УДК 378.091.398+351.74
Педагогические возможности дополнительного профессионального образования в совершенствовании коммуникативной мобильности сотрудников ОВД
Л. А. Ашхотова
https://orcid.org/0000-0002-0548-9859 liana.ashkhotova@inbox.ru
Pedagogical possibilities of additional professional education in improving the communicative mobility of internal affairs officers
L. A. Ashkhotova
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Предлагается новый подход к обновлению содержания повышения квалификации сотрудников ОВД с акцентом на совершенствование их коммуникативной мобильности. Проявление коммуникативной мобильности в профессиональной деятельности сотрудников ОВД считается существенным фактором профессиональной успешности. И эффективное взаимодействие с руководством ОВД, коллегами, различными группами населения, а также оперативное исполнение поставленных служебных задач способствует развитию профессиональной культуры и мастерства. В соответствии с этим цель статьи заключается в определении педагогических средств дополнительного профессионального образования, которые могут быть успешно приспособлены для совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников ОВД. Проводится обзор научных источников, который позволил обосновать положение о том, что коммуникативная мобильность, характеризуя профессиональную правоохранительную деятельность, может служить предметом повышения квалификации.
Методология (материалы и методы). Обоснование педагогических средств совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников ОДВ в дополнительном профессиональном образования осуществляется с точки
зрения основных положений и идей акмеологи-ческого и контекстного подходов. В качестве таких средств определены педагогические условия: включение в содержание повышения квалификации социально-психологических знаний, поддерживающих освоение адаптивных моделей поведения; решение ситуационных задач, основу которых образуют нестандартные профессиональные ситуации, предусматривающие определенные изменения контекстов профессиональной деятельности; использование практики применения профессиональных коммуникативных задач, имитирующих информационную неопределенность и напряженность в общении; ознакомления сотрудников ОВД с актерскими техниками для развития их гибкости во взаимодействии с различными группами и категориями людей. Представлена стратегия реализации данных педагогических условий, включающая следующие этапы: определение целевых ориентиров повышения квалификации сотрудников ОВД; обновление содержания повышения квалификации сотрудников ОВД; организация учебно-педагогического взаимодействия преподавателей института повышения квалификации и слушателей; оценивание результативности применения педагогических средств совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников ОВД.
Научная новизна заключается в определении и обосновании педагогических средств, ко-
торые составляют основу педагогической системы совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников ОВД в дополнительном профессиональном образовании. Практическая значимость связывается с возможностью применения представленных педагогических средств совершенствования коммуникативной мобильности для обновления содержания программ повышения квалификации специалистов ОВД, в частности, участковых уполномоченных, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, оперуполномоченных, инспекторов дорожно-патрульной службы, инспекторов по исполнению административного законодательства и т. д. Анализируются возможности применения педагогических средств совершенствования коммуникативной мобильности в повышении квалификации различных категорий сотрудников ОВД.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The authors propose a new approach to updating the content of advanced training of internal affairs officers with a focus on improving their communicative mobility. The manifestation of communicative mobility in the professional activities of internal affairs officers is considered an essential factor of professional success. Their effective interaction with the leadership of the internal affairs officers, colleagues, various groups of the population, as well as the operational execution of the set service tasks contributes to the development of professional culture and skill. Accordingly, the goal of research is to identify pedagogical means of additional professional education that can be successfully adapted to improve the communicative mobility of internal affairs officers. The review of scientific sources, which allowed to substantiate the position that the communicative mobility, characterizing the professional law enforcement activity, can serve as a subject of advanced training.
Methodology. Justification of pedagogical means of improving the communicative mobility of internal affairs officers in additional professional education is carried out in terms of the basic provisions and ideas of the acmeological and contextual approaches. As such means identified pedagogical conditions: the inclusion of socio-psychological knowledge in the content of advanced training; supporting the development of adaptive behavioral models; solution of situational
ЧИППКР0
tasks, the basis of which is formed by non-standard professional situations, providing for certain changes in the contexts of professional activity; using the practice of applying professional communication tasks that simulate information uncertainty and tension in communication; introducing internal affairs officers to acting techniques to develop their flexibility in interacting with different groups and categories of people. The strategy for the implementation of these pedagogical conditions, which includes the following stages: identifying the target benchmarks of advanced training of internal affairs officers; updating the content of advanced training of internal affairs officers; organization of educational and pedagogical interaction between teachers of the Institute of Advanced Training and listeners; assessment of the effectiveness of the use of pedagogical tools to improve the communicative mobility of internal affairs officers.
