плома о высшем образовании. В ходе дальнейшего исследования нами было отмечено снижение частоты встречаемости данной цели и одновременное увеличение вероятности ее достижения, что объясняется, очевидно, произошедшей у студентов адаптацией к условиям вузовского обучения, сформировавшимися навыками самостоятельной учебной деятельности.
Обратило на себя внимание и стремление студентов к достижению профессионального мастерства, отмеченное уже у первокурсников. Так, 43,8% из них поставили эту цель на первое место, на последующих курсах частота ее встречаемости была по-прежнему высока. Выявленная практически у каждого второго студента ориентация на достижение высоких результатов в профессии явилась основанием для вывода о присущем им стремлении к самореализации. Высокая оценка студентами вероятности достижения данной цели (8,2 балла) отразила их уверенность в преодолении возможных на пути к ней препятствий.
О том, что студенты-педагоги уже с начала обучения в вузе беспокоятся о трудоустройстве после его окончания, свидетельствует высокая частота встречаемости соответствующей цели, причем от 1-го к 5-му курсу ее показатели возрастают (22,4% - 26%). Одновременное снижение вероятности достижения этой цели (8,2 балла - 7,6 балла) говорит о больших проблемах, встающих перед выпускниками педвуза при устройстве на работу после окончания вуза. Многие из них не связывают свою жизнь с педагогической деятельностью по причине большой нагрузки педагогов, низкого уровня оплаты их труда.
Оптимистичным на этом фоне выглядит то, что многие студенты желают развиваться дальше, хотят реализовать в жизни свой творческий потенциал. Об этом говорит увеличение частоты встречаемости целей, связанных со стремлением к познанию, с самосовершенствованием, которое было отмечено нами на всех факультетах педвуза. Возрастание частоты встречаемости было выявлено также и в отношении целей, связанных с формированием у учащихся системы знаний и умений, с достижением взаимопонимания с будущими учениками и коллегами, что свидетельствует о выделении студентами этих задач как наиболее важных в педагогической деятельности.
Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что профессиональные цели студентов от первого к выпускному курсу претерпевают изменения: во-первых, происходит переструктурирование системы целей; во-вторых, отмечается сужение диапазона профессиональных целей, их уточнение, приближение к предстоящей трудовой деятельности; в-третьих, меняется оценка вероятности достижения сформулированных целей.
На формирование профессиональных целей у будущих педагогов влияют разные факторы: содержание учебных предметов, педагогическая практика, выполнение разнообразных учебных, творческих заданий, общение с преподавателями и сокурсниками и т.д. Воздействие этих факторов преломляется через призму индивидуально-психологических особенностей будущих педагогов. Немалое влияние на формирование профессиональных целей у студентов оказывает и сложившееся в обществе отношение к педагогическому труду и к самим педагогам. Возможно, именно оно явилось основной причиной того, что в результате проведенного нами исследования не было выявлено статистически значимых различий между первым и выпускным курсами в степени субъективной значимости для студентов большинства сторон педагогической профессии. Вместе с тем достаточно высокие и устойчивые показатели частоты встречаемости целей, связанных с саморазвитием, с достижением педагогического мастерства, дают основание говорить о наличии у студентов стремления к личностному и профессиональному росту. Этот факт обращает на себя внимание и требует содействия реализации данных устремлений молодых людей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тюлепаева Э.Р., аспирант
Челябинского государственного педагогического университета г. Челябинск, Россия
В статье раскрывается проблема становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста. Проблема формирования у подрастающего поколения этнокультурной компетенции возникла, в первую очередь, в связи сложной социально-политической ситуации полно-
ценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию.
Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. Национальный проект «Образование» одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется интенсивным процессом обновления системы образования как по линии наполнения новым содержанием, так и по структурным компонентам. Основной стратегической целью образовательных учреждений становится создание условий для социокультурного становления личности [1].
Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способным к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур [1].
Проанализировав содержание нормативно-правовых документов и педагогических исследований, мы пришли к выводу: целю этнокультурного образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур. В связи с этим встает вопрос о формировании этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, под которой понимаем приобщение дошкольника к национальной культуре и овладение им знаниями об особенностях культуры своего народа, его культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций, которые способствуют формированию толерантности по отношению к людям других национальностей.
