Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БАКАЛАВРОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

Психолого-педагогическое сопровождение как научное явление в системе гуманитарного знания - это длительный по времени и сложный по охвату затрагиваемых проблем процесс. Исследовательский поиск и теоретический анализ искомой проблемы позволяют нам с полной уверенностью утверждать, что данный вопрос, не смотря на определенную изученность, оставляет за собой право на дальнейший интегративный анализ. Многогранное и полноценное развитие личности бакалавра современного вуза предполагает весь спектр учебно-воспитательной деятельности в образовательной системе. Высшая профессиональная школа способствует организации и обеспечению своевременных психолого-педагогических условий для максимально эффективного психолого-педагогического сопровождения бакалавров в современной образовательной парадигме. В данной статье теоретически выявлен и практически обоснован комплексный потенциал воспитательного воздействия на обучающийся контингент, (центры, службы, клубы), предполагающий всевозможные механизмы, синтезирующий его функции через различные способы воздействия; сформулированы условия для вовлечения бакалавров в учебную и внеучебную работу образовательного учреждения. Выявлены педагогические ресурсы, содействующие анализу и выбору стратегической линии обучения и воспитания будущего специалиста посредством реализации научно-исследовательской, учебно-воспитательной работы, а также производственно-практической деятельности вуза. В данной статье уточнена сущность и содержание искомой проблемы, теоретически обоснована ее значимость и практическое применение, определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации предложенной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF BACHELORS

Psychological and pedagogical support as a scientific phenomenon in the system of humanitarian knowledge is a long-term and complex process in terms of the scope of the problems involved. Research work and theoretical analysis of the desired problem allows us to state with full confidence that this issue, despite some knowledge, reserves the right to further integrative analysis. The multi-faceted and full-fledged development of the personality of a bachelor of a modern university involves the entire range of educational activities in the educational system. The higher Professional School contributes to the organization and provision of timely psychological and pedagogical conditions for the most effective psychological and pedagogical support of bachelors in the modern educational paradigm. This article theoretically identifies and practically justifies the complex potential of educational impact on the learning contingent (centers, services, clubs), which assumes all possible mechanisms, synthesizing its functions through various methods of influence; the conditions for the involvement of bachelors in the educational and extracurricular work of an educational institution are formulated. The pedagogical resources that contribute to the analysis and selection of the strategic line of training and education of the future specialist through the implementation of research, educational work, as well as production and practical activities of the university are identified. This article clarifies the essence and content of the problem, theoretically justifies its significance and practical application, defines the organizational and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the proposed model.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БАКАЛАВРОВ»

УДК 378

Гелястанова Э. Х.

Gelyastanova E. H.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БАКАЛАВРОВ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF BACHELORS

Психолого-педагогическое сопровождение как научное явление в системе гуманитарного знания — это длительный по времени и сложный по охвату затрагиваемых проблем процесс. Исследовательский поиск и теоретический анализ искомой проблемы позволяют нам с полной уверенностью утверждать, что данный вопрос, не смотря на определенную изученность, оставляет за собой право на дальнейший интегративный анализ. Многогранное и полноценное развитие личности бакалавра современного вуза предполагает весь спектр учебно-воспитательной деятельности в образовательной системе. Высшая профессиональная школа способствует организации и обеспечению своевременных психолого-педагогических условий для максимально эффективного психолого-педагогического сопровождения бакалавров в современной образовательной парадигме.

В данной статье теоретически выявлен и практически обоснован комплексный потенциал воспитательного воздействия на обучающийся контингент, (центры, службы, клубы), предполагающий всевозможные механизмы, синтезирующий его функции через различные способы воздействия; сформулированы условия для вовлечения бакалавров в учебную и внеучеб-ную работу образовательного учреждения. Выявлены педагогические ресурсы, содействующие анализу и выбору стратегической линии обучения и воспитания будущего специалиста посредством реализации научно-исследовательской, учебно-воспитательной работы, а также производственно-практической деятельности вуза.

