Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами музыкально-фольклорного курса «Музыкальные краски донского фольклора»'

Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами музыкально-фольклорного курса «Музыкальные краски донского фольклора» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS / СПОСОБНОСТИ К УЧЕНИЮ / ABILITY TO TEACHING / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / INTERIORIZATION / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР / MUSIC AND SONG FOLKLORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теличко Ольга Александровна

Представлено научно-методическое обоснование интегрированного курса формирования коммуникативных умений младших школьников в системе дополнительного образования средствами музыкально-фольклорного курса «Музыкальные краски донского фольклора». Рассмотрены и проанализированы ключевые понятия коммуникативных умений, сущность коммуникативного компонента в начальном образовании, показана взаимозависимость и взаимообусловленность межпредметных связей, технологии искусства жизнетворчества, народных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Communicative Skills of Younger Schoolchildren by Means of Musical Folklore of the Course «Musical Paints of Don Folklore»

The article presents the scientific and methodological rationale for the integrated course formation of communicative abilities of younger schoolboys in additional education system by means of musical folk course “Musical Paints of Don Folklore.” the key concepts of communication skills, the essence of the communicative component in primary education are reviewed and analyzed; the author shows the relationship and interdependence of intersubject communications technology of creative live art, folk traditions.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами музыкально-фольклорного курса «Музыкальные краски донского фольклора»»

Подводя итог, теоретики, согласно своему прогнозу развития глобального общества и Австрии как современной индустриальной страны, имеющей богатые культурные традиции, намечают важнейшие направления развития системы образования в XXI в. Они заключаются в следующих позициях:

- совершенствование системы языковой подготовки, особенно в области обучения иностранным языкам;

- развитие отраслей знаний и системы подготовки в области естествознания и технических наук;

- развитие системы профессиональной ориентации во всех типах школ;

- усиление практикоориентированных аспектов в процессе преподавания теоретических дисциплин.

Таким образом, проблемы будущего в их педагогической проекции привлекают внимание исследователей как в теоретико-прогностическом плане, так и в плане превентивного упреждения рисков, связанных с расширением активности человека в сфере потребления природных ресурсов. Справедливо отмечается, что тенденция к утрате представлений об образовании как социокультурном феномене, обладающим значительным формирующим потенциалом, его понимание как образовательной услуги чревато негативными последствиями, хотя при этом признается значение финансового фактора, определяющего характер доступа к образованию.

Литература

1. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг. М., 2009. 404 с. (Forecast of development of higher education in Russia: 2009-2011. M., 2009. 404 p.).

Поступила в редакцию_

УДК 378.063 (37.016.3)

2. Blanpain R. In Need of Flexicurity and Security in a Global Economy // Labour Regulation in the 21st Century: In Search of Flexibility and Security. Cambridge, 2011. P. 17-28.

3. Botkin J., Elmanjra M., Malitza M. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Oxford, 1979.

4. Kreibich R. Was hält die Gesellschaft in Zukunft (noch) zusammen? Zukunftsforschung für die politische Bildung. ArbeitsBericht Nr. 35/2010 Cadenabbia/ Berlin, 2009.

5. Labour Regulation in the 21st Century: Productivity, Investment in Human Capital and the Challenge of Youth Employment. Cambridge, 2011.

6. Murphy P. Culture, Power, and the University in the Twenty-First Century // Policy Futures in Education. 2012. Vol. 10, № 1.

References

1. Prognoz razvitija vysshego obrazovanija v Rossii: 20092011 gg. M., 2009. 404 s. [Forecast of Development of Higher Education in Russia: 2009-2011]. M., 2009. 404 p.).

2. Blanpain R. In Need of Flexicurity and Security in a Global Economy // Labour Regulation in the 21st Century: In Search of Flexibility and Security. Cambridge, 2011. P. 17-28.

3. Botkin J., ElmanjraM., MalitzaM. No limits to Learning. Bridging the Human Gap. A Report to the Club of Rome. Ox-ford, 1979.

4. Kreibich R. Was hält die Gesellschaft in Zukunft (noch) zusammen? Zukunftsforschung für die politische Bildung. ArbeitsBericht Nr. 35/2010 Cadenabbia/ Berlin, 2009.

5. Labour Regulation in the 21st Century: Productivity, Investment in Human Capital and the Challenge of Youth Employment. Cambridge, 2011.

