Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / МОЛОДЫЕ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гедугошев Ратмир Русланович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность работы связывается с целесообразностью повышения эффективности профессиональной деятельности молодых сотрудников полиции, оказании им содействия в развитии важных профессиональных качеств. Социально ответственный сотрудник полиции вызывает доверие граждан, более успешно решает свои служебные задачи, учитывая в первую очередь интересы других людей, а не свои собственные. Поэтому возникает необходимость развития социальной ответственности у данной категории сотрудников правоохранительных органов, поиске педагогических условий, реализуемых в учреждениях повышения квалификации. Цель исследования заключается в определении и апробации педагогических условий развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации. Методология (материалы и методы). Методологическим базисом исследования выступает утверждение А. Адлера о социальном поведении личности, которое ориентированно на социальный интерес к людям, потребность в бескорыстной им помощи, вкладе в благополучие граждан. Такой социальный интерес необходимо развивать у представителей профессий, обеспечивающих безопасность и защиту людей своей страны. Результатами исследования выступают описанные и обоснованные с научной точки зрения педагогические условия развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции. Первое условие предполагает включение в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации специального модуля «Социальная ответственность сотрудников правоохранительных органов». Второе условие связывается с вовлечением молодых сотрудников полиции в разработку и реализацию просветительских мероприятий для детей и молодежи, направленных на профилактику правонарушений. Третье педагогическое условие направлено на изучение и анализ слушателями курсов повышения квалификации общественного мнения о деятельности сотрудников полиции. Данные условия получают апробацию в курсовой подготовке сотрудников полиции в Северо-Кавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. Научная новизна исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании новых педагогических решений, направленных на совершенствование морально-нравственной подготовки молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации. Практическая значимость заключается в апробации в процессе курсовой подготовки в институте повышения квалификации педагогических условий развития социальной ответственности молодых сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гедугошев Ратмир Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY AMONG YOUNG POLICE OFFICERS IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of the work is associated with the expediency of improving the effectiveness of professional activities of young police officers, assisting them in the development of important professional qualities. A socially responsible police officer inspires the trust of citizens; more successfully solves his service tasks, taking into account the interests of other people, rather than his own. Therefore, there is a need to develop social responsibility in this category of law enforcement officers, the search for pedagogical conditions implemented in the institutions of advanced training. The goal of the research is to identify and test the pedagogical conditions for the development of social responsibility among young police officers in the system of advanced training. Methodology (materials and methods). The methodological basis of the research is the statement of A. Adler about the social behavior of the individual, which is focused on the social interest in people, the need for disinterested assistance to them, contribution to the welfare of citizens. It is necessary to develop such social interest in representatives of professions providing safety and protection of people of their country. The results of the study are described and scientifically substantiated pedagogical conditions for the development of social responsibility in young police officers. The first condition involves the inclusion of a special module “Social Responsibility of Law Enforcement Officers” in additional advanced training programs. The second condition is associated with the involvement of young police officers in the development and implementation of educational activities for children and young people aimed at the prevention of offenses. The third pedagogical condition is aimed at the study and analysis of public opinion on the activities of police officers by the trainees of advanced training courses. These conditions are tested in the training of police officers in the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Scientific novelty of the research consists in the development and theoretical justification of new pedagogical solutions aimed at improving the moral training of young police officers in the system of advanced training. The practical significance lies in the approbation in the process of course training in the Institute of Advanced Training of pedagogical conditions for the development of social responsibility of young police officers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

Исследования молодых ученых

УДК 351.741+378.091.398

Педагогические условия развития

социальной ответственности у молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации

Р. Р. Гедугошев

https://orcid.org/ 0000-0002-0751-961X ratmir. gedogushev@bk.ru

Pedagogical conditions for the development of social responsibility among young police officers in the system of advanced training

R. R. Gedugoshev

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность работы связывается с целесообразностью повышения эффективности профессиональной деятельности молодых сотрудников полиции, оказании им содействия в развитии важных профессиональных качеств. Социально ответственный сотрудник полиции вызывает доверие граждан, более успешно решает свои служебные задачи, учитывая в первую очередь интересы других людей, а не свои собственные. Поэтому возникает необходимость развития социальной ответственности у данной категории сотрудников правоохранительных органов, поиске педагогических условий, реализуемых в учреждениях повышения квалификации.

