Коммуникативная мобильность в структуре профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел
Ашхотова Лиана Аркадьевна
соискатель, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», [email protected]
Коммуникативная мобильность - это интегративная характеристика, отражающая способность и готовность специалиста адаптироваться к осуществлению эффективной коммуникации с участниками профессиональных отношений. Коммуникативная мобильность обеспечивает успешную профессиональную деятельность сотрудников ОВД, но проведенные исследования показывают ее недостаточный уровень у значительного числа сотрудников ОВД. Необходимо обращать особое внимание на ее развитие в ходе переподготовки и повышения квалификации. Для этого в учебном процессе используются активные и интерактивные методы обучения, развивающие умения быстро переключаться и подбирать нужные способы общения с людьми с учетом их индивидуальных особенностей; навыки обобщения разнородной информации и четкого ее изложения в устной и письменной формах; владение грамотной, логически последовательной речью.
Ключевые слова: коммуникативная мобильность; профессиональные компетенции; повышение квалификации, сотрудники ОВД.
о
Е
£
СП
0
(Ч
ч-^
01 г
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД), успешное выполнение ими служебных задач требует высоких деловых, моральных и коммуникативных качеств, а также психологической готовности к соблюдению строгой служебной дисциплины в специфических условиях. Среди профессиональных качеств важнейшую роль играют коммуникативные качества сотрудника внутренних дел. Необходимы навыки общения с различными категориями людей, включая локальную коммуникацию в коллективе для внутренней служебной деятельности и внешнее общение с участниками административного и уголовного производства. Вежливость и тактичность, чуткость к заявлениям граждан, соблюдение закона вне зависимости от того, является ли собеседник правонарушителем, свидетелем или иным лицом, определяется уровнем профессиональной культуры сотрудника ОВД. Для коммуникации с людьми различного пола и возраста, национальностей и профессий требуется мобильность: умение быстро переключаться, подбирать нужные способы общения с учетом индивидуальных особенностей собеседника; обобщать разнородную информацию; грамотная, логически последовательная речь; навыки четкого изложения информации в устной и письменной формах.
Совокупность этих качеств характеризует коммуникативную мобильность, под которой мы понимаем интегративную характеристику, отражающую способность и готовность специалиста адаптироваться к осуществлению эффективной коммуникации с участниками профессиональных отношений. Целью данной работы является определение роли коммуникативной мобильности в структуре профессионально важных качеств сотрудников ОВД и обобщение опыта ее развития в системе повышения квалификации
Установим сущность понятия «коммуникативная мобильность», что позволит определить педагогические инструменты, необходимые для реализации задачи ее развития в системе повышения квалификации. Будем учитывать родовое понятие «мобильность», видовое отличие (коммуникация), а также особенности профессиональной деятельности современных сотрудников органов внутренних дел. Мобильность в справочной литературе определяется как подвижность, способность к быстрому передвижению, готовность к действию.
Конкретизируем видовые различия мобильности. В различных науках используются понятия «профессиональная мобильность», компонентом которой является коммуникативная мобильность; «социокультурная мобильность», «социально-профессиональная мобильность», «отраслевая мобильность», «квалификационная мобильность» «культурная мобильность». Так социолог П. А. Сорокин одним из первых ввел понятие социальной мобильности и определил ее виды. Он отождествляет социальную мобильность с перемещением социального объекта или индивида в обществе [1, с. 123], выделяет горизонтальную и вертикальную мобильность, восходящую (социальный подъем) и нисходящую (движение вниз по социальной лестнице), межпоколенную и внутрипоколенную.
В кадровом менеджменте под мобильностью понимают готовность работников изменять свое социально-профессиональное положение и содержание осуществляемых функций, перемещаться в системе общественных отношений и социальных групп.
В психолого-педагогической литературе мобильность рассматривается как необходимое качество педагога. Так Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский указывали на необходимость подвижности, движения способностей, которыми наделен человек, и воплощения этих способностей в реальных жизненных условиях для профессионально подготовленного человека. Современные педагоги и психологи уделяют внимание коммуникативной компетентности, мобильности в профессиональной деятельности [2; 3; 4]. Для социальной и профессиональной мобильности педагогов, по нашему мнению, необходима коммуникативная мобильность, она определяется функционалом профессиональной деятельности, входит в критерии определения профессиональной пригодности.
