Научная статья на тему 'Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности'

Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
979
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИЯ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / POLICE EMPLOYEE / PSYCHOLOGICAL TRAINING / FACTOR OF PSYCHOLOGICAL SAFETY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Воробьева Ольга Михайловна

В статье обоснована необходимость решения проблемы освоения сотрудниками полиции компетенции в области психологической безопасности. Проанализированы особенности существующей системы профессиональной психологической подготовки полицейских, обозначена необходимость ее совершенствования в целях повышения эффективности работы по обеспечению психологической безопасности себе и окружающим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Воробьева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional psychological training as a factor of psychological safety

The article substantiates the necessity of solving the problem of mastering the competence in the field of psychological safety by the police employees. The authors analyze the features of the existing system of professional psychological training of policemen, and point out the need for its improvement with a view to increase the effectiveness of work to provide psychological safety to oneself and others.

Текст научной работы на тему «Профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 158.1 ББК 88.411.9

Ю.В. Варданян, О.М. Воробьева

профессиональная психологическая подготовка как фактор психологической безопасности

В статье обоснована необходимость решения проблемы освоения сотрудниками полиции компетенции в области психологической безопасности. Проанализированы особенности существующей системы профессиональной психологической подготовки полицейских, обозначена необходимость ее совершенствования в целях повышения эффективности работы по обеспечению психологической безопасности себе и окружающим.

Ключевые слова: психологическая безопасность, сотрудник полиции, психологическая подготовка, фактор психологической безопасности, компетенция.

Y.V. Vardanyan, O.M. Vorobyeva

professional psychological training as a factor of psychological safety

The article substantiates the necessity of solving the problem of mastering the competence in the field of psychological safety by the police employees. the authors analyze the features of the existing system of professional psychological training of policemen, and point out the need for its improvement with a view to increase the effectiveness of work to provide psychological safety to oneself and others.

Key words: psychological safety, police employee, psychological training, factor of psychological safety, competence.

Деятельность современного сотрудника полиции непосредственно направлена на защиту граждан, их прав и свобод, охрану общественного порядка и общественной безопасности, профилактику преступлений и борьбу с правонарушениями. Специфика служебной деятельности оказывает существенное влияние на психику и личностные свойства сотрудников, повышая вероятность развития у них признаков профессиональной деформации. Важным фактором профилактики развития неблагоприятных личностных качеств полицейских, их профессионального и эмоционального выгорания, формального отношения

к выполнению служебной деятельности становится психологическая работа с сотрудниками органов внутренних дел. Она представляет собой вид морально-психологического обеспечения, направленный на формирование у полицейских профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач.

Сотрудник полиции ежедневно сталкивается с различными угрозами, как физическими, так и психологическими. Современный мир насыщен разнообразием оружия информационно-

н о о

X

о го с о

со ф

ю

о

о ф

т

о ^

о

X S

о с

о

Ё

го -&

го ^

го

ca о н

е

ч о с CK

го ^

о ф

т

о ^

о

X S

о с

CK

го

X .0

го

X

о

S

о

о ф

-&

о ^

с

го

m

ф

.Q

Ю

о ^

о ш

X

к

X

го ^

го ш

QD

психологического характера, направленного на сознание и психику человека. Регулярное общение с гражданами, находящимися в аффективных состояниях, участие в мероприятиях по восстановлению общественного порядка, применение оружия и принятие ответственности за жизнь и здоровье других людей - все это обуславливает постоянное присутствие в служебной деятельности полицейского таких стрессовых факторов, как опасность, риск, внезапность, неопределенность, новизна, негативное эмоциональное реагирование, давление окружающих и многое другое. Эти и другие факторы приводят к хроническим перегрузкам, ухудшению психологического и физиологического самочувствия, снижению работоспособности. Возникают проблемы неудовлетворенности службой, ее низкой результативностью, невозможностью реализовать себя в работе, добиться значимых результатов.

В таких условиях одной из основных задач психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел выступает обеспечение психологической безопасности личного состава, способствующей сохранению стабильности личности самого сотрудника полиции и психологического благополучия субъектов его профессиональной деятельности.

Проблема психологической безопасности в последнее время является одной из наиболее актуальных в психологической науке. В настоящее время «современное научное знание о психологической безопасности, находящееся на стадии интенсивного и многоаспектного развития, аккумулируется в научной картине мира» [1, с. 98].

В работах ряда авторов психологическая безопасность личности понимается как «определенная защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменять психические состояния, психологические характеристики и поведение, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути» [4, с. 4].

