Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной готовности к профессиональной коммуникативной деятельности будущих педагогов (на материале занятий по фольклору)'

Формирование эмоциональной готовности к профессиональной коммуникативной деятельности будущих педагогов (на материале занятий по фольклору) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ЗАНЯТИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ / РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' DEVELOPMENT / COMMUNICATION / FOLKLORE STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игольницына Мария Сергеевна

Исследуется потенциал занятий по фольклору в подготовке будущих педагогов к профессиональной коммуникативной деятельности. Рассматривается использование фольклорных произведений как средство для развития эмоционально-чувственной сферы студентов, раскрытия их природных способностей в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of folklore studies in preparation of future pedagogues to professional communicative activity is investigated. Usage of folklore pieces as means of development of emotional-sensible sphere of students, their natural abilities discovery in communication are examined.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной готовности к профессиональной коммуникативной деятельности будущих педагогов (на материале занятий по фольклору)»

УДК 372.8

Игольницына Мария Сергеевна

Вологодский государственный педагогический университет

IgolnitsinaM.yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (на материале занятий по фольклору)

Исследуется потенциал занятий по фольклору в подготовке будущих педагогов к профессиональной коммуникативной деятельности. Рассматривается использование фольклорных произведений как средство для развития эмоционально-чувственной сферы студентов, раскрытия их природных способностей в общении. Ключевые слова: общение, занятия по фольклору, развитие студентов.

Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Основной опыт построения таких отношений происходит посредством межличностного общения. Через общение «лицом к лицу» человек формирует свое мировоззрение, принимает определенные поведенческие и нравственные нормы, т.к. вместе с информацией о мире он получает еще и внутреннее ее подкрепление в виде чувств и отношений, составляющих основу для его мироощущения.

Научно-технический прогресс в сфере информации и телекоммуникации привел к тому, что люди стали меньше уделять времени межличностному общению. Поэтому формирование коммуникативных умений ребенка требует все большего внимания со стороны старшего поколения. Наиболее актуальным этот вопрос становится при подготовке будущих педагогов, так как вся их деятельность построена на процессе взаимодействия с детьми, и умение общаться практически становится их необходимым личностно-профессиональным качеством.

Овладение профессиональными коммуникативными умениями (умение правильно и понятно говорить, активно слушать, организовать беседу, игру и так далее) и их успешное применение на практике во многом определяется индивидуальными особенностями личности будущего педагога (заинтересованность в общении, уверенность в себе, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, понятия эмпатии, рефлексии и саморефлексии).

Часто у начинающих педагогов наибольшие затруднения вызывают такие элементы педагогической деятельности, как управление своими психическими состояниями и руководство общением, хорошее самочувствие во время общения и организации общения, выражение собственно-

го отношения к выдаваемому материалу и создание атмосферы коллективного решения поставленных задач. Как видно, большинство затруднений носят эмоционально-коммуникативный характер. Поэтому вопрос эмоциональной готовности будущих педагогов к осуществлению коммуникативной деятельности является важным в их профессиональной подготовке.

Одним из решений данного вопроса является включение в рамки образовательного процесса студентов практического курса по народной традиционной культуре.

Традиционная народная культура и её звенья -фольклор, обрядово-праздничные формы, художественные промыслы и другие - направлены на объединение людей. Идея соборности на Руси существовала изначально, и на протяжении многих веков шло воспитание единения людей через совместное участие в обрядах, народных и православных праздниках, песне, пляске и т.д. Народ создал культуру, сохраняя ценность языка, поэзии, музыки, напрямую влияющих на эмоционально-чувственную сферу человека, и выразил ее в своем творчестве - фольклоре, вложив в него и ценности общечеловеческие [1].

Фольклор, в нашем понимании, является не только средством приобщения детей и молодежи к народной культуре, но и источником действующей мысли, направленной на активизацию жизненной позиции человека, позволяющей расширить привычное понимание окружающего мира. Чтобы это осознать, формального знакомства с отдельными жанрами фольклора недостаточно, необходимо прикоснуться к нему не столько разумом, сколько чувствами, стать активным соучастником в его изучении.