Обобщая выше сказанное, отметим, что понятие «мобильность» относится к числу междисциплинарных понятий, активно используется в аппарате многих научных дисциплин, включает атрибуты: подвижность, изменчивость, способность к быстрому передвижению в социуме и готовность к действию. Мобильность рассматривается авторами в двух контекстах - как черта личности человека и как проявление его деятельности.
Среди видов профессиональной мобильности можно выделить коммуникационную мобильность. Под коммуникацией понимается активное взаимодействие между субъектами, предполагающее информационный обмен. Навыки коммуникации обеспечивают значительный успех в выборе стиля общения с коллективом и с отдельными личностями. Поэтому коммуникация является неотъемлемой составляющей поведения большинства людей, особенно специалистов в сфере «человек-человек». Коммуникативная мобильность отражает способность и готовность специалиста адаптироваться к осуществлению эффективной коммуникации с участниками профессиональных отношений.
Рассмотрим коммуникативную мобильность и ее значимость в профессиональной деятельности сотрудника ОВД, где коммуникативная составляющая является важнейшим аспектом.
Так необходимыми личностными и деловыми качествами при приеме на работу, согласно «Правилам профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел РФ» назван «уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах». Следовательно, основой профессиональной пригодности сотрудника ОВД являются коммуникативные компетенции.
Данный вывод подтверждается исследованием, проведенным А. В. Осинцевой, Г. В. Гармановой на базе Тюменского юридического института МВД России. Сотрудники специализаций участковый, оперуполномоченный и следователь отвечали на вопросы специального опросника, определяя признаки успешной профессиональной деятельности. К числу черт идеального образа сотрудников ОВД, успешно выполняющего свои обязанности, отнесены особенности интеллектуального и психологического развития: объективное и быстрое восприятие информации, развитие логического мышления и всех видов памяти, умение обобщать информацию; уверенная, отчетливая, грамотная, логически последовательная, выразительная речь [5, с. 17].
Деятельность сотрудников ОВД разнообразна, отличается множеством деловых и межличностных контактов, быстрой сменой событий, разнообразием действий. Практика показывает, что до 80% служебного времени сотрудника правоохранительных органов занято работой с людьми. Значительная часть этого времени - общение с потенциально трудным контингентом, неуправляемым, агрессивным и враждебно настроенным. Другая часть - общение с должностными лицами, руководителями и коллегами. Поэтому профессиональные компетенции включают использование средств общения, к которым специалисты [6, с. 279] относят интеллектуальные (умственное развитие, познавательные и творческие способности), языковые (речь), технические (устройства для общения на расстоянии). Владение средствами общения является необходимым навыком, с помощью которого сотрудник ОВД осуществляет взаимодействие с людьми.
Структура важных качеств сотрудника ОВД определяется многогранной профессиональной деятельностью. Так поисковая сторона, сбор исходной информации требует навыков работы с устной и письменной речью, в том числе с в электронном виде. Коммуникативная сторона включает профессиональное общение для решения правоохранительных задач, а также общение с коллегами, должностными лицами в коллективе. Преобразование полученной информации в специальные формы (протоколы, постановления и т. д.) отражает удостоверительную сторону деятельности. Переработка и обобщение информации и принятие решения, осуществление профилактических, коррек-
о о ш и т
О т э т й А
X £ т
О
х О т
0
01 и А ы О ш А X X т
ционных мероприятий - это реконструктивная и социальная стороны правоохранительной деятельности. Каждая из названных сторон требует коммуникативной мобильности.