6. Murphy P. Culture, Power, and the University in the Twenty-First Century // Policy Futures in Education. 2012. Vol. 10, № 1.

_28 октября 2014 г

формирование коммуникативных умений младших школьников средствами музыкально-фольклорного курса «музыкальные краски донского фольклора»

© 2014 г. О. А. Теличко

Теличко Ольга Александровна -

аспирант,

кафедра педагогики,

Южный федеральный университет,

ул. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038.

E-mail: [email protected].

Telichko Olga Aleksandrovna -

Post-Graduate Student,

Pedagogical Dpt,

Southern Federal University,

Nagibina st., 13, Rostov-on-Don, 344038, Russia.

E-mail: [email protected].

Представлено научно-методическое обоснование интегрированного курса формирования коммуникативных умений младших школьников в системе дополнительного образования средствами музыкально-фольклорного курса «Музыкальные краски донского фольклора». Рассмотрены и проанализированы ключевые понятия коммуникативных умений, сущность коммуникативного компонента в начальном образовании, показана взаимозависимость и взаимообусловленность межпредметных связей, технологии искусства жизнетворчества, народных традиций.

Ключевые слова: коммуникативные умения, способности к учению, интеграция, сотрудничество, интериоризация, музыкально-песенный фольклор.

The article presents the scientific and methodological rationale for the integrated course formation of communicative abilities of younger schoolboys in additional education system by means of musical folk - course "Musical Paints of Don Folklore." the key concepts of communication skills , the essence of the communicative component in primary education are reviewed and analyzed; the author shows the relationship and interdependence of intersubject communications technology of creative live art, folk traditions.

Keywords: communication skills, ability to teaching, integration, cooperation, interiorization, music and song folklore.

На современном этапе обостренная потребность общества в личности с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями обозначила научный интерес к коммуникативной сущности образования. Именно поэтому особое внимание в структуре метапредметных действий Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования уделяется становлению коммуникативного компонента. Коммуникативное умение понимать друг друга позволяет быть успешным во многих сферах деятельности, причем не только в области учения, но и в повседневной жизни, что приобретает самоценностное значение для начальной школы как фундамента всего последующего образования.

Коммуникативная активность учащегося является основой достижения целей обучения, что способствует последовательному изменению представлений ребенка о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, с целью передачи старшими и освоения младшими знаний и навыков, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном мире. Выступая как сотрудничество учителя и учеников, учение приобретает активную форму коммуникативного взаимодействия, представляющее собой обмен мнениями [1].

Способности к учению, их уровень и качество могут быть сформированы лишь в результате успешного сотрудничества участников учебного процесса, где навык коммуникативного взаимодействия облегчает труд учащихся, делая его более привлекательным. Данная деятельность носит творческий характер как со стороны педагога, так и со стороны учащегося, приносит радость от совместной деятельности и сотрудничества.

Решая поставленную задачу раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников в области коммуникативной деятельности, мы обратились к средствам народного музыкального творчества, а именно - музыкально-песенному фольклору донского казачества. Обладая богатейшими возможностями музыкально-коррекционной, музыкотерапев-тической педагогики, музыкально-песенный фольклор ориентирует на получение нового опыта мироощущения в коммуникативном взаимодействии, лучшее понимание себя и других.

Донская земля - один из самых знаменитых регионов Российской Федерации. Являясь неотъемлемой составной частью истории России, ее государствен-

ности и культуры, история Дона хранит память народа и его традиции, способствует их передаче от поколения к поколению во имя дальнейшего развития и преумножения [2]. Теоретическими предпосылками многоаспектной природы народного фольклора выступают исследования, связанные с духовной культурой донского казачества [3-7]. В исследованиях обширно представлено историко-культурное наследие донского казачества в целом, а также песенные традиции донских казаков в частности.

Музыкальный фольклор открывает новые возможности, пока ещё мало используемые в формировании коммуникативных умений у детей. Интегрированный курс «Музыкальные краски донского фольклора» направлен на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности средствами музыкально-песенного фольклора донского казачества, как направления социально-культурной деятельности. Программа составлена для учащихся начальной ступени, воспитанников Центра детского творчества поселка Веселый Веселовского района Ростовской области в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре и содержанию программ формирования универсальных учебных действий.

