Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

СУЩНОСТЬ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

Современное состояние отечественного рынка труда свидетельствует о росте интереса к квалифицированным специалистам в различных профессиональных сферах применения их умений, знаний и навыков. Исключением не является и система образования, причем это касается как начального, среднего, среднепрофессионального, так и высшего уровня. Нынешние изменения в образовательной парадигме РФ очевидны, так как проблема профессиональной компетентности педагога носит актуальный характер. Доминирующей задачей современных педагогов, следовательно, является не только своевременное реагирование на суть происходящих перемен, но и активная инновационная деятельность для полноценного развития нынешних бакалавров направления подготовки «Профессиональное обучение» будущих педагогов. Конечный результат исследования искомой проблемы обоснован научно-методологической и теоретическо-практической основой его исходных позиций, поиском, анализом, тщательным отбором и апробацией всего спектра взаимообусловленных как теоретических, так и эмпирических механизмов, адекватных цели и задачам данного исследования. Немаловажную роль играет структурное сопоставление показателей, полученных в качестве конечных результатов опытно-экспериментальной базы исследования на всех его уровнях и стадиях. Теоретическая значимость данного исследования заключается в обогащении и практической реализации предметного поля профессионально значимых ценностей педагога в системе образования как научного понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF THE DYNAMICS OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES OF THE TEACHER IN THE EDUCATION SYSTEM

The current state of the domestic labor market testifies to the growing interest in qualified specialists in various professional fields of application of their, knowledge and skills. The education system makes no exception, and this applies to both primary, secondary, secondary vocational and higher levels. The current changes in the educational paradigm of the Russian Federation are obvious, since the problem of the teacher's professional competence is urgent. The dominant task of modern teachers, therefore, is not only timely response to the essence of the ongoing changes, but also active innovative activities for the full development of the current bachelors of the vocational training direction - future teachers. The final result of the study of the desired problem is substantiated by the scientific-methodological and theoretical-practical basis of its initial positions, by search, analysis, careful selection and testing of the entire spectrum of interdependent theoretical and empirical mechanisms that are adequate to the goals and objectives of this study. An important role is played by the structural comparison of indicators obtained as the final results of the experimental base of the study at all its levels and stages. The theoretical significance of this study lies in the enrichment and practical implementation of the subject field of the professionally significant values of the teacher in the education system as a scientific concept.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Гелястанова Э. Х. Gelyastanova E. H.

СУЩНОСТЬ ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ESSENCE OF THE DYNAMICS OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES OF THE TEACHER IN THE EDUCATION SYSTEM

Современное состояние отечественного рынка труда свидетельствует о росте интереса к квалифицированным специалистам в различных профессиональных сферах применения их умений, знаний и навыков. Исключением не является и система образования, причем это касается как начального, среднего, среднепро-фессионального, так и высшего уровня. Нынешние изменения в образовательной парадигме РФ очевидны, так как проблема профессиональной компетентности педагога носит актуальный характер. Доминирующей задачей современных педагогов, следовательно, является не только своевременное реагирование на суть происходящих перемен, но и активная инновационная деятельность для полноценного развития нынешних бакалавров направления подготовки «Профессиональное обучение» будущих педагогов.

Конечный результат исследования искомой проблемы обоснован научно-методологической и теоретическо-практической основой его исходных позиций, поиском, анализом, тщательным отбором и апробацией всего спектра взаимообусловленных как теоретических, так и эмпирических механизмов, адекватных цели и задачам данного исследования. Немаловажную роль играет структурное сопоставление показателей, полученных в качестве конечных результатов опытно-экспериментальной базы исследования на всех его уровнях и стадиях.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в обогащении и практической реализации предметного поля профессионально значимых ценностей педагога в системе образования как научного понятия.

Ключевые слова: профессионально значимые ценности, личностные качества педагога, инновационная деятельность, эффективность развития, самообразование, саморазвитие.

The current state of the domestic labor market testifies to the growing interest in qualified specialists in various professional fields of application of their, knowledge and skills. The education system makes no exception, and this applies to both primary, secondary, secondary vocational and higher levels. The current changes in the educational paradigm of the Russian Federation are obvious, since the problem of the teacher's professional competence is urgent. The dominant task of modern teachers, therefore, is not only timely response to the essence of the ongoing changes, but also active innovative activities for the full development of the current bachelors of the vocational training direction - future teachers.

The final result of the study of the desired problem is substantiated by the scientific-methodological and theoretical-practical basis of its initial positions, by search, analysis, careful selection and testing of the entire spectrum of interdependent theoretical and empirical mechanisms that are adequate to the goals and objectives of this study. An important role is played by the structural comparison of indicators obtained as the final results of the experimental base of the study at all its levels and stages.

The theoretical significance of this study lies in the enrichment and practical implementation of the subject field of the professionally significant values of the teacher in the education system as a scientific concept.