Некоторые зарубежные авторы рассматривают психологическую безопасность в тесной связи с социальной безопасностью человека, которая «связана со свободой от психологического и социального риска или вреда (relates to freedom from psychological and social risk or harm» [10, с. 580].

В научной литературе отсутствует согласованность в определении психологической безопасности личности. Анализируя существующие подходы к изучению данной проблемы, можно выделить различные позиции в отношении сущностных характеристик психологической безопасности: личностно-психологические особенности человека, выступающие субъективным условием формирования психологической безопасности; особенности развития условий жизнедеятельности человека; результат протекания психических процессов человека и др.

Обстановка современного общества обусловила необходимость изучения психологической безопасности личности в различных отраслях жизни человека. Одним из наиболее разработанных направлений выступает исследование психологической безопасности в образовательной сфере в связи с необходимостью «значительного повышения уровня психологической самозащиты субъекта образования от деструктивных воздействий, а также создания в образовательном учреждении психологически безопасной и комфортной атмосферы» [2, с. 82].

Отдельным вектором научного исследования является изучение психологической безопасности в современном спорте. В контексте субъекта спортивной деятельности психологическую безопасность рассматривают как «состояние защищенности и психологического благополучия, достигаемого в результате владения приемами профилактики, нейтрализации и преодоления опасностей и угроз, имеющих отношение к его внутреннему миру в процессе тренировок и во время соревнований» [3, с. 11].

В исследованиях психологической безопасности субъекта профессиональной деятельности выделены три подшка-

лы, «оценивающие ключевые аспекты организационного обучения.. : психологическая безопасность, экспериментирование и лидерство, которые усиливают обучение (introduce and validate three subscales that assess key dimensions of organizational learning...: psychological safety, experimentation, and leadership that reinforces learning)» [11, с. 67]. Анализ показывает, что в некоторых публикациях рассматриваются психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел [7; 8]. Повышенное внимание привлечено к психопрофилактике и коррекции профессионального стресса в связи с необходимостью предотвращения его разрушительного влияния [6]. Условия профессиональной деятельности полицейского предъявляют повышенные требования к психологической устойчивости каждого сотрудника, сохранению стабильности его личности, его психологической безопасности. Сохранение личной психологической безопасности сотрудника, гарантирование психологической защищенности разных субъектов его взаимодействия во многом зависит от уровня профессиональной психологической подготовленности личного состава органов внутренних дел.

Профессиональная психологическая подготовка в органах внутренних дел проводится психологом подразделения в системе морально-психологической подготовки личного состава и направлена на повышение психолого-педагогической компетентности руководящего состава, развитие коммуникативной компетентности сотрудников и владение приемами саморегуляции. Основной целью психологической подготовки становится выработка у сотрудников полиции психологических знаний, умений и готовности к успешному преодолению психологических трудностей служебной деятельности в интересах повышения эффективности выполнения своих должностных обязанностей.

Как показывает анализ, к основным задачам психологической подготовки сотрудников относят изучение и формирование следующих характеристик: не-

обходимых психологических знаний для адекватной оценки и учета негативных психологических факторов в процессе оперативно-служебной деятельности; профессионально важных психологических качеств (эмоциональная устойчивость, наблюдательность, память, мышление, внимание и др.); психологической устойчивости в процессе преодоления трудностей профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях; психологической готовности к применению огнестрельного оружия; умения использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач [5, с. 68].

Основной формой морально-психологического обеспечения в полиции является морально-психологическая подготовка, представляющая собой самостоятельный вид обучения сотрудников. Организация и проведение морально-психологической подготовки основывается на принципах целостного педагогического процесса, подразумевающего разработку таких системных элементов, как: цель, задачи, программы, направления, условия, организация, формы, методики, обеспечение, способы контроля и оценки. Содержание психологической подготовки определяется целью и задачами морально-психологического обеспечения и выражается в программах, тематических планах и содержании занятий.

Принято выделять общую, специальную и целевую психологическую подготовку сотрудников полиции. Общая психологическая подготовка подразумевает собой овладение общими знаниями психологии, позволяющими повысить эффективность служебной деятельности; формирование и развитие общих профессионально важных качеств и способностей; формирование и развитие навыков волевой саморегуляции, общения, концентрации и переключения внимания и др. Специальная психологическая подготовка ориентируется на учет профессиональной специализации сотрудников, особенностей выполняемых ими служебных задач. Целевая психологическая подготовка направлена на подготов-

I-

о о

X

о го с о

со ф

ю

о

о ф

т

о ^

о

X S

о с

Q.

