Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

В работе дан теоретический анализ формирования профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений. Выявлены принципы взаимосвязи ее прикладного характера и динамики развития современного общества. Подчеркнуто, что профессиональное становление личности является ключевым вопросом модернизации системы образования. Достижение главной цели современного образования - подготовка профессионально компетентного специалиста в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам осуществляется как на основе целей и задач, определяемых требованиями социальных условий рыночной экономики к системе образования и личности в целом, личностными интересами, так и системой высшего профессионального образования. Овладение ключевыми компетенциями студентами высших учебных заведений происходит при интерактивном обучении дисциплинам в рамках технологий личностно ориентированного развивающего подхода. Выявление эффективности процесса формирования профессиональной компетентности осуществляется путем комплексной оценки достижений обучающихся, позволяющей определить уровень сформированности ключевых компетенций студентов учреждений высшего профессионального образования. При этом используются инновационные измерители и традиционные методики, на основе которых оцениваются когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты компетенций. Результатом реализации сформулированных положений является сформированность ключевых компетенций у студентов ВПО на всех уровнях познания, позволяющих индивиду адаптироваться в быстро меняющихся условиях рыночной экономики и обеспечивающих возможность личностного и профессионального роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH AS A BASIS FOR MODERNIZATION OF HIGHER PROFECCIONAL EDUCATION

The article presents theoretical analysis of the formation the professional competence of the students of higher education institutes. The principles of intercommunication of its applied character and dynamics of the development of modern society are revealed. It is emphasized that the professional development of the personality is a key issue of modernization of the education system. The main aim of the system of modern education is to prepare a professionally competent specialist in the process of learning, is carried out on the basis of the aims and tasks defined by the requirements of social conditions of market economy to the system of education and of the personality as a whole, personal interests and by the system of higher professional education. Mastering the key competencies by students of higher education institutes occurs at interactive learning of disciplines within the technologies of personality-oriented educational approach. The revealing of efficiency of process of forming the professional competence is carried out through a complex estimation of achievements of the students, allowing to determine the level of the formation of key competences of the students of higher education institutes. For all this, innovating gauges and traditional methods on the basis are used, basing on which assesses cognitive, motivatingvaluable and activity components of competencies. The result of formulated tenets of the provisions is the formation of key competences of the students of higher professional education at all levels of cognition, allowing the individual to adapt to the rapidly changing conditions of the market economy and providing the opportunity for personal and professional growth.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Гелястанова Э. Х.

Gelyastanova E. Kh.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

COMPETENCE APPROACH AS A BASIS FOR MODERNIZATION OF HIGHER PROFECCIONAL EDUCATION

В работе дан теоретический анализ формирования профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений. Выявлены принципы взаимосвязи ее прикладного характера и динамики развития современного общества. Подчеркнуто, что профессиональное становление личности является ключевым вопросом модернизации системы образования.

Достижение главной цели современного образования - подготовка профессионально компетентного специалиста в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам осуществляется как на основе целей и задач, определяемых требованиями социальных условий рыночной экономики к системе образования и личности в целом, личностными интересами, так и системой высшего профессионального образования.

Овладение ключевыми компетенциями студентами высших учебных заведений происходит при интерактивном обучении дисциплинам в рамках технологий личностно ориентированного развивающего подхода. Выявление эффективности процесса формирования профессиональной компетентности осуществляется путем комплексной оценки достижений обучающихся, позволяющей определить уровень сфор-мированности ключевых компетенций студентов учреждений высшего профессионального образования. При этом используются инновационные измерители и традиционные методики, на основе которых оцениваются когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельно-стный компоненты компетенций. Результатом реализации сформулированных положений является сформированность ключевых компетенций у студентов ВПО на всех уровнях познания, позволяющих индивиду адаптироваться в быстро меняющихся условиях рыночной экономики и обеспечивающих возможность личностного и профессионального роста.

The article presents theoretical analysis of the formation the professional competence of the students of higher education institutes. The principles of intercommunication of its applied character and dynamics of the development of modern society are revealed. It is emphasized that the professional development of the personality is a key issue of modernization of the education system.

The main aim of the system of modern education is to prepare a professionally competent specialist in the process of learning, is carried out on the basis of the aims and tasks defined by the requirements of social conditions of market economy to the system of education and of the personality as a whole, personal interests and by the system of higher professional education.

