Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БАКАЛАВРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БАКАЛАВРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БАКАЛАВРА / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

Реальностью образовательной парадигмы Российской Федерации на современном этапе развития является углубление и распространение профессиональных знаний, умений и навыков бакалавров учебных заведений высшего звена. В результате анализа психолого-педагогической литературы, а также ключевых положений государственной политики в сфере образования, проблема педагогической концепции развития учебно-методических навыков бакалавров в образовательной среде вуза научно обоснована. Целенаправленная обращенность нашего внимания к данной проблеме выявляет актуальность искомой проблемы и ее влияние на эффективность профессиональной компетентности бакалавров в свете новых требований, исходя из основных положений федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нового поколения. В данной статье изучена и описана возможность разработки и апробации метода развития учебно-методических навыков бакалавров в образовательной среде вуза. А также подчеркнута специфика многоэтапности исследуемого процесса, отображающая следующие компоненты: формирование целей и задач, теоретическая и методологическая база исследования, проектирование учебно-методической деятельности бакалавра, поиск, анализ и выбор психолого-педагогических условий, прогнозирование предполагаемых критериальных показателей в качестве ожидаемых результатов исследования. В данной статье указаны возможные научно-методологические и практические перспективы развития учебно-методической культуры бакалавра современного образовательного учреждения высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SKILLS OF BACHELORS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The reality of the educational paradigm of the Russian Federation at the present stage of development is the deepening and dissemination of professional knowledge, skills and abilities of bachelors of higher educational institutions. As a result of the analysis of the psychological and pedagogical literature, as well as the key provisions of the state policy in the field of education, the problem of the pedagogical concept of the development of educational and methodological skills of bachelors in the educational environment of the university is scientifically justified. The purposeful focus of our attention on this problem reveals the relevance of the desired problem and its impact on the effectiveness of the professional competence of bachelors in the light of new requirements, based on the main provisions of the federal state educational standard of higher education of the new generation. This article examines and describes the possibility of developing and testing a method for developing educational and methodological skills of bachelors in the educational environment of the university. The article also emphasizes the specifics of the multi-stage process under study, reflecting the following components: the formation of goals and objectives, the theoretical and methodological basis of the study, the design of educational and methodological activities of the bachelor, the search, analysis and selection of psychological and pedagogical conditions, the prediction of the expected criteria indicators as the results of the study. This article describes the possible scientific, methodological and practical prospects for the development of the educational and methodological culture of the bachelor of modern educational institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БАКАЛАВРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

УДК 378

Гелястанова Э. Х.

Gelyastanova E. H.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БАКАЛАВРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

PEDAGOGICAL CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SKILLS OF BACHELORS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Реальностью образовательной парадигмы Российской Федерации на современном этапе развития является углубление и распространение профессиональных знаний, умений и навыков бакалавров учебных заведений высшего звена.

В результате анализа психолого-педагогической литературы, а также ключевых положений государственной политики в сфере образования, проблема педагогической концепции развития учебно-методических навыков бакалавров в образовательной среде вуза научно обоснована. Целенаправленная обращенность нашего внимания к данной проблеме выявляет актуальность искомой проблемы и ее влияние на эффективность профессиональной компетентности бакалавров в свете новых требований, исходя из основных положений федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нового поколения.

В данной статье изучена и описана возможность разработки и апробации метода развития учебно-методических навыков бакалавров в образовательной среде вуза. А также подчеркнута специфика многоэтапности исследуемого процесса, отображающая следующие компоненты: формирование целей и задач, теоретическая и методологическая база исследования, проектирование учебно-методической деятельности бакалавра, поиск, анализ и выбор психолого-педагогических условий, прогнозирование предполагаемых критериальных показателей в качестве ожидаемых результатов исследования.

В данной статье указаны возможные научно-методологические и практические перспективы развития учебно-методической культуры бакалавра современного образовательного учреждения высшего образования.

