Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

Ключевым фактором процесса профессиональной подготовки бакалавров высшего звена является их готовность к научно-исследовательской деятельности, открывающая широкие возможности стимуляции творческого импульса личности студентов. Научно-исследовательская деятельность бакалавров позволяет максимально проявить индивидуально-личностные качества, креативные способности, а также готовность к самореализации. Сам процесс научно-исследовательской работы специфичен и индивидуален, и в образовательном, и в личностном аспектах. Научно-исследовательская деятельность бакалавров способствует углубленному изучению различных сфер науки, развитию умений работы с научными источниками, а также навыку поиска актуальных проблем современности. Бакалавры в процессе обучения ознакамливаются с учебными дисциплинами, необходимыми навыками самостоятельного научно-практического исследования, позволяющими выявить у них интерес к такому виду деятельности. Она позволяет развивать как познавательные, так и творческие задатки и способности бакалавров высшего учебного заведения. Готовность к научно-исследовательской деятельности представляет собой личностное образование, обуславливающее состояние бакалавров и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний и научно-исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF FORMATION OF BACHELORS ' READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES

A key factor in the process of professional training of top-level bachelors is their readiness for research activities, which opens up wide opportunities for stimulating the creative impulse of students ' personality. Research activity of bachelors allows to show as much as possible individual and personal qualities, creative abilities, and also readiness for self-realization. The process of research work is specific and individual, both in educational and personal aspects. Research activity of bachelors contributes to the in-depth study of various fields of science, the development of skills to work with scientific sources, as well as the ability to search for current problems of our time. Bachelors in the learning process become familiar with academic disciplines, the necessary skills of independent scientific and practical research, allowing them to identify their interest in this type of activity. It allows you to develop both cognitive and creative inclinations and abilities of bachelors of higher education. Readiness for research activity is a personal education that determines the state of bachelors and includes a motivational and value attitude to this activity, a system of methodological knowledge and research skills that allow them to be used productively in solving professional problems.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

Гелястанова Э. Х.

Gelyastanova E. H.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THEORETICAL APPROACHES TO THE PROBLEM OF FORMATION OF BACHELORS ' READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES

Ключевым фактором процесса профессиональной подготовки бакалавров высшего звена является их готовность к научно-исследовательской деятельности, открывающая широкие возможности стимуляции творческого импульса личности студентов. Научно-исследовательская деятельность бакалавров позволяет максимально проявить индивидуально-личностные качества, креативные способности, а также готовность к самореализации. Сам процесс научно-исследовательской работы специфичен и индивидуален, и в образовательном, и в личностном аспектах.

Научно-исследовательская деятельность бакалавров способствует углубленному изучению различных сфер науки, развитию умений работы с научными источниками, а также навыку поиска актуальных проблем современности. Бакалавры в процессе обучения ознакамлива-ются с учебными дисциплинами, необходимыми навыками самостоятельного научно-практического исследования, позволяющими выявить у них интерес к такому виду деятельности. Она позволяет развивать как познавательные, так и творческие задатки и способности бакалавров высшего учебного заведения.

Готовность к научно-исследовательской деятельности представляет собой личностное образование, обуславливающее состояние бакалавров и включающее мотивационно-ценност-ное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний и научно-исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении профессиональных задач.

A key factor in the process of professional training of top-level bachelors is their readiness for research activities, which opens up wide opportunities for stimulating the creative impulse of students ' personality. Research activity of bachelors allows to show as much as possible individual and personal qualities, creative abilities, and also readiness for self-realization. The process of research work is specific and individual, both in educational and personal aspects.

Research activity of bachelors contributes to the in-depth study of various fields of science, the development of skills to work with scientific sources, as well as the ability to search for current problems of our time. Bachelors in the learning process become familiar with academic disciplines, the necessary skills of independent scientific and practical research, allowing them to identify their interest in this type of activity. It allows you to develop both cognitive and creative inclinations and abilities of bachelors of higher education.