Цель исследования заключается в определении и апробации педагогических условий развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации. Методология (материалы и методы). Методологическим базисом исследования выступает утверждение А. Адлера о социальном поведении личности, которое ориентированно на социальный интерес к людям, потребность в бескорыстной им помощи, вкладе

в благополучие граждан. Такой социальный интерес необходимо развивать у представителей профессий, обеспечивающих безопасность и защиту людей своей страны.

Результатами исследования выступают описанные и обоснованные с научной точки зрения педагогические условия развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции. Первое условие предполагает включение в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации специального модуля «Социальная ответственность сотрудников правоохранительных органов». Второе условие связывается с вовлечением молодых сотрудников полиции в разработку и реализацию просветительских мероприятий для детей и молодежи, направленных на профилактику правонарушений.

Третье педагогическое условие направлено на изучение и анализ слушателями курсов повышения квалификации общественного мнения о деятельности сотрудников полиции. Данные условия получают апробацию в курсовой подготовке сотрудников полиции в СевероКавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России.

Научная новизна исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании новых педагогических решений, направленных на совершенствование морально-нравственной подготовки молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации. Практическая значимость заключается в апробации в процессе курсовой подготовки в институте повышения квалификации педагогических условий развития социальной ответственности молодых сотрудников полиции.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of the work is associated with the expediency of improving the effectiveness of professional activities of young police officers, assisting them in the development of important professional qualities. A socially responsible police officer inspires the trust of citizens; more successfully solves his service tasks, taking into account the interests of other people, rather than his own. Therefore, there is a need to develop social responsibility in this category of law enforcement officers, the search for pedagogical conditions implemented in the institutions of advanced training.

The goal of the research is to identify and test the pedagogical conditions for the development of social responsibility among young police officers in the system of advanced training. Methodology (materials and methods). The methodological basis of the research is the statement of A. Adler about the social behavior of the individual, which is focused on the social interest in people, the need for disinterested assistance to them, contribution to the welfare of citizens. It is necessary to develop such social interest in representatives of professions providing safety and protection of people of their country.

The results of the study are described and scientifically substantiated pedagogical conditions for the development of social responsibility in young police officers. The first condition involves the inclusion of a special module "Social Responsibility of Law Enforcement Officers" in additional advanced training programs. The second condition is associated with the involvement of young police officers in the development and implementation of educational activities for children and young people aimed at the prevention of offenses. The third pedagogical condition is aimed at the study and analysis of public opinion on the activities of po-

ЧИППКР0

lice officers by the trainees of advanced training courses. These conditions are tested in the training of police officers in the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Scientific novelty of the research consists in the development and theoretical justification of new pedagogical solutions aimed at improving the moral training of young police officers in the system of advanced training. The practical significance lies in the approbation in the process of course training in the Institute of Advanced Training of pedagogical conditions for the development of social responsibility of young police officers.

Ключевые слова: педагогические условия, развитие социальной ответственности, молодые сотрудники полиции, система повышения квалификации, просветительские мероприятия, профилактическая работа, общественное мнение.

Keywords: pedagogical conditions, development of social responsibility, young police officers, advanced training system, educational activities, preventive work, public opinion.

Введение. Профессиональная деятельность сотрудников полиции всегда отличалась повышенным уровнем ответственности за безопасность граждан своего государства. Сегодня работники правоохранительной сферы находятся в зоне особой напряженности в силу нарастания внешних угроз в адрес нашей страны. Текущие обстоятельства сказываются на настроении и поведении населения, выступают триггерами к общим волнениям в массах, приводят к совершению правонарушений отдельными лицами. Даже специалисты со стажем не всегда могут оперативно среагировать на провокации граждан, факты проявления деморализации в обществе. Соответственно, и молодые сотрудники полиции в силу отсутствия профессионального опыта и решительности становятся более уязвимыми.

Однако если у сотрудников полиции сформировать на качественно высоком уровне социальную ответственность, то они будут более устойчивы к профессиональным перегрузкам, непоколебимы в стрессовых ситуациях, невосприимчивы к негативному информационно-психологическому воздействию. Поэтому од-

ним из актуальных направлений в осуществлении профессионального развития молодых сотрудников является развитие их социальной ответственности. Учитывая то обстоятельство, что данное качество личности не является врожденным, а формируется в течение всей жизни, может как прогрессировать, так и регрессировать, необходимо укреплять и развивать его в системе повышения квалификации. Для этого необходимо создать определенную стимулирующую среду, которая может быть образована посредством создания соответствующих педагогических условий.

Цель исследования - определение и апробация педагогических условий развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации.

Обзор литературы

О необходимости развития морально-нравственных качеств у представителей правоохранительных органов пишут многие исследователи. В их работах социальная ответственность рассматривается как основополагающая профессиональная характеристика личности, которая определяют оценку гражданами сотрудников ОВД. Как пишет В. Л. Цветков, «негативное восприятие сотрудника полиции гражданами в большей степени концентрируется на сфере правосознания и профессиональной ответственности, а не на других факторах (личностных, социальных), которые становятся второстепенными» [1, с. 23].

Поэтому Н. Р. Туравец, Д. А. Воронов рассматривают ответственность как одну из характеристик профессионально значимых личностных качеств будущих сотрудников полиции. Указывается, что социальная ответственность предполагает «не только знание нравственных норм и правил, способность человека заранее обдумывать и прогнозировать совершаемые действия и поступки, ... но и готовность к самоорганизации деятельности, готовность свободно брать на себя обязанности, которые предопределены профессиональными обязанностями будущего сотрудника полиции» [2, с. 4]. Сформированная социальная ответственность является одним из проявлений морального облика сотрудника правоохранительных органов.

Авторы выделяют различные виды ответственности, которые необходимы сотрудникам

правоохранительных органов: личная, профессиональная, социальная. Так, Д. А. Ануфриева исследует значимость личной ответственности, которая включает в себя когнитивные (осознание роли и сути ответственного отношения к делу), мотивационные (чувство долга и понимание значимости профессии полицейского) и эмоциональные (эмпатия) аспекты [3]. Мы полагаем, что личная ответственность выступает основанием для развития социальной ответственности. Она формируется еще в детском возрасте под влиянием социального окружения развивающегося человека. Такая ответственность важна для представителей многих профессий, особенно тех, от работы которых зависит безопасность граждан.

А. И. Кудрявцева утверждает, что ответственность сотрудника полиции может проявляться в двух направлениях: в отношении самого полицейского (за себя), в отношении других людей (за других) и в отношении, собственной профессиональной деятельности (за результаты и последствия работы) [4]. Вполне очевидно, что ответственный человек должен быть ответственен во всем. Он уважительно относится к своему здоровью, к другим людям и своей трудовой деятельности: ее содержанию, целям и результатам. В любые времена ответственные люди чтились как уважаемые, почитаемые, вызывающие общественное доверие. Сотрудники полиции, а ранее милиции, в советский период признавались гарантами безопасности общества. Однако в 90-е годы стала проявляться тенденция снижения имиджа сотрудников правоохранительных органов. Их стали все чаще обвинять в коррумпированности, превышении своих полномочий и даже участии в преступных сообществах.

В этой связи ученые рассматривают проблемы имиджа сотрудника полиции, указывая, что все большее значение в его повышении играют социальная ответственность, морально-психологическая составляющая деятельности. Отмечается необходимость создания условий по интериоризации ими профессиональных норм и ценностей [5].

Зарубежные ученые также пишут о важности развития социальной ответственности сотрудников полиции. Так, J. Gravelle, C. Rogers говорят о необходимости грамотного поведения сотрудников полиции с протестующими

людьми. Отмечается, что полиции необходимо заниматься позитивной медийной и имиджевой деятельностью, демонстрирующей положительный образ сотрудников [6]. Рассматриваются новые угрозы для современной личности и необходимость освоения полицейскими различными методами расследования киберпре-следований. Указывается, что их вмешательство в ответ на правонарушения должно быть корректным, так как жертвы преследования не обращаются к сотрудникам полиции из-за страха эскалации, чувства вины, самообвинения. Поэтому возникает необходимость развития корпоративной социальной ответственности [7]. Важно, чтобы не только отдельные сотрудники полиции, но и весь состав каждого подразделения органов внутренних дел демонстрировал единый командный дух, примеры социально ответственного профессионального поведения в разных ситуациях служебной деятельности.

Исходя из понимания учеными значимости развития социальной или в целом профессиональной ответственности сотрудников полиции, предлагаются интересные решения в этом направлении. Так, С. В. Малетин рассматривает процесс формирования профессиональной ответственности у будущих сотрудников полиции. Автор выделяет в нем четыре этапа: моти-вационный, теоретический, практический и преобразующий. На первом этапе происходит построение мотивов профессиональной ответственности. На втором этапе расширяются знания курсантов о сущности ответственности. Далее осуществляться овладение будущими сотрудниками полиции способами регулирования эмоциональных состояний и поведения, обеспечивающих такую ответственность. Затем развиваются специфические черты для творческого применения данного качества в типичных и нетипичных ситуациях служебной направленности [8]. В качестве базового условия называется гуманитарное пространство вуза.

С. Г. Никулин предлагает модель формирования социальной ответственности сотрудника ОВД в дополнительном профессиональном образовании. В ней выделяются теоретический, методологический, содержательно-технический и диагностический блоки, указаны принципы профессионального воспитания. Также интерес представляют организационно-педагогические

условия развития данного качества у сотрудников ОВД, включающие использование ресурсов наставничества, организацию межпредметной координации, разработку учебно-методического обеспечения развития социальной ответственности в ИПК [9, с. 193]. Итак, проведенный обзор научных исследований показал, что сотрудникам полиции, особенно начинающим свою профессиональную деятельность, требуется создание условий для развития их социальной ответственности.

Такой процесс должен проходить в несколько этапов и включать повышение их мотивации к саморазвитию, формирование знаний о социальной ответственности и содействие в изучении способов поведения, выражающих их сформированный моральный облик. Социальная ответственность может успешно совершенствоваться у молодых сотрудников полиции при условии грамотного руководства данным процессом со стороны специалистов, обладающих указанными качествами.

Методология (материалы и методы). Методологическим основанием данного исследования выступают положения А. Адлера о социальном поведении личности. Автор утверждает о необходимости развития социального интереса, который предполагает позитивную установку в отношении жизни и общества. Утверждается, что социальным интересом отличаются «смелые, уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире как дома, они могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей» [10, с. 8]. Иными словами, у молодых сотрудников полиции необходимо формировать потребность к оказанию помощи людям на бескорыстной основе, не только в условиях выполнения служебных задач, но и проявлять социальный интерес и ответственность в других ситуациях: житейских, бытовых. Интерес к людям, желание им помогать, а также готовность к преодолению трудностей характеризует психологически зрелую личность. У молодых сотрудников полиции социальная ответственность развивается под влиянием других лиц, в естественных или специально созданных условиях. Второй вариант является более управляемым, поэтому в системе повышения квалификации имеет смысл при совершенствовании профессиональных компетенций создавать условия для развития социальной ответ-

ственности у молодых сотрудников как показателя их психологической зрелости.

Результаты. Исходя из ранее высказанных положений, будет важным выделить педагогические условия развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции. Основным инструментом влияния на личность слушателя в системе повышения квалификации является образовательный процесс, реализуемые дополнительные профессиональные программы и применяемые при этом методы обучения. В этой связи педагогические условия должны гармонично вписываться в тот образовательный процесс, который реализуется в достаточно консервативной и регламентированной системе обучения сотрудников полиции. Нами выделены три таких педагогических условия: 1) включение в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации специального модуля «Социальная ответственность сотрудников правоохранительных органов»; 2) вовлечение молодых сотрудников полиции в разработку и реализацию просветительских мероприятий для детей и молодежи, направленных на профилактику правонарушений; 3) изучение и анализ слушателями курсов повышения квалификации общественного мнения о деятельности сотрудников полиции.

В качестве первого условия стоит назвать включение в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации специального модуля «Социальная ответственность сотрудников правоохранительных органов». Такой модель должен содержать в себе темы, посвященные деонтологической регуляции поведения сотрудников полиции. Причем принципы такого поведения не должны быть навязаны извне путем непрерывных указаний на профессиональное долженствование. Они должны быть сформированы благодаря сознательной интерио-ризации морально-нравственных ценностей у слушателей из числа молодых сотрудников полиции. В этой связи в процессе их повышения квалификации важно делать акцент на такие нравственные категории, как совесть, справедливость, верность долгу, но не напрямую, а опосредованно. Этому способствует применение различных активных методов обучения, например, анализ профессиональных ситуаций, в которых проявляются данные качества. Также опосредо-

ванное развитие таких качеств происходит путем просмотра и обсуждения видеороликов, в которых демонстрируются успешные практики высоконравственного поведения сотрудников полиции. Это могут быть фрагменты из кинофильмов, документальных фильмов, новостных сводок, видеозаписей, размещенных в сети Интернет. В последнем случае вполне очевидно, что нужно предварительно проверить достоверность информации в связи с большим количеством фей-ковых новостей. Поэтому имеет смысл обращаться к данным официального сайта МВД России, на котором в новостных лентах публикуются отчеты о раскрытиях особо важных преступлений, достижениях сотрудников полиции из разных регионов страны. Анализируя такие печатные или видеокейсы, истории из практики самих молодых сотрудников полиции и их коллег, уместно отмечать те качества, которые позволили благополучно разрешить ситуации, спасти граждан, защитить их здоровье, жизнь, имущество.

Причем важно использовать и технику «от обратного», предполагающую анализ реальных событий, информационных сводок, в которых освещаются непрофессиональные с точки зрения этики способы поведения сотрудников полиции. Молодым сотрудникам важно научиться критически оценивать поступки своих коллег, примерять на себя их модели взаимоотношений с населением. Таким образом, данный модуль может включать в себя вопросы, содержательно и организационно направленные на развитие морально-нравственных качеств (совесть, справедливость, верность долгу), обеспечивающих социальную ответственность молодых сотрудников полиции.

Вторым условием развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации укажем вовлечение их в разработку и реализацию просветительских мероприятий для детей и молодежи, направленных на профилактику правонарушений. Речь идет о том, что интериоризация нравственных ценностей осуществляется постепенно, путем активного их продвижения, формования не только у себя, но и у других. Проводя беседы с детьми разного возраста, имеющими предрасположенность к правонарушениям, молодые сотрудники невольно сами осваивают пропагандируемые ими ценности, нормы, правила поведения. Составляя планы индивидуальных или групповых бесед, подбирая для них соответствующие

материалы (презентации, игры, задания), молодые сотрудники интеллектуально и эмоционально вовлекаются в этот процесс и активизируют собственные нравственные проявления личности. Происходит понимание того, что от качества просветительской работы, убедительности приведенных ими аргументов для детской или молодежной аудитории может зависеть судьба некоторых детей и подростков, их будущее, нравственный выбор жизненной траектории. Темы профилактических бесед молодые сотрудники могут выбирать с учетом своей профессиональной деятельности, возрастной характеристики аудитории, контингента субъектов профилактики.

В результате такой подготовки и оценки эффективности бесед у молодых сотрудников полиции развивается социальная ответственность. Сталкиваясь в реальной ситуации с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, имеющими конфликт с законом, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, молодые сотрудники понимают, насколько важна не только карательная функции полиции, но и профилактическая, поддерживающая. Это приводит к тому, что они более осознанно относятся как к добропорядочным гражданам, так и к лицам, нарушившим закон, или находящимся на грани правонарушения.

Третье условие развития социальной ответственности у молодых сотрудников в системе повышения квалификации предполагает изучение общественного мнения о деятельности сотрудников полиции. Речь идет об ознакомлении с данными социальных опросов, которые показывают отношение к ним граждан или проведении молодыми сотрудниками самостоятельных исследований. Дело в том, что многие представители разных профессий не имеют целостного предоставления о ее роли в жизни общества, отношении к ним граждан как субъектам профессиональной деятельности. Либо такие представления очень субъективны, искажены определенными обстоятельствами, например демонстрацией в сети Интернет негативного образа сотрудника: равнодушного к людям, безответственного, коррумпированного, ориентированного на себя.

При реализации данного условия молодым сотрудникам важно показать различные инструменты изучения позиции населения. В первую очередь можно обращаться к данным Всероссий-

ского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), выступающего исследовательской организацией, которая составляет аналитические отчеты. Данная организация проводит изучение мнения людей по разным направлениям жизни общества: политика, экономика, культура, медиа, бизнес и др. В том числе проводятся опросы среди населения, направленные на выявление их восприятия образа сотрудников полиции, доверия-недоверия к ним. К примеру, исследование, проведенное в 2021 году, показывает, что «в ситуации пандемии уровень доверия к сотрудникам полиции вырос» [11]. Отмечается, что больше всего люди доверяют сотрудникам ДПС, а меньше всего - специалистам миграционной службы и подразделений по борьбе с наркотиками. На сайте данной организации приводится статистика, указывающая на особенности отношения граждан к сотрудникам полиции в конкретном регионе с учетом специфики их профессиональной деятельности. Изучая эти объективные данные, молодые сотрудники могут получить общее представление об отношении людей к представителям правоохранительной деятельности.

Также молодые сотрудники могут проводить самостоятельные исследования среди различных возрастных групп населения, выяснять, какие у граждан есть ожидания, с чем связанно недоверие к ним. Это может стать основанием для корректировки своей деятельности, обновления знаний, расширения компетенций, совершенствования морально-нравственных качеств, составляющих социальную ответственность. Опросы могут быть очными и онлайн, анонимными или с указанием авторства, массовыми или индивидуальными.

Итак, для развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации нами выделены и охарактеризованы три педагогических условия: включение в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации специального модуля «Социальная ответственность сотрудников правоохранительных органов»; вовлечение молодых сотрудников полиции в разработку просветительских мероприятий для детей и молодежи, направленных на профилактику правонарушений; изучение и анализ слушателями курсов повышения квалификации общественного мнения о деятельности сотрудников полиции.

ЧИППКРО

Обсуждение. Представленные педагогические условия выделены, исходя из анализа научной литературы по исследуемой проблеме и с учетом преподавательской деятельности автора статьи в учреждении дополнительного профессионального образования системы МВД России. Указанные условия в настоящее время проходят апробацию в курсовой подготовке сотрудников правоохранительных органов в Северо-Кавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД Российской Федерации. Предложенные педагогические условия могут найти применения в широкой практике дополнительного профессионального образования, в том числе в работе с кадровым составом молодых специалистов в подразделениях полиции.

По своему применению условия материально незатратны, не требуют существенного изменения традиционных подходов к повышению квалификации сотрудников правоохранительной системы. Вместе с тем их применение предполагает высокие рефлексивные умения у преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования, навыки осуществления ими исследовательской деятельности, готовность осуществлять подбор соответствующих дидактических материалов для работы с молодыми сотрудниками полиции.

Заключение. Молодые сотрудники полиции являются той категорией работников, на которую возлагаются большие надежды в формировании кадрового состава правоохранительных органов. Они обладают значительным потенциалом, но отличаются отсутствием профессионального опыта, незрелостью системы убеждений. Все это может привезти к нарушениям профессиональной этики, конфликтам с гражданами и низкой социальной ответственности. В этой связи имеет большое значение развитие социальной ответственности у молодых сотрудников полиции. Система повышения квалификации обладает внушительным ресурсом в этом направлении, однако требуется создание в ней специальных педагогических условий, способствующих развитию этого качества у данной категории слушателей.

