Научная статья на тему 'Феномен уверенного поведения как фактор профессиональной эффективности сотрудника органов внутренних дел'

Феномен уверенного поведения как фактор профессиональной эффективности сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лисина В. С., Кораблев С. Е.

Статья посвящена проблеме психологической сущности уверенного поведения, а также методам его формирования и развития в контексте профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лисина В. С., Кораблев С. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен уверенного поведения как фактор профессиональной эффективности сотрудника органов внутренних дел»

Предполагается, что компьютерное моделирование процесса формирования структуры позволит целенаправленно подойти к исследованию структуры композиционных строительных материалов с учетом характеристик сырьевых компонентов, оптимизации составов и получению материалов с улучшенными физико-механическими и теплофизическими характеристиками для огнезащиты строительных конструкций зданий и сооружений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романенков И.Г., Левитес Ф.А. Огнезащита строительных конструкций. М.: Стройиздат, 1991. 320 с.

2. Страхов В.Л., Крутое A.M., Давыдкин Н.Ф. Огнезащита строительных конструкций / Под ред. Ю.А. Кошмарова. М.: ТИМР. 2000. 433 с.

3. Леденев А. А. Управление огнестойкостью железобетонных конструкций вариатропной структуры / А.А. Леденев, В.Т. Перцев, А.В. Калач, Т.В. Загоруйко, Е.В. Калач, С.А. Донец // Научно-теоретический журнал «Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова», 2016. - № 4-С. 16-22.

4. Основы геометрического моделирования в Unity3d: методические указания / сост.: З.В. Степчева, О.С. Ходос. - Ульяновск: УлГТУ, 2012. - 33 с.

УДК 159.9

В. С. Лисина, С.Е. Кораблев

ФГКОУ ВО «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

ФЕНОМЕН УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья посвящена проблеме психологической сущности уверенного поведения, а также методам его формирования и развития в контексте профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: уверенное поведение, профессиональная эффективность, особенности деятельности полиции, психологические методы обучения.

V.S. Lisina, S.E. Korablev

THE PHENOMENON OF SURE BEHAVIOR AS A FACTOR OF PROFESSIONAL EFFICIENCY OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article is devoted to the problem of the psychological essence of confident behavior, as well as methods of its formation and development in the context of professional training of internal affairs officers.

Keywords: confident behavior, professional efficiency, features of the police, psychological methods of training.

Актуальность разработки проблемы уверенного поведения специалистов, работа которых характеризуется высоким уровнем психоэмоциональной напряженности, экстремальности, конфликтности, обусловлена, в первую очередь необходимостью повышения эффективности их деятельности, обеспечения личной профессиональной

безопасности и высоким социальным престижем профессии. К числу таких профессий относится деятельность сотрудников ОВД, МЧС, ФСИН, войск Российской гвардии, ФСБ и др. Функциональные обязанности, сформулированные в нормативных документах, регулирующих деятельность органов внутренних дел Российской Федерации Законе «О полиции», прямо или косвенно обуславливают необходимость развития навыков уверенного поведения. Например, уверенность как личностное профессионально-важное качество востребовано в ситуациях, когда сотруднику органов внутренних дел требуется незамедлительно оказывать на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств [1]. В контексте организации профессионального обучения современного полицейского представляется актуальным изучение феномена уверенного поведения полицейского, личностных характеристик, выступающих его детерминантами, а также разработку частной методики развития соответствующих качеств, умений и навыков в процессе профессионального обучения.

Одним из первых шагов в познании природы в решении поставленных выше задач является детализация понятия «уверенное поведение». Существуют различные точки зрения на природу данного феномена. Большой психологический словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко дает следующую интерпретацию: «уверенность в себе (англ. self-reliance) - переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам...» [4]. Также авторы отмечают, что уровень самооценки должен соответствовать реальным возможностям человека. В противном случае имеет место самоуверенность или неуверенность в себе. Применительно к деятельности сотрудника органов внутренних дел уверенное поведение проявляется в высоком уровне саморегуляции, профессиональной компетентности. Навыки ассертивного поведения позволяют сотрудникам полиции в служебно-боевых условиях быть готовым к противодействию правонарушителям, избежать растерянности, аффективного состояния в психологически напряженных, провоцирующих ситуациях. Эмоционально-волевая устойчивость - это один из показателей уровня психологической подготовки полицейского к эффективному и целенаправленному решению профессионально значимых функций.