В данной статье уточнена сущность и содержание искомой проблемы, теоретически обоснована ее значимость и практическое применение, определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации предложенной модели.

Psychological and pedagogical support as a scientific phenomenon in the system of humanitarian knowledge is a long-term and complex process in terms of the scope of the problems involved. Research work and theoretical analysis of the desired problem allows us to state with full confidence that this issue, despite some knowledge, reserves the right to further integrative analysis. The multi-faceted and full-fledged development of the personality of a bachelor of a modern university involves the entire range of educational activities in the educational system. The higher Professional School contributes to the organization and provision of timely psychological and pedagogical conditions for the most effective psychological and pedagogical support of bachelors in the modern educational paradigm.

This article theoretically identifies and practically justifies the complex potential of educational impact on the learning contingent (centers, services, clubs), which assumes all possible mechanisms, synthesizing its functions through various methods of influence; the conditions for the involvement of bachelors in the educational and extracurricular work of an educational institution are formulated. The pedagogical resources that contribute to the analysis and selection of the strategic line of training and education of the future specialist through the implementation of research, educational work, as well as production and practical activities of the university are identified. This article clarifies the essence and content of the problem, theoretically justifies its significance and practical application, defines the organizational and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the proposed model.

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, культурно-образовательная среда вуза, культурно-образовательное пространство вуза, профессионально-личностное развитие студента, самосовершенствование, специфика развития, образовательная парадигма.

Key words: humanization, humanitarization, cultural and educational environment of a university, cultural and educational space of a university, professional and personal development of a student, self-improvement, specificity of development, educational paradigm.

Гелястанова Эльмира Хусеиновна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 084 58 70

Gelyastanova Elmira Khuseinovna -

Candidate of Philological Sciences, Associated Professor of department of pedagogics professional education and foreign languages, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 084 58 70

Введение. Ключевые изменения, происходящие в современной отечественной образовательной системе, обусловленные демократическими процессами гуманизации и гуманитаризации, подтверждают ценность человеческого фактора и самоценность человеческого капитала.

Доминирующий вектор современной образовательной парадигмы Российской Федерации ориентирован на ценности развития личности с целью формирования необходимых условий для эффективного самовыражения бакалавров в среде вуза.

Ход исследования. На сегодняшний день в современном обществе тесно синтезируются два начала: личностное и профессиональное, так как профессиональная деятельность интегрирует все формы человеческой активности. Динамика эффективности развития современной высшей школы связана с максимальной личностной самореализацией творческого начала бакалавра вуза. Э.Ф. Зеер отмечает, что развитие личности и индивидуальности происходит посредством приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности [1].

Профессиональная подготовленность личности, ее формирование ныне приобретает особую актуальность как проблема в сфере вуза. Исходя из вышесказанного, ключевое значение приобретает положение, которое определяет образование как доминирующую форму приобретения теоретических знаний и практических навыков, способствующих выявлению и дальнейшему развитию креативных способностей обучающих-

ся, где отдельная роль отводится повышению конкурентоспособности вчерашних бакалавров - будущих специалистов, на современном изменчивом рынке труда. Очевидно, что проблема формирования и профессионального развития компетентных специалистов на сегодняшний день приобретает большое значение.

Налицо социально-экономические изменения в сфере ориентиров социума, так как выдвинутые как профессиональные, так и личностные требования к современному работнику привели к сущностной необходимости формирования максимально эффективной системы обучения и воспитания студенческой молодежи, обеспечивающей перманентность в системе образования (НПО, СПО, ВО). Специфика проблемы профессионального становления современного специалиста, соответствующего жестким требованиям не только отечественного, но и зарубежного рынка труда, ныне приобретает особую значимость, что и повышает, как их дальнейшее самосовершенствование и самореализацию, так и уровень профессиональной подготовки в процессе вузовского обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития бакалавров представляет собой совокупность способов, ориентированных на формирование соответствующих условий для эффективности данного процесса, составными частями которого являются следующие:

