Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гелястанова Эльмира Хусейновна

Данная статья исследует проблему профессионального формирования бакалавров в современной культурно-образовательной парадигме с точки зрения организации необходимых организационно-педагогических условий. Также она содержит характеристику формирования различных компетенций бакалавров на методологической основе в системе современного высшего образования. Профессиональная подготовка бакалавров в условиях вуза реализуется, опираясь на современную научную, методическую, интеллектуальную, творческую, производственную ресурсную базу, как самого учебного заведения, так и на партнерскую помощь различных организаций и фирм, позволяющих корректировать учебный процесс и практическое обучение с целью повышения уровня профессиональной подготовки выпускников. В современных условиях структурной и содержательной модернизации высшего образования, внедрения новых ФГОС задача возрастания уровня подготовленности бакалавров приобретает особую значимость. В образовательной нормативной документации последних лет подчеркивается тот факт, что будущие специалисты должны быть готовы в избранной профессиональной сфере, как к своим обязанностям, так и к реализации внутри личностных социокультурных ресурсов, а значит, они способны содействовать разрешению актуальных проблем позитивной динамики российского социума и его экономической системы. Подготовка специалистов высокого уровня предполагает качественные изменения кадрового потенциала всех уровней образования, стимулирования роста профессиональной компетенции будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PROFESSIONAL FORMATION OF BACHELORS IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL PARADIGM

This article examines the problem of professional formation of bachelors in the modern cultural and educational paradigm from the point of view of organizing the necessary pedagogical conditions. It also contains a description of the formation of various competencies of bachelors on a methodological basis in the system of modern higher education. Professional training of bachelors in the conditions of a university is carried out based on the modern scientific, methodological, intellectual, creative, production resource base, both of the educational institution itself, and on the partner assistance of various organizations and firms, allowing to adjust the educational process and practical training in order to increase the level of professional training of graduates. In modern conditions of structural and substantive modernization of higher education, the introduction of new federal state educational standards, the task of increasing the level of preparedness of bachelors is of particular importance. The educational normative documentation of recent years emphasizes the fact that future specialists should be ready in their chosen professional sphere, both for their duties and for the implementation of personal sociocultural resources within their personal economic system. The training of high-level specialists involves qualitative changes in the personnel potential of all levels of education, stimulating the growth of the professional competence of future specialists.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ HUMANITIES

Научная статья УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЕ

Эльмира Хусейновна Гелястанова

Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова, Нальчик, Россия, elmira-noskova@mail.ru

Original article

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PROFESSIONAL FORMATION OF BACHELORS IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL PARADIGM

Elmira Khyseinovna Gelyastanova

Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov, Nalchik, Russia, elmira-noskova@mail.ru

Аннотация. Данная статья исследует проблему профессионального формирования бакалавров в современной культурно-образовательной парадигме с точки зрения организации необходимых организационно-педагогических условий. Также она содержит характеристику формирования различных компетенций бакалавров на методологической основе в системе современного высшего образования.

Профессиональная подготовка бакалавров в условиях вуза реализуется, опираясь на современную научную, методическую, интеллектуальную, творческую, производственную ресурсную базу, как самого учебного заведения, так и на партнерскую помощь различных организаций и фирм, позволяющих корректировать учебный процесс и практическое обучение с целью повышения уровня профессиональной подготовки выпускников.

В современных условиях структурной и содержательной модернизации высшего образования, внедрения новых ФГОС задача возрастания уровня подготовленности бакалавров приобретает особую значимость. В образовательной нормативной документации последних лет подчеркивается тот факт, что будущие специалисты должны быть готовы в избранной профессиональной сфере, как к своим обязанностям, так и к реализации внутри личностных социокультурных ресурсов, а значит, они способны содействовать разрешению актуальных проблем позитивной динамики российского социума и его экономической системы.

Abstract. This article examines the problem of professional formation of bachelors in the modern cultural and educational paradigm from the point of view of organizing the necessary pedagogical conditions. It also contains a description of the formation of various competencies of bachelors on a methodological basis in the system of modern higher education.

Professional training of bachelors in the conditions of a university is carried out based on the modern scientific, methodological, intellectual, creative, production resource base, both of the educational institution itself, and on the partner assistance of various organizations and firms, allowing to adjust the educational process and practical training in order to increase the level of professional training of graduates.

In modern conditions of structural and substantive modernization of higher education, the introduction of new federal state educational standards, the task of increasing the level of preparedness of bachelors is of particular importance. The educational normative documentation of recent years emphasizes the fact that future specialists should be ready in their chosen professional sphere, both for their duties and for the implementation of personal sociocultural resources within their personal economic system.

© Гелястанова Э.Х., 2021

Подготовка специалистов высокого уровня предполагает качественные изменения кадрового потенциала всех уровней образования, стимулирования роста профессиональной компетенции будущих специалистов.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, педагогическая система, профессиональные компетенции, профессиональная подготовка бакалавров, образовательная парадигма, культурная среда

Цитирование: Гелястанова Э.Х. Педагогические условия профессионального формирования бакалавров в культурно-образовательной парадигме // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2021. № 4 (34). С. 165-169.

