УДК 159.9.316.35
DOI: 10.35750/2071-8284-2019-4-200-212
С. Е. Кораблев
кандидат психологических наук, доцент Воронежский институт МВД России Российская Федерация, 394065, Воронеж, пр. Патриотов, 53 ORCID: 0000-0002-4014-9497. E-mail: [email protected]
Методические и содержательные аспекты тренинга развития навыков уверенного поведения полицейских
Аннотация: В статье обсуждается проблема методики и содержательного наполнения тренинга развития навыков уверенного поведения сотрудников органов внутренних дел. Актуальность проблемы связана с необходимостью интенсивного социально-психологического обучения сотрудников полиции в плане организации и поддержания доверительных отношений между населением и полицейскими структурами. Уверенное поведение сотрудника полиции рассматривается как фактор профессиональной эффективности в решении задач, связанных с воздействием на правосознание и поведение граждан. Подчеркивается необходимость развития умений уверенного поведения на этапе его профессионального обучения в специально организованных условиях интенсивного группового взаимодействия - тренинга развития навыков уверенного поведения. Анализ подходов к пониманию феноменов уверенности в себе и уверенного поведения в связи с эффективностью полицейского в социальном взаимодействии позволяет определить стратегические направления социально-психологического обучения. Предлагается особый организационный регламент и содержательное наполнение тренинга развития навыков уверенного поведения. Определены цель, задачи, принципы, методы осуществления тренинга в соответствии с профилями подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования МВД России. Подчёркивается важность гармоничного сочетания методов активного обучения с теоретической подготовкой и диагностическими процедурами как фактора, позитивно влияющего на процесс самопознания и саморазвития.
Ключевые слова: социальная эффективность полиции, воздействие, уверенность, уверенное поведение, тренинг, социально-психологические методы, обучение сотрудников органов внутренних дел.
Для цитирования: Кораблев С. Е. Методические и содержательные аспекты тренинга развития навыков уверенного поведения полицейских // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 4 (84). - С. 200-212. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-4-200-212.
Sergey E. Korablev
Cand. Sci. (Psy.), Docent Voronezh Institute of the MIA of Russia 53, Prospect Patriotov, Voronezh, 394065, Russian Federation ORCID: 0000-0002-4014-9497. E-mail: [email protected]
Methodological and content aspects of training development of skills of confident behavior of police
Annotation: The article discusses the problem of the methodology and content of the training for developing the skills of confident behavior of employees of internal affairs bodies. The urgency of the problem is associated with the need for intensive socio-psychological training of police officers in terms of organizing and maintaining trusting relationships between the population and police structures. Confident
200
behavior of a police officer is considered as a factor of professional effectiveness in solving problems related to the impact on the legal consciousness and behavior of citizens. The necessity of developing skills of confident behavior at the stage of his professional training in specially organized conditions of intensive group interaction - training in developing skills of confident behavior is emphasized. An analysis of approaches to understanding the phenomena of self-confidence and confident behavior in connection with the effectiveness of the police officer in social interaction allows us to determine the strategic directions of socio-psychological training. Special organizational regulations and substantive content of the training for developing confident behavior skills are proposed. The purpose, objectives, principles, methods of the training in accordance with the profiles of the training of graduates of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are determined. The importance of the harmonious combination of active learning methods with theoretical training and diagnostic procedures as a factor that positively affects the process of self-knowledge and self-development is emphasized.
Keywords: social effectiveness of the police, impact, confidence, confident behavior, training, socio-psychological methods, training of employees of internal affairs bodies.
For citation: Korablev S. E. Methodological and content aspects of training development of skills of confident behavior of police // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - № 4 (84). - P. 200-212. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-4-200-212.
Актуальность
Разработка методики социально-психологического обучения полицейского навыкам уверенного поведения представляет собой актуальную задачу для образовательных организаций системы высшего образования МВД России. Развитость указного личностного качества и соответствующих умений позволяет сотрудникам органов внутренних дел эффективно воздействовать на правосознание и поведение граждан при реализации своих профессиональных функций. Уверенное поведение выступает психологической составляющей успеха в данном воздействии, становится условием готовности граждан уважать полицию и подчиняться её требованиям. Социально-психологическое содержание феноменов уверенности и уверенного поведения заставляет выбирать соответствующие пути развития указанного качества и системы умений.
Теоретический анализ приведённых в названии понятий подтверждает их социальную важность в деятельности полицейского и востребованность целенаправленного формирования и развития его умений адекватной самоподачи в профессиональных ситуациях в соответствии с его ролью, статусом в обществе. В разнообразии представлений об указанных феноменах социально-психологический контекст так или иначе проявляется в связи со спецификой различных направлений психологических исследований. К примеру, в определении уверенности, сформулированном Ритой и Рудигером Ульрих, отмечается готовность и способность личности предъявлять запросы и требования в соответствии с социальным окру-
жением [7, с. 58]. Применить к решению социальных задач вполне возможно определения уверенности:
- И. В. Вайнера, М. Бьёркмана, М. Юшера, которые связывают данный феномен с психическим состоянием индивида, участвующего в принятии решения;
- А. Бандуры, считающего, что уверенность - это прежде всего вера в эффективность собственных действий;
- Р. Энтони, связывающего уверенность с настроенностью человека на достижение успеха;
- В. В. Бойко, включившего в уверенность в себе психическое образование, гармоничное сочетание мотивационно-смысловых (внутренних побудительных ценностных ориентиров) и регуляторно-динамических подсистем (эмоционально-волевой, деятельностный аспект психической активности);
- В. Г. Ромека, И. Л. Зиновьева, О. В. Соловьевой, полагающих, что уверенность - не что иное, как целостная характеристика человека, в структуру которой включены личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты;
- А. С. Прангишвили, связывающего уверенность в себе с базовой установкой поведения;
- И. Г. Скотниковой, считающей уверенность в себе социально-позитивным свойством личности, формируемым в процессе профессионального обучения и воспитания;
- М. Н. Володарской, называющей уверенность интеллектуальным состоянием, связанным с отсутствием сомнений, основанным на опыте и прежде всего на знаниях;
- Б. Б. Коссова, определяющего уверенность как четко выверенную стратегию собственных действия в интеллектуальных играх [13].
