Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕННОСТЬ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИ НА РАЗВИТИЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ'

НАПРАВЛЕННОСТЬ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИ НА РАЗВИТИЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЯ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анимоков Ислам Каншоубиевич

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность статьи определяется высоким уровнем сложности и ответственности профессиональной деятельности сотрудников полиции. Соответственно, от качества повышения квалификации представителей правоохранительных органов зависит безопасность нашей страны. Обновление применяемых в образовании взрослых методов и средств связывается с личностно ориентированными технологиями. На данном основании выделяется цель, связанная с обеспечением направленности коуч-технологии на развитие успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции. Представлен обзор научных исследований, показывающих широкие возможности коучинга в системе повышении квалификации и психолого-педагогическом сопровождении сотрудников полиции в отечественной и зарубежной практике. Методология определяется положениями С. Кови о высокоэффективной личности, особенность которой заключается в непрерывном развитии на разных уровнях (интеллектуальном, социальном, физическом и духовном). В качестве методов исследования выступила коуч-техника «Колесо баланса». Проведенное эмпирическое исследование показывает средний уровень успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции, особенно начинающих и завершающих свою профессиональную карьеру. В качестве результатов исследования предлагаются коуч-методы: колесо баланса, интеллект-карта, GROW и декартовы вопросы. Представлена подробная характеристика предлагаемых методов с визуализацией. Описаны возможности их применения в системе повышения квалификации МВД России. Научная новизна заключается в обосновании комплексного применения коуч-технологии для решения проблемы развития успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции. Практическая значимость связывается с прикладным характером предлагаемых коуч-методов и возможностью их использования в системе повышения квалификации сотрудников полиции. Обсуждаются возможности и ограничения предлагаемой коуч-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анимоков Ислам Каншоубиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COACH TECHNOLOGY FOCUS ON DEVELOPING SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of the article is determined by the high level of complexity and responsibility of the professional activities of police officers. Accordingly, the security of our country depends on the quality of professional development of law enforcement officers. Updating of methods and means used in adult education is associated with personally-oriented technologies. On this basis, the goal associated with ensuring the orientation of the coaching technology on the development of the success of professional activities of police officers is highlighted. The review of scientific researches demonstrating wide possibilities of coaching in the system of professional development and psychological and pedagogical support of police officers in domestic and foreign practice is presented. The methodology is defined by S. Covey's provisions for a highly effective personality, whose peculiarity is continuous development at different levels (intellectual, social, physical and spiritual). The coach technique “Wheel of balance” was used as the research methods. The empirical study shows the average success rate of police officers, especially beginners and enders of their professional careers. Coach methods are offered as research results: balance wheel, intelligence card, GROWS and Cartesian questions. The detailed description of the proposed methods with visualization is presented. The possibilities of their application in the advanced training system of the Russian Ministry of Internal Affairs are described. The scientific novelty lies in the substantiation of the complex application of coaching technology to solve the problem of developing the success of professional activity of police officers. Practical importance is associated with the applied nature of the proposed coaching methods and the possibility of their use in the system of professional development of police officers. Opportunities and limitations of the proposed coaching technology are discussed.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕННОСТЬ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИ НА РАЗВИТИЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ»

Исследования молодых ученых

УДК 378.046.4+351.74

Направленность коуч-технологии на развитие успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции

И. К. Анимоков

https://orcid.org/0000-0002-9507-7240 [email protected]

Coach technology focus on developing successful professional activities of police officers

I. К Animokov

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность статьи определяется высоким уровнем сложности и ответственности профессиональной деятельности сотрудников полиции. Соответственно, от качества повышения квалификации представителей правоохранительных органов зависит безопасность нашей страны. Обновление применяемых в образовании взрослых методов и средств связывается с личностно ориентированными технологиями. На данном основании выделяется цель, связанная с обеспечением направленности коуч-технологии на развитие успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции.

Представлен обзор научных исследований, показывающих широкие возможности коучин-га в системе повышении квалификации и психолого-педагогическом сопровождении сотрудников полиции в отечественной и зарубежной практике. Методология определяется положениями С. Кови о высокоэффективной личности, особенность которой заключается в непрерывном развитии на разных уровнях (интеллектуальном, социальном, физическом и духовном). В качестве методов исследования выступила коуч-техника «Колесо баланса». Проведенное эмпирическое исследование пока-

зывает средний уровень успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции, особенно начинающих и завершающих свою профессиональную карьеру.

В качестве результатов исследования предлагаются коуч-методы: колесо баланса, интеллект-карта, GROW и декартовы вопросы. Представлена подробная характеристика предлагаемых методов с визуализацией. Описаны возможности их применения в системе повышения квалификации МВД России. Научная новизна заключается в обосновании комплексного применения коуч-технологии для решения проблемы развития успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции. Практическая значимость связывается с прикладным характером предлагаемых коуч-методов и возможностью их использования в системе повышения квалификации сотрудников полиции. Обсуждаются возможности и ограничения предлагаемой коуч-технологии.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The relevance of the article is determined by the high level of complexity and responsibility of the professional activities of police officers. Accordingly, the security of our country depends on the quality of professional development of law enforcement officers.

Updating of methods and means used in adult education is associated with personally-oriented technologies. On this basis, the goal associated with ensuring the orientation of the coaching technology on the development of the success of professional activities of police officers is highlighted.

The review of scientific researches demonstrating wide possibilities of coaching in the system of professional development and psychological and pedagogical support of police officers in domestic and foreign practice is presented.

The methodology is defined by S. Covey's provisions for a highly effective personality, whose peculiarity is continuous development at different levels (intellectual, social, physical and spiritual). The coach technique "Wheel of balance" was used as the research methods. The empirical study shows the average success rate of police officers, especially beginners and enders of their professional careers.

Coach methods are offered as research results: balance wheel, intelligence card, GROWS and Cartesian questions. The detailed description of the proposed methods with visualization is presented. The possibilities of their application in the advanced training system of the Russian Ministry of Internal Affairs are described. The scientific novelty lies in the substantiation of the complex application of coaching technology to solve the problem of developing the success of professional activity of police officers.

Practical importance is associated with the applied nature of the proposed coaching methods and the possibility of their use in the system of professional development of police officers. Opportunities and limitations of the proposed coaching technology are discussed.

Ключевые слова: коуч-технология, успешность профессиональной деятельности, сотрудники полиции, повышение квалификации, стрессоустойчивость, целеполагание, возможности.

Keywords: coach technology, successful professional activity, police officers, advanced training, stress resistance, goal setting, opportunities.

Введение. Сотрудники полиции выполняют важную миссию для граждан своей страны -они защищают их права, безопасность и жизнь. Представители правоохранительной сферы должны не только эффективно выполнять свои

обязанности в типичных событиях, но и оперативно реагировать на различные экстремальные ситуации. Работая с мирными гражданами, а также с криминальными структурами, полицейским необходимо выбирать разные стратегии коммуникации, обладать профессиональной внимательностью и интуицией. Соответственно для исполнения таких ответственных трудовых обязанностей сотрудник полиции должен быть высокопрофессиональным, а значит успешным.

Успешность профессиональной деятельности сотрудников полиции зависит от их профессионализма. Профессионализм деятельности сотрудника правоохранительной сферы, по мнению специалистов, определяется параметрами трудовой деятельности, социализацией, психическими свойствами, высоким интеллектом, познавательными способностями, эмоционально-волевой устойчивостью, организаторскими способностями и творческим подходом [1]. Профессионализм не является некой стабильной и статичной характеристикой, он неизменно развивается под влиянием различных условий. Такие условия могут возникать и действовать стихийно, в процессе осуществления трудовых функций, а могут совершенствоваться и целенаправленно. В качестве второго аспекта совершенствования профессионализма, влияющего на успешность профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной сферы, мы рассматриваем их повышение квалификации. Причем такое повышение квалификации должно отличаться от системы высшего профессионального образования не только содержательными, но и организационными аспектами. Поэтому имеет смысл обратиться к современным подходам в повышении квалификации сотрудников полиции, для того чтобы развивать как отдельные знания и навыки, так и личностные качества, позволяющие быть профессионально успешным сотруднику полиции.

Цель исследования. Для развития успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции мы полагаем преподавателям системы повышения квалификации системы МВД России необходимо использовать лич-ностно ориентированные технологии, одной из которых может являться коуч-технология. Цель статьи соответственно заключается в описании направленности коуч-технологии на развитие

успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции

Обзор литературы. Вопросы совершенствования профессиональных компетенций взрослых обучающихся сегодня активно обсуждаются в научном сообществе. Описывая особенности повышении квалификации сотрудников полиции, ученые все чаще говорят о необходимости корректировки содержания и форм проведения занятий. Сокращение традиционных лекций вызывает необходимость компенсировать их деятельностным технологиями: деловая игра, тренинги, кейс-методы, дистанционные технологии и пр. [2].

Н. А. Манджиева отмечает целесообразность совершенствования технологий, применяемых в повышении квалификации. Это важно не только для профессионализации, но и социализации личности. Ею предлагается для этого ситуативно-средовой подход, максимально приближающий слушателей к реальным ситуациям. В профессионализации выделяются при этом три сменяющих друг друга контекста: интеллектуальный, деятельностный и авторский. А в социализации - диалогический, этический и социальный [3]. То, что в повышении квалификации сотрудников полиции делается акцент не только на физическую, интеллектуальную, но и социальную сферы, является очень важным. Именно такие подходы, на наш взгляд, и создают полные основания для обеспечения успешности их профессиональной деятельности.

И. В. Ратова пишет, что наиболее эффективной технологией в повышении квалификации системы МВД России, позволяющей достигать максимального результата в обучении, является коучинг. Ею подчеркивается, что концепция коучинга максимально соответствует основам современного образования, направленного на раскрытие личностного потенциала специалиста. Коучинг близок к целеполаганию, он ориентирует каждого человека на обдумывание и взвешенное принятие решений [4].

Л. Е. Киселева описывала развитие лидерских качеств руководителей органов внутренних дел в системе повышения квалификации, предлагая для этого программу «Лидер». В качестве инструментов реализации программы называлась интегрирования технология, включающая психодиагностические методы, соци-

ально-психологический тренинг и индивидуальный коучинг [5]. Таким образом, коуч-технология может реализовываться как в групповом, так и индивидуальном формате. И. Е. Бобкова пишет о необходимости осуществления компетентного психологического консультирования руководителей подразделений территориальных ОВД, включая в этот процесс элементы коучинга. Ею подчеркиваются преимущества коучинга в консультировании представителей ОВД: изменение элементов поведения, преодоление проблем и сложностей, принятие управленческих решений, личностный и профессиональный рост, развитие самоконтроля [6].

В данном направлении размышляет и Л. Ю. Тюнис, отмечая особенности психологического консультирования руководителей органов внутренних дел. При этом ученый называет специфику такого консультирования, с учетом характерных проявлений представителей системы МВД России. В частности, говорится о том, что есть ряд затруднений в осуществлении психологического сопровождения руководителей ОВД. Они связаны с: а) несфор-мированностью запроса со стороны руководителей ОВД к ведомственному психологу; б) отрицанием психологических проблем у представителей ОВД; в) стремлением переложить ответственность на специалистов или объяснение собственных профессиональных неудач внешними причинами [7]. Поэтому и предлагается использовать коучинг в работе ведомственных структур для содействия сотрудникам полиции в реализации жизненных и профессиональных целей.

Значимость использования коуч-технологий для успешности профессионально деятельности офицеров полиции подчеркивается и нашими зарубежными коллегами. К С Lumb, К Breazeale пишут, что стрессогенный характер профессии приводит к подверженности сотрудников полиции апатии, выгоранию, цинизму, склонности к потреблению психоактивных веществ, проблемам со здоровьем, личностным нарушениям и социальным трудностям. В результате умалчивания нарастающих проблем сотрудники полиции не справляются с нарастающим стрессом и могут причинить вред себе и другим, то есть сами стать источником правонарушений [8]. Поэтому учеными предлагается обучать супер-

визоров по распознаванию проблемного поведения, применению методов упреждающего воздействия с использованием моделей коучин-га и консультирования в работе с пострадавшими офицерами.

B. N. Nwokeoma, M. O. Ede, N. Nwosu изучали эмоциональное состояние сотрудников полиции Нигерии. Они также выяснили большое количество стрессогенов (жестокость, убийства, автомобильные аварии, взрывы нефти, бомб, наводнения и т. п.), которые приводят к депрессиям, суицидальным мыслям, снижению иммунитета у представителей правоохранительной сферы. Ими делается вывод о значимости применения рационального эмоционального коучинга по вопросам профессионального здоровья сотрудников полиции Нигерии. Одиннадцать сессий в рамках коуч-подхода, проведенные с данными респондентами, включали освоение стратегий поведения в стрессовых ситуациях (бытовых и профессиональных), работу с убеждениями, освоением альтернативных моделей поведения [9]. Данными специалистами также делается вывод об эффективности проведенных мероприятий и их необходимости в профилактике стресса.

J. Passmore и С Townsend описывали роль коучинга в обучении полицейских водителей Великобритании. Результаты их обучения по пятидневной программе в тренинге по коучин-гу показали, что коучинг способствует повышению осведомленности водителей полиции, развитию внимательности, гибкости поведения и снижению рискованного поведения водителей [10]. Итак, проведенные исследования в области повышения компетентности и профессиональной подготовки сотрудников полиции показывают необходимость применения новых технологий.

Они должны быть направлены не только на развитие профессиональных знаний, но и на повышение личностной эффективности, все это способствует развитию успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции. Отечественные и зарубежные исследователи признают важность коуч-технологий, направленных на успешность профессиональной деятельности представителей правоохранительной сферы.

Методология (материалы и методы). Методологической основой исследования высту-

пает положение С. Кови о высокоэффективной личности. Согласно его утверждениям, всех высокоэффективных успешных людей объединяют такие навыки, как проактивность, целеустремленность, умение работать в команде, а также развитие на всех уровнях: интеллектуальном, социальном, физическом и духовном [11]. Мы полагаем, что успешность профессиональной деятельности сотрудников полиции будет определяться их развитием в профессиональной и личностной сфере, общении и физическом плане.

В качестве методов исследования применялась коуч-техника «Колесо баланса». Исследование проводилось на базе Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. В нем приняли участие сотрудники полиции, повышающие свою квалификацию в 2020 году. Респондентами выступили 56 сотрудников полиции, имеющие разный стаж работы, что позволило нам выделить три возрастные группы.

Для диагностики профессиональной успешности сотрудников полиции применялась одна из коучинговых техник «Колесо коучинга» (колесо баланса).

Данное колесо представляет собой круг, разделенный на 8 секторов по сферам жизни (работа, семья, друзья, профессиональный рост, личностное развитие, здоровье, хобби, коммуникация).

Каждый сектор оценивается по 10-балльной шкале, где 10 баллов представляют максимальную степень успешности личности в определенном секторе.

Используя эту основу, испытуемому необходимо оценить собственную реализованность (удовлетворенность, успешность) в конкретном сегменте (работа, семья, здоровье и т. п.) [12]. Чем выше балл, тем более реализован человек (рис. 1). Сбалансированным считается результат, согласно которому баллы стремятся к максимальному и практически одинаковы в каждом секторе, что позволяет нарисовать гармоничный круг. Нами подсчитывались баллы отдельно по четырем секторам: работа, коммуникация, профессиональный и личностный рост и здоровье. Мы считаем, что профессиональная успешность определяется удовлетворенностью работой, возможностью профессионального развития, успешной коммуникацией и хорошим

Рис. 1. Диагностическая коучинговая техника «Колесо баланса»

Таблица 1

Данные по профессиональной и жизненной успешности

№ Стаж работы Ср. балл по проф. успешности / уровень Ср. балл по жизненной успешности / уровень

1. Молодые сотрудники полиции (стаж до 3 лет) 5,8/ср. 6,4 / в. ср.

2. Сотрудники среднего возраста (стаж 3-10 лет) 6,5/ср. 7,2 / в. ср.

3. Опытные сотрудники полиции (стаж свыше 10 лет) 5,3/ср. 6,9 / в. ср.

Средний балл 5,9/ср. 6,8 / в. ср.

физическим самочувствием. Также считался средний балл по всем восьми секторам «Колеса баланса», которые в целом образую более широкое явление - «жизненную успешность». Мы разделили 10 баллов на 5 уровней, каждый из которых находился в границах 2 баллов. Соответственно низкий уровень включал себя 0-2 балла, а высокий - 8-10 баллов. Остальные уровни находились в соответствующих пределах (2,1-4; 4,1-6; 6,1-8). Результаты представлены в таблице 1.

Можно обнаружить, что профессиональная успешность в целом находится у всех возрастных категорий сотрудников полиции на среднем уровне, однако сотрудники среднего возраста показывают более высокие результаты. Это связывается, скорее всего, с тем, что именно профессиональная деятельность является ведущей в этом возрасте согласно положениям

возрастной психологии. У данной категории специалистов имеется уже определенный опыт, но нет еще выраженного выгорания. Соответственно они чувствуют себя более успешно по сравнению со своими молодыми коллегами и более возрастными сотрудниками системы ОВД. Если рассмотреть в широком плане жизненную успешность, которая включает в себя и другие параметры (см. рис. 1), то она у респондентов представлена гораздо лучше. У всех сотрудников полиции обнаруживается уровень выше среднего, однако лучшие результаты также показаны сотрудниками полиции со стажем от 3до 10 лет работы. Поэтому можно сказать, что как молодые специалисты, так и сотрудники со стажем более 10 лет, нуждаются в оказании некого направляющего психолого-педагогического воздействия при прохождении ими повышения квалификации. Одним из ин-

струментов как диагностики, так и личностно-профессионального развития выступают коуч-технологии.

Результаты и их описание. В рамках научного обзора нами было приведено обоснование применения коуч-технологий в работе с сотрудниками полиции. Ученые утверждают, что коуч-технология способствуют развитию стрессоустойчивости, лидерских качеств, принятию профессиональных и жизненных решений. По сути, все это и влияет на успешность профессиональной деятельности сотрудников полиции. Раскроем методы коуч-технологии, которые могут быть применены в повышении квалификации системы МВД России.

Определяя первый метод, хотелось бы еще раз подчеркнуть возможности метода «Колесо баланса». Он может применяться в качестве диагностического и прогностического инструмента. Возможности его диагностических свойств описаны нами ранее, далее раскроем этот инструмент в аспекте его целеустановоч-ных и прогностических свойств. Выявив на первом этапе реальное состояние дел (свою удовлетворенность в различных профессиональных и жизненных аспектах), сотрудники полиции могут составить некий план или программу саморазвития по тем секторам, в которых наблюдается наибольшее западание. Имеет смысл начать с некой краткосрочной перспективы, допустим плана дел по улучшению ситуации в течение месяца.

Например, выявив у себя недостаточный уровень по аспекту «здоровье», сотрудник полиции может спланировать мероприятия по улучшению своего физического состояния. Это может быть повышение физической активности, сбалансированное питание, полноценный отдых. Желательно, чтобы составленный план на месяц был предельно конкретным и исполнимым. Это позволит избежать прокрастинации и позволит постепенно идти к намеченной цели. Данное колесо рекомендуется делать раз в месяц и отслеживать динамику своего развития по каждому сектору.

Следующий метод, который уместно использовать для развития профессиональной успешности - GROW. Данный метод включает в себя: определение цели (Goal), осознание реальности (Reali), поиск возможностей (Options) и принятие решений (Will) [12]. Преподаватель-коуч

помогает своему подопечному (в данном случае сотруднику полиции) спланировать цели своего профессионального развития, определить текущую ситуацию, активизировать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели и составить некий алгоритм. Важно, чтобы слушатели осознавали значимость правильной формулировки цели. Она должна быть конкретной, гуманной, осознаваемой, осязаемой, измеримой. Также большое значение имеет умение находить скрытые возможности в достижении целей. Большинство людей боятся мечтать, потому что не видят никаких возможностей для исполнения своих желаний. В этом плане имеет смысл рассмотреть еще один вариант для визуализации своих ресурсов или возможностей. Речь идет об использовании интеллект-карты.

Итак, в качестве еще одного метода в коуч-технологии выделим «интеллект-карту». Это вариант визуализации по любой теме, в которой важно систематизировать имеющуюся информацию. В ней в качестве центрального понятия может быть обозначено слово «возможности/ресурсы/потенциал». Отходящими линиями будут сферы, в которых смогут проявиться эти возможности, а каждая сфера в дальнейшем конкретизируется до определенных проявлений личности. На рисунке 2 представлен некий обобщенный пример, который может быть уточнен конкретным специалистом.

Как известно, интеллект-карта должна быть цветной с определенными рисунками, пиктограммами и множественными ответвлениями. Поэтому данный рисунок можно обозначить лишь как некий фрагмент самого описываемого инструмента. Также укажем в качестве примера еще один коуч-метод «Декартовы вопросы».

Данный метод позволяет осознать массу альтернатив при анализе целей, последствия их достижения и недостижения. Большинство людей не достигают своих целей, потому что не знают, чего хотят, или же ставят цели, навязанные им другими.

В результате чего процесс достижения цели затягивается, либо же достигнув желаемого человек, не получает должного удовольствия. Бывает даже, наоборот, достигнув того, к чему человек долго шел, он испытывает глубокое разочарование. И в дальнейшем не пытается к чему-то стремиться.

Рис. 2. Фрагмент интеллект-карты на тему «Мои возможности»

Рис. 3. Декартовы вопросы

Чтобы избежать подобных ситуаций, имеет смысл на первом этапе постановки целей задать себе ряд вопросов (рис. 3).

Данные вопросы способствуют многовариативному подходу и могут быть применимы практически к любой ситуации.

Представленные методы являются лишь некоторыми инструментами, которые входят в более сложную технологию коучинга. В повышении квалификации сотрудников полиции коучинг может применяться для анализа возможных перспектив своего развития в различных аспектах жизни и профессии. Это особенно необходимо для молодых специалистов, начинающих свой профессиональный путь и неуверенно двигающихся вперед. Также это важно для сотрудников полиции со стажем, которые имеют определенный уровень выгорания и профессиональных деформаций.

Обсуждение. Итак, коуч-технология выступает одним из мощных инструментов для многостороннего развития личности. Эта универсальная технология может применяться к представителям любых профессии, для решения разных профессиональных задач. Учитывая высокую стрессогенность правоохранительной сферы, ее специалистам важно научиться рефлектировать свое состояние и планировать шаги по дальнейшему саморазвитию. Применение коуч-технологии в повышении квалификации сотрудников полиции будет способствовать успешности профессиональной деятельности, которая включает в себя множество аспектов: профессиональное развитие, здоровье, коммуникацию и общую удовлетворенность трудом. При всей эффективности данной технологии она имеет и определенные ограничения. Среди них стоит назвать необходимость овладения преподавателем базовыми психологическими знаниями. Это важно для профилактики конфликтных ситуаций, в которых сотрудники полиции могут снимать с себя ответственность и перекладывать ее на других при планировании своей профессиональной деятельности. Однако данное ограничение не фундаментально и может быть легко преодолимо в силу многообразия существующих обучающих мероприятий с коуч-техниками.

Заключение. Повышение квалификации сотрудников полиции требует обновления используемых технологий. Это необходимо для

повышения качества осуществляемой ими деятельности по защите прав и безопасности граждан своей страны.

Поэтому применение коуч-технологий как одного из инструментов повышения личностной и профессиональной эффективности позволяет значительно обогатить профессиональное обучение представителей правоохранительной сферы. На это указывают исследования отечественных и зарубежных ученых, отмечающих возможности коуч-технологий в развитии устойчивости сотрудников полиции к стрессам, совершенствования лидерских качеств и других характеристик.

Коуч-технологии обладают как диагностическими, так и целеустановочными эффектами. Проведя исследование эффективности в профессиональной деятельности у сотрудников полиции, мы выявили средний уровень их профессиональной успешности. Это явилось основанием для описания методов коуч-технологии, имеющих возможности широкого применения в повышении квалификации сотрудников полиции. В их использовании есть некоторые ограничения, которые могут быть легко преодолимы. Данные выводы указывают на направленность коуч-техологии в развитии успешности профессиональной деятельности сотрудников полиции.

Библиографический список:

1. Егорычев, С. П. Особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников МВД России / С. П. Егорычев. - Текст : непосредственный // Социология власти. - 2010. - № 7.

2. Маюров, Н. П. Применение интерактивных образовательных технологий в процессе повышения квалификации и переподготовки сотрудников полиции / Н. П. Маюров, Т. А. Трофимова. - Текст : непосредственный // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2012. - № 2. - С. 227-230.

3. Манджиева, Н. А. Совершенствование форм и методов обучения сотрудников полиции / Н. А. Манджиева. - Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2015. - № 2. - С. 184-187.

4. Ратова, И. В. Тренинговая технология (коучинг) в деятельности преподавателя дополнительного профессионального образования /

И. В. Ратова. - Текст : непосредственный // Вестник ВИПКМВД России. Педагогика и психология в органах внутренних дел. - 2014. -№ 3 (31). - С. 57-59.

5. Киселева, Л. Е. Лидерский статус руководителя горрайорганов внутренних дел в коллективе и методы его диагностики / Л. Е. Киселева, М. И. Марьин. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - № 3 (42).

6. Бобкова, И. Е. Особенности психологического консультирования руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел / И. Е. Бобкова. - Текст : непосредственный // Прикладная юридическая психология. - 2012.- № 3.- С. 121-129.

7. Тюнис, Л. Ю. Психологическое консультирование в процессе сопровождения профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел / Л. Ю. Тюнис. -Текст : непосредственный // Психология. Исто-рико-критические обзоры и современные исследования. - 2016. - № 3. - С. 38-48.

8. Lumb, R. C., Breazeale, R. Police Officer Attitudes and Community Policing Implementation: Developing Strategies for Durable Organizational Change. Policing and Society, 2002, 13:1, pp. 91-106.

9. Nwokeoma, B. N., Ede, M. O., Nwosu, N. et al. Impact of rational emotive occupational health coaching on work-related stress management among staff of Nigeria police force. Medicine, 2019, vol. 98, p. 37.

10. Passmore, J., Townsend, C. The role of coaching in police driver training: An IPA study of coaching in a blue light environment: Policing: An International Journal, 2012, No. 35:4, pp. 785-800.

11. Кови, С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей / С. Р. Кови - Москва : ООО «Альпина Паблишер», 2017. - 530 с. - Текст : непосредственный.

12. Бурыкин, Е. С. Специфика методов применения коучинга / Е. С. Бурыкин. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2018. - № 2 (25). -С. 83-89.

13. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности / пер. с англ. - Москва : Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - 168 с. - Текст : непосредственный.

References:

1. Egorychev, S. P. Peculiarities of professional activity motivation of the Russian Interior Ministry staff [Osobennosti motivacii professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov MVD Rossii], Sociology of power, 2010, No. 7.

2. Mayurov, N. P., Trofimova, T. A. Application of interactive educational technologies in the process of professional development and retraining of police officers [Primenenie interaktivnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v processe povysheni-ya kvalifikacii i perepodgotovki sotrudnikov policii], Gaps in Russian legislation, Legal Journal, 2012, No. 2, pp. 227-230.

3. Manzhieva, N. A. Improvement of forms and methods of police training [Sovershenstvovanie form i metodov obucheniya sotrudnikov policii], Humanities, socio-economic and social sciences, 2015, No. 2, pp. 184-187.

4. Ratova, I. V. Training technology (coaching) in the activity of a teacher of additional professional education [Treningovaya tekhnologiya (kouching) v deyatel'nosti prepodavatelya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya], Bulletin of The ministry of internal affairs of the Russian federation. Pedagogy and psychology in internal affairs bodies, 2014, No. 3 (31), pp. 57-59.

5. Kiseleva, L. E., Maryin, M. I. Leadership status of the head of the municipal agencies of internal affairs in the team and methods of its diagnostics [Liderskij status rukovoditelya gorrajor-ganov vnutrennih del v kollektive i metody ego diagnostiki], Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2010, No. 3 (42).

6. Bobkova, I. E. Peculiarities of psychological consulting of heads of departments of territorial bodies of internal affairs [Osobennosti psiholog-icheskogo konsul'tirovaniya rukovoditelej po-drazdelenij territorial'nyh organov vnutrennih del], Applied legal psychology, 2012, No. 3, pp.121-129.

7. Tyunis, L. Yu. Psychological consulting in the process of support ofprofessional and personal development of heads of internal affairs bodies [Psihologicheskoe konsul'tirovanie v processe so-provozhdeniya professional'no-lichnostnogo razvitiya rukovoditelej organov vnutrennih del], Psychology. Historical and critical reviews and contemporary research, 2016, No. 3, pp. 38-48.

8. Lumb, R. C., Breazeale, R. Police officer attitudes and community policing implementation:

developing strategies for durable organizational change. Policing and Society, 2002, No. 13:1, pp.91-106.

9. Nwokeoma, B. N., Ede, M. O., Nwosu, N. et al. Impact of rational emotive occupational health coaching on work-related stress management among staff of Nigeria police force. Medicine, 2019, vol. 98, p. 37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Passmore, J., Townsend, C. The role of coaching in police driver training: An IPA study of coaching in a blue light environment: Policing: An International Journal, 2012, No. 35:4, pp. 785-800.

11. Covey, S. R. Seven skills of the highly effective people [Sem' navykov vysokoeffektivnyh lyudej], 2017. 530 p.

12. Burykin, E. S. Specifics of the coaching application methods [Specifika metodov primeneniya kouchinga], Bulletin of Moscow Witty University, Series 1: Economics and management, 2018, No. 2 (25), pp. 83-89.

13. Whitmore, J. Coaching For Performance [Kouching vysokoj effektivnosti], Moscow: International Academy of Corporate Governance and Business, 2005. 168 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.