УДК 159.9.072 © О. А. Жидкова, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11005 19.00.06 Юридическая психология
Развитие способностей к эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения
Жидкова Ольга Александровна \
старший преподаватель кафедры юридической психологии. E-mail: [email protected]
1 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, 198206, ул. Пилютова, д. 1, Россия Реферат
Введение. Способности сотрудников полиции к эмоционально-волевой саморегуляции являются значимой профессиональной компетенцией, которая обеспечивает эффективность в деятельности. Поэтому развитие данных способностей выступает первоочередной задачей психологической подготовки на начальном этапе профессионального обучения. Материалы и методы. В ходе исследования применялись следующие методы: психодиагностический, экспериментальный, количественного и качественного анализа, психокоррекционный. С лицами, в состоянии которых определен высокий уровень нервно-психической дезадаптации непатологического характера, был организован формирующий эксперимент в период профессиональной подготовки по должности «Полицейский» на основе обучающей программы развития способностей к эмоционально-волевой саморегуляции. Результаты и обсуждение. В ходе формирующего эксперимента исследованы параметры нервно-психической адаптации сотрудников полиции к условиям деятельностной среды начального этапа профессионального обучения. Получены значимые результаты, подтверждающие развитие способностей в сфере саморегуляции и динамику изменения показателей эмоциональной сферы личности обучающихся. Установлено, что статистически значимые изменения стиля саморегуляции выражены в способностях к моделированию, гибкости поведения, самостоятельности. Сформирован качественно новый стиль саморегуляции, свидетельствующий о потенциальных резервах сотрудников, динамике свойств эмоционального интеллекта и качественных изменениях произвольной активности. Выводы. Представленные в статье результаты развития способностей к эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения могут быть использованы для организации психологической подготовки обучающихся по должности служащего «Полицейский».
Ключевые слова: сотрудник полиции; профессиональное обучение; компетентность; нервно-психическая адаптация; эмоционально-волевая саморегуляция; эмоциональный интеллект; индивидуальный стиль саморегуляции.
Для цитирования: Жидкова О. А. Развитие способностей к эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 1(80). С. 32-36. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11005
Основные положения:
1. Развитие способностей к произвольной регуляции эмоциональной активности сотрудников полиции в настоящее время является актуальной научно-практической проблемой, требующей исследования и поиска решений при помощи психологических технологий, обеспечивающих формирование психической устойчивости и самоуправления личности
2. Эмоционально-волевая саморегуляция выступает в качестве значимой профессиональной компетенции сотрудников полиции, отражающей способности субъекта деятельности к адекватным эмоциональным реакциям, самостоятельным сознательным действиям в эмоционально напряженной ситуации
3. В период первоначального обучения профессии «Полицейский» увеличение времени на психологическую подготовку позволяет обеспечить как первичную адаптацию сотрудников полиции к деятельности, так и развитие эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер личности
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Развитие способностей в сфере эмоционально-волевой саморегуляции — неотъемлемая составляющая в комплексе задач морально-психологической подготовки сотрудников полиции. Наличие таких способностей позволяет сотруднику полиции адекватно оценить поведен-
ческие проявления и индивидуально-психологические особенности личности, эмоциональные переживания, связанные с ними социально-психологические явления социальной группы, а также причины собственных негативных состояний . Основы таких умений закладываются на этапе профессионального обучения в соответствии с образовательными программами профессиональной подготовки Однако кратковременность профессионального обучения сотрудников полиции (от 84 до 120 учебных дней, в зависимости от имеющегося образования) и недостаточность часов, отведенных на психологическую подготовку (20 часов), не позволяют обучающемуся приобрести способности к эмоционально-волевой саморегуляции в объеме, необходимом для обеспечения надежности в деятельности
Объект исследования: сотрудники полиции, впервые принятые на службу в органы внутренних дел, проходящие обучение профессии «Полицейский» . Предмет исследования — показатели эмоционально-волевой саморегуляции
Цель исследования: развитие способностей к эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения В соответствии с целью исследования были поставлены такие задачи:
1) выявить лиц с низкими показателями нервно-психической адаптации;
2) определить спектр психологических показателей эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции;
3) обучить навыкам эмоционально-волевой саморегуляции;
4) оценить уровень развития способностей к эмоционально-волевой саморегуляции при помощи анализа эмоционально-волевой сферы личности.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Способности, составляющие основу компетентности сотрудников полиции в сфере эмоционально-волевой саморегуляции, представлены «умениями распознавания эмоциональных состояний, эмоциональных выражений по различным поведенческим характеристикам», навыками «управления эмоциями в перцептивно-когнитивной деятельности», «понимания сложно сочетаемых эмоциональных проявлений, использования полученной информации эмоционального содержания для достижения эффективности, производительности и надежности» [1, с. 14].