The training of high-level specialists involves qualitative changes in the personnel potential of all levels of education, stimulating the growth of the professional competence of future specialists.

Key words: organizational and pedagogical conditions, pedagogical system, professional competencies, professional training of bachelors, educational paradigm, cultural environment

Citation: Gelyastanova E.Kh. Pedagogical conditions for the professional formation of bachelors in the cultural and educational paradigm. Izvestiya of Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov. 2021; 4(34): 165-169.

Введение. Профессиональная подготовка современных бакалавров высшей школы призвана обеспечить формирование целого комплекса компетенций: ОК и ПК - общекультурных и профессиональных компетенций, ОПК - общепрофессиональных компетенций.

Они помогут бакалавру реализовать все формы применения профессиональных знаний, умений и навыков: инновационно-творческую, учебно-производственную, организационно-методическую, корпоративно-управленческую, научно-исследовательскую, новаторско-проектную и психолого-педагогическую [1]. Решению искомой задачи, по нашему мнению, должен содействовать структурно-системный способ, позволяющий применять ее в качестве взаимодополняющего механизма, предполагающего соответствующую иерархию между ее составными элементами.

Ход исследования. Профессионализм работника, независимо от сферы избранной деятельности, представляет собой целостный механизм с многоаспектным полифункциональным комплексом системно взаимодействующих, но в то же время самодостаточных его элементов. Это совокупность структурных иерархичных частей, дополняющаяся личными характеристиками специалиста, влияющими на реализацию поставленных перед ним задач. При этом следует учесть специфику учебной, методической и науч-

ной деятельности будущих специалистов, связанной как с освоением теоретических знаний, так и с овладением умениями и навыками в их практической реализации [2]. Следовательно, профессиональное формирование бакалавров в современной культурно-образовательной парадигме предполагает, в первую очередь, его теоретико-практическую готовность, а во-вторых, его креативно-личностную способность в процессе реализации поставленных задач.

Таким образом, иерархическая картина профпригодности будет показана в трех основных аспектах: знаниевый, деятельност-ный и личностный [3]. При этом однозначен тот факт, что эффективная апробация профпригодности вчерашнего бакалавра и сегодняшнего специалиста зависит от базовых знаний, полученных в процессе обучения и их дальнейшим использованием в практической сфере профессиональной деятельности.

В процессе профессиональной подготовки у бакалавров необходимо развивать органи-заторско-конструктивные, перцептивно-коммуникативные, креативно-познавательные способности. Огромное значение при этом имеют его личностные характеристики: эффективная направленность деятельности, профессионализм и логика мыслительного процесса, готовность и способность к кооперация в условиях коллектива.

Профессиональная направленность -комплекс сформировавшихся мотивов лич-

ности, корректирующих его поведение независимо от сложившихся ситуационных условий деятельности. Она может быть выражена в познавательном интересе к самой профессии и стремлении профессионального роста.

Феномен профессионального мышления выражается в оказании помощи работнику при объективном анализе решить задачи.

И, наконец, профессиональное самосознание в процессе самоанализа, то есть взгляда со стороны на самого себя, столь необходимое для профессиональной саморегуляции.

Результаты исследования. Таким образом, у современного бакалавра должны быть такие качества, как эрудированность, интеллигентность, системный характер получения новых знаний, чувство социальной ответственности, субординация, воля и выдержка, готовность помочь другому человеку, требовательность к себе и другим, активность и целеустремленность и т. п.

Охарактеризуем вкратце иную точку зрения относительно профессиональной компетентности, принадлежащей Ю.Д. Красиль-никову. Он считает, что у современного специалиста должны быть сформированы следующие профессиональные составляющие:

- концептуальная, то есть осознание теоретико-методологической базы избранной профессиональной деятельности;

- контекстуальная, то есть готовность к социально-экономической среде и психологической атмосфере в коллективе;

- технологическая, то есть освоение практических навыков;

- адаптивная, то есть уметь прогнозировать события и приспосабливаться к ним;

- коммуникативная, то есть грамотно и доступно излагать свои мысли, а также уметь вести позитивный конструктивный диалог;

- интегративная, то есть уметь и быть готовым синтезировать теоретический багаж знаний с практическим их применением [4].

Исследователь Т.Г. Киселева отмечает, что необходимым условием является базовый комплекс интеллектуальных ресурсов личности, умение логически мыслить в процессе преодоления профессиональных сложностей [5].

Регулирующий фактор профессиональной сформированности бакалавров в современной образовательной среде - это полноценная подготовка по всем показателям обучения в учебном заведении: учебно-познавательным, научно-исследовательским, организационно-методическим и производственно-практическим.

Практическое обучение - это вид учебной деятельности, направленный на закрепление и конкретизацию результатов теоретического обучения, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Основная задача данного вида учебного процесса состоит в максимальном приближении выпускников программ бакалавриата к своей будущей профессии [6].

