Научная статья на тему 'Опора на традиции народной педагогики в формировании культуры сознательного родительства у современной молодежи'

Опора на традиции народной педагогики в формировании культуры сознательного родительства у современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Саражинская Галина Ивановна

Статья посвящена проблеме восстановления статуса семьи и семейного воспитания в современном обществе, один из путей решения которой видится авторам в обращении к фольклорным играм, к приемам народной педагогики и внедрению их в жизнь современной семьи. Представлен опыт работы семейного клуба «Культура ро-дительства» (центр «Бонум», г. Екатеринбург), где будущие мамы осваивают детские фольклорные музыкальные игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опора на традиции народной педагогики в формировании культуры сознательного родительства у современной молодежи»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Н. Г. Куприна,

Г. И. Саражинская

ОПОРА НА ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ СОЗНАТЕЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСТВА У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена проблеме восстановления статуса семьи и семейного воспитания в современном обществе, один из путей решения которой видится авторам в обращении к фольклорным играм, к приемам народной педагогики и внедрению их в жизнь современной семьи. Представлен опыт работы семейного клуба «Культура родительства» (центр «Бонум», г. Екатеринбург), где будущие мамы осваивают детские фольклорные музыкальные игры.

The article discusses problem of reconstruction of high level status of family and family development in modern society. One of ways to solve this problem is to integration of folk games and methods of traditional pedagogic in life of modern family. The article discribes experience gained by family club «Culture of parents» (centre «Bonum»), where young mothers practise in children folk music games.

Семья, как посредница между индивидом и обществом, хранительница ценностей рода, является уникальным социальным институтом, важнейшая функция которого - взращивание и воспитание детей. В любой семье ребенок проходит стихийную социализацию, результаты которой «определяются уровнем образования родителей, их социальным статусом, материальным благополучием, ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи» [3, с. 256].

Культура сознательного родительства предполагает социальную компетентность родителей, психолого-педагогические знания особенностей развития ребенка на различных возрастных этапах, умение выстраивать взаимоотношения с ним на основе демократичного стиля общения, использовать адекватные его возрасту способы взаимодействия, а также отношение к детям как безусловной жизненной ценности.

Формирование у подрастающего поколения культуры сознательного родительства выдвигается в качестве одной из приоритетных задач развития нашей страны. В программных документах последних десятилетий: «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.), Законе Российской Федерации «Об образовании» (1995 г.), «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2006 г.)

и др. - ключевой позицией выступает обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка, подчеркивается положение о взаимодействии образовательных учреждений с семьей в процессе его воспитания, формулируются гуманистические принципы детско-родительских отношений, которые предполагают усиление культурно образующей и лич-ностно развивающей функций в семейном воспитании.

Решение поставленных задач осложняется снижением статуса семьи и семейного воспитания, негативные тенденции в отношении к которому возникли еще в советский период в связи с переходом воспитательных функций в ведение государства. Преобладание авторитарных методов воспитательного воздействия привело к тому, что веками складывавшиеся в различных слоях российского общества основы семейного воспитания оказались за-быгыми. Реформы 80-90-х гг. усугубили положение, привели к конфликтам между людьми разных жизненных установок. В результате Россия, в которой семья и род традиционно обладали высоким статусом, столкнулась с проблемой отчуждения поколений и недоверия к семейным ценностям.

В этой ситуации актуально осмысление опыта народной педагогики, которая складывалась как система знаний и навыков воспитания подрастающего поколения, воплощаясь в этнокультурных традициях и художественном творчестве народа. Способы природосообразного воспитательного воздействия на ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями передавались в поколениях и сохранялись, поддерживались, прежде всего, семьей, которая являлась средоточием идей, опыта, самобытных форм воспитания.

По нашему глубокому убеждению, особенно востребована мудрость народной педагогики в работе с будущими мамами в группах по подготовке к рождению здорового ребенка. В период беременности женщина еще не столь загружена всевозможными бытовыми проблемами и располагает временем, чтобы освоить художественно-образный игровой материал, который пригодится ей для дальнейшего общения с малышом. Кроме того, период вынашивания ребенка уникален по возможностям формирования основ его физического и психического здоровья.

Современными исследователями подчеркивается фундаментальное значение пренатального воспитания для формирующегося организма. Результаты проведенных в последние десятилетия учеными различных специальностей исследований подтверждают наличие взаимосвязи между определенными событиями, произошедшими во время беременности, и отклонениями в характере или поведении ребенка. В частности, по выводам врачей, излишне эмоциональная реакция беременной на стрессы, которыми насыщена наша жизнь, служит причиной таких послеродовых осложнений у новорожденного, как неврозы, тревожное состояние, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и другие патологии. По данным статистики, в России до 45% детей рождаются в результате нежелательной бере-

менности. Это означает, что на пренатальном этапе каждый второй получает негативную программу: «Мама меня не любит», «Я не нужен родителям», «Мир меня не ждал», «Окружающее пространство для меня враждебно». Следствие этого - низкая самооценка, некоммуникабельность, слабость духа, депрессии, проявления у молодых людей агрессивности и т. д.

Как помочь женщинам в подготовке к важнейшему событию в их жизни - рождению ребенка? Приведем в качестве примера опыт семейного клуба «Культура родительства» при центре «Бонум» в г. Екатеринбурге, где работа с будущими мамами проводится на музыкальных занятиях с опорой на фольклорную игру.

Огромное значение музыки в пренатальный и младенческий периоды обусловлено ее непосредственной связью с эмоционально-чувственной сферой человека. Музыка действует на человеческую природу универсально. Она может оказаться «щитом», прикрывающим женщину, особенно сильно подверженную всевозможным эмоциональным встряскам и срывам во время беременности, и ее будущего ребенка от негативного эмоционального «заражения», может создать необходимую для малыша эмоционально положительную среду. Основная задача музыкальных занятий с беременными - помочь им принять их новое состояние и сознательно прожить его в радости, оберегая себя от негативных воздействий извне.

Музыкальные занятия в клубе строятся на чередовании бесед с практическими заданиями. Беседы призваны раскрыть возможности детского фольклора как уникальной дидактической системы по воспитанию детей, здоровых духом и телом, показать, что в народной педагогике взаимодействие взрослого с маленьким ребенком происходило в художественно-образной форме. Все жанры детского пестушного фольклора: колыбельные, пестушки, потешки - связаны с игровыми движениями и эмоционально выразительным интонированием. Мелодии детских фольклорных песенок чрезвычайно просты и очень близки к речевым интонациям. Они естественно возникают из выразительной речи и чередуются с ней, не требуют тщательного разучивания, точности, чистоты музыкальной интонации и особых усилий для запоминания. Главное в них - эмоциональное общение с малышом, положительно влияющее на его психику. Забавные и незатейливые песенки вовлекали ребенка в двигательное игровое фантазирование. На уровне эмоционального взаимодействия со взрослым, в процессе игры дети получали первые представления о правилах поведения в окружающем мире. Основа этих правил -любовь и доброжелательность ко всему окружающему, забота близких людей друг о друге, чувство защищенности среди них.

Жанры детского фольклора появлялись в жизни малыша в определенной последовательности, решая воспитательные задачи, актуальные для каждого конкретного возрастного этапа. Так, первые песни, с которыми встречаются дети в своей жизни, - колыбельные, родившиеся из необходимости помочь маленькому ребенку при засыпании. Все средства выразительности:

темп, мелодика, ритмическая структура - направлены на то, чтобы выровнять пульс, дыхание, снять эмоциональное возбуждение, успокоить и усыпить. Однако колыбельная - это не только укачивание, убаюкивание, но прежде всего - общение через ласковые интонации и успокаивающие движения. Эмоциональное общение с близкими взрослыми является ведущей, жизненно важной потребностью и деятельностью ребенка младенческого возраста, которые реализовывались в народной традиции посредством колыбельных. Напевы их состоят из мягких, «поглаживающих» интонационных оборотов, из многочисленных опеваний и распевов звуков. Можно сказать, что колыбельные песни - это звучащие образы любви и ласки, обращенные к малышу.

Умение петь колыбельные передавалось «по наследству» - от мамы к дочке. Сегодня эта народная традиция утеряна. Многие молодые матери не только не знают слов и напевов колыбельных песен, но и не понимают, для чего и как их нужно петь. Показателен пример: женщина жаловалась, что ее ребенок начинает плакать, когда она пытается петь ему колыбельные песни. Это совсем не удивительно: дети очень чувствительны к интонациям и легко «прочитывают» через них состояние взрослых. Вероятно, в голосе мамы были озабоченность, недовольство чем-то или даже агрессия.

На музыкальных занятиях в семейном клубе будущие мамы под руководством педагогов разучивают фольклорные и современные колыбельные, а также учатся их правильно петь. Больших секретов здесь нет. Важно понимание воспитательной задачи - создать для младенца с помощью нежных, спокойных интонаций и мягких, плавных движений укачивания, поглаживания эмоциональный комфорт, умиротворение, выразить заботливое и ласковое отношение к нему.

Разучивание и пение колыбельных песен на занятиях дополняется заданиями, представленными в современных методиках по формированию позитивного материнского сознания в опоре на звук и образ [1, 2]. По мнению М. Л. Лазарева и О. М. Айванхова, вибрации голоса любящей мамы воздействуют на организм ребенка в процессе его психофизиологического развития на клеточном уровне. Выразительным интонированием, звучанием голоса мать «творит» свое дитя. Задания этих методик связаны с простыми и такими важными действиями: найти слова и мелодии любви для своего еще не рожденного малыша и спеть ему песню о том, как он любим мамой и как она ждет его появления на свет. Импровизации собственных колыбельных песен -объяснений в любви своим детям - получаются простыми, не рассчитанными на особый художественный эффект, но невероятно трогательными.

Если колыбельная в традиционной культуре предназначалась для общения с младенцем в момент его засыпания, то пестушка была нужна в часы бодрствования. Согласно правилам народной педагогики, ребенку для нормального умственного и физического развития необходимы положительные, радостные эмоции. Пока он не понимает смысла слов, достичь этого можно с помощью эмоционального речевого интонирования - пения или выразитель-

ного проговаривания нараспев. Поэтому пестушки, как и колыбельные, напеваются. Другой эффективный способ доставить радость малышу - тактильный контакт с ним, т. е. всевозможные ласковые похлопывания, потирания. С помощью прикосновений взрослый может легко отвлечь его от негативных эмоций, переключить на состояние радости и веселья. Тексты пестушек, ритмика их напевов, усиленная выразительным интонированием, подсказывают приемы тактильного взаимодействия с ребенком, характер движений: потягивания, поглаживания, разведение рук в стороны, подпрыгивание на ножках с помощью взрослого, снятие мышечных зажимов через игровые массажные движения. Это настоящее «пособие» для родителей по грудничковой гимнастике и массажу.

Приведем в пример пестушку «Капуста», в которой с помощью игровых движений в процессе пения ребенку можно сделать массаж ножек, ручек, шейки, спинки:

Мы капусту рубим, рубим (легкие рубящие движения ребрами ладоней),

Мы морковку трем, трем (трущие движения костяшками пальцев),

Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения пальцами),

Мы капусту жмем, жмем (легкое прожимание мышц пальцами),

Сок капустный пьем, пьем (поглаживающие движения ладонями).

По такому принципу будущие мамы на занятиях придумывают игровые массажные движения на основе фольклорных пестушек, а также современных веселых, ритмичных стихотворений и песенок для детей. Выполняются игры на занятиях в парах: женщины импровизируют массажные движения на спинах друг друга, к обоюдному удовольствию.

Выполняя эти задания, мамы на собственном опыте убеждаются, что тактильное и интонационное взаимодействие не только снимает мышечное напряжение и усталость, но и закладывает программу доброжелательных отношений между партнерами по игре. Педагогу остается лишь вовремя обобщить этот опыт и заострить внимание на том, что успешность развития маленького ребенка напрямую зависит от доверительного контакта со взрослыми. Малыш легко осваивает то, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому доверяет и к которому испытывает симпатию. Массажные игры на основе пестушек - прекрасное средство, помогающее наполнить общение с ребенком лаской, любовью, что необходимо для его нормального физического и психического развития.

Жанры детского фольклора очень точно нацелены на решение задач развития в конкретном возрастном периоде, поэтому беседы о них с будущими мамами неизбежно перерастают в обсуждение возрастных особенностей развития ребенка. В частности, знакомство с жанром потешки, предназначенным для детей от одного до трех лет, приводит к важному разговору о смене ведущей деятельности у растущего малыша. Слово «потешка» означает «игрушка». Это веселая песенка-приговорка, побуждающая к игре. Пройдет совсем немного времени, и ведущей деятельностью для ребенка станет самостоятельная игра среди других детей, которая будет незаменимой школой фи-

зического, умственного, социального развития. Одно из назначений потешки - выработать у малыша игровые навыки, подготовить его к познанию окружающего мира в процессе игровой деятельности.

Для ребенка двух - трех лет сверстник еще не представляет особого интереса. Дети играют рядом, но не вместе, нередко рассматривают друг друга как еще один предмет, а иногда и как помеху. В этот момент основным «партнером» по игре для малыша выступает его собственное тело. Потешки полностью удовлетворяют потребность ребенка играть со своим телом, изучая и осваивая его, поскольку «героями» их текстов и являются части тела («Мы ногами топ-топ-топ, а руками хлоп-хлоп-хлоп, пяточками топ-топ-топ, по коленкам шлеп-шлеп-шлеп...»). Игры на основе потешек, в которых внимание сосредоточено на самом малыше, реализуют и потребность в индивидуальном внимании взрослого. Дети раннего возраста характеризуются несформиро-ванностью механизмов физиологической саморегуляции организма, низким уровнем сенсорной координации. Ребенок еще не может осознать субъективных ощущений физического дискомфорта, объяснение которых, с точки зрения взрослого, может быть достаточно простым: не выспался, хочет пить, ему жарко или холодно, одежда или обувь неудобны и стесняют движения, вызывают раздражение кожи и т. п. Потешка, привлекающая внимание к различным частям тела ребенка, к деталям его одежды, помогает ненавязчиво, в игровой ситуации выяснить причину его капризов или беспокойства.

К потешкам относятся пальчиковые игры, назначение которых - обучение родному языку. Овладение речью - ведущее новообразование раннего возраста, главное умение малыша, существенно влияющее на его последующее развитие. Данные игры являются прекрасными упражнениями для развития речи. В процессе игры ребенок сгибает и разгибает свои пальчики, растирает их, массирует, учится координировать свои движения. Доказанным фактом является существование на ладонях и кончиках пальцев особых рецепторов, связанных с речевыми центрами мозга. Развитие мелкой пальцевой пластики, таким образом, имеет огромное значение для речевого развития. Жесты, сопровождающие речевое интонирование в пальчиковых играх, всегда немного утрированы, укрупнены, а потому понятны детям, легко схватываются и копируются ими. Звукоподражание, обыгрывание сюжета в движениях, показ действий - эти приемы призваны заменить отсутствующие пока в речи детей слова, включить их в веселую стихию игры.

Еще одним полезным свойством этих игр является то, что на их основе могут разворачиваться увлекательные и поучительные игровые сюжеты. Пальчики в игре могут легко превращаться в «сорок», «мышек», «братцев» и т. д. Будущие мамы на занятиях учатся придумывать образные истории и разыгрывать их с пальчиками-персонажами. Образцами для этих историй служат тексты фольклорных потешек, в которых в ярких и доступных пониманию ребенка образах содержатся элементарные сведения о правилах поведения («этот пальчик в лес ходил, этот пальчик суп варил.»).

Детям младенческого возраста присущи непроизвольный характер основных психических процессов, эмоциональная неуравновешенность. Потешка всегда радостна, мажорна. Она реализует потребность малыша в смехе, веселье, ярких эмоциях, столь необходимых для формирования его здоровой психики. Мелодии песенок рождены выразительной речевой интонацией, в которой подчеркиваются, иногда даже утрируются эмоциональные состояния. Эти эмоции всегда положительны. Если даже «коза рогатая» и пугает, то в шутку, провоцируя веселую возню, если нерадивый пальчик наказывают («кашки не дадим!»), то не всерьез, лишь обозначая в игровой ситуации маленький нравственный урок.

Потешка выступает действенным средством гармонизации ребенка с окружающей его действительностью, формирования у него позитивного мировосприятия, значимость которого для личности доказана в многочисленных работах педагогов и психологов. Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, развития чувства доброты и гуманности, согласия с окружающим миром и с самим собой, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни.

С этими идеями будущие мамы знакомятся не только в беседах, но постигают их на практике. Элементарные танцы народов мира, русские хороводы, музыкальные подвижные народные игры с успехом используются на занятиях в качестве танцетерапии - гармонизации эмоционального состояния через звук и движение. Осваивая на занятиях приемы двигательного и интонационного самовыражения, образно-игрового взаимодействия с ребенком, молодые мамы и сами совершенствуются творчески, на практике постигая понятия «творческое материнство» и «сознательное родительство». Обращение к традициям народной педагогики способствует успешной реализации этой задачи.

Литература

1. Айванхов О. М. Воспитание, начинающееся до рождения. - СПб.: Просвета, 1995. - 161 с.

2. Лазарев М. Л. «Сонатал» - школа дородовой педагогики. - М.: Новая школа, 1993. - 67 с.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.