Программа курса носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер, где музыкально-песенный фольклор выступает важнейшим мотивационным средством к общению, познанию действительности, учению. Располагая большими возможностями для эффективного воздействия на детей, традиции способствуют необходимому поиску новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений.

В основе реализации образовательного модуля программы лежат активные формы и методы деятельност-ного подхода развития умения учиться в социально-коммуникативном пространстве дополнительного образования. Соответственно организационными формами данной технологии выступают: обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия, проектирование.

Программа предполагает как теоретические занятия (ораторское искусство, коммуникативная культура, ознакомление с традициями, особенностями истории

и культуры донского казачества), так и практические задания с использованием ансамблевого пения, концертов, встреч с интересными людьми, творческих мастерских, экскурсий, национальных обрядов и т. д. Занятия построены таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяя свои способности к учению, общению, творчеству в двухмерном пространстве - истории и культуры своего народа, усваивая знания и умения, накопленные предшествующими поколениями.

Все блоки взаимосвязаны между собой, одновременно чередуясь. Программа внедряется при помощи диагностической и прогностической функций преподавателя, позволяя познать и развить себя доступными младшему школьнику средствами, через социально-музыкальное творчество.

Соединяя обучение с жизнью, в рамках курса акцент делается на личностном развитии, самореализации, индивидуальном и творческом росте через технологию искусства жизнетворчества [8, с. 163-167]. Реализуя в курсе межпредметные связи различных школьных предметов, осуществляется преемственность в знаниях учащихся.

Основой курса выступает интеграция музыкально-песенного искусства с изобразительным и прикладным творчеством, историей и культурой родного края, хореографической и физической культурой, литературой и устным народным поэтическим творчеством. Так, благодаря изобразительному и прикладному творчеству, воспитанники развивают способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, приобретают опыт эстетического восприятия произведений народного творчества, что способствует более полному восприятию музыки. Литературное и устное народное творчество направлено на развитие речи воспитанников, знакомство с особенностями различных жанров донского фольклора (потешный, игровой, обрядно-бытовой, календарно-земледельческий и др.).

Наряду с базовыми компонентами курса, раскрывающими особенности взаимодействия личности и общества, необходимость успешности в учебной и внеучебной деятельности, программа реализует три содержательных линии социально-коммуникативной направленности:

- «Тихий, вольный, славный Дон».

- «Традиции - язык общения».

- «Волшебные донские напевы».

Большое значение для реализации всего курса имеет интеллектуально-содержательная линия «Тихий, вольный, славный Дон», направленная на формирование между сверстниками, учителем и учеником интеллектуального аспекта коммуникации, коммуникации как взаимодействия. Возможности этапа базируются на этнокультурном подходе, знакомстве с культурой, историей, национальным фольклором донских казаков.

Реализация содержательно-методической линии в блоке осуществляется по трем направлениям:

- организация деятельно-ориентированного культурного общения, расширение фольклорного кругозора, восприятие национальной специфики через коммуникативные игровые задания, фольклорные экспедиции, экскурсии, изложение теоретических сведений с использованием наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров;

- решение проблемных и творческих заданий, через материал музыкально-песенного искусства;

- трансформация накопленных теоретических и практических знаний и умений в продуктивную проектную деятельность и коллективно-творческие дела младших школьников.

В рамках демонстрационно-деятельностного этапа «Традиции - язык общения» реализуется группа коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на кооперацию, сотрудничество. Осваивая стратегию совместной деятельности и сотрудничества в игровом пространстве народного фольклора, воспитанники обучаются языку общения, единой стратегии совместных действий, достижению общей цели, искусству спора.

Поскольку практически весь донской фольклор основывается на принципах игры и в первую очередь ориентирован на общее развитие личности, очевидно, что в его основе наряду с музыкально-исполнительскими задачами приоритетное направление занимают задачи по развитию речи, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой регуляции, умственной работоспособности, где музыкально-песенная культура становится средством, а не целью.

Особую актуальность для решения целей демонст-рационно-деятельностной линии имеет обширный этнографический и музыкальный материал, содержащийся в теме о народном календаре, где представлена вся палитра праздников и культуры донских казаков. Являясь одним из лучших способов единения и сотрудничества, традиционные народные праздники направлены на интенсивное освоение фольклорных традиций в тесной связи с жизнью и трудом.

