Научная статья на тему 'Проблемы развития коммуникативной компетентности сотрудников ОВД'

Проблемы развития коммуникативной компетентности сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
629
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / профессионально-психологическая подготовленность / общение / сотрудники ОВД / граждане / communicative competence / professional and psychological preparedness / communication / police officers / citizens

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Айгуль Вильевна Гайнуллина

Рассмотрено понятие коммуникативной компетентности в психологической науке, проанализированы взгляды юридических психологов на структуру коммуникативной компетентности, исследованы некоторые особенности профессионально-психологической подготовленности сотрудников ОВД к общению с гражданами; разработаны рекомендации по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Айгуль Вильевна Гайнуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF POLICE STAFF

The concept of communicative competence in psychological science is considered, the views of legal psychologists on the structure of communicative competence are analyzed, some features of the professional and psychological readiness of police officers to communicate with citizens are studied, and recommendations for its improvement are developed.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития коммуникативной компетентности сотрудников ОВД»

УДК 159.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10055

ББК 88.4 © А.В. Гайнуллина, 2020

Научные специальности: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии;

19.00.06 — юридическая психология

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Айгуль Вильевна Гайнуллина, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД, кандидат психологических наук

Уфимский юридический институт МВД России (450103, Уфа, ул. Муксинова, д. 2) E-mail: lswetok@mail.ru

Аннотация. Рассмотрено понятие коммуникативной компетентности в психологической науке, проанализированы взгляды юридических психологов на структуру коммуникативной компетентности, исследованы некоторые особенности профессионально-психологической подготовленности сотрудников ОВД к общению с гражданами; разработаны рекомендации по ее совершенствованию.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессионально-психологическая подготовленность, общение, сотрудники ОВД, граждане.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF POLICE STAFF

Aigul V. Gainullina, assistant professor of the department of pedagogy and psychology in police activity, candidate of psychological sciences

Ufa law institute of the ministry of internal affairs of Russia (450103, Ufa, ul. Muksinova, d. 2) E-mail: lswetok@mail.ru

Abstract. The concept of communicative competence in psychological science is considered, the views of legal psychologists on the structure of communicative competence are analyzed, some features of the professional and psychological readiness of police officers to communicate with citizens are studied, and recommendations for its improvement are developed.

Keywords: communicative competence, professional and psychological preparedness, communication, police officers, citizens.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гайнуллина А.В. Проблемы развития коммуникативной компетентности сотрудников ОВД. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):251-256.

Министерством внутренних дел акцентируется внимание на совершенствовании профессионализма сотрудников полиции, в том числе на развитии коммуникативной компетентности сотрудников ОВД, формировании практических навыков и умений профессионально-грамотного общения с гражданами при выполнении служебных обязанностей [1].

Над вопросами повышения компетентности в общении работали А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.Н. Панферов, Б.Д. Па-рыгин, В.Н. Куницына, Н.Н. Обозов, А.И. Шипи-лов и др.

Проблемы развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов затрагивались в трудах юридических психологов В.Л. Васильева, А.Т. Иваницкого, Ю.А. Шаранова, А.В. Батаршева, В.А. Носкова, С.П. Безносова,

Л.Б. Филонова, А.М. Столяренко, И.Б. Пономарева, В.П. Трубочкина, В.Л. Цветкова, С.Е. Кораблева, Л.Н. Костиной, С.Е. Борисовой, Г.И. Уразаевовой и др.

В психологической науке качества, определяющие компетентность человека в общении, характеризуют такими терминами, как «коммуникативные способности», «коммуникативное ядро личности», «коммуникативный потенциал» и «коммуникативная компетентность».

Коммуникативными способностями А.А. Кид-рон считает: способность устанавливать социальные контакты с другими людьми; способность входить в разные роли; способность приходить к взаимопониманию; способность сохранять в течение взаимного воздействия внутреннюю автономию; умение побуждать партнеров к изменению их поведения [2, с. 56].