The reality of the educational paradigm of the Russian Federation at the present stage of development is the deepening and dissemination of professional knowledge, skills and abilities of bachelors of higher educational institutions. As a result of the analysis of the psychological and pedagogical literature, as well as the key provisions of the state policy in the field of education, the problem of the pedagogical concept of the development of educational and methodological skills of bachelors in the educational environment of the university is scientifically justified.

The purposeful focus of our attention on this problem reveals the relevance of the desired problem and its impact on the effectiveness of the professional competence of bachelors in the light of new requirements, based on the main provisions of the federal state educational standard of higher education of the new generation.

This article examines and describes the possibility of developing and testing a method for developing educational and methodological skills of bachelors in the educational environment of the university. The article also emphasizes the specifics of the multi-stage process under study, reflecting the following components: the formation of goals and objectives, the theoretical and methodological basis of the study, the design of educational and methodological activities of the bachelor, the search, analysis and selection of psychological and pedagogical conditions, the prediction of the expected criteria indicators as the results of the study.

This article describes the possible scientific, methodological and practical prospects for the development of the educational and methodological culture of the bachelor of modern educational institutions of higher education.

Ключевые слова: учебно-методические навыки, педагогическая стратегия, проектирование, учебно-методическая культура бакалавра, методическая система обучения.

Key words: educational and methodological skills, pedagogical strategy, design, bachelor's educational and methodological culture, methodological training system.

Гелястанова Эльмира Хусеиновна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 084 58 70

Gelyastanova Elmira Khuseinovna -

Candidate of Philological Sciences, Associated Professor of department of pedagogics professional education and foreign languages, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 084 58 70

Введение. Государственный заказ, предъявленный современной системе образования, уделяет огромное внимание развитию учебно-методических навыков бакалавров, так как изменились требования к уровню профессиональной компетентности современного специалиста. Компетентно-стный подход, согласно ФГОС ВО, определяет усвоение инновационных технологий в процессе организации учебно-воспитательной, научно-исследовательской, практико-производственной сфер работы современных вузов.

Профессиональный стандарт обучения бакалавра выдвигает ряд требований к ЗУ-Нам. Обеспечение необходимых организационно-педагогических условий для формирования и развития учебно-методических навыков бакалавров в образовательной среде вуза способствует перманентному возрастанию требований к качеству их реализации.

Эта доминанта во многом объясняется тем, что в ходе профессионального развития бакалавров складывается индивидуальный стиль деятельности и имеются собственные предпочтения, но их наличие является препятствием, уменьшающим эффективность реализации профессиональных умений на максимально высоком уровне [1].

Ход исследования. Осознание данной проблемы позволяет нам охарактеризовать динамику учебно-методических навыков бакалавра в процессе познавательной деятельности. Следовательно, основными за-

дачами при разрешении искомой проблемы мы считаем:

1) знание основных положений государственной образовательной политики в сфере образования;

2) знание андрагогической специфики развития бакалавров современных вузов;

3) применение научно-методического инструментария, выходящего из предметной сущности изучаемых дисциплин;

4) использование педагогических ресурсов традиционной дидактической системы «ученик-учитель»;

5) модернизация видов и форм взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с применением инновационных технологий;

6) готовность бакалавра освоить научное знание и практически применить при разработке и реализации различных проектов, кейс-задач и т. д.;

7) ориентирование бакалавров на этико-нравственные принципы научно-познавательной и психолого-педагогической практики.

