Подводя итог, теоретики, согласно своему прогнозу развития глобального общества и Австрии как современной индустриальной страны, имеющей богатые культурные традиции, намечают важнейшие направления развития системы образования в XXI в. Они заключаются в следующих позициях:
- совершенствование системы языковой подготовки, особенно в области обучения иностранным языкам;
- развитие отраслей знаний и системы подготовки в области естествознания и технических наук;
- развитие системы профессиональной ориентации во всех типах школ;
- усиление практикоориентированных аспектов в процессе преподавания теоретических дисциплин.
Таким образом, проблемы будущего в их педагогической проекции привлекают внимание исследователей как в теоретико-прогностическом плане, так и в плане превентивного упреждения рисков, связанных с расширением активности человека в сфере потребления природных ресурсов. Справедливо отмечается, что тенденция к утрате представлений об образовании как социокультурном феномене, обладающим значительным формирующим потенциалом, его понимание как образовательной услуги чревато негативными последствиями, хотя при этом признается значение финансового фактора, определяющего характер доступа к образованию.
Литература
1. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг. М., 2009. 404 с. (Forecast of development of higher education in Russia: 2009-2011. M., 2009. 404 p.).
Поступила в редакцию_
УДК 378.063 (37.016.3)
2. Blanpain R. In Need of Flexicurity and Security in a Global Economy // Labour Regulation in the 21st Century: In Search of Flexibility and Security. Cambridge, 2011. P. 17-28.
3. Botkin J., Elmanjra M., Malitza M. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Oxford, 1979.
4. Kreibich R. Was hält die Gesellschaft in Zukunft (noch) zusammen? Zukunftsforschung für die politische Bildung. ArbeitsBericht Nr. 35/2010 Cadenabbia/ Berlin, 2009.
5. Labour Regulation in the 21st Century: Productivity, Investment in Human Capital and the Challenge of Youth Employment. Cambridge, 2011.
6. Murphy P. Culture, Power, and the University in the Twenty-First Century // Policy Futures in Education. 2012. Vol. 10, № 1.
References
1. Prognoz razvitija vysshego obrazovanija v Rossii: 20092011 gg. M., 2009. 404 s. [Forecast of Development of Higher Education in Russia: 2009-2011]. M., 2009. 404 p.).
2. Blanpain R. In Need of Flexicurity and Security in a Global Economy // Labour Regulation in the 21st Century: In Search of Flexibility and Security. Cambridge, 2011. P. 17-28.
3. Botkin J., ElmanjraM., MalitzaM. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Ox-ford, 1979.
4. Kreibich R. Was hält die Gesellschaft in Zukunft (noch) zusammen? Zukunftsforschung für die politische Bildung. ArbeitsBericht Nr. 35/2010 Cadenabbia/ Berlin, 2009.
5. Labour Regulation in the 21st Century: Productivity, Investment in Human Capital and the Challenge of Youth Employment. Cambridge, 2011.
6. Murphy P. Culture, Power, and the University in the Twenty-First Century // Policy Futures in Education. 2012. Vol. 10, № 1.
_28 октября 2014 г
формирование коммуникативных умений младших школьников средствами музыкально-фольклорного курса «музыкальные краски донского фольклора»
© 2014 г. О. А. Теличко
Теличко Ольга Александровна -
аспирант,
кафедра педагогики,
Южный федеральный университет,
ул. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038.
E-mail: [email protected].
Telichko Olga Aleksandrovna -
Post-Graduate Student,
Pedagogical Dpt,
Southern Federal University,
Nagibina st., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia.
E-mail: [email protected].
Представлено научно-методическое обоснование интегрированного курса формирования коммуникативных умений младших школьников в системе дополнительного образования средствами музыкально-фольклорного курса «Музыкальные краски донского фольклора». Рассмотрены и проанализированы ключевые понятия коммуникативных умений, сущность коммуникативного компонента в начальном образовании, показана взаимозависимость и взаимообусловленность межпредметных связей, технологии искусства жизнетворчества, народных традиций.
