Научная статья на тему 'Особенности социально-рефлексивной организации повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой'

Особенности социально-рефлексивной организации повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ПРЕССОЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТРЕНИНГ / КВЕСТ-ИГРА / МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ADVANCED TRAINING OF ATS STAFF IN PUBLIC RELATIONS AND PRESS / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / TRAINING / QUEST GAME / METHODS OF EFFECTIVE INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Худяков Евгений Евгеньевич

В статье рассматриваются особенности организации повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой в соответствии с основными видами их профессиональной деятельности. Раскрыты основные методы эффективного взаимодействия сотрудников ОВД с общественностью и СМИ (коммуникативные, интерактивные и перцептивные). Выделены задачи в повышении квалификации этой категории сотрудников. Описаны программа спецкурса, тренинга и квест-игры разработанных и проведенных для сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шерайзина Роза Моисеевна, Худяков Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-REFLEXIVE ORGANIZATION OF TRAINING OF POLICE OFFICERS IN PUBLIC RELATIONS AND THE PRESS

The article discusses the features of the organization of advanced training of police officers in public relations and the press in accordance with the main types of their professional activities. The basic methods of effective interaction of employees of ATS with the public and the media (communicative, interactive and perceptive). Tasks in professional development of this category of employees are allocated. The program of a special course, training and quest-game developed and carried out for employees of Department of internal Affairs on public relations and the press is described.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-рефлексивной организации повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой»

общеобразовательных дисциплин целесообразно соблюдение принципов профессиональной направленности обучения, в основе которого практикоориентированное обучение с использованием интерактивных технологий. Одной из современных эффективных технологий обучения является имитационное моделирование, в основе которого принцип практикоориентированности; данная технология имеет игровой характер. Эффективность реализации заявленных возможностей обеспечивается при взаимодействии образовательной организации и заказчиком образовательных услуг - будущим работодателем.

Литература:

1. Акбарова З.Ш. Применение инновационных технологий, направленных на подготовку конкурентноспособного практико-ориентированного специалиста. - Вестник Башкирского государственного университета. - 2011. - № 4. - Т. 16. - С. 1424-1428.

2. Акбарова, З.Ш. Профессионально ориентированное обучение будущих специалистов среднего звена технического профиля: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - В. Новгород, - 2016. - 157 с. URL: http://www.dslib.net (Дата обращения: 10.07.2019).

3. Алмазова Т.А., Трунтаева Т.И. Роль математической логики в формировании математической культуры студентов вузов / Т.А. Алмазова, Т.И. Трунтаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - С. 4-8.

4. Добролюбова М.Ф. Производственная (технологическая) практика - важнейший этап подготовки кадров / М.Ф. Добролюбова // Педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 25-27.

5. Колягин, Ю.М., Луканкин, Г.Л., Яковлев, Г.Н. Математика: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования: в двух книгах / Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, Г.Н. Яковлев; под ред. Г.Н. Яковлева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Новая волна: Издатель Умеренков, 2008. - 457 с.

6. Микушина Т.И., Шерайзина Р.М., Донина И.А. Модель формирования коммуникативной культуры будущих специалистов сферы сервиса в организациях среднего профессионального образования / Т.И. Микушина, Р.М. Шерайзина, И.А. Донина // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №12-3. -С. 613-617.

7. Невзорова И.Б., Донина И.А. Готовность будущих техников-программистов к проектно-аналитической деятельности: структура и критерии оценки / И.Б. Невзорова, И.А. Донина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №1. - С. 38.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, - 2002. - 528 с.

9. Степанова, Ю.Н. Формирование в процессе обучения математике готовности студентов технических колледжей к непрерывному образованию.: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Екатеринбург, - 2015. - 197 с. URL: http://www.dslib.net (Дата обращения: 15.07.2019).

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.03.02. «Судовождение». / Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru (Дата обращения: 25.07.2019).

Педагогика

УДК:37.017

доктор педагогических наук, профессор Шерайзина Роза Моисеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); преподаватель Худяков Евгений Евгеньевич

Аккредитованное частное образовательное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮУ» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И ПРЕССОЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой в соответствии с основными видами их профессиональной деятельности. Раскрыты основные методы эффективного взаимодействия сотрудников ОВД с общественностью и СМИ (коммуникативные, интерактивные и перцептивные). Выделены задачи в повышении квалификации этой категории сотрудников. Описаны программа спецкурса, тренинга и квест-игры разработанных и проведенных для сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой.