Социально-психологическое понимание уверенности также включает в себя ее трактовку как переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним ставятся социальным окружением, так и тем, которые он ставит перед собой сам (В. Г. Ро-мек) [12]. Помимо этого, к социальному контексту уверенности имеет отношение способность позволять себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), рисковать ими и проявлять их (социальный страх и заторможенность) и владеть навыками их осуществления (социальные навыки).
Краткий анализ подходов к пониманию феноменов уверенности в себе и уверенного поведения в связи с эффективностью в социальном взаимодействии позволяет определить стратегические направления социально-психологического обучения полицейского.
Сотрудник органов внутренних дел, ставящий перед собой задачи развития уверенности в себе, а также умений уверенного поведения в социальных ситуациях, должен быть ориентирован на активную работу в мотив ационном, эмоциональном, волевом, интеллектуальном, когнитивном и поведенческом векторах самосовершенствования.
Решение задачи развития в указанных направлениях может быть оптимизировано в условиях группового социально-психологического тренинга на этапе профессионального обучения в образовательных организациях высшего образования МВД России [8, с. 311]. Оптимизация по отношению к индивидуальному стихийно-интуитивному, неупорядоченному процессу накопления опыта уверенного поведения включает в себя критерии организованности, высокого качества, скорости, связи с будущей профессией, интенсивности воздействия группы на личность [9].
В условиях группового окружения в контексте специально организованного процесса усвоения психологической теории и практики, выполнения психотехнических упражнений, осуществления психодиагностических процедур происходит интенсификация развития личности, коррекция ранее сложившихся негативных поведенческих стереотипов [1].
Полагаем важным обозначить организационные и содержательные аспекты указанного социально-психологического обучения и опре-
делить его название как тренинг развития навыков уверенного поведения сотрудников органов внутренних дел. Особенно хотим подчеркнуть в названии тренинга термин «навык» в связи с необходимостью актуализации в сознании участников тренинга перспектив:
- формирования умений уверенного поведения в профессионально важных ситуациях общения в рамках тренинговых занятий -упражнений;
- перевода сформированных умений посредством интенсивной отработки на уровень осознанного владения в условиях тренинга -ролевых игр;
- спонтанного, неосознанного владения указанными умениями - навыками - при непосредственной реализации профессиональных функций в условиях отсутствия привычного группового окружения в рамках занятий в образовательной организации.
Сущностные особенности тренинговой формы социально-психологического обучения
Подчеркивая специфику именно тренин-говой формы работы как базового метода социально-психологического обучения, считаем целесообразным выделение ряда ее сущностных особенностей.
1. Существует значительное количество определений тренинга. Их важные принципиальные теоретические позиции удалось объединить в своей трактовке С. И. Макшанову. Тренинг определяется им как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы, организации с целью гармонизации профессионального и личного бытия человека [5].
2. Тренинг осуществляется в отношении специально созданных малых групп, их члены при активной деятельности ведущего (психолога, преподавателя) включаются в процесс интенсивного взаимодействия, посредством которого решаются разнообразные психологические проблемы, обнаруживаются и развиваются личностные качества участников, приобретаются знания, умения, навыки.
3. Социально-психологический тренинг обладает средой, оказывающей, с одной стороны, неоднозначное воздействие на личность участников, создающей для участников адаптационные трудности и эмоциональный дискомфорт, связанные с осознанием собственных проблем. С другой стороны, их преодоление посредством самостоятельного принятия групповой помощи позволяет личности активно
развиваться, возвыситься над уровнем собственной обыденности.
4. Преднамеренность изменений личности в рамках тренинга основана на обучении (освоении и эмоционально окрашенном переживании актуальности и важности знаний, умений и навыков, практически востребованных в жизни) и коррекции личностных убеждений посредством освоения и принятия опыта, предложенного группой.
5. В рамках тренинга его участники имеют дело с непосредственным жизненным и профессиональным опытом, они получают возможность немедленной оценки качества, применимости полученного знания в конкретном поведенческом акте, специально созданной социальной ситуации. В сравнении с традиционными формами профессиональной подготовки в условиях тренинга сокращается до минимума временная дистанция между фактом получения информации и возможностью её применения на практике.
6. В условиях тренинга создается возможность гармонизации индивидуального и группового опыта. Его когнитивный потенциал заключается не столько в решении проблем, сколько в создании возможностей для личностей его участников в понимании и принятии себя, их психологическом «пробуждении», активации в социальном пространстве [5]. В этом смысле развитие личности предполагает восстановление посредством тренинга способности иметь и воспринимать внутренние сигналы, проявлять свои чувства, с помощью группы научиться находить в трудных жизненных ситуациях опору в самом себе.
7. Социально-психологическими факторами, обусловливающими высокую вероятность личностного самосовершенствования в групповом окружении тренинга, являются:
- осознание принадлежности к группе -единомышленники не оставляют личность наедине со своими трудностями, которые перестают быть индивидуально-уникальными;
- активная эмоциональная групповая помощь в индивидуальном переживании отношения к проблеме - соратники, оказывающие эмоциональную поддержку, способствуют нормализации самооценки и росту уважения к собственной персоне;
- индивидуальная помощь другим участникам тренинга как лучшее средство решения своих проблем - способствует смене жизненных приоритетов, преодолению болезненной фиксации на собственных трудностях;
- возможность открытой эмоциональной реакции - снижает уровень деструктивности, остроты подавленных переживаний, способствует самораскрытию;
- обратная связь, основанная на сопереживании (эмпатия), уподоблении себя другим участникам (идентификация), видении себя со стороны (рефлексия) - выступает важнейшим фактором восприятия и понимания участниками друг друга, взаимной ответственности за результат общения в рамках тренинга;
- наблюдение и осмысление, выступая как в формах созданного, преднамеренного и целенаправленного восприятия, обусловленного задачей личностного преобразования, так и в виде пассивного созерцания, т.н. спонтанной фиксации, - позволяют участнику сопоставить варианты собственного и эталоны группового поведения, индивидуально-ролевых и заданных группой социальных диспозиций [1].