Mastering the key competencies by students of higher education institutes occurs at interactive learning of disciplines within the technologies of personality-oriented educational approach. The revealing of efficiency of process of forming the professional competence is carried out through a complex estimation of achievements of the students, allowing to determine the level of the formation of key competences of the students of higher education institutes. For all this, innovating gauges and traditional methods on the basis are used, basing on which assesses cognitive, motivating-valuable and activity components of competencies. The result of formulated tenets of the provisions is the formation of key competences of the students of higher professional education at all levels of cognition, allowing the individual to adapt to the rapidly changing conditions of the market economy and providing the opportunity for personal and professional growth.

Ключевые слова: профессиональная компе- Key words: professional competence, education,

тентность, образование, модернизация, компе- modernization, competence approach. тентностный подход.

Гелястанова Эльмира Хусейновна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессонального обучения и русского языка, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 084 58 70

Gelyastanova Elmira Khysejnovna -

Candidate of Philological Sciences, Associated Professor of the Department of Pedagogics professional education and the Russian language, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 084 58 70

Повсеместный переход к рыночной системе экономики, набирающий темпы усиления интеграционный процесс в мировой образовательной системе обусловили однозначную необходимость качественной подготовки специалистов. Очевиден факт, что существующий ныне рынок рабочей силы требует от выпускника высшего профессионального образовательного учреждения наличия определенных качеств (профессиональную самостоятельность, способность работать в команде, стремление к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных, т. е. типовых, но и в незапланированных ситуациях). Не последнюю роль при этом, играет и коммуникативная культура специалиста. Анализ научной литературы и личное наблюдение показывают, что учебная деятельность значима на всех этапах обучения, так как вырабатываются такие качества личности как организованность и ответственность, самостоятельность и активность. Особую актуальность эта проблема приобретает в изменчивых условиях развития всех сторон жизни общества [1].

Значимым элементом профессиональной компетентности являются ключевые компетенции, представляющие собой необходимый набор базовых знаний, а также личностных качеств индивида, необходимых для конечной результативной деятельности. Следует отметить, что они (ключевые компетенции), в отличие от профессиональных, необходимо формировать на всех стадиях образовательного процесса [2].

Наиважнейшим вопросом модернизации системы высшего образования является качество профессиональной компетентности сту-

дентов, которое приобретает необходимую потребность (в условиях стремительных изменений и постоянного технологического обновления производства) в выпускниках, обладающих как профессиональными знаниями, так и умениями разрешать различного рода проблемы (а уровень подготовки определяет качество профессиональной компетентности).

Актуальность данного вопроса обусловлена внедрением ГОС в систему ВПО. В качестве их специфических черт выделяют учет необходимых требований заинтересованных сторон (работодатель-работник) и соответствующая этому ориентация на «требовательного» потребителя учебно-образовательных услуг. Этот научный интерес связан с изменениями взглядов современного общества на выпускника, с принципиально новыми требованиями к обучению, воспитанию. От того, насколько он будет конкурентоспособен на рынке труда, зависит не только начало его профессиональной карьеры.

В XXI в. неотъемлемой составляющей профессионального образования является высокий уровень профессиональной компетенции выпускников, нормативно обоснованный в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», «Национальной доктрине образования до 2025 г.» и др. Эти положения значимы. Они отвечают за профессиональное качество выпускников, ориентированных на преобразование общества на гуманных принципах развития, освоении современных информационных технологий. При этом приобрести навык самостоятельно контролировать этапы своего интеллектуального развития, соответствуя при этом насущным требованиям сегодняшнего времени,

весьма уместно (ведь очевиден факт, что и от направленности, и от эффективности образования зависят перспективы прогрессивного развития человечества).

Профессиональное образование есть процесс формирования и развития ценностно-смысловых установок, и представлений, знаний, умений, навыков, необходимых для полноценного освоения будущей профессии. Оно формируется в процессе профессионального обучения и становления, нравственного воспитания [3], а целенаправленная деятельность студента при этом является важной составной частью образовательного процесса ВУЗа. Так как период профессиональной подготовки и вхождение в сферу профессиональной деятельности является важнейшим этапом формирования личности (активным овладением профессиональных ЗУНов, существенными изменениями в духовно-ценностных ориентациях студенческой молодежи).

Современное производство нуждается в самостоятельных, креативно мыслящих специалистах, инициативно творческих и предприимчивых, способных находить нестандартные решения для практической реализации экономически выгодных проектов.

