Научная статья на тему 'Применение динамического обучения в системе повышения квалификации для развития эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции'

Применение динамического обучения в системе повышения квалификации для развития эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники полиции / повышение квалификации / эмоционально-волевая саморегуляция / динамическое обучение / методы активного обучения. / police officers / advanced training / emotional self-regulation / dynamic learning / active learning methods.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т. И. Доттуев

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития профессионально значимых качеств у сотрудников полиции, одним из которых выступает эмоционально-волевая саморегуляция. Рассматривается необходимость обновления организационно-содержательных аспектов повышения квалификации с учетом заявленной проблемы. На основе теоретического анализа научных публикаций делается вывод о необходимости насыщения образовательного процесса динамичными методами обучения. Выдвигается положение о применимости динамического обучения в повышении квалификации сотрудников полиции, способствующего всестороннему развитию личности. Уточняется специфика применения динамического обучения с учетом особенностей профессиональной деятельности полицейских. Выдвигаются четыре содержательные линии, направленные на развитие ментальных способностей, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений и личностных качеств. Уточняются динамические методы к каждой содержательной линии. Делается вывод о широких возможностях данного метода в развитии эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DYNAMIC TRAINING IN THE ADVANCED TRAINING SYSTEM TO IMPROVE THE EMOTIONAL SELF-REGULATION OF POLICE OFFICERS

The article highlights an actual problem of development of professionally important qualities of police officers, one of which is emotional self-regulation. The need to update the organizational aspects of advanced training in the light of the stated problem is discussed. Based on the theoretical analysis of scientific publications, the conclusion is made that the educational process should be saturated with dynamic methods of education. Provision has been made for the applicability of dynamic training in the advanced training of police officers, contributing to the full development of the personality. The specifics of the application of dynamic training have been clarified, taking into account the specifics of police professional activities. Four substantial lines are put forward aimed at developing mental abilities, emotional sphere, communicative skills and personal qualities. Dynamic methods are specified for each content line. The conclusion is made about wide possibilities of this method in development of emotional self-regulation of police officers

Текст научной работы на тему «Применение динамического обучения в системе повышения квалификации для развития эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции»

- практико-исследовательский проект может быть компонентом практической части курсовых, выпускных квалификационных работ студентов и магистрантов, так как позволяет в полной мере, с описанием целей, задач, методов исследования изучить функционирование того или иного методического аспекта, анализировать, сравнивать материал и делать соответствующие выводы;

Библиографический список

- данная концепция подготовки молодых кадров должна быть изучена и в рамках курсов повышения квалификации учителей либо их переквалификации и дополнительного образования, так как дает возможность отследить все необходимые для преподавания немецкого языка как второго иностранного знания умения и навыки.

1. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. Москва: «Омега-Л», 2010.

2. Ballweg S., Drumm S., Hufeisen B., Klippel J., Pillypaityté L. Deutsch Lehren Lernen 02: Wie lernt man die Fremdsprache Deutsch? München: Klett-Langrnscheidt, 2013.

3. Блохина Е.Н., Краснова И.А., Сорокина О.О. Практико-исследовательский проект как инструмент поиска новых подходов в преподавании немецкого языка. Актуальные вопросы современной лингвистики. Москва: Московский государственный областной университет, 2018: 148 - 155.

4. Костеневич Е.В., Полуйкова С.Ю. Практико-исследовательский проект как инструмент профессиональной рефлексии будущих преподавателей иностранного языка. Развитие Северо-Арктического региона: Проблемы и решения в гуманитарной сфере. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2019: 175 - 180.

5. Семенюк О.В. Самоанализ занятия по иностранному языку как способ профессионализации: из опыта использования метода практико-исследовательского проекта. Available at: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3778

6. Legutke M. DLL - Zehn Schritte zum PEP. Available at: https://www.goethe.de/resources/files/pdf22/dll_10SchrittezumPEP.pdf

7. Немецкий - первый второй иностранный (Проект Гете-Института г Москва). Available at: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/dez.html

References

1. Schukin A.N. Obuchenie inostrannymyazykam. Teoriya ipraktika. Moskva: «Omega-L», 2010.

2. Ballweg S., Drumm S., Hufeisen B., Klippel J., Pillypaityté L. Deutsch Lehren Lernen 02: Wie lernt man die Fremdsprache Deutsch? München: Klett-Langrnscheidt, 2013.