Ключевые слова: коммуникативные умения, способности к учению, интеграция, сотрудничество, интериоризация, музыкально-песенный фольклор.
The article presents the scientific and methodological rationale for the integrated course formation of communicative abilities of younger schoolboys in additional education system by means of musical folk - course "Musical Paints of Don Folklore." the key concepts of communication skills , the essence of the communicative component in primary education are reviewed and analyzed; the author shows the relationship and interdependence of intersubject communications technology of creative live art, folk traditions.
Keywords: communication skills, ability to teaching, integration, cooperation, interiorization, music and song folklore.
На современном этапе обостренная потребность общества в личности с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями обозначила научный интерес к коммуникативной сущности образования. Именно поэтому особое внимание в структуре метапредметных действий Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уделяется становлению коммуникативного компонента. Коммуникативное умение понимать друг друга позволяет быть успешным во многих сферах деятельности, причем не только в области учения, но и в повседневной жизни, что приобретает самоценностное значение для начальной школы как фундамента всего последующего образования.
Коммуникативная активность учащегося является основой достижения целей обучения, что способствует последовательному изменению представлений ребенка о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, с целью передачи старшими и освоения младшими знаний и навыков, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном мире. Выступая как сотрудничество учителя и учеников, учение приобретает активную форму коммуникативного взаимодействия, представляющее собой обмен мнениями [1].
Способности к учению, их уровень и качество могут быть сформированы лишь в результате успешного сотрудничества участников учебного процесса, где навык коммуникативного взаимодействия облегчает труд учащихся, делая его более привлекательным. Данная деятельность носит творческий характер как со стороны педагога, так и со стороны учащегося, приносит радость от совместной деятельности и сотрудничества.
Решая поставленную задачу раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников в области коммуникативной деятельности, мы обратились к средствам народного музыкального творчества, а именно - музыкально-песенному фольклору донского казачества. Обладая богатейшими возможностями музыкально-коррекционной, музыкотерапев-тической педагогики, музыкально-песенный фольклор ориентирует на получение нового опыта мироощущения в коммуникативном взаимодействии, лучшее понимание себя и других.
Донская земля - один из самых знаменитых регионов Российской Федерации. Являясь неотъемлемой составной частью истории России, ее государствен-
ности и культуры, история Дона хранит память народа и его традиции, способствует их передаче от поколения к поколению во имя дальнейшего развития и преумножения [2]. Теоретическими предпосылками многоаспектной природы народного фольклора выступают исследования, связанные с духовной культурой донского казачества [3-7]. В исследованиях обширно представлено историко-культурное наследие донского казачества в целом, а также песенные традиции донских казаков в частности.
Музыкальный фольклор открывает новые возможности, пока ещё мало используемые в формировании коммуникативных умений у детей. Интегрированный курс «Музыкальные краски донского фольклора» направлен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности средствами музыкально-песенного фольклора донского казачества, как направления социально-культурной деятельности. Программа составлена для учащихся начальной ступени, воспитанников Центра детского творчества поселка Веселый Веселовского района Ростовской области в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре и содержанию программ формирования универсальных учебных действий.
Программа курса носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер, где музыкально-песенный фольклор выступает важнейшим мотивационным средством к общению, познанию действительности, учению. Располагая большими возможностями для эффективного воздействия на детей, традиции способствуют необходимому поиску новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений.
В основе реализации образовательного модуля программы лежат активные формы и методы деятельност-ного подхода развития умения учиться в социально-коммуникативном пространстве дополнительного образования. Соответственно организационными формами данной технологии выступают: обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия, проектирование.
Программа предполагает как теоретические занятия (ораторское искусство, коммуникативная культура, ознакомление с традициями, особенностями истории
и культуры донского казачества), так и практические задания с использованием ансамблевого пения, концертов, встреч с интересными людьми, творческих мастерских, экскурсий, национальных обрядов и т. д. Занятия построены таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяя свои способности к учению, общению, творчеству в двухмерном пространстве - истории и культуры своего народа, усваивая знания и умения, накопленные предшествующими поколениями.