Данное направление воспитанники осваивают посредством:

- знакомства с народным календарём: встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны, Пасха, Троица и т. д.;

- посильного участия в основных работах по сбору целебных трав и урожая, заготовок впрок (осенины, капустники, рябинники, кузьминки);

- разучивания песен о труде, где обыгрывался трудовой процесс, формируя представления о смысле и содержании труда;

- знакомства с семейным укладом донских казаков, через обряды и праздничные гуляния.

Подбор и использование в педагогическом процессе соответствующих тематике игр, обрядов, закличек, прибауток, считалок и других музыкально-песенных материалов способствуют выходу личности в пространство общественного действия. Так, эта творческая деятельность находит свое отражение в фольклорных праздниках на Рождество, Егория, Красную горку, на день Кузьмы и Демьяна, Сороки и др. После изучения ритуальных обрядов к праздникам воспитанники с удовольствием играют в приход ряженых, колядование, календарные игры, такие как «Кукушка» на Троицкой неделе, «Кострома» в осенний период, и целый ряд других игр.

Сформированная дружеская среда в процессе игровой деятельности базируется на личностных взаимоотношениях, частоте коммуникативных контактов воспитанников. Играя, воспитанники постоянно вступают в коммуникативное взаимодействие, обмениваясь мнением, рассуждая и планируя сюжет игры, распределяя роли. Сюжетно-ролевые игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют активизировать взаимодействие воспитанников, закрепить правила работы в группе. Обучающиеся приобретают умения понимать связные высказывания собеседника, правильно, точно, уместно выражать мысли, участвовать в коллективном обсуждении задачи, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и тем самым обеспечивают общую социальную компетентность.

Оптимальным средством развития коммуникативной функции речи младшего школьника выступает песня. Путем исполнения музыкально-фольклорных композиций ребёнок вступает в специфический вид общения, а с помощью жестов, мимики, произнесенного слова создается яркий образ, достигается взаимопонимание со слушателем.

Третий этап - коммуникация как условие интерио-ризации «Волшебные донские напевы» - направлен на реализацию воспитанниками полученных знаний и умений в области музыкально-песенной культуры донских казаков, посредством вокально-хоровой деятельности и рефлексивного компонента продуктивного опыта, а также:

- новых учебно-коммуникативных задач;

- коммуникативной инициативы в учебном сотрудничестве;

- самостоятельной работы с актуальной информацией и новым материалом;

- констатирующего контроля результатов и способов действия;

- самостоятельного промежуточного и итогового оценивания действий.

Основным результатом данного блока выступает освоенная способность и приобретенная потребность младших школьников в воздействии на слушателя.

В процессе творческой деятельности на основе уже имеющегося опыта развивается ассоциативное мышление воспитанников, через научение выразительному интонированию, развитие специальных данных: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения. Таким образом, реализуется социокультурная функция речи - постижение и освоение мира через художественный опыт, и развитие личности.

Основными формами реализации целей данного блока выступают:

- вокально-хоровое исполнение народных казачьих песен;

- элементы народного танца, иллюстрирующие вокальное исполнение песен: притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг и др.;

- тематические встречи;

- музыкальные, театральные, фольклорные мероприятия;

- мини-концерты.

В процессе постановки и исполнения казачьих песен самобытный, национальный колорит исполнению придают народные инструменты: ложки, бубен, дудочки и др., которыми овладевают учащиеся на занятиях. Инструментальное вступление и проигрыши между куплетами украшают и оживляют музыкальную композицию.

Также ведущую роль в формировании коммуникативной культуры в рамках данного блока играет рефлексивная и аналитическая деятельность учащихся, основанная на способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

Предложенная система речевых игр, обрядов, праздников, обычаев и соответствующих им песенных образцов народного фольклора, применяемых на репетициях и мероприятиях, позволяет повысить уровень и качество речи, научить детей общаться, формировать и корректировать коммуникативные навыки.

Соответственно интеграция образовательных блоков представлена как синтез компонентов основного начального и дополнительного образования, основу которой составляет музыкально-песенная деятельность учащихся. Активизируя учебную и внеучебную деятельность учащихся, музыкально-песенная деятельность объединяет предметы образовательного цикла и дисциплины творческого направления сферы дополнительного образования.