Исходя из проблемы нашего исследования, мы предполагаем, что становление этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста, возможно, будет успешным при выполнении следующих педагогических условиях.
1. приобщение детей к культурам разных национальностей;
2. формирование этнотолерантности как важнейшего качества этнокультурной компетенции;
3. профессиональная компетентность педагогов ДОУ о разных национальных культурах региона;
4. взаимодействие ДОУ, семьи и культурных центров.
Условие - это то, от чего зависит другое (обуславливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления [3].
Педагогические условия - это целенаправленный отбор и применение элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения поставленных целей.
Первое условие - приобщение детей к культурам разных национальностей.
Современный детский сад - многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети, которые в свою очередь являются представителями разных национальных культур. Чтобы дети не испытывали трудности при адаптации к новым культурным условиям нужно чтобы педагоги дошкольных образовательных учреждений воспитывали в детях уважение, интерес, терпение, сопереживание к другим национальным культурам. Для приобщения к национальной культуре родного края необходимо использовать разнообразные методы и формы: беседы, встречи, рассказы, национальные праздники, посещение музеев и т. д.
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре формируются основы понимания культурного многообразия окружающего мира, культурных различий людей положительного отношения к людям другой национальности.
Второе условие - формирование этнотолерантности как важнейшего качества этнокультурной компетенции.
Для многонациональной России особое значение имеет формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им. Отсутствие культуры межнациональных отношений часто приводит к межнациональным, межэтническим и межконфессиональным конфликтам.
Третье условие - профессиональная компетентность педагогов ДОУ о разных национальных культурах региона.
Этнопедагогические исследования способствуют обогащению современного педагогического опыта. Сегодня ни одно дошкольное образовательное учреждение не обходиться без мероприятий посвященных фольклорным праздникам народов России. В педагогических традициях народа обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Именно эта особенность способствует эффективности учебно-воспитательной работы. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время актуальны, но не популярны. Поэтому их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам. Не исключением и стал Чесменский район, педагоги используют такую инновационную технологию, как образовательное видео. Наш район многонационален. С 2008.г. в районе проводятся съемки серии фильмов «Национальности Чесменского района», в которых участвуют дети, педагоги, родители и жители поселков. Дети говорят на родном языке, поют национальные песни, взрослые в национальных костюмах рассказывают о предметах быта, характерные для своей национальности, о ремеслах и традициях своего народа, об особенностях кухни и традициях принятия пищи. Результат таких съемок DVD диск с серией фильмов, которые будут наглядным пособием для воспитателей при знакомстве детей с особенностями национальных культур.
Четвертое условие - при взаимодействии ДОУ, семьи и культурных центров.
Огромную роль в воспитании маленькой личности принадлежит семье и дошкольному учреждению, при условии если они будут совместно воспитывать (договариваться о требованиях предъявляемых ребенку, о методах воздействия, способах обучения и т.д.) ребенка, то могут прийти к общей цели.
Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребенок включается в это пространство самим фактом своего рождения. Но для того чтобы произошло становление его личности, формирования его самосознания как субъекта собственной жизнедеятельности, представителя определенной человеческой общности, как продолжателя и носителя национальной культуры, должны действовать два взаимосвязанных механизма. Это отождествление ребенка с социумом, в котором он живет, и обособление в нем как индивидуальности [2; с. 23;]. В воспитании ребенка активное участие должны принимать все: семья, дошкольное учреждение и социальная среда.
Основой сотрудничества должна стать духовная культура. В связи с этим необходимо прививать интерес к культуре разных наций, познакомить с традициями разных народов, помочь детям увидеть в культуре каждого народа свою «изюминку».
Литература
1. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... доктора пед. наук /Е.С. бабунова - Челябинск, 2009. - 37 с.
2. Голошумова Г.С., Свинина Н.Г. Этнокультурное образование младших школьников [Текст] / Г.С. Голошумова, Н.Г. Свинина//Начальная школа. - 2003. - № 8/
3. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский Дом «Восток», 2003. - 274 с.