УДК 372 ББК 74.100.5
Тюлепаева Эльзана Ранисовна
аспирант
кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Tyulepaeva Elzana Ranisovna Post-graduate Chair of Pedagogy and Childhood Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Воспитательная система становления первоначальной этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста Educational System of Preschool Children’s Initial Ethnic-and-Cultural
Competence Forming
В статье раскрывается проблема становления первоначальной этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста. В современных условиях особую важность приобретает умение растущей личности общаться с людьми разного возраста, разной национальности и вероисповедания, осуществлять толерантное взаимодействие, как со сверстниками, так и с взрослыми. Создана воспитательная система детского сада по становлению первоначальной этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста.
The article deals with the problem of preschool children’s initial ethnic-and-cultural competence forming. Under the modern conditions of utmost importance is the ability of the growing personality to communicate with people of different ages, different nationalities and religions, to be tolerant both to equals in age and adults. The kindergarten educational system is created to establish the preschool children’s initial ethnic-and-cultural competence forming.
Ключевые слова: воспитание, система, воспитательная система,
воспитательная система детского сада.
Key words: education, system, educational system, kindergarten educational system.
Развитие воспитания в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений всех видов и типов.
Это стало возможным, прежде всего потому, что произошли существенные позитивные изменения в обществе и государстве в целом. Впервые в одном из основополагающем документе - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования - определены требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части образовательной области «Социализация», которое направленно на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: «...формирование гражданской
принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.» [4].
Социальный заказ государства на воспитание человека современного образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в других важнейших документах - Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие, Приоритетном государственном национальном проекте, послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию.
Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.3. Вульфова, А В. Гавилина, О.С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С. Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л. А. Пиковой, В. Л. Полукарова, С. Д. Полякова, Н.Л. Селивановой,
А.М. Сидоркина, Е.Н.Степанова, Ю.П. Сокольникова, Н.М. Таланчука и др. созданы теоретические и методические основы воспитательных систем, что позволило значительно обогатить педагогику новыми знаниями о системной природе и сущности воспитательного процесса, его компонентах и структуре, закономерностях построения, управления и преобразования, путях и способах развивающего влияния на личность ребенка.
В БСЭ понятие воспитание рассматривается, как процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе
организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности [2].
Система - 1. Множество элементов, находящихся между собой в отношениях и связях, которые образуют целостность, единство.
2. Рассматривается как выделенное на основе определенных знаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающее во взаимодействии со средой как целостное единств.
3. Сложный объект - совокупность качественно различных достаточно устойчивых элементов, взаимно связанных сложными и динамическими отношениями [5, с. 118].
В научной литературе существует несколько дефиниций, посредством которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена. Так, Л.И. Новикова и ее коллеги Н. Л. Селиванова и В. А. Караковский предлагают следующие дефиниции:
- Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
- Воспитательная система - это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.
Петербургские исследователи И. А. Колесникова и Е. Н. Барышников считают, что «воспитательная система отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне конкретного учреждения» [1]. Е.Н. Степанов полагает, что главное предназначение воспитательной системы
заключается в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности ребенка, поэтому выделяет в дефиниции данное предназначение наряду с другими сущностными характеристиками воспитательной системы. На его взгляд, «воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся» [3].
Система воспитательная - единый целостный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [5; с. 111].
Педагогическая целесообразность воспитательной системы:
- личность ребенка как целостная интегрированная система должна развиваться (воспитываться) в интегрированном педагогическом процессе, т.е. на развивающуюся личность должны в комплексе оказывать влияние все воспитывающие факторы;
- при использовании системного подхода объединяются усилия субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния на детей.
В нашем понимании воспитательная система детского сада по становлению этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста - это целенаправленная, упорядоченная совокупность компонентов (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у дошкольного образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать становлению первоначальной этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста.
Решение поставленной в исследовании проблемы потребовало разработки и внедрения в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений воспитательной системы этнокультурного воспитания старших дошкольников (Рис. 1).
Мы включили в воспитательную систему четыре основных блока: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-диагностический.
Целевой блок направлен на обоснование социального заказа, цели, становления этнокультурной образованности личности. Содержательный блок включает педагогические условия, взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения, семьи и социума. Анализ и описание данного блока показывает, что основная функция заключается в практической реализации педагогической стратегии и определении эффективных организационно-педагогических условий, способствующих становлению этнокультурного образованного ребенка. Субъектами воспитательной системы выступают дошкольное образовательное учреждение, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников и социум. Процессуальный блок - обоснование и реализацию методов, приемов, средств и форм эффективного становления этнокультурного образования ребенка.
