Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ'

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ / COGNITIVE VALUES / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / COOPERATION / HUMANIZATION / COMMUNICATION / COMMUNICATION EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

Широкий арсенал педагогического взаимодействия открывает разнообразный спектр методик для реализации актуальной проблемы развития познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения. Для современного бакалавра овладение системой познавательных ценностей является доминирующим фактором его адаптации в учебном заведении высшего звена. Только система обучения формирует его как профессионала, приобщая к учебной, научной и производственной деятельности. Освоение знаний детерминирует его социальное взаимодействие, оказывает ключевое влияние на формирование его как личности. Педагогическое общение есть основа эффек-тивного сотрудничества преподавателя и студентов в рамках образовательного процесса. Педагог должен принять личность студента как ценность и привить ему отношение к образованию как к величайшей ценности. Развитие познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения фор-мируется в результате овладения теорией и методологией образовательного процесса, составляя при этом основу для формирования соответствующих знаний, умений и навыков. Они порождают друг друга, образуя педагогическую модель, призванную решать поставленные перед ней образовательные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гелястанова Э.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE VALUES OF BACHELORS

A wide arsenal of pedagogical interaction opens up diverse range of techniques for implementing the urgent problem of the development of cognitive values of bachelors in pedagogical communication. For the modern bachelor, mastery of the system of cognitive values is the dominant factor in its adaptation in a higher educational institution. Only the training system forms him as a professional, introducing him to educational, scientific and industrial activities. The development of knowledge determines its social interaction, has a key influence on the formation of it as a person. Pedagogical communication is the basis of effective cooperation between the teacher and students in the educational process. The teacher should accept the student’s personality as a value and instill in him the attitude to education as the greatest value. The development of cognitive values of bachelors in the conditions of pedagogical communication is formed as a result of mastery of the theory and methodology of educational process, while forming the basis for the formation of relevant knowledge and skills. They give birth to each other, forming a pedagogical model designed to solve the educational tasks assigned to it.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ»

УДК 378

Гелястанова Э. Х. Gelyastanova E. Kh.

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ БАКАЛАВРОВ

THE ROLE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE VALUES OF BACHELORS

Широкий арсенал педагогического взаимодействия открывает разнообразный спектр методик для реализации актуальной проблемы развития познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения. Для современного бакалавра овладение системой познавательных ценностей является доминирующим фактором его адаптации в учебном заведении высшего звена. Только система обучения формирует его как профессионала, приобщая к учебной, научной и производственной деятельности. Освоение знаний детерминирует его социальное взаимодействие, оказывает ключевое влияние на формирование его как личности.

Педагогическое общение есть основа эффективного сотрудничества преподавателя и студентов в рамках образовательного процесса. Педагог должен принять личность студента как ценность и привить ему отношение к образованию как к величайшей ценности.

Развитие познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения формируется в результате овладения теорией и методологией образовательного процесса, составляя при этом основу для формирования соответствующих знаний, умений и навыков. Они порождают друг друга, образуя педагогическую модель, призванную решать поставленные перед ней образовательные задачи.

Ключевые слова: познавательные ценности, педагогическое общение, сотрудничество, гуманизация, гуманитаризация, коммуникация, эффективность общения.

Гелястанова Эльмира Хусейновна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессионального обучения и иностранных языков, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик. Тел.: 8 928 084 58 70

A wide arsenal of pedagogical interaction opens up diverse range of techniques for implementing the urgent problem of the development of cognitive values of bachelors in pedagogical communication. For the modern bachelor, mastery of the system of cognitive values is the dominant factor in its adaptation in a higher educational institution. Only the training system forms him as a professional, introducing him to educational, scientific and industrial activities. The development of knowledge determines its social interaction, has a key influence on the formation of it as a person.

Pedagogical communication is the basis of effective cooperation between the teacher and students in the educational process. The teacher should accept the student's personality as a value and instill in him the attitude to education as the greatest value.

The development of cognitive values of bachelors in the conditions of pedagogical communication is formed as a result of mastery of the theory and methodology of educational process, while forming the basis for the formation of relevant knowledge and skills. They give birth to each other, forming a pedagogical model designed to solve the educational tasks assigned to it.

Key words: cognitive values, pedagogical communication, cooperation, humanization, humaniza-tion, communication, communication efficiency.