Значимым шагом в познании феномена уверенности представляется определение личностных характеристик, составляющих систему факторов соответствующего поведения. В плане обеспечения высокого уровня эффективности служебной деятельности являются важными:

- личностная конгруэнтность - гармония различных социально-ролевых статусов внутри одного человека;

- сбалансированное внутри личностное «Я»;

- интеллектуальная полноценность, позволяющая быстро адаптироваться в коммуникативном разнообразии профессиональной деятельности [3];

- высокий уровень саморегуляции в привычных и экстремальных ситуациях;

- социальная активность, предприимчивость;

- наблюдательность;

- владение навыками воздействия на сознание собеседников и продуктивное управление ими.

Любое теоретическое исследование нацелено на практическую помощь сотруднику правоохранительных органов, на поиск методов психологического самосовершенствования. Одним из эффективных инструментов развития умений уверенного поведения, на наш взгляд, является метод ролевой игры психодрамы, относящийся к числу методов социально-психологического обучения. В процессе такой игры человек выбирает себе роль, разыгрывает сцены, которые непосредственно связаны с его собственными проблемами, что способствует выработке более глубокого самопонимания, новых способов

эмоционального реагирования. Например, психогимнастические упражнения, предложенные В.Г. Ромеком, помогают развитию уверенного поведения в межличностных отношениях. Одно из них, направленное на преодоление своих страхов, состоит в следующем: каждый член группы называет то, чего он боится, а затем из участников формируются пары, один из которых не боится того, чего очень боится другой. Между ними происходит обмен информацией. Данное упражнение позволяет партнерам помочь друг другу справиться с кризисной ситуацией [5]. Эффективность тренинговых процедур по развитию навыков уверенного поведения, предложенных отечественными и зарубежными психологами, определяет значимость их использования в процессе профессионального обучения полицейских в образовательных организациях МВД России.

Подытожив сказанное, необходимо отметить важность социально-психологического обучения сотрудников ОВД в контексте формирования навыков уверенного поведения в типичных и экстремальных условиях деятельности с целью обеспечения:

- личной профессиональной безопасности сотрудника ОВД;

- эффективности выполнения правоохранительных задач;

- высокого социального престижа профессии полицейского.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ «О полиции» // СПС Консул ьтантПлю с.

2. Кораблев С.Е. Организация коммуникативного обучения сотрудников органов внутренних дел на этапе осуществления профессиональной подготовки / С.Е. Кораблев // Вестник Воронежского института МВД России. - 2009. - № 3. - С. 51-54.

3. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / С.Е. Кораблев. - Воронеж : ВИ МВД России, - 2005. - 156 с.

4. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.И. Зинченко. - М., 2003. - 672 с.

5. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. -СПб.: Речь, 2003. - 175 с.

УДК 614.8.01

Е.А. Литвиненко1, Н.Н. Кривенко2

^УКС ГУ МЧС России по Республике Крым

2

АНОО ВО Международный институт компьютерных технологий

СИСТЕМА ОКСИОН, КАК ПЕРЕДОВОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания культуры пожарной безопасности населения и безопасности жизнедеятельности в целом. Рассмотрены главные цели, задачи и значение «Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения» в решении проблемы формирования культуры пожарной безопасности.

Ключевые слова: пожарная безопасность, культура безопасности, ОКСИОН Е.А. Litvinenko, N.N. Krivenko

SYSTEM OKSION, AS A PROGRESSIVE MEANS OF ENHANCING A CULTURE OF

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.