Исследования молодых ученых
УДК 378.091.398+351.74
Педагогические условия повышения психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел
Т. И. Доттуев
https://orcid.org/0000-0002-5525-8637 tdottuyev@inbox .ru
Pedagogical conditions for improving the psycho-emotional stability of internal affairs officers
^ I. Dottuyev
Аннотация
В статье актуализируется тема повышения качества профессиональной деятельности сотрудников ОВД за счет развития их эмоциональных и волевых качеств. Ставится цель описания педагогических условий развития психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации. Проводится обзор научных исследований, позволяющий определить существующие сложности в профессиональной деятельности представителей правоохранительной сферы и пути оказания им содействия в направлении повышения психоэмоциональной устойчивости. Методологической основой исследования выступают положения акмеоло-гического подхода, предусматривающего создание условий для непрерывного развития взрослого человека с целью достижения его личностно-профессионального совершенства. В качестве методов использован теоретический анализ и эмпирическое исследование. Описание результатов базируется на характеристике следующих педагогических условий: включение в содержание программ повышения квалификации вопросов, направленных на расширение представлений сотрудников ОВД о способах профилактики профессиональных деформаций; использование активных методов в
обучении представителей правоохранительной сферы для развития их профессиональной позиции; проведение тренинговых занятий, способствующих улучшению эмоциональной саморегуляции сотрудников ОВД. Научная новизна состоит в описании новых подходов к повышению квалификации сотрудников ОВД России, акцентуирующих значимость усиления психологической составляющей в образовательном процессе. Практическая значимость заключается в повышении эффективности процесса обучения взрослых за счет применения активных методов обучения. Обсуждаются возможности и некоторые ограничения в применении предложенных педагогических условий повышения психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел.
Abstract
The article actualizes the theme of improving the quality of professional activities of employees of the internal affairs bodies by developing their emotional and volitional qualities. The aim is to describe the pedagogical conditions for the development of psycho-emotional stability of internal affairs officers in the system of advanced training. A review of scientific research is conducted to identify existing difficulties in the professional activities of law enforcement representatives and ways to assist them in the direction of increasing
psycho-emotional stability. The methodological basis of the study are the provisions of the acmeo-logical approach, which provides for the creation of conditions for the continuous development of the adult in order to achieve personal and professional perfection. The methods used include theoretical analysis and empirical research. The description of the results is based on the characteristic of the following pedagogical conditions: inclusion in the content of professional development programs of questions aimed at expanding the ideas of internal affairs officers about the ways to prevent professional deformation; use of active methods in the training of law enforcement representatives to develop their professional position; conducting training sessions that improve the emotional self-regulation of internal affairs officers. The scientific novelty lies in the description of new approaches to the professional development of Russian internal affairs officers, emphasizing the importance of strengthening the psychological component in the educational process. The practical significance lies in increasing the effectiveness of the adult learning process through the use of active learning methods. The possibilities and some limitations in the application of the proposed pedagogical conditions for increasing psycho-emotional stability of internal affairs officers are discussed.
Ключевые слова: педагогические условия, повышение психоэмоциональной устойчивости, сотрудники органов внутренних дел, повышение квалификации, активные методы обучения взрослых, профессиональная деформация, тренинг.
Keywords: pedagogical conditions, increasing psycho-emotional stability, internal affairs officers, professional development, active methods of adult education, professional deformation, training.
Введение. Представители правоохранительной сферы стоят на страже порядка в стране и обеспечивают безопасность граждан. Им приходится решать множество серьезных задач в профессиональной деятельности и реагировать на различные вызовы своего времени. Сотрудники органов внутренних дел могут работать как в типичных, относительно предсказуемых ситуациях, так и в экстремальных условиях: теракты, стихийные бедствия, эпидемии и пр. Периодически они сталкиваются с человеческим страхом, жестокостью, бессилием, что не
может оставить их равнодушными к людским переживаниям.
Несмотря на комплексную профессиональную подготовку в вузе МВД к различным вариантам развития событий и наличие определенного профессионального опыта, не каждый специалист готов работать в условиях многозадачности и стрессогенности. Высокий уровень ответственности, физические, интеллектуальные и психологические нагрузки повышают вероятность эмоционального выгорания, нервных срывов, нарастания агрессивности и риска суицидального поведения. Соответственно возникает необходимость повышения психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел.