Итак, для успешного выполнения профессиональной деятельности важнейшими качествами являются: умение быстро переключать внимание на другой объект; способность внимательно слушать и убеждать людей; развитое логическое мышление; умение грамотно выражать свои мысли; хорошая интуиция, умение разбираться в людях; эмоциональная устойчивость, выдержанность. Безусловно, эти умения необходимы для выработки коммуникативной мобильности. При достаточном развитии данного качества появляются способности располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия, быстро устанавливать контакты, находить нужный тон и форму общения. Это необходимо для оказания правовой, социальной, психологической поддержки граждан и выполнения иных служебных обязанностей.
Можно выделить как минимум три стороны развитой коммуникативной мобильности, обеспечивающей успешную профессиональную деятельность. Так для взаимоотношений в коллективах ОВД характерна строгая иерархия и субординация. Жесткий регламент отношений закрепляется в должностных инструкциях, уставах и других нормативных актах и выдвигает определенные требования к общению внутри организационной системы. Соответствие этим требованиям возможно при определенном развитии личности сотрудника ОВД, цен-ностно-мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных и иных психологических компонентов.
При общении с населением к доминирующим видам деятельности, требующим коммуникативной мобильности, относятся:
- мероприятия по правовой пропаганде и предупреждению правонарушений;
- проведение воспитательных мероприятий с правонарушителями;
- ведение протоколов и другой документации и
др.
Здесь должны проявляться высокая организованность, умение общаться не только индивидуально, но и с группой собеседников, слушать и тактично переводить разговор на нужную тему, применять психологические приемы для выявления значимой информации.
Третья сторона - умение работать с письменной речью. Необходимо учиться вычленять важные мысли, способствующие решению профессиональных задач из документов в печатном и в электронном виде. А также создавать документацию по заданной форме и шаблону, отражающую точное содержание изученного документа или содержание беседы с участником профессионального взаимодействия.
Несмотря на ежедневную практику общения сотрудников друг с другом и с другими людьми, специалистов, имеющих высокую коммуникативную
компетенцию, немного. Недостаточен уровень компетенции у молодых специалистов ОВД, о чем свидетельствуют проведенные исследования [7; 8; 9]. Поэтому формирование коммуникативных качеств личности необходимо начинать в высшей школе, совершенствуя методы обучения и педагогические условия. Эти задачи поставлены новым ФГОС высшего профессионального образования, однако внимание на развитие коммуникативной компетенции обращается не в достаточной мере, хотя предусматривается необходимость психолого-педагогической подготовки, формирование целостной системы личных, моральных мировоззренческих качеств [7; 8; 9].
В зарубежных исследованиях под мобильностью понимается процесс активизации деятельности человека, при котором ускоряется и становится более качественной профессиональная деятельность. Профессиональная мобильность взаимосвязывается с системой обучения, социально-экономическими процессами и их эффективностью. Например, с обучением или преподаванием в течение некоторого периода в других вузах (академическая мобильность) и межкультурной компетентностью [10], влиянием социальной поддержки и вида работы [11], возрастных и индивидуальных различий обучаемых [12].
Таким образом, анализ различных сторон профессиональной деятельности показал необходимость формирования коммуникативной мобильности сотрудников ОВД как важного профессионального качества и недостаточность ее развития у значительного числа сотрудников. Эта задача может быть решена в системе повышения квалификации.
Совершенствование коммуникативных компетенций реализуется в системе профессионального образования. Так Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» проводит профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также дополнительного профессионального образования. За 2018 г. обучение прошли более 2 тыс. слушателей.
Программы обучения направлены на формирование у слушателей современного уровня знаний в области реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. В институте применяются как классические формы организации учебного процесса - лекции, практические, семинарские занятия, промежуточная и итоговая аттестация так и специфические - выездные практические занятия на полигоны и стрельбища, комплексные многодневные оперативно-тактические учения, и другие виды работ.
Использование в ходе практических занятий различных методов психологической диагностики
позволяет выявить проблемные стороны обучающихся и использовать различные методы их решения. Так в 2018 году проводилась диагностика межличностных отношений по опроснику Т. Лири, позволяющая определить преимущественное доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность во взаимоотношениях; диагностика коммуникативного контроля (по М. Шнайдеру) выявяющая обучающихся с высоким, средним и низким коммуникативным контролем; диагностика по методике многофакторного исследования (опросник Р. Кеттелла), который позволяет интерпретировать первичные факторы личности и их сочетания, комплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств.