Gelyastanova Elmira Khyseinovna -

Candidate of Philological Sciences, Associated Professor of department of pedagogics professional education and foreign languages, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik. Tel.: 8 928 084 58 70

Введение. Нарастающий интерес современного общества к образовательной системе высшей школы предполагает интенсивное изучение особенностей познавательной деятельности бакалавра в учебном заведении. Его заинтересованность в самосовершенствовании и самореализации, а также в профессиональном самоутверждении приобретает ныне актуальный характер. Более того, предопределяет вектор поиска его профессиональной пригодности, а также помогает осознать соотношение своих интеллектуальных возможностей с насущными потребностями современного динамичного рынка труда.

Развитие познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения на сегодняшний день является доминирующей проблемой современной системы высшего образования. Оно предполагает соответствующую степень способности и готовности бакалавров к выполнению будущей профессиональной роли, что и приобретает актуальный характер в свете современных условий подготовки высококомпетентного специалиста.

Достижение качественного уровня обучения - ключевая задача современной системы высшего образования РФ. В нынешних условиях демократизации и гуманизации образовательной системы проблема повышения эффективности педагогического общения бакалавров и ППС приобретает нарастающую актуальность.

Для современного бакалавра овладение системой познавательных ценностей является доминирующим фактором его адаптации в образовательных учреждениях высшего звена. Только система обучения формирует его как профессионала, приобщая к учебно-воспитательной, научно-исследовательской и практико-производственной деятельности. Освоенные бакалавром знания, умения и навыки (ЗУНы) детерминируют его социальное взаимодействие, оказывают доминирующее влияние на формирование его как личности.

Педагогическое общение - это взаимодействие ценностного уровня, влияющее на формирование и утверждение гуманистических идеалов.

Ход исследования. Педагогическое общение бакалавра и педагога - это основа их эффективного сотрудничества в образовательном процессе учебного заведения. Их успешное взаимодействие один из важнейших фак-

торов социализации бакалавров в социуме, а их индивидуальность - неоспоримая ценность современного педагогического общения, ориентирующаяся на высоконравственные ценности.

Профессиональная сущность педагогического общения заключается в эффективном использовании различных технологий, способствующих осуществлению главных целей и задач педагогической деятельности. Эффективность педагогического общения достигается за счет различных функций, применение которых позволяет достичь необходимого уровня конструктивного взаимодействия: коммуникативной (обмен информацией); интерактивной (взаимодействие); перцептивной (интеллектуальное, психологическое восприятие друг друга).

Многогранность педагогического общения определяется контекстом взаимодействия: контактный/дистантный, информационный/ побудительный, координационный. В современной практике педагогического общения применяются различные приемы, среди которых основными являются следующие: когнитивный (освоение основных закономерностей и структуры коммуникации, специфики реализации технологий межличностого взаимодействия, актуальных для организации педагогического общения); регулятивный (трансляция информации с применением многообразия коммуникативных тактик общения); аффективный (эмоциональное состояние между коммуникантами, характеризующее отношения в процессе общения); духовный (совокупность интеллектуальных способностей бакалавра и внутреннего мира личности студента).

Педагогическое общение - это межличностное взаимодействие бакалавра и преподавателя, определяемое в форме взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что и призвано обеспечить позитивный микроклимат в студенческой академической групппе. Характерными чертами являются: целостность и системность; управляемость и целенаправленность; деятельностный принцип; принцип включенности в социально значимые отношения; принцип учета индивидуально-возрастных особенностей развития [1].

Генезис познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения состоит из трех компонентов (целевой, содер-

жательно-операционный, оценочно-результативный). Они, соответственно, отражают элементы познавательных ценностей студентов: мотивационно-смысловой, когнитивный, деятельностно-практический. Для успешного развития познавательных ценностей бакалавров целесообразны различные виды занятий: диалоговые: дискуссия, беседа, «мозговая атака», круглый стол; ролевые: деловые игры, конкурсы профессионального мастерства; проблемное обучение: кейс-задачи, анализ и решение ситуационныхзадач.

Исследуемая проблема многоэтапна (аксиологический, реализационный, результативный), так как призвана содействовать успешному развитию познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения. В процессе обучения студенты могут ориентироваться на такие принципы, как: методологический; конечный результат познания; средства достижения познавательных целей; уровень развития познавательных интересов и потребностей, выступающих фактором познавательной активности.

Различные исследователи рассматривали систему ценностных ориентаций студентов. Так, Золотнякова А.С. понимала под ними убежденность в том, что некоторые цели или способы деятельности предпочтительнее других [2]. Здравомыслов А.Г. воспринимал их как отношение человека к материальным благам и духовным идеалам, способными удовлетворить жизненные потребности личности [3]. По мнению А.В. Кирьякова - это ключевые компоненты внутренней структуры личности [4]. Глобализация и интеграция, толерантность, трансформация исторического опыта социума, реформирование системы образования изменяют ценностную структуру общества и личности.