Негативное и интенсивное воздействие сложных условий профессиональной деятельности обусловливает «непомерно высокие требования к состоянию профессионально значимых качеств» субъекта труда правоохранительной сферы, поэтому психологическая подготовка должна быть направлена на приобретение сотрудником соответствующих компетенций, позволяющих обеспечивать результативность деятельности и стабильность эмоционального состояния личности [2, с. 140]. Как показывают эмпирические исследования, уже на этапе профессионального обучения у ряда сотрудников полиции проявляются признаки дезадаптации, детерминированные различными факторами профессионального, организационного, аксиологического и компенсаторного характера, усиливающие деструктивное влияние среды [3]
Анализ показателей эмоционального выгорания сотрудников полиции обнаруживает признаки эмоционального переживания психотравмирующих обстоятельств, что выступает индикатором истощения психических ресурсов личности и эмоционального выгорания Проблемы в эмоциональной сфере чаще всего проявляются в виде неудовлетворенности собой и содержанием деятельности, эмоциональной отстраненности, неустойчивой самооценки и сниженной способности к адекватному эмоциональному реагированию. Для сотрудников полиции также характерны упрощенные представления о роли эмоционально-волевой саморегуляции в обеспечении «оптимального рабочего состояния» [4, с. 69]. Все это выступает факторами риска нарушения надежности личного состава и свидетельствует о проблемах в оценке собственных состояний, связанных с низким уровнем эмоциональной компетентности
Способность к эмоционально-волевой саморегуляции не всегда обнаруживается в готовом виде у конкретного индивида. Субъекту необходимо актуализировать внутренние ресурсы развития данной способности и приложить волевые усилия для освоения необходимых компетенций. Результат зависит от нацеленности субъекта деятельности на планомерное саморазвитие ряда отдель-
ных навыков, являющихся конструктивными элементами способности к эмоционально-волевой саморегуляции [5]. Повторяющиеся усилия по саморегулированию позволяют нарастить силу регуляторной способности [6, с. 787]. В совокупности это обеспечивает увеличение психологических ресурсов психической саморегуляции, к которой Д . А. Леонтьев относит также динамическое взаимодействие с обстоятельствами, субъективный контроль, гибкость целеполагания, ценностно-смысловые ориентации [7, с 23]
Таким образом, требования правоохранительной деятельности диктуют необходимость организации работы с субъектами данного вида труда, направленной на приобретение способностей к эмоционально-волевой саморегуляции, мобилизацию собственных сил и возможностей для преодоления возникающих трудностей Речь идет о развитии способностей, необходимых для понимания и анализа эмоциональной информации, использования собственных эмоций в обеспечении когнитивной деятельности, обретении навыков когнитивной регуляции эмоций
Материалы и методы. Формирующий эксперимент, направленный на развитие способностей к эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции, был проведен на базе Института-факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России, где лица, впервые принятые на службу в ОВД, проходят обучение профессии «Полицейский» При этом нами использовались психодиагностический и экспериментальный методы исследования Психодиагностический метод предполагал применение таких методик, как шкала нервно-психической адаптации И . Н . Гурвича [8], опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» [9], русскоязычная адаптация теста Дж Мэйера, П Сэловея, Д Кару-зо MSCEIT V2. 0 [10]. Полученные данные обрабатывались при помощи методов количественного и качественного анализа К психокоррекционному методу мы обращались при групповой и индивидуальной работе в следующих формах: групповая дискуссия, психогимнастические упражнения, методы развития рефлексии, эмоционального самоконтроля и самоуправления