Руководствуясь социально-психологической спецификой профессиональной подготовки сотрудника органов внутренних дел, тренинг развития навыков уверенного поведения можно определить как практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы, нацеленную на:
- обретение знаний в области психологии уверенной в себе личности, особенностей её поведения в социальной среде;
- освоение умений и навыков уверенного общения в контексте развития коммуникативной компетентности;
- развитие способности к адекватной оценке собственного личностно-психологического, профессионального потенциала, а также уровня возможностей окружающих людей;
- коррекцию установок, обеспечивающих успешность осуществления функций социального контроля, воздействия на правосознание и поведение граждан;
- оптимизацию системы отношений личности к себе самой, окружающим людям, обществу в целом.
Определив стратегические направления социально-психологического обучения сотрудников органов внутренних дел в контексте развития навыков уверенного поведения (РНУП), считаем необходимым уточнение тактических аспектов тренинга.
К их числу следует, на наш взгляд, отнести:
- задачи, как ближайшие, так и отдаленные, в соответствии с перспективами саморазвития личностей участников;
- принципы, на основе которых строится взаимодействие участников тренинга;
- систему методов, приёмов, используемых для достижения целей и задач саморазвития.
Цель и задачи тренинга развития навыков уверенного поведения
Как было отмечено выше, общей стратегической целью тренинга РНУП как разновидности социально-психологического обучения является формирование и развитие личности, компетентной в сфере общения, способной устанавливать и поддерживать необходимый уровень взаимодействия с окружающими людьми [7].
Непосредственной целью тренинга выступает формирование уверенности как личностного качества, а также умений уверенного поведения в кризисных для личности социальных (профессиональных) ситуациях и их дальнейшая трансформация в навыки.
Достижение поставленных целей становится возможным посредством детализации и конкретизации задач саморазвития личности. К ним относятся задачи общего развития личностей участников:
- осознание своих возможностей (личностных преимуществ и недостатков) к уверенному поведению как фактору социальной успешности и эффективности;
- снятие внутренних ограничений - причин неуверенного поведения, выступающих барьерами эффективного общения с людьми, коррекция неадаптивных личностных установок;
- формирование навыков оптимального самоутверждения, уверенного поведения в конфликтных ситуациях.
Говоря об уверенности в межличностном восприятии и понимании человека человеком (перцепции), считаем целесообразным обозначить задачу развития способности к визуальной диагностике показателей уверенного (неуверенного) поведения; самоанализу и пониманию собственных внутренних и внешних сигналов по критерию уверенности / неуверенности, а также развитию способности к позитивному прогнозу собственной социальной активности в связи с уверенной постановкой и достижением жизненно важных целей.
В аспекте уверенности в межличностной интеракции следует выделить задачу развития способности к уверенному поведению в рамках установления и поддержания психологического контакта в межличностных отношениях, а также при организации офи-
циального, формального взаимодействия. Уверенное поведение в этом случае связано с искренней, естественной, эмоционально открытой самопрезентацией [2]; целостностью и соответствием между речевым и невербальным поведением (конгруэнтностью) в выражении чувств; адекватным психологическим сопротивлением, амортизацией и конструктивным противодействием на основе прямого и честного выражения собственных эмоций и желаний; способностью использовать «Я»-высказывания как отражение ответственности за свои слова и поступки, отказавшись от неопределённых формулировок как символа собственной нерешительности; готовностью к принятию комплиментов на основе адекватной самооценки своих качеств и способностей; способностью к гибкому поведению в межличностном взаимодействии, лёгкостью в импровизации, непринуждённостью в выражении эмоциональных реакций на удовлетворение потребностей, повседневных забот.
В плане развития самосознания тренинг предполагает коррекцию самооценки, формирование способности участников к рефлексии и самоанализу в социальных ситуациях через призму уверенного поведения, осознание и преодоление негативных сценариев действий, закреплённых в предшествующем жизненном опыте, личностную мобилизацию к социальной активности на основе оптимизма.
В контексте развития психических процессов участников задачами тренинга выступают:
- развитие творческого интеллектуального потенциала уверенной в себе личности, обусловливающего быструю, адекватную адаптацию к кризисным ситуациям обыденной жизни и профессиональной деятельности, а также разумный расход физических и психических ресурсов в связи с преобразованием ситуаций в статус приемлемых и даже комфортных для собственного существования;
- развитие памяти в связи с необходимостью надёжной фиксации последовательности действий, наиболее выгодных алгоритмов поведения в социальных ситуациях с точки зрения уверенности в себе.
Вопросы психического здоровья участников тренинга также определяют его задачи. В результате тренинговых процедур предполагается развитие способности участников к эмоциональной и поведенческой саморегуляции в аспекте уверенности, овладения навыками релаксации и управления мышечным тонусом, работы с ресурсными состояниями.
Принципы организации тренинга развития навыков уверенного поведения
Особое внимание следует уделить соблюдению принципов проведения тренинга РНУП. По мнению С.И. Макшанова, данные принципы разделены на группы в соответствии с критериями общей организации тренинга, формирования его атмосферы, оптимизации поведения участников, этики общения [5]. Говоря о тренинге РНУП в условиях образовательной организации системы высшего образования МВД России, следует отметить ряд особенностей в реализации указанных принципов.
В организационном аспекте реализуются принцип комплектования группы с учётом присутствия в ней участников одного возраста, профессиональной принадлежности, должностной категории, гармоничного сочетания представителей разных полов. Однако численность учебных взводов (в среднем 25-30 человек) не всегда соответствует требованиям оптимальной численности тренинговой группы (12 человек) в силу ведомственной специфики планирования учебного процесса, определённого дефицита специально подготовленных педагогических кадров, организационных аспектов службы.
