педагогическая деятельность
5. Ильин В.С.Путь к очевидности. М.,1992
6. Ильин B.C. Целостный подход к формированию личности // Теоретико-методологические основы формирования личности школьника и студента: межвуз. сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1990.
7. Певцова E.A. Основы правовой культуры. М., 2001.
8. Словарь философских терминов: науч. изд.: М.: ИНФРА-М, 2004.
9. Улановская К.А. Уровни готовности будущего учителя к проектированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся // Изв. Вол-
гогр. гос. пед. ун-та. 2012. №10(74).
* * *
1. Agranovskaja E.V. Pravovaja kul'tura i obespechenie prav lichnosti. M. : Nauka, 1988.
2. Vladimirova E.V. Kriterii sformirovannosti pravovoj kul'tury starsheklassnikov gimnazii // Psihologija i pedagogika: metodika i problemy. Novosibirsk: Sibprint, 2010. S. 63-67.
3. Glebov A.A. Celostnye pedagogicheskie sistemy: ist.-teor. issledovanie. Volgograd : Izd-vo VGPU «Peremena», 2010.
4. Golovchenko V.V. Teoreticheskie voprosy jeffektivnosti pravovogo vospitanija: dis. ... kand. jurid. nauk. Kiev, 1982.
5. Il'in V.S.Put' k ochevidnosti. M.,1992
6. Il'in V.S. Celostnyj podhod k formirovaniju lichnosti // Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovanija lichnosti shkol'nika i studenta: mezhvuz. sb. nauch. tr. Volgograd : VGPI im. A.S. Serafimovicha, 1990.
7. Pevcova E.A. Osnovy pravovoj kul'tury. M., 2001.
8. Slovar' filosofskih terminov: nauch. izd: M.: INFRA-M, 2004.
9. Ulanovskaja K.A. Urovni gotovnosti budushhego uchitelja k proektirovaniju individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij uchashhihsja // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. №10(74).
Levels of development of senior pupils' law culture
There are marked out the criteria of development of senior pupils' law culture, represented their characteristics. There are described the levels peculiarities of senior pupils' law culture.
Key words: law culture of a personality, criterion of personality's law culture, level of senior pupil's law culture.
(Статья поступила в редакцию 10.04.2015)
н.В. бурова
(Волгоград)
педагогические условия приобщения Школьников к традициям культуры донских казаков
Выделяются преимущественные условия дополнительного образования детей, необходимые для приобщения школьников к традициям казачьей культуры. Статья адресована педагогам-исследователям и педагогам-практикам образовательных учреждений различных уровней.
Ключевые слова: дополнительное образование, педагогические условия, традиции культуры донских казаков.
В последнее время в педагогической практике остро стоит проблема воспитания ребенка «в духе уважения к культуре, национальным традициям» [8]. Общество, ищущее стабильности, уверенности в будущем, ожидает от современной педагогики уже сегодня реальных воспитательных результатов.
Богатейшим воспитательным потенциалом обладают традиции культуры донских казаков [2], которые систематизировали их жизнь, что обусловлено проживанием в пограничных зонах, так или иначе связанных с военными действиями. Традиции казаков складываются в самобытный коллективный «этнокультурный портрет», включающий не только нормы и стереотипы, обычаи и обряды, способы действий, но и взгляды, отношение казаков к миру, их ценностные ориентиры, объединяющие отдельных людей в этнокультурное сообщество и оказывающие влияние на духовное становление личности. Поэтому традиции культуры донских казаков нужно рассматривать, прежде всего, как опыт духовной жизни сообщества, который должен стать фундаментом для дальнейшего развития человека.
