Научная статья на тему 'Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ'

Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2020
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Мааль Алена Михайловна

В статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Проанализирована литература по проблеме развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Описаны понятия коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Мааль Алена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

кинематография как никакой другой вид культуры может оказывать влияние на мышление людей посредством синтеза искусств: слова, речи, литературы, музыки, актёрского мастерства. А также влиять на эстетический вкус молодого поколения, воспитывать человека, призвать к труду, любви к Родине, уважения к старшим, возрождению нашей истории и традиций.

Важнейшая причина столь быстрого развития театрального искусства заключается в его глубокой демократичности. Именно театр обращается к наследию писателей Чулпана, Фитрата, А.Кадыри, анализирует события и факты отечественной истории в контексте новой социальной реальности. Вместе с тем, в сценическом искусстве ведутся поиски, восходящие к народным истокам и традициям узбекской художественной культуры: искусство аскиячи, маскарабозов, в передаче сценической зрелищной площадке кукловодов. Ярко и образно данные поиски обнаружились в спекаклях, проходящих в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана. Он создан в 1972 году и является единственным театром данного жанра в Среднеазиатском регионе [1, с. 29], с творчеством которого знакомы зрители большинства стран СНГ. Заметно то, что за последнее время возрос больший интерес к театру музыкальной комедии, увеличился контингент зрителей. Такой возрастающий интерес публики вызван и тем, что репертуар театра обогащён не только авторами мировой классики, но и произведениями современных узбекских композиторов и драматургов, лучшими пьесами стран СНГ, а также пополнен интересным детским репертуаром. В частности, содержательные музыкальные сказки на русском и узбекском языках являются прямым подтверждением этого. Текущий репертуар на 2017 год насчитывает 59 спектаклей. Ярким событием 10 марта 2017 года в этом театре явилась премьера спектакля-концерта «Очарован тобой» по произведению Т. Тулы, М. Мелкумова. Автор инсценировки режиссёр-постановщик Г. Нажидова. Она обратилась к одноименному фильму, сюжет которого сохранён в спектакле. Режиссёр-постановщик провела плодотворную работу в концерт-спектакле, продолжив традиции сценического искусства и мастерства таких творческих деятелей, как А.Бакиров и Н.Рахимов. Г.Нажидова также искала новые пути, методы передачи музыкального материала, осуществление ярких персонажей современной действительности XXI века и передала расцвет музыкальной культуры прошлого века новыми средствами выразительности. В воплощении некоторых сторон реальной действительности это отражение художественных картин Бухары, Андижана, Ферганы, Хорезма, Каракалпакстана, Сурхандарьи. В концерт-спектакле Г. Нажидовой «Очарован тобой» использованы танцы разных регионов республики. В конце спектакля ярко и колоритно представлены хорезмские танцы: «Варсак» (танец мужчин), лазги, таджикский лирический танец девушек «Румолим», сурхандарьинские танцы в использовании этно-джаз (синтеза эстрады с фольклором), который звучит колоритно и ритмично.

Красочные картины жизни, игра светотени в спектаклях, колоритные национальные костюмы танцовщиц показывают пьесы Г. Нажидовой ещё более жизнерадостными, яркими, интересными и своевременными.

Список литературы

1. Современное искусство Узбекистана // Санъат. Ташкент, 2009. № 2.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ Зотова И.В.1, Мааль А.М.2

'Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Мааль Алена Михайловна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно—педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Проанализирована литература по проблеме развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Описаны понятия коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: коммуникативные умения, педагогические условия, дошкольный возраст.

УДК 372.139

В нынешнем обществе человек, владея социально-общественным началом, чувствует необходимость в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является больше всего актуальным, так как коммуникативные умения - это одно из значительных критерий развития ребенка, его индивидуализации и социализации, создания личности. Сформированные коммуникативные умения - один из основных показателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с трудностями, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности [1].

Формирование коммуникативных умений является одной из главных проблем современного общества. Актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне подтверждается социальным заказом общества. Современному обществу востребованы коммуникабельные, приспосабливающиеся к жизненным условиям, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия члены общества.

Многие отечественные педагоги и психологи занимаются исследованиями в области коммуникаций и коммуникативных умений (М.И. Еникеев, М.И. Лисина, В.А. Тищенко).

Доктор психологических наук М.И. Еникеев отмечает коммуникацию как акт общения между людьми при помощи знаковых систем, тем самым придерживаясь отождествления рассматриваемых нами понятий [5]. В свою очередь под общением он понимает социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности [2, с. 279].

В.А. Тищенко понимает коммуникацию, как «умение безошибочно, верно, доступно передать свою мысль и правильно принимать информацию от собеседника».