Ключевые слова: повышение квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой; интерактивные технологии; тренинг; квест-игра; методы эффективного взаимодействия.

Annotation. The article discusses the features of the organization of advanced training of police officers in public relations and the press in accordance with the main types of their professional activities. The basic methods of effective interaction of employees of ATS with the public and the media (communicative, interactive and perceptive). Tasks in professional development of this category of employees are allocated. The program of a special course, training and quest-game developed and carried out for employees of Department of internal Affairs on public relations and the press is described.

Keywords: advanced training of ATS staff in public relations and press; interactive technologies; training; quest game; methods of effective interaction.

Введение. Для определения особенностей повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой рассмотрим основные направления их деятельности. К ним могут быть отнесены:

Первое направление - информационно-аналитическое как смыслообразующее для деятельности отделов информации и общественных связей главного управления МВД России. Транслирование информации и ее интерпретация сотрудниками ОВД по связям с общественностью и прессой дает возможность влиять на становление ценностного самоопределения личности. При этом информация формирует и направляет

деятельность, сознание, которое потом «самовыражается» в конкретных поступках личности. Аналитическая направленность акцентирует внимание общественности и и прессы на осмыслении представленной им информации, собственную ее оценку, самоопределение в принятии или непринятии предлагаемых ценностей, в том числе и в виде демонстрации аналитико-рефлексивного мышления, которое может стать примером для подражания.

Второе направление - организационное направление которое предполагает у сотрудников ОВД умений находить и транслировать информацию об опыте работы с общественностью и прессой с целью консолидации интеллектуальных и духовных ресурсов социокультурного поля, публичной презентации своего ценностного отношения к происходящим событиям. Кроме того, организационная деятельность -действенный инструмент для развития коммуникативных и рефлексивных способностей всех участвующих в этом процессе, а также способ организации событий во внешней социокультурной реальности по отношению к отделам информации и общественных связей.

Третье направление - обратная связь, обеспечивающая получение объективной информации от представителей общественности и прессы о характере продуктивности взаимодействия ОВД с населением. В этих целях проводится мониторинг информационно-пропагандистских акций МВД России как сегмента взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и гражданами. Для такого взаимодействия характерен поиск общего смысла совместной деятельности, признание деятельности как сотрудников отделов информации и общественных связей, так и представителей гражданского общества субъектами единого информационно-ценностного пространства. Обратная связь позволяет обогатить содержание деятельности сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой социальным, профессиональным и просто житейским опытом сотен людей.

Таким образом, становится очевидным, что сотрудники ОВД по связям с общественностью и прессой в современных условиях сталкиваются с необходимостью постоянного переосмысления собственной деятельности в связи с изменениями в обществе, а не только воспроизведения ранее использованных образцов и способов решения профессиональных задач, что требует новых подходов к организации повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой.

Изложение основного материала статьи. На наш взгляд, в данном контексте повышению квалификации должны быть присущи нестандартность содержания и глубина; обращенность к внутреннему миру взрослого человека и его опыту проживания в определенной социальной среде; ориентация на продуктивную реализацию идеи взаимодействия сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой с представителями гражданского общества и населением; широкое использование таких форм работы как индивидуальные (интервью, беседа. репортаж), групповые (круглый стол, дискуссия, квест-игра и др.) и коллективные (пресс-конференция, форум, конкурс и т.д.).

Для повышения эффективности взаимодействия сотрудников ОВД с общественностью и прессой необходимо искусно пользоваться коммуникативными, интерактивными и перцептивными методами общения.

Коммуникативные методы формирования информационного сообщества (структурирование, подбор обоснованных фактов, соответствие формы содержанию, учет социальных характеристик аудитории) определяют целенаправленность транслирования информации, логичность, позицию сотрудника и представителя гражданского общества, соответствие специфике информационного канала, уточняют и развивают содержание, способствую быстрейшему его усвоению.