Key words: professionally significant values, personal qualities of a teacher, innovative activity, development efficiency, self-education, self-development.

Гелястанова Эльмира Хусеиновна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 084 58 70

Gelyastanova Elmira Khuseinovna -

Candidate of Philological Sciences, Associated Professor of department of pedagogics professional education and foreign languages, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 084 58 70

Введение. Профессионально значимые ценности педагога в системе образования (ПЗЦП) - это интегрированное начало, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, оказывающие воздействие на результативность деятельности специалиста в таких сферах, как научно-исследовательской, учебно-методической, производственно-практической. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных ЗУНов специалиста и эффективность их дальнейшего развития зависит от различных факторов: личностно-мотивационных, целевых, содержательно -отраслевых, процессуально-оценочных, а также от материально-технического фактора, научно-методологического обеспечения и др.

Ход исследования. Динамика изучения исследуемой проблемы показывает, что совершенствование данных качеств, а также развитие «креативного арсенала» педагога, на наш взгляд, должно выражаться в наличии соответствующих навыков при разрешении нестандартных профессиональных трудностей. Немаловажное место в этом процессе занимает самообразование и саморазвитие личности педагога, готовность к кооперации, способность работать в команде и т. д.

Этой проблеме уделяли пристальное внимание такие исследователи, как В.А. Сласте-нин, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, Э.Ф. Зеер и др. Таким образом, основными задачами динамики профессионально значимых ценностей педагога в системе образования являются следующие:

- формирование матрицы профессионально значимых ценностей педагога в системе образования;

- выявление психолого-педагогических условий для поэтапной реализации исследуемой проблемы.

Наше исследование предполагает несколько этапов:

1) проведение теоретико-методологического анализа исследуемой проблемы исследования;

2) разработка модели развития профессионально значимых ценностей педагога в системе образования;

3) обобщение показателей и систематизация полученных результатов.

В современной психолого-педагогической литературе профессионально значимые ценности педагога в системе образования изучаются как:

- фактор компетентностного соответствия в профессиональной сфере деятельности. Данное направление искомой проблемы исследовали Б.А. Душкова, Б.А. Смирнова);

- реализация приобретенных ценностных установок педагога для профессиональной успешности (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.);

- синтез и анализ составляющих компонентов профессиональной компетентности, пригодности (знания, умения, навыки) и личностного соответствия избранной сфере деятельности (желание работать со студентами, ответственность, коммуникабельность и др.) (А.М. Павлова, Э.Ф. Зеер и др.).

- философская дилемма-вопрос: «Что доминирует?», то есть «человек и ИКТ (информационно-коммуникативные технологии») (Н.В. Алишев, А.С. Егоров, Н.П. Реб-ров и др.).

Мы считаем, что профессионально значимые ценности должны быть реализованы через соответствующие качества личности педагога, взаимосвязанные со спецификой профессиональной сферы.

Вариативный взгляд на данную проблему, через проявленные качества личности педагога, предположительно выглядит таким образом:

- общечеловеческие: гражданская позиция, нравственный стержень, интеллигентность как состояние души, любовь к труду,

гуманизм, креативный (в том числе, научный) интеллект;

- профессиональные: коммуникационные способности, организаторские навыки, диагностические умения, ценностно-этические нормы и установки;

- профессионально-специфические: сопричастность к коллективу, чувство такта, иммунитет к стрессу, терпимость (в том числе религиозная толерантность, эмотивная привлекательность.

- технологические: владение ИКТ и иными инновационными механизмами обучения (кейс-модули дистанционное обучение, ППСО (психолого-педагогическое сопровождение обучающихся) [1].

Системный подход логики нашего исследования предопределяет ряд психолого-педагогических условий для развития профессионально значимых ценностей педагога в системе образования:

- мотивационное обеспечение - развитие позитивной мотивации личности педагога по формированию личностных качеств, самосовершенствование положительная самооценка в профессиональной сфере, самоудовлетворение;

- целевое обеспечение - скоординированная постановка насущных целей и задач;

- содержательное обеспечение - структурный анализ и разработка модели развития профессионально значимых ценностей педагога в системе образования;

- процессуальное обеспечение - механизмы, технологии для апробации модели [2].

Оценивание полученных результатов, разработка модели развития ПЗЦП педагога также является составной частью вышеизложенного системного подхода логики исследования динамики профессионально значимых ценностей педагога в системе образования.

Ключевое место в развитии профессионально значимых ценностей педагога занимают психолого-педагогические тренинги, дискуссионные вебинары активные методы обучения (АМО), то есть проблемные лекции, мастер-класс, деловые игры, моделирование различных ситуаций практикум, консультация и самостоятельная работа [3].

