Научная статья на тему 'Сущность общения и его характерные особенности'

Сущность общения и его характерные особенности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3229
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ / ВИДЫ ОБЩЕНИЯ / СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ / УРОВНИ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION / FUNCTIONS OF COMMUNICATION / FORMS OF COMMUNICATION / SIDES OF COMMUNICATION / LEVELS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корепанова Вероника Витальевна

Статья посвящена выявлению сущности понятия «общение». Показано, что сущность общения изучается с позиции различных отраслей науки: философии, психологии, социологии, лингвистики, педагогики. Изложено видение сущности общения с точки зрения исследователей этих областей науки. Проанализированы потребности общения, функции общения, характер взаимодействия партнеров по общению и уровни этого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF COMMONUNICATION AND ITS TYPICAL FEATURES

The article is devoted to revealing the essence of “communication”. It is shown that the essence of communication is studied from the perspective of various branches of knowledge: philosophy, sociology, linguistics, pedagogics. The vision of the essence is presented from the viewpoint of researches of these branches of knowledge. The requirement types of communication, the functions of communication, the interaction principles of partners in conversation and levels of this interaction have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Сущность общения и его характерные особенности»

УДК 378

В. В. Корепанова

СУЩНОСТЬ ОБЩЕНИЯ И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т. С. Мальцева»

V. V. Korepanova

ESSENCE OF COMMONUNICATION AND HIS CHARACTERISTIC FEATURES Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Kurgan State Agricultural Academy by T S. Maltsev»

Статья посвящена выявлению сущности понятия «общение». Показано, что сущность общения изучается с позиции различных отраслей науки: философии, психологии, социологии, лингвистики, педагогики. Изложено видение сущности общения с точки зрения исследователей этих областей науки. Проанализированы потребности общения, функции общения, характер взаимодействия партнеров по общению и уровни этого взаимодействия.

Ключевые слова: общение; функции общения; виды общения; стороны общения; уровни общения.

The article is devoted to revealing the essence of “communication”. It is shown that the essence of communication is studied from the perspective of various branches of knowledge: philosophy, sociology, linguistics, pedagogics. The vision of the essence is presented from the viewpoint of researches of these branches of knowledge. The requirement types of communication, the functions of communication, the interaction principles of partners in conversation and levels of this interaction have been analyzed.

Keywords: communication; functions of communication; forms of communication; sides of communication; functions of communication; levels of communication.

Вероника Витальевна Корепанова

Veronika Vitaljevna Korepanova старший преподаватель кафедры иностранных языков Россия, 641300, Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково, КГСХА [email protected]

Проблема общения рассматривается как междисциплинарная, т. к. является сферой изучения таких наук, как философия, психология, социология, лингвистика, педагогика. Каждая наука изучает общение с разных сторон.

В философии общение рассматривается как обмен информацией, равным образом как личностноэкзистенциальная связь между людьми. Лингвисты изучают общение со стороны семиотики, науки о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. Для психологии и социологии - это процесс взаимодействия людей, информационный процесс. Также общение анализируют с позиций теории деятельности и субъект-субъектных отношений. В педагогике общение рассматривают как специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

Ученые для выявления сущности общения анализируют такие аспекты как потребности общения,

функции общения, характер взаимодействия партнеров по общению и уровни этого взаимодействия.

Так, Н. И. Леонов, анализируя виды потребностей в общении, называет следующие [1].

Потребность в безопасности, потребность снятия напряжения, тревоги, проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта.

Аффилиация, другой вид потребности, проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта одиночества.

Потребность в познании часто мотивирует общение, когда человек через другого желает уточнить свои представления, расширить возможности своего мышления, узнать человека, его способности и состояния.

Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором мы могли бы «прочитать» на лице, в речи и поведении другого человека признание нашей неповторимости, уникальности, необычайности. Жажда быть неповторимым порождает стремление в общении с другими увидеть себя как единственное в своем роде для них существо.

Такой вид, как потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в общении с другими мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих.

Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием.

Потребность в подчинении другому возникает наряду с потребностью в доминировании, когда партнер по общению рассматривает нас в качестве человека, берущего на себя тяжесть принятия решения.

Забота о другом, стремление кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовольствие составляет потребность в покровительстве.

И наоборот, потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь.

Принято считать, что полноценность общения определяется количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе. Полноценность общения зависит также от отношения участников взаимодействия друг к другу. При этом позитивным фактом расценивается принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов.

В зависимости от характера взаимодействия партнеров по общению в ходе обмена информацией, восприятия и понимания другого принято выделять разные стороны общения. С. Ю. Головин [2] в словаре психолога-практика выделяет некоторые из них. Сторона коммуникативная - выражается в обмене информацией, ее понимании. В ходе общения адресант и адресат должны использовать одну и ту же знаковую систему, общающиеся влияют друг на друга, у них возникают взаимоотношения. Другая сторона, интерактивная, выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Эта сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия, - имеют значения и мотивы, цели общения каждой стороны, их взаимодействие; исследованиями установлены такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт. Сторона перцептивная - выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

Н. И. Леонтьев, Г. М. Андреева, Г. В. Бороздина, А. В. Резаев в своих исследованиях также выделяют подобные стороны общения, определяя коммуникативную сторону общения, или коммуникацию в узком смысле слова как обмен информацией между

общающимися индивидами; интерактивную сторону как организацию взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Определяют перцептивную сторону как процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания [3].