Интерактивные методы, направленные на активизацию мыслительных процессов субъектов взаимодействия, на демонстрацию открытости и децентрализованности (эвристическая беседа, логика построения вопроса и формулирования ответа на него, искусство формулирования проблемы и поиска путей ее решения и др.), способствуют переходу с информационного уровня общения на более высокий -духовный, частой смене коммуникативных ролей во время общения, быстрейшему присвоению содержания информации, рождению ее новых смыслов. Поэтому наиболее эффективное их использование в профессиональной практике сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой наблюдается во время непосредственного межличностного общения.

Перцептивные методы, основу которых составляет механизм познания себя через другого человека -как важный фактор, определяющий профессиональную компетенцию сотрудника ОВД, характеризующую его умение идентифицировать себя с другим человеком, полноценно рефлексировать, определять социально-психологические установки, использовать правильно эффекты первичности, новизны, стереотипизаци, что во многом определяют качество взаимопонимания между сотрудниками ОВД, общественностью и прессой. И, как следствие, эти умения обеспечивают продуктивное усвоение транслируемой информации как в опосредованной, так и в непосредственной форме межличностного общения.

Обобщение вышеизложенного позволяет констатировать, что учет особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой и реализация коммуникативных, интерактивных и перцептивных методов общения в профессиональной деятельности могут быть использованы в системе повышения квалификации, если к числу основных задач отнесены:

- развитие умений профессиональных на основе рефлексии своей деятельности в свете современных требований (Р.М. Шерайзина, М.В. Александрова, Т.А. Каплунович и др.);

- перестраивание, изменение специалистом своей деятельности профессиональной, личностной позиции, интеграция личного опыта с общественным опытом и опыта других (А.И Маркова, А.В. Понасюк, Ю.К. Кулюткин и др.);

- развитие профессионального самосознания посредством овладения механизмом культурно-значимых форм рефлексивной самоорганизации и способами саморазвития, самоопределения в учебной деятельности, саморефлексии (В.Н. Максимова, П.Г. Щедровицкий, Т.А. Каплунович, Р.М. Шерайзина и др.) [1; 5; 6; 7; 8; 10; 11; 12].

Традиционно повышение квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой рассматривается как профессиональный рост и углубление специализации. В контексте нашего исследования значимо представление о повышении квалификации как о развитии рефлексивной надстройки над деятельностью [1; 2; 3; 4], которое исходит из понимания непрерывного обучения как способа жизнедеятельности человека, как процесса приобретения на протяжении всей жизни человека знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для практической деятельности. [7; 8; 9].

Обобщая все выше изложенное можно сделать следующие выводы. Процесс повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой предполагает реализацию социально-рефлексивного подхода к развитию их квалификации. К основным моделям данного подхода относится модель «культурного развития» Л.С. Выготского, которая предполагает организацию повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой, направленную на присвоение каждым слушателем культурных средств и способов действия и позволяющую проектировать «зону их ближайшего развития»; модель развития профессиональной деятельности или решения профессиональных проблем в процессе организации рефлексии профессиональной деятельности; модель обучения слушателей умениям самоорганизации в профессиональной деятельности.

Анализ опыта экспериментального моделирования условий в системе повышения квалификации, направленных на развитие способностей сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой к рефлексивной самоорганизации в практической деятельности, позволил сформулировать особенности организации их деятельности на курсах:

- обеспечение субъектной позиции слушателей посредством организации рефлексии учебной деятельности, педагогических ситуаций из профессиональной практики и учебной деятельности (совместная и индивидуальная учебная деятельность, применение методов и средств взаимодействия в учебном процессе, самооценка результатов обучения и др.);

- интерактивные образовательные технологии, обеспечивающие развитие у слушателей способности к рефлексии, включение в качестве самостоятельного этапа критериальную рефлексию учебного опыта и опыта решения практических задач;

- рефлексивный диалог и рефлексивно-аналитические тренинги являются предпочтительными среди форм обучения.

В процессе повышения квалификации учитывалось также то, что сотрудник ОВД по связям с общественностью и прессой - публичная личность, его выступления не только запоминаются, но и часто многократно воспроизводятся, в первую очередь, в средствах массовой информации. Исходя из миссии МВД России (обеспечение внутренней и общественной безопасности государства, защита прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств) сотрудники ОВД по связям с общественностью и прессой в процессе осуществления своих профессиональных функций взаимодействуют с населением, муниципальными и государственными органами, общественными организациями и гражданами. От эффективности данного взаимодействия часто зависит отношение общества как к сотрудникам, так и к ведомству в целом. В Федеральном законе РФ «О полиции» отмечается, что одним из основных критериев оценки деятельности полиции является общественное мнение. В связи с этим сотрудники ОВД по связям с общественностью и прессой уделяют особое внимание продуктивному взаимодействию с населением на основе взаимоуважения, поддержки, защиты их прав.