Анализ образовательных программ, реализуемых в институтах повышения квалификации сотрудников МВД России, показал наличие в них достаточной представленности тем по направлениям физической, правовой и огневой подготовки. Но обнаружился дефицит психологических вопросов, связанных с повышением психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел. На наш взгляд, это определяется сложностью самой тематики и недостаточной разработанностью педагогических условий повышения психоэмоциональной устойчивости представителей правоохранительных органов.
Цель статьи заключается в описании педагогических условий развития психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел в системе повышения квалификации
Обзор литературы. Зависимость эффективности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов от их психоэмоционального состояния является предметом многих исследований в отечественной и зарубежной литературе. Обозначим некоторые из них. К примеру, И. В. Фишер, Т. А. Фишер изучали психоэмоциональное состояние женщин-сотрудников органов внутренних дел в процессе учебной стрельбы из табельного оружия [1]. Было обнаружено колебание такого состояния от позитивного (в момент стрельбы) до безразличного (после ее окончания). Это связывается с наличием защитной реакцией психики на стрессовую ситуацию и недостаточной устойчивостью.
Л. А. Геляхова пишет о психологической устойчивости сотрудников специальных подразделений. Отмечается необходимость совершенствования их публичного поведения при регуляции беспорядков на массовых мероприятиях [2]. Ученым говорится о возрастающих требованиях к имиджу сотрудников полиции, что вызывает у них необходимость ежеминутного анализа своего поведения. А. В. Мещерякова, Е. С. Сальникова подчеркивают значимость психологической подготовки сотрудников полиции к профессиональной деятельности в жизненно опасных ситуациях. Показывается тесная взаимосвязь эмоций и воли в аспекте готовности к деятельности в ситуациях, представляющих риск для жизни [3]. В данных работах явно актуализируется проблема необходимости повышения психоэмоциональной устойчивости у сотрудников ОВД. Несомненно, что такое качество обеспечивает более эффективный подход к выполнению профессиональных задач данными специалистами.
Понимая высокую стрессогенность профессии сотрудников ОВД, ученые прогнозируют у них риски развития профессиональных деформаций. М. Ю. Уварова, Е. А. Кедярова, Е. Г. Паткина утверждают, что на возникновение таких деформаций у представителей правоохранительной сферы влияет несформированность различных личностных характеристик, среди которых преобладающими выступают низкие показатели эмоциональной устойчивости [4]. Делается вывод о влиянии искажения личностно-профессиональных качеств на выполнение трудовых обязанностей данных специалистов, связанных с охраной правопорядка и расследованием преступлений. Соответственно это вызывает необходимость разработки специальных программ коррекции эмоциональной устойчивости.
Эту позицию поддерживает и Д. Н. Кириленко, говоря о неспособности многих начинающих специалистов противостоять воздействию стрессогенных факторов, что связывается с несформированностью у них нервно-психической устойчивости. На данном основании автор рекомендует как в условиях профессиональной подготовки курсантов в вузе, так и на этапе их адаптации к трудовой деятельности развивать эмоциональную устойчивость, используя тренинги [5].
Ценность тренингов в формировании психоэмоциональной устойчивости личности признают и зарубежные ученые. R. Mccraty, M. Atkinson отмечают, что тренинг по повышению устойчивости способствует не только профессиональной, но и личностной успешности офицеров полиции. Состояние стресса у них снижается, уменьшается число негативных эмоций и депрессии на работе. Более того, наблюдаются улучшения в семейных отношениях [6], что важно для общей удовлетворенности личности. V. Romosiou, A. Brouzos, S. P. Vassilopoulos пишут об эффективности комплексной групповой программы повышения эмоционального интеллекта, развития эмпатии и устойчивости у сотрудников полиции, а также навыков управления стрессом [7]. Ими делается вывод о целесообразности внедрения таких программ в полицейские академии для личностной, социальной и организационной пользы. K. Papazoglou, J. P. Andersen считают, что преподавателями полиции недооцениваются ресурсы обучения позитивным навыкам преодоления трудностей и устойчивости, особенно у стажеров. Они полагают, что обучение офицеров с начала их карьеры в данном направлении поможет предупредить обращения за психиатрической помощью сотрудников полиции [8]. Таким образом, можно заключить, что на западе уделяется серьезное внимание вопросам обучения сотрудников полиции навыкам развития их психоэмоциональной устойчивости: проводятся тренинги, разрабатываются специальные образовательные программы.