К коммуникативному ядру личности А.А. Бодалев относил формы знания (образы восприятия,

представления, образы воображения) о людях и общностях, которыми располагает человек и которые более или менее полно актуализируются в общении с ними; переживания, проявляемые в контактах с людьми или общностями; виды вербального и невербального поведения, посредством которых возникают эти контакты [3, с. 76].

Коммуникативная компетентность, по определению В.Н. Куницыной, — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальны структурах; знание культурных норм и ограничений в общении; знание обычаев и традиций, этикета; воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах; овладение ролевым репертуаром в рамках данной профессии [4, с. 481].

В деятельности сотрудников полиции высокоразвитая коммуникативная компетентность является залогом эффективного выполнения профессиональных обязанностей, так как основное служебное время сотрудников правопорядка проходит во взаимодействии с гражданами, будь это участковый уполномоченный полиции, инспектор ДПС ГИБДД, сотрудник патрульно-постовой службы полиции, следователь, дознаватель или оперуполномоченный уголовного розыска.

Особая требовательность предъявляется к коммуникативной компетентности субъектов управления любого уровня. Руководителю приходится взаимодействовать с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, гражданами и их общественными объединениями, а также подчиненными сотрудниками. Руководитель должен уметь устанавливать психологический контакт с сотрудниками, проводить различные виды бесед, преодолевая коммуникативные и психологические барьеры общения, владеть навыками публичного выступления, предупреждать и разрешать конфликты в служебных коллективах и т.д.

Именно благодаря умению выстраивать конструктивный диалог с гражданами реализуется основная функция служебного общения сотрудников полиции — функция воздействия, заключающаяся в предупреждении и коррекции отклоняющегося поведения граждан, что повышает результативность профилактической деятельности. Когда гражданин и сотрудник ОВД видят друг в друге лишь исполнителей социальных ролей, общаясь на уровне «моноло-

гов», тогда общению крайне трудно «осуществлять свою основную «диалогическую», развивающую функцию» [5, с. 20].

Под коммуникативной компетентностью сотрудников ОВД понимается высокоразвитая способность к использованию средств общения в целях оказания правомерного воздействия на правосознание и поведение граждан [6, с. 126]. Некоммуникабельный сотрудник полиции, взаимодействуя с людьми, склонен к выбору преимущественно императивных, силовых способов воздействия на граждан.

В юридической психологии нет однозначного подхода к структуре коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов.

Так, И.Б. Пономарев и В.П. Трубочкин в структуре коммуникативной компетентности сотрудников ОВД выделяли три блока компонентов: коммуникативные личностные качества; владение техникой общения (навыками и умениями осуществления отдельных коммуникативных действий); владение методикой и тактикой общения (умением строить общение в целостных ситуациях деятельности) [7, с. 244-245].

К структуре коммуникативной компетентности

B.Л. Цветков и А.Г. Караяни относят ряд способностей: а) способность человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей; б) способность правильно определять личностные особенности и эмоциональные стояния партнеров по общению; в) способность прогнозировать межличностные события; г) способность выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими [8, с. 31].

Наиболее полно структуру коммуникативной компетентности сотрудников ОВД представил

C.Е. Кораблев, детально проанализировав особенности деятельности участковых уполномоченных полиции. В структуре коммуникативной компетентности он выделяет личностную составляющую (высокий уровень развития личностных качеств и свойств в сфере коммуникации) и технологическую составляющую (теоретическую подготовленность — информированность о многообразии коммуникативных сценариев, типичных трудностях коммуникации; практическую подготовленность — высокую степень освоения разнообразных коммуникативных умений в использовании психотехнологий и психотехник профессионального общения) [9, с. 15].