Групповые занятия продолжительностью 2 часа проводились с респондентами 2 раза в неделю на протяжении 8 недель. Численность подгрупп составляла 8-12 человек Курс обучения включал тематические блоки, направленные на развитие эмоционального интеллекта, уточнение индивидуального стиля саморегуляции деятельности, получение навыков психической саморегуляции Обучающая программа развития способностей к эмоционально-волевой саморегуляции построена на современных инновационных методах обучения: интерактивных мини-лекциях, тренинговых упражнениях (разминочные, проблемные, тематические, упражнения на рефлексию), групповых дискуссиях, анализе конкретных ситуаций, исследовательском методе обучения Центральные позиции в программе отведены развитию компетенций в сфере эмоционально-волевой саморегу-
ляции, что реализуется посредством повышения уровня осведомленности об основных эмоциях и их функционировании, а также выполнения заданий, направленных на развитие внутренних ресурсов личности в области восприятия эмоций, активизации процессов мышления, понимания и управления эмоциями На протяжении всего периода обучения респонденты экспериментальной группы вели дневник самонаблюдения, основной целью которого являлось развитие самоконтроля, а также мониторинг и разграничение эмоций, чувств и состояний
Обучение по программе включало групповую работу — 32 часа, индивидуальную работу — 16 часов, а также самостоятельную работу вне групповых занятий — 24 часа. Таким образом, обучение по программе составило 72 часа.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что у обучающихся субъектов существует значимый психологический потенциал, позволяющий эффективно развивать способности к эмоционально-волевой саморегуляции. Для этой цели была разработана обучающая программа развития способностей к эмоционально-волевой саморегуляции, реализованная в период профессиональной подготовки (профессионального обучения) сотрудников полиции
Результаты и обсуждение. Эмпирическая часть исследования базируется на результатах обследования выборки объемом 110 человек, которая на основании критерия выраженности признаков нервно-психической дезадаптации была разделена на две группы Обучающая и коррекционная работа проводилась с лицами, в состоянии которых был определен высокий уровень нервно-психической дезадаптации непатологического характера (установлено при помощи шкалы нервно-психической адаптации И . Н . Гурвича). Результаты исследования показали, что 31% респондентов испытывают адаптационные проблемы, вызванные сниженной способностью приспособления психики к предъявляемым средовым воздействиям
В соответствии с полученными данными группу адаптированных лиц характеризует умение занимать активно-деятельностную позицию при осуществлении профессиональной деятельности Они способны сохранять состояние динамического соответствия собственных потребностей, мотивов и интересов требованиям профессиональной деятельности. Адаптированные сотрудники готовы к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение параметров деятельностной среды
Группа дезадаптированных респондентов характеризуется напряженностью при попытке приспособиться к условиям профессиональной деятельности, что провоцирует развитие состояний, неоптимальных для решения профессиональных задач
Таким образом, было установлено состояние дезадаптации у значительной части респондентов, с которыми впоследствии была организована работа, направленная на формирование компетенций в сфере эмоционально-волевой саморегуляции Данный показатель является одним из ключевых элементов профессиональной психо-
логической подготовленности сотрудников полиции и, по мнению исследователей, обеспечивает эмоционально-волевую устойчивость к «длительным напряженным нагрузкам; готовность к риску, опасности, веру в свои силы и в возможность оказания содействия со стороны сослуживцев; ответственность, самостоятельность и решительность при выполнении профессиональных задач» [11].
Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о значимых изменениях в характеристиках показателей эмоционально-волевой саморегуляции респондентов Достоверно изменились значения показателей индивидуальной системы саморегуляции произвольной активности (опросник «Стиль саморегуляции поведения-98»). На рисунке 1 отражена динамика показателей саморегуляции поведения.