В системе профессиональной подготовки оно призвано обеспечить соответствующую корреляцию между теоретическим циклом освоения материала и формированием, овладением умениями и навыками. Эффективность формирования профессиональной компетентности повышается, если практика выстраивается как «целостный педагогический процесс, определяющийся поэтапностью реализации содержания практики, взаимосвязью компонентов между собой и преемственностью форм и методов практического и теоретического обучения» [7].

В условиях модернизации современного высшего образования профессиональному формированию бакалавров способствуют партнерские взаимоотношения вуза и производства, преследующие в качестве цели налаживание сотрудничества для организации рационального трудоустройства [8].

Следовательно, это позволяет не только конструировать образовательный маршрут будущего специалиста, но и сформировать необходимые условия для повышения профессиональной квалификации. Педагогические условия профессионального формирования бакалавров представляют собой систему знаний, умений и навыков для эффективной реализации будущей профессиональной деятельности [9].

Область применения: высшие учебные заведения.

Выводы. В современных условиях фундаментальных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства и человека перед высшим образованием стоит задача кардинального улучшения его качества, достижение соответствующего культурного уровня бакалавров высшей школы.

Назрела очевидная модификация всех уровней профессиональной подготовки бакалавров и социально-экономических трансформаций, как во всем мире, так и в нашей стране. А современная глобализация и компьютеризация всех сфер жизни социума являются катализатором вышеобозначенного процесса.

Ключевой задачей образовательной системы высшей школы, тем самым, становится выпуск высококвалифицированных специалистов, способных выдержать конкуренцию не только на отечественном, но и на международном рынке труда. Немаловажным фактором этого является воспитание личности бакалавра, готового к приобщению как к российскому, так и к мировому культурному ареалу.

Следовательно, на сегодняшний день искомая проблема, обозначенная нами выше, становится объектом всестороннего научного исследования в современной психолого-педагогической науке.

Список источников

1. Методологические проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузе // Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. Тольятти, 2001. С. 45-46.

2. Куницына В.Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б.Г.Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: тез. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. С. 34-36.

3. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 44-45.

4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. М.: МГУКИ, 2004. С. 39.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. М.: МГУКИ, 2004. С. 59.

6. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. С. 66.

7. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход: монография. М.: АСОПиР РФ , 1999. С. 84.

8. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990. С. 44.

9. Никандров Н.Д., Гершунский Б.С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М.: Педагогика, 1984. С. 68.

References

1. Metodologicheskie problemy professional'noi podgotovki spetsialistov v vuze // Tezisy dokladov mezhvuzovskoi nauchno-metodiches-koi konferentsii. Tol'iatti; 2001: 4546.

2. Kunitsyna V.N. Sotsial'nyi intellekt i sot-sial'naia kompetentnost' // B.G.Anan'ev i lenin-gradskaia shkola v razvitii sovremennoi psikho-logii: tez. nauch.-prakt. konf. SPb.: Izd-vo SPbGU; 1995: 34-36.

3. Abul'khanova-Slavskaia K.A. Razvitie lichnosti v protsesse zhiznedeiatel'nosti // Psik-hologiia formirovaniia i razvitiia lichnosti. M.; 1981: 44-45.

4. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Iu.D. Sot-sial'no-kul'turnaia deiatel'nost': uchebnik. M.: MGUKI; 2004: 39.

5. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Iu.D. Sot-sial'no-kul'turnaia deiatel'nost': uchebnik. M.: MGUKI; 2004: 59.

6. Babanskii Iu.K. Problema povysheniia ef-fektivnosti pedagogicheskikh issledovanii. M.: Prosveshchenie; 1982: 66.

7. Bocharova V.G. Professional'naia sot-sial'naia rabota: lichnostno orientirovannyi podkhod: Monografiia. M.: ASOPiR RF; 1999: 84.

8. Grekhnev B.C. Kul'tura pedagogichesko-go obshcheniia. M.: Prosveshchenie; 1990: 44.

9. Nikandrov N.D., Gershunskii B.S. Ak-tual'nye problemy metodologii pedagogiki. M.: Pedagogika; 1984: 68.

10. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1986.

Сведения об авторе

Э. Х. Гелястанова - кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик

Вклад автора. Автор настоящего исследования принимал непосредственное участие в планировании, выполнении и анализе данного исследования.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 09.11.2021; одобрена после рецензирования 26.11.2021; принята к публикации 02.12.2021.

10. Batrakova S.N. Osnovy professional'no-pedagogicheskogo obshcheniia. Iaroslavl': Ia-rosl. gos. un-t; 1986.

Information about author

E. Kh. Gelyastanova - Candidate of Philological Sciences, Associated Professor of department of pedagogics professional education and the and foreign languages, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Contribution of the author. The author of this study was directly involved in the planning, execution and analysis of this study.

The author declares no conflicts of interests.

The article was submitted 09.11.2021; approved after reviewing 26.11.2021; accepted for publication 02.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.