Данные структурные элементы способствуют такой организации учебно-воспитательного процесса вуза, которая будет выражаться в следующем:

- проектировании содержательной сущности образовательной системы бакалавриата;

- тщательном анализе ныне существующей научной, учебной литературы и использовании инновационных технологий ведения занятий;

- применении коммуникативных навыков преподавания и взаимная трансляция позитивного опыта коллегам;

- освоении различных педагогических практик и обобщение профессионального опыта;

- готовности к разрешению нестандартных профессиональных ситуаций;

- способности к синтезу и анализу, дифференциации и интеграции в процессе педагогической деятельности;

- перманентном накоплении конструктивных элементов в коммуникативной практике и корпоративной этике познавательной деятельности;

- апелляции к профессиональным, конфессиональным, этническим и межкультурным принципам взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Учебно-методические навыки бакалавров в образовательной среде вуза играют большую роль в системе высшего профессионального образования, так как именно они и являются показательным критерием освоения и овладения максимальным количеством форм учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, мы полагаем, что актуальность проблемы педагогической концепции развития учебно-методических навыков бакалавров в образовательной среде вуза необходимо рассматривать через специфику деятельности образовательного учреждения, направленности профессионального образования, а также учебных программ соответствующих направлений подготовки [2].

Многоступенчатое структурное строение педагогической концепции развития учебно-методических навыков бакалавров в образовательной среде вуза выделяет традиционные и инновационные формы: учебная, научная, методическая, исследовательская и др. Обобщая существующий инструментальный арсенал для разрешения искомой проблемы и достижения высоких показателей, необходимо:

- перманентное взаимодействие с педагогом, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение бакалавров;

- освоение бакалаврами содержания учебных программ, то есть теоретического

материала в процессе лекционных и практических занятий по различным дисциплинам;

- организация СРС (самостоятельная работа студента);

- научное руководство учебно-профессиональной, учебно-исследовательской, проектной деятельностью обучающихся.

Теоретико-методологической базой педагогической стратегии развития научно-методической культуры бакалавра является концептуальный постулат, предполагающий андрагогический и акмеологический подходы, учитывающий специфику организации форм обучения. Так, например, ориентация на системно-деятельностный принцип расширит систематизацию содержательного аспекта психолого-педагогического воздействия на обучающихся со стороны обучаемого [3].

Проверка эффективности педагогической стратегии развития учебно-методических навыков бакалавра осуществлялась и проводилась в соответствии с определенными целями и задачами:

- проверка и оценка искомых предположений исследования с использованием соответствующих критериальных показателей эффективности;

- практическая необходимость реализации в формировании и развитии учебно-методической культуры бакалавров;

- формулировка критериальных признаков для объективной оценки эффективности заданной педагогической стратегии;

- подготовка механизма для полноценной динамики учебно-методической культуры бакалавров с дальнейшей апробацией в вузе;

- оценка результативности учебно-методической культуры бакалавров с использованием различных методик и технологий.

В процессе исследования были задействованы такие формы работы, как анкетирование и беседа. В соответствии с этим были апробированы результаты познавательной деятельности бакалавров (научные статьи, в том числе, в соавторстве с преподавателем, проекты и деловые игры, а также презентации лекционных и практических занятий, «Дни открытых дверей», профориентаци-

онная работа с будущими абитуриентами родного вуза) [4].

Внедрение технологии развития учебно-методических навыков в качестве критериев оценивания сформированности искомых показателей предполагает выбор ряда структурных элементов: внутригрупповая этика, соблюдение конструктивных принципов во взаимоотношениях, креативное мышление, учебно-методическая эффективность деятельности и т. д.

Результаты исследования. Под научным углом зрения исследуемая проблема, ее разработка и апробация обуславливают собой конструктивное педагогическое влияние на бакалавров. В свете осмысления специфики ее функционирования в качестве педагогического явления, обоснования педагогического влияния на ее динамику, она будет носить результативный и эффективный характер. Очевидно, что сущностные характеристики учебно-методических навыков бакалавра отражают особенности его познавательной деятельности.

Показателями для подтверждения учебно-педагогической этики как явления могут быть:

- осознание значимости статуса и соблюдение расписания занятий, ответственное отношение к выполнению учебных действий в соответствии с аудиторной и внеаудиторной деятельности;

- серьезное отношение к теоретическому знанию и ориентация на нормативные стандарты вуза.

Демонстрация этических принципов позитивного взаимодействия выражается в:

- объективной целесообразности в процессе взаимодействия со своим окружением, соблюдении паритетных взаимоотношений в достижении поставленных целей;

- пристальном внимании на индивидуальные особенности вступающих с тобой в диалог субъектов образовательного процесса;

- чувстве такта в процессе коммуникативного взаимодействия;

Литература

1. Кузнецова И.Ю. Развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 2 (4). - С. 40-45.

- адекватности обратной связи и объективности оценочной деятельности.

Область применения: высшие учебные заведения.

Выводы. В современных условиях реализации ФГОС ВО нового поколения, перенаправляющего учебный процесс на мо-дульно-компетентностный подход, предполагается внедрение инновационных образовательных технологий, а также использование соответствующего методического инструментария. Следовательно, изменяются и требования к качеству профессионально-педагогической и учебно-методической культуры как студентов, так и профессорско-преподавательского состава.

Ситуацию учебно-методического и научно-методического обеспечения образовательного процесса однозначно осложняет малое количество соответствующих рекомендаций, интегрирующих общие требования к нормативной документации [5].

Педагогу современного вуза следует разработать учебно-методическое обеспечение учебного процесса, то есть:

- программную документацию в соответствии с требованиями ФГОС ВО нового поколения и регионального рынка труда;

- дидактические средства обучения, методические указания и рекомендации, также ФОСы (фонд оценочных средств) для оценки общих и профессиональных компетенций бакалавров;

- структурирование теоретического материала в соответствии с требованиями ФГОС ВО нового поколения;

- ориентация в современных образовательных методиках обучения;

- успешное использование инновационно-педагогических технологий;

- анализ и реализация передового педагогического опыта с демонстрацией всей педагогической общественности.

References

1. Ктпеео\а 1.У. Razvitie sub"ektnoj pozi-ш pedagoga v processe povysheniya kvalifi-kacii // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2011. - № 2 (4). - S. 40-45.

2. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. - 1999. - № 3. -С. 37-43.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система // Гаудеамус. - 2002. - № 1. - С. 20-30.

4. Толстоухова И.В. К вопросу о специфике профессиональной деятельности преподавателя вуза в условиях инновационных преобразований // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-11. - С. 83-87.

5. Эфендиев А.Г. Профессиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 87120.

6. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. -Ростов н/Д., 2003. - 427 с.

7. Плеханова Л.А. Развитие методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2. - Режим доступа: http://www.stience-education. т/ Ш^ГЙ de/vi ewi d

8. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза. - М.: ВЛАДОС, 2012. -284 с.

2. Bondarevskaya E.V. Pedagogicheskaya kul'tura kak obshchestvennaya i lichnostnaya cennost' // Pedagogika. - 1999. - № 3. - S. 3743.

3. Isaev I.F. Professional'no-pedagogiches-kaya kul'tura prepodavatelya vysshej shkoly kak samorazvivayushchayasya sistema // Gaudeamus. - 2002. - № 1. - S. 20-30.

4. Tolstouhova I.V. K voprosu o specifike professional'noj deyatel'nosti prepodavatelya vuza v usloviyah innovacionnyh preobrazova-nij // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. -№ 2-11. - S. 83-87.

5. EfendievA.G. Professional'naya deya-tel'nost' prepodavatelej ros-sijskih vuzov: prob-lemy i osnovnye tendencii // Voprosy obrazo-vaniya. - 2008. - № 1. - S. 87-120.

6. Isaeva T.E. Pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya kak uslovie i pokazatel' ka-chestva obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. - Rostov n/D., 2003. - 427 s.

7. Plekhanova L.A. Razvitie metodicheskoj kul'tury prepodavatelya uchrezhdeniya dopol-nitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 2. - Rezhim dostupa: http://www.stience-education. ru/ru/artide/viewid

8. Podpovetnaya Y.V. Koncepciya razvitiya nauchno-metodicheskoj kul'tury prepodava-telya vuza. - M.: VLADOS, 2012. - 284 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.