3. Blohina E.N., Krasnova I.A., Sorokina O.O. Praktiko-issledovatel'skij proekt kak instrument poiska novyh podhodov v prepodavanii nemeckogo yazyka. Aktual'nye voprosy sovremennoj lingvistiki. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet, 2018: 148 - 155.

4. Kostenevich E.V., Polujkova S.Yu. Praktiko-issledovatel'skij proekt kak instrument professional'noj refleksii buduschih prepodavatelej inostrannogo yazyka. Razvitie Severo-Arkticheskogo regiona: Problemy iresheniya v gumanitarnoj sfere. Arhangel'sk: Severnyj (Arkticheskij) federal'nyj universitet imeni M.V. Lomonosova, 2019: 175 - 180.

5. Semenyuk O.V. Samoanaliz zanyatiya po inostrannomu yazyku kak sposob professionalizacii: iz opyta ispol'zovaniya metoda praktiko-issledovatel'skogo proekta. Available at: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3778

6. Legutke M. DLL - Zehn Schritte zum PEP. Available at: https://www.goethe.de/resources/files/pdf22/dll_10SchrittezumPEP.pdf

7. Nemeckij -pervyj vtorojinostrannyj(Proekt Gete-Instituta g. Moskva). Available at: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/spr/eng/dez.html

Статья поступила в редакцию 29.05.20

УДК 378.6.34

Dottuev T.I., lecturer, North Caucasus Institute for Advanced Training of the Russian Ministry of Internal Affairs, Branch of Krasnodar University of the Russian

Ministry of Internal Affairs, Russian Federation (Nalchik, Russia), E-mail: s-rakhmat@list.ru

THE USE OF DYNAMIC TRAINING IN THE ADVANCED TRAINING SYSTEM TO IMPROVE THE EMOTIONAL SELF-REGULATION OF POLICE OFFICERS.

The article highlights an actual problem of development of professionally important qualities of police officers, one of which is emotional self-regulation. The need to update the organizational aspects of advanced training in the light of the stated problem is discussed. Based on the theoretical analysis of scientific publications, the conclusion is made that the educational process should be saturated with dynamic methods of education. Provision has been made for the applicability of dynamic training in the advanced training of police officers, contributing to the full development of the personality. The specifics of the application of dynamic training have been clarified, taking into account the specifics of police professional activities. Four substantial lines are put forward aimed at developing mental abilities, emotional sphere, communicative skills and personal qualities. Dynamic methods are specified for each content line. The conclusion is made about wide possibilities of this method in development of emotional self-regulation of police officers.

Key words: police officers, advanced training, emotional self-regulation, dynamic learning, active learning methods.

Т.И. Доттуев, преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) федерального государственного

казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел

Российской Федерации», г. Нальчик, E-mail: s-rakhmat@list.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ

САМОРЕГУЛЯЦИИ У СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития профессионально значимых качеств у сотрудников полиции, одним из которых выступает эмоционально-волевая саморегуляция. Рассматривается необходимость обновления организационно-содержательных аспектов повышения квалификации с учетом заявленной проблемы. На основе теоретического анализа научных публикаций делается вывод о необходимости насыщения образовательного процесса динамичными методами обучения. Выдвигается положение о применимости динамического обучения в повышении квалификации сотрудников полиции, способствующего всестороннему развитию личности. Уточняется специфика применения динамического обучения с учетом особенностей профессиональной деятельности полицейских. Выдвигаются четыре содержательные линии, направленные на развитие ментальных способностей, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений и личностных качеств. Уточняются динамические методы к каждой содержательной линии. Делается вывод о широких возможностях данного метода в развитии эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции.

Ключевые слова: сотрудники полиции, повышение квалификации, эмоционально-волевая саморегуляция, динамическое обучение, методы активного обучения.