Данные особенности характеризуют специфику социально-рефлексивной организации повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой. В логике теоретического обоснования процесса повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой была разработана и реализована на Высших курсах Академии управления МВД России спецкурс «Социально-рефлексивная организация взаимодействия сотрудников ОВД с общественностью и прессой» (28 часов).

Цель спецкурса: Развитие социально-рефлексивной компетенции сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой.

Задачи: 1. Формирование у слушателей способности к самосовершенствованию.

2. Создание для обучающихся ситуации «развивающего дискомфорта».

3. Проблематиация естественного опыта в решении учебных задач.

4. Организация критериального моделирования решения учебных задач.

Содержание курсов включает три темы:

Социально-рефлексивная организация взаимодействия сотрудников ОВД с общественными организациями, органами власти и местного самоуправления (Открытость и полиция: современные тенденции; Социально-рефлексивная компетентность сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой - проблемная лекция, тренинг).

Педагогические возможности социальных медиа (Информационная сила (квест-игра); Практика проактивного информирования граждан).

Основы социального проектирования (Социальные проекты: виды, методики социального проектирования, этапы проектирования. Защита социальных проектов. Презентация защищаемых социальных проектов).

Развитие и закрепление социально-рефлексивных умений с помощью интерактивных технологий происходило в процессе выполнения творческих заданий и упражнений, в которых использовались продуктивные виды учебной деятельности. Заметим, что различные виды лекций с элементами практических занятий, включали все виды восприятия человека (аудиальный, визуальный и кинестетичекий), что способствовало более эффективному усвоению учебного материала.

Отличительной особенностью курсов было систематическое использование интерактивных технологий: лекции дискуссии; проблемные лекции; лекции-практикумы; тренинги; квест-игры и др.

Подробнее остановимся на таких интерактивных формах проведения занятий как тренинг и квест-игра, которые определяются, как деятельность, связанная с использованием активных методов групповой и коллективной работы с целью развития социальных, коммуникативных и рефлексивных компетенций.

В настоящее время в научно-педагогической литературе понятие «тренинг» трактуется довольно широко. Для нас наиболее близко определение А.П Ситникова, который определяет «тренинг» как обучающие игры, являющиеся синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых (учебных, профессиональных) ситуаций... » [9, с. 172].

Тренинг имеет важные преимущества для специфики образовательного процесса повышения квалификации, которые состоят в групповом характере его организации.

В связи с этим на курсах повышения их квалификации особое место занимает тренинг «Публичные выступления».

Так, предполагаемые темы и ситуации публичных выступлений выдвигаются каждой группой по 5-7 человек после индивидуально-коллективной работы, затем выбирается одна проблема из области служебного взаимодействия с общественностью и прессой. Именно эта тема в дальнейшем выступает темой для дискуссии или других форм публичного выступления. В качестве примера рассмотрим тренинг «Открытость и полиция». Двум группам предлагалось подготовить и смоделировать в разных аудиториях выступление на данную тему. Первая группа готовила выступление перед гражданами, вторая - перед вышестоящим руководством. Целью данного задания, прежде всего, являлся всесторонний анализ аудитории, адресность готовящегося выступления. И, как показала практика, далеко не всегда принимались во внимание разный уровень образования, степень заинтересованности, психологической готовности воспринимать информацию в различных типах аудитории.

Исходя из специфики деятельности сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой в ходе тренинга углубленной проработке подверглись вопросы убеждающего воздействия в публичных выступлениях.

Основу процесса убеждения составил отбор, логическое упорядочение фактов и выводов в соответствии с общей функциональной задачей. Главное, что в данном процессе активизировалась способность слушателя к логическому рассуждению, но при этом направляя этот процесс так, чтобы он привел к нужным выводам. Как результат - совокупность убеждений, которая связана с признанием и непосредственным переживанием их искренности с потребностью реализовать их в жизни.