Другой организационный принцип - принцип физической закрытости - так же трудно реализуем, как и предыдущий. Он требует интенсивной работы участников от начала и до конца тренинга в одном и том же составе. Однако объективная ситуация, связанная с несением службы части обучающихся в составе суточного наряда, командировками, болезнями, увольнениями, делает невозможным личное присутствие на занятиях и тем самым затрудняет системное и комплексное их обучение. Пропустившие несколько занятий участники группы вынуждены самостоятельно осваивать материал, узнавать (а не лично участвовать) смысл пропущенных процедур тренинга и таким образом осознавать свою некомпетентность в ряде вопросов социально-психологической подготовки.
Принцип организации пространства и времени тренинга, декларирующий стабильность пространственного размещения и физического комфорта участников, а также непрерывности течения тренинга также подвержен интерпретациям и отступлениям в силу объективных условий организации учебного процесса, нехватки аудиторного фонда, проблем планирования расписания занятий (между занятиями тренинга слишком большой временной промежуток).
Вторая группа принципов - принципы формирования атмосферы тренинга, на наш взгляд, вполне реализуема и контролируема в силу высокой психолого-педагогической подготовленности преподавателя. Благодаря его профессионализму в группе создается та психологическая среда, которая служит отражением фрагментов окружающей действительности, обладающим критериями, близкими к реальности.
Принцип системной детерминации стимулирует воплощение в среде тренинга основных факторов - показателей прогресса в развитии личности участников и группы в целом.
Принцип реалистичности заставляет создавать обстановку тренинга с максимально возможным учётом особенностей (деталей) жизни и профессиональной деятельности полиции, в которой прорабатывается алгоритм решения проблем.
Принцип избыточности предполагает широкую вариативность хода тренинга, предоставления информации участникам (психологической теории и практики) в соответствии с темпом обучения и саморазвития.
Необходимость соблюдения принципов, оптимизирующих поведение участников, должна быть преподнесена со стороны ведущего как естественная доктрина их совместной деятельности и взаимовыгодного отношения друг к другу. К их числу относятся:
- принцип активности - включённости всех участников во все процедуры тренинга;
- принцип искренности - реализующий возможность личного желания каждого участника давать о себе достоверную информацию и прекращать делать это, когда он испытывает дискомфорт;
- принцип доверительности - ориентирует участников на уважительное отношение друг к другу, внимание к чувствам и переживаниям окружающих;
- принцип моделирования - обусловливает участие в воссоздании ситуаций, представляющих психологические трудности;
- принцип творческого подхода - признаёт возможность нескольких вариантов решения проблем, отрицает возможность безвыходной ситуации;
- принцип осознания (объективации) поведения - предполагает замену стихийно-интуитивного реагирования в отношении психологических успехов или неудач в саморазвитии на рационально-научный осознанный самоанализ, принятие ответственности за свои слова и действия в плане личностного роста [6].
Безусловными к исполнению признаются этические принципы:
- конфиденциальности - действует для формирования доверительных эмоционально-позитивных отношений между участниками, определяет положение о том, что информация о происходящем в группе или с одним из её участников не должна выноситься на обсуждение с кем бы то ни было за пределами группы;
- минимизации ущерба - предотвращает прямые и косвенные формы психологического нападения со стороны ведущего или одного из участников тренинга;
- соответствия заявленных целей тренинга его содержанию - подразумевает последовательное и системное прохождение всех этапов и процедур тренинга, с которыми предварительно познакомились все его участники.
Методы тренинга развития навыков уверенного поведения
Необходимым структурным элементом композиции тренинга развития навыков уверенного поведения выступает система методов и методических средств.
Наиболее очевидным методом представляется информирование участников тренинга по вопросам теории уверенности и практики развития и совершенствования умений соответствующего поведения. Методические средства информирования могут быть в форме целенаправленного вербального представления информации преподавателем, тренером - лекции. Вторым вариантом может быть ситуационно обусловленное информирование, уместное как объяснение сущности какого-либо психологического феномена, ответ на вопрос участника тренинга, подведение итогов выполнения упражнений и самого занятия. Третьим вариантом является опосредованное (заочное) информирование участников с помощью предварительного распространения информационной базы перед каждым занятием на бумажных и электронных носителях.
Считаем целесообразным подчеркнуть естественную необходимость в рамках социально-психологического обучения и важность такого традиционного метода, как лекция. Прежде всего следует отметить тот факт, что лекция не утратила статус ведущего метода обучения на фоне всеобщей компьютерной технологиза-ции учебного процесса. Лекция может и должна стать интересным и увлекательным процессом взаимодействия преподавателя с аудиторией. Гарантией продуктивности данного метода вы-
ступает высокий уровень ораторского искусства, теоретической осведомленности, неоднозначность и оригинальность мышления, а также харизма педагога. Реализация следующих шагов позволит преподавателю сделать лекцию неповторимым ярким эпизодом тренинга, мотивирующим его участников к психологическому творчеству саморазвития.
Во-первых, ему следует привести в соответствие теоретическое пространство лекции (законы, гипотезы, факты, примеры и т.д.) со своевременно обнаруженными и правильно понятыми потребностями, установками, ожиданиями участников тренинга (аудитории). Это одна из первостепенных и трудно решаемых задач, поскольку она отягощена проблемой неоднородности состава участников, уникальностью их психического склада, индивидуальной трактовкой перспектив тренинга и пр.
Во-вторых, преподавателю важно самому осознать мотивирующую функцию лекции и донести до аудитории психологические преимущества информации, полученной в результате её внимательной фиксации. Выгода от получения данной информации должна быть очевидна в карьерном, профессиональном, личном, гражданском поле деятельности участников тренинга.
В-третьих, лекция должна преподноситься в словах и выражениях, понятных слушателю. Именно поэтому преподаватель должен чутко улавливать общий уровень знаний аудитории, колебания внимания к предмету лекционного диалога. Точное соответствие степени сложности материала интеллектуальному потенциалу аудитории обеспечит раппорт в отношениях оратора и обучаемых: избавит лектора от крайностей в виде пренебрежительного отношения в результате слишком примитивного изложения тезисов лекции, с одной стороны, и тревожного напряжения, беспокойства, скуки как следствия чрезмерной теоретизации - с другой.