Психодиагностика по методике Т. Лири [13, с. 221-230] была проведена в группах, проходивших обучение по программам «Старшие дознаватели (дознаватели) подразделения дознания территориальных органов МВД России на районном уровне» и «Старшие оперуполномоченные, оперуполномоченные отделов, отделений уголовного розыска по организации розыскной работы». Использовалась методика самооценки для создания обучающимися собственного психологического портрета по индексам восьми тенденций характера. Показатели основных тенденций определялись по ключу к тесту. Каждая тенденция имеет три степени: 1-5 баллов -адаптивный вариант межличностных отношений, 610 - промежуточный вариант; свыше 10 - дезадап-тивные тенденции характера. Результаты диагностики (сплошная выборка 56 чел.) по шкале «эгоистичность» и «доминирование-подчинение» составили 56%, «авторитарность» и «агрессивность» -47%, «дружелюбие-агрессивность» - 23%, «подозрительность» - 40%. У незначительного количества опрашиваемых (4%) выявлены дезадаптивные тенденции характера. Результаты показывают, что специалисты ОВД, занятые оперативной работой, обладают характерными чертами - авторитарность, властность, подозрительность. Эти черты характера являются необходимыми, профессионально важными качествами, однако, их чрезмерное проявление может препятствовать межличностному общению. Необходимо обращать внимание на психологическое консультирование данных специалистов в ходе курсовой подготовки. Развитие коммуникативной мобильности таких специалистов будет способствовать регламентированному общению с подозреваемыми.
Диагностика коммуникативного контроля по методике М. Шнайдера [13, с. 240-242) выявляет людей, которые хорошо знают, где и как себя вести, постоянно следят за собой (с высоким контролем). Однако, они испытывают трудности в непрогнозируемых ситуациях. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут быть излишне прямолинейными. Проведенное по данной методике исследование в указанных ранее группах показало, что высокий уровень коммуникативного контроля наблюдается у 35% оперативников, а средний - у 56%, что говорит о их соот-
ветствии требованиям профессии по коммуникативным качествам. Однако, оперативные сотрудники с низким коммуникативным контролем нуждаются в помощи для его развития. В то же время высокий коммуникативный контроль может препятствовать межличностным отношениям. Это необходимо учитывать в практических занятиях.
Результаты диагностики по методике многофакторного исследования Р. Кеттелла также показали необходимость развития коммуникативной мобильности личности сотрудника оВд в системе непрерывного образования.
Для развития коммуникативных компетенций, достижения высоких показателей обучения в институте используется методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность образовательного процесса, единство обучения и организации досуга. Особое внимание уделяется практической направленности учебного процесса, в частности психологической подготовке, формированию коммуникативной компетентности, сочетанию традиционных методов передачи и закрепления информации с инновационными образовательными технологиями. Результаты итоговой аттестации достаточно высоки. По программам профессиональной подготовки (870 обучающихся) - средний балл 3.4; программы повышения квалификации (406 обучающихся) - средний балл 4.2; в дополнительном профессиональном образовании (265 обучающихся) -средний балл 4.1.
Качество обучения позволяют повысить активные и интерактивные методы обучения, что подтверждается нашей практикой и исследованиями [14; 15; 16]. К реализуемым активным методам обучения относятся проектные, исследовательские, проблемные. эвристические методы, например case-study (метод кейсов), деловые и ролевые игры, тренинги. Так социально-психологические тренинги успешно используются для формирования коммуникативной мобильности студентов, формирования индивидуальной образовательной траектории [15].
При использовании активных методов развиваются навыки мыслительной, аналитической деятельности: выявляется проблема, ставятся задачи для ее решения, уточняются детали, активизируются необходимые знания, предполагается возможность многовариантного решения проблемы. Поэтому использование активных методов позволяет не только осваивать конкретные знания, но и способствует развитию проблемного мышления, самостоятельности, навыков оценки альтернатив, обработки значительного объема профессиональной информации. Таким образом оказывается позитивное влияние на общий интеллектуальный и коммуникативный уровень сотрудников ОВД.