Профессиональное становление личности - это многоступенчатый процесс изменения личности под влиянием социального воздействия, профессиональной деятельности и личной активности, направленной на самосовершенствование и самореализацию. Она является основным аспектом осознания не только места, но и роли студенчества в период действия ФГОС ВПО нового поколения.

И, по мнению Э.Ф. Зеера, оно (профессиональное становление личности) и есть процесс формирования профессиональной компетентности социально значимых и профессионально важных качеств с их дальнейшей интеграцией, системной готовностью к перманентному профессиональному росту, поиску максимально оптимальных приемов не только качественного, но и креативного выполнения поставленных задач в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности [4].

Осваивая профессиональную сферу, студент формирует профессионально важные качества и умения, а значит сугубо индивидуальные особенности, способствующие формированию у человека позитивного отноше-

ния к будущей профессии и коллегам (корпоративная этика), с которыми он будет работать; внутреннего стремления к личностному и профессиональному росту. Практика подтверждает, что и педагогический коллектив ВУЗа способствует многомерному формированию профессиональных компетенций, являющихся основным фактором профессионального становления личности. Здесь речь идет о целом комплексе мероприятий, направленных на формирование в образовательной среде ВУЗа системы обучения, отвечающей всем требованиям современного уровня производства. Очевидно при этом, что основной целью является процесс осознания студентами профессиональной важности знаний, умений и навыков специалиста. Учебно-воспитательные задачи, таким образом, конкретизируются в контексте профессиональных компетенций выпускников - будущих специалистов, а это и позволяет эффективно развивать его и личностный, и профессиональный ресурс.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что моделирование профессиональной компетентности студентов является необходимым методом, призванным обеспечить эффективное функционирование системы образования в целом. Тем более, в настоящее время нельзя назвать ни одну область, сферу человеческой деятельности, в которой не использовались бы методы моделирования, так как без тенденции к качественному росту профессиональной компетентности студентов невозможна и сама модернизация образования. И в связи с этим актуальным становится обучение, основанное как на получении фундаментальных (базовых) знаний в избранной научной сфере профессиональной деятельности, но и согласно ФГОС ВПО нового поколения на дальнейшем овладении и практическом применении общекультурных и профессиональных компетенций (на фоне ускоренно изменяющихся требований, предъявляемых к профессионалам на рынке труда).

Профессиональная компетентность характеризуется совокупностью объединенных в единое целое ЗУНов, профессионального опыта с дальнейшим эффективным применением, а также совокупностью личностных качеств, позволяющих эффективно и грамотно осуществлять профессиональную деятельность. Так как образование столкнулось с

задачей предметной дефиниции для разграничения ключевых компетенций и объема, входящих в них составляющих компонентов, что и затрудняет однозначную разработку критериев их объективной оценки как конечного результата образовательного процесса ВУЗа. Все это происходит на фоне отсутствия абсолютного единства в однозначном понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Первый трактуется в значении «знаю как» (в отличие от ранее принятого ориентира «знаю, что»). То есть, понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения, а в качестве такового для деятельности образовательного учреждения выступает, как нам кажется, компетентный специалист.

«Компетентностный подход» и «ключевые компетентности», как понятия, ныне получили широкое распространение в связи с многочисленными дискуссиями о проблемах и путях модернизации высшего образования. Само обращение к этим терминам обусловлено очевидным стремлением исследователей определить необходимые изменения в образовательной системе, тесно взаимосвязанных с происходящими инновационными процессами в экономической, политической и социальной сферах социума.

Подтверждением этого является факт появления монографий, анализирующих сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетентностей. Например, монографии А.В. Хуторского «Ключевые компетенции как компонент лич-ностно-ориентированной парадигмы образования» [5], «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов» [6]. Благодаря этим работам, мы можем однозначно сказать, что «компетентностный подход - совокупность принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [6].

Модернизация системы высшего образования зависит от открытости самой системы к инновациям в организации образовательного процесса, и, соответственно, объективной оценки достигнутых конечных результатов.

Главные изменения в социуме, безоговорочно влияющие на ситуацию в сфере обра-

зования, - это наращивание темпов экономического развития общества, ибо никто не знает - каким будет мир в XXI веке. И именно поэтому система ВПО должна готовить своих студентов ко всякого рода переменам, одновременно развивая у них коммуникативную мобильность, готовность к кооперации как ключевых компетентностных качеств специалиста будущего.

