Научная статья на тему 'Педагогические условия развития коммуникативных умений обучающихся средствами фольклора'

Педагогические условия развития коммуникативных умений обучающихся средствами фольклора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФОЛЬКЛОР / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ / COMMUNICATIVE SKILLS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FOLKLORE / DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иголъницына Мария Сергеевна

В статье рассмотрены педагогические условия, способствующие развитию коммуникативных умений обучающихся средствами фольклора. Это положительная мотивация учащихся к изучению фольклора как художественно-философской системы, комплексное использование фольклорных жанров, программно-методическое обеспечение занятий, организация различных видов взаимодействия между членами коллектива, выявление критериев и показателей развития коммуникативных умений обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иголъницына Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of development of communicative skills of students by means of folklore

The article considers the pedagogical conditions conducive to the development of communicative skills of students by means of folklore. These are positive motivation of students to study folklore as an artistic and philosophical system, integrated use of folklore genres, program-methodical maintenance of lessons, organization of different types of interaction between the members of the same team, identification of criteria and indicators of development of communicative skills of students.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития коммуникативных умений обучающихся средствами фольклора»

М.С. Игольницына

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КО М М УН И КАТИ ВНЫХ УМЕНИЙ О БУЧ АО ШИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Коммуникативные умения, педагогические условия, фольклор, развитие коммуникативных

умений обучающихся.

Современное общество развивается и предъявляет все новые требования к образованию подрастающего поколения. Однако содержание многих дисциплин учебной программы направлено на развитие умственных способностей ребенка. Значение таких предметов, как литература, музыка, хореография, изобразительная деятельность, воспитывающих чувственную сферу человека, необходимую для развития межличностных отношений, недооценивается. Между тем нередко молодежь демонстрирует все более агрессивную манеру общения, низкий уровень нравственной и общей культуры. Поэтому необходимо улучшать нравственный климат общества, создавать условия для овладения ребенком знаниями, умениями, навыками, способствующими эффективному освоению коммуникативной деятельности. Приобщение обучающихся учебных заведений к фольклору способно дополнить существующее содержание образовательных программ и возможности решения задач развития коммуникативных умений учащихся средствами фольклора.

В нашем понимании фольклор не исчерпывается сложившимся в современной практике понятием «народное художественное творчество». Фольклор (как составная часть народной педагогики) - это целая художественно-философская система, концентрирующая в себе богатое художественное наследие, опыт восприятия и осознания людьми жизненных явлений, который веками формировался и передавался из поколения в поколение [Мехнецов, 2001, с. 99]. Фольклор является не только средством приобщения детей и молодежи к народной культуре, но и источником действующей мысли, направленной на активизацию жизненной позиции человека, позволяющей расширить привычное понимание окружающего мира и почувствовать себя его неотъемлемой частью. Чтобы это осознать, формального знакомства с отдельными жанрами фольклора недостаточно, необходимо прикоснуться к нему не столько разумом, сколько чувствами, стать активным соучастником в его изучении. Исходя из этого, проблема исследования состоит в выявлении педагогических условий, способствующих наиболее успешному процессу развития коммуникативных умений обучающихся средствами фольклора.

Фольклор уникален тем, что, являя собой комплекс нравственных, эстетических правил и норм поведения, заключает в себе единство музыкальной, вокальной, поэтической, танцевально-двигательной, изобразительной и драматической составляющих, развивающих и обогащающих эмоционально-чувственную сферу человека. Каждая из этих сфер дает возможность для творчества, общения, развития коммуникативных умений. Иными словами, комплексное использование жанров фольклора, являющихся по своей форме художественным творчеством русского народа, способно выступить как механизм, который воздействует на подсознание личности, получение ею положительных эмоций; как доступное средство самовыражения, как понятный и доступный язык для восприятия, средство развития чувства прекрасного и гармонизации личности; как средство саморегуляции, повышения самооценки, открытия новых собственных возможностей, сопереживания, а также как средства общения с другими людьми [Бережная, 2006].

Однако при работе с фольклором нужно учитывать возрастные особенности обучающихся в плане выбора репертуара и учета их потребностно-мотивационной сферы. Если в младшем школьном возрасте дети с радостью готовы включаться в деятельность, то в старшем возрасте необходимо заинтересовать и мотивировать учащихся на изучение и исполнение фольклорных произведений.