- поиск оптимальных решений для максимально эффективного как профессионального, так и личностного становления специалиста;

- реализация всего спектра профессиональных и личностных качеств бакалавра как в системе вуза, так и в избранной сфере деятельности;

- совокупность физических и моральных качеств личности бакалавра для противодействия отрицательным факторам в социуме;

- готовность и способность личности преодолевать различные проблемы в процессе жизнедеятельности;

- максимальная активизация процессов самоощушения, самооценки, самоанализа и самосовершенствования с целью применения знаний, умений и навыков в процессе профессиональной деятельности.

Происходящие изменения в социуме предъявляют высокие требования к образовательной парадигме высшего ранга, и поэтому проблема компетентной профессиональной подготовки специалистов приобретает статус ключевой проблемы, подтверждаемой чрезвычайным интересом к нему современных исследователей.

Наступил период трансформаций в профессиональной сфере: уменьшается срок их существования, границы некоторых профессий становятся подвижны, изменения сущности содержания специфики работы, требующей необходимости инновационных умений и т. д. Следовательно, данной проблемой занимались многие исследователи: философы, педагоги, психологи (Н.В. Борисова, Е.М. Волкова, М.В. Каминская, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев и др). Специфика психологии личности как проблема была отражена в работах Г.С. Абрамовой, A.A. Бодалева, А.Ф. Бонда-ренко, К.А. Рамуль, К. Роджерс и др.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития бакалавров обуславливает собой рост и совершенствование тех качеств у студентов, которые проходят путь от стадии возникновения до интеграции в виде комплекса профессиональных знаний, умений и навыков.

Л.М. Митина предполагает, что процесс, посредством которого происходит становление, развитие профессионально значимых качеств, а также способностей личности в труде, ее профессиональных знаний и умений, качественная трансформация внутреннего мира личности приводит к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности [2].

Исследователь Г.С. Корытова считает, что процесс профессионализации, результатами которого являются становление профессионала, развитие его новых профессионально важных качеств со временем переходит на новый уровень профессионализма и компетентности [3].

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития бакалавров в системе современного высшего образования рассматривается как совокупность педагогических действий, ориентированных на формирование необходимых условий для самостоятельного поиска решения задач различного уровня трудности при наименьшей причастности учителя, педагога, преподавателя, тьютора.

О.М. Краснорядцева высказала следующую идею: «...выстраивание предпрофес-сионального образа мира, который определяется решением задач смысла и ценности выполняемой деятельности для самого себя и общества, как трансформация индивидуального мышления человека в профессиональное, которое, оставаясь формой познания, обеспечивает целостность и системность складывающейся профессиональной картины мира и саморазвитии личности [4]. Следовательно, психолого-педагогическому сопровождению профессионального развития бакалавров способствуют соответствующие условия, например, такие как:

- максимальная готовность и способность бакалавров к профессиональной деятельности;

- самостоятельность, активность и практическая ориентированность бакалавра в различных ситуациях профессионального выбора;

- приоритет интересов бакалавров в процессе их психолого-педагогического сопровождения;

- максимальная профессионализация в ЭИОС не только своего, но и других вузов;

- гуманизация и гуманитаризация в процессе педагогической коммуникации, ориентированной на паритетное сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса.

Т.В. Кудрявцев полагает, что длительный процесс личностного развития, который начинается с формирования профессиональных намерений, продолжается до абсолютной

реализации себя в профессиональной деятельности [5].

Образовательный потенциал государства есть основа интеллектуального развития членов его общества, и именно он определяет профессиональный статус личности в социуме. Не последнюю роль в этом играет и высшая школа, непосредственно являющаяся доминирующим носителем интеллектуально-познавательных, научно-исследовательских и человеческих ресурсов, как наивысшей ценности социума. В силу этого фактора в цивилизованном мире приоритетное внимание следует уделить эффективному развитию системы высшего образования, безусловной самоценности бакалавров и максимально эффективному использованию их возможностей в интеллектуальном развитии личности.