В результате освоения основных блоков программы были достигнуты:

- повышение уровня коммуникативной компетенции; умение организовывать свою речевую деятельность языковыми средствами, адекватными ситуации общения; совершенствование словарного запаса через систематическое общение детей и взрослых;

- развитие личностно-активного отношения к учению, активная мыслительная деятельность;

- умение отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать позицию партнера по общению, чувствовать эмоциональное состояние собеседника, проявлять инициативу в общении;

- реализация сценических творческих способностей личности, умелое применение вербальных и невербальных средств общения, выражающиеся в речи, мимике, позах и т. д.;

- развитие рефлексивного компонента продуктивного опыта, умения синтезировать, сравнивать, классифицировать, анализировать то, что удалось и что не получилось при организации совместной деятельности;

- активное применение приобретенных ранее знаний, умений, навыков в новых ситуациях общения, в организации собственного досуга и т. д.;

- умение сотрудничать и работать в группе, слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обозначенные результаты достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта в коммуникативном взаимодействии, где музыкально-песенная деятельность выступает важнейшим средством общения, познания действительности, ценностей духовной культуры.

Соответственно наряду с познанием фольклора донских казаков, реализацией творческих музыкально-песенных способностей личности развиваются способности к самостоятельному и успешному освоению новых знаний и умений, а также формируется потребность воспитанников в успешном обучении.

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2.

2. Землячество Ростовчан «Донская станица» // История Донского края. URL: http://donzem.ru/2012-10-15-22-17-12/ history.html (дата обращения: 21.09.2014).

Поступила в редакцию_

3. Алмазов Б. А., Новиков В. И. Казаки. Гютерсло, 2013. 96 с.

4. Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. Батайск, 2002.

5. Захаров В. М. Поэтика русского танца: в 4 т. М., 20042009.

6. Листопадов А. М. Песни донских казаков: в 5 т. /под общ. ред. Г. П. Сердюченко. М., 1949-1954.

7. Проценко Б. Н. Заговоры, обереги, поверья, приметы. Духовная культура донских казаков. Ростов н/Д, 2010. 288 с.

8. Коновальчук В. Н. Проблемы моделирования интерактивной воспитательной технологии «Жизнетворчест-во» // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2013. № 6.

References

1. Vygotskij L. S. Myshlenie i rech' [Thought and Speech] // Sobr. soch.: v 6 t. M., 1982. T. 2.

2. Zemljachestvo Rostovchan «Donskaja stanica» [Don Village] Jelektronnyj resurs / «Istorija Donskogo kraja»/ URL: http://donzem.ru/2012-10-15-22-17-12/history.html (data obrash-henija: 21.09.2014).

3. AlmazovB. A., Novikov V. I. Kazaki [Cossacks]. Izd-vo BMM, 2013.

4. Astapenko G. D. Byt, obychai, obrjady i prazdniki donskih kazakov XVII-XX vv. [Life, Customs, Rituals and Festivals of the Don Cossacks XVII-XX Centuries]. Batajsk, 2002.

5. Zaharov V. M. Pojetika russkogo tanca: v 4 t. [Poetics of Russian Dance in 4 vols]. M., 2004-2009.

6. Listopadov A. M. Pesni donskih kazakov [Songs of the Don Cossacks]: v 5 t. /pod obshh. red. G. P. Serdjuchenko. M., 1949-1954.

7. Procenko B. N. Zagovory, oberegi, pover'ja, primety. Duhovnaja kul'tura donskih kazakov [Charms, Amulets, Beliefs, Superstitions. Spiritual Culture of the Don Cossacks]. Rostov n/D, 2010.

8. Konoval'chuk V. N. Problemy modelirovanija inter-aktivnoj vospitatel'noj tehnologii «Zhiznetvorchestvo» [Problems of Modeling Interactive Educational Technology "Cattle Breeding"] // Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Juzhnoe izmerenie. Rostov n/D, 2013. № 6.

_24 сентября 2014 г.

УДК 81

неформальное интервью в лингвопрагматическом аспекте

© 2014 г. Т. С. Шишкина

Шишкина Татьяна Семёновна -кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра английского языка гуманитарных факультетов,

Институт филологии, журналистики

Shishkina Tatiana Semyonovna -Candidate of Philological Science, Senior Lecturer,

English Language Department of Humanitarian Faculties, Institute of Humanities, Journalism and Intercultural Communication,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.