Осмысление сущности общения позволяет Е. В. Андриенко выделить различные уровни общения [4]. Так, выделяется фактический, информационный, личностный уровни. Фактический уровень предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. На информационном уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Такой уровень определяют также как духовный.

Разнообразный характер взаимодействия партнеров по общению позволяет выделить разнообразные виды общения.

Необходимо назвать непосредственное и опосредованное общение [4].

Непосредственное общение - это прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. В любом случае непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отделены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

Следует упомянуть вербальное и невербальное общение [4].

Общение, осуществляемое с помощью слов, на-

зывается вербальным (от лат. уегЫ^ - словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т. д.).

Деление общения на диалогическое и монологическое определяется по критерию равноправия партнеров.

Диалогическое общение осуществляется тогда, когда собеседники позитивно настроены по отношению друг к другу и воспринимают себя в качестве равноправных партнеров. При диалогическом общении каждый собеседник воспринимает другого как человека, имеющего право на собственное мнение, что не означает полного согласия общающихся [4].

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения [4].

Л. Д. Столяренко различает виды общения по другим критериям, акцентируя своё внимание на таких видах как, так называемый, «контакт масок», представляющий собой формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние. При таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Также автор отмечает примитивное общение, при котором оценивают другого человека как нужного или мешающего: «надо что-то от него - активно вступаешь в контакт», «мешает он тебе - отталкиваешь безразличием или грубостью», «получил от собеседника желаемое - теряешь интерес к нему и не скрываешь этого».

Формально-ролевое общение отличается тем, что содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих, при этом личность собеседника никого не интересует.

При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым собеседники заняты.

Такой вид как духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хоро-

шо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов - собеседники понимают друг друга по выражению лица, движениям, интонациям. Почти любая предлагаемая тема встречается с интересом и пониманием. Такое общение, как правило, очень приятно, т. к. собеседники знают интересы, убеждения, характер друг друга, могут предвидеть реакцию, стараются не обидеть друг друга.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т. д. Манипулятивное общение намного глубже и изощреннее, чем примитивное, т. к. часто манипулятор очень хорошо знает особенности личности собеседника, хорошо его понимает, проявляя при этом чудеса проницательности и ума. Неэтичная сторона такого вида общения - это то, что один из собеседников использует другого в своих целях, игнорируя его собственные желания и стремления.

Суть светского общения - в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных ситуациях, при этом точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения, никого не интересуют. Подобное общение принято на приемах, презентациях

[4].

Общение выполняет несколько функций. В научной литературе встречается ряд классификаций функций общения.

Е. В. Андриенко, исходя из представлений о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений «человек - деятельность - общество», предлагает совокупность трех групп функций: психологические функции, социальные функции, инструментальные функции [4]. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (аффективность). Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой

системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Кроме того, они отвечают деятельностной природе человека, социальных групп и обществ.

Другие исследователи выделяют многообразие функций: эмоциональную, информационную, социализирующую, связующую, функцию самопознания (А. В. Мудрик); функции установления в общности, инструментальную, осознанную, функцию самоопределения (А. Б. Добрович); функцию сплочения, трансляционную, функцию самовыражения (А. А. Брудный); контактную, информационную, побудительную, координационную, функцию понимания, эмотивную, установления отношений, оказание влияния (Л. А. Карпенко).

К функциональным характеристикам общения следует отнести функцию контакта, связанную с потребностью личности в установлении контакта с другими для самовыражения и сопоставления своих взглядов с представлениями других людей. Необходимо отметить функцию социальной ориентации, имеющую прямое отношение к процессам социализации индивида. Важной является функция аффилиации (приобщение к группе), направленная на удовлетворение потребностей приобщения к одним группам и размежевания с другими. Функция самоутверждения проявляется, когда в общении человек находит прямое или косвенное подтвержде-

ние своим собственным идеям, взглядам, позициям. Существенной является функция эмоциональной разрядки, расслабления, когда общение удовлетворяет естественную потребность человека в снятии эмоционально-интеллектуального напряжения. Значима и утилитарная функция, отражающая возможность человека решать определенные практические задачи [5].

Таким образом, исходя из анализа таких аспектов общения как потребности общения, характер взаимодействия партнеров по общению и уровни этого взаимодействия, функции общения, сущность общения может быть определена как процесс установления и развития людьми взаимодействия, устанавливаемого с целью обмена информацией, восприятия и понимания собеседника.

Список литературы

1 Леонов Н. И. Психология делового общения: учеб. пособие. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 216 с.

2 Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. -Минск: Харвест, 2001. - 976 с.

3 Резаев А. В. Парадигмы общения: взгляд с позиций социальной философии. - СПб. : Изд-во С.- Петербург, ун-та, 1993. - 210 с.

4 Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.

5 Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. - М.: Знание, 1988. - 62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.