Интерактивные методы строятся на основе взаимодействия преподавателя и обучающегося или обучающихся между собой, в группах. Мозговой штурм, дискуссии и дебаты, творческие задания
о о ш и m
О m э m Д А
X £ m
О
х О m
0
01 и А ы о ш А X X m
о с
СП ^
о
сч
позволяют развивать навыки коммуникативной мобильности, самостоятельность суждений и зрелость мышления.
Высокие результаты служебных отзывов, полученных после обучения, доказывают, что программы повышения квалификации, реализуемые в Северо-Кавказском институте повышения квалификации сотрудников МВД России способствуют развитию коммуникативной мобильности, как важного качества личности сотрудников ОВД. Так высокий уровень составления профессиональных документов показывают 42% обучающихся, а средний -53%; высокий уровень инициативности у 56%, средний - у 42%; высокую организованность показывают 67%, среднюю - 31%;
Таким образом, результаты исследования показывают актуальность совершенствования коммуникативной мобильности действующего состава сотрудников ОВД, так как она обеспечивает успешную профессиональную деятельность, но недостаточно развита у значительного числа сотрудников ОВД. Необходимо обращать особое внимание на ее развитие в ходе подготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов. Требуется проведение психологической диагностики обучающихся на уровне входного контроля, для определения проблемных зон коммуникативной компетенции и развития коммуникативной мобильности в ходе обучения. Развитию коммуникативной мобильности способствуют активные и интерактивные методы обучения.
Перспективными видятся: разработка принципов совершенствования коммуникативной мобильности сотрудников ОВД в институте повышения квалификации и введение в учебный процесс отдельного модуля по развитию коммуникативной мобильности в минимальном объеме 16 часов.
Литература
1. Сорокин П. А. Социальная мобильность. М., 2005. 588 с.
2. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона : автореф. дис. д. пед. наук. СПб., 2001. 46 с.
3. Нестеров В. В., Белкин А. С. Педагогическая компетентность. Екатеринбург, 2003. 188 с.
4. Алгаев А. Н. Развитие коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис. канд. пед. наук. Грозный, 2013. 200 с.
5. Осинцева А. В., Гарманова О. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 4. С. 16 - 19.
6. Родин В. Ф., Цветков В. Л. Коммуникативное общение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2017. С. 278 - 281.
7. Шлее И. П., Волгин Ю. Г. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции у студентов - сотрудников органов внутренних дел
как фактор успешности их профессиональной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2016. № 2. С. 144 - 49.
8. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. О совершенствовании военно-профессионального обучения курсантов военного института // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 98 - 107.
9. Броев А. Х. Подготовка сотрудников органов внутренних дел и требования к их профессионально значимым качествам на современном этапе // Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №3/2, 2016. С. 151-154.
10.Studying the impact of academic mobility on intercultural competence: a mixedmethods perspective / J.M. Cots, M. Aguilar,S. Mas-Alcolea, A. Llanes // Language Learning Journal. 2016. Vol. 44. № 3. Р. 304 - 322.
11.Influence of interindividual differences and professional mobility on the meaning of work / C. Arnoux-Nicolas, O. Dosnon, N. Lallemand et al. // Travail Humain. 2016. Vol. 79, № 2. Р. 147 - 168.
12.Nelson M., Jonson S. D. Individual differences in management education: The effect of social support and attachment style // Academy of Educational Leadership Journal. 2011. Vol. 15, № 1. P. 65 - 77.
13.Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. М., 2003. 285 с.
14.Котлярова И. О., Найданова Ю.В. Формирование мобильности личности в системе непрерывного образования: обзор // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9, № 2. С. 6 - 26.
15.Махмутова Е. Н., Андреева М. М., Дмит-ренко Т. А. Социально-психологический тренинг как средство формирования коммуникативной компетентности студентов-менеджеров // Интеграция образования. 2018. Т. 22, №1. С. 91- 106.