Все блоки взаимосвязаны между собой, одновременно чередуясь. Программа внедряется при помощи диагностической и прогностической функций преподавателя, позволяя познать и развить себя доступными младшему школьнику средствами, через социально-музыкальное творчество.
Соединяя обучение с жизнью, в рамках курса акцент делается на личностном развитии, самореализации, индивидуальном и творческом росте через технологию искусства жизнетворчества [8, с. 163-167]. Реализуя в курсе межпредметные связи различных школьных предметов, осуществляется преемственность в знаниях учащихся.
Основой курса выступает интеграция музыкально-песенного искусства с изобразительным и прикладным творчеством, историей и культурой родного края, хореографической и физической культурой, литературой и устным народным поэтическим творчеством. Так, благодаря изобразительному и прикладному творчеству, воспитанники развивают способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, приобретают опыт эстетического восприятия произведений народного творчества, что способствует более полному восприятию музыки. Литературное и устное народное творчество направлено на развитие речи воспитанников, знакомство с особенностями различных жанров донского фольклора (потешный, игровой, обрядно-бытовой, календарно-земледельческий и др.).
Наряду с базовыми компонентами курса, раскрывающими особенности взаимодействия личности и общества, необходимость успешности в учебной и внеучебной деятельности, программа реализует три содержательных линии социально-коммуникативной направленности:
- «Тихий, вольный, славный Дон».
- «Традиции - язык общения».
- «Волшебные донские напевы».
Большое значение для реализации всего курса имеет интеллектуально-содержательная линия «Тихий, вольный, славный Дон», направленная на формирование между сверстниками, учителем и учеником интеллектуального аспекта коммуникации, коммуникации как взаимодействия. Возможности этапа базируются на этнокультурном подходе, знакомстве с культурой, историей, национальным фольклором донских казаков.
Реализация содержательно-методической линии в блоке осуществляется по трем направлениям:
- организация деятельно-ориентированного культурного общения, расширение фольклорного кругозора, восприятие национальной специфики через коммуникативные игровые задания, фольклорные экспедиции, экскурсии, изложение теоретических сведений с использованием наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров;
- решение проблемных и творческих заданий, через материал музыкально-песенного искусства;
- трансформация накопленных теоретических и практических знаний и умений в продуктивную проектную деятельность и коллективно-творческие дела младших школьников.
В рамках демонстрационно-деятельностного этапа «Традиции - язык общения» реализуется группа коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на кооперацию, сотрудничество. Осваивая стратегию совместной деятельности и сотрудничества в игровом пространстве народного фольклора, воспитанники обучаются языку общения, единой стратегии совместных действий, достижению общей цели, искусству спора.
Поскольку практически весь донской фольклор основывается на принципах игры и в первую очередь ориентирован на общее развитие личности, очевидно, что в его основе наряду с музыкально-исполнительскими задачами приоритетное направление занимают задачи по развитию речи, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой регуляции, умственной работоспособности, где музыкально-песенная культура становится средством, а не целью.
Особую актуальность для решения целей демонст-рационно-деятельностной линии имеет обширный этнографический и музыкальный материал, содержащийся в теме о народном календаре, где представлена вся палитра праздников и культуры донских казаков. Являясь одним из лучших способов единения и сотрудничества, традиционные народные праздники направлены на интенсивное освоение фольклорных традиций в тесной связи с жизнью и трудом.
Данное направление воспитанники осваивают посредством:
- знакомства с народным календарём: встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны, Пасха, Троица и т. д.;
- посильного участия в основных работах по сбору целебных трав и урожая, заготовок впрок (осенины, капустники, рябинники, кузьминки);
- разучивания песен о труде, где обыгрывался трудовой процесс, формируя представления о смысле и содержании труда;
- знакомства с семейным укладом донских казаков, через обряды и праздничные гуляния.
