности, взаимодействия и восприятия. Поэтому, для формирования профессионально значимых качеств у педагогов (в том числе и у педагогов по физической культуре), их необходимо обучать не только невербальным коммуникативным, интерактивным, но и перцептивным способам общения, так как адекватная интерпретация невербального поведения способствует более успешному управлению педагогическим процессом.

Литература

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -200 с.

2. Вилсон Г. Язык жестов. - СПб.: Питер, 2000.-217 с.

3. Выгодский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. -М.: Педагогика, 1983.

4. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. -М.: Роспедагенство, 1995. - 108 с.

5. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. - М.: Знание, 1981. -80 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Педагогика, 1975. - 184 с.

7. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам. - М.: Ай Кью, 1995. -257 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.