Плансровансе 10
Самостоятельность
Гибкость*
Моделирование*
Прогнозирование
* при р < 0,05
Оценка результатов
• ••••• значения показателей до эксперимента ^^^^ значения показателей после эксперимента
Рис. 1. Сравнение показателей индивидуальной системы саморегуляции до и после проведения эксперимента {Fig. 1. Indicatocs of individual system of self-regulation before and after the experiment in comparison)
Как видно, достоверно увеличились показатели «моделирование» и «гибкость», что подразумевает качественно новый стиль саморегуляции, выработанный респондентами экспериментальной группы в результате обучения по программе
Получены достоверные различия в значениях шкалы «моделирование» (7,38 ± 1,41 / 8,13 ± 0,85, при р < 0,03), что говорит о положительной динамике способностей соотносить внешние и внутренние значимые условия достижения целей с реальной ситуацией. Различия по шкале «гибкость» достоверны при р < 0,03 (6,63 ± 1,66 / 7,54 ± 1,02), что позволяет предположить увеличение регуляторной гибкости, отвечающей за способность сотрудников адекватно реагировать на быстрое изменение ситуации и успешно решать поставленную задачу
В показателях шкалы «самостоятельность» различия определены на уровне тенденции (5 ± 2,13 / 5,92 ± 1,25, при р < 0,08). Отмечается готовность респондентов к автономной организации собственной целенаправленной активности. Изменение отдельных показателей саморегуляции отразилось и на ее общем уровне После проведения эксперимента уровень саморегуляции достоверно увеличился (33,33 ± 4,61 / 36,96 ± 3,37, при р < 0,003). Актуализированы потребности в осознанном и целенаправленном управлении собственной активностью, а также готовность осу-
8
ществлять контроль, анализ и оценку результатов деятельности Полученные данные позволяют сделать благоприятный прогноз в отношении развития способности респондентов вносить коррекцию в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий
Установлены достоверные различия по двум из четырех ветвей эмоционального интеллекта (рис. 2), указывающие на значительную динамику способностей распознавать значения эмоциональных паттернов и на основе этого принимать решения.
Идентификация эмоций
Сознательное управление эмоциями
* при р < 0,05 ** при р< 0,001
Использование эмоций в решении проблем*
Понимание и анализ эмоций*** •••••• Значения показателей до эксперимента
Значения показателей после эксперимента
Рис. 2. Сравнение показателей эмоционального интеллекта до и после проведения эксперимента (Fig. 2. Indicators of emotional intelligence before and after the experiment in comparison)
Обнаружены достоверные различия в значениях шкалы «использование эмоций в решении проблем» (94,21 ± 15,99 / 102 ± 10,71, при р < 0,05). Это позволяет предположить активизацию обращений респондентов к эмоциональному компоненту для регуляции собственной когнитивной активности. В значениях шкалы «понимание и анализ эмоций» установлены достоверные различия при р < 0,001 (84 ± 15,79 / 102,79 ± 8,8), что свидетельствует о более осознанном отношении к эмоциям, а также о развитии способностей в области понимания причин возникновения различных эмоций, их сочетаемости, взаимовлияния и трансформации.
Различия по шкале «сознательное управление эмоциями» обнаружены на уровне тенденций (89,5 ± 17,94 / 98,04 ± 12,93, при р < 0,07). Респонденты демонстрируют способность к расширению ресурсов в сфере сознательной модификации эмоциональной активности Это подтверждается изменениями общего уровня эмоционального интеллекта, значения которого достоверно увеличились (88 ± 15,74 / 98,5 ± 9,1, при р < 0,007). Достоверно изменились значения показателей нервно-психической адаптации респондентов после проведения формирующего эксперимента (17,63 ± 3,42 / 14,54 ± 4,61, при р < 0,01), что говорит об успешности интеграции респондентов в профессионально-деятельностную среду
В ходе исследования проводился анализ аналогичных показателей в контрольной группе сотрудников полиции Достоверной динамики значений в данной группе не выявлено
Выводы
1 Развитие способностей к эмоциональной волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном
этапе профессионального обучения обеспечивается активизацией внутренних психологических ресурсов личности при помощи дополнительной психологической подготовки, направленной на информирование обучающихся о сущности и механизмах эмоциональных явлений, развитие необходимых умений самооценки, самоконтроля, самонаблюдения и формирование индивидуального стиля саморегуляции. Это подтверждается достоверно значимыми, положительными изменениями основных показателей нервно-психической адаптации респондентов, а также динамикой показателей эмоцио-н ¡ального интеллекта и саморегуляции .