В нашей практической работе в рамках предмета «народные традиции и праздники» для сту-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Игольницына М.С., 2010

дентов с дополнительной квалификацией «семейный воспитатель» мы пытаемся раскрыть многообразный мир фольклора и параллельно обогатить зрительный, слуховой, двигательный, чувственный опыт, являющийся основой для духовного роста, самовыражения и развития умения общаться у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Цель занятий: через исполнение жанров фольклора, осознание смысла слов, выражений, действ поделиться мироощущением и миропониманием, в которых ценностью являются человек, человеческие отношения, мысль, слово, действие, чувства, эмоции и т.д.

Фольклор примечателен тем, что каждое слово, действие выражает отношение исполнителя к окружающей его действительности: природе («земля-матушка», «ясно солнышко», «живая водица»), людям («красна девица», «добрый молодец»), взаимоотношениям между людьми, традициям и т.д. Проявление отношения - это проявление различных чувств и эмоций, отражающих определенные связи между предметами и явлениями и рождающих их мысленные образы. Образ - это новое познание себя и окружающих. Человек, обладающий образностью мысли, способен наиболее точно и полно донести любую информацию до своего собеседника. А успех рождает уверенность.

Основная задача занятий по фольклору - заинтересовать, создать атмосферу радости, позитива, при которой студенты смогут проявить свои способности в общении, в творчестве, укрепить свою самооценку, почувствовать себя частью сплоченного и дружного коллектива.

Когда человек взаимодействует с другими людьми, то через речь, мимику, пластику движений заявляет о себе как о личности, индивидуальности. Насколько он осознает себя полноценным субъектом процесса общения, хорошо говорит, двигается, зависит успешность его педагогической деятельности. В связи с этим на занятиях особое внимание уделяется следующим характеристикам:

- голос (тональность, ритм, динамика, тембр);

- речь (интонация, дикция, темп);

- мимика, жесты, пантомимика;

- двигательные навыки;

- чувства и эмоции;

- положительная самооценка.

Голос, жесты и движения являются индикаторами свободы общения. Чувства и эмоции опре-

деляют настроение и настрой будущего педагога на организацию коммуникативной деятельности. И голос, и речь, и двигательные навыки - все данные составляющие зависят от внутреннего состояния студента, показывая, насколько он эмоционально спокоен и уверен в себе и своих силах или зажат из-за существующих у него психологических барьеров и комплексов. Если студенту трудно одному в присутствии своей группы студентов протянуть «в голос» «А-у» или в кругу хоровода исполнить какое-либо действие, то это сигнал преподавателю о возможных психологических или эмоциональных затруднениях данного студента.

Занятия по фольклору помогают преодолевать подобные затруднения и привлекают тем, что дают возможность продемонстрировать изучаемый материал в простой, доступной, емкой, иносказательной и креативной форме. Жанры фольклора, особенно детского, обладая яркой образностью, эмоциональностью, простотой рифмы, позволяют импровизировать в сочетании слов, окрашивании одного и того же произведения в разные интонации (радость, удивление, недовольство и т.д.), придумывании движений, соответствующих содержанию и многое другое. Исполнение фольклорных произведений является универсальным средством развития голосового аппарата, гибкости и выразительности речи. Народные попевки, построенные на естественных речевых интонациях, дают возможность достаточно быстро скоординировать голос и слух, что способствует не только повышению качества (чистоты) интонирования, но и созданию «ситуации успеха», необходимой для более успешного дальнейшего развития.