Однако и в нашей стране исследователи занимаются разработкой данного вопроса. Ж. В. Жаданова пишет о необходимости реализации тренинга коррекции эмоционально-волевой сферы сотрудников полиции, включающего в себя самоуправление мотивацией, регуляцию эмоций при целедостижении и возникающих при этом препятствий. Рекомендуется основывать данный тренинг на техниках когнитивной, поведенческой и телесной терапии [9]. Подчеркивается целесообразность выработки адекватного самоотношения сотрудника ОВД к применению волевых качеств для предупреждения неких психологических срывов в профессиональных и жизненных ситуациях.
М. Ю. Лемещенко говорит о значимости оказания помощи сотрудникам полиции, участ-
вовавшим в боевых действиях, для минимизации психотравматических воздействий. Он описывает технологию восстановления и активации их профессионально-личностного потенциала. Такая технология включает диагностический (первый) этап, предполагающий исследование адаптационного потенциала сотрудников ОВД и их эмоционального состояния. Второй этап связывается с профилактическими или восстановительными мероприятиями. Они проводятся в индивидуальной и групповой форме в зависимости от мотивации и психоэмоционального состояния специалистов. Среди методов, которые применяются, на этом этапе выделяются метод нервно-мышечной релаксации (активной или пассивной), дыхательные техники, социально-психологические тренинги и специальные технические средства (звуко- и цветодинамичные устройства). На третьем этапе оценивается результативность такой работы и прогнозируются дальнейшие направления развития [10]. Данные этапы являются вполне логичными и могут использоваться в повышении квалификации сотрудников ОВД при развитии их психоэмоциональной устойчивости.
В настоящее время появляется все больше разработок по обогащению программ повышения квалификации специалистов правоохранительной сферы психологическими темами. Так, М. В. Шулепин, ссылаясь на специфику работы сотрудников ОВД, связанную с нервно-психическим напряжением, говорит о необходимости их дополнительного образования. В этой связи им предлагается программа формирования профессиональной надежности у сотрудников ОВД, включающая в себя комплекс теоретических и практических занятий, направленных на развитие различных качеств, в том числе и укрепления эмоционально-волевой сферы. Такая программа рассчитана на 62 часа, среди которых 8 часов лекций, 28 часов практических занятия, а остальные часы отводятся на самостоятельную работу и оценочные процедуры [11]. Интерес вызывают интерактивные формы обучения, предлагаемые автором (кейс-стади, ролевые игры, мозговой штурм, тренинг), способствующие развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления), необходимых для быстрого принятия профессиональных решений. Нам
импонирует такой глубокий подход исследователя, уделяющего особое внимание не только физической, но и психологической подготовке сотрудников ОВД в процессе их повышения квалификации.
Однако прежде чем разрабатывать и реализовать ту или иную образовательную программу для представителей правоохранительной сферы, считаем необходимым выделить педагогические условия повышения психоэмоциональной устойчивости. В этой связи интерес представляет работа Э. Т. Хайрулловой, Г. Б. Хасановой, которые обозначили организационно-педагогические условия развития морально-психологической устойчивости сотрудников ОВД. Среди таких условий называются следующие: использование в обучении и повышении квалификации аксиологического, андрагогического и системного подходов; сквозной (непрерывный) характер развития такого качества; соблюдение принципов единства личностной и профессиональной направленности; активизация самостоятельности и ценностно-смысловой позиции; формирование стимулирующей среды и мотивации к самообразованию [12].
Итак, проведенный обзор научных публикаций в области повышения личностной устойчивости представителей правоохранительной сферы, позволил сформулировать следующие выводы:
- стрессогенность профессиональной деятельности сотрудников ОВД актуализирует необходимость повышения их психоэмоциональной устойчивости;
- развитая устойчивость данных специалистов является важным условием эффективности их профессиональной деятельности;
- для повышения психоэмоциональной устойчивости сотрудников ОВД необходимо использовать потенциал образовательных программ учреждений повышения квалификации;
- приоритетными формами и средствами повышения эмоциональной, моральной, волевой устойчивости выступают тренинги, программы развития эмоционального интеллекта, активные методы обучения (кейс-стади, ролевые игры, мозговой штурм, метод нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники);
- содержательными направлениями повышения психоэмоциональной устойчивости являются: профилактика нервных срывов и про-
фессиональных деформаций, развитие высших психических функций; формирование позитивных навыков преодоления трудностей; развитие мотивации целеполагания.