В-четвертых, положительный эффект обучения посредством лекции достигается с помощью:
- структурирования материала - последовательной разбивки информации на связанные части с учётом уровня её сложности для аудитории, психологически грамотного следования этапам занятия, фазам изложения учебных вопросов;
- гармоничного сочетания в диалоге преподавателя с аудиторией теоретических данных, фактов, эмоционально окрашенных примеров, вопросов к участникам тренинга (особенно
риторических, уточняющих, подтверждающих факт обратной связи);
- контроля над соблюдением критериев доказательности, логичности, ясности и понятности, динамичности изложении материала, личного неравнодушного отношения преподавателя к предмету изучения, эмоциональной окрашенности сообщаемой информации, её актуальной ассоциативной связи с жизнедеятельностью, профессиональной эффективностью полиции;
- визуальной поддержки - сопровождения различными иллюстрациями ключевых моментов теоретической части тренинга.
Таким образом, лекция в рамках тренинга РНУП обладает несомненными достоинствами как способ быстрого и действенного общения с аудиторией (особенно с большим количеством участников). Процесс изложения материала подвержен контролю со стороны преподавателя. От его психолого-педагогического потенциала зависит уровень активности обучающихся, в частности, от специального распределённого по этапам лекции педагогического подкрепления участников тренинга. Данное подкрепление может производиться в форме индивидуального обращения в целях подтверждения правильности понимания положений лекции.
Процесс развития личности в рамках социально-психологического обучения не представляется возможным вне психологического самоанализа. Поэтому в тренинг развития навыков уверенного поведения закономерно включены процедуры, связанные с психодиагностикой личностных особенностей. Специально подобранная серия тестов способствует активизации участников в плане самопознания собственной личности. В неё включены как базовые методики, комплексно исследующие систему личностных качеств, так и тесты, направленные на измерение отдельных личностных показателей, включённых в контекст изучения уверенности и уверенного поведения.
К числу базовых относится Калифорнийский психологический опросник (California Psychological Inventory - CPI), который, по мнению специалистов, на настоящий момент является одним из личностных тестов, наиболее часто применяемых в работе с персоналом, так как по его показателям можно предсказывать успешность овладения сотрудниками теми или иными профессиональными навыками. Автор теста CPI - Г. Гаух (H. G. Gough). В распоряжении отечественных специалистов по психодиагностике имеется вариант опросника, пере-
веденный с английского языка Н. Графининой (Институт психологии РАН).
Хотя опросник CPI и разрабатывался на основе MMPI - Миннесотского многофакторного личностного опросника или MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), он изначально создавался как инструмент для диагностики психологически нормальных личностей. Данный тест предназначен для работы со взрослыми людьми и подростками от 13 лет. Его методическая основа делает возможным диагностику такого качества личности, как уверенность себе, в контексте социального присутствия. Шкалы теста сгруппированы на основе выделения ряда факторов, актуальных в контексте тренинга РНУП. Например, представляется особенно интересным в плане самодиагностики уверенности в себе определение участниками тренинга комбинации следующих психологических показателей (шкал) теста: способности к доминированию, соперничеству, конкуренции (Do), к статусу (Cs), к общению (Sy), социальному присутствию (Sp), самоприятию (Sa), к независимому поведению (In), эмпатии (Em). В показателях данных шкал измеряются объединённые в единый фактор эффективность и адекватность социальных контактов, уравновешенность, самоуверенность, инициативность, находчивость и изобретательность.
Остальные факторы также выступают косвенными признаками, указывающими на склонность личности к уверенному поведению.
Например, фактор, измеряющий общую личностную регуляцию, психическое здоровье и склонность к конформизму, объединяет шкалы «Ответственность» (Re - зрелость, проявляемая в социальных и межличностных отношениях), «Социализация» (So - соответствие общепринятым социальным нормам и правилам), «Самоконтроль» (Sc - способность осуществлять контроль над импульсивным поведением и эмоциями, признавая серьёзность возможных социальных санкций), «Хорошее впечатление» (Gi - озабоченность отношением к себе других людей), «Толерантность» (To - степень категоричности социальных убеждений, отношений и установок), «Достижение через подчинение» (Ac - целеустремлённость, самодисциплина и организованность).
Фактор, включающий в себя шкалы «Достижение через независимость» (Ai), «Гибкость» (Fx), «Толерантность» (To), «Интеллектуальная эффективность» (Ie), «Психологический склад ума» (Ру), измеряет степень независимости действий и мыслей.
Фактор, состоящий из шкал «Обычность» (Ст), «Ответственность» (Ие), «Социализация» (8о), «Чувство благополучия» СШЪ), определяет степень конвенциональности и приверженности социальным нормам и ожиданиям [3]. Таким образом, в рамках тренинга РНУП вполне оправданно, на наш взгляд, использование опросника с целью определения индивидуальных особенностей в плане социального поведения, то есть особенностей, необходимых любому человеку для успешной жизни в обществе в целом и специалисту правоохранительной деятельности в частности.
В состав батареи тестов, используемых для измерения отдельных личностных показателей уверенности, включены именно те варианты, которые вполне удобны в плане надёжности, оперативности обработки и получения результатов, популярности применения в диагностической практике, оптимизации времени работы группы. К их числу относятся: тест уверенности в себе В.Г. Ромека, тест уверенности Райдаса, методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина и др.
К числу способов социально-психологического обучения, обязательных к применению в рамках тренинга РНУП, следует, на наш взгляд, отнести игровые методы, в частности, ситуационно-ролевые, дидактические, деловые имитационные, творческие. Общим основанием применения игр является их продуктивность в плане:
- первоначального преодоления скованности членов тренинговой группы;
- нейтрализации «психологической защиты» участников;
- диагностики их личностных показателей, особенностей поведения в контексте проблемы уверенности в себе (проблем общения и пр.);
- интенсификации процесса обучения и саморазвития - закрепления новых паттернов поведения в социальных, профессиональных ситуациях, способов взаимодействия с людьми, тренировки и закрепления новых социально-психологических потенциалов личности;
- неисчерпаемости возможностей к психологической и педагогической импровизации в воссоздании моделей кризисных ситуаций личной и профессиональной деятельности участников тренинга и способов выхода из них.
