Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ВУЗЫ МВД РОССИИ / МОЛОДЫЕ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ / НАСТАВНИЧЕСТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ADVANCED TRAINING / UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / YOUNG POLICE OFFICERS / CONFIDENT BEHAVIOR / ACTIVE METHODS OF EDUCATION / ASSERTIVENESS TRAINING / MENTORING / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бештоев Рустам Олегович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Спокойствие и безопасность граждан в значительной степени зависят от компетентности правоохранительных органов их защищающих. При этом молодые сотрудники полиции в редких случаях отличаются высоким профессионализмом в силу недостаточности опыта. Это провоцирует у них неуверенное поведение и снижет удовлетворенность профессиональной деятельностью. Цель исследования заключается в описании активных методов обучения, способствующих формированию уверенного поведения у молодых сотрудников полиции. Методология (материалы и методы). В качестве методологического подхода выступает положение Э. Ф. Зеера о профессиональных кризисах на каждом из этапов профессионального становления. Молодые специалисты могут переживать два кризиса: кризис профессиональных экспектаций и кризис профессионального роста, снижающих удовлетворенность трудом. С целью успешного прохождения данных кризисов важно на курсах повышения квалификации сотрудников полиции уделять особое внимание формированию уверенного поведения у молодых специалистов. Для исследования удовлетворенности профессиональной деятельностью и уверенностью в себе применялась методика Н. П. Фетискина и тест Райдаса. Было выявлено, что молодые сотрудники полиции в меньшей степени удовлетворены своим трудом и демонстрируют менее уверенное поведение. Обзор научных исследований ученых отечественной и зарубежной науки показал необходимость развития личностных качеств у молодых сотрудников полиции, консервативность системы повышения квалификации системы МВД России и необходимость ее обновления активными методами обучения. Результаты. Обоснованы и раскрыты три активных метода, которые имеют высокий потенциал в формировании уверенного поведения у молодых сотрудников полиции. К ним относятся: тренинг ассертивности, технология наставничества и виртуальное взаимодействие в цифровом формате, в частности, в социальных сетях и на форумах. Данные решения отличаются научной новизной и практической значимостью, способствующими обогащению теоретических и практических аспектов повышения квалификации в системе МВД России. Преимущества предложенных решений заключаются в их относительной экономичности, но необходимости психологической компетентности преподавателей и ориентации слушателей на соблюдение этических принципов профессиональной коммуникации, особенно в цифровом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бештоев Рустам Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CONFIDENT BEHAVIOR AMONG YOUNG POLICE OFFICERS USING ACTIVE TRAINING METHODS

The research problem and the rationale for its relevance. The peace and security of citizens depends to a large extent on the competence of law enforcement agencies that protect them. However, young police officers are rarely highly professional due to lack of experience. This leads them to behave in a precarious way and reduces their satisfaction with their professional activities. The goal of research is to describe active training methods that promote confident behavior among young police officers. Methodology. The methodological approach is the position of E. F. Zeer about professional crises at each of the stages of professional formation. Young specialists may experience two crises: a crisis of professional expositions and a crisis of professional growth, which reduces job satisfaction. In order to pass these crises successfully, it is important to pay special attention to the formation of confident behavior of young professionals at the courses of professional development of police officers. N. P. Fetiskin's methodology and Rathus's test were used to study professional satisfaction and self-confidence. Young police officers were found to be less satisfied with their work and exhibit less confident behavior. The review of scientific researches of scientists of domestic and foreign science showed the necessity of development of personal qualities of young police officers, conservatism of the system of professional development of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the necessity of its renewal by active methods of training. Results. Three active methods that have a high potential for developing confident behavior among young police officers were substantiated and disclosed. These are: assertiveness training, mentoring technology and virtual interaction in digital format, particularly in social networks and forums. These solutions are distinguished by their scientific novelty and practical importance, contributing to the enrichment of theoretical and practical aspects of professional development in the system of the Russian Interior Ministry. The advantages of the proposed solutions are in their relative cost-effectiveness, but the need for psychological competence of teachers and orientation of students to adhere to ethical principles of professional communication, especially in the digital space.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

Исследования молодых ученых

УДК 378.046.4+316.6

Формирование уверенного поведения у молодых сотрудников полиции с применением активных методов обучения

Р. О. Бештоев

https://orcid.org/ 0000-0001-8512-2952 [email protected]

Formation of confident behavior among young police officers using active training methods

R. O. Bestoev

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Спокойствие и безопасность граждан в значительной степени зависят от компетентности правоохранительных органов их защищающих. При этом молодые сотрудники полиции в редких случаях отличаются высоким профессионализмом в силу недостаточности опыта. Это провоцирует у них неуверенное поведение и снижет удовлетворенность профессиональной деятельностью. Цель исследования заключается в описании активных методов обучения, способствующих формированию уверенного поведения у молодых сотрудников полиции. Методология (материалы и методы). В качестве методологического подхода выступает положение Э. Ф. Зеера о профессиональных кризисах на каждом из этапов профессионального становления. Молодые специалисты могут переживать два кризиса: кризис профессиональных экспектаций и кризис профессионального роста, снижающих удовлетворенность трудом. С целью успешного прохождения данных кризисов важно на курсах повышения квалификации сотрудников полиции уделять особое внимание формированию уверенного поведения у молодых специалистов. Для исследования удовлетворенности профес-

сиональной деятельностью и уверенностью в себе применялась методика Н. П. Фетискина и тест Райдаса. Было выявлено, что молодые сотрудники полиции в меньшей степени удовлетворены своим трудом и демонстрируют менее уверенное поведение. Обзор научных исследований ученых отечественной и зарубежной науки показал необходимость развития личностных качеств у молодых сотрудников полиции, консервативность системы повышения квалификации системы МВД России и необходимость ее обновления активными методами обучения. Результаты. Обоснованы и раскрыты три активных метода, которые имеют высокий потенциал в формировании уверенного поведения у молодых сотрудников полиции. К ним относятся: тренинг ассертив-ности, технология наставничества и виртуальное взаимодействие в цифровом формате, в частности, в социальных сетях и на форумах. Данные решения отличаются научной новизной и практической значимостью, способствующими обогащению теоретических и практических аспектов повышения квалификации в системе МВД России. Преимущества предложенных решений заключаются в их относительной экономичности, но необходимости психологической компетентности преподава-

телей и ориентации слушателей на соблюдение этических принципов профессиональной коммуникации, особенно в цифровом пространстве.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The peace and security of citizens depends to a large extent on the competence of law enforcement agencies that protect them. However, young police officers are rarely highly professional due to lack of experience. This leads them to behave in a precarious way and reduces their satisfaction with their professional activities. The goal of research is to describe active training methods that promote confident behavior among young police officers. Methodology. The methodological approach is the position of E. F. Zeer about professional crises at each of the stages of professional formation. Young specialists may experience two crises: a crisis of professional expositions and a crisis of professional growth, which reduces job satisfaction. In order to pass these crises successfully, it is important to pay special attention to the formation of confident behavior of young professionals at the courses of professional development of police officers. N. P. Fetiskin's methodology and Rathus's test were used to study professional satisfaction and self-confidence. Young police officers were found to be less satisfied with their work and exhibit less confident behavior. The review of scientific researches of scientists of domestic and foreign science showed the necessity of development ofpersonal qualities of young police officers, conservatism of the system of professional development of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the necessity of its renewal by active methods of training.

Results. Three active methods that have a high potential for developing confident behavior among young police officers were substantiated and disclosed. These are: assertiveness training, mentoring technology and virtual interaction in digital format, particularly in social networks and forums. These solutions are distinguished by their scientific novelty and practical importance, contributing to the enrichment of theoretical and practical aspects of professional development in the system of the Russian Interior Ministry. The advantages of the proposed solutions are in their relative cost-effectiveness, but the need for psychological competence of teachers and orientation of students to

adhere to ethical principles of professional communication, especially in the digital space.

Ключевые слова: повышение квалификации, вузы МВД России, молодые сотрудники полиции, уверенное поведение, активные методы обучения, тренинг ассертивности, наставничество, сетевое взаимодействие.

Keywords: advanced training, universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, young police officers, confident behavior, active methods of education, assertiveness training, mentoring, networking.

Введение. Сотрудники полиции выполняют достаточно много сложных и при этом исключительно важных функций, связанных с охраной общественного порядка, предотвращением преступности и созданием условий для безопасности жизнедеятельности граждан. Выполнение таких жизненно важных задач требует не только высокого уровня профессиональных компетенций, но и значимых личностных качеств. Молодые сотрудники полиции, несмотря на то что сохраняют в памяти теоретические профессиональные знания, полученные в процессе профессиональной подготовки в вузе, могут отличаться недостаточными практическими навыками. Соответственно малый опыт реальной профессиональной деятельности часто снижает их уверенность в себе. Неуверенный специалист в системе МВД России имеет вероятность слабого авторитета как у коллег, так и у граждан, с которыми он взаимодействует по долгу профессиональной деятельности. Кроме того, это повышает его общую неудовлетворенность трудом, препятствует конструктивному прохождению кризиса профессионального роста.

Соответственно повышение квалификации таких специалистов должно предполагать не только развитие их правовой культуры и улучшение физической подготовки, но и формирование уверенного поведения. На сегодняшний день в приоритете образования специалистов различной профессиональной направленности являются активные методы обучения. Они предполагают вовлечение во взаимодействие всех участников образовательного процесса, тем самым создавая основы для проявления каждого слушателя в той или иной мере. Соответственно, возможность почувствовать себя

членом группы, обозначить свою позицию, внести вклад в решение проблемы создает условия для формирования уверенного поведения у молодых сотрудников полиции, проходящих повышение квалификации в вузах системы МВД России.

Цель исследования заключается в описании активных методов обучения, используемых в повышении квалификации для формирования уверенного поведения у молодых сотрудников полиции.

Методология (материалы и методы). В основе исследования базируется позиция Э. Ф. Зее-ра о профессиональных кризисах личности на каждом возрастном этапе и условиях его преодоления. В частности, ключевыми положениями ученого являются утверждения о разных этапах профессионализации и возникающих при этом сложностях. Так, молодые специалисты могут столкнуться с двумя кризисами: кризис профессиональных экспектаций (18-23 г.) и кризис профессионального роста (23-25 лет) [1]. В качестве условий преодоления таких переломных моментов называются: активизация профессиональных усилий, корректировка я-концепции и мотивов труда, а также повышение квалификации. Поэтому считаем, что для формирования уверенного поведения у молодых сотрудников полиции необходимо на курсах повышения квалификации осуществлять изучение уверенности, удовлетворенности трудом и применять активные методы обучения, способствующие самопознанию и формированию на данной основе уверенного поведения слушателей.

Уверенное поведение молодого сотрудника полиции рассматривается нами как интегратив-ное личностно-профессиональное качество, проявляющееся в эффективности осуществления профессиональной деятельности. Мы считаем, что на уверенное поведение сотрудника полиции влияет как уверенность в себе, так и удовлетворенность трудовой деятельностью.

Для изучения сформированности уверенного поведения у молодых сотрудников полиции нами было проведено исследование. В нем приняли участие 59 сотрудников полиции, повышающих квалификацию в филиале Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России Краснодарского университета. Из них 16 слушателей со стажем работы до 5 лет, 26 слушателей со стажем работы в орга-

нах внутренних дел в границах 5-15 лет и 17 сотрудников полиции со стажем работы более 15 лет.

В качестве инструментария использовалась методика Н. П. Фетискина «Интегральная удовлетворенность трудом» [2], а также тест «Уверенность в себе» Райдаса. В таблицах 1 и 2 представлены результаты по первому и второму тестированиям.

Из табличных данных видно, что молодые сотрудники полиции в меньшей степени удовлетворены своей профессиональной деятельностью на высоком уровне (18,75%). Также в этой возрастной группе больше всего представителей с низким уровнем удовлетворенности (25%), хотя половина опрошенных отметили средний уровень удовлетворенности своей трудовой деятельностью. Стоит отметить, что больше всего удовлетворенных своей работой (на высоком уровне) сотрудников полиции со стажем более 15 лет (26,92%). Однако в выборке слушателей, имеющих стаж работ от 5 до 15 лет больше респондентов со средним уровнем удовлетворенности (65,38%).

Также мы исследовали уровень уверенности в себе у данных слушателей в пяти проявлениях: низкий (Н), ниже среднего (Нс), средний (С), выше среднего (Вс) и высокий (В). Они отображены в таблице 2.

Как можно обнаружить из таблицы, молодые сотрудники полиции отличаются от своих коллег по стажу не только уровнем удовлетворенности трудовой деятельности, но и уровнем уверенности в себе. Среди них лишь незначительная (каждый десятый) часть слушателей отличаются высоким уровнем уверенности в себе. При этом на данной позиции более опытных специалистов в два раза больше.

Итак, результаты исследования показывают, что молодые сотрудники полиции испытывают в большинстве случаев средний уровень удовлетворенности трудом и средний уровень уверенности в себе. Это является основанием для принятия мер по формированию у них уверенного поведения. Мы полагаем, что данными ресурсами обладает система повышения квалификации сотрудников МВД России. С целью поиска наиболее действенных средств для формирования уверенного поведения у молодых сотрудников полиции проведем теоретический анализ научных источников.

Таблица 1

Результаты по методике «Интегральная удовлетворенность трудом»

Уровень удовлетворенности трудом Стаж работы сотрудников полиции в системе МВД России

до 5 лет (п = 16, в %) от 5 до 15 лет (п = 26, в %) более 15 лет (п = 17, в %)

Высокий 18,75 26,92 29,41

Средний 56,25 65,38 47,06

Низкий 25,00 7,7 23,53

Таблица 2

Результаты по методике «Уверенность в себе»

Уровень уверенности в себе Стаж работы в системе МВД России

до 5 лет (п = 16, в %) 5-15 лет (п = 26, в %) более 15 лет (п = 17, в %)

В 12,5 23,09 23,53

Вс 25 34,61 35,29

С 37,5 26,92 23,53

Нс 18,75 11,53 17,65

Н 6,25 3,85 0

Обзор литературы. Вопросы повышения квалификации сотрудников полиции сегодня приобретают особую актуальность. Поэтому имеет смысл проанализировать существующий опыт, отраженный в научных работах, в том числе зарубежных.

Отечественные ученые отмечают, что молодой сотрудник полиции нуждается в целенаправленном развитии нравственности, порядочности и справедливости. В. С. Олейников, А. И. Король показывают важность воспитательной работы в обучении курсантов, направленной на формирование непоколебимой уверенности молодого сотрудника, понимании значимости коллективных форм работы, уважении к наставнику [3]. В. В. Васильев соглашается с предыдущим утверждением, отмечая необходимость применения ценностных оснований в осуществлении непрерывного образования сотрудников полиции [4]. При этом он констатирует консерватизм «силовых» системы образования в России, особенно в базисно-аксиологическом ключе.

На консервативность системы образования сотрудников органов внутренних дел в вузах МВД РФ указывают и другие исследователи. Так, О. С. Грачева, С. А. Майорова, раскрывая методические особенности образования сотрудников полиции, выделяют их отличительные характеристики, на которые стоит обратить

внимание. Первая особенность связана с тем, что такие образовательные организации входят в «единую централизованную систему МВД России». Это влияет на то, что такая система образования максимально унифицирована по нормативным и методическим материалам. Вторая методологическая особенность определяется консерватизмом в аспекте «применения инновационных технологий» в повышении квалификации. Третья особенность представлена в акценте на формирование культурно сформированной личности слушателя в таком образовательном процессе, «основываясь на традициях образования в коллективе». Четвертая методическая особенность выражена в максимальной ориентированности образовательного процесса «на практическую направленность» [5]. Итак, ключевой методической особенностью можно назвать тяготение применяемых средств повышения квалификации сотрудники полиции к традиционным, нормированным и консервативным.

Зарубежные ученые также пишут о существующих пробелах в повышении квалификации сотрудников полиции, среди которых называются разрыв теории практики, слабость практических навыков у новобранцев. М. Ь. В^ег предлагает в качестве решения включение теории андрагогики в профессиональное обучение полицейских [6]. Это очень

важная позиция, потому что обучение взрослых существенным образом отличается от обучения студентов или детей.

R. E. Ford пишет о таких проблемах молодых сотрудников полиции как неустойчивость ценностного ряда. Он отмечает, что изменение этических ценностей приводит к тому, что сотрудники полиции вступают в конфликт с правовыми стандартами и основными социальными ценностями [7]. O. Marenin отмечает, что обучение сотрудников полиции важно выстраивать с упором на развитие их критического мышления и формирование ценностей демократического общества [8]. Как можно обнаружить, в данных работах указываются некие содержательные ориентиры обучения сотрудников полиции. Однако в последнее время появляется все больше научных разработок, описывающих значимость пересмотра форм обучения полицейских.

Н. П. Маюров, Т. А. Трофимова пишут, что в современных условиях повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов важно использовать интерактивные технологии, среди которых приоритет отдается кейс-технологии и технологий компьютеро-опосредованной коммуникации. Авторами отмечается, что это позволит избежать неких соблазнов, то есть склонности к коррупции представителей органов внутренних дел, а также в целом улучшить их работоспособность [9]. А. Ф. Босомыкин указывает на необходимость оптимизации переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции, описывая возможности системы ДПО МВД России. Он предлагает синтезировать эффективные формы, методы и средства обучения, называя такие, как кейс-метод; проблемный диалог; оценочное портфолио; квест-метод; имитационное моделирование. Также им рекомендуется использовать средства оптимизации учебного процесса, в частности, «учебно-тренажерный комплекс (полигон, специально оборудованные аудитории)» [10]. Особый интерес представляет такая форма работы как индивидуально-групповая форма обучения «с опорой на опытного лидера учебной группы». Таким образом, акцент делается на применение активных методов обучения, включая использование потенциала не только преподавателей, но и слушателей, используя технологию наставничества.

Итак, научно-теоретический обзор исследований, посвященных повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, важно преодолевать сформировавшийся консерватизм в обучении представителей «силовых» структур. Во-вторых, необходимо делать акцент в повышении квалификации молодых сотрудников как на формирование профессиональных навыков, так и на развитие личностных качеств. В-третьих, имеет смысл применять для этого активные методы обучения, которые позволят эффективно осуществлять профессиональную деятельность молодым сотрудникам полиции. Вместе с тем нам не удалось найти исследования, связанные с предложениями по формированию уверенного поведения у молодых сотрудников полиции. Поэтому считаем важным обогатить научные исследования новыми предложениями.

Результаты и их описание. Рассматривая уверенное поведение как проявление личностного качества, уместно обозначить инструменты, влияющие на его формирование в процессе обучения взрослых. Можно предложить такой психолого-педагогический инструмент, как тренинг уверенности в себе, или тренинг ассер-тивности. Данный тренинг как активный метод обучения применяется в развитии уверенности в себе у обучающихся разного возраста: у младших школьников [11], подростков [12], студентов [13]. Также описаны решения по применению тренинга ассертивного поведения взрослых [14]. Поэтому в качестве одного из активных методов, применяемых в повышении квалификации молодых сотрудников полиции, уместно применять тренинг ассертивности.

Он может реализовываться на практических занятиях по психологической подготовке слушателей как самостоятельный инструмент или как элемент занятия. В такой тренинг уместно включать психогимнастические упражнения, способствующие снятию излишнего напряжения. Также будет целесообразно наполнить его содержание различными методами самопознания, рефлексии, обращения к опыту прошлых успехов. В структуру тренинга ассертивности имеет смысл включить коммуникативные техники, связанные с вербальным и невербальным поведением при взаимодействии с людьми. Важно, чтобы это было не разовое мероприя-

тие, а некий цикл тренинговых занятий продолжительностью не менее одного академического часа.

Также для развития уверенного поведения у молодых сотрудников полиции в процессе их повышения квалификации имеет смысл применять технологию наставничества. В научном обзоре указывается данная технология именно как инструмент повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. Мы полагаем, что наставничество опытного специалиста в адрес молодого сотрудника полиции может выступить в качестве взаимовыгодного сотрудничества в процессе обучения. Опытный сотрудник полиции может делиться своими знаниями в области практических решений, опробованных в результате многолетней профессиональной деятельности. А молодой специалист имеет возможность поделиться знаниями в области применения других технологий, например цифровых, которыми не всегда успешно овладевают стажисты. Такое конструктивное взаимодействие, основанное на обмене знаниями, будет полезным не только молодым сотрудникам, но и опытным, а также позволит получить некие новые знания самим преподавателям системы повышения квалификации вузов МВД России. К сожалению, в большинстве учреждений дополнительного образования ведущая роль до сих пор отводится преподавателю в трансляции информации, а не слушателям. Иными словами, недооценивается синергетический эффект группы и профессионализм слушателей. При этом многие преподаватели сами не всегда компетентны в сложных вопросах по решению профессиональных ситуаций. И их неуверенность в таких моментах может передаваться молодым сотрудникам полиции. Поэтому опытные сотрудники полиции могут использовать свой потенциал наставника, тем самым осознавая собственную значимость как личности и профессионала. Имеет смысл предусмотреть вариант долгосрочного сотрудничества.

В качестве еще одного активного метода формирования уверенного поведения у молодых сотрудников полиции можно назвать освоение слушателями возможностей цифрового взаимодействия, как с коллегами, так и с гражданами. Несмотря на то, что сотрудникам полиции не рекомендуется иметь личные аккаун-

ты в социальных сетях, они могут в цифровом формате сотрудничать друг с другом и гражданами (социальные сети, электронная почта, мессенджеры). На официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации есть ссылка на представленность МВД России в социальных сетях, таких как: «ВКон-такте», Facebook, «Одноклассники», Twitter, Instagram, Youtube. Причем в данных социальных сетях представлена актуальная информация по каждому региону Российской Федерации [15].

Кроме того, существуют специальные форумы, на которых слушатели могут в неформальном варианте обсудить актуальные для себя вопросы в период курсовой или межкурсовой подготовки [16].

При этом понимая, что сотрудник полиции является представителем закона и образцом этичного поведения для других, он должен соблюдать нормы поведения людей в погонах, общаясь в реальном и виртуальном пространстве.

Более того, здесь получит развитие правовая компетентность молодого сотрудника полиции. Так как в результате некорректной работы с информацией молодые сотрудники полиции могут стать нарушителями Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1. Это, несомненно, недопустимо, так как полиция, с одной стороны «обязана использовать достижения науки и техники, ...сети связи, ... информационно-телекоммуникационную инфраструкту-ру2, с другой «не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну» [там же].

Итак, в повышении квалификации молодых сотрудников полиции с целью формирования у них уверенного поведения целесообразно использовать активные методы обучения. Имеет смысл применять их в комплексе. Первый ме-

1 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 (дата обращения: 28.08.2020).

2 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции». URL: https://goo.su/1z1n (дата обращения: 28.08.2020).

тод предполагает проведение тренинга ассер-тивности, направленного на формирование у слушателей самоутверждающегося поведения, характеризующегося готовностью принимать решения, достигать успеха, отстаивать свои права, уважая мнение других. Второй метод активного обучения подразумевает использование возможностей наставничества в процессе профессионального взаимодействия слушателей на курсах и обмен знаниями по наиболее успешным позициям. Третий метод направлен на освоение слушателями цифровых форматов профессионального сотрудничества через официальные страницы министерства внутренних дел в социальных сетях или на профессиональных форумах. Применение в комплексе данных методов активного обучения позволит расширить арсенал знаний и практических способов, способствующих формированию уверенного поведения молодых сотрудников полиции на курсах повышения квалификации.

Обсуждение. Описанные активные методы обучения, направленные на формирование уверенного поведения у молодых сотрудников полиции, нашли практическое применение в повышении квалификации взрослых обучающихся, включая сотрудников полиции. Соответственно они могут получить отражение и в обучении слушателей министерства внутренних дел. Эти методы позволяют обновить консервативные подходы, применяемые в обучении сотрудников органов внутренних дел, тем самым способствовать профессиональному продвижению как слушателей, так и преподавателей системы дополнительного профессионального образования взрослых. Представленные методы не требуют серьезных материальных вложений и временных затрат. Поэтому могут применяться в обновлении форм и методов обучения сотрудников полиции, особенно начинающих специалистов, отличающихся недостаточно уверенным профессиональным поведением. Вместе с тем применение первого метода (тренинга ассертивности) требует психологической компетентности преподавателя. А использование возможностей социальных сетей в профессиональной коммуникации должно ограничиваться корпоративными ак-каунтами. В целом сотрудникам полиции не запрещается создавать личные аккаунты в со-

циальных сетях, но и, в общем, не рекомендуется. Если возникла такая необходимость, важно использовать положения кодекса профессиональной этики при общении в таких сетях.