Анализ и корректирование динамики ПЗЦП проводились с помощью различных

механизмов диагностирования, коррекцион-ных наработок с целью устранения ошибок, а также психологических тренингов.

Исследуемый нами проект предполагает следующие составные части: тщательный поиск и анализ существующей психолого-педагогической литературы, изучение отобранной литературы, опытно-экспериментальная часть работы, анализ полученных результатов, корректировка основных показателей искомой научной проблемы.

Результаты исследования. Технология апробации предложенного нами проекта динамики профессионально значимых ценностей педагога реализуются, в конечном итоге, через такие критерии, как:

- способность осуществлять внутренние и внешние профессиональные коммуникации;

- способность анализировать и учитывать разнообразие педагогических ситуаций в процессе межличностного взаимодействия;

- готовность организовать продуктивное взаимодействие в профессиональной среде с учетом национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей;

- способность преодолеть коммуникативные, образовательные, этнические, конфессиональные и другие барьеры в процессе межличностного взаимодействия;

- способность работать в коллективе то-лерантно, воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Но также другими характерными чертами современного педагога являются гражданственность, честность, гуманизм, оптимизм, справедливость, требовательность, стрессо-устойчивость, толерантность, наблюдательность, эмпатия, интеллигентность, современность, доминантность, креативность, коммуникативность и др. [4].

В процессе исследования искомой проблемы использовались различные методы: анализ психолого-педагогических задач, беседы на разрешение сложных педагогических ситуаций, психолого-педагогический модельный сценарий-занятие; проводился детальный отбор рабочего инструментария (кейс-методы, электронные УМП, психологические тренинги, круглые столы, квесты и др [5-9].

Область применения. Высшие учебные заведения, ИДПО, курсы повышения квалификации.

Выводы. 1. Для успешной профессиональной реализации специалисту и педагогу, в частности, в свете инновационных подходов в современной образовательной парадигме необходима интеграция профессионально значимых ценностей и профессиональных ЗУНов.

2. Развитие профессионально значимых ценностей педагога - многоэтапный и сложный процесс. Его развитию содействует схе-

Литература

1. Бережнова Е.В. Ценностный аспект позиции педагога учёного к постановке проблемы // Педагогика. - 2014. - №3. - С. 2227.

2. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор // Академия педагогических и социальных наук. Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 46 с.

3. Блинов Л.В. Аксиологические аспекты постдипломного образования педагогов: Монография. - М.: МПГУ, 2001. - 220 с.

4. Бодалев А.А. Психология личности. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1988. - 199 с.

5. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система // Московская психологическая школа: История и современность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В.В. Рубцова. - М.: МГППУ, 2007. - С. 45-61.

6. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - №4.

7. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

8. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. - Псков, 1997. - 321 с.

9. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

ма-проект, предусматривающая структурную сопоставимость и синтез целей и задач, мотивов и способов реализации задуманного, научно-теоретической и содержательно -практической базы, способствующей эффективности в избранной сфере деятельности.

Данное исследование, конечно же, не может охватить все нюансы искомой дефиниции, но мы перспективу ее динамики видим в компетентностном подходе к системе современного образования, исходя из ФГОС ВО нового поколения.

References

1. Berezhnova E.V. Cennostnyj aspekt pozi-cii pedagoga uchyonogo k postanovke problemy // Pedagogika. - 2014. - №3. - S. 22-27.

2. Bityanova N.R. Problema samorazvitiya lichnosti v psihologii: Analiticheskij obzor // Akademiya pedagogicheskih i social'nyh nauk. Mosk. psihol.- soc. in-t. - M.: Flinta, 1998. -46 s.

3. Blinov L.V. Aksiologicheskie aspekty postdiplomnogo obrazovaniya pedagogov: Mo-nografiya. - M.: MPGU, 2001. - 220 s.

4. Bodalev A.A. Psihologiya lichnosti. - M.: Izd-vo Mosk. gos. un-ta, 1988. - 199 s.

5. Vasilyuk F.E. Ponimayushchaya psihote-rapiya kak psihotekhnicheskaya sistema // Moskovskaya psihologicheskaya shkola: Isto-riya i sovremennost': v 4 t. T. 4 / Pod obshch. red. dejstv. chl. RAO, prof. V.V. Rubcova. -M.: MGPPU, 2007. - S. 45-61.

6. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno orientirovannogo obrazo-vaniya // Pedagogika. - 1997. - №4.

7. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnost-nyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii: problemy integracii. - M.: Logos, 2009. - 336 s.

8. Voroncova V.G. Gumanitarno-aksiologi-cheskie osnovy postdiplomnogo obrazovaniya pedagoga. - Pskov, 1997. - 321 s.

9. Isaev I.F. Professional'no-pedagogiches-kaya kul'tura prepodavatelya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. -M.: Akademiya, 2002. - 208 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.