Сотрудники полиции решают серьезные задачи, связанные с обеспечением безопасности российских граждан, защитой их жизни, имущества и здоровья. Кроме того, полицейские обеспечивают права и свободы населения, осуществляют противодействие преступности и охраняют общественный порядок. В Федеральном законе о полиции [1] в ст. 1 «Назначение полиции» также отмечается, что полиция должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от противоправных посягательств. Все это, несомненно, накладывает высокие обязательства и требует ответственности данных специалистов.

Эти позиции закона подтверждаются и положениями научных публикаций. В частности отмечается исключительная социальная значимость решаемых полицейскими задач, специфические цели их профессиональной деятельности, например, уничтожение противника с применением боевой техники или оружия. Высвечивается влияние мощных средовых факторов, в частности экстремальных условий, опасности и внезапности обстановки [2]. Соответственно эта специфика профессиональной деятельности требует со стороны сотрудников полиции определенных качеств: выдержки, самообладания, настойчивости, стрессоустой-чивости и пр. В целом их можно отнести к эмоционально-волевой саморегуляции

личности. Данные качества закладываются в основе профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел и требуют развития в дальнейшем. Поэтому повышение квалификации сотрудников полиции должно быть направлено не только на расширение профессиональных компетенций, но и на развитие их эмоционально-волевой саморегуляции.

Придерживаясь выделенной логики рассуждения, рассмотрим особенности повышения квалификации сотрудников полиции. Учеными актуализируется необходимость оптимизации структуры организаций повышения квалификации системы МВД России, подчеркивается значимость внедрения в процесс управления технологии принятия эффективных управленческих решений, применение информационного обеспечения и перспективных методов индивидуализации образовательного процесса сотрудников полиции. Также обозначается необходимость внедрения передового опыта российских и зарубежных систем повышения квалификации и использования таких методов обучения, как кейс-стади, коучинг, secondment [3]. Данные методы обучения способствуют интеграции теоретических и практических знаний, приобретению нового опыта, индивидуальной проработки достижения профессиональных целей.

В последнее время в повышении квалификации намечается тенденция применения активных методов, наполненных психолого-педагогическим контекстом. В частности для развития волевой регуляции сотрудников ОВД обосновывается применение психологического тренинга, включающего использование таких методических приемов, как самовнушение, визуальные образы, аутогенная тренировка и релаксация, а также целенаправленное представление ситуаций [4]. Отмечается, что психологический тренинг выступает в качестве метода коррекции волевых качеств личности сотрудников полиции, способствует предупреждению прекращения волевого усилия полицейских в ситуации опасности или утомления [5]. Доказывается эффективность психорегулирующей тренировки с использованием словесных формул, ярких образных представлений, психотехнических упражнений, групповых и индивидуальных бесед [6]. В научных работах предлагается использовать не только традиционные психологические техники, но и нетрадиционные психотехники в (метод икичань, дзэн-буддизма) для профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях [7].

Ученые отмечают, что применение в повышении квалификации сотрудников ОВД активных и интерактивных методов обучения позволяет существенно сократить время обучения, а также повысить эффективность трансляции накопленных знаний и опыта. Описывается применение мультимедийных технологий для повышения эффективности лекций, использование рефлексивных техник для осознания новых решений в проблемной ситуации [8].

Итак, анализ научных работ показывает значимость применения активных методов в повышении квалификации сотрудников полиции. Данные методы можно обозначить как динамические. Такое повышение квалификации отличается неким универсальным подходом и может использоваться в отношении и других специалистов: педагогов [9], студентов [10], менеджеров [11].

Можно сделать вывод, что динамическое обучение может эффективно применяться и в повышении квалификации сотрудников полиции. Принципы динамического обучения изначально были обозначены Р. Б. Дилц, Т. А. Эпстайн. Как правило, они связаны с:

- многоуровневой характеристикой процесса обучения (сочетание среды, поведения личности, ее способностей, убеждений и индивидуальных особенностей);

- влиянием отношений на обучение (доверительность, понятность, контакт);

- значимостью совместной деятельности (обучающиеся и обучающие);

- применением методов нейролингвистического программирования (учет репрезентативных систем, позы, жестов, моделей речи) [12].