2. В результате организации обучения сотрудников полиции значимо изменились показатели, обеспечивающие возможность использования эмоций в решении проблем, понимания и анализа эмоций, сознательного управления эмоциями, что свидетельствует о качественных изменениях самоуправления эмоциональной сферой Развитие способностей к перцептивно-когнитивной оценке эмоциональной информации проявляется в виде адекватного отражения эмоциогенных воздействий и сознательной модификации эмоциональной активности
3 Достоверно значимая динамика положительных изменений отмечается в показателях индивидуального стиля саморегуляции, обеспечивающего произвольную активность, осознанность и целенаправленность действий Отмечаются скорректированный стиль саморегуляции деятельности, умение соотносить субъективные и объективные условия для достижения целей, увеличение регуляторной гибкости, а также проявление готовности респондентов к автономной организации собственной целенаправленной активности
4 Проведенное исследование подтверждает гипотезу о том, что способности к эмоционально-волевой саморегуляции поддаются коррекции и развитию при условии целенаправленного специально организованного обучения Поэтому организация дополнительной психологической подготовки на этапе первичного овладения основами деятельности полицейского является необходимым условием формирования его надежности и эффективности
Перспективы развития темы . Обучение навыкам эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции в настоящее время внедрено в образовательные программы высшего образования, программы повышения квалификации, однако пока этим вопросам уделяется недостаточное внимание в период первоначальной профессиональной подготовки В неоднозначных и трудноразрешимых ситуациях сотрудники полиции обеспечивают реализацию правоохранительных задач на пределе психофизических возможностей Это провоцирует истощение энергетических и психологических ресурсов, снижение результативности осуществляемой деятельности, а также состояния нервно-психической дезадаптации Все это указывает на необходимость проведения дополнительной работы коррекционного и обучающего характера
Список литературы
I. Гончарова Н. А., Жидкова О. А. Эмоционально-волевая регуляция как условие обеспечения надежности деятельности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3(70). С 11-15 . DOI: 10.24411/1999-6241-2017-00039
2 . Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности . Теоретические и прикладные проблемы . М . , 2006. 623 с .
3 . Гончарова Н. А., Костылева И. В. Психологические особенности аксиологической надежности сотрудников органов внутренних дел на различных стадиях профессиогенеза [Электронный ресурс] // Психология и право . 2018 . Т. 8, № 3 . С. 25-33. doi:10.17759/psylaw.2018080302.
4. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб. , 2005. 412 с.
5 . Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии . 2008. № 3 . С. 22-34.
6 . Muraven M., Tice D. M., Baumeister R. F. Self-control as limited resource: regulatory depletion patterns. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 74(4). 1998. Pp. 774-789.
7. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62 . С 18-37 . DOI: 10.17223/17267080/62/3
8. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья . СПб . , 1999. 1023 с.
9. Моросанова В. И., Коноз Е. М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. 2000. № 2 . С. 118-127.
10. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П . Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2 . 0 .). М. , 2017. 140 с.
II. Марьин М. И., Мальцева Т. В., Петров В. Е., Сафронов А. Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности : учеб . -метод, пособие. Руза, 2014. 195 с.