Описанные условия предполагают включение в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации специально-

го модуля «Социальная ответственность сотрудников правоохранительных органов». Он интегрирует в себе содержательные и организационные аспекты развития исследуемого профессионального качества. Используя активные методы обучения (текстовые и видеокейсы, реальные истории проявления мужества и ответственности сотрудников полиции), осуществляется опосредованное воздействие на морально-нравственную сферу данной категории слушателей.

Второе условие предполагает вовлечение молодых сотрудников полиции в разработку и реализацию просветительских мероприятий для детей и молодежи, направленных на профилактику правонарушений. Оно обеспечивает наличие прямого контакта с различными категориями детей и молодежи, которые реально или потенциально могут нарушить закон. Способность использовать разные методы убеждения, понимание ответственности за будущее ребенка повышает моральную культуру молодых сотрудников полиции.

Третье условие предполагает изучение и анализ слушателями курсов повышения квалификации общественного мнения о деятельности сотрудников полиции. Его реализация обеспечивает формирование мотивации у указанных специалистов к улучшению мнения о данных представителях органов внутренних дел.

Указанные условия находятся на стадии апробации в учреждении повышения квалификации сотрудников полиции. Перспективы исследования видятся в анализе полученных результатов эмпирического исследования, выявляющего уровень социальной ответственности молодых сотрудников, участвующих в проверке педагогических условий, и их корректировку при необходимости.

Библиографический список:

1. Цветков, В. Л. Психология имиджа защиты: состояние и возможная положительная динамика / В. Л. Цветков, Д. А. Ануфриева. -Текст : непосредственный // Психопедагогика в болезнях органов. - 2018. - № 3 (74). -С.23-27.

2. Туравец, Н. Р. Ответственность как одна из характеристик профессионально значимых личностных качеств будущих сотрудников по-

лиции / Н. Р. Туравец, Д. А. Воронов. - Текст : непосредственный // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2012. - № 3 (22). -С. 142-147.

3. Ануфриева, Д. А. Личная ответственность в структуре личностных свойств сотрудников полиции с положительным имиджем / Д. А. Ануфриева. - Текст : непосредственный // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2021. - № 1. - С. 21-25.

4. Кудрявцева, А. И. Содержание понятия «Профессиональная ответственность офицера полиции» / А. И. Кудрявцева. - Текст : непосредственный // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2019. - № 2. - С. 33-46.

5. Пономарева, Н. В. Имидж российского полицейского и роль руководящего состава ОВД в формировании общественного мнения о полиции / Н. В. Пономарева, С. С. Никитина. -Текст : непосредственный // Формирование позитивного имиджа органов внутренних дел в деятельности подразделений информации и общественных связей : Материалы межведомственной научной конференции, Санкт-Петербург, 06 декабря 2017 года / составитель С. С. Никитина. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. -С.118-126.

6. Gravelle, J., Rogers, C. Policing public protests and corporate social responsibility //International Journal of Law, Crime and Justice, 2011, Vol. 39, No. 2, pp. 111-120.

7. Al-Khateeb, H. M. et al. Cyberstalking: Investigating formal intervention and the role of Corporate Social Responsibility. Telematics and Informatics, 2017, Vol. 34, No. 4, pp. 339-349.

8. Малетин, С. В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции в условиях гуманитарного образовательного пространства вуза / С. В. Малетин. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2014. - № 4 (59). -С.31-34.

9. Никулин, С. Г. Модель формирования социальной ответственности сотрудника ОВД в дополнительном профессиональном образовании / С. Г. Никулин. - Текст : непосредственный // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2021. - № 2 (111). - С. 189-195.

10. Адлер, А. Наука жить. - Киев : Port-Royal, 1997. - 256 с. - Текст : непосредственный.