В процессе тренинга велась видеозапись, которая оказалась чрезвычайно эффективным инструментом для тренировки навыков самоанализа, самонаблюдения.

Учитывая значение, которое имеет в профессиональной служебной деятельности сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой, то становится понятной важность получения участниками информации о сильных и слабых сторонах своего выступления.

Неизменный интерес и активность слушателей вызвала квест-игра «Информационная сила», позволившая решать сложные педагогические и коммуникативные задачи. В ходе квест-игры имитируются и разрешаются проблемные ситуации, характерные для реальной профессиональной служебной деятельности сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой. Это достаточно простой, имитационный игровой метод активного обучения, не требующих больших затрат времени и средств на разработку. Основным содержанием квест-игры становится отношение между людьми в ёпрофессиональной деятельности.

В ходе квест-игры все слушатели делятся на пять групп, каждой команде выдается маршрутный лист движения по станциям: «Наш кандидат», «Народная полиция», «Оппозиция и полиция», «Наш сайт-наше все!» и «Исправь ситуацию». Каждой команде для выполнения задания на одной станции давалось по 20 минут. Задания предполагали моделирование ситуации. Задача команд была оценить ситуацию и выбрать оптимальное решение, а также подготовить пресс-релиз, проект акции или иной материал для СМИ или сайта.

Результатом квест-игры явились образцы текстов выступлений, документов, протоколов ведения конференции, общественного совета, которые могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой. Принимая во внимание, тот факт, что игровая деятельность, изначально связанная со служебной деятельностью, является важной ступенью вхождения слушателя в профессиональную коммуникацию, а также позволяет слушателям осуществлять переход к качественно новому уровню профессиональной деятельности, приобретать умения профессионального общения.

Выводы. Таким образом, социально-рефлексивная организация повышения квалификации сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой обеспечивает формирование и развитие с помощью интерактивных технологий профессиональных компетенций сотрудников ОВД по связям с общественностью и прессой.

Литература:

1. Аришина Э.С., Старовойтова Л.И. Преподаватель университета как субъект формирования готовности студентов к профессиональной деятельности / Э.С. Аришина, Л.И. Старовойтова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. - С. 11-14.

2. Базулина А.А. Личностно - развивающий подход к повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел. Дисс. ... канд.пед.наук. В. Новгород. 2012. - 207 с.

3. Бастриков, М.В. Педагогические условия развития профессиональной компетентности офицеров -руководителей МВД России в процессе повышения квалификации: дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград. 1999. 168 с.

4. Копытина О.И. Инновационные компоненты непрерывной практики как условие совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: автореф. Дис. ... канд.пед.наук / О.И. Копытина. Воронеж. 2003. 24 с.

5. Кулюткин Ю.Н Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно - смысловой анализ / Ю.Н. Кулюткин - СПб.: СПбГУПМ. 2001. - 84 с.

6. Максимова В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования / В.Н. Максимова. - СПб.: ЛОИРО, 2002. - 156 с.

7. Орехова Л.П. Совершенствование дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел МВД России: дис. .канд. пед. наук. - М., 2003. 236 с.

8. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. / А.Ю. Панасюк. - М.: Высшая школа. 1991. - 72 с.

9. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психотехнологии / А.П. Ситников; Фирма «Имидж-контакт». — М.: Технол. шк. бизнеса, 1996. — 429 с.

10. Черникова Е.В. Самостоятельная работа студентов в условиях модернизации современного образования / Е.В. Черникова // Педагогический вестник. - 2018. - № 5. - С. 122-124.

11. Шерайзина Р.М. Профессиональное образование: опыт научно - педагогической рефлексии / Р.М. Шерайзина, Т.А. Каплунович: сборник науч.трудов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2003, - 148 с.

12. Шерайзина Р.М. Развивающее сопровождение карьерного роста педагогов / Р.М. Шерайзина, Т.А. Каплунович, М.В. Александрова: Монография. - В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2011. - 204 с.

Педагогика

УДК: 373

кандидат педагогических наук, доцент Шергина Туйаара Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

МОДЕЛЬ ИНДИГЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА

Аннотация. В статье рассматривается проблема внедрения индигенного подхода в образовательный процесс. Сделан анализ научно-педагогической литературы, в результате которого проведен обзор трудов исследователей изучающих понятие «индигенность», индигенный подход «взгляд изнутри» (inside) с точки зрении различных наук. В рамках исследования индигенный подход рассматривается в качестве методологического основания стабильного развития креативных этнокультурных ценностей в общем образовании коренных народов Севера. Целью исследования является создание модели начального общего образования в условиях Арктики на основе индигенного подхода, адаптирующего личность ребенка к экстремальному жизненному укладу и традиционной культуре коренных народов Севера.