Игровой метод представляет собой способ расширения опыта участников тренинга по-
средством эмоционально окрашенного личного погружения в созданную группой ситуацию (предполагаемую или неожиданную) с целью оптимального её разрешения. Преимущества данного метода состоят в приобретении социально-психологического опыта через действие. Процесс приобретения опыта участниками большей частью позитивен, хотя у участников могут быть и отрицательные эмоции. Однако негативный опыт переживается не так болезненно, как в реальной ситуации. Каждый участник имеет возможность чувственно идентифицировать себя с определёнными ролями, относительно безопасно переживать условия кризисного общения. Под тщательным контролем преподавателя-ведущего должны быть вопросы, связанные с созданием атмосферы психологического комфорта, ответственности участников за происходящее, преодолением её искусственности, нереальности сценария, осознанием участниками серьёзности условий игровой ситуации.
Условиями эффективности игры выступают:
- тщательная разработка её плана;
- адекватная творческая инициатива преподавателя-ведущего с опорой на логику развития тренинга («теория - практика», «определение психологической закономерности - её констатация в результате упражнения»);
- корректность и осторожность применения данного метода (недопустимо «импровизировать» частотой его включения в ход тренинга при каждом удобном случае);
- оптимальный состав учебной группы (не более 12 человек) для качественного управления ситуациями тренинга.
Одним из ключевых условий, обеспечивающих высокую эффективность данного метода, является близость к реальности, современность профессиональных и личностных проблем участников тренинга. Инструктируя участников, преподаватель-ведущий тренинга должен, на наш взгляд, избегать постановки жёстких рамок сценария игры в плане предоставления возможности участникам максимально полно выразить их представления и переживания. Как само участие в игре, так и наблюдение за её ходом стимулируют формирование в сознании участников наиболее выигрышной модели поведения. Её окончательное оформление происходит в результате применения других методов социально-психологического обучения, например, в ходе дискуссии.
Метод дискуссии предполагает свободный обмен идеями, знаниями, представлениями
между преподавателем-ведущим и участниками. Она категорически необходима в тех ситуациях, когда обмен мнениями, убеждениями может способствовать новому взгляду на себя, других людей, а также в целях изменения сложившихся стереотипов поведения, навыков межличностного общения, в целях оптимизации обратной связи между членами тренинговой группы.
В отличие от беседы, дискуссия имеет в виде особенностей ключевую тему и строго определённый порядок, фактор эмоциональной вовлечённости участников при корректном поведении в целях достижения общего консенсуса. Преподаватель должен, на наш взгляд, использовать дискуссию как площадку для овладения новым теоретическим материалом, привлекать к этому процессу как специально подготовленных членов группы, так и других спонтанно, эмоционально вовлеченных участников - инициаторов полемики. Создавая дружественную атмосферу свободного обмена мнениями, преподаватель берёт на себя функцию осторожного посредника, ставящего острые вопросы, следящего за пропорциональностью участия в дискуссии всех участников. Проблемные стороны метода дискуссии заключаются в возможности отклонения от заданной темы, сильной зависимости отдельных участников от группового влияния и, наоборот, высокой вероятности индивидуального оппозиционного протеста.
Считаем также целесообразным применение в рамках тренинга РНУП метода мозгового штурма как разновидности групповой дискуссии.
Данный метод полезен в аспекте группового интеллектуального решения проблем, связанных с теорией и практикой уверенности в себе и уверенного поведения, а также для рефлексивного взгляда на себя как носителя мнений, убеждений, способного к их открытой демонстрации. Ведущая функция мозгового штурма - генерация идей, вне анализа и обсуждения решений, предлагаемых участниками. Данная функция мозгового штурма обусловлена возможностью группы более быстро и эффективно рождать идеи по сравнению с интеллектуальной активностью отдельно взятых её членов. Соблюдая принципы отсутствия всякой критики, поощрения и фиксации идей, свободы ассоциативных связей, равноправия участников, ведущий и участники достигают высокой креативности, выходят за пределы сложившихся стереотипов деятельности. Данный метод представляется весьма полезным в поиске стилей, способов уверенного поведения в профессиональных и
житейских ситуациях [5]. Он способствует развитию творческой самостоятельности, взгляду на себя как на генератор идей и предложений, нормализации самооценки, осознанию себя как человека, которого принимает и уважает социальное окружение.
В рамках тренинга РНУП наибольшую актуальность, на наш взгляд, имеет метод инцидента. Его использование связано с развитием умений принятия решений в условиях нехватки информации, рационального сбора и использования информации, необходимой для принятия решения, преодолением личностной косности, ригидности в управлении социальной ситуацией, поиском адекватных способов поведения в кризисных условиях личной и профессиональной жизнедеятельности. Данный способ представляет собой разновидность методов конкретных ситуаций (кейс-метод), при существенном отличии в эмоционально напряжённом кризисном содержании и в необходимости самостоятельного поиска учащимися необходимой информации. Принятие ответственного решения в напряжённых условиях представляет собой сложную психологическую проблему [6]. Тренер, создавая достаточно острую (с элементами конфликта) обстановку, даёт возможность осознать специфику собственных реакций в плане продуктивности адаптации. Их диапазон широк: от замедления психической деятельности (снижение темпа мыслительных процессов, памяти, усиление рассеянности, стереотипности поступков и т.д.) до гиперстремительности реакций (суетливость, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность и т.д.). Неоднократность погружения в подобные ситуации способствует нормализации реакции, поэтому данный метод и предназначен для тренировки навыков уверенного поведения. Процедура исполнения следующая. На занятии в течение ограниченного времени группа знакомится с экстраординарным случаем (в устном или письменном варианте), например, с краткой информацией о преступлении или об отказе гражданина выполнить требования полицейского. Участники тренинга для принятия обоснованного решения в условиях недостаточности информации должны разобраться в ситуации, определить суть проблемы, стратегии и тактики оптимального выхода из неё.