Scientific novelty lies in the definition and justification of pedagogical tools that form the basis of a pedagogical system to improve the communicative mobility of employees of the internal affairs in additional professional education. The practical significance is associated with the possibility of application of the presented pedagogical means of improving the communicative mobility to update the content of training programs for specialists of internal affairs officers, in particular, district commissioners, inspectors of juvenile departments, police officers, traffic police inspectors, inspectors on the implementation of administrative laws, etc. The possibilities of application of pedagogical means of improvement of communicative mobility in advanced training of various categories of employees of internal affairs officers are analyzed.
Ключевые слова: сотрудники ОВД, коммуникативная мобильность, дополнительное профессиональное образование, программа повышения квалификации, педагогические средства, педагогические условия.
Keywords: internal affairs officers, communicative mobility, additional professional education, advanced training program, pedagogical means, pedagogical conditions.
Введение. В плане обеспечения высокого качества исполнения сотрудниками ОВД профессиональных обязанностей заметную роль играет дополнительное профессиональное образование. Реализуемые при этом образова-
тельные программы повышения квалификации направлены не только на освоение слушателями новых методов решения профессиональных задач, совершенствование теоретических и прикладных знаний, но и на развитие их профессионально-деловых качеств. Сохраняя лучшие традиции в обеспечении нормативно-правовой, физической и огневой подготовки сотрудников ОВД, институты и факультеты повышения квалификации системы МВД в последние годы активно разворачиваются в направлении развития у них психолого-педагогических знаний и профессионально-деловых качеств. Отмечая многообразие такого рода качеств, особо отметим коммуникативную мобильность, которая имеет исключительно важное значение в профессиональной деятельности современных сотрудников ОВД. Необходимость и целесообразность совершенствования у них коммуникативной мобильности поддерживается существующей практикой профессиональной деятельности в системе ОВД, которая, будучи специфичной по содержанию и составу ее участников, не всегда поддается регламентации со стороны действующих инструкций и нормативных документов и характеризуется высоким уровнем неопределенности в социальной среде. Сотрудники ОВД вступают во взаимодействие с различными категориями граждан и зачастую в непредсказуемых и самых разных обстоятельствах. Такая ситуация, естественно, ощутимо влияет на изменение как задач коммуникации, так и стилей ее осуществления. Именно на этом основании ставится вопрос о совершенствовании у сотрудников ОВД коммуникативной мобильности.
Учитывая недостаточное количество публикаций и сложившихся результативных практик в данном направлении, цель статьи заключается в определении педагогических средств дополнительного профессионального образования, которые могут быть успешно приспособлены для совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников ОВД.
Обзор литературы. Основные направления повышения квалификации сотрудников ОВД, модернизация содержания, форм, методов и средств их дополнительного профессионального образования активно обсуждается в отечественной и зарубежной научной литературе. Предлагаются различные пути совершенствования про-
цесса повышения квалификации сотрудников указанного ведомства. В качестве основных таких направлений Б. А. Федулов, В. А. Морозов и А. А. Левченко называют совершенствование структуры организаций и подразделений системы МВД, осуществляющих функции повышения квалификации; активное применение методик и технологий принятия решений; внедрение в образовательный процесс информационных технологий, в том числе предполагающих методы дистанционного обучения слушателей; обеспечение направленности повышения квалификации на развитие внутренних мотивов и образовательных потребностей слушателей; использование успешного отечественного и зарубежного опыта повышения квалификации [1, с. 45]. Отметим сделанный авторами акцент на формирование у сотрудников ОВД внутренних мотивов и потребностей, что, как нам представляется, принципиально важно в повышении результативности дополнительного профессионального образования. Ценным также является указания авторов на необходимость применения таких моделей повышения квалификации, которые опираются на активные и деятельностные формы обучения. Сравнительный анализ авторитарной и диалогической стратегий коммуникации в преподавании в системе повышения квалификации сотрудников ОВД осуществляет Е. В. Баева. Автор указывает на схожесть данных стратегий в определении предмета и различий в формулировании целей и функций повышения квалификации. Смысловую основу таких целей и функций составляет развитие и результат повышения квалификации [2, с. 27]. Интересно, что различия в определении целей и функций преподавательской деятельности находит свое отражение в выборе содержания, форм, методов и, соответственно, стратегий коммуникации. Следует полностью поддержать автора, показавшего явные преимущества стиля преподавания в системе повышения квалификации сотрудников ОВД, ориентированного на процесс и результат.