о

Ё

го -&

го ^

го ^

са о н

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч о с к

го ^

о ф

т

о с; о

X S

о с к го

X .0

с; го

X

о

S

о

о ф

■&

о ^

с

го

ш

ф

.0

ю

о ^

о ш

X

к

X

го ^

го ш

Ш

ку сотрудника к выполнению определенной задачи, осуществлению действий в конкретной ситуации (в особых условиях службы). В целом, процесс психологической подготовки сотрудников полиции заключается в формировании и развитии у них необходимых психологических качеств с одновременным привитием необходимых профессиональных навыков.

Несмотря на достаточно проработанную систему психологической подготовки в органах внутренних дел, в настоящее время существует проблемные вопросы в планировании и реализации мероприятий по формированию и развитию психологической компетентности сотрудников. Зачастую психологическая подготовка носит обобщенный характер учебные группы формируются не по направлениям служебной деятельности, а по рангу занимаемых должностей. Наибольшую трудность вызывают методы психологической подготовки сотрудников. Так, очень часто обучение методам психологической саморегуляции носит теоретический характер без возможности отработки навыков их практического применения непосредственно в служебной деятельности. Попытки организовать психологическую подготовку в отрыве от основных предметов профессиональной и специальной подготовки не приносят необходимого результата. Таким образом, исследование путей и способов совершенствования системы профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является одним из приоритетных направлений в повышении эффективности служебной деятельности полицейского.

Как показывает анализ, современные авторы задумываются о необходимости разработки «профилактических, тренин-говых, коррекционных программ, направленных на развитие возможностей личности к преодолению опасных, угрожающих ситуаций, где акцент должен

делаться именно на особенностях системы отношений человека к миру, себе и другим, ее адекватности, соответствия наличным условиям жизни» [9, с. 79]. В этом контексте очевидна необходимость совершенствования профессиональной психологической подготовки, обеспечивающей формирование компетенции сотрудников органов внутренних дел в области психологической безопасности. Эта компетенция может быть представлена в виде трех взаимосвязанных компонентов: когнитивно-познавательного, эмоционально-личностного, операцион-но-результативного.

Эффективность формирования данных компонентов зависит не только от содержания и методов организации профессиональной психологической подготовки в органах внутренних дел. Также важно соблюдение таких психолого-педагогических условий, как создание и применение обоснованной критериально-оценочной основы мониторинга динамики формирования компетенции сотрудника полиции в области психологической безопасности; достижение системности и целостности процесса профессиональной психологической подготовки; формирование учебных групп по направлению оперативно-служебной деятельности; реализацию практико-ориентированного подхода к организации занятий по профессиональной психологической подготовке.

Таким образом, высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел определяет необходимость совершенствования основных форм, методов, подходов и технологий организации морально-психологического обеспечения служебной деятельности сотрудников полиции, освоения основ развития и реализации собственной психологической безопасности в сочетании с готовностью к обеспечению психологической безопасности гражданина, общества, государства.

Библиографический список

1. Варданян, Л.В. Характеристика эмоционального содержания концепта «психологическая безопасность» [Текст] / Л.В. Варданян // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 2 (22). -С.97-100.

2. Варданян, Ю.В. Субъектная и компетентностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования [Текст] / Ю.В. Варданян, Е.Н. Руськина // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 79-82.

3. Варданян, Ю.В. Субъект психологической безопасности в образовании и спорте: отечественный и зарубежный опыт экспериментального исследования [Текст]: монография / Ю.В. Варданян. -Саранск: Мордов. гос. пед. и-т., 2014. - 128 с.

4. Колесникова, Т. И. Психологический мир личности и его безопасность [Текст] / Т.И. Колесникова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 176 с.

5. Кобозев, И.Ю. Психологическое обеспечение служебной деятельности [Текст]: учеб. пособие / И.Ю. Кобозев. - М.: ДГСК МВД России, 2015. - 144 с.

6. Кобозев, И.Ю. Психопрофилактика и коррекция профессионального стресса сотрудников ОВД [Текст] / И.Ю. Кобозев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. -№ 1. - С. 205-209.

7. Кораблев, С.Е. Психологические аспекты организации взаимодействия полицейских структур и населения [Текст] / С.Е. Кораблев. - Воронеж: Воронежский ин-т МВД России, 2011. - 121 с.

8. Мягких, Н.И. Теория и практика психологии кризисных ситуаций в правоохранительной деятельности [Текст] / Н.И. Мягких, Н.И. Крылова // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». - М.: Московский гос. психолого-педагогический университет, 2015. - С. 123-134.

9. Эксакусто, Т.В. Особенности отношения к миру субъектов с разным профилем психологической безопасности / Т.В. Эксакусто, Ю.К. Дуганова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2014. -Т. 20. - С. 76-79.