Поступила 22.03.2019
УДК 159.9.072 © О. А. Zhidkova, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11005 19.00.06 Juridical Psychology
Development of Police Officers' Abilities for Emotional-Volitional Self-Regulation at the Initial Stage of Professional Training
Olga A. Zhidkova \
senior lecturer of the department of legal psychology. E-mail: [email protected] 1 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1, Pilyutov st., St. Petersburg, 198206, Russia
Abstract
Introduction. The police officers' abilities for emotional-volitional self-regulation make up a significant professional competence which provides effectiveness in professional performance. Therefore, development of these abilities is the primary task of psychological preparation at the initial stage of professional training. Materials and methods. The research employed the following methods: psychodiagnostics, experimental, quantitative and qualitative analysis, psychocorrection. A forming experiment was conducted for individuals with a high neuropsychic disadaptation of non-pathological character during their professional training in specialization "Police officer" according to the programme designed to develop abilities for emotional-volitional self-regulation. Results and Discussion. The forming experiment enabled the author to study the parameters of the neuropsychic adaptation of police officers to the conditions of the activity environment of the initial stage of professional training. The valuable results obtained prove the developed abilities in self-regulation sphere and dynamics of changing indicators in the learners' emotional sphere. It is proved that statistically important changes in the self-regulation style are manifested in the abilities for modelling, flexible behaviour, independence. A practically new style of self-regulation showing the officers' potential resources, dynamics of properties of emotional intelligence and qualitative changes of arbitrary activity was formed. Conclusions. The article provides the results of the police officers' developed abilities for emotional-volitional self-regulation at the initial stage of professional training which may be used for organization of psychological training of learners majoring in "Police officer" profession.
Keywords: police officer, professional training, competence, neuro-psychic adaptation, emotional-volitional self-regulation,
emotional intelligence, individual style of self-regulation.
Citation: Zhidkova 0. A. Development of Police Officers' Abilities for Emotional-Volitional Self-Regulation at the Initial Stage of Professional Training. Psychopedagogy in Law Enforcement. Vol. 25, No. 1(80). 2020. Pp. 32-36 (In Russ). DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11005
References
1. Goncharova N . A . , Zhidkova O . A . Emotional-volitional regulation as the condition for providing the law enforcement officer's reliability. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2017. No 3(70). Pp. 11-15 . DOI: 10.24411/1999-6241-2017-00039 (In Russ. )
2 . Bodrov V. A . Psychology of professional activity. Theoretical and applied problems. Moscow, 2006. 623 p . (In Russ. )
3 . Goncharova N. A . , Kostyleva I . V. Psychological peculiarities of law enforcement officers' axiological reliability at different stages of professional genesis. [Electronic resource] Psychology and Law. 2018 . vol. 8, No 3 . Pp. 25-33. doi:10.17759/psylaw.2018080302. (In Russ.)
4. Ilyin E. P. Psychophysiology of human states. St. Petersburg, 2005. 412 p . (In Russ . )
5 . Konopkin O . A . Conscious self-regulation as the criterion of subjectivity. Psychology Issues. 2008. No 3 . Pp . 22-34. (In Russ. )
6 . Muraven M . , Tice D. M. , Baumeister R . F. Self-control as limited resource: regulatory depletion patterns. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 74(4). 1998. Pp. 774-789.
7 . Leontiev D. A . Self-regulation, resources and individual potential. Siberian Journal of Psychology. 2016 . No 62. Pp. 18-37. DOI: 10.17223/17267080/62/3 (In Russ . )
8 . Gurvich I . N . Social Psychology of health . St . Petersburg, 1999. 1023 p. (In Russ . )
9 . Morosanova V. I . , Konoz E. M. Style self-regulation of human behaviour. Psychology Issues. 2000. No 2 . Pp. 118-127. (In Russ.)
10 . Sergienko E. A . , Vetrova I . I . Russian Adaptation of Mayer J. , Salovey P. , Caruso D. "Emotional Intelligence" test (MSCEIT V2 . 0 . ). Moscow, 2017. 140 p. (In Russ.)
11 . Maryin M I., Maltseva T V, Petrov V E , Safronov A. D. Psychological training ofpolice officers for professional activity. Ruza, 2014.195 p. (In Russ.)
Submitted 22.03.2019