Эти выводы являются основанием для выделения педагогических условий повышения психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел. Однако прежде чем перейти к данным условиям, уточним методологическую основу исследования.
Методология (материалы и методы). Исследование базируется на положениях акмеоло-гического подхода, который подразумевает непрерывное развитие человека для достижения его личностно-профессионального совершенства. Это предполагает усиление в процессе обучения сотрудников ОВД их мотивации на освоение новых способов личностного совершенствования и управления своих психофизическим состоянием. Повышение психоэмоциональной устойчивости является непрерывным процессом, вовлекающим различные уровни и сферы личности. Цель такого развития состоит в достижении вершины своей профессиональной карьеры (как вертикальной, так и горизонтальной).
В качестве методов исследования использовался ранее представленный теоретический анализ научных работ и эмпирическое изучение описываемого качества. Определение уровня психоэмоциональной устойчивости проводилось у сотрудников ОВД, обучающихся в СевероКавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. Использовалась методика «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклаковой, С. В. Чермяниной [13], направленная на изучение нескольких показателей: адаптивные способности, коммуникативные особенности, моральная нормативность и нервно-психическая устойчивость. Нас в первую очередь интересовал последний параметр (нервно-психическая устойчивость) и интегративный показатель по всем данным - личностный адаптивный потенциал (ЛАП). В исследовании приняли участие 58 сотрудников ОВД, имеющих различный опыт работы, средний возраст которых составил 39 лет. Были полученные следующие результаты. Высокий уровень нервно-психической устойчивости показали 20,7% респондентов, что составляет 1/5 от всей выбор-
ки. Причем данная устойчивость характерна для сотрудников ОВД возрастной категории 30-45 лет. 31% испытуемых продемонстрировали высокий уровень адаптивных способностей, они также входят в указанную возрастную выборку. Низкий уровень нервно-психической устойчивости выявлен у 19% респондентов, среди них присутствовали как начинающие специалисты (в возрасте 23-25 лет), так и зрелые сотрудники ОВД (старше 50 лет). Такой же процент обнаружен у сотрудников ОВД с низким уровнем адаптивных способностей. Эти показатели являются недостаточно обнадеживающими, так как психоэмоциональная устойчивость является значимой для профилактики профессиональных деформаций и снижения эффективности профессиональной деятельности представителей правоохранительной сферы. Полученные выводы являются еще одним аргументом для выделения педагогических условий повышения психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел.
Результаты и их описание. Теоретический обзор и эмпирические данные послужили основанием для выделения педагогических условий повышения психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел. Предлагаем следующие педагогические условия:
1) включение в содержание программ повышения квалификации вопросов, направленных на расширение представлений сотрудников ОВД о способах профилактики профессиональных деформаций;
2) использование активных методов в обучении представителей правоохранительной сферы для развития их профессиональной позиции;
3) проведение тренинговых занятий, способствующих улучшению эмоциональной саморегуляции сотрудников ОВД.
Далее раскроем содержательную сторону каждого педагогического условия, которые в интегрированном виде направлены на повышение психоэмоциональной устойчивости сотрудников органов внутренних дел.
Первое педагогическое условие предполагает включение в содержание программ повышения квалификации вопросов, направленных на расширение представлений сотрудников ОВД о способах профилактики профессиональных де-
ЧИППКРО
формаций. Выделение данного условия обусловлено значимостью предупреждения неизбежно возникающих личностных изменений особенно у сотрудников, имеющих стаж профессиональной деятельности более 5 лет. Такие изменения могут быть на разных уровнях: начальном, среднем или глубинном. Начальный уровень характеризуется небольшими личностными изменениями, выражающимися в основном в виде психологических защит. Средний уровень проявляется в излишней самоуверенности, равнодушии, придирчивости сотрудников ОВД. Серьезные негативные трансформации личности характерны для профессиональных деформаций глубинного уровня. Они выражаются в жестокости, грубости, вседозволенности, цинизме [14], что, несомненно, может серьезно повредить имиджу представителей правоохранительных органов и подорвать доверие к ним населения.