10. Dollard M.F., Bakker A.B. Psychosocial Safety Climate as a Precursor to Conducive Work Environments, Psychological Health problems, and Employee Engagement. Journal of Occupational and Organi- s zational Psychology, 2010. № 83. P. 579-599. g

11. Higgins M., Ishimaru A., Holcombe R., Flowler A. Examining Organizational Learning in Schools: о The Role of Psychological Safety, Experimentation, and Leadership that Reinforces Learning. Journal g of Educational Change, 2012. № 13 (1). P. 67-94. S

Referencеs

1. Vardanyan L.V. Characteristic of emotional content of the concept "psychological safety". Gumanitar-

o

О Ф T

о

2. Vardanyan Y.V., Ruskina E.N. Subject and competence conditionality of psychological safety development in the system of education. Integration of Education, 2011. № 1. P. 79-82. [in Russian].

3. Vardanyan Y.V. Subject of psychological safety in education and sport: national and international experience of experimental study. Saransk: Mordovia State Pedagogical Institute, 2014. P. 128. [in Russian].

4. Kolesnikova T.I. Psychological world of a person and its safety. M.: VLADOS-PRESS, 2001. P. 176. [in Russian].

5. Kobozev I.Y. Psychological support of official activity. M.: DGSK MVD of Russia, 2015. P. 144. [in Russian].

6. Kobozev I.Y. Psychoprophylaxis and correction of occupational stress in ATS employees. Vestnik of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, 2016. № 1. P. 205- 209. [in Russian].

7. Korablev S.E. Psychological aspects of organization of interaction of police structures and people. Voronezh: Voronezhskiy in-t MVD of Russia, 2011. P. 121. [in Russian].

8. Myagkih N.I., Krylova N.I. Theory and practice of psychology of crisis situations in law enforcement activity. Kochenovskie chteniya "Psichologiya Ipravo v sovremennoi Rossii". M.: Moscow State psychological-pedagogical University, 2015. P. 122-134. [in Russian].

9. Eksakusto T.V. Features of the attitude to the world by subjects with different profile of psychological safety. Vestnik KGUim. N.A. Nekrasova, 2014. V. 20. P. 76-79. [in Russian].

10. Dollard M.F., Bakker A.B. Psychosocial Safety Climate as a Precursor to Conducive Work Environments, Psychological Health problems, and Employee Engagement. Journal of Occupational and Organizational Psychology, 2010. № 83. P. 579-599. [in English].

11. Higgins M., Ishimaru A., Holcombe R., Flowler A. Examining Organizational Learning in £ Schools: The Role of Psychological Safety, Experimentation, and Leadership that Reinforces Learning. Journal of Educational Change, 2012. №.13 (1). P. 67-94. [in English]. ^

о с; о

X s о с к го

X .0 с; го

X

о о

Сведения об авторах: Варданян Юлия Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: julia_vardanyan@mail.ru

Information about the authors: Vardanyan Yulia Vladimirovna,

Doctor of Sciences (Education), Professor, Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russian Federation. E-mail: julia_vardanyan@mail.ru

Воробьева Ольга Михайловна,

аспирант кафедры психологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация. &mail: kuvshinova-89@mail.ru

Vorobyeva Olga Mikhailovna,

Post graduate Student, Department of Psychology, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russian Federation. E-mail: kuvshinova-89@mail.ru

УДК 151.8:371 ББК 88.5:74.00

Н.А. Соколова

факторы и стратегии социально-психологической адаптации молодых педагогов1

В статье рассматривается необходимость исследования социально-психологической адаптации молодых педагогов, анализируются различные подходы к факторам и стратегиям социальной адаптации, обосновывается авторский взгляд на факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию и стратегии, выбираемые молодыми педагогами.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, молодые педагоги, факторы социально-психологической адаптации, стратегии социально-психологической адаптации.

N.A. Sokolova

factors and strategies of socio-psychological adaptation of young teachers2

The article discusses the need to study the socio-psychological adaptation of young teachers, as well as different approaches to factors and strategies of social adaptation, the author's view on the factors affecting socio-psychological adaptation and the strategies taken by young teachers.

Key words: socio-psychological adaptation of young teachers, factors of socio-psychological adaptation, socio-psychological adaptation.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический институт» по договору на выполнение НИР от 17.05.2017 г. № 2017-К2-10-23 по теме «Социально-психологическая адаптация молодых учителей общеобразовательных школ».

2 This article was prepared with the financial support of the «Krasnoyarsk state pedagogical Institute named. «Socio-psychological adaptation of young teachers in secondary schools». Contract research project No. 2017-K2-10-23 g. from 17.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.