С точки зрения предмета нашей статьи наибольший интерес, естественно, представляют исследования, раскрывающие особенности развития у сотрудников ОВД личностных и профессионально-деловых качеств. С этих позиций привлекательными представляется исследования О. В. Вороничевой [3], Л. А. Геля-ховой [4], Е. В. Зайцевой [5], Д. В. Карабаша и
Е. В. Казаченко [6], З. Х. Кочесоковой и М. Х. Машекуашевой [7], В. Е. Петрова [8].
М. Х. Машекуашева, З. Х. Кочесокова подчеркивают экстремальный и чрезвычайный характер профессиональной деятельности сотрудников ОВД и в связи с этим указывают на необходимость усиления внимания на развитие у них эмоциональной устойчивости. Наличие такого качества позволяет им проявлять самообладание в самых сложных ситуациях, способность регулировать свои эмоции [7, с. 365]. Можем в полной мере поддержать выводы авторов о том, что эмоциональная устойчивость является профессионально значимым качеством сотрудников, осуществляющих свою деятельность в системе ОВД.
С целью достижения идеала «совершенной языковой личности полицейского» О. В. Ворони-чева говорит о необходимости развития у сотрудников ОВД речевой компетенции. Предлагаемая для этого методическая стратегия опирается на дополнении традиционных словесных методов обучением активными приемами и техниками, среди которых метод проблемного обучения, метод примера, метод провокации и т. п. [3].
На необходимость интеллектуального развития сотрудников предварительного следствия обращает внимание Е. В. Зайцева. Связывается это с характером их непосредственной деятельности, системообразующим фактором которой являются аналитические способности полицейского. Обеспечивается интеллектуальное развитие слушателей за счет активного применения метода моделирования реальных ситуаций профессиональной практики [5].
В. Е. Петров профессиональный рост сотрудников ОВД непосредственно связывает с их личностным развитием. Такая интеграция, по мнению автора, обеспечивает субъективную удовлетворенность осуществляемой правоохранительной деятельностью, стимулирует устойчивое желание в самосовершенствовании, а также проявляется в выраженной направленности на продвижение в профессии [8].
О психологической устойчивости сотрудников ОВД, в том числе устойчивости к экстремальным ситуациям, пишет Л. А. Геляхова. Она справедливо подчеркивает, что в последние годы все чаще и чаще сотрудникам полиции приходится вступать во взаимодействия с агрессивно настроенными группами людей и даже тол-
пой. В этих условиям важным является не только умением грамотно применять физические умения, но и понимание психологических особенностей поведения человека в толпе, специфики ее формирования и образа действия [4, с. 131-132]. Правомерность, обоснованность и успешность применения мер воздействия на людей в таких ситуациях определяются, по мнению автора, от того, насколько у сотрудников сформирована психологическая устойчивость.
На усиление духовно-нравственного потенциала поствузовского образования сотрудников полиции обращают внимание Д. В. Карабаш и Е. В. Казаченко. При этом они сосредотачиваются на исследовании проблемы развития коммуникативной культуры, считая, что ее важным преимуществом сотрудников полиции, вступающим во взаимодействие с окружающим социальным миром. В прочтении коммуникативной культуры они поднимают тему культуры мышления, восприятия и понимания, речи, внешнего вида, рефлексии и т. п. [6, с. 299].
С этим невозможно не согласиться, учитывая стремительные общественные изменения, которые неизменно отражаются на ценностных ориентациях и поведении современных граждан. Совершенно очевидно, что это накладывает дополнительные требованиям к коммуникативным умениям сотрудников ОВД. Однако, на наш взгляд, умения проявлять коммуникативную культуру в современных условиях является уже недостаточным для сотрудников ОВД. Им важно учитывать контекст сложившейся коммуникативной ситуации и на этой основе моделировать стратегию своего коммуникативного поведения с самыми разными категориями граждан, представляющих различных социальные слои, демонстрирующих различные культурные и психологические особенности. Правильный выбор коммуникативной стратегии важен и в плане выстраивания взаимодействия с коллегами и начальством. С нашей точки зрения, система взаимодействия, выстроенная по описанному сценарию, больше подходит под описание коммуникативной мобильности.