Важно продемонстрировать сотрудникам ОВД целый комплекс различных способов профилактики профессиональных деформаций. В первую очередь необходимо дать характеристику самого понятия и комплекса причин, вызывающих данное состояние личности. Имеет смысл обсудить различные проявления каждого уровня профессиональных деформаций (начального, среднего, глубинного), привести примеры этого явления из практики наблюдения без указания конкретных личностей. При этом уместно показать простые способы предупреждения первых признаков профессиональной деформации. Эти способы сотрудник ОВД может применить самостоятельно или под контролем специалистов (психолога, коуча и пр.). Среди таких способов: умение грамотно распределять нагрузку, планировать свое время, мыслить позитивно, научиться полноценно отдыхать и восстанавливаться после работы.
Кроме того, целесообразно предложить сотрудникам ОВД, обучающимся на курсах повышения квалификации, различные диагностические инструменты, для выявления у себя возможных признаков данного состояния. Это могут быть методики на оценку уровня эмоционального выгорания, разработанные различными авторами (В. Бойко, К. Маслач, Н. Водопьяновой). Помимо того, можно применить методики, исследующие предрасположенность слушателей к нервному срыву (Н. Москвиной),
удовлетворенность трудом (Р. Spector). Существует достаточно широкий арсенал психодиагностических средств, позволяющих оценить эмоциональное состояние сотрудников ОВД. Причем слушатели должны понимать, что данные методики применяются не с целью выявить их профессиональную непригодность, а помочь самостоятельно оценить свое психоэмоциональное состояние и найти способы его отрегулировать. Итак, первое условие предполагает включение в образовательные программы тем по профилактике профессиональных деформаций, проведении диагностических исследований и описание эффективных приемов предупреждения негативных личностных изменений.
Второе педагогическое условие связывается с использованием активных методов в обучении представителей правоохранительной сферы для развития их профессиональной позиции. Активные методы обучения сегодня находятся в приоритете по сравнению с пассивными. Переход обучающегося из роли созерцателя в роль создателя и преобразователя эксплуатируется как в учреждениях высшего образования, так и в организациях дополнительного профессионального образования. Это обусловлено психологическими особенностями обучения взрослых, предполагающих усиление их формирующейся профессиональной позиции и освоение в деятельностных формах профессиональных знаний, ценных для успешности в профессии. Целесообразным считаем использовать кейс-метод при обсуждении вопросов, наиболее сложных в осуществлении профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Данный метод может применяться для развития первого педагогического условия, а именно включать обсуждение ситуаций, в которых явно выражены признаки профессиональной деформации специалистов правоохранительной сферы и предлагаются стратегии профилактики или коррекции данной деформации.
Также большой потенциал наблюдается в таких методах как дискуссия, визуальные методы подачи информации, деловая игра. В дискуссиях сотрудники ОВД будут обсуждать спорные аспекты профессиональной деятельности, включающие анализ правовых и этических основ работы. Именно в дискуссии они могут более настойчиво отстаивать свою позицию, оттачивать аргументацию и другие ком-
муникативные умения. Методы визуализации предполагают как статичное предъявление информации (презентации, графики, схемы, ментальные карты, инфографика), так и динамичные (просмотр видеосюжетов, анализ информационных порталов в сети интернет и пр.). Видеосюжеты могут быть художественного и документального содержания, демонстрировать интересные профессиональные решения и сложные случаи. Такие сюжеты помогут найти сотрудникам ОВД новые подходы к развитию эмоционально-волевых качеств, что будет способствовать повышению психоэмоциональной устойчивости. Деловая игра уместна при моделировании конкретных профессиональных сюжетов, например взаимодействия с населением, как с добропорядочными гражданами, так и с правонарушителями. Это может быть моделирование профилактических мероприятий при работе с подростками, профессиональные ситуации задержания правонарушителей и т. п. Итак, второе педагогическое условие связывается с применением активных методов обучения (кейс-метод, дискуссия, визуализация, деловая игра), стимулирующих проявление профессиональной позиции сотрудников ОВД.
Третье педагогическое условие предполагает проведение тренинговых занятий, способствующих повышению эмоциональной саморегуляции сотрудников ОВД. Научный обзор показал популярность данного метода, как в нашей стране, так и за рубежом. Мы связывает это с практико-ориентированной направленностью тренинга на предупреждение или преодоление каких-то личностных проблем. Существуют различные виды тренингов: тренинги личностного роста, тренинги развития командообразо-вания, тренинги лидерства. Несомненно, что такие тренинги могут найти применение в повышении квалификации сотрудников ОВД. Однако для повышения психоэмоциональной устойчивости считаем необходимым сосредоточить внимание на развитии способности специалистов правоохранительной сферы управлять своими эмоциями, активизировать волевые качества, преодолевать фрустрацию. Иными словами, речь идет об эмоциональной саморегуляции сотрудников. Мы считаем, что имеет смысл провести не одно занятие, а 5-10 тре-нинговых встреч, что обеспечит устойчивые представления и овладение сотрудниками ОВД
эффективными способами эмоциональной саморегуляции. В тренинг можно включить мини-лекции о стрессогенных факторах и мерах противостояния им, но сосредоточиться на конкретных техниках: дыхательных, когнитивных, физических. Целесообразно давать их как самостоятельные техники, либо как интегрированные. К примеру, дыхательные упражнения уместно объединить с когнитивными (вдох-установка, выдох-установка) или с физическими (вдох и выдох, регулируемые при выполнение определенного упражнения).
Целесообразно использовать и релаксирую-щие музыкальные композиции, видеозаписи с изображениями красивых картин природы. Имеет смысл использовать и отдельные арт-терапевтические техники: изотерапию, библиотерапию, работа с неструктурированным материалом (песок, глина, вода). Из метода библиотерапии большим потенциалом обладают притчи, направленных на трансформацию когнитивных установок, деструктивных убеждений, развитие морально-нравственных качеств. Данные методы также полезно интегрировать, например рисунок своего состояния и его доработка под музыку. Или чтение специально подобранных литературных произведения и притч под музыку. В тренинге важно отслеживать состояние сотрудников ОВД на начало и окончание занятия, имеет смысл давать небольшие домашние задания для отработки навыков саморегуляции. В содержание вопросов занятий включать вопросы профилактики нервных срывов, развития высших психических функций, формирования позитивных навыков преодоления трудностей, развития мотивации целеполагания.
Рекомендуемая частота проведения тре-нинговых занятий должна быть около трех раз в неделю. Однако это зависит от длительности самых курсов повышения квалификации и может меняться. Итак, третье педагогическое условие мы связываем с проведением тренинговых занятий, включающих целый комплекс техник (дыхательных, когнитивных, физических) и методов (арт-терапия, библиотерапия, музыкотерапия), способствующих повышению эмоциональной саморегуляции сотрудников ОВД.
Таким образом, мы полагаем, что включение в содержание программ повышения квалифи-
кации вопросов, направленных на расширение представлений о способах профилактики профессиональных деформаций; использование активных методов и проведение тренинговых занятий позволит повысить психоэмоциональную устойчивость сотрудников органов внутренних дел. Эти аспекты отражены в педагогических условиях.
Обсуждение. Представленные педагогические условия выделены на основе проведенного анализа научных публикаций, посвященных вопросам необходимости развития психоэмоциональной устойчивости у лиц, обеспечивающих порядок в стране и безопасность граждан. Их актуальность обоснована данными эмпирического исследования, которые указывают на небольшое процент сотрудников ОВД, характеризующихся высоким уровнем психоэмоциональной устойчивости. Для реализации предложенных решений целесообразно интегрировать усилия различных преподавателей учреждения повышения квалификации представителей правоохранительных органов. Причем часть из них должны иметь не только педагогическое, но и психологическое образование. Также преподаватели должны владеть активными методами обучения (кейс -метод, дискуссия, деловая игра) и способными мотивировать обучающихся на курсах сотрудников ОВД к проявлению своей профессионально позиции.
Заключение. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД очень ответственна, часто опасна и публична. Это негативно сказывается на психоэмоциональной устойчивости, вызывая различные профессиональные деформации, психическую и физическую усталость. Могут наблюдаться и более тяжелые последствия, связанные с ухудшением здоровья, нервными срывами, депрессивными состояниями. Обзор научных исследований позволил выявить актуальность темы повышения психоэмоциональной устойчивости у сотрудников ОВД и определить для этого определенные инструменты. Изучение нервно-психической устойчивости и личностного адаптивного потенциала у слушателей, обучающихся в институте повышения квалификации университета МВД России, подтвердило необходимость разработки педагогических условий психоэмоциональной устойчивости. Были выделены следу-
ющие педагогические условия: 1) включение в содержание программ повышения квалификации вопросов, направленных на расширение представлений сотрудников ОВД о способах профилактики профессиональных деформаций;
2) использование активных методов в обучении представителей правоохранительной сферы для развития их профессиональной позиции;
3) проведение тренинговых занятий, способствующих улучшению эмоциональной саморегуляции сотрудников ОВД. Для их реализации требуется профессионализм преподавателей, владение психолого-педагогическими знаниями и современными методами обучения взрослых. Полагаем, что внедрение данных педагогических условий позволит значительно повысить психоэмоциональную устойчивость сотрудников органов внутренних дел, а соответственно и создать основу для более эффективной профессиональной деятельности и жизненной успешности.
Библиографический список:
1. Фишер, И. В. Психоэмоциональное состояние женщин-сотрудников органов внутренних дел в процессе учебной стрельбы из табельного оружия / И. В. Фишер, Т. А. Фишер. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 3 (74). -С.68-72.
2. Геляхова, Л. А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности / Л. А. Геляхова. - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. -С. 130-132.
3. Мещерякова, А. В. Психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов к профессиональной деятельности в жизненно-опасных ситуациях / А. В. Мещерякова, Е. С. Сальникова. - Текст : непосредственный // Universum: психология и образование. - 2016. -№ 5 (23). - С. 8-16.
4. Уварова, М. Ю. Исследование профессиональной деформации сотрудников ОВД (на примере отделов полиции МВД России «Иркутское») / М. Ю. Уварова, Е. А. Кедярова, Е. Г. Паткина. - Текст : непосредственный // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2017. - № 20. -С.77-90.
5. Кириленко, Д. Н. Когнитивная характеристика эмоциональной устойчивости личности сотрудников ОВД / Д. Н. Кириленко. - Текст : непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. - 2013. - № 3. -С.38-41.
6. Mccraty R., Atkinson M. Resilience Training Program Reduces Physiological and Psychological Stress in Police Officers. Global Advances in Health and Medicine, 2012, No. 5, pp. 44-66.
7. Romosiou, V., Brouzos, A., Vassilopoulos, S. P. An integrative group intervention for the enhancement of emotional intelligence, empathy, resilience and stress management among police officers. Police Practice and Research, 2019, Vol. 20, No. 5, pp.460-478.
8. Papazoglou K., Andersen, J. P. A guide to utilizing police training as a tool to promote resilience and improve health outcomes among police officers. Traumatology: An International Journal, 2014, Vol. 20, No. 2, p. 103.
9. Жаданова, Ж. В. Индивидные, субъектные и личностные факторы коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел в тренинге / Ж. В. Жаданова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 31. -С. 141-144.
10. Лемещенко, М. Ю. Особенности организации психологического сопровождения сотрудников органов внутренних дел в постэкстремальный период / М. Ю. Лемещенко. -Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (120). - С. 224-227.
11. Шулепин, М. В. О повышении эффективности профессиональной деятельности и дополнительного образования сотрудников органов внутренних дел РФ / М. В. Шулепин. -Текст : непосредственный // Власть. - 2018. -№ 8.- С. 135-140.
12. Хайруллова, Э. Т. Организационно -педагогические условия непрерывного развития морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел / Э. Т. Хайруллова, Г. Б. Хасанова. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 4 (105). - С. 60-68.
13. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практическая психодиагно-
стика. Методики и тесты ; ред. и сост. Д. Я. Рай-городский. - Самара, 2001. - С. 549-558. -Текст : непосредственный.
14. Растяпина, Ю. Ю. Профессиональная деформация сотрудников ОВД / Ю. Ю. Растя-пина. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета МВД России. -2012. - № 9. - С. 157-162.
References:
1. Fisher, I. V., Fisher, T. A. Psycho-emotional state of female police officers in the process of training shooting from a service weapon [Psi-hoemocional'noe sostoyanie zhenshchin-sotrudnikov organov vnutrennih del v processe uchebnoj strel'by iz tabel'nogo oruzhiya], Psycho-pedagogy in law enforcement agencies, 2018, No. 3 (74), pp. 68-72.