Readiness for research activity is a personal education that determines the state of bachelors and includes a motivational and value attitude to this activity, a system of methodological knowledge and research skills that allow them to be used productively in solving professional problems.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, профильная подготовка, креативное мышление, задачи обучения, профессиональные знания.

Key words: research activities, specialized training, creative thinking, learning objectives, professional knowledge.

Гелястанова Эльмира Хусеиновна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 084 58 70

Gelyastanova Elmira Khyseinovna -

Candidate of Philological Sciences, Associated Professor of department of pedagogics professional education and foreign languages, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 084 58 70

Введение. Для бакалавров высшего звена первостепенную роль должны играть личностные свойства в качестве готовности к перманентному самообразованию и самосовершенствованию, креативный подход к работе, готовность осуществлять научный поиск необходимой информации, освоение новых знаний, видение профессиональной перспективы и умение планировать образовательные стратегии развития науки и производства. Бесспорно, что значимое место в процессе обучения бакалавров занимает научно-исследовательская деятельность, призванная обеспечивать высококвалифицированную подготовку будущих специалистов, способных и готовых к эффективной профессиональной деятельности. В силу этого проблема формирования готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности ныне приобретает мотивированную актуальность. И это, в свою очередь, означает необходимость разработки соответствующих механизмов и технологий формирования научно-исследовательских умений и навыков с дальнейшим их закреплением в процессе профессиональной деятельности. А все вышеизложенное вызывает насущную необходимость научного переосмысления сущности профессиональной подготовки бакалавров, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Исходя из нормативной базы упоминаемого документа, регулирующего развитие образовательных стратегий, квалифицированный специалист, педагог должен выполнять профессиональные обязанности, согласно избранной сфере деятельности, а также осуществлять поиск приемлемых способов разрешения профессиональных проблем и нестандартных задач по специальности.

Бакалавры высшего учебного заведения, изучая гуманитарные дисциплины, тем самым закладывают основу для углубленного изучения последующих профилирующих дис-

циплин соответствующего направления подготовки. Это содействует становлению инновационного мышления, неотъемлемой структурной частью которого являются научно-исследовательские умения бакалавров. Очевидно, что задача формирования научно-исследовательских навыков у будущих специалистов - неоспоримый факт современности.

Ход исследования. Научно-исследовательская деятельность представляет собой получение новых знаний, опирающихся на логически систематизированные рассуждения. Они актуализируют специфику соответствующих методических условий моделирования и апробации научно-исследовательской деятельности бакалавров в формате компетентностного подхода. При этом следует выявить ряд позиций для обоснования искомой проблемы:

- цели научно-исследовательской деятельности необходимо определять в форме модели их общекультурных и профессиональных компетенций;

- углубление и развитие знаний, умений и навыков, а также приобретение опыта их использования в профессиональной деятельности [1].

Для реализации вышеизложенного следует усилить исследовательский аспект содержания учебно-познавательной деятельности бакалавров в рамках профильной подготовки. Личностно ориентированное обучение предлагает использовать разноуровневые проектно-исследовательские формы обучения в виде задач открытого типа, дающих возможность развивать мышление личности. Контекстная форма обучения предполагает, что освоение содержания изучаемых предметов возможно в условиях диалога, что способствует формированию активной субъектной позиции личности.

Адекватность существующим условиям, реализуемость в действующей социокуль-

турной ситуации, управляемость результатов в современной образовательной системе -это малый перечень принципов, которые следует учесть при этом.

Профессиональная подготовка, ознакомление с организационно-методическими проблемами обеспечения бакалавров для формирования у них готовности к проектированию, организация производственной практики позволит им реализовать свои реальные и потенциальные научно-исследовательские умения.

Педагогическое сопровождение, как мы считаем, выражается в руководстве над самостоятельной работой бакалавров на проектировочной стадии научно-исследовательской деятельности, связанной с разработкой и реализацией компонентов учебно-методической оснащенности формы деятельности. Немаловажную роль при этом играет комплектование блока проектно-исследовательских заданий по профессиональному образованию, требующее нетипичных решений.