16.Психодиагностика и развитие психологических профессионально-важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России : учебно-методическое пособие / ред. Г. С. Човдырова, 2004. 178 с.
Communicative mobility in the structure of professional
qualities of law enforcement officers Ashkhotova L.A.
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Communicative mobility is an integrative characteristic reflecting the ability and willingness of the professional to adapt to the effective communication with the participants of professional relations. Communicative mobility ensures successful professional activity of law enforcement official, but the conducted researches show its insufficient level for a considerable number of the law enforcement official. Special attention should be paid to its development during retraining and advanced training. This is achieved through active and interactive learning methods that develop the ability to quickly switch and select the right ways of communicating with people according to their individual needs; the ability to summarize diverse information and present it clearly in oral and written form; and the ability to speak in a literate, coherent and consistent manner. Keywords: communicative mobility; professional competence; professional competence; advanced training; law enforcement officers. References
1. Sorokin P. A. Social mobility. M., 2005.588 s.
2. Kalinovsky Yu. I. Development of social and professional mobility
of an andragog in the context of the sociocultural educational policy of the region: author. dis. d. ped. sciences. St. Petersburg, 2001.46 p.
3. Nesterov VV, Belkin A. S. Pedagogical competence. Yekaterinburg, 2003.188 s.
4. Algaev A. N. The development of communicative mobility of future
teachers-psychologists in the process of professional training at a university: dis. Cand. ped sciences. Grozny, 2013.200 s.
5. Osintseva A. V., Garmanova O. V. Occupationally important personality traits of an ATS employee depending on the type of activity // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2009. No. 4. P. 16 - 19.
6. Rodin V.F., Tsvetkov V. L. Communicative communication in the
professional activity of employees of the Department of Internal Affairs of the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017.S. 278 - 281.
7. Shlee IP, Volgin Yu. G. Formation of professional and communicative competence among students - employees of internal affairs bodies as a factor in the success of their professional activities // Vocational Education in Russia and Abroad, 2016. No. 2. P. 144 - 49.
8. Bychenko Yu.G., Balandina T.M. On the improvement of military-
vocational training of cadets of a military institute // Higher Education in Russia. 2019.Vol. 28. No. 4. P. 98 - 107.
9. Broev A. Kh. Training of employees of internal affairs bodies and
requirements for their professionally significant qualities at the present stage // Historical and socio-educational thought. Volume 8 No. 3/2, 2016. S. 151-154.
10. Studying the impact of academic mobility on intercultural competence: a mixedmethods perspective / J.M. Cots, M. Aguilar, S. Mas-Alcolea, A. Llanes // Language Learning Journal. 2016. Vol. 44. No. 3. P. 304 - 322.
11. Influence of interindividual differences and professional mobility on the meaning of work / C. Arnoux-Nicolas, O. Dosnon, N. Lallemand et al. // Travail Humain. 2016. Vol. 79, No. 2. R. 147 -168.
12. Nelson M., Jonson S. D. Individual differences in management education: The effect of social support and attachment style // Academy of Educational Leadership Journal. 2011. Vol. 15, No. 1. P. 65 - 77.
13. Pugachev V. P. Tests, business games, trainings in personnel management: textbook. for university students. M., 2003.285 s.
14. Kotlyarova I.O., Naydanova Yu.V. The formation of personality mobility in the system of continuing education: a review // Bulletin of SuSu. Series "Education. Pedagogical sciences. " 2017.Vol. 9, No. 2. P. 6 - 26.
15. Makhmutova E. N., Andreeva M. M., Dmitrenko T. A. Socio-psychological training as a means of forming the communicative competence of student managers // Integration of Education. 2018.Vol. 22, No. 1. S. 91-106.
16. Psychodiagnostics and the development of psychological professionally important qualities of employees of individual operational units of the Ministry of Internal Affairs of Russia: a training manual / ed. G.S. Chovdyrova, 2004.178 s.
o
o
00
■o
m
5
m
X
X
o
m
n
m
b
A
-i
O
-i
X
£
m
O
X
O
m
O
DI
■o
A
u
o
00
A
X
X
m
89