В условиях нашего государства это требование - требование готовности к переменам выражается в требованиях универсальной подготовки специалистов для (порой непредсказуемой) рыночной экономики, но не только за счёт теоретического усвоения и практического освоения необходимого количества экономических и политических понятий, но и выработки таких навыков и умений, которые будут способны осуществлять осознанный выбор, эффективно используя предоставленные ресурсы, и другие способности, жизненно необходимые в динамичном социуме. Например, создание условий для неограниченного доступа к информации, ведь только в этом случае преуспеют те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить нужную информацию и использовать её для реализации своих целей.

Образовательные учреждения ВПО не должны стремится реагировать на все изменения в обществе (да и не смогут), так как экстенсивный путь развития не приведет к ожидаемым результатам. Сейчас происходят кардинальные преобразования в системе высшего профессионального образования. Его реформирование требует пересмотра традиционных подходов обучения, принципиального поиска инновационных методов и способов проектирования содержания высшего профессионального образования.

Компетентностный подход предполагает формирование и развитие ключевых компетенций как конечного результата образовательного процесса, отражающегося в профессиональной способности работника успешно справляться с насущными задачами. Исходя из вышеизложенного, мы подчеркиваем доминирующую значимость практической реализации компетентностного подхода на всех уровнях и этапах профилирующего образовательного процесса. Мы не сомневаемся в успешном развитии высшего профессионального образования Российской Федерации.

Литература

1. Гелястанова Э.Х. Специфика педагогических условий формирования этических норм поведения студентов / Интернет-журнал «Мир Науки». Выпуск 4. 2014 (октябрь - декабрь) ISSN 2309-4265

2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компе-тентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 75.

3. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции специалиста в условиях глобализации экономики // Вестник ТИСБИ. 2006. №4. С. 58.

4. Зеер Э. Ф. Психологические основы профессиональной деятельности. Теоретические основы профессионального становления. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. С. 55-56.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирован-ной парадигмы образования. Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.

6. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

7. Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании // Инновации в образовании. 2008. № 3. С. 21-27.

8. Широбоков С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://integr.narod.ru/konf0012/k502.htm

9. Шрагина Л.И., Меерович М.И. Смена парадигмы методологии как способ разрешения противоречия в системе образования [Электронный ресурс]. http://www.natm.ru/ triz/articles/shrag005.htm

10. Яковлев В.В., Пачко С.Ф. Метод проектов как способ реализации компетентност-ного подхода в современном учебно-воспитательном процессе // Образование в современной школе. 2008. №1. С. 15-23.

References

1. Gelyastanova E.Kh. Spetsifika pedagogi-cheskikh uslovij formirovaniya etnicheskikh norm povedeniya studentov / Internet-zhurnal «Mir Nauki». Vypusk 4. 2014 (oktyabr-dekabr) ISSN2309-4265

2. Bajdenko V.I. Kompetentsii v professio-nalnom obrazovanii (k osvoeniyu kompetent-nostnogo podkhoda) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. №11. S. 75.

3. Bobienko O.M. Klyuchevye kompetentsii spetsialista v usloviyakh globalizatsii ekonomiki // Vestnik TISBI.2006. №4. S. 58.

4. Zeer E.F. Psikhologicheskie osnovy pro-fessionalnoj deyatelnosti. Teoreticheskie osnovy professionalnogo stanovleniya. M.: PER SE; Logos. 2007. S. 55-56.

5. Khutorskoj A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoj pa-radigmy obrazovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003. №2. S. 58-64.

6. Khutorskoj A. V. Opredelenie obschepred-metnogo soderzhaniya i klyuchevykh kompetent-sij kak kharakteristika novogo podkhoda k kon-struirovaniyu obrazovatelnykh standartov. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

7. Chub E.V. Kompetentnostnyj podkhod v obrazovanii. 2008. №3. S. 21-27.

8. Shirobokov S.N. Otsenka kachestva pod-gotovki konkurentnosposobnogo spetsialista v vuze [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://integr.narod.ru/konf0012/k502.htm

9. Shragina L.I, Meerovich M.I. Smena pa-radigmy metodologii kak sposob razresheniya protivorechiya v sisteme obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. http://www.natum.ru/triz/ articles/shrag005.htm

10. Yakovlev V.V., Pachko S.F. Metod proek-tov kak sposob realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v sovremennom uchebno-vospitatelnom protsesse // Obrazovanie v so-vremennoj shkole. 2008. №1. S.15-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.