Научная статья на тему 'Анализ существующих подходов к изучению деятельности общения'

Анализ существующих подходов к изучению деятельности общения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3402
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / DIALOGUE / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE ACTIVITY / COMMUNICATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудинова Юлия Павловна, Мамаева Анастасия Викторовна

Статья посвящена анализу литературы по проблеме изучения деятельности общения, отражены различные подходы к понятию «общение», функции и структурные компоненты, особенности и модели человеческой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of existing approaches to studying activity of dialogue

The given article is devoted to the analysis of the literature on a problem of studying the activity of dialogue, different approaches to understanding the concept of dialogue, functions and structural components, features and models of human communication are described.

Текст научной работы на тему «Анализ существующих подходов к изучению деятельности общения»

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕНИЯ

Общение, коммуникация, коммуникативная деятельность, коммуникативные умения.

Проблема общения является предметом интенсивных теоретических и экспериментальных исследований. Выделившись в отдельную категорию, общение стало объектом специального анализа философов (Л.П. Буева, Б.Д. Парыгин), социологов (И.С. Кон, М.В. Тисленко), психологов (A.A. Бодалев, Б.Ф. Ломов), педагогов (С.В. Кондратьева, Т.А. Мальковская), психотерапевтов (В.Н. Мясищев, А.Б. Доб-рович), логопедов (В.И. Селиверстов, A.B. Ястребова).

Поскольку понятие «общение» изучается различными гуманитарными дисциплинами, оно имеет разнообразные трактовки. До настоящего времени нет единого и общепризнанного понятия категории общения. Как отмечал A.A. Леонтьев, ссылаясь на данные Ф. Денса, лишь в англоязычной литературе, опубликованной до 1969 года насчитывалось 96 определений общения [Леонтьев, 2005, с. 26].

Ряд отечественных психологов рассматривают общение как один из видов деятельности [Леонтьев, 1979, с. 85; Лисина, 1986, с. 11]. В зависимости от аспекта исследования определяется оно по-разному. Так, A.A. Леонтьевым общение определяется как постоянное динамическое взаимодействие общества и личности. Такое широкое толкование присуще философскому и социологическому рассмотрению. Я.Л. Коломинский отличает малопродуктивность неправомерного расширения понятия «общение» [Коломинский, 1974, с. 38]. Емко и лаконично определяется «общение» К.К. Платоновым как информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные отношения [Платонов, 1982, с. 54].

На наш взгляд, наиболее рациональна точка зрения, отраженная в исследованиях A.B. Петровского и М.Г. Ярошевского, которые рассматривают общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга» [Психология, 1990, с. 293], так как в ней отражены три стороны деятельности общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Это мнение перекликается с точкой зрения Г.М. Андреевой, которая также характеризует структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не столько знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [Андреева, 2006, с. 83]. В жизни человека общение выполняет несколько функций. Е.Ф. Андриенко предлагает рассматривать в качестве основных функций общения коммуникацию, перцепцию и интеракцию [Андриенко, 2002, с. 191].

Применив концепцию А.Н. Леонтьева к анализу общения как особого вида деятельности, М.И. Лисина рассматривает общение как коммуникативный вид деятельности и выделяет в нем следующие структурные компоненты.

Предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке.

Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение.

Рассмотрим основные мотивы общения, заставляющие людей вступать во взаимодействие друг с другом. Как мы уже упомянули выше, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению, то есть в случае коммуникации со взрослым мотивом общения, побуждающим ребенка обратиться ко взрослому, будет сам взрослый человек, а при коммуникации со сверстником мотивом общения является другой ребенок.

М.И. Лисина подчеркивает, что коммуникативные мотивы связаны с ведущими потребностями детей и выделяет три главные потребности: 1) потребность во впечатлениях; 2) потребность в активной деятельности; 3) потребность в признании и поддержке.

Потребность детей в признании и поддержке — это их стремление к общению, в результате которого они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми. Поэтому мотивы третьей группы называются личностными. В отличие от познавательных и деловых мотивов общения, которые играют служебную роль и опосредуют более далекие, конечные мотивы, рождающиеся из потребностей во впечатлениях и в активной деятельности, личностные мотивы получают в деятельности общения свое конечное удов летвор ение.

Потребность детей в активной деятельности становится источником побуждений для обращений ко взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которые М.И. Лисина называет деловыми, подчеркнув тем самым роль того дела, которым занят ребенок, и служебную, подчиненную роль общения, в которое ребенок вступает с целью скорейшего достижения некоторого практического результата. Таким образом, деловым мотивом общения является взрослый в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий.

Потребность в новых впечатлениях рождает у детей стремление вступить в контакт со взрослым. Так возникает группа мотивов общения, которые носят название познавательных, или мотивов общения детей со взрослыми на познавательные темы [Лисина, 1986, с. 46].

Действие общения — это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия, совершаемые в процессе общения.

Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Их можно условно разделить на три категории: экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, экспрессивные жесты, позы, эмоциональные вокализации); предметно-действенные (локомоции и предметные действия, позы, включающие приближение к объекту и отдаление от него, манипулирование с предметами, протягивание игрушки, притягивание к себе другого индивида или отталкивание его, позы протеста, поиск контакта или стремление избежать его); речевые (реплики, вопросы, ответы, возражения).

Продукты общения - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения [Лисина, Капчеля, 1987, с. 34].

С точки зрения Г.М. Андреевой, когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами, установками и пр. Ею выделены следующие особенности человеческой коммуникации.

1. При общении мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: их взаимное информирование предлагает налаживание совместной деятельности, т. е. каждый участник коммуникативного процесса предлагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т. е. анализировать его мотивы, цели, установки. Нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера, следовательно, происходит не процесс движения информации, а активный обмен ею [Андреева, 2006, с. 85].

Главная «прибавка» в специфическом человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому что люди не просто обмениваются значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл [Леонтьев, 1981, с. 137].

Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но и совместное постижение предмета [Андреева, 2006, с. 85].

2. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, т. е. такой обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного участника коммуникативного процесса на другого с целью изменения его поведения или его представлений, знаний о чем-либо. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось такое воздействие.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммутатор) и человек, принимающий ее (реципиент), обладает единой или сходной системой кодификации и декодификации («все должны говорить на одном языке»). Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения, известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Однако, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково (в силу возрастных, социальных и других причин), поэтому у обучающихся должны быть идентичны не только лексическая и синтаксическая системы, но и понимание ситуации общения, что возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Причиной возникновения таких барьеров могут быть отсутствие общего понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но

и различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, различным культурам. Однако вопрос коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров, но, как отмечает Е.В. Андриенко, при этом вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется.

Также барьеры при коммуникации могут носить и чисто выраженный характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого и т. п.), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т. п. [Андреева, 2006, с. 86].

Процесс коммуникации может быть представлен в виде схемы, так называемой модели коммуникации. В рамках теории информации разработаны следующие модели межличностной коммуникации: линейная, интерактивная и трансакционная.

Линейная модель изображает коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщение и т. п.). Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация считается успешной. Данная модель привлекает внимание к ряду важных моментов в процессе коммуникации — в частности, каким образом различные каналы могут влиять на способ, которым получатель реагирует на сообщение (например, одинаково ли будет воспринята фраза, если произнести ее во время личной встречи, по телефону, по телеграфу и т. п.). Линейная модель показывает также и то, как «шум», помехи различного рода могут исказить сообщение [Куницына и др., 2002, с. 18].

Выделяют два типа шумов, блокирующих коммуникацию: физический и психологический. В первом случае речь идет о физических помехах, например, шумное, наполненное сигаретным дымом помещение, в котором трудно сосредоточиться, быстро наступает утомление. Примером помех второго типа может быть сильное эмоциональное возбуждение, что не позволяет человеку быть достаточно точным при восприятии отправленного ему сообщения.

Линейная модель позволяет рассматривать коммуникацию как однонаправленный процесс — от отправителя к получателю. Однако подобный способ передачи сообщений характерен в большей степени для письменной коммуникации, средств массовой информации либо для общения, в котором партнер воспринимается как объект воздействия. Таким образом, линейная модель лишь частично охватывает особенности процесса межличностного общения.

Интерактивная модель в качестве обязательного элемента коммуникативного процесса вводит обратную связь, наглядно демонстрируя кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.