В наше время традиции культуры уходят из естественных условий бытования семьи и общественной жизни. Как показали опросы школьников, все чаще современный городской ребенок встречается с традициями культуры лишь в музеях, библиотеках, сети Интернет. В перечисленных условиях ребенок, тем не менее, остается наедине с собой, он оторван от взаимодействия с другими представителями сообщества и не получает опыта жиз-
© Бурова Н.В.., 2015
известия вгпу. педагогические науки
ни в традициях. образовательная среда на сегодняшний день может стать одним из ведущих пространств для того, чтобы сделать традиции культуры смыслом жизни для ребенка. но для перевода традиций казачьей культуры в качестве средства воспитания в область образования необходимы определенные условия. Дополнительное образование обладает широкими возможностями, позволяющими успешно проектировать воспитательное пространство на основе традиций культуры донских казаков.
Для определения условий дополнительного образования, позволяющих приобщить школьника к традициям культуры донских казаков, мы рассмотрели и сопоставили содержание традиций казачьей культуры и конкурентные преимущества дополнительного образования по сравнению с другими видами образования. среди всех условий дополнительного образования мы выделили те, которые позволят сохранить суть традиций.
традиции казачьей культуры представляют собой различные поведенческие и мировоззренческие модели, они пронизывают все сферы казачьей жизни (воинскую, духовную, бытовую). невозможно провести четкую грань как между этими сферами, так и между традициями. так, к примеру, соприкасаясь с песенной традицией как частью духовных традиций, мы отмечаем несомненную доминанту мужских песен воинского характера. По т.с. рудиченко [6], соотношение таких песен и остальных жанров приблизительно 2:1. основу сюжета их составляют описание военных действий, воинского быта, исторических событий, отношение казака к родине, неприятелю, переживания о своей семье. такие песни иногда исполняются с пляской, демонстрирующей воинские навыки казака, поэтому сопровождаются трюками, манипулированием оружием, выкриками, свистом. традиционные исполнители даже в преклонном возрасте при исполнении таких песен демонстрируют свое внутреннее отношение к описываемому в песне событию, как бы заново проживая его, что проявляется в собранности, сосредоточенности, подтянутости. Приведенный пример указывает на синкретичный характер традиций казачьей культуры, их взаимосвязь со всеми сферами жизни казака, отсюда знакомство с песенными традициями неизбежно приводит ребенка к танцевальным, воинским. Учет неразрывности всех видов традиций культуры предполагает такие образовательные условия, при которых возможны взаимопроникновение различных традиций и создание атмосферы неделимости. среди конкурентных преиму-
ществ дополнительного образования в сравнении с другими видами образования, согласно Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г., выделяется его персонализация, вариативность содержания и форм организации образовательного процесса. Это преимущество проявляется в интегрированной программе дополнительного образования через возможность комплектовать образовательную программу, включающую различные направления деятельности, не теряя их взаимосвязи: «... занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам» [4].
объединив в интегрированной программе предметы различной направленности, раскрывающие содержание различных видов традиций культуры донских казаков, мы можем предоставить ребенку и свободный выбор в соответствии с его интересами. Комплектуя программу с учетом интересов ребенка, в условиях дополнительного образования возможно моделирование индивидуального образовательного маршрута. В нашей образовательной практике он складывается из двух составляющих: а) обязательная часть, включающая в себя базовые курсы, дающие общее представление о народных культурных традициях, основные знания, умения и навыки, определяющие перспективы знакомства с традициями; б) факультативная часть, по желанию воспитанников обеспечивающая свободный поиск себя в традициях, дающая дополнительное, углубленное, специфичное, регионально ориентированное знание, открывающее возможность больше практиковаться и творить в поле традиций. индивидуальный образовательный маршрут предполагает предоставление школьнику разнообразия в традициях для дальнейшего самоопределения, учет индивидуальных потребностей ребенка, создание ситуации для успешной реализации собственных интересов, нахождения и утверждения себя как индивидуальности в поле традиций. такое обучение повышает мотивированность каждого школьника, для которого пространство традиций -это теперь не только массив фактов, но и лич-ностно значимые знания. В то же время набор различных курсов, раскрывающих разные традиции, позволяет ребенку увидеть широту и разнообразие традиций и переходить при освоении от одного курса к другому. индивидуальный образовательный маршрут в рамках интегрированной программы мы рассматриваем как одно из условий для приобщения к традициям культуры казаков.