Использование народных игр, их проведение самими студентами (куда входит объяснение правил игры, ее организация, подбор считалок, жеребьевок) являются почвой для развития умения владеть собой, своими эмоциями, своей речью, ситуацией. Кроме того, игровая деятельность помогает студентам снять различные комплексы, «зажатость», неуверенность в себе. Во время игры они легче принимают определенные правила поведения, подкрепляя их исполнение положительными эмоциями. Народные игры, в основе которых лежат истинные жизненные ситуации, кроме того, позволяют пройти определенную школу взаимоотношений.

В ходе нашего исследования мы заметили, что наиболее продуктивными являются занятия, где элементы творчества соединены с коммуникатив-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3 16

ным компонентом, а именно, желанием поделиться продуктом своей деятельности с другими студентами. Например, при знакомстве с традициями русского хлебосольства мы рассматривает выпечку, как ее можно празднично украсить и возможные варианты слов и выражений, с которыми хозяйка встречает гостей, приглашая их к столу. После этого студенты сами на листе бумаги (а лучше из теста) готовят свой пирог, украшают его, придумывают название и слова, с которыми они предложат отведать свой пирог другим участниками.

Такие занятия заключают в себе момент театрализации, проигрывания естественной ситуации «приглашения к общению», где каждый из присутствующих является и главным действующим лицом, и активным соучастником всего происходящего. Условие одно - позитивный настрой и доброжелательность в оценке участников группы. Это дает возможность студентам не воспринимать ошибки как неудачи и стремиться сделать свое выступление как можно интереснее.

Развитию коммуникативных умений будущего педагога способствует организация русских народных календарных праздников, которая, с одной стороны, содействует непосредственному применению своих знаний, умений и результатов творческого труда; а с другой, объединяет всех участников, создает саму атмосферу праздника, зону психологического комфорта. На таких мероприятиях будущий педагог может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с другими людьми, владеющими своим языком звуков, красок, движений, он получает новый жизненный опыт, облегчающий общение с другими людьми. Также интересны фольклорные праздники еще и тем, что их можно «проигрывать» в условиях учебного заведения.

Полученный практический опыт дает будущему педагогу пространство и свободу для самореализации не только в рамках самих занятиях по фольклору, но и в различных сферах деятельности, так как формирует особое отношение к предметам, явлениям, взаимоотношениям между людьми, построенном на уважении.

Иными словами, поэтические, вокальные, хореографические и другие жанры фольклора, являясь по своей сути художественным творчеством

русского народа, выступают как механизм, который воздействует на подсознание личности, способствует получению положительных эмоций; как доступное средство самовыражения, как понятный и доступный язык для восприятия; средство развития чувства прекрасного и гармонизации личности; как средство саморегуляции, повышения самооценки, открытия новых собственных возможностей, сопереживания, а также как средства общения с другими людьми [2]. Не случайно некоторые жанры фольклора, доработанные на современный лад, давно вошли в обиход как арт-терапевтическое средство (сказкотерапия, драма-терапия, танцевальная терапия, кукольная терапия).

В целом, знакомство будущих педагогов с фольклором помогает, во-первых, изучить возможности использования фольклорных произведений в организации деятельности детей и накопить необходимый для этого репертуар (прибаутки, считалки, заклички, игры и т.д.). Во-вторых, активное начало, заложенное в народной культуре, с психологической точки зрения оказывает положительное воздействие на самих студентов при исполнении различных жанров фольклора через овладение своим голосом, жестами, движениями. В-третьих, фольклор, являя собой единство музыкальной, вокальной, поэтической, танцевально-двигательной, изобразительной и драматической составляющих, развивающих эмоционально-чувственную сферу, дает возможность для творчества и общения.

Обобщая идею выше сказанного, нужно отметить, что свобода общения возникает в желании поделиться с другим человеком своими эмоциями, настроением и, конечно, определенной информацией. Насколько человек полон этим, настолько активным будет сама позиция его общения. Приобщение к фольклору помогает создавать необходимые условия для формирования готовности будущего педагога к его профессиональной коммуникативной деятельности.

Библиографический список

1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1983. - 144 с.

2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиса-рова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Академия, 2001.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.