Научная статья на тему 'Педагогические условия становления этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста'

Педагогические условия становления этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюлепаева Э. Р.

В статье раскрывается проблема становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста. Проблема формирования у подрастающего поколения этнокультурной компетенции возникла, в первую очередь, в связи сложной социально-политической ситуации полноценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия становления этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста»

плома о высшем образовании. В ходе дальнейшего исследования нами было отмечено снижение частоты встречаемости данной цели и одновременное увеличение вероятности ее достижения, что объясняется, очевидно, произошедшей у студентов адаптацией к условиям вузовского обучения, сформировавшимися навыками самостоятельной учебной деятельности.

Обратило на себя внимание и стремление студентов к достижению профессионального мастерства, отмеченное уже у первокурсников. Так, 43,8% из них поставили эту цель на первое место, на последующих курсах частота ее встречаемости была по-прежнему высока. Выявленная практически у каждого второго студента ориентация на достижение высоких результатов в профессии явилась основанием для вывода о присущем им стремлении к самореализации. Высокая оценка студентами вероятности достижения данной цели (8,2 балла) отразила их уверенность в преодолении возможных на пути к ней препятствий.

О том, что студенты-педагоги уже с начала обучения в вузе беспокоятся о трудоустройстве после его окончания, свидетельствует высокая частота встречаемости соответствующей цели, причем от 1-го к 5-му курсу ее показатели возрастают (22,4% - 26%). Одновременное снижение вероятности достижения этой цели (8,2 балла - 7,6 балла) говорит о больших проблемах, встающих перед выпускниками педвуза при устройстве на работу после окончания вуза. Многие из них не связывают свою жизнь с педагогической деятельностью по причине большой нагрузки педагогов, низкого уровня оплаты их труда.

Оптимистичным на этом фоне выглядит то, что многие студенты желают развиваться дальше, хотят реализовать в жизни свой творческий потенциал. Об этом говорит увеличение частоты встречаемости целей, связанных со стремлением к познанию, с самосовершенствованием, которое было отмечено нами на всех факультетах педвуза. Возрастание частоты встречаемости было выявлено также и в отношении целей, связанных с формированием у учащихся системы знаний и умений, с достижением взаимопонимания с будущими учениками и коллегами, что свидетельствует о выделении студентами этих задач как наиболее важных в педагогической деятельности.

Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что профессиональные цели студентов от первого к выпускному курсу претерпевают изменения: во-первых, происходит переструктурирование системы целей; во-вторых, отмечается сужение диапазона профессиональных целей, их уточнение, приближение к предстоящей трудовой деятельности; в-третьих, меняется оценка вероятности достижения сформулированных целей.

На формирование профессиональных целей у будущих педагогов влияют разные факторы: содержание учебных предметов, педагогическая практика, выполнение разнообразных учебных, творческих заданий, общение с преподавателями и сокурсниками и т.д. Воздействие этих факторов преломляется через призму индивидуально-психологических особенностей будущих педагогов. Немалое влияние на формирование профессиональных целей у студентов оказывает и сложившееся в обществе отношение к педагогическому труду и к самим педагогам. Возможно, именно оно явилось основной причиной того, что в результате проведенного нами исследования не было выявлено статистически значимых различий между первым и выпускным курсами в степени субъективной значимости для студентов большинства сторон педагогической профессии. Вместе с тем достаточно высокие и устойчивые показатели частоты встречаемости целей, связанных с саморазвитием, с достижением педагогического мастерства, дают основание говорить о наличии у студентов стремления к личностному и профессиональному росту. Этот факт обращает на себя внимание и требует содействия реализации данных устремлений молодых людей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тюлепаева Э.Р., аспирант

Челябинского государственного педагогического университета г. Челябинск, Россия

В статье раскрывается проблема становления этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста. Проблема формирования у подрастающего поколения этнокультурной компетенции возникла, в первую очередь, в связи сложной социально-политической ситуации полно-

ценное развитие личности становится невозможным без умения активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию.

Приоритет культурной деятельности ЮНЕСКО сосредоточен на стимулировании творческой деятельности человека, изучении культур и охране мирового культурного наследия. Национальный проект «Образование» одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению национального образования. Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется интенсивным процессом обновления системы образования как по линии наполнения новым содержанием, так и по структурным компонентам. Основной стратегической целью образовательных учреждений становится создание условий для социокультурного становления личности [1].

Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способным к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур [1].