11. ВЦИОМ НОВОСТИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: аналитический обзор «Российский полицейский - 2021». - URL: https: //wciom.ru/analytical -reviews/analitiche skii-obzor/rossiiskii-policeiskii-2021 (дата обращения: 21.10.2022).

References:

1. Tsvetkov, V. L., Anufrieva, D. A. Psychology of defense image: state and possible positive dynamics [Psihologiya imidzha zashchity: sos-toyanie i vozmozhnaya polozhitel'naya dinamika], Psychopedagogy in Organ Diseases, 2018, No. 3 (74), pp. 23-27.

2. Turavets, N. R., Voronov, D. A. Responsibility as one of the characteristics of professionally significant personal qualities of future police officers [Otvetstvennost' kak odna iz harakteristik pro-fessional'no znachimyh lichnostnyh kachestv bu-dushchih sotrudnikov policii], Bulletin of the Volgograd Academy of the Russian Interior Ministry, 2012, No. 3 (22), pp. 142-147.

3. Anufrieva, D. A. Personal responsibility in the structure of personal properties of police officers with a positive image [Lichnaya otvetstvennost' v strukture lichnostnyh svojstv sotrudnikov policii s polozhitel'nym imidzhem], Psychology and Pedagogy of service activity, 2021, No. 1, pp. 21-25.

4. Kudryavtseva, A. I. The content of the concept of "Professional responsibility of a police officer" [Soderzhanie ponyatiya "Professional'naya otvetstvennost' oficera policii"], PEM: Psychology. Educology. Medicine., 2019, No. 2, pp. 33-46.

5. Ponomareva, N. V., Nikitina, S. S. The image of the Russian police officer and the role of the Department of Internal Affairs senior staff in the formation of public opinion about the police [Im-idzh rossijskogo policejskogo i rol' rukovodyash-chego sostava OVD v formirovanii obshchestven-nogo mneniya o policii], Formation of a positive image of internal affairs officers in the activities of information and public relations units: Proceedings of an interagency scientific conference, Saint Petersburg, December 06, 2017, Saint Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 2017, pp.118-126.

6. Gravelle, J., Rogers, C. Policing public protests and corporate social responsibility, Interna-

tional Journal of Law, Crime and Justice, 2011, Vol. 39, No. 2, pp. 111-120.

7. Al-Khateeb, H. M. et al. Cyberstalking: Investigating formal intervention and the role of Corporate Social Responsibility, Telematics and Informatics, 2017, Vol. 34, No. 4, pp. 339-349.

8. Maletin, S. V. The formation ofprofessional responsibility of a police officer in the conditions of humanitarian educational space of the university [For-mirovanie professional'noj otvetstvennosti sotrudnika policii v usloviyah gumanitarnogo obrazovatel'nogo prostranstva vuza], Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2014, No. 4 (59), pp. 31-34.

9. Nikulin, S. G. Model of formation of social responsibility of internal affairs officer in addition-

al professional education [Model' formirovaniya social'noj otvetstvennosti sotrudnika OVD v dopolnitel'nom professional'nom obrazovanii], Bulletin of Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovlev, 2021, No. 2 (111), pp.189-195.

10. Adler, A. The science of living [Nauka zhit'], Kyiv: Port-Royal, 1997. 256 p.

11. News: analytical review: analytical review "Russian Policeman - 2021" [Novosti: analiticheskij obzor: analiticheskij obzor "Ros-sijskij policejskij - 2021"], Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiiskii-policeiskii-2021 (accessed date: 10/21/2022).

Образец для цитирования статьи:

Гедугошев, Р. Р. Педагогические условия развития социальной ответственности у молодых сотрудников полиции в системе повышения квалификации / Р. Р. Гедугошев. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 4 (53). -С.98-106.

Example for article citation:

Gedugoshev, R. R. Pedagogical conditions for the development of social responsibility among young police officers in the system of advanced training [Pedagogicheskie usloviya razvitiya social'noj otvetstvennosti u molody'x sotrudnikov policii v sisteme povy'sheniya kvalifikacii], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 4 (53), pp. 98-106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.