Наиболее подходящим является определение «коммуникации» российского исследователя М.И. Лисиной, которое предполагает собой взаимодействие людей, сориентированное на согласование и объединение их стараний с целью налаживания взаимоотношений и достижения единого результата [6, с. 31].

Проанализировав литературу по проблеме развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста можно сделать вывод, что развитие коммуникативных умений приобретает большую значимость в старшем дошкольном возрасте, так как у детей быстрыми темпами развивается речь, общение со взрослыми и сверстниками становится значимой частью жизни ребенка, деятельность становится совместной.

Проблема развития коммуникативных умений как феномена культуры взаимодействия ребёнка-дошкольника с окружающими людьми разносторонне представлена в современных психолого-педагогических исследованиях (Т.И. Алиевой, А.Г. Арушановой, В.Т. Кудрявцева, А.Г. Рузской, О.С. Ушаковой, Д.И. Фельдштейна и др.). В многочисленных психологических исследованиях коммуникативные умения определяются как группа умений, характеризующих личностные качества, необходимые для организации и реализации процесса общения, взаимодействия, социализации.

Значительный вклад в исследовании теории коммуникативных умений как фактора психологической готовности ребенка к школе внесла М.Г. Маркина. Она разработала показатели коммуникативной готовности к школьному обучению и признаки их проявления, как выделенные коммуникативные умения:

1. умение к конструктивному ведению диалога:

• умение выслушать партнера и правильно понять значение его высказывания;

• умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;

• умение воплощать собственное мнение в форму логически стройной обобщающей мысли, доступной для восприятия окружающих.

2. Адекватность ориентирования в коммуникативном пространстве:

• умение проектировать образ «Я» на основании собственных и чужих представлений о себе;

• умение создать "образ партнера" по коммуникации;

• умение правильно принимать суть конкретного взаимодействия.

3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:

• умение отыскать тему и планировать ход грядущего общения;

• умение проектировать средства общения и реализовать их на практике;

• умение не допустить возможных конфликтов в общении.

Таково основное видение отечественных педагогов и психологов. Они понимают коммуникативные умения как индивидуальные качества или структурные компоненты личности ребенка, тесно связанные с языковой деятельностью [7].

В ФГОС ДО представлена одна из важнейших образовательных областей - область социально-коммуникативного развития. Главной целью этой образовательной области является развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Безусловно, процесс развития коммуникативных умений дошкольников выстраивается с учетом индивидуально-психологических особенностей и возможностей детей. Ведущими методами и формами развития коммуникативных умений детей традиционно выступают игры, беседы, наблюдения, детское экспериментирование, труд в природе, чтение художественной и научно-популярной литературы и др. [3].

Система методов, форм и средств развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста предполагает решение таких важнейших задач:

• активизацию социальной перцепции в процессе взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;

• эмоционально-позитивное сближение детей друг с другом в процессе совместной деятельности в природе;

• формирование целостного представления о ценности жизни своей и всего живого вокруг. Знание правил поведения облегчают дошкольнику процесс вступления в мир людей - детские

взаимоотношения начинают регулироваться нравственными нормами и правилами [8].

Именно общение вызывает у детей гуманные чувства: эмпатию, желание защищать тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, тем самым, способствуя вырабатыванию у ребенка уверенности в себе [4].

Разнообразие объектов мира позволяет организовать интересную, творческую и полезную деятельность детей. Экологические праздники и развлечения становятся источником новых впечатлений, стимулом творческого взаимодействия со сверстниками, родителями и педагогами.

Экологические досуги с элементами фольклора расширяют представление детей о природных явлениях и объектах, связях и закономерностях в природе. Дети получают элементарные представления об истории и традициях своего родного края, народа, его песенной и художественно-прикладной культуре, о том, что общими усилиями можно создавать доброе настроение и преподносить радость друг другу.

Таким образом, под коммуникативными умениями будем понимать - непростые и осознанные коммуникативные действия, базированные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению.

Коммуникативные умения детей старшего дошкольного возраста включают багаж знаний, элементарные умения, навыки, необходимые в процессе общения для выбора и воплощения в жизнь соответственных коммуникативной ситуации действий.

Список литературы

1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека / И.Ю. Абелева. М.: Логос, 2004. 301 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 416 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2003. 512 с.

4. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. М.: Книголюб, 2006. 64 с.

5. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. М.: Проспект, 2010. 560 с.

6. Кирабаев Н.С. Компетентностный подход в образовании / Н.С. Кирабаев, В.Б. Петров // Болонский процесс: проблемы и перспективы. Сборник статей. М.: Оргсервис, 2006. С. 22-43.

7. Кравцова Е.Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование, 2005. № 4. С. 6.

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. М.: Академия, 2000. 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.