УДК 372 ББК 74.100.5
Тюлепаева Эльзана Ранисовна
аспирант
кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Tyulepaeva Elzana Ranisovna Post-gratuate Chair of Childhood Pedagogics and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре родного края Preschool Children’s Introduction into the National Culture
of the Native Region
В статье раскрывается проблема национального образования, которое является главным социальным институтом, призванным обеспечить не только сохранение, но и развитие национальных культур. Для этого оно должно быть нацелено на формирование национальной культуры каждой личности.
This article reveals the problem of the national education, which is the main social institution to provide not only retaining, but also the development of the national cultures. So it must be aimed to the education of the national culture of each person.
Ключевые слова: образование, культура, этнокультурная компетенция, национальное самосознание, этническая идентичность.
Key words: education, culture, ethnocultural competence, national consciousness, ethnic identity.
В мировой практике наблюдается обострение межэтнических конфликтов,
которые ведут не только к людским потерям, но и к разрушению как национальной, так и мировой культуры. В настоящее время четко обозначилась тенденция к отражению общечеловеческих ценностей, национальной культуры, духовности во всех проявлениях жизни человека. Реализация культурологического подхода предполагает воспитание «человека культуры» (Е.С. Бондарев-ская), начиная с дошкольного возраста с ориентацией не только на общечеловеческую, но и национальную культуру. Этнопедагогическая культура человека является частью общечеловеческой культуры, позволяющая сформировать у ребенка общечеловеческие, национальные ценности.
В конституции Российской Федерации национальность рассматривается как принадлежность лица к определенному этносу, то есть устойчивой общно-
сти людей, характеризующейся особенностями культуры, психологии, традиций; производное от понятия «нация», индивидуальное свойство составляющих ее людей. В России, где сосуществуют свыше ста народностей, один из ведущих принципов конституционного права является принцип равенства всех граждан независимо от национальности, недопустимость какой-либо дискриминации по этому признаку. Это подчеркнуто в статье 19 Конституции РФ, где указывается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности.
Ориентация российской системы образования на общекультурное развитие исторически является одной из приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте Закона Российской Федерации «Об образовании», где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в Отечестве......
Ни один народ не исчезает бесследно. Духовный потенциал ушедших из истории народов сохраняется, живет и развивается в других народах. Народ не может умереть. Духовная преемственность поколений проявляется во взаимосвязи древних этносов и молодых наций. Эта связь по форме напоминает преемственность родителей и детей, но по существу, конечно, несравненно сложнее: ни один народ не является потомком только одних или даже однородных предков. При благоприятных условиях даже казалось, исчезнувшие народы могут воспрянуть вновь. Воскреснут их герои, мифы и предания. Духовный заряд скифов, гуннов, аланов, половцев, хазаров, шумеров, печенегов сохраняется в русских, украинцах, грузинах, осетинах, абхазах, чувашах и многих других родственных и соседних с ними народах, сохраняется в человечестве как в единой многонациональной семье [4; с. 19-20].
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить историческо-
го национального лица и самобытности. Приобщать к культуре, к традициям народа необходимо с детства, с периода «первичной социализации», то есть с дошкольного возраста. Именно в дошкольном детстве, по мнению А. А. Грека-лова, В.П. Зеньковского, Р.М. Чумичевой и других, закладывается программа поведения, социальные формы жизни, будущие виды деятельности [1; с. 67]. Этнокультурное образование дошкольников предполагает учет национального компонента в образовательной программе в дошкольном детстве.
На основе проведенного изучения парциальных и комплексных программ дошкольного образования, таких, как «Наш дом Южный Урал» Е.С.Бабуновой, «Планета детства» разработанная под руководством Т.Н.Тарановой, «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Истоки» Л.А. Парамоновой, «Детство» В. И. Логиновой, «Радуга» Т. Н. Дороновой и др. обнаружилось, что недостаточно внимания уделяется проблеме приобщения детей дошкольного возраста к национальным ценностям посредством этнокультурного образования.
В работах Л.А. Парамоновой, М. А. Гутар подчеркивается, что «принадлежность маленького человека к человеческому роду, порождающая его универсальность, обеспечивает ему открытость к культуре». Развитие человеческого в ребенке сопровождается, по мнению И.С. Кона, В.С. Мухиной, процессом идентификации с одним или несколькими сообществами. Зачастую это приводит к недопониманию, нетерпимости, к неприятию того, что является иным. В конечном итоге это может привести к закрытости к проявлениям других культур [5; с. 6]. Г.Н. Волков рассматривает понятие этнопедагогика как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Он считает, что народ в наиболее чистом виде представляют дети. По его мнению, когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным, чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация [4].
Проанализировав содержание нормативно-правовых документов и педагогических исследований, мы пришли к выводу: целю этнокультурного образования является воспитание этнокультурной личности, способной к взаимному признанию национально-культурной идентичности, сохраняющей свою национальную культуру и индивидуальность, понимающей многомерность мира, признающей и организующей партнерство представителей различных культур. В связи с этим встает вопрос о формировании этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, под которой понимаем приобщение дошкольника к национальной культуре и овладение им знаниями об особенностях культуры своего народа, его культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций, которые способствуют формированию толерантности по отношению к людям других национальностей.
В современном мире смысл этнокультурной компетенции способствует сохранению существующих самобытных этнических групп и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе. Поддержание традиций в максимальной степени способствует формированию этнической идентичности. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые фрагментарные знания о той или иной культуре. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что каждому возрасту присуща своя особенная социальная ситуация, в которой отражается развитие ребенка, подростка, юноши, взрослого. Для социального развития дошкольника характерными являются те неповторимые своеобразные связи и отношения, которые складываются между ним и взрослым, прежде всего родителями, а потом - воспитателями и учителями [2; с. 304]. Следовательно, наиболее действенным фактором формирования этнической идентичности детей является их непосредственное социальное окружение (семья и детский сад).
Исследования показывают, что каждый народ в силу сложившихся исторических, социальных и географических условий выработал свою систему приобщения человека к общечеловеческим ценностям. Каждая такая система отражает мировоззренческие установки народа и образ его жизни и обеспечивает
формирование ориентировочной и практической основы для присвоения данных ценностей индивидуумом, то есть осознание образа-цели существования человека в мире (А.Ф. Лосев и др.) [6; с.8].
Учитывая все вышеизложенное, правомерно включить в содержание этнокультурной компетенции: изучение элементов культуры своего народа (народные обычаи, обряды, праздники, язык, народное творчество, искусство, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литературу) основные предметы быта (одежда, национальные блюда, орудия труда), условия жизни.
Современное дошкольное образование должно разумно сочетать, с одной стороны, воспитание национальной индинтичности, укоренения в сознании ребенка понятий, определяющих духовную жизнь нации (родина, семья, родной язык, народ, его история, вера, духовная культура этноса и др.). С другой стороны, дошкольное образование должно создать «благоприятные условия для включения человека в прошлое и настоящее мировой культуры на основе взаимодействия человека в системе «Я - социальная группа - общество - мировая цивилизация» в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур, открытой коммуникации» [3; с. 209].
Наше исследование подтверждает, что некоторые дети не знают, как воспринимать культурные различия, что также может стать причиной для возникновения неприятия других людей в процессе жизнедеятельности. В связи с этим детям с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразие культур может сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее. В целом дошкольное образование должно донести до сознания детей тот факт, что этнокультурное многоцветие было, есть и будет, и это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческой жизни.
Современный детский сад - многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети, которые в свою очередь являются представителями разных национальных культур. Чтобы дети не испытывали трудности при адаптации к новым культурным условиям нужно чтобы педагоги дошкольных
образовательных учреждений воспитывали в детях уважение, интерес, терпение, сопереживание к другим национальным культурам. Для приобщения к национальной культуре родного края необходимо использовать разнообразные методы и формы: беседы, встречи, рассказы, национальные праздники, посещение музеев и т.д.
В Чесменском районе для решения этой задачи используется инновационная технология - образовательное видео. Наш район многонационален. С 2008.г. в районе проводятся съемки серии фильмов «Национальности Чесменского района», в которых участвуют дети, педагоги, родители и жители поселков. Дети говорят на родном языке, поют национальные песни, взрослые в национальных костюмах рассказывают о предметах быта, характерные для своей национальности, о ремеслах и традициях своего народа, об особенностях кухни и традициях принятия пищи. Результат таких съемок БУО диск с серией фильмов, которые будут наглядным пособием для воспитателей при знакомстве детей с особенностями национальных культур. В диск «Национальности Чесменского района» входят следующие фильмы: «Казаки», «Казахи», «Мокшенята (Мордва)», «Татары», «Украина». Данные фильмы можно посмотреть на сайте: «http://solnyshko.rkc-74.ru». Такие фильмы одно из средств воспитания толерантности.
Таким образом, приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре формируются основы понимания культурного многообразия окружающего мира, культурных различий людей положительного отношения к людям другой национальности.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы модернизации дошкольного образования в Челябинской области: Сб. «Актуальные проблемы управления образованием в регионе» - Вып. I (29), [Текст] / Под ред. В.В. Садырина, Е.С. Комаровой. - Челябинск: ИИУ МЦ «Образование», 2004180с.
2. Божедонова А.П. Подготовка родителей к этнокультурному воспитанию детей в семье (на материале Республики Саха (Якутия) [Текст] / А.П. Божедонова // Современные гуманитарные исследования. — М.: Изд-во «Спутник плюс»,2005.
3. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.Н. Бережнова, И. Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] /Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
5. Кязимов К.Г. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда [Текст] / К.Г. Кязимиов. - М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2005 - 48 с.
6. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод. пособие [Текст] /Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая. - М.: Айрис-пресс, 2006.-240с.
Bibliography
1. Actual Problems of the Preschool Education Modernization in Chelyabinsk Area: Collected Articles. "Actual Problems of Education Management in the Region" - Iss. I (29), [Text] / V.V. Sadyrin, E.S. Komarova. - Chelyabinsk: Education, 2004-180 p.
2. Bozhedonova, A.P.Ttraining Parents for the Children’s Ethnocultural Education in the Family (On the material of the Sakha Republic (Yakutia) [Text] // Modern Humanitarian Reserches. - M.: "Sputnik Plus" Publishing House, 2005.
3. Berezhnova, L.N. Ethnopedagogics: Textbook for Higher School Students [Text]: / L.N. Berezhnova, I.L. Nabok, V.I. Shcheglov. - M.: "Academy" Publishing Centre, 2007. - 240 p.
4. Kyazimov, K.G. The Interaction of the Professional Training Institutions with Labour Market [Text] / K.G. Kyazimiov. - M.: Publishing Centre of SEI ISOM, 2005 - 48 p.
5. Miklyaeva, N.V. Educational Process Management at a Peschool Educational Institution with Ethnocultural (Russian) Educational Component: Teacher Edition [Text] /N.V. Miklyaeva, Yu.V. Miklyaeva, M.Yu. Novitskaya. - M.: Ayris-Press, 2006.-240 p.
6. Volkov, G.N. Ethnopedagogics: Textbook for Higher School Students [Text] / G.N. Volkov. - M.: "Academy" Publishing Centre, 1999. - 168 p.