Подбор и использование в педагогическом процессе соответствующих тематике игр, обрядов, закличек, прибауток, считалок и других музыкально-песенных материалов способствуют выходу личности в пространство общественного действия. Так, эта творческая деятельность находит свое отражение в фольклорных праздниках на Рождество, Егория, Красную горку, на день Кузьмы и Демьяна, Сороки и др. После изучения ритуальных обрядов к праздникам воспитанники с удовольствием играют в приход ряженых, колядование, календарные игры, такие как «Кукушка» на Троицкой неделе, «Кострома» в осенний период, и целый ряд других игр.
Сформированная дружеская среда в процессе игровой деятельности базируется на личностных взаимоотношениях, частоте коммуникативных контактов воспитанников. Играя, воспитанники постоянно вступают в коммуникативное взаимодействие, обмениваясь мнением, рассуждая и планируя сюжет игры, распределяя роли. Сюжетно-ролевые игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют активизировать взаимодействие воспитанников, закрепить правила работы в группе. Обучающиеся приобретают умения понимать связные высказывания собеседника, правильно, точно, уместно выражать мысли, участвовать в коллективном обсуждении задачи, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и тем самым обеспечивают общую социальную компетентность.
Оптимальным средством развития коммуникативной функции речи младшего школьника выступает песня. Путем исполнения музыкально-фольклорных композиций ребёнок вступает в специфический вид общения, а с помощью жестов, мимики, произнесенного слова создается яркий образ, достигается взаимопонимание со слушателем.
Третий этап - коммуникация как условие интерио-ризации «Волшебные донские напевы» - направлен на реализацию воспитанниками полученных знаний и умений в области музыкально-песенной культуры донских казаков, посредством вокально-хоровой деятельности и рефлексивного компонента продуктивного опыта, а также:
- новых учебно-коммуникативных задач;
- коммуникативной инициативы в учебном сотрудничестве;
- самостоятельной работы с актуальной информацией и новым материалом;
- констатирующего контроля результатов и способов действия;
- самостоятельного промежуточного и итогового оценивания действий.
Основным результатом данного блока выступает освоенная способность и приобретенная потребность младших школьников в воздействии на слушателя.
В процессе творческой деятельности на основе уже имеющегося опыта развивается ассоциативное мышление воспитанников, через научение выразительному интонированию, развитие специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения. Таким образом, реализуется социокультурная функция речи - постижение и освоение мира через художественный опыт, и развитие личности.
Основными формами реализации целей данного блока выступают:
- вокально-хоровое исполнение народных казачьих песен;
- элементы народного танца, иллюстрирующие вокальное исполнение песен: притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг и др.;
- тематические встречи;
- музыкальные, театральные, фольклорные мероприятия;
- мини-концерты.
В процессе постановки и исполнения казачьих песен самобытный, национальный колорит исполнению придают народные инструменты: ложки, бубен, дудочки и др., которыми овладевают учащиеся на занятиях. Инструментальное вступление и проигрыши между куплетами украшают и оживляют музыкальную композицию.
Также ведущую роль в формировании коммуникативной культуры в рамках данного блока играет рефлексивная и аналитическая деятельность учащихся, основанная на способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Предложенная система речевых игр, обрядов, праздников, обычаев и соответствующих им песенных образцов народного фольклора, применяемых на репетициях и мероприятиях, позволяет повысить уровень и качество речи, научить детей общаться, формировать и корректировать коммуникативные навыки.
Соответственно интеграция образовательных блоков представлена как синтез компонентов основного начального и дополнительного образования, основу которой составляет музыкально-песенная деятельность учащихся. Активизируя учебную и внеучебную деятельность учащихся, музыкально-песенная деятельность объединяет предметы образовательного цикла и дисциплины творческого направления сферы дополнительного образования.