Учащиеся задают вопросы ведущему для получения и систематизации фактических данных, в течение нескольких минут формулируют проблему, затем анализируют и принимают решение.
Вышеприведенные методы являются основными в рамках программы тренинга развития навыков уверенного поведения сотрудников органов внутренних дел.
Критериями качественно проведенного тренинга можно считать систему:
- субъективных положительных оценок участниками тренинга собственных действий в ранее проблемных для них жизненных и профессиональных ситуациях;
- объективных показателей профессиональной деятельности, успешности в выполнении профессиональных задач, связанных с кризисным характером социальных ситуаций (позитивной социальной реакции на свои действия как действия полицейского).
Данных результатов можно достичь, на наш взгляд, за счёт детальной проработки структуры тренингового цикла, учитывая тот факт, что каждый преподаватель образовательной организации (ведущий тренинга), вносит свои неповторимые с точки зрения профессиональной индивидуальности специфические моменты как в организацию, так и в содержательное наполнение тренинга [10].
Программа тренинга развития навыков уверенного поведения, её содержательные и формальные аспекты составляются в соответствии со спецификой профессиональной деятельности сотрудников большинства служб и подразделений органов внутренних дел, конкретных ситуаций, требующих психологически грамотного решения, личностных особенностей участников группы, заявленных профессиональных проблем, уровня общей психологической культуры, возраста и т.д. Наполнение программы конкретными психотехниками, упражнениями осуществляется с учётом перечисленных факторов, а также особенностей групповой динамики.
Данный тренинг обладает достаточно устойчивой обобщённой структурой, включающей обязательные содержательные блоки и процедурные моменты. В его программу включены как взаимосвязанные части диагностика, теория и практика.
Диагностическая часть курса посвящена осознанию сотрудниками своих личностных качеств в аспекте уверенного поведения, оптимизации отношения к себе как целостной самодостаточной личности, способной к ответственности и достижению поставленных целей. В неё включены тесты, упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников на собственной личности, её комму-
никативно-значимых качествах, формирующих стратегию и тактику уверенного поведения. На этом этапе решается задача создания в процессе обучения таких условий, которые могли бы обеспечить каждому сотруднику возможность наиболее ярко, отчётливо увидеть себя в зеркале собственных представлений и самооценок, а также в зеркале мнений других людей - участников группы, оценить свои личностные качества в плане уверенности, прислушаться к своим переживаниям по поводу собственных типичных способов поведения в кризисных ситуациях.
Теоретическая часть обучения предполагает изучение необходимого материала, рекомендованного преподавателем как самостоятельно, так и в рамках лекционных и практических занятий. В содержательном плане эта информация касается сущности уверенности, её объяснения с точки зрения различных научных подходов, взаимосвязи уверенности с самооценкой, тревожностью, мотивацией, готовностью рисковать в социальных ситуациях, конгруэнтностью (внутренней целостностью, гармонией) личности, агрессивностью, оптимистической жизненной установкой и т.д. Теоретическое познание сути процессов, состояний и свойств личности в контексте уверенности в себе и уверенного поведения включает в себя знакомство с алгоритмами адаптации и управления собственным поведением в профессиональных ситуациях.
Практическая часть тренинга наполнена групповыми, социально-психологическими методами отработки базовых умений уверенного поведения, а также умений профессионального общения в особых кризисных условиях.
В первом случае это умения:
- искреннего, естественного, открытого эмоционального самовыражения в речи и поведении;
- целостного самовыражения, соблюдения соответствия между речевым и невербальным поведением (конгруэнтность) в выражении чувств;
- психологического сопротивления и нападения на основе прямого и честного выражения собственных эмоций и желаний;
- использования «Я»-высказываний как отражения ответственности за свои слова и поступки, а также отказа от неопределённых формулировок как символа собственной нерешительности;
- убедительного и твердого отказа, психологически адекватной постановки слова «нет»;
- адекватного принятия похвалы, отказа от недооценки своих качеств и способностей;
- импровизации как спонтанного выражения эмоциональных реакций на удовлетворение потребностей, повседневных забот;
- установления многочисленных контактов с различными категориями граждан (грамотно начинать, поддерживать и заканчивать разговор).
В специальном профессиональном плане вышеприведенные методы социально-психологического обучения нацелены на развитие способностей полицейского:
- идти на риск в профессионально значимых, экстремальных ситуациях;
- контролировать свои эмоции;
- противостоять давлению со стороны других людей, особенно в ситуациях, связанных с применением властных полномочий и других форм «узаконенного насилия»;
- быстро адаптироваться и брать под контроль ситуации межличностного конфликта, психологически грамотно осуществлять процедуру, посредничества, конструктивного противоборства, амортизации агрессии в свой адрес.
Заключение
В качестве вывода следует отметить, что уверенность полицейского-профессионала в рамках социально-психологического тренинга должна быть понята с позиции высшего уровня освоенности умений в аспекте социальной и профессиональной адаптации - как социально-адаптивная и профессионально-навыковая уверенность. Вышеназванные виды уверенности выступают ориентирами в плане разработки программы тренинга профессионального самосовершенствования в контексте уверенного поведения.