Ключевые слова: индигенный подход, этническая культура, этнопедагогика, коренные народы, малочисленные народы Севера, этнокультурное образование.

Annotation. The article deals with the problem of introduction of endogenous approach in the educational process. The analysis of scientific and pedagogical literature, which resulted in a review of the works of researchers studying the concept of "indigence", indigenous approach "inside view" (inside) from the point of view of various Sciences. The endogenous approach is considered as a methodological basis for the stable development of creative ethno-cultural values in the General education of the indigenous peoples of the North. The aim of the study is to create a model of primary General education in the Arctic on the basis of an indigenous approach that adapts the child's personality to the extreme way of life and traditional culture of the indigenous peoples of the North.

Keywords: endogenous approach, ethnic culture, ethnopedagogics, indigenous peoples, small peoples of the North, ethno-cultural education.

Статья написана в рамках научного проекта РФФИ №19-013-00730

Введение. Исследование индигенного подхода в современном научном знании становится основной фундаментальной идеей в разработке этнокультурных концепций и программ за рубежом и в России. Значимость исследования индигенного подхода в рамках региональных научных проектов связана с необходимостью укрепления и сохранения в современных условиях информационной эпохи многовековых традиций народов, населяющих арктические и приполярные территории России. В связи с этим, воспитание индигенной молодежи Севера с раннего детства к требованиям общероссийских стандартов нового поколения предусматривает приложение адекватного методологического подхода к реалиям национального-регионального школьного образования. Изучение индигенного подхода в сопоставлении с этнопедагогической теорией и практикой в отечественной науке будет способствовать возрождению интереса к этнокультурным и этнопедагогическим исследованиям во всех субъектах РФ.

Изложение основного материала статьи Систематическое изучение феномена «индигенности» в современном мире ещё только начинается. В последнее десятилетие XX века проблема коренных народов была признана мировым сообществом как одна из главных. По данным Организации Объединенных Наций сегодня примерно в 70 странах мира насчитывается всего около 370 миллионов человек, относящихся к категории «коренных народов» (indigenouspeoples).

Интерес к этнопедагогическим аспектам образовательных систем приобрел научные основы в конце 60-х годов прошлого века, явно получив толчок от национально-освободительных движений колониальных стран, а также и от процессов формирования американской нации и советского народа в условиях этнокультурного разнообразия населения этих стран [2, 8].

В Якутии основы IndigenousMethodology заложил И.А. Аргунов, работал в этом направлении М.А. Тырылгин, Винокурова У.А. применяя в своих исследованиях IndigenousMethodology к якутской культуре выявила фундаментальные ценности самосохранения народа саха [4].

Тенденции индигенизации должны развиваться в стремлении все большего числа исследователей к построению системы научного знания, исходящих из индигенных реалий — ценностей, верований и убеждений, которые, в свою очередь, опираются на философскую и религиозную, этнонациональную традицию определенного народа [1]. Предполагается, что каждая цивилизационно-культурная общность в идеале должна развивать свой собственный индигенный подход, которая являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные народные традиции, народную педагогику.

Русские прогрессивные деятели и педагоги за основу воспитания подрастающего поколения брали идею народности, историю и географию народа, мораль, духовное творчество. Во второй половине ХХ - начале ХХ века изучению роли национальной культуры в воспитании подрастающего поколения, идеям педагогической регионологии, этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, разработке и внедрению национально-регионального компонента содержания образования, роли семьи и школы в формировании национальной культуры. То общее, что объединяет народные педагогики различных наций и этносов, -инвариативные компоненты. Такими инвариантами являются народный идеал человека, средства обучения и воспитания (фольклор, народные промыслы, песенно-музыкальное искусство, обычаи, традиции и др.); факторы обучения и воспитания (природа, труд, игра и др.); методы, принципы и формы организации обучения и воспитания (общинно-коллективный характер обучения и воспитания, уважение и любовь к детям, пример взрослых и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.