Трансакционная модель представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммутаторами. В каждый конкретный момент мы способны получать и декодировать сообщения другого человека, реагировать на его поведение, и в то же самое время другой человек получает наши со-

общения и отвечает на них. Эта модель позволяет увидеть, что дискретный акт коммуникации трудно отделить от событий, которые ему предшествуют и следуют за ним. Таким образом, коммуникация представляет собой процесс, в котором люди формируют отношения, взаимодействуя друг с другом [Куницына и др., 2002, с. 19].

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Общепризнанным считается подход, разделяющий вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Самым универсальным средством коммуникации является речь, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации [Андреева, 2006, с. 95].

В невербальной коммуникации выделены следующие знаковые системы: 1) оптико-кинетическая (включает в себя жесты, мимику, пантомимику); 2) паралин-гвистическая (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистичес-кая (включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам текст речи); 3) организация пространства и речи коммуникативного процесса; 4) визуальный контакт. В.А. Лабунская подчеркивает, что совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу [Лабунская, 1986, с. 58].

Необходимым условием полноценного общения является сформированность речевых навыков и речевых умений.

A.A. Леонтьев под речевым навыком понимает речевую операцию, осуществляемую по оптимальным параметрам. Такими параметрами являются бессознательность, полная автоматичность, соответствие норме языка, нормативный темп (скорость) выполнения, устойчивость, то есть тождество операции самой себе при меняющихся условиях. Если по этим критериям (параметрам) речевая операция нас удовлетворяет, значит, индивид ее совершает правильно, - речевой навык сформирован.

Речевое умение — это речевое действие, также осуществляемое по оптимальным параметрам, хотя они другие, чем в случае речевого навыка.

По мнению A.A. Леонтьева, сформировать речевой навык — это значит сделать так, чтобы индивид правильно построил и реализовал высказывание. Но для полноценного общения нужно, чтобы мы умели использовать речевые навыки для самостоятельного выражения своих мыслей, намерений, переживаний. В противном случае речевая деятельность оказывается сформированной только частично, в звене ее реализации.

Также для полноценного общения необходимо уметь произвольно и осознанно варьировать выбор и сочетание речевых операций (навыков) в зависимости от того, для какой цели, в какой ситуации, с каким собеседником происходит общение. Когда человек все это может, у него сформировано соответствующее речевое (коммуникативное, коммуникативно-речевое) умение. Владеть таким умением — значит уметь правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказыва-

ния задачам общения, употребить самые эффективные (для данной цели и в данных условиях) языковые (да и неязыковые) средства.

A.A. Леонтьев отмечает, что речевые навыки по своей природе стереотипные, механические. А коммуникативно-речевые умения носят творческий характер: ведь условия общения никогда не повторяются полностью, и каждый раз человеку приходится заново подбирать нужные языковые средства и речевые навыки. А значит, приемы обучения коммуникативно-речевым умениям должны отличаться от приемов обучения речевым навыкам [Леонтьев, 2003, с. 241].

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы: общение изучается различными гуманитарными дисциплинами и на сегодняшний день не имеет общепризнанного понятия. Рассмотрение общения в деятельностной парадигме предполагает выделение следующих структурных компонентов: предмета общения, потребности в общении, коммуникативных мотивов, действий, средств и продуктов общения.

Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты рассматриваются в качестве основных функций общения.

Общепризнано выделение вербальных и невербальных знаковых систем, использующихся в коммуникативном процессе.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений. М.: Аспект Пресс, 2006. 363 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 264 с.

3. Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание, 1974. 285 с.

4. Куницина В.H., Казаринова Н.В., Поголыпа В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. 544 с.

5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов н/Д: РГУ, 1986. 136 с.

6. Леонтьев A.A. Деятельность и общение // Вопросы философии. 1979. № 1. С. 84-89.

7. Леонтьев А.А Основы психолингвистики М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. 287 с.

8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.

9. Леонтьев A.A. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Смысл, 2005. 386 с.

10. Лисина М.И., Капчеля Т.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишинев, 1987. 136 с.

11. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. С. 31-57.

12. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. 175 с.

13. Психология: словарь / под ред. A.B. Петровского и Г.М. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.