Стоит отметить, что такую практику авторы использовали в большей степени применительно к детям для обучения их хорошему запоминанию, чтению, коммуникации и пр. Несколько позже динамическое обучение стало активно применяться и в обучении взрослых, в частности на воркшопах. Соответствующее обучение строится на активизации работы в первую очередь головного мозга, предполагает активные методы работы и дает возможность найти практическое применение теории «семи интеллектов» Г Гарднера. Речь идет о таких видах интеллекта, как вербальный, логико-математический, пространственно-визуальный, музыкально-ритмический, телесно-кинестетический, межличностный, вну-

триличностный [13].

Мы считаем, что динамическое обучение может успешно применяться для развития эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции в повышении квалификации, так как оно:

а) направлено на развитие высших психических функций, лежащих в основе любой деятельности;

б) задействует все виды интеллекта личности (активизирует разные способности, необходимые для профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях);

в) предполагает активное взаимодействие обучающихся;

г) подразумевает естественное, легкое, позитивно насыщенное обучение, способствующее эффективному многостороннему развитию.

Однако применительно к повышению квалификации сотрудников полиции в части развития их эмоциональных и волевых качеств оно имеет некоторую специфику. Во-первых, динамическое обучение должно предполагать учет особенностей профессиональной деятельности (сложный, стрессовый, мобильный характер). Эта специфика сохраняется во все времена деятельности как милиции, так теперь уже и полиции. Во-вторых, такое обучение должно быть ориентировано на современные вызовы к деятельности сотрудников полиции. В частности, с марта 2020 года во всем мире и в нашей стране объявлена пандемия коронавируса COVID-19. Сотрудники полиции не прекращают, а только усиливают свою деятельность в данных условиях. Поэтому данные факторы также важно учитывать в процессе повышения квалификации специалистов для развития их эмоционально-волевой саморегуляции в стрессовых условиях. В-третьих, динамическое обучение должно предполагать развитие социальных отношений не только между обучающимися сотрудниками полиции, но и ориентировать их на дальнейшее социальное сотрудничество с различными гражданами.

На данном основании выделим ключевые содержательные линии применения динамического обучения в системе повышения квалификации для развития эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции. Они предполагают всестороннее развитие личности полицейского с применением современных инструментов обучения.

Первая линия направлена на развитие ментальных способностей сотрудников полиции для развития умений принимать решения в стандартных и экстремальных ситуациях. В данном направлении развиваются такие виды интеллекта, по Г Гарднеру, как логико-математический и пространственно-визуальный.

Вторая линия ориентирована на совершенствование эмоционально-волевой сферы, непосредственно таких качеств, как уверенность, настойчивость, целеустремленность, выдержка, самообладание. Здесь в большей мере предполагается развитие внутриличностного и телесно-кинестетического интеллекта.

Третья линия предполагает совершенствование коммуникативных умений сотрудников полиции, способствующих выстраиванию эффективного взаимодействия с различными категориями населения (законопослушными гражданами, правонарушителями, свидетелями и жертвами преступлений и пр.). Следуя нашей логике, развитию подлежат такие виды интеллекта, как вербальный и межличностный.

Четвертая линия предполагает развитие различных личностных качеств, например, таких как самоанализ, рефлективность, самооценка, самосознание. Это важно для того, чтобы научиться осознавать, отслеживать со стороны и корректировать свое состояние и поведение в различных профессиональных ситуациях. Соответственно, предполагается развитие внутриличност-ного интеллекта.

В данных линиях без внимания остался такой вид интеллекта, как музыкально-ритмический, однако мы полагаем, что он не столь важен для профессиональной деятельности сотрудников полиции. Вместе с тем его можно развивать параллельно, на занятиях по релаксации с применением аудиокомпозиций (табл. 1).