педагогическая деятельность
особенностью традиций культуры казаков, как всех традиций народной культуры, является передача от поколения к поколению опыта жизни. В передаче заложен смысл восстановления и укрепления связей разных поколений, поэтому у казаков воспитанием занимались не только родители. Так, в процессе становления казака участвовала вся община, начиная от старших братьев и сестер и до старейшин станицы. Если взрослый казак уходил в военный поход, функцию отцовского воспитания мальчика отчасти выполняли крестный и старшие в семье (дед, братья). Крестный обучал казака воинским умениям: рукопашному бою, верховой езде, владению холодным оружием, стрельбе. считалось, что отец мог быть излишне строг или слишком мягок, а крестный будет строг, но справедлив. В возрасте, соответствующем дошкольнику, казачонок шел в баню с мужчинами, потом к исповеди, после праздничного обеда расставался с детскими сладостями и переходил жить в комнату братьев. старшие братья при этом могли сменить подушку и одеяло, если считали, что они слишком мягкие и теплые. В случае отъезда старших из дому он сам оставался «за главного», перекладывал значительную часть обязанностей по дому на себя. Воспитываясь в естественных условиях семьи и общества, к десяти годам казачонок действительно чувствовал себя опорой дома и семьи. Подобный порядок наблюдался и в женской казачьей культуре. так, пестование девочки матерью при ее отсутствии или занятости продолжает старшая сестра. таким образом осуществлялся не только прием опыта от старшего, но и передача этого опыта другому, т.е. запускался сам механизм передачи, а не приема.
В этнографических источниках часто описываются обычаи и обряды, демонстрирующие образец процесса разновозрастного соучастия, как важного механизма передачи традиций. например, святочный обряд предполагает одновременное участие разновозрастных групп, где у каждой возрастной группы своя роль и своя часть обрядовых действий. таким образом, не только передается накопленный опыт, но и устанавливается родовая и межпоколенная связь, объединяющая сообщество, взращивающая молодых по единому этнокультурному типу. Учет межпоколенной связи предполагает наличие таких образовательных условий, при которых возможно объединение детей разных возрастов в единую группу.
В учреждениях дополнительного образования деятельность детей осуществляется не только в одновозрастных, но и в разновоз-
растных группах. При таком обучении мы можем учитывать не только «биологический возраст», но и «возраст развития» школьника. наличие разновозрастной группы позволяет нам смоделировать в ней передачу опыта между поколениями, благодаря которой будут идти становление и развитие человека. именно внутренняя противоречивость «слоеного пирога» разных возрастов создает предпосылки для расширения смыслового поля взаимодействия, побуждает к рефлексии и через нее - к развитию. Ситуации сравнения и анализа своего опыта с опытом старших школьников стимулируют рефлексию и осознанную идентификацию, нацеливают на поиск смыслов в традициях. Для новичка деятельность в разновозрастной группе способствует созданию ситуации успеха, переживанию радости встречи с традициями и закрепляет положительное отношение к ним.
Личностные смыслы, приобретаемые в данных условиях, будут разными в зависимости от возрастных особенностей у детей. Младший школьный возраст 7-11 лет - это качественно своеобразный этап развития ребенка. По А.В. Серому, в этом возрасте ребенок уже осмысливает действительность через смысловые вопросы «зачем», «для чего». В этом возрасте происходит развитие эмоциональной сферы, связанной с усвоением моральных норм. нормы и ценности в результате групповой деятельности приобретают для ребенка личностный смысл. развиваются высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные), что способствует формированию первичных ценностных ориентаций.