В нынешних образовательных условиях специалистам следует владеть как базовыми основами полученной профессии, так и применять инновационные знания, умения и навыки при разрешении стандартных и неожиданных проблем. А также научиться принимать ответственные решения в неординарных ситуациях, владеть навыками аргументации, отстаивая при этом личную позицию, быть компетентным.

Приоритетом развития современных вузов является обеспечение качества образования, рассматриваемого как комплекс профессионально-личностных умений и навыков.

Ю.П. Поваренков утверждает, что последовательная или единовременная реализация комплекса задач профессионального развития, основанного на осознании и принятии социальной ситуации профессионального развития, должна быть реализована с учетом собственных жизненных и профессиональных целей [6].

Результаты исследования. Выявлена структура психолого-педагогических условий, сопровождающих профессиональное развитие бакалавров, включающая как содержательную характеристику так и комплекс организационно-педагогических условий, включающий:

- апробацию и реализацию модели адаптивной технологии сопровождения;

- организацию психолого-педагогической готовности педагогов к данному процессу.

Область применения. Высшие и средне-профессиональные учебные заведения.

Выводы. Психолого-педагогическое сопровождение бакалавров представляет собой сложный, длительный и многоэтапный процесс формирования его социально-профессиональной готовности и способности к деятельности в соответствующем статусе, определяющем социальную и личностную роль, включающую профессиональное сопровождение с ориентацией на раскрытие интеллектуального потенциала личности, ресурсную активизацию реальных и потенциальных возможностей личности.

Анализ научных исследований, посвященных проблеме психолого-педагогического сопровождения профессионального развития бакалавров, позволяет нам выделить две взаимосвязанные грани: внутриличностная и компетентностная.

Содержательный аспект данного явления - это тесное сотрудничество всех сторон образовательного процесса, ориентированного на активизацию положительных факторов развития и упразднению отрицательных его сторон. Не следует при этом забывать об обеспечении необходимыми условиями, призванными стать сопутствующими факторами решения различных педагогических ситуаций.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издат. центр «Академия», 2009. - С. 38-39.

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - С. 20-21.

References

1. 2ввг Е.¥. Р8Шо^1уа professional'nogo оЬга20уашуа: uchebnoe posobie Шуа studentov vuzov. - М.: сеПг «Akademiya», 2009. -8. 38-39.

2. ЫШпа Ь.Ы. Psihologiya professional'no-go razvitiya иЛ^уа. - М.: БН^а: Moskovskij psihologo-social'nyj 1998. - 8. 20-21.

3. Корытова Г.С. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1 (154). - С. 9-15.

4. Краснорядцева О.М.Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. - 2002. -№ 16-17. - С. 42-44.

5. Кудрявцев Т.В. Психология развития личности. Основания культурно-исторического подхода. - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. - С. 63-65 с.

6. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности: основы психологической концепции профессионализации. - Курск, 1991. - С. 30-31.

3. Korytova G.S. Professional'noe stanovle-nie lichnosti pedagoga: problemnoe pole i ^п-ceptual'nye modeli // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -2015. - № 1 (154). - S. 9-15.

4. Krasnoryadceva O.M. Problemy profes-sional'nogo stanovleniya lichnosti v processe povysheniya kvalifikacii // Sibirskij psihologi-cheskij zhurnal. - 2002. - № 16-17. - S. 42-44.

5. Kudryavcev T.V. Psihologiya razvitiya lichnosti. Osnovaniya kul'turno-istoricheskogo podhoda. - Riga: Pedagogicheskij centr «Ekspe-птепЪ» 1999. - S. 63-65 s.

6. Povarenkov Y.P. Psihologiya profession-al'nogo stanovleniya lichnosti: osnovy psiholo-gicheskoj koncepcii professionalizacii. - Kursk, 1991. - S. 30-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.