Каждая содержательная линия предполагает использование соответствующих методов в динамическом обучении. Для развития ментальных способностей наиболее эффективными могут быть такие динамические методы, как кейс-стади и мозговой штурм. Метод кейс-стади способствует установлению взаимосвязи теоретических знаний с практическими. Решая различные кейсы, сотрудники полиции вынуждены актуализировать знания в области законодательства, общекультурные компетенции. Мозговой штурм способствует развитию таких когнитивных функций, как память внимание, мышление, воображение. Соответственно, раз-

Таблица 1

№ Направление развития Вид интеллекта Методы обучения

1. Ментальные способности Логико-математический, пространственно-визуальный музыкально-ритмический Кейс-стади, мозговой штурм

2. Эмоционально-волевая сфера Внутриличностный, телесно-кинестетический Аутотренинг релаксация, визуализация

3. Коммуникативныеумения Вербальный, межличностный Дебаты, круглый стол, деловые игры

4. Личностные качества Внутриличностный Диагностика, коучинг, притчи

Содержательные линии развития эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции

вивается гибкость мышления и способностей рассматривать профессиональные ситуации в различных аспектах.

Развитие эмоционально-волевой сферы предполагает применение различных психологических методов, таких как аутотренинг, релаксация, визуализация. Они направлены на управление сотрудниками полиции своими эмоциями, активизацию волевых процессов. Полицейским целесообразно уметь использовать как экспресс-техники, наиболее оптимальные в стрессовых ситуациях, так и более пролонгированные во времени (для профилактики посттравматических стрессовых расстройств).

Совершенствованию коммуникативных умений в большей мере будут способствовать такие коммуникативные методы, как дебаты, круглый стол, деловые игры. Они ориентируют сотрудников полиции на высказывание своей собственной позиции, способствуют развитию умений выслушивать других, считаться с различными мнениями, противостоять конфликтным ситуациям, применять различные стратегии поведения в ситуации противостояния.

И, наконец, активизации рефлексивных умений способствует метод притч. Используя ресурсы метафоры, заложенной в притче, можно вывести размышления сотрудников полиции на оценку значимых моральных качеств личности.

Итак, для качественного выполнения профессиональных обязанностей сотрудникам полиции необходимо непрерывно профессионально развиваться. Учитывая специфику деятельности полицейского, проявляющуюся в высокой ответственности, особой опасности и социальной значимости,

Библиографический список

ему необходимо обладать высокой эмоционально-волевой саморегуляцией. Поэтому система повышения квалификации должна быть ориентирована не только на развитие профессиональных компетенций, но и личностных качеств. Наиболее удачным в этом пане является использование динамического обучения, ориентированного на всестороннее развитие личности сотрудников полиции.

Динамическое обучение предполагает развитие всех видов интеллекта, по Г. Гарднеру, тем самым способствуя развитию личности на всей уровнях. Это особенно важно для развития эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции. Считаем, что данное обучение применительно к повышению квалификации сотрудников полиции должно включать в содержательном плане четыре линии: развитие ментальных способностей, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений и личностных качеств. В организационном плане соответственно каждая линия может обеспечиваться различными динамическими методами обучения: кейс-стади, мозговой штурм, аутотренинг, релаксация, визуализация, дебаты, круглый стол, деловые игры, диагностика, коучинг, притчи. В таком организационно-содержательном направлении динамическое обучение будет способствовать развитию эмоционально-волевой саморегуляции у сотрудников полиции в системе повышения квалификации.

Полагаем, что применение динамического обучения является перспективным направлением в повышении квалификации сотрудников полиции и может применяться для развития и других личностно-профессиональных качеств.

1. О полиции. Федеральный закон от 07.02.2011 N З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

2. Заварзина Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов внутренних дел. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2002.

3. Федулов Б.А., Морозов В.А., Левченко А.А. Направления совершенствования управления процессом повышения квалификации сотрудников полиции. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018; № 3 (74): 43 - 47.

4. Аникеева Н.В. Развитие волевой регуляции и волевых качеств сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016; № 4 (67): 31 - 34.

5. Жаданова Ж.В. Тренинг как метод коррекции волевых качеств у сотрудников органов внутренних дел. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2010.

6. Гричанов А.С., Морозов В.А., Федулов Б.А. Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019; № 3 (78): 263 - 268. DOI: 10.24411/1999-6241-2019-13003

7. Смирнов В.Н. Использование нетрадиционных психотехник в профессионально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях (На основе методик чань, дзэн-буддизма). Диссертация ... кандидата психологичских наук. Рязань, 1999.