В подростковом возрасте (11-15 лет) общение с друзьями приобретает для школьника личностный смысл. Это этап усиленного развития личности на основе продолжающегося процесса социализации, осознанной идентификации, формирующиеся ценностные ориентации отражаются в выборе «образцов для подражания» [7]. Для подростков характерна большая активность во внеучебной деятельности, они охотно выполняют поручения, увлекаются занятиями в кружках, стремятся приобрести глубокие знания, самостоятельно мыслить, рассуждать, активно ищут объект для подражания, стремятся приобрести качества, умения и привилегии взрослых, что создает благоприятную возможность для использования механизма передачи приобретенного опыта через наставничество. Центральным новообразованием, по И.С. Кону и Д.Б. Эль-конину, является возникновение у подростка «чувства взрослости» [3]. Смыслы в этот период начинают функционировать на уровне лич-
ностных ценностей, т.е. «осознанных и принятых человеком общих смыслов жизни» [5].
В старшем школьном возрасте (15-18 лет) начинается важный этап формирования личности - юношеское самоопределение. Движение новообразований идет от открытия «я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. отличительной особенностью этого возрастного этапа является усиление саморефлексии и ярко выражаются тенденции к самоутверждению личности - для юноши важно быть признанным среди взрослых и товарищей. Приобретенные навыки и умения трансформируются в осмысленные юношей личностные свойства, опосредующие деятельность и жизненные цели на уровне ценностно-смысловых ориентаций. Согласно А.В. Серому [7], юношеский возраст является решающим для формирования системы личностных смыслов, т.к. смыслы формируются в определенную систему, характеризующуюся динамичностью, иерархичностью и устойчивостью. Старший школьник рассуждает логически, стремится установить истину и разобраться в разных точках зрения, исследовать, творить, экспериментировать, предъявляет высокие мо-
ральные требования к другим и себе, что создает благоприятную возможность для того, чтобы показывать пример для младших, вести их за собой. таким образом, введение в образовательный процесс в разновозрастной группе практики наставничества дает возможность ребенку «примерить» на себя роли взрослого и будет способствовать продвижению смысловых образований у школьников всех возрастных периодов.
Наши наблюдения и собственная педагогическая практика показали, что наиболее часто в условиях дополнительного образования детей встречаются группы, объединяющие два возрастных периода (младший и средний, средний и старший школьный возраст). Разница в возрасте школьников в типичной разновозрастной группе колеблется от одного года до пяти лет, т.е. в одной группе могут находиться дети от 9 до 14 лет. Такое комплектование эффективно, т.к. стирает четкие числовые границы между возрастами, создает буферную зону для еще не сформированной системы личностных смыслов школьника и не конфликтует с изменившимися личностными смыслами более старших возрастов. При этом одновременная встреча разных возрастов с традициями также
Роль разновозрастной группы в процессе приобщения к традициям культуры и особенности организации педагогического процесса
Особенности разновозрастной группы Положительное воздействие Затруднения в организации педагогического процесса
Группа, объединяющая детей младшего школьного и подросткового возраста 1. Возможность проверить в деятельности социальные роли «наставника», «новичка». 2. Условие формирования самоутверждения, самостоятельности для подростка, усвоение норм и ощущение поддержки для младшего школьника, разнообразное общение. 3. Условие формирования чувства уважения к старшим и чувства терпимости к младшим, опыт сотрудничества. 4. Возможность расширения информативно-ценностного, эмоционально-чувственного поля. 5. Взаимное побуждение к рефлексии и самообразованию на основе анализа знаний и умений представителей разных возрастов. 6. Актуализация изученного материала, обретение смысла в его сохранении 1. Индивидуальная постановка задач обучения, воспитания и развития для разных возрастов. 2. Предварительное планирование работы по распределению долей участия школьников в образовательном процессе. 3. Подбор методов для совместной работы в разновозрастной группе (ситуация концерта, практика наставничества, работа в подгруппах). 4. Преодоление несовпадения ценностей, смыслов и мотивов обучения за счет выстраивания содержания занятий (методом «забегания вперед»). 5. Организация коррекционных индивидуальных занятий и занятий в микрогруппах, предварительная работа с наставниками. 6. Актуализация совместной деятельности
Группа, объединяющая детей подросткового и старшего школьного возраста 1. Возможность сопоставления точек зрения представителей разных возрастов, стимулирование к саморефлексии и самоидентификации. 2. Невозможность проявления подростковой жестокости. 3. Возможность для расширения информационного и деятельностного поля взаимодействия. 4. Возможность критического переосмысления собственной жизненной позиции. 5. Условие формирования сознательности у младшего и ответственности за свое поведение у старшего. 6. Побуждение к углублению и расширению знаний и умений на основе примера старших. 7. Возможность получить опыт быть взрослым для подростка и признания в обществе для юноши
педагогическая деятельность
создает благоприятные возможности для визуализации предстоящего личностного результата у школьника. Учитывая эту возможность, мы комплектовали группы таким образом, чтобы в них было по 20-30% представителей одной возрастной категории. такое процентное соотношение давало возможность примерить на себя роль «носителя» традиций, «наставника», человека, передающего традиции, моделировало переход ребенка в следующую возрастную группу, стимулировало рост «новичков», коммуникативную активность между поколениями и не «тормозило» при этом развитие основного состава участников группы.