Развитие познавательных ценностей студентов в условиях педагогического общения призвано повысить методологическую культуру педагога, обеспечивая при этом основополагающую воспитательную и образовательную направленность его деятельности, профессионализм и формирование социальной активности личности. Педагогический диалог - паритетное общение всех субъектов образовательного процесса, корректирующий функции воспитательного воздействия педагога на студентов. Педагогическое творчество, таким образом, предполагает партнерство

на основе совместной деятельности со студентами, синтезируя при этом их индивидуальные усилия в стремление к интеллектуальному обогащению в рамках общекультурного развития. Диалог как форма педагогического общения основывается на личностном и профессиональном развитии и саморазвитии как педагогов, так и студентов. Развитие познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения состоит в формировании процесса интенсионализации информации, то есть ее накопления, обобщения, представления ситуации в форме синтеза характерных признаков.

Анализ образовательного процесса показывает, что степень развития диалогичности в общении обратно пропорциональна уровню развития познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения. Уровень их развития следует рассматривать как критериальные показатели сформирован-ности познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения.

Диалог - особая форма организации учебно-воспитательной деятельности, направленной на развитие познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения. Он считается доминирующей формой развития культуры общения между педагогом и студентами, основанный на сотрудничестве, как в организации познавательной деятельности, так и в формировании межличностного взаимодействия [5].

В педагогическом общении формируется системность взаимодействия преподавателя и бакалавров, призванная содействовать максимальному улучшению учебно-воспитательного процесса. Тем самым, педагогическое общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер, так как оно располагает многообразием структурных элементов: содержательный, методический и социально-педагогический, позволяющие реализовать поставленные перед бакалаврами учебные задачи. Педагогическое общение представляет собой систему социально-психологического взаимодействия преподавателя и бакалавров в целях обмена информацией, оказания воспитательного воздействия, организации взаимодействия посредством вербальных и невербальных форм общения.

Конструктивно организованный процесс педагогического общения может обеспечить

основу для благоприятного психологического взаимодействия в рамках учебно-воспитательного процесса, способствующей успешной организации педагогической деятельности в образовательном учреждении. Тем самым, педагогическое общение выполняет несколько функций: социально-психологическую, организаторскую, воспитательную. Общеизвестно, что организация результативного педагогического общения подразумевает наличие достаточного уровня развития коммуникативных умений. В.А. Кан-Калик выделял такие стили педагогического общения, как [6]: общение на основе высоких профессиональных и нравственных установок педагога; общение на основе дружеского расположения, где педагог-наставник; общение-дистанция; общение-устрашение, определяющее педагогическую несостоятельность преподавателя.

Педагогическое взаимодействие цементирует формы поведения педагога в процессе коммуникации с бакалаврами. Развитие познавательных ценностей бакалавров в образовательном процессе зависит как от уровня развития коммуникативных навыков преподавателей, так и от их педагогической компетентности и психологической специфики взаимодействия с детьми.

Установка педагога есть ключевой фактор, определяющий конструктивность педагогического общения. Для позитивной установки педагога характерно: ожидание ответа на вопрос, наводящие вопросы, поощрение взглядом, отсутствие спешки с оценкой, частое обращение к студенту. Негативная установка педагога, в свою очередь, выражается в минимальном времени на обдумывание ответа на вопрос; отсутствии наводящих вопросов, переадресовке вопроса, порицание и отсутствие положительной реакции на учебные и научные успехи студента.

Демократический стиль педагогического общения содействует разрешению педагогических задач: учитывание индивидуальности студентов, их возможностей и способностей. Такой педагог ставит перед студентами выполнимые задачи, не проявляя при этом негативные эмоции, объективен в оценках, доброжелателен в общении. Все это свидетельствует о высоком уровне профессионального самосознания и адекватной самооценке. Установлению позитивного педагогического

общения способствует применение определенных коммуникативных механизмов: профилактики коммуникативной неуверенности бакалавров в процессе коммуникации и создании атмосферы защищенности; поощрении способности бакалавров участвовать в диалоге; одобрении навыка обращения бакалавров за помощью к педагогу или однокурсникам; поощрении научной инициативности и учебной активности бакалавров; создание условий для бакалавров с коммуникативными проