Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений будущего педагога средствами фольклора'

Формирование коммуникативных умений будущего педагога средствами фольклора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ПО ФОЛЬКЛОРУ / ДЕТСКИЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА / НАРОДНАЯ ИГРА / КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ / ПОЗИТИВНАЯ АТМОСФЕРА / ДИАЛОГ / ТВОРЧЕСТВО / CHILDREN''S GENRES OF FOLKLORE / FOLKLORE / COMMUNICATIVE ABILITIES / A FUTURE TEACHER / POSITIVE MOTIVATION / EMOTIONAL READINESS / A PRACTICAL COURSE ON FOLKLORE / A NATIONAL GAME / CALENDAR HOLIDAYS / A POSITIVE ATMOSPHERE / A DIALOGUE / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игольницына Мария Сергеевна

Включение занятий по фольклору в программу обучения будущих педагогов-воспитателей способствует созданию оптимальных условий для формирования их коммуникативных умений. Через овладение своим голосом, жестами, движениями в атмосфере позитива, которую создают художественные жанры фольклора, студенты учатся настраиваться на общение, руководить им и проявлять свои творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Future Teacher’s Communicative Abilities by Folklore Means

To insert lessons on Folklore into the programme of future teachers and tutors training helps to make optimal conditions to form their communicative abilities. By means of mastering the voice, gestures, movements in the positive atmosphere which is created by folklore art genres, students learn to be adjusted to talk, to supervise it and to show their creative abilities.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений будущего педагога средствами фольклора»

УДК 37.091.3

М. С. Игольницына

Формирование коммуникативных умений будущего педагога средствами фольклора

Включение занятий по фольклору в программу обучения будущих педагогов-воспитателей способствует созданию оптимальных условий для формирования их коммуникативных умений. Через овладение своим голосом, жестами, движениями в атмосфере позитива, которую создают художественные жанры фольклора, студенты учатся настраиваться на общение, руководить им и проявлять свои творческие способности.

Ключевые слова: фольклор, коммуникативные умения, будущий педагог, положительная мотивация, эмоциональная готовность, практический курс по фольклору, детские жанры фольклора, народная игра, календарные праздники, позитивная атмосфера, диалог, творчество.

M. S. Igolnitsyna

Formation of the Future Teacher's Communicative Abilities by Folklore Means

To insert lessons on Folklore into the programme of future teachers and tutors training helps to make optimal conditions to form their communicative abilities. By means of mastering the voice, gestures, movements in the positive atmosphere which is created by folklore art genres, students learn to be adjusted to talk, to supervise it and to show their creative abilities.

Key words: folklore, communicative abilities, a future teacher, positive motivation, emotional readiness, a practical course on Folklore, children's genres of folklore, a national game, calendar holidays, a positive atmosphere, a dialogue, creativity.

Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей является основой для духовного развития личности, а богатство связей и общения выражает общественную составляющую жизни человека. Основной опыт построения таких связей происходит посредством межличностного общения, так как вместе с информацией о мире ребенок получает еще и внутреннее ее подкрепление в виде чувств и отношений, составляющих основу для его мироощущения.

Развитие науки в сфере информационных технологий привело к снижению уровня межличностного общения. Поэтому формирование коммуникативных умений у ребенка требует все большего внимания со стороны старшего поколения. Наиболее актуальным этот вопрос становится при подготовке будущих педагогов, так как вся их деятельность построена на процессе взаимодействия с детьми, и умение общаться практически становится их необходимым лично-стно-профессиональным качеством.

Проблема формирования коммуникативных умений у будущих педагогов-воспитателей детских садов обусловлена тем, что большая часть поступающих в педагогическое учебное заведение девушек и юношей имеет низкий уровень

сформированности общих коммуникативных умений. Умение правильно и понятно говорить, внимательно слушать, воспринимать информацию от собеседника становится ценным качеством абитуриента. В то же время в процессе обучения им необходимо овладеть и профессиональными коммуникативными умениями (эмпа-тийное слушание, умение подобрать и объяснить материал, организовать беседу, игру и т. д.). Успешное применение умений на практике во многом будет определяеться индивидуальными особенностями личности будущего педагога (заинтересованность в общении, уверенность в себе, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, рефлексия и саморефлексия). В соответствии с этим для формирования коммуникативных умений будущих педагогов необходимо давать не только знания об организации процесса коммуникации, но и развивать личностные качества. В связи с этим необходимы такие средства воздействия, которые затрагивали ум и сердце, сознание и чувства студента. Для нас таким средством является фольклор.

Фольклор (как составная часть народной педагогики) - это целая художественно-философская система, концентрирующая в себе огромное художественное наследие, опыт восприятия и

© Игольницына М. С., 2011

осознания жизненных явлений, который веками формировался и передавался из поколения в поколение [2]. Чтобы это осознать, формального знакомства с отдельными жанрами фольклора недостаточно, необходимо прикоснуться к нему не столько разумом, сколько чувствами, стать активным соучастником в его изучении.

В ходе нашего исследования осуществляется практическая работа в рамках факультативного курса по народной культуре для студентов III курса педагогического колледжа с дополнительной квалификацией «семейный воспитатель». Такой курс включает в себя теоретический и практический разделы, которые определены как предмет «Народные традиции и праздники» и кружок по фольклорному ансамблю (каждому отводится 35 часов по 1 часу в неделю в течение года). В содержание теоретических занятий включены темы, раскрывающие истоки традиционной народной культуры и народной педагогики, особенности проведения русских народных календарно-обрядовых праздников по временам года и их значение в жизни людей; а также даются сведения о народном мироощущении и миропонимании и их отражение в народном творчестве (значение слова и действия, понятие времени и пространства, традиции хлебосольства, основы народного костюма, история прялок, деревенские игрища и т. д.).

Фольклорный ансамбль решает задачу практического освоения системы жанров, разучивания игр, постановки сказок и т. д. Здесь мы пытаемся раскрыть многообразный мир фольклора и параллельно обогатить зрительный, слуховой, двигательный, чувственный опыт, являющийся основой для духовного роста, самовыражения и развития умения общаться у будущих воспитателей ДОУ.

Попробуем провести параллели между процессом формирования коммуникативных умений и возможностями использования фольклора.

За основу мы возьмем основные коммуникативные умения, предъявляемые к субъекту общения. Это:

- умение активно слушать (уважение, внимание, претворение);

- умение сопереживать (принятие, сочувствие, содействие);

- гностические умения (осознание, систематизация и перенос информации);

- умение речевого общения, то есть умение грамотно, понятно, красиво говорить;

- умение «подавать себя» в общении [1] (управление своим поведением, уверенность в себе, тактичность, доброжелательность);

- умение давать оценку себе, другим, событиям;

- владение невербальными средствами общения;

- умение работать в группе.

В связи с тем, что фольклор представляет собой единство музыкальной, вокальной, поэтической, танцевально-двигательной, изобразительной и драматической составляющих, развивающих эмоционально-чувственную сферу человека, одним из основных критериев сформированно-сти коммуникативных умений студентов будет являться их эмоциональная готовность к осуществлению коммуникативной деятельности.

Содержание работы со студентами на занятиях по фольклору условно можно разделить на 2 направления: работа с учетом индивидуальных особенностей каждого студента и коллективная работа с группой студентов.

Когда человек взаимодействует с другими людьми, то с помощью речи, мимики, пластики движений заявляет о себе как о личности, индивидуальности. Насколько он осознает себя полноценным субъектом процесса общения, хорошо говорит, двигается - зависит успешность его педагогической деятельности. Поэтому на занятиях особое внимание уделяется характеристике следующих особенностей:

- голос (тональность, ритм, динамика, тембр);

- речь (интонация, дикция, темп);

- мимика, жесты, пантомимика;

- двигательные навыки;

- чувства и эмоции;

- положительная самооценка.

Часто студенты даже не подозревают о возможностях своего голоса, привыкая к какой-то одной его особенности. Внимание к голосу - это первое обращение внимания на себя. Жанры фольклора, особенно детского, позволяют экспериментировать с высотой, тембром, ритмом, динамикой голоса. Наиболее быстро и естественно это происходит при овладении жанрами детского фольклора. Честушки, потешки, считалки, небылицы и другие жанры, обладающие яркой образностью, эмоциональностью, простотой рифмы, доступностью, также интересны студентам, как и детям. Они позволяют творчески импровизировать в сочетании слов, окрашивании одного и

того же произведения в разные интонации (радость, удивление, недовольство и т. д.), придумывании жестов и движений, соответствующих содержанию, исполнении по одному, по двое, по очереди и др. В свою очередь, исполнение детских жанров фольклора является универсальным средством по овладению своим голосовым аппаратом, развитию гибкости, выразительности речи. Народные попевки, построенные на естественных речевых интонациях, дают возможность достаточно быстро скоординировать голос и слух, то есть способствуют не только повышению качества (чистоты) интонирования, но и созданию «ситуации успеха» (положительной мотивации), дающей толчок к дальнейшему развитию. Кроме того, во время исполнения детских жанров фольклора, студенты прислушиваются к себе, друг к другу, анализируют и сравнивают исполнения. Они не воспринимают подобные задания всерьез, поэтому легко пробуют, весело и по-доброму относятся к своим и чужим ошибкам. Ценность такой «разминки» в том, что вместе с тренировкой голоса, речевых оборотов студенты учатся проживать определенные игровые ситуации, так как все жанры не обходятся без театрализации, будь то считалка, прибаутка или закличка дождю. Также это еще и репертуар, который может в дальнейшем использовать будущий педагог.

Фольклор примечателен тем, что каждое слово, действие выражает отношение исполнителя к окружающей его действительности: природе («земля-матушка», «ясно солнышко», «живая водица»), людям («красна девица», «добрый молодец»), взаимоотношениям между людьми, традициям и т. д. Проявление отношения - это проявление различных чувств и эмоций, отражающих определенные связи между предметами и явлениями и рождающих их мысленные образы. Все это многовариантно, позволяет составлять свои образные сочетания, заставляет прислушаться к словам, задуматься над их смыслом и более внимательно относиться сначала к выражениям, потом к людям, отношениям, действиям, событиям и т. д. Важно дать идею и помочь пройти первые шаги по этому пути. Это первый этап по раскрытию индивидуальных особенностей студента, осознанию себя и других важной частью коллектива.

На втором этапе в содержание занятий включаются народные игры и другие жанры фольклора (сказка, календарные, хороводные песни и т. д.). Здесь больше внимания уделяется не толь-

ко исполнению, но и обсуждению и анализу смысла текстов, определению роли фольклорных произведений в жизнь людей.

В свою очередь, использование народных игр, их проведение самими студентами (объяснение правил игры, ее организация, подбор считалок, жеребьевок) являются почвой для развития умения владеть собой, своими эмоциями, своей речью, ситуацией. Кроме того, игровая деятельность помогает студентам снять различные комплексы, «зажатость», неуверенность в себе. Во время игры они легче принимают определенные правила поведения, подкрепляя их исполнение положительными эмоциями. Народные игры, в основе которых лежат истинные жизненные ситуации, кроме того, позволяют пройти определенную школу взаимоотношений.

На этом этапе возможно проведение тематических бесед с подготовкой докладчиков («Слово пуще стрелы разит», «Сказка ложь, да в ней намек», «В хороводе были Мы»), приглашение на занятие в качестве гостей преподавателей и студентов.

На третьем этапе формированию коммуникативных умений будущего педагога способствует постановка сказочных сюжетов и организация русских народных календарных праздников. Подобная форма работы позволяет каждому студенту проявить себя в коллективной деятельности и овладеть такими умениями как: умение руководить постановкой праздника, распределение ролей, разучивание фольклорных произведений; умение подчиняться выбранному сюжету, возложенным обязанностям и руководителю, а главное - умение сотрудничать с другими участниками, договариваться при возникновении спорных ситуаций. Кроме того, организация народных праздников, с одной стороны, содействует непосредственному применению своих знаний, умений и результатов творческого труда; а, с другой - объединяет всех участников, создает саму атмосферу праздника, зону психологического комфорта. На таких мероприятиях будущий педагог может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Также интересны фольклорные праздники еще и тем, что их можно «проигрывать» в условиях учебного заведения.

Наблюдение за студентами, посещавшими занятия по фольклору, показало, что они стали более активны и открыты для общения и взаимодействия с другими студентами, преподавателями и детьми на практике в детском саду. Они

знают, как построить свою речь, умеют передать настроение используемого материала, оценить себя и других участников по коммуникативной деятельности; они чувствуют уверенность в своих силах. В итоге, открытые занятия, подготовленные с этими студентами для других групп учащихся колледжа, получаются яркими и запоминающимися, так как здесь нет явного разделения на «актеров» и «гостей», и каждый из присутствующих постепенно в ходе его проведения вовлекается в само действо.

Поэтому необходимо создавать условия, где учащиеся смогли бы пройти такую школу взаимоотношений, воспитывающую не только умение говорить, двигаться, но и умение слушать, доброжелательно относиться к себе, к людям и ко всему окружающему миру.

Таким образом, приобщение студентов к народной русской культуре, включение фольклора в образовательные программы учебных заведений является важным шагом в развитии личности студентов и формировании коммуникативных умений будущего педагога.

Библиографический список:

1. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : «Знание», 1979. -48 с.

2. Мехнецов, А. М. Проблемы освоения народных песенных традиций в практике фольклорного ансамбля [Текст] / А. М. Мехнецов // На пути к возрождению: опыт освоения традиционной народной культуры Вологодской области. -Вологда: Областной научно-методический центр культуры, 2001. (Серия «Народные традиции Вологодской области: Традиции и современность»). - С. 99-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.