основой для объединения детей разных возрастов, находящихся на разных ступенях обучения, служило проектирование воспитательного процесса вокруг содержания общих стержневых содержательных тем, пронизывающих все учебные курсы. При изучении специфики разновозрастного взаимодействия в процессе приобщения к традициям культуры донских казаков мы выявили положительную роль данной особенности и затруднения в организации педагогического процесса.
Учет широты распространения традиций в человеческой жизни предполагает наличие таких педагогических условий, при которых приобщение к традициям будет выходить за рамки формальных форм образовательного процесса. В дополнительном образовании мы имеем возможность широко использовать ин-формальные и неформальные формы организации учебного процесса, моделируя выход традиций «в жизнь», за рамки занятия. особенность таких форм мы раскрывали ранее [1], отметим, что взаимопроникновение разных форм происходит в разных формах общения: общение в семье, социальных сетях, на фестивалях, конкурсах.
Успешность приобщения к традициям культуры донских казаков в образовании зависит от того, насколько удается создать для этих традиций естественную среду бытования, моделирующую межпоколенную передачу опыта, пронизывающую разные виды деятельности человека, выходящую за границы образовательной среды в жизнь. Поэтому в дополнительном образовании мы выделяем совокупность следующих условий: разновозрастной характер объединения, проектирование интегрированных образовательных программ, использование информальных и неформальных форм организации учебного процесса.
список литературы
1. Бурова Н.В. Инновационные возможности дополнительного образования для приобщения школьников к традициям культуры донских казаков // Современные концепции научных исследований. Евразийский союз ученых : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2014. Вып. 4. С. 136-138.
2. Бурова Н.В. Педагогический потенциал традиций культуры донских казаков в образовательной сфере // Мир науки, культуры, образования: науч. журн. Барнаул: Изд-во «Концепт», 2013. №4 (41). С. 82-84.
3. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.
4. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: сб. норматив. и метод. материалов для доп. образования детей / под ред. А.К. Бруднова. М.: ВЛАДОС, 2000.
5. Разбегаева Л.П., Крутова И.В. Ценностно ориентированное гуманитарное образование (в аспекте толерантности старшеклассника): монография. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. (Сер. «Актуальные вопросы модернизации образования». Вып. 9).
6. Рудиченко, Т.С. Донская казачья песня в историческом развитии. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. гос. консерватории им. С.В. Рахманинова, 2004.
7. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / науч. ред. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : проект // Российское образование: федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/files/discussion/appeal.html
(дата обращения: 02.04.2015).
* * *
1. Burova N.V. Innovacionnye vozmozhnosti dopolnitel'nogo obrazovanija dlja priobshhenija shkol'nikov k tradicijam kul'tury donskih kazakov // Sovremennye koncepcii nauchnyh issledovanij. Evrazijskij sojuz uchenyh : materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2014. Vyp. 4. S. 136-138.