В целях выявления особенностей коммуникативной компетентности сотрудников ОВД нами было

Табл. 1. Способность к самоуправлению в общении

Количество баллов Среднее значение, балл Стандартное отклонение Преобладание, %

0-8 6,3 0,7 15,6

8-17 13,2 1,5 62,6

17-25 18,7 1,6 18,8

проведено психодиагностическое обследование 32 обучающихся факультета заочного обучения Уфимского юридического института МВД России, из них 56,3% со стажем работы в ОВД свыше 10 лет, по методикам: «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)», «Изучение способности к самоуправлению в общении», «Ориентационные стили профессионально-деятельностного общения», опросник Томаса «Стратегии взаимодействия» [10].

Диагностика испытуемых по методике «Способность к самоуправлению в общении» показала следующие результаты (табл. 1).

Незначительной части обследованных сотрудников (15,6%) свойственна ригидность в общении с другими людьми, т.е. ориентирование в социальном взаимодействии в основном на собственные потребности и интересы, а также отношение к оппоненту как к объекту своих воздействий. Более половины испытуемых (62,6%) проявляют склонность к партнерскому взаимодействию, располагающему к доверительному общению с гражданами. Только 18,8%

сотрудников ОВД, помимо приверженности к субъект-субъектным отношениям, считают необходимым подстраиваться к поведению оппонента, что связано, прежде всего, с акцентированием внимания сотрудников ОВД на властных полномочиях и соответствующих императивных установках.

Тестирование сотрудников ОВД по методике «Ориентационные стили профессионально-деятель-ностного общения» позволило определить его доминирующие стили у испытуемых.

Доминирующим стилем обследованных сотрудники ОВД в профессионально-деятельностном общении является стиль — на людей, к которому склонны эмоциональные, чувствительные, сопереживающие и психологически ориентированные индивиды. Для сотрудников, придерживающихся данного стиля, характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов и чувств, понимание и сотрудничество, что обуславливает субъектно-соучаствующий характер взаимодействия с гражданами и способствует формированию доверия населения к сотрудникам правопорядка (рис. 1).

15,2

На действие На процесс На людей На перспективу

Рис. 1. Усредненные показатели выраженности ориентационных стилей профессионально-деятельностного общения испытуемых

Табл. 2. Коммуникативные склонности

Количество баллов Среднее значение, балл Стандартное отклонение Преобладание, %

1-4 очень низкий уровень 0 0 0

5-8 низкий уровень 0 0 0

9-12 средний уровень 10,3 1,22 28,1

13-16 высокий уровень 14,6 1,34 46,9

17-20 высший уровень 18,5 1,47 25

В меньшей степени, по результатам обследования, у испытуемых выражен стиль профессионально-деятельностного общения — на перспективу. Людям этого стиля присуще обсуждение больших планов, нововведений, новых методов, альтернатив, что мало характерно для сотрудников полиции, склонных неукоснительно действовать согласно нормативно-правовым документам, а также соблюдать уставные требования и субординацию.

Для сотрудников, ориентированных на процесс, характерно обсуждение фактов, планирование, контролирование. Сотрудники, руководствующиеся этим стилем, направлены на систематичность, последовательность, тщательность. Они честны, многословны и малоэмоциональны.

Сотрудникам, ориентирующимся в профессио-нально-деятельностном общении на действие, свойственно: обсуждение результатов, конкретных вопросов, ответственность и опыт. Испытуемые, руководствующиеся этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой.

Обследование сотрудников по методике «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)» позволила определить уровень их коммуникабельности (табл. 2, 3).

Для подавляющего большинства обследованных сотрудников характерен высокий (46,9%) или высший (25%) уровень развития коммуникативных навыков.

В отличие от коммуникативных, организаторские склонности у трети обследованных сотрудников (31,3%) являются недостаточно устойчивыми, так как находятся на среднем (18,8%), либо на низком уровне (12,5%), что связано с тем, что испытуемые не имеют опыта управленческой деятельности.