Указанные виды профессиональной уверенности полицейского нуждаются в дальнейшем детальном рассмотрении, поиске базовых психологических детерминант, обеспечивающих:
- веру в себя (буквальная смысловая основа термина «уверенность»), в свои силы, наполненность энергией удачи и успеха, стойкость и не-
преклонность в преодолении жизненных трудностей;
- разумное отношение к действительности, базовую способность к адаптации и выживанию в любых условиях. Чёткое знание сотрудника ОВД о том, кто он, где он, что и как он должен делать, обеспечивает ему уверенность в преодолении любого препятствия на пути к достижению профессионально важных целей;
- здоровое отношение к жизни, наполненность тела энергией, высокий физический тонус, помогающий осознанию равновесия между внутренним состоянием и внешней средой, пониманию возможностей самореализации в различных условиях;
- уважение к себе, разумный эгоизм в социально позитивном смысле этого слова (личное признание взаимности как фактора отношений с окружающими людьми), подразумевающий высокий уровень самоуважения, самоконтроля, адекватную самооценку, позитивное позиционирование себя как основу социального отношения к себе;
- социальную активность, нацеленность на развитие социальных связей, общение с различными категориями граждан, предприимчивость и инициативу в установлении эмоционально-положительных доверительных отношений с окружающими, социально-психологическую самодостаточность как залог личного и корпоративного авторитета;
- энергию желания и достижения, постановку жизненных приоритетов, расширение диапазона интересов, увлечений, создание комфорта и благополучия для других и для себя.
Данные качества в определённых комбинациях наполняют уверенностью полицейского тогда, когда ему необходимо рисковать собой, противостоять чужому мнению, давлению, управлять поведением окружающих граждан. В данном случае уверенность предполагает демонстрацию социально важных характеристик личности: ответственности, мужества, способности к подвигу во имя спасения жизни, здоровья людей, интересов общественной безопасности.
Список литературы
1. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - Ленинград: ЛГУ, 1985. - 167 с.
2. Кравцов О. Г., Балашова В. А., Цветков В. Л. Особенности социального позиционирования оперативных сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. -№ 4 (75). - С. 60-64.
3. Loring W. McAllister. Практическое руководство по интерпретации CPI / пер. Н. А. Графини-ной, под общ. ред. Н. В. Тарабриной. - Москва: Институт психологии РАН, 1988. - 53 с.
4. Макаров Ю. В. Психологический тренинг как технология // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 5. - С. 61-66.
5. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика : монография. -Санкт-Петербург: Образование, 1997. - 238 с.
6. Марасанов Г. И. Моделирование «группового террора» в социально-психологическом тренинге // Журнал «Психологического общества им. Л. С. Выготского». - 2000. - № 1. - С. 7б-78.
7. Наговец М. Ю. Уверенность личности как психологический феномен // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. 58-б1.
8. Трипутин С. Н., Душкин А. С., Гурьев M. Е. Дидактический анализ инновационных методов в образовательных организациях высшего образования МВД России // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № б1-3. - С. 311-314.
9. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга : монография. - Москва: МГУ, 1982. - 1б8 с.
10. Плешаков В. А. О тренинге как психолого-педагогической технологии // Проблемы педагогического образования : сборник научных статей. - Вып. 34 / под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левано-вой. - Москва: МГПУ МОСПИ, 2009. - С. S3-SS.
11. Ромек В. Г. Тест уверенности в себе // Психологическая диагностика : научно-методический и практический журнал / ред. М. К. Акимова, В. Г. Колесников. - 2008. - № 1. - С. S9-83.
12. Ромек В. Г. Уверенность в себе: этический аспект // Журнал практического психолога. - 1999.
- № 9. - С. 2S.
13. Скотникова И. Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 1. - С. 52-б0.
References
1. Yemel'yanov Yu. N. Aktivnoye sotsial'no-psikhologicheskoye obucheniye. - Leningrad: LGU, 198S.
- 1б7 s.
2. Kravtsov O. G., Balashova, V A, Tsvetkov, V L. Osobennosti sotsial'nogo pozitsionirovaniya operativnykh sotrudnikov politsii // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. - 2018. - № 4 (7S). - S. б0-б4.
3. Loring W. McAllister. Prakticheskoye rukovodstvo po interpretatsii CPI / perevod N. A. Grafininoy, pod obshch. red. N. V. Tarabrinoy. - Moskva: Institut psikhologii RAN, 1988. - S3 s.
4. Makarov Yu. V. Psikhologicheskiy trening kak tekhnologiya // Izvestiya Rossiyskogo Gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. - 2013. - № S. - S. б1-бб.
5. Makshanov S. I. Psikhologiya treninga: Teoriya. Metodologiya. Praktika: monografiya. - Sankt-Peterburg: Obrazovaniye, 1997. - 238 s.
6. Marasanov G. I. Modelirovaniye «gruppovogo terrora» v sotsial'no-psikhologicheskom treninge // Zhurnal «Psikhologicheskogo obshchestva im. L. S. Vygotskogo». - 2000. - № 1. - S. 7б-78.
7. Nagovets M. Yu. Uverennost' lichnosti kak psikhologicheskiy fenomen // Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii. - 2012. - № 2. - S. S8-61.
8. Triputin S. N., Dushkin A. S., Gur'yev M. Ye. Didakticheskiy analiz innovatsionnykh metodov v obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya MVD Rossii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2018. - № б1-3. - S. 311-314.
9. Petrovskaya L. A. Teoreticheskiye i metodicheskiye problemy sotsial'no-psikhologicheskogo treninga: monografiya. - Moskva: MGU, 1982. - 1б8 s.
10. Pleshakov V. A. O treninge kak psikhologo-pedagogicheskoy tekhnologii // Problemy pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnykh statey. - Vyp. 34 / pod red. V. A. Slastenina, Ye. A. Levanovoy. - Moskva: MGPU MOSPI, 2009. - s. S3-SS.
11. Romek V. G. Test uverennosti v sebe // Psikhologicheskaya diagnostika : nauchno-metodicheskiy i prakticheski zhurnal / red. M. K. Akimova, V. G. Kolesnikov. - 2008. - № 1. - S. S9-83.
12. Romek V G. Uverennost' v sebe: eticheskiy aspekt // Zhurnal prakticheskogo psikhologa. - 1999. -№ 9. - S. 2S.
13. Skotnikova I. G. Problema uverennosti: istoriya i sovremennoye sostoyaniye // Psikhologicheskiy zhurnal. - 2002. - T. 23. - № 1. - S. S2-60.
© Кораблев С.Е., 2019
Статья поступила в редакцию 30.09.2019 г.