2. Gelyakhova, L. A. Stability of employees of internal affairs bodies to extreme situations of service activity [Ustojchivost' sotrudnikov organov vnutrennih del k ekstremal'nym situaciyam slu-zhebnoj deyatel'nosti], Theory and practice of social development, 2014, No. 2, pp. 130-132.
3. Meshcheryakova, A. V., Salnikova, E. S. Psychological preparation of law enforcement officers for professional activity in life-threatening situations [Psihologicheskaya podgotovka sotrud-nikov pravoohranitel'nyh organov k profession-al'noj deyatel'nosti v zhiznenno-opasnyh situaci-yah], Universum: Psychology and Education, 2016, No. 5 (23), pp. 8-16.
4. Uvarova, M. Yu., Kediarova, E. A., Patki-na, E. G. The study of professional deformation of employees of internal affairs bodies (on the example of police departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia "Irkutsk") [Issledovanie pro-fessional'noj deformacii sotrudnikov organov vnutrennih del (na primere otdelov policii MVD Rossii "Irkutskoe")], News of Irkutsk State University. Series: Psychology, 2017, No. 20, pp. 77-90.
5. Kirilenko, D. N. Cognitive characteristics of the emotional stability of the personality of police officers [Kognitivnaya harakteristika emocional'noj ustojchivosti lichnosti sotrudnikov organov vnu-trennih del], Society: Sociology, Psychology, Pedagogy, 2013, No. 3, pp. 38-41.
6. Mccraty, R., Atkinson, M. Resilience Training Program Reduces Physiological and Psychological Stress in Police Officers. Global Advances in Health and Medicine, 2012, No. 5, pp. 44-66.
7. Romosiou, V., Brouzos, A., Vassilopoulos, S. P. An integrative group intervention for the enhancement of emotional intelligence, empathy, resilience and stress management among police officers. Police Practice and Research, 2019, Vol. 20, No. 5, pp.460-478.
8. Papazoglou, K., Andersen, J. P. A guide to utilizing police training as a tool to promote resilience and improve health outcomes among police officers. Traumatology: An International Journal, 2014, Vol. 20, No. 2, p. 103.
9. Zhadanova, Zh. V. Individual, subjective and personal factors of correction of volitional qualities of employees of internal affairs bodies in training [Individnye, sub"ektnye i lichnostnye faktory korrekcii volevyh kachestv sotrudnikov organov vnutrennih del v treninge], Bulletin of Chelyabinsk State University, 2008, No. 31, pp. 141-144.
10. Lemeshchenko, M. Features of the organization ofpsychological support of employees of internal affairs in the post-extreme period [Osobennosti or-ganizacii psihologicheskogo soprovozhdeniya sotrudnikov organov vnutrennih del v postekstrem-al'nyj period], Bulletin of Tambov University. Series: Humanities, 2013, No. 4 (120), pp. 224-227.
11. Shulepin, M. V. Increasing the effectiveness of professional activity and additional education of
employees of internal affairs bodies of the Russian Federation [O povyshenii effektivnosti profession-al'noj deyatel'nosti i dopolnitel'nogo obrazovaniya sotrudnikov organov vnutrennih del RF], Vlast, 2018, No. 8, pp. 135-140.
12. Khairullova, E. T., Khasanova, G. B. Organizational and pedagogical conditions of continuous development of moral and psychological stability of internal affairs officers [Organi-zacionno-pedagogicheskie usloviya nepreryv-nogo razvitiya moral'no-psihologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov organov vnutrennih del], Kazan pedagogical journal, 2014, No. 4 (105), pp. 60-68.
13. Multilevel personality questionnaire "Adaptability" by A. G. Maklakov and S. V. Chermyanin. Practical Psychodiagnostics. Methods and tests. ed. by D. Y. Raygorodsky [Mnogourovnevyj lich-nostnyj oprosnik "Adaptivnost'". Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy], Samara, 2001, pp.549-558.
14. Rastiapina, Yu. Professional deformation of employees of internal affairs bodies [Profession-al'naya deformaciya sotrudnikov organov vnutrennih del], Bulletin of the Moscow University of the Russian Interior Ministry, 2012, No. 9, pp.157-162.