Изучение научной литературы показывает, что в толкованиях коммуникативной мобильности авторы, как правило, опираются на существенные признаки коммуникативной компетентности. Вместе с тем в некоторых публикациях обнаруживается установка подчеркнуть
ЧИППКРО
самостоятельный характер коммуникативной мобильности, возможность рассматривать ее как самостоятельную интегративную структуру, которая может включать в себя коммуникативную компетенцию. Наряду с этим существуют основания для интерпретации коммуникативной мобильности в связи с профессиональной деятельностью ее носителя. В таком случае говорят о коммуникативной мобильности как одном из факторов успешности профессиональной деятельности человека.
Ю. В. Троицкая также связывает коммуникативную мобильности с профессиональной деятельностью, подчеркивает ее динамизм в плане реагирования на сложившуюся коммуникативную ситуацию. Показателями коммуникативной мобильности, по мнению автора, являются оперативность, гибкость, толерантное отношение к неопределенности и социальному окружению, адекватность, психоэмоциональный самоконтроль и т.п. [9]. По сути, коммуникативная мобильность не сводится к коммуникативной компетенции, а представляет собой новое качественное образование и конкурентное преимущество сотрудника, включающегося в различные профессиональные ситуации.
У А. Н. Алгаева коммуникативная мобильность представлена на примере профессиональной деятельности педагога-психолога. При ее определении исследователь делает акцент на способности педагога-психолога успешно адаптироваться, включаться во взаимодействие с разными категориями и группами людей. Педалируется положение о развитии коммуникативной мобильности на основе накопления профессионального опыта, связи развития с активностью педагога-психолога, его способности к изменению своего отношения к осуществляемой коммуникативной деятельности [10].
Н. Ю. Кучер изучает понятие коммуникативной мобильности студентов музыкального колледжа и связывает его с вариативностью стиля общения, моделей поведения и привлекаемых для этого средств коммуникации [11].
Можно говорить об интегративном, комплексном характере представления коммуникативной мобильности, наличии у нее таких признаков, как динамизм, способность устанавливать взаимодействие в самых разных коммуникативных ситуациях и разными категориями людей, вариативность стиля общения, опера-
тивная реакция на непредвиденные ситуации. Совершенно очевидно, что в основе коммуникативной мобильности находится коммуникативная компетенция, что обеспечивает результативность коммуникативного взаимодействия. Обладает коммуникативной мобильностью, заметно повышает успешность достижения задач профессионального общения.
Однако отсутствуют научные исследования, в которых в качестве носителей коммуникативной мобильности выступают сотрудников ОВД. Несмотря на это, есть основания утверждать, что коммуникативная мобильность, характеризуя профессиональную правоохранительную деятельность, может служить предметом повышения квалификации. На этом основании могут быть определены педагогические средства совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников ОВД, потенциально пригодные для применения в дополнительном профессиональном образовании.
Методология (материалы и методы). Обоснование педагогических средств совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников ОДВ в дополнительном профессиональном образования осуществляется с точки зрения основных положений и идей акмеологического и контекстного подходов. Акмеологический подход существенно увеличивает возможности теоретического познания закономерностей обучения взрослых. С этих позиций совершенствование коммуникативной мобильности представляется как целостный процесс личностного и профессионального развития, который активно опирается на внутренние ресурсные и творческие возможности личности. Главным преимуществом применения контекстного подхода является смещение акцентов на познавательную практико-ориентированную деятельность. В таком случае совершенствование профессиональный компетенций осуществляется наряду с развитием социальных качеств личности. Совершенствование коммуникативной мобильности очень хорошо вписывается в такой сценарий, но при этом предполагает максимальную включенность сотрудников ОВД в практико-ориентированную деятельностью, создание новых коммуникативных ситуаций, сохранение ведущей роли межличностного взаимодействия в процессе освоения опыта. В результате в дополнительном профессиональном образования появляются реальные педагоги-
ческие механизмы для значительного обновления научного кругозора сотрудников полиции, расширения состава новых профессиональных компетенций.
Результаты исследования. Мы исходим из того, что в дополнительном профессиональном образовании наиболее успешно и результативно осуществляется развитие обновляемых компетенций, приобретение новых знаний и способов деятельности, преодоление различного рода профессиональных затруднений. Поскольку современная практика предъявляется все более высокие требования к качеству профессиональной деятельности специалистов, то цели и задачи повышения квалификации связываются с обновлением их теоретических и практических знаний, освоением новых методов и средств осуществления трудовых функций. Традиционно повышение квалификации основывается на имеющемся в наличии профессиональном и жизненном опыте специалистов. При этом сама система дополнительного профессионального образования гибко и оперативно реагирует на новые вызовы государства и общества, а также активно использует новые научные достижения. Это обстоятельство позволяет говорить о том, что многие профессионально-личностные качества специалистов могут стать предметом совершенствования и развития. Это в полной мере относиться к коммуникативной мобильности специалистов ОВД, совершенствование которой может успешно осуществляться в дополнительном профессиональном образовании. Для этого, однако, должны быть созданы соответствующие педагогические средства, которые обладают активизирующим влиянием на протекание исследуемого процесса. В настоящей статье роль таких средств выполняют педагогические условия.
Прежде всего, внимание может быть сосредоточено на включение в содержание повышения квалификации сотрудников ОВД таких аспектов, которые содержат социально-психологические знания, поддерживающие освоение адаптивных моделей поведения. Реализация данного условия происходит путем расширения номенклатуры компетенций сотрудников ОВД, которые позволяют им более уверенно применять коммуникативные средства для осуществления поиска, анализа и трансляции служебной информации. Особое значение уделяется умению осуществлять
данную деятельность в условиях высокого уровня неопределенности или отсутствия открытых объективных источников информации. Педагогическое оформление данного условия находит в программе модульного курса, который реализуется на факультативной основе в процессе прохождения сотрудниками ОВД курсовой подготовки в учреждениях повышения квалификации.
В качестве оснований проектирования содержания такого курса рассматриваются не только нормативные документы, определяющие характер и регламенты коммуникации сотрудников ОВД, но и современные сведения о коммуникации как деятельности человека, психолого-педагогических особенностях ее осуществления в различных условиях и обстоятельствах окружающей социальной среды, психологические особенности социальных групп, являющихся потенциальными субъектами коммуникации.
В плане более успешной реализации такой программы модульного курса нами обращается внимание на необходимость включение в содержание курсовой подготовки сотрудников ОВД ситуационных задач, основу которых образуют нестандартные профессиональные ситуации, предусматривающие определенные изменения контекстов профессиональной деятельности. Основная идея данного педагогического условия заключается в вовлечении слушателей в обсуждение и решение нестандартных ситуаций, основанных на актуализации и применении имеющихся у них профессиональных знаний в самых разных обстоятельствах коммуникативной деятельности. Практика, при которой сотрудникам ОВД приходится выполнять новые или несвойственные им функции и виды деятельности, стимулирует их к активному поиску и анализу дополнительной информации, определению средств решения профессиональных задач. Особое место здесь отводится определению и применения средств осуществления коммуникативной деятельности.
Технологическое воплощение данного условия предполагает предварительную разработку соответствующего методического обеспечения. Речь идет о составлении ситуационных задач, предусматривающих какие-то изменения контекстов профессиональной деятельности, формировании их в специальные кейсы. Наиболее успешно такая практика может быть реализо-
ЧИППКРО
вана в рамках практических занятий, игр и проведения тренингов со слушателями. Оправданными при этом следует считать такие методы, как анализ контекстов служебной деятельности, коллективное моделирование поведения и событий, обсуждение видеосюжетов с последующим анализом разворачиваемых событий и поведения участников, выполнение тренинго-вых упражнений.
В качестве еще одного условия, которое выгодно подчеркивает педагогические возможности дополнительного профессионального образования в совершенствовании коммуникативной мобильности, следует рассматривать практику применения профессиональных коммуникативных задач, имитирующих информационную неопределенность и напряженность в общении. Сущность данного условия обнаруживается в том, что в основе совершенствования коммуникативной мобильности находится профессиональная коммуникативная задача. Ее содержание обогащено такими элементами, которые имитируют конфликтные ситуации, психологическую напряженность и информационную неопределенность. Как и в предыдущем случае, такие задачи стимулируют слушателей на поиск недостающей информации. При этом у них успешно формируются знания и умения поиска, анализа и трансляции подобного рода информации, повышается психологическая готовность к трансформации стиля общения в зависимости от характера коммуникативной ситуации.
Для освоения слушателями техник конструктивного разрешения напряженности и конфликта заметную роль играют адекватные речевые средства, владение методами саморегуляции, умение гибко реагировать на поведение оппонента, способность адаптироваться к ситуации. Иными словами, такая практика решения имитационных задач способствует проявлению у сотрудников ОВД коммуникативной мобильности, освоению ими целостного комплекса психологических и речевых техник.
Для проявления гибкости сотрудников ОВД во взаимодействии с различными группами и категориями людей предлагается четвертое педагогическое условие, связанное с применением в обучающей практике актерских техник. Данное педагогическое условие базируется на положении о том, что освоенные актерские техники усиливают динамичность информаци-
онно-коммуникативных процессов. Специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД заключается в том, что в течение рабочего дня у него интенсивно меняется среда общения, что определяется изменением цели и задач коммуникативной ситуации.
Поэтому освоение актерских техник позволяет ему определять тактику использования речевых средств, исходя из коммуникативной ситуации и психологического состояния субъектов взаимодействия. Важно и то, что эмпатическое слушание и ролевая адаптация стиля общения дает сотруднику ОВД возможность более успешно устанавливать доверительные отношения и, что особенно важно, естественно позиционировать себя в экстремальной среде. В качестве форм реализации данного педагогического условия нами предлагаются практические занятия с использованием тренинговых упражнений, нацеленных на освоение актерских техник.
Практическая апробация описанных педагогических средств совершенствования коммуникативной мобильности проходила апробацию в Северо-Кавказском институте повышения квалификации Краснодарского университета МВД России. Процесс апробации включает несколько этапов:
- определение целевых ориентиров повышения квалификации сотрудников ОВД с опорой на методологические подходы;
- обновление содержания повышения квалификации сотрудников ОВД посредством разработки новой образовательной программы «Коммуникативная мобильность в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»;
- организация учебно-педагогического взаимодействия преподавателей института повышения квалификации и слушателей, осваивающих образовательную программу «Коммуникативная мобильность в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»;
- оценивание результативности применения педагогических средств совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников ОВД.
Слушатели осваивали четыре содержательные линии (раздела), выделенные в структуре программы повышения квалификации «Коммуникативная мобильность в профессиональной деятельности сотрудников ОВД».
Первая содержательная линия была направлена на ознакомление слушателей с основными
атрибутивными признаками коммуникативной мобильности, ее роли и значения в качественном осуществлении служебных задач, специфики проявления в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Применялись лекционные и практические занятия, в рамках которых у слушателей формировалась установка на освоение адаптивной модели общения (гибкость, мобильность, умение слушать, прогнозировать поведение субъекта общения и т. д.), уточнялась субъектная позиция по поводу выработки соответствующих качеств.
Вторая содержательная линия была нацелена на расширении у сотрудников ОВД опыта коммуникационной деятельности и обогащение арсенала средств общения. На учебных занятиях осуществлялось повышение осведомленности слушателей о коммуникации и коммуникационной деятельности с точки зрения психологии общения, видов, средств и сфер коммуникации. Важное внимание уделялось анализу гендерных, возрастных и культурных факторов, влияющих на осуществление коммуникационных процессов. На практических занятиях у слушателей совершенствовались умения работы со служебной информацией и ее трансформации в коммуникативные средства.
Явно выраженная практическая направленность программы получила отражение в третьем и четвертом разделах. В частности, в рамках третьей содержательной линии слушателям демонстрировались возможности вербальных и невербальных средств общения для повышения эффективности коммуникативной деятельности сотрудников ОВД при решении конкретных служебных задач. Особое внимание уделялось специфике применения вербальных и невербальных средств общения при решении нестандартных задач. Слушатели осваивали некоторые риторические приемы, которые способствовали «размораживанию» их коммуникативной активности. Слушателям также предлагалось освоить техники эмпатического слушания, ролевой адаптации стиля общения, перевоплощения, которые помогают успешно установить доверительные отношения с субъектами коммуникации, уверенно себя чувствовать во взаимодействия с различными категориями граждан, в том числе представляющими криминализованный контингент. Значительное место отводилось решению профессиональных
коммуникативных задач, в которых имитируются ситуации решения новых или нестандартных задач.
В рамках четвертой содержательной линии ставились задачи по ознакомлению слушателей с техниками саморегуляции, выявлению характерных для них стратегий поведения в конфликте, использованию переговорных практик и способов убеждения. Такая установка связана с тем, что для профессиональной деятельности сотрудников ОВД характерными являются конфликтные ситуации, психологическая напряженность, информационный дефицит, обстановка недоверия. Поэтому освоение техник конструктивного разрешения конфликтов мы связывали с использованием слушателями адекватных речевых средств, овладением методами саморегуляции, развитием способности гибко реагировать на поведение субъектов коммуникации.
Обсуждение. Полученные нами эмпирические данные указывают на то, что в результате реализации в процессе курсовой подготовки сотрудников ОВД педагогических средств совершенствования коммуникативной мобильности у слушателей повысились умения организовывать поиск, анализ и трансляцию информации для решения служебно-профессиональных задач. Они получили ценный опыт применения психологических, риторических, актерских техник для повышения эффективности профессиональной коммуникативной деятельности. У большинства слушателей повысился уровень психологической готовности к трансформации стиля общения, сформировались отдельные умения применения актерских техник для обеспечения гибкости в общении.
Исследование показало, что разработанная программа повышения квалификации «Коммуникативная мобильность в профессиональной деятельности сотрудников ОВД» может быть успешно применена в широкой практике курсовой подготовки специалистов ОВД, в частности участковых уполномоченных, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, оперуполномоченных, инспекторов дорожно-патрульной службы, инспекторов по исполнению административного законодательства и т. д.
Заключение. Проявление коммуникативной мобильности в профессиональной деятельности сотрудников ОВД можно считать существенным фактором профессиональной успешности.
Их эффективное взаимодействие с руководством ОВД, коллегами, различными группами населения, а также оперативное исполнение поставленных служебных задач способствует развитию профессиональной культуры и мастерства. Это, в свою очередь, приносит сотрудникам удовлетворение от хорошего выполнения служебной деятельности. Протекание процесса совершенствования коммуникативной мобильности предложено считать динамическим процессом, характерным для взрослого обучающегося и протекающего в рамках дополнительного профессионального образования. Данный процесс включает несколько этапов: определение целевых ориентиров повышения квалификации сотрудников ОВД; обновление содержания повышения квалификации сотрудников ОВД; организация учебно-педагогического взаимодействия преподавателей института повышения квалификации и слушателей; оценивание результативности применения педагогических средств совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников ОВД. В качестве педагогических средств, обеспечивающих успешное осуществление процесса совершенствования профессиональной мобильности сотрудников ОВД, определены педагогические условия: включение в содержание повышения квалификации сотрудников ОВД социально-психологических знаний, поддерживающих освоение адаптивных моделей поведения; решение ситуационных задач, основу которых образуют нестандартные профессиональные ситуации, предусматривающие определенные изменения контекстов профессиональной деятельности; использование практики применения профессиональных коммуникативных задач, имитирующих информационную неопределенность и напряженность в общении; ознакомления сотрудников ОВД с актерскими техниками для развития их гибкости во взаимодействии с различными группами и категориями людей. Педагогическая система, основанная на применение указанных средств совершенствования коммуникативной мобильности, проходила практическую апробацию в СевероКавказском институте повышения квалификации Краснодарского университета МВД России и показала свою высокую эффективность. Сделаны выводы о возможности ее более широкого использования в рамках повышения квалификации различных категорий сотрудников ОВД.
Библиографический список:
1. Федулов, Б. А. Направления совершенствования управления процессом повышения квалификации сотрудников полиции / Б. А. Федулов, В. А. Морозов, А. А. Левченко. - Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 3 (74). - С. 43-47.
2. Баева, Е. В. Современные тенденции и стратегии преподавания в системе повышения квалификации сотрудников ОВД / Е. В. Баева. -Текст : непосредственный // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. -№ 3 (54). - С. 24-27.
3. Вороничева, О. В. Развитие речевой компетенции в процессе повышения квалификации сотрудников ОВД / О. В. Вороничева. - Текст : электронный // Концепт. - 2019. - № V5. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/razvitie-rechevoi-kompetentsii-v-protsesse-povysheniya-kvaHfikatsii-sotrudnikov-ovd (дата обращения: 26.02.2021).
4. Геляхова, Л. А. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности / Л. А. Геляхова. - Текст : непосредственный // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 130-132.
5. Зайцева, Е. В. Отдельные аспекты повышения квалификации сотрудников органов предварительного следствия в системе дополнительного профессионального образования МВД России / Е. В. Зайцева. - Текст : непосредственный //Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2015. - № 2. - С. 150-153.
6. Карабаш, Д. В. Профессиональная направленность развития коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе повышения квалификации и переподготовки кадров / Д. В. Карабаш, Е. В. Казаченко. - Текст : непосредственный // Общество и право. - 2013. -№ 2 (44). - C. 296-300.
7. Машекуашева, М. Х. Актуальные вопросы психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел / М. Х. Машекуашева, З. Х. Кочесокова. - Текст : непосредственный // Пробелы в российском законодательстве. -2018.- № 4.- С. 364-365.
8. Петров В. Е. Профессиональный рост и личностное развитие сотрудников органов внутренних дел / В. Е. Петров. - Текст : непосредственный // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2013. - № 1. - С. 25-29.
9. Троицкая, Ю. В. Коммуникативная мобильность в структуре профессиональной компетентности / Ю. В. Троицкая. - Текст : непосредственный // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. -№ 4.- С. 79-84.
10. Алгаев, А. Н. Методика развития коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов / А. Н. Алгаев. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5 (42). - С. 171-174.
11. Кучер, Н. Ю. Методика развития коммуникативной мобильности студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки / Н. Ю. Кучер. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. - С. 107-107.
References:
1. Fedulov, B. A., Morozov, V. A. Levchen-ko, A. A. Directions to improve the management of the process of professional development of police officers [Napravleniya sovershenstvovaniya upravleniya processom povysheniya kvalifikacii sotrudnikov policii], Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2018, No. 3 (74), pp. 43-47.
2. Baeva, E. V. Modern trends and teaching strategies in the system of professional development of internal affairs officers [Sovremennye ten-dencii i strategii prepodavaniya v sisteme pov-ysheniya kvalifikacii sotrudnikov organov vnu-trennih del], Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2013, No. 3 (54), pp. 24-27.
3. Voronicheva, O. V. Development of speech competence in the process of professional development of internal affairs officers [Razvitie re-chevoj kompetencii v processe povysheniya kvalifikacii sotrudnikov organov vnutreniih del], Concept, 2019, No. V5. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevoi-kompe tentsii-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii-sotru dnikov-ovd (accessed date: 02/26/2021).
4. Gelyakhova, L. A. Stability of employees of internal affairs bodies to extreme situations of official activity [Ustojchivost' sotrudnikov organov vnutrennih del k ekstremal'nym situaciyam slu-zhebnoj deyatel'nosti], Theory and practice of social development, 2014, No. 2, pp. 130-132.
5. Zaitseva, E. V. Some aspects of advanced training of employees of preliminary investigation in the system of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Otdel'nye aspekty povysheniya kvalifikacii sotrudnikov organov predvaritel'nogo sledstviya v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya MVD Rossii], Bulletin of Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, No. 2, pp. 150-153.
6. Karabash, D. V., Kazachenko, E. V. Professional orientation of the development of communicative culture of police officers in the system of professional development and retraining [Profes-sional'naya napravlennost' razvitiya kommu-nikativnoj kul'tury sotrudnikov policii v sisteme povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki kadrov], Society and Law, 2013, No. 2 (44), pp. 296-300.
7. Mashekuasheva, M. Kh., Kocheokova, Z. Kh. Topical issues ofpsychological training of internal affairs officers [Aktual'nye voprosy psiholog-icheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutren-nih del], Gaps in the Russian legislation, 2018, No. 4, pp. 364-365.
8. Petrov, V. E. Professional growth and personal development of employees of internal affairs bodies [Professional'nyj rost i lichnostnoe razvitie sotrudnikov organov vnutrennih del], Bulletin of Russian Institute of Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, No. 1, pp. 25-29.
9. Troitskaya, Y. V. Communicative mobility in the structure of professional competence [Kommunikativ-naya mobil'nost' v strukture professional'noj kompe-tentnosti], Bulletin of Samara University. History, Pedagogy, Philology, 2019, No. 4, pp. 79-84.
10. Algaev, A. N. Methodology of development of communicative mobility of future teachers-psychologists [Metodika razvitiya kommu-nikativnoj mobil'nosti budushchih pedagogov-psihologov], The World of Science, Culture, Education, 2013, No. 5 (42), pp.171-174.
11. Kucher, N. Methodology of development of communicative mobility of music college students in the process of musicology training [Metodika razvitiya kommunikativnoj mobil'nosti studentov muzykal'nogo kolledzha v processe muzykoved-cheskoj podgotovki], Modern problems of science and education, 2017, No. 1. pp. 107-107.