2. Burova N.V. Pedagogicheskij potencial tradicij kul'tury donskih kazakov v obrazovatel'noj sfere // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija: nauch. zhurn. Barnaul: Izd-vo «Koncept», 2013. №4 (41) S. 82-84.
3. Kon I.S. Psihologija starsheklassnika: posobie dlja uchitelej. M.: Prosveshhenie, 1980.
4. Ot vneshkol'noj raboty - k dopolnitel'nomu obrazovaniju detej: sb. normativ. i metod. materialov dlja dop. obrazovanija detej / pod red. A.K. Brudnova. M.: VLADOS, 2000.
5. Razbegaeva L.P., Krutova I.V. Cennostno orientirovannoe gumanitarnoe obrazovanie (v aspekte tolerantnosti starsheklassnika): monografija. Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2006. (Ser. «Aktual'nye voprosy modernizacii obrazovanija». Vyp. 9).
6. Rudichenko, T.S. Donskaja kazach'ja pesnja v istoricheskom razvitii. Rostov n/D.: Izd-vo Rost. Gos. konservatorii im. S.V. Rahmaninova, 2004.
7. Seryj A.V. Sistema lichnostnyh smyslov: struktura, funkcii, dinamika / nauch. red. M. S. Janickij. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004.
8. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda : proekt // Rossijskoe obrazovanie: federal'nyj portal. URL: http://www.edu. ru/files/discussion/appeal.html (data obrashhenija: 02.04.2015).
Pedagogic conditions of introduction of pupils to the traditions of Don Cossacks culture
There are marked out the primary conditions of children's additional education which are necessary for introduction ofpupils to the traditions of Cossacks culture. The article is targeted at researching teachers and the teachers who practice at educational institutions of different levels.
Key words: additional education, pedagogic conditions, traditions of Don Cossacks culture.
(Статья поступила в редакцию 6.04.2015)
К.В. ВоронцоВА (Краков)
л.Ю. Кравченко
(Волгоград)
возможности социальных сетей и интернет-ресурсов при изучении русской классической литературы
Рассматривается использование таких информационных технологий, как социальные сети и бесплатные интернет-ресурсы, при изучении произведений русской классической литературы, показаны возможности их применения на уроках литературы на конкретных примерах.
Ключевые слова: информационные технологии, социальные сети, интернет-ресурсы, русская классическая литература.
Современные информационные технологии активно используются школьными учителями на уроках самых разных типов для реализации одного из основополагающих мето-
дологических принципов - наглядности. Уроки литературы на всех этапах образовательного процесса нуждаются в особенно интенсивном использовании этих технологий. Презентации MS Power Point, являющиеся вспомогательным материалом на уроках-биографиях или виртуальных экскурсиях, музыкальные программы-проигрыватели для воспроизведения музыкальных отрывков, создающих способствующую правильному осмыслению текста атмосферу на уроке, видеопроигрыватели для показа видеоматериалов, отрывков экранизаций тех или иных произведений литературы, - все это уже освоено учителями и достаточно эффективно используется на уроках различных типов.
Однако не можем не заметить, что в условиях реформирования и модернизации российского образования подобное использование потенциала информационных технологий очень мало способствует развитию ключевых компетенций. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [1, c.11]. На наш взгляд, современный учитель литературы обязан изменить существующий подход к информационным технологиям, чтобы более эффективно формировать «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных» [Там же, c.15]. Самостоятельный поиск информации для создания обучающимся презентации на ту или иную тему, конечно, отвечает данной формулировке, однако в конечном итоге способ подачи материала мало чем отличается от классического реферативного подхода. Навыки анализа при таком задании не развиваются, это только один из современных примеров репродуктивной деятельности на уроке, да и творческий компонент остается под сомнением.
Кроме всего прочего, необходимо помнить о том, что лицензионное программное обеспечение стоит достаточно дорого, а бесплатное часто не обладает полным набором функций.
© Воронцова К.В., Кравченко Л.Ю., 2015