Проанализировав содержание нормативно-правовых документов и педагогических исследований, мы пришли к выводу: целю этнокультурного образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур. В связи с этим встает вопрос о формировании этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, под которой понимаем приобщение дошкольника к национальной культуре и овладение им знаниями об особенностях культуры своего народа, его культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций, которые способствуют формированию толерантности по отношению к людям других национальностей.

Исходя из проблемы нашего исследования, мы предполагаем, что становление этнокультурной компетенции ребенка дошкольного возраста, возможно, будет успешным при выполнении следующих педагогических условиях.

1. приобщение детей к культурам разных национальностей;

2. формирование этнотолерантности как важнейшего качества этнокультурной компетенции;

3. профессиональная компетентность педагогов ДОУ о разных национальных культурах региона;

4. взаимодействие ДОУ, семьи и культурных центров.

Условие - это то, от чего зависит другое (обуславливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления [3].

Педагогические условия - это целенаправленный отбор и применение элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения поставленных целей.

Первое условие - приобщение детей к культурам разных национальностей.

Современный детский сад - многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети, которые в свою очередь являются представителями разных национальных культур. Чтобы дети не испытывали трудности при адаптации к новым культурным условиям нужно чтобы педагоги дошкольных образовательных учреждений воспитывали в детях уважение, интерес, терпение, сопереживание к другим национальным культурам. Для приобщения к национальной культуре родного края необходимо использовать разнообразные методы и формы: беседы, встречи, рассказы, национальные праздники, посещение музеев и т. д.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре формируются основы понимания культурного многообразия окружающего мира, культурных различий людей положительного отношения к людям другой национальности.

Второе условие - формирование этнотолерантности как важнейшего качества этнокультурной компетенции.

Для многонациональной России особое значение имеет формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им. Отсутствие культуры межнациональных отношений часто приводит к межнациональным, межэтническим и межконфессиональным конфликтам.

Третье условие - профессиональная компетентность педагогов ДОУ о разных национальных культурах региона.

Этнопедагогические исследования способствуют обогащению современного педагогического опыта. Сегодня ни одно дошкольное образовательное учреждение не обходиться без мероприятий посвященных фольклорным праздникам народов России. В педагогических традициях народа обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Именно эта особенность способствует эффективности учебно-воспитательной работы. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время актуальны, но не популярны. Поэтому их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам. Не исключением и стал Чесменский район, педагоги используют такую инновационную технологию, как образовательное видео. Наш район многонационален. С 2008.г. в районе проводятся съемки серии фильмов «Национальности Чесменского района», в которых участвуют дети, педагоги, родители и жители поселков. Дети говорят на родном языке, поют национальные песни, взрослые в национальных костюмах рассказывают о предметах быта, характерные для своей национальности, о ремеслах и традициях своего народа, об особенностях кухни и традициях принятия пищи. Результат таких съемок DVD диск с серией фильмов, которые будут наглядным пособием для воспитателей при знакомстве детей с особенностями национальных культур.

Четвертое условие - при взаимодействии ДОУ, семьи и культурных центров.

Огромную роль в воспитании маленькой личности принадлежит семье и дошкольному учреждению, при условии если они будут совместно воспитывать (договариваться о требованиях предъявляемых ребенку, о методах воздействия, способах обучения и т.д.) ребенка, то могут прийти к общей цели.

Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребенок включается в это пространство самим фактом своего рождения. Но для того чтобы произошло становление его личности, формирования его самосознания как субъекта собственной жизнедеятельности, представителя определенной человеческой общности, как продолжателя и носителя национальной культуры, должны действовать два взаимосвязанных механизма. Это отождествление ребенка с социумом, в котором он живет, и обособление в нем как индивидуальности [2; с. 23;]. В воспитании ребенка активное участие должны принимать все: семья, дошкольное учреждение и социальная среда.

Основой сотрудничества должна стать духовная культура. В связи с этим необходимо прививать интерес к культуре разных наций, познакомить с традициями разных народов, помочь детям увидеть в культуре каждого народа свою «изюминку».

Литература

1. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... доктора пед. наук /Е.С. бабунова - Челябинск, 2009. - 37 с.

2. Голошумова Г.С., Свинина Н.Г. Этнокультурное образование младших школьников [Текст] / Г.С. Голошумова, Н.Г. Свинина//Начальная школа. - 2003. - № 8/

3. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Издательский Дом «Восток», 2003. - 274 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.