Одной из составляющих коммуникативной компетентности сотрудников полиции является конфликтная компетентность, предполагающая компетентность человека в собственном «Я» («Я-компе-тентность»), субъектную позицию, рефлексивную культуру, культуру саморегуляции, а также руководство адекватными ситуации стратегиями поведения в конфликте [11, с. 41-45].

Диагностика обследованных сотрудников по опроснику Томаса «Стратегии взаимодействия» выявила преобладающие стратегии поведения испытуемых в конфликтных ситуациях.

16% обследованных сотрудников ориентируются в конфликте на приспособление, для 12% наиболее приемлем в конфликте компромисс, уклонение от конфликта предпочитает 9% испытуемых (рис. 2).

Табл. 3. Организаторские склонности

Количество баллов Среднее значение, балл Стандартное отклонение Преобладание, %

1-4 очень низкий уровень 0 0 0

5-8 низкий уровень 6,5 1,1 12,5

9-12 средний уровень 10,6 1,2 18,8

13-16 высокий уровень 14,5 1,3 43,7

17-20 высший уровень 18,4 1,4 25

Рис. 2. Стратегии взаимодействия испытуемых в конфликтных ситуациях

22% обследованных сотрудников полагают приемлемым придерживаться в конфликте комбинированных стилей: уклонение/сотрудничество (13%) и сотрудничество/компромисс (9%).

В целом, для существенной доли обследованных сотрудников (41%) ведущей в конфликтном взаимодействии является стратегия сотрудничества. Данная стратегия определяется активностью людей по поиску решения, удовлетворяющему взаимные потребности, учитывая и свои интересы. Предусматриваются своевременные действия сотрудников полиции по конструктивному разрешению конфликтной ситуации, диалог, готовность сторон учитывать интересы друг друга ради совместного достижения целей, что очень значимо в профессиональной деятельности сотрудников ОВД с гражданами, так как основной целью служебного общения является коррекция поведения граждан в «диапазоне от противодействия к содействию и сотрудничеству» [12, с. 278-281].

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в образовательных организациях системы МВД России предусмотрено по дисциплине «Практикум по психологии общения» по специальностям 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» и 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», содержащей 30 аудиторных часов.

На занятиях обучающиеся изучают и закрепляют знания: о психологической сущности общения, его функциях и видах, о психологических механизмах влияния этики на процесс взаимодействия партнеров по общению с учетом специфики деятельности сотрудников ОВД, о социально-психологической компетентности сотрудника ОВД.

Практические занятия включают 22 аудиторных часа и содержат психодиагностику, выявляющую: уровни владения обучающимися коммуникативными умениями и навыками, ведущие стратегии поведения в конфликтном взаимодействии, особенности эмоционально-волевой регуляции. Отработка умений и навыков конструктивного взаимодействия с гражданами предусматривает такие интерактивные методы обучения, как деловые игры, тренинговые упражнения с моделированием проблемных ситуаций профессионального общения.

Обучение сотрудников территориальных органов МВД России психотехнологиям конструктивного взаимодействия происходит на лекционных и практических занятиях. Слушатели учебных групп в результате обучения должны «владеть коммуникативными навыками профессионально грамотного общения с гражданами при несении службы, выполнении иных оперативно-служебных задач» [13].

Полагаем, что при проведении занятий с обучающимися целесообразно, в первую очередь, обращать внимание на социально-ориентированную направленность деятельности сотрудников полиции и формирование таких коммуникативных умений, как умение:

♦ актуализировать у граждан позитивные установки к содействию и сотрудничеству;

♦ убеждать граждан в чем-либо, проводить профилактическую беседу, оказывать корректирующее воздействие на их правосознание и поведение;

♦ устанавливать психологический контакт и доверительные взаимоотношения с гражданами, преодолевая коммуникативные и психологические барьеры общения;

♦ диагностировать неискренность гражданина, предвидеть его агрессивные намерения, исходя из вербальных и невербальных проявлений;

♦ гибко реагировать на обратную реакцию гражданина, вырабатывать и применять оптимальные стратегии поведения в различных ситуациях;

♦ управлять эмоциональным состоянием гражданина, контролируя его обратную реакцию.