8. Сенаторова О.Ю. Использование активных и интерактивных методов обучения в повышении квалификации сотрудников ОВД. Образование. Наука. Научные кадры. 2019; № 4: 228 - 231.

9. Селиванова Е.А. Принципы динамического обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1-1: 1073.

10. Райхерт Т.Н., Сыромятников В.Н. Динамическое обучение как основа методики преподавания дисциплин информационного цикла. Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2016; № 3 (36): 74 - 79.

11. Чанько А.Д. Методические аспекты преподавания бизнес-дисциплин в группах топ-менеджеров. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2012; № 1: 136 - 167.

12. Дилц РБ., Эпстайн Т.А. Динамическое обучение. Перевод А.А. Рунихина. Воронеж: Модек, 2001.

13. Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Москва: Генезис, 2003.

References

1. O policii. Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 N 3-FZ (red. ot 06.02.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

2. Zavarzina L.V. Formirovanie 'emocional'no-volevoj ustojchivosti u sotrudnikov organov vnutrennih del. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2002.

3. Fedulov B.A., Morozov V.A., Levchenko A.A. Napravleniya sovershenstvovaniya upravleniya processom povysheniya kvalifikacii sotrudnikov policii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2018; № 3 (74): 43 - 47.

4. Anikeeva N.V. Razvitie volevoj regulyacii i volevyh kachestv sotrudnikov organov vnutrennih del sredstvami psihologicheskogo treninga. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2016; № 4 (67): 31 - 34.

5. Zhadanova Zh.V. Trening kak metod korrekcii volevyh kachestv u sotrudnikov organov vnutrennih del. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.

6. Grichanov A.S., Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie nravstvenno-volevyh kachestv sotrudnikov policii v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2019; № 3 (78): 263 - 268. DOI: 10.24411/1999-6241-2019-13003

7. Smirnov V. N. Ispol'zovanie netradicionnyh psihotehnik v professional'no-psihologicheskoj podgotovke sotrudnikov organov vnutrennih del k dejstviyam v 'ekstremal'nyh usloviyah (Na osnove metodikchan', dz'en-buddizma). Dissertaciya ... kandidata psihologichskih nauk. Ryazan', 1999.

8. Senatorova O.Yu. Ispol'zovanie aktivnyh i interaktivnyh metodov obucheniya v povyshenii kvalifikacii sotrudnikov OVD. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2019; № 4: 228 - 231.

9. Selivanova E.A. Principy dinamicheskogo obucheniya pedagogov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 1-1: 1073.

10. Rajhert T.N., Syromyatnikov V.N. Dinamicheskoe obuchenie kak osnova metodiki prepodavaniya disciplin informacionnogo cikla. Vestnik Ural'skogo instituta 'ekonomiki, upravleniya i prava. 2016; № 3 (36): 74 - 79.

11. Chan'ko A.D. Metodicheskie aspekty prepodavaniya biznes-disciplin v gruppah top-menedzherov. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. 2012; № 1: 136 - 167.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Dilc R.B., 'Epstajn T.A. Dinamicheskoe obuchenie. Perevod A.A. Runihina. Voronezh: Modek, 2001.

13. Fopel' K. 'Effektivnyj vorkshop. Dinamicheskoe obuchenie. Moskva: Genezis, 2003.

Статья поступила в редакцию 02.06.20

УДК 378

Selimkhanov M.S., senior teacher, Department of Management, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: depart951@gmail.com

ORGANIZATION OF PRODUCTIVE COOPERATION AS A STRATEGY OF SOCIAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS. The analysis of social and economic conditions, requirements of the labor market and tendencies of higher education development in terms of social and professional development of students is carried out. By means of an analysis, the aim is to justify the application of productive student collaboration. The methodological, psychological and pedagogical basis for the application of the pedagogy of cooperation in educational practice is analyzed. The development of the problem in relation to the higher education system is demonstrated. Arguments are given to consider productive cooperation as a promising strategy for social and professional development of students. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.