Вышеперечисленное обуславливает необходимость формирования и развития инновационных форм работы (педагогический консалтинг, экспериментальные площадки, педагогическая интернатура): сотрудничество различных учебных заведений, призванных содействовать эффективному преодолению трудностей воплощения инноваций в образовательную практику.

Реализация выдвинутых идей - это обновление исследовательской составляющей профильной подготовки будущего специалиста, исходя из постулатов компетентностно-го подхода. Динамичность современного этапа развития системы высшей школы подтверждает принципиальную необходимость новых технологий, адекватных содержанию профессионального образования, что требует от будущего специалиста соответствующей профессиональной мобильности.

Изменившиеся образовательные требования к уровню подготовки современных специалистов, исходя из экономической, политической и социокультурной ситуации в государстве, а также спецификой развития современного рынка труда, заставляют нас искать нетрадиционные формы обучения и образовательные стратегии, позволяющие бакалавру персонифицировать учебный процесс [2].

Актуальным при этом является следующий вопрос: какова суть и каковы пути формирования организационно-педагогических условий для готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности? Объективная потребность в специалистах, готовых к формированию научно-исследовательских навыков, предопределила модернизацию и развитие современных образовательных стратегий.

Как правило, при общей характеристике выделяют внешние и внутренние факторы готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности. Для реализации инновационного подхода в системе образования необходимо овладение бакалаврами навыками такой деятельности. Доминантными вопросами исследуемой проблемы являются следующие: формирование познавательного интереса путем включения бакалавров в научно-исследовательскую деятельность; вовлечение бакалавров в отборе содержательного аспекта образования. Знания, умения и навыки, полученные бакалаврами в процессе научно-исследовательской деятельности, обладают повышенной прочностью освоения и закрепления в сознании.

Внутренними факторами, в свою очередь, являются следующие:

- наличие креативных способностей у бакалавров, трансформация личностных смыслов;

- педагог переходит от функции «говорящая голова» к креативному сотрудничеству с бакалаврами.

Доминанты, формирующие готовность бакалавров к научно-исследовательской деятельности:

- приближение форм учебно-познавательной деятельности бакалавров к видам профессиональной работы. При этом следует применить ряд условий: стандартизация формирования готовности бакалавров научно-исследовательской деятельности; моделирование формирования готовности, призванное облегчить поиск необходимой информации.

Моделирование процесса формирования искомой гипотезы - это технологизация процесса формирования готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности

В ходе освоения бакалаврами учебной программы реализуется и подготовка к непосредственному формированию научно-исследовательских умений и навыков; формирование мониторинговой системы научно-исследовательской деятельности бакалавров.

Использование научно-исследовательских методов обучения является доминирующей чертой современной образовательной системы. Очевидно, что при этом ведущую роль играет познавательно-поисковая активность бакалавров.

В основе формирования готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности лежит необходимость освоения ими соответствующих умений и навыков. А содействующим фактором в данном процессе является педагогическая помощь со стороны преподавателя, тем самым процесс обеспечивается педагогическим сопровождением.

Научно-исследовательский критерий в образовательной парадигме и есть форма организации учебного процесса, состоящего из контактной и самостоятельной форм деятельности бакалавров в ходе освоения профилирующих знаний, умений и навыков. Не последнюю роль здесь играет и поисковая активность бакалавра как мотивационная основа его научно-исследовательской деятельности.

Поисковая активность бакалавра - это качество его интеллектуально-творческой работы в процессе познания. Очевидно, что эффективность научно-исследовательской деятельности зависит от индивидуально-психологических исследовательских способностей бакалавра. По мнению видных отечественных исследователей данного вопроса -И.Я. Лернер [4, 5], В.В. Краевский [6] структура готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности опирается на теорию содержания образования.

Готовность к научно-исследовательской деятельности - это совокупность качеств бакалавра, направленных на реализацию его интеллектуального потенциала при освоении обществоведческих, профилирующих областей современного научного знания. Она состоит из тесно взаимосвязанных компонентов: таких как - познавательный, практический, психологический, мотивационный и поведенческий.