Проблемы развития коммуникативной компетентности сотрудников полиции являются достаточно актуальными в связи с возрастанием требовательности

к уровню их профессионального мастерства, переходу от административного субъект-объектного подхода к гражданам, к субъект-субъектному, обусловленному видением в них равноправных союзников. В целом, на эффективность психологической подготовки сотрудников ОВД по развитию коммуникативной компетентности оказывает влияние скоординированная деятельность практических психологов, руководителей, профессорско-преподавательского состава ведомственных образовательных организаций, а также установки самого обучающегося на саморазвитие и самосовершенствование своих личностных качеств.

Литература

1. Организация морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Метод. рекомендации. М.: ДГСК МВД России, 2018.

2. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1981.

3. Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996.

4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголь-ша В.М. Межличностное общение: Учебник. СПб., 2003.

5. Ковалев Г. А. Общение и его воспитательное значение // Мир психологии. 1996. № 3. С. 20-28.

6. Кораблев С.Е. Психотехническая структура коммуникативной компетентности как фактора социальной эффективности сотрудников органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2013. № 1. С. 125-135.

7. Пономарев И.Б. Избранные труды: Юридическая психология, конфликтология и психология управления в органах внутренних дел. М., 2002.

8. Караяни А.Г, Цветков В.Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2015.

9. Кораблев С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009.

10. ФетискинН.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Московского университета. 1997. № 4. С. 41-45.

12. РодинВ.Ф., Цветков В.Л. Коммуникативное общение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 278-281.

13. Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. N° 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Organizatsiya moral'no-psikhologicheskogo obes-pecheniya deyatel'nosti organov vnutrennikh del Ros-siyskoy Federatsii: Metod. rekomendatsii. M.: DGSK MVD Rossii, 2018.

2. Kidron A.A. Kommunikativnaya sposobnost' i ee sovershenstvovanie: Diss. ... kand. psikhol. nauk. L., 1981.

3. BodalevA.A. Psikhologiya obshcheniya. M., 1996.

4. Kunitsyna V.N., Kazarinova N.V., Pogol'sha V.M. Mezhlichnostnoe obshchenie: Uchebnik. SPb., 2003.

5. Kovalev G.A. Obshchenie i ego vospitatel'noe znachenie // Mir psikhologii. 1996. № 3. S. 20-28.

6. Korablev S.E. Psikhotekhnicheskaya struktura kommunikativnoy kompetentnosti kak faktora sotsial'noy effektivnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del // Na-uchnyy portal MVD Rossii. 2013. № 1. S. 125-135.

7. PonomarevI.B. Izbrannye trudy: Yuridicheskaya psikhologiya, konfliktologiya i psikhologiya upravle-niya v organakh vnutrennikh del. M.i, 2002.

8. Karayani A.G., Tsvetkov V.L. Psikhologiya obshcheniya i peregovorov v ekstremal'nykh usloviyakh: Ucheb. posobiye. M.: Yuniti-Dana, 2015.

9. Korablev S.E. Trening razvitiya kommunikativnoy kompetentnosti sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov: Ucheb. posobie. 2-e izd., ispr. i dop. M., 2009.

10. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuylov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. M. 2002.

11. Petrovskaya L.A. K voprosu o prirode konflikt-noy kompetentnosti // Vestnik Moskovskogo universi-teta. 1997. № 4. S. 41-45.

12. Rodin V.F., Tsvetkov V.L. Kommunikativnoe obshchenie v professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov OVD RF // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 5. S. 278-281.

13. Prikaz MVD Rossii ot 10 avgusta 2012 g. № 777 «Ob organizatsii moral'no-psikhologicheskoy podgo-tovki v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.