В результате освоения основных блоков программы были достигнуты:
- повышение уровня коммуникативной компетенции; умение организовывать свою речевую деятельность языковыми средствами, адекватными ситуации общения; совершенствование словарного запаса через систематическое общение детей и взрослых;
- развитие личностно-активного отношения к учению, активная мыслительная деятельность;
- умение отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать позицию партнера по общению, чувствовать эмоциональное состояние собеседника, проявлять инициативу в общении;
- реализация сценических творческих способностей личности, умелое применение вербальных и невербальных средств общения, выражающиеся в речи, мимике, позах и т. д.;
- развитие рефлексивного компонента продуктивного опыта, умения синтезировать, сравнивать, классифицировать, анализировать то, что удалось и что не получилось при организации совместной деятельности;
- активное применение приобретенных ранее знаний, умений, навыков в новых ситуациях общения, в организации собственного досуга и т. д.;
- умение сотрудничать и работать в группе, слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Обозначенные результаты достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта в коммуникативном взаимодействии, где музыкально-песенная деятельность выступает важнейшим средством общения, познания действительности, ценностей духовной культуры.
Соответственно наряду с познанием фольклора донских казаков, реализацией творческих музыкально-песенных способностей личности развиваются способности к самостоятельному и успешному освоению новых знаний и умений, а также формируется потребность воспитанников в успешном обучении.
Литература
1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2.
2. Землячество Ростовчан «Донская станица» // История Донского края. URL: http://donzem.ru/2012-10-15-22-17-12/ history.html (дата обращения: 21.09.2014).
Поступила в редакцию_
3. Алмазов Б. А., Новиков В. И. Казаки. Гютерсло, 2013. 96 с.
4. Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. Батайск, 2002.
5. Захаров В. М. Поэтика русского танца: в 4 т. М., 20042009.
6. Листопадов А. М. Песни донских казаков: в 5 т. /под общ. ред. Г. П. Сердюченко. М., 1949-1954.
7. Проценко Б. Н. Заговоры, обереги, поверья, приметы. Духовная культура донских казаков. Ростов н/Д, 2010. 288 с.
8. Коновальчук В. Н. Проблемы моделирования интерактивной воспитательной технологии «Жизнетворчест-во» // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 6.
References
1. Vygotskij L. S. Myshlenie i rech' [Thought and Speech] // Sobr. soch.: v 6 t. M., 1982. T. 2.
2. Zemljachestvo Rostovchan «Donskaja stanica» [Don Village] Jelektronnyj resurs / «Istorija Donskogo kraja»/ URL: http://donzem.ru/2012-10-15-22-17-12/history.html (data obrash-henija: 21.09.2014).
3. AlmazovB. A., Novikov V. I. Kazaki [Cossacks]. Izd-vo BMM, 2013.
4. Astapenko G. D. Byt, obychai, obrjady i prazdniki donskih kazakov XVII-XX vv. [Life, Customs, Rituals and Festivals of the Don Cossacks XVII-XX Centuries]. Batajsk, 2002.
5. Zaharov V. M. Pojetika russkogo tanca: v 4 t. [Poetics of Russian Dance in 4 vols]. M., 2004-2009.
6. Listopadov A. M. Pesni donskih kazakov [Songs of the Don Cossacks]: v 5 t. /pod obshh. red. G. P. Serdjuchenko. M., 1949-1954.
7. Procenko B. N. Zagovory, oberegi, pover'ja, primety. Duhovnaja kul'tura donskih kazakov [Charms, Amulets, Beliefs, Superstitions. Spiritual Culture of the Don Cossacks]. Rostov n/D, 2010.
8. Konoval'chuk V. N. Problemy modelirovanija inter-aktivnoj vospitatel'noj tehnologii «Zhiznetvorchestvo» [Problems of Modeling Interactive Educational Technology "Cattle Breeding"] // Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Juzhnoe izmerenie. Rostov n/D, 2013. № 6.
_24 сентября 2014 г.
УДК 81
неформальное интервью в лингвопрагматическом аспекте
© 2014 г. Т. С. Шишкина
Шишкина Татьяна Семёновна -кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра английского языка гуманитарных факультетов,
Институт филологии, журналистики
Shishkina Tatiana Semyonovna -Candidate of Philological Science, Senior Lecturer,
English Language Department of Humanitarian Faculties, Institute of Humanities, Journalism and Intercultural Communication,