Немаловажную роль при этом играют черты характера педагога: терпение, отзыв-

чивость, доброта, коммуникабельность. Теоретической моделью формирования готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности послужит программа реализации педагогического процесса, в которой определенны цели и задачи, а также способы их достижения в рамках образовательного процесса в учебном заведении.

Педагогическая модель процесса формирования готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности представляет собой образование, состоящее из четырех элементов: общепедагогической подготовки; курсов с целью развития научно-исследовательских навыков и умений бакалавров; обучения их механизмам проведения научных исследований; самостоятельного проведения мониторинга учебной, научно-исследовательской деятельности.

Основными категориями могут быть: цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения, что соответствует целевому, содержательному, процессуальному и диагностическому элементам технологии формирования готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности. Иерархия контрольно-измерительных параметров готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности исследовалась на базе как теоретических, так и методических взглядов о содержательных характеристиках и механизмах, позволяющих освоить научную методологию исследовательской деятельности как явления. Взаимосвязь данных параметров с нижеизложенными компонентами вполне очевидна:

- теоретический - обратно пропорционален научной готовности;

- практический - соответствует уровню освоения технологиями научного исследования;

- психологический - характеризуется стимуляцией в процессе научного поиска и последовательностью принятия решений [7].

Результаты исследования. Таким образом, нами были выделены: когнитивный, праксиологический и мотивационный компоненты субъектно-деятельностной технологии. Такая дифференциация оказалась оправданным средством в процессе реализации технологии готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности. Речь идет о таких умениях и навыках, как: обнаружение

проблемы; постановка вопроса; формулирование гипотезы; классификация предметно-понятийного аппарата; умение классифицировать, наблюдать и проводить опытно-экспериментальную работу; умение обобщать и подводить итоги; умение структурировать материал; умение излагать, доказывать, публично защищать свою концепцию.

Цель исследования сводилась к проверке действенности технологии формирования готовности бакалавров к научно-исследовательской деятельности.

Область применения. Учебные заведения высшего образования.

Выводы. При организации нашего исследования мы опирались на внедрение такой педагогической модели, которая способна синтезировать в себе несколько этапов: це-леполагающий, проектирующий, планирующий, организационный, управляющий, диагностирующий, корректирующий.

Освоение бакалаврами профилирующих знаний, а также научно-исследовательских умений и навыков - это насущная задача современной образовательной парадигмы высшего звена.

Литература

1. Акатьев А.П. Механизм активации научно-исследовательской работы студентов // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования: обзорная информация. 2005. №6. С. 1-37.

2. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. B.C. Леднева, Н.Д. Ни-кандрова, М.В. Рыжакова. М., 2002. 59 с.

3. Алейников А.Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы. 1989. №12. С. 3-8.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.

5. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. Москва, 1980. 96 с.

6. Краевский B.B., Хуторской A.B. Основы обучения. Дидактика и методика. Москва: Академия, 2007. 352 с.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 192 с.

References

1. Akat'ev A.P. Mekhanizm aktivacii nauch-no-issledovatel'skoj raboty studentov // Analiti-cheskie obzory po osnovnym napravleniyam razvitiya vysshego obrazovaniya: obzornaya informaciya. 2005. №6. S. 1-37.

2. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standar-ty v sisteme obshchego obrazovaniya. Teoriya i praktika / Pod red. B.C. Ledneva, N.D. Nikan-drova, M.V. Ryzhakova. M., 2002. 59 s.

3. Alejnikov A.G. O kreativnoj pedagogike // Vestnik vysshej shkoly. 1989. №12. S. 3-8.

4. Lerner I.YA. Didakticheskie osnovy me-todov obucheniya. M.: Pedagogika, 1981. 185 s.

5. Lerner I.YA. Process obucheniya i ego zakonomernosti. Moskva, 1980. 96 s.

6. Kraevskij B.B., Hutorskoj A.B. Osnovy obucheniya. Didaktika i metodika. Moskva: Akademiya, 2007. 352 s.

7. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: sovremennaya interpretaciya: ucheb. posobie. M.: Akademiya, 2001. 192 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.