Содержание фольклорных жанров в основе направлено на человека, регулировку его взаимоотношений с миром и другими людьми. Эти темы актуальны для молодежи любого исторического периода. Мы исходили из того, что народная мудрость, заложенная в фольклоре, не обязывает жить по народным верованиям, а лишь показывает, как нужно относиться к себе, людям, явлениям, жизни вообще. Одно из таких «напутствий» — ценить человеческие отношения и человека как личность. Это проявление уважения, внимания, доброжелательности, сопричастности, ощущения единства (общности), лежащее в основе практически всех коммуникативных умений.

В ходе нашего исследования осуществлялась практическая работа в рамках факультативного курса по народной культуре для студентов третьего курса педагогического колледжа с дополнительной квалификацией «семейный воспитатель». Данный курс включал в себя теоретический и практический разделы, которые определены как предмет «Народные традиции и праздники» и кружок по фольклорному ансамблю (каждому отводится 35 часов — по 1 часу в неделю в течение года, т. е. всего 70 часов). В содержание теоретических занятий были включены темы, раскрывающие истоки традиционной народной культуры и народной педагогики, особенности проведения русских народных календарно-обрядовых праздников по временам года и их значение в жизни людей; давались сведения о народном мироощущении и миропонимании и их отражение в народном творчестве (значение слова и действия, понятие времени и пространства, традиции хлебосольства, основы народного костюма, история прялок, деревенские игрища и т. д.).

Фольклорный ансамбль решал задачу практического освоения системы жанров, разучивания игр, постановки сказок и т. д. Здесь мы пытались раскрыть многообразный мир фольклора и параллельно обогатить зрительный, слуховой, двигательный, чувственный опыт, являющийся основой для духовного роста, самовыражения и развития умения общаться у будущих воспитателей ДОУ.

Знакомство обучающихся с фольклором и включение их в деятельность по его освоению помогли, во-первых, развивать не только рационально-логическое, но и эмо-ционально-образное мышление. Во-вторых, изучить возможности использования фольклорных произведений в организации деятельности детей и накопить необходимый для этого репертуар (прибаутки, считалки, заклички, игры и т. д.). В-третьих, активизирующее начало, заложенное в народной культуре через утверждение роли человека в окружающем мире, психологически оказывало положительное воздействие на самих студентов при исполнении различных жанров фольклора через овладение своим голосом, жестами, движениями. В-четвертых, фольклор, являя собой единство музыкальной, вокальной, поэтической, танцевально-двигательной, изобразительной и драматической составляющих, развивающих эмоционально-чувственную сферу, дает возможность для творчества, свободного общения и адекватного развития коммуникативных умений обучающихся.

В свою очередь, использование различных форм работы с обучающимися (деловая игра, инсценировка, подготовка сообщений, театрализация и т. д.) и организация различных форм взаимодействия между всеми участниками коллектива позволили активизировать самих учащихся и проявить их способности и умения. Так, проведение народных игр обучающимися (объяснение правил игры, ее организация, подбор считалок, жеребьевок) явилось почвой для развития умения владеть собой, эмоциями, речью, ситуацией. Кроме того, игровая деятельность помогла учащимся снять различные комплексы, зажатость, неуверенность в себе.

М.С. Игольнииына

Постановка сказочных сюжетов и организация русских народных календарных праздников позволили каждому студенту проявить себя в коллективной деятельности и овладеть такими умениями, как: умения руководить постановкой данного праздника, распределять роли, разучивать фольклорные произведения; подчиняться выбранному сюжету, возложенным обязанностям и руководителю, а главное, сотрудничать с другими участниками, договариваться при возникновении спорных ситуаций, т. е. работать в команде. Кроме того, организация народных праздников содействовала непосредственному применению своих знаний, умений и результатов творческого труда; объединяла всех участников, создавая атмосферу праздника, зону психологического комфорта. Интересны фольклорные праздники еще и тем, что их можно «проигрывать» в условиях учебного заведения.

Исходя из того, что одной из основных задач работы с обучающимися являлось развитие их коммуникативных умений, были выделены критерии, по которым проводились диагностика обучающихся и организация всей теоретической и практической работы. В нашем исследовании определение критериев исходило непосредственно из овладения обучающимися коммуникативными умениями, развиваемыми средствами фольклора. Их мы рассматриваем как показатели, а критерии как обобщенные признаки. Критерий коммуникативность (умения речевого общения и активного слушания, работать в команде) отражает основную особенность социальной деятельности обучающихся, построенную на организации воздействия на другого человека через слово, получение обратной связи и взаимодействие с другими людьми. Критерий эмоциональность (владение невербальными средствами общения и умение сопереживать) предполагает развитие чувственной сферы студентов, потребности в общении, дружеских отношениях и способности передать свои эмоции через мимику, жесты, движения и т. д. Критерий критичность (гностические умения, умения давать оценку себе и оценивать других) включает в себя освоение и получение знаний, их интерпретацию на основе имеющегося опыта и многовариантность способов донесения этих знаний до слушателей, а также познание будущим педагогом отдельных учеников и коллектива класса в целом через анализ педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Критерий самостоятельность (умение «подавать себя» в общении с другими людьми и социальная активность) определяет готовность к публичным выступлениям и степень инициативности обучающихся в осуществлении их коммуникативной деятельности.

Обобщая вышесказанное, исходя из опыта работы, мы выявили следующие педагогические условия, способствующие развитию их коммуникативных умений средствами фольклора.

1. Использование ценностного потенциала фольклора, способствующего развитию коммуникативных умений, и формирование положительной мотивации обучающихся к исполнению фольклорных произведений.

2. Соответствующее содержание и программно-методическое обеспечение занятий с использованием фольклора для развития коммуникативных умений обучающихся.

3. Организация различных видов взаимодействия обучающихся в группе, между собой и с педагогом.

4. Выявление критериев и показателей развития коммуникативных умений обучающихся.

Проведение курса по народной культуре с обучающимися третьего курса колледжа позволило реализовать выявленные педагогические условия. Способствовали этому разнообразие, разнохарактерность и разнонаправленность жанров фольклора. Познание знакомых явлений с позиции народной педагогики, их связь с современной жизнью учащихся, проведение дискуссий, возможность выразить себя через движение, игру, творчество, общение, а также позитивная атмосфера занятий и создание «ситуаций успеха» способствовали формированию положительной мотивации у обучающихся. Содержание и программно-методическое обеспечение занятий по фолькло-

ру проявилось в поэтапности, последовательности построения доступного для обучающихся материала; в сочетании теоретических, практических и комбинированных занятий; в использовании различных видов работ (с текстовой информацией, с поэтическим, песенным, хореографическим, художественным материалом). Включение в программу по народному творчеству индивидуальных и групповых форм работы обеспечило возможность организации различных видов взаимодействия между участниками дискуссии при обсуждении разноплановых вопросов и проблем, выполнение практических заданий и упражнений, подготовки выступлений и т. д. Следование выявленным критериям и показателям развития коммуникативных умений обучающихся реализовалось следующим образом: коммуникативность — это проведение дискуссий, подготовка сообщений, инсценировка сказок и театрализация сцен народной жизни, совместное исполнение различных жанров фольклора. Эмоциональность — использование художественных форм, игр и плясок с элементами подражания, театрализованных постановок, совместной деятельности студентов. Критичность — анализ теоретического и практического материала, оценка выступлений, подготовка сообщений, самостоятельное проведение игр и т. д. Самостоятельность — развитие голоса, эмоциональной выразительности речи, координации движений; проведение выступлений с сообщениями, песней, пляской, игрой; а также инсценировки, творческие задания.

Анализ полученных данных при контрольной диагностике показал, что обучающиеся стали более активны и открыты для общения и взаимодействия с другими учащимися, преподавателями и детьми на практике в детском саду. Они знали, как построить свою речь, подготовить сообщение, умели передать настроение используемого материала, оценить себя и других участников по коммуникативной деятельности; чувствовали уверенность в своих силах. Это позволяет говорить о повышении уровня овладения учащимися коммуникативными умениями и эффективности комплексного использования фольклора как средства их развития.

Таким образом, наша исследовательская работа позволила актуализировать и систематизировать потенциал и средства фольклора в развитии коммуникативных умений обучающихся. Была определена специфика процесса развития коммуникативных умений обучающихся средствами фольклора, состоящая в создании определенных условий, при которых развитие человека, его природных возможностей происходит не только с опорой на умственные способности, но и в большей степени на эмоционально-чувственные переживания, получаемые в триедином процессе восприятия, освоения и исполнения фольклорных жанров, т. е. в практической деятельности. Выявленные нами педагогические условия можно считать достаточными и эффективными в развитии коммуникативных умений обучающихся средствами фольклора.

Библиографический список

1. Бережная М.С. Арт-терапия как метод социокультурной адаптации личности // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2006. № 1.

2. Мехнецов А.М. Проблемы освоения народных песенных традиций в практике фольклорного ансамбля // На пути к возрождению: Опыт освоения традиционной народной культуры Вологодской области. Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2001. С. 99—103. (Народные традиции Вологодской области: Традиции и современность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.