Нами выделены формы, направленные на повышение компетентности педагогов, расширение их знаний по вопросам этнокультурного образования, этнотолерантности:
- мастер-классы являются новыми формами работы, позволяющими передавать ценный педагогический опыт. На мастер-классе специалист (педагог, психолог) в увлекательной форме демонстрирует работу с детьми по приобщению детей к культурам разных национальностей, обсуждает с коллегами и родителями используемые методы и приёмы, полученные результаты; - семинары посвященные вопросам этнокультурного образования детей дошкольного возраста, формирования этнотолерантности;
Оценочно- Процессуальный Содержательный блок Целевой блок
диагностический блок
Рисунок 1 - Воспитательная система детского сада в становлении этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста
- методобъединения, его целью является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов, объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательнообразовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта;
- конференции, посвященные вопросам этнокультурного образования. В конференциях участвуют педагоги, профильные специалисты и родители. Данная форма организации предполагает возможность обмена опытом и теоретическими знаниями, а также приобретения практических навыков с помощью моделирования и проигрывания различных сложных жизненных ситуаций;
- посещение музеев с целью знакомства детей с бытом разных культур;
- праздники, их проведение связано с социокультурной интеграции той или иной общности людей, культуры, а также помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса;
- занятия, в процессе которых воспитатель знакомит детей дошкольного возраста с предметами старины, рассказывает о разных культурах, о нравственных ценностях.
Оценочно-диагностический блок направлен на определение задач экспериментальной работы, описание реализации комплекса педагогических условий, способствующих становлению этнокультурной компетентности ребенка в системе дошкольного этнокультурного образования, её коррекцию и оценивание результата. В данном блоке представлен диагностический инструментарий, позволяющий определить динамику процесса этнокультурного образования и его результат - становление этнокультурного образованного ребенка. Данный блок представлен: пакетом диагностических методик,
выявляющих исходный уровень становления этнокультурной компетентности старших дошкольников, педагогов дошкольного образования; уровнями этнокультурной образованности; аналитико-коррекционным инструментарием (коррекцией процесса, оценкой и интерпретацией результатов).
Данные блоки и выступают элементами рассматриваемой нами воспитательной системы.
Разработанная воспитательная система представляет сложное системное образование, обеспечивающее в результате становление этнокультурного образованного ребенка на основе обозначенных педагогических условий, таких как: приобщение детей к культурам разных национальностей; формирование этнотолерантности как важнейшего качества этнокультурной компетенции; профессиональная компетентность педагогов ДОУ о разных национальных культурах региона; взаимодействие ДОУ, семьи и культурных центров.
В связи с вышеизложенным есть основание полагать, что организация воспитательного процесса в ДОУ закладывает у ребенка дошкольного возраста основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются детский сад и общество.
Библиографический список
1. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах [Текст] / Е.Н. Барышников, И. А. Колесникова. - СПб.: С.-Петербург, 1996. - 122с.
2. Большая советская энциклопедия [Текст] / Главный редактор А.М. Прохоров.- М.: «Советская энциклопедия», 1973. - №1.- 654с.
3. Воспитательная система класса [Текст] / Под ред. Е.Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 160c.
4. Гризик Т.И. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования [Текст] / Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. - С. 36-39.
5. Исследовательская деятельность начинающего педагога [Текст]: справочное пособие / сост. А.Ф. Аменд, А. А. Саламатов, А. А. Горчинская. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. - 171с.
Bibliography
1. Baryshnikov, E.N., Kolesnikova, I.A. On Education and Educational Systems [Text] / E.N. Baryshnikov, I.A. Kolesnikova. - SPb.: St.-Petersburg, 1996. - 122 p.
2. Class Educational System [Text] / E.N. Stepanov. - M.: Sphere TC, 2005 - 160 p.
3. Great Soviet Encyclopedia [Text] / Edit. by A.M. Prokhorov. - Moscow: Soviet Encyclopedia, 1973. - № 1. - 654 p.
4. Grizik, T.I. On the Federal Government Requirements for the Structure of the Basic General Education Curriculum of Preschool Education [Text] / T.I. Grizik // Preschool Education. -2010. - № 5. - P. 36-39.
5. Research Activities of a Novice Teacher [Text]: Reference Aid / Comp. by A.F. Amend, A.A. Salamatov, A.A. Gorchinskaya. - Chelyabinsk: Publishing House of Chelyabinsk. State Ped. Un-ty, 2009. - 171p.