Заключение. Молодые сотрудники полиции, согласно результатам исследования, в силу недостаточности практического опыта могут отличаться неуверенным поведением. Это может отрицательно сказываться на их авторитете и снижать общую удовлетворенность своей работой, вызывая кризисы профессионального становления. Поэтому в повышении квалификации данных специалистов уместно использовать активные методы обучения. Исходя из данных теоретического анализа научных работ, были определены некоторые наиболее оптимальные активные методы. В качестве таких методов уместно применять тренинг ассертив-ности, наставничество и цифровые технологии, в частности пассивное или активное участие в социальных сетях, форумах и других виртуальных коммуникационных площадках. Данные методы не требуют значительных финансовых или временных вложений, но имеют ряд ограничений.

Они связаны с профессиональной компетентностью преподавателей в психологической сфере, а также соблюдением этических норм поведения в реальной и виртуальной среде. Дальнейшей перспективой данного исследования может стать поиск новых активных методов, направленных на формировании уверенного поведения у молодых сотрудников полиции, а также апробация предложенных методов на значительной выборке испытуемых.

Библиографический список:

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. 2-е изд., перераб., доп. - Москва : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. -336 с. - Текст : непосредственный.

2. Интегральная удовлетворенность трудом / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - Текст : непосредственный // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - Москва : Изд-во Института психотерапии, 2002. - С. 470-473.

3. Олейников, В. С. Современные проблемы формирования нравственности молодого сотрудника полиции / В. С. Олейников, А. И. Ко-

роль. - Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2 (70). - С. 162-166.

4. Васильев, В. В. Ценностные основания непрерывного образования сотрудников органов внутренних дел в высших учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации / В. В. Васильев. - Текст : непосредственный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 23 (2). -С. 124-127. - Текст: непосредственный.

5. Грачева, О. С. Методические особенности непрерывного образования сотрудников ОВД в вузах МВД РФ / О. С. Грачева, С. А. Майорова. - Текст : непосредственный // Вопросы российского и международного права. - 2017. -Том 7. - № 11 A. - С. 93-101.

6. Birzer M. L. Thetheoryofandragogyap-pliedtopolicetraining. Policing: AnInternational Journal, 2003, Vol. 26, No. 1, pp. 29-42.

7. Ford R. E. Saying One Thing, Meaning Another: The Role Of Parables In Police Training. Police Quarterly, 2003, No. 6 (1), pp. 84-110.

8. Marenin, O. Police Training for Democracy. Police Practice and Research, 2004, No. 5:2, pp.107-123.

9. Маюров, Н. П. Применение интерактивных образовательных технологий в процессе повышения квалификации и переподготовки сотрудников полиции. Пробелы в российском законодательстве / Н. П. Маюров, Т. А. Трофимова. - Текст : непосредственный // Юридический журнал. - 2012. - № 2. - С. 227-230.

10. Босомыкин, А. Ф. Опережающее обучение как условие оптимизации профессионального обучения сотрудников полиции в ДПО МВД России / А. Ф. Босомыкин. - Текст : непосредственный // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 2.

11. Пастюк, О. В. Равноправные взаимоотношения между участниками образовательного процесса - основа модернизации образования России / О.В. Пастюк. - Текст : непосредственный // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1 (2). - С. 20-23.

12. Савченков, А. В. Результаты инновационной деятельности по развитию профессиональных компетенций обучающихся СПО с де-виантным поведением / А. В. Савченков. -Текст : непосредственный // Инновационное

развитие профессионального образования. -2015. - № 2 (08). - С. 52-54.

13. Григорьевская, И. В. Психологический аспект подготовки студентов колледжа к чемпионатам WorldSkills / И. В. Григорьевская, Л. Л Руденко. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 2 (30). - С. 74-81.

14. Григорьевская, И. В. Современные программы развития ассертивности специалиста в различных образовательных системах / И. В. Григорьевская. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 3 (15).

15. МВД России в социальных сетях. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/contacts/presscenter/ sotsialnye_seti (дата обращения: 26.08.2020). -Текст : электронный.

16. Форум сотрудников МВД. - URL: https://www.police-russia.com/ (дата обращения: 26.08.2020). - Текст : электронный.

References:

1. Zeer E. F. Psychology of professions: Textbook for university students [Psihologiya professij: Uchebnoe posobie dlya studentov vu-zov], Academic Project; Yekaterinburg: Business Book, 2003.336 p.

2. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Integral satisfaction with work. Social and psychological diagnostics of personal development and small groups [Integral'naya udovletvoryonnost' trudom. Cocial'no-pcihologicheckaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp], Published by the Institute of Psychotherapy, 2002, pp. 470-473.

3. Oleinikov V. S., Korol A. I. Modern problems of morality formation for a young police officer [Sov-remennye problemy formirovaniya nravstvennosti molodogo sotrudnika policii], Bulletin of St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 2016, No. 2 (70), pp. 162-166.

4. Vasiliev V. V. Value bases of continuous education of employees of the internal affairs bodies in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Cen-nostnye osnovaniya nepreryvnogo obrazovaniya sotrudnikov organov vnutrennih del v vysshih uchebnyh zavedeniyah Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii], Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology, 2017, No. 23 (2), pp. 124-127.

5. Gracheva O. S., Mayorova S. A. Methodical features of continuous education of Department of Internal Affairs' staff in the universities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Metodicheskie osobennosti nepreryvnogo obra-zovaniya sotrudnikov OVD v vuzah MVD RF], Russian and international law, 2017, Vol. 7. No. 11A, pp. 93-101.

6. Birzer M. L. The theory of andragogy applied to police training, Policing: International Journal, 2003, Vol. 26, No. 1, pp. 29-42.

7. Ford R. E. Saying One Thing, Meaning Another: The Role Of Parables In Police Training. Police Quarterly, 2003, No. 6 (1), 84-110.

8. Marenin O. Police Training for Democracy, Police Practice and Research, 2004, No. 5:2, pp.107-123.

9. Mayurov N. P., Trofimova T. A. Application of interactive educational technologies in the process of professional development and retraining of police officers. Gaps in Russian Legislation [Primenenie interaktivnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v processe povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki sotrudnikov policii. Probely v ros-sijskom zakonodatel'stve], Law journal, 2012, No. 2, pp. 227-230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bosomykin A. F. Advanced training as a condition for optimization of professional training of police officers in the Department of Internal Affairs of the Russian Ministry of Internal Affairs [Operezhayushchee obuchenie kak uslovie optimi-zacii professional'nogo obucheniya sotrudnikov policii v DPO MVD Rossii], Economic security bulletin, 2018, No. 2.

11. Pastyuk O. V. Equal relationships between participants in the educational process is the basis

for the modernization of education in Russia [Ravnopravnye vzaimootnosheniya mezhdu uchastnikami obrazovatel'nogo processa - osnova modernizacii obrazovaniya Rossii], Bulletin of the Bryansk State University, 2012, No. 1 (2), pp.20-23.

12. Savchenkov A. V. The results of innovative activities on the development of professional competencies of students of secondary vocational education with deviant behavior [Rezul'taty inno-vacionnoj deyatel'nosti po razvitiyu professional'n-yh kompetencij obuchayushchihsya SPO s devi-antnym povedeniem], Innovative development of vocational education, 2015, No. 2 (08), pp. 52-54.

13. Grigorievskaya I. V., Rudenko L. L. Psychological aspect of preparing college students for WorldSkills championships [Psihologicheskij aspekt podgotovki studentov kolledzha k chem-pionatam WorldSkills], Professional education in Russia and abroad, 2018, No. 2 (30), pp. 74-81.

14. Grigorievskaya I. V. Modern programs for development of an expert's assertiveness in various educational systems [Sovremennye programmy razvitiya assertivnosti specialista v razlichnyh obrazovatel'nyh sistemah], Professional education in Russia and abroad, 2014, No. 3 (15).

15. Ministry of Internal Affairs of Russia in social networks [MVD Rossii v social'nyh setyah]. Available at: https: //xn--b1aew.xn--p1ai/contacts/presscenter/sotsialnye_seti (accessed date: 08/26/2020).

16. Forum of the Ministry of Internal Affairs [Forum sotrudnikov MVD]. Available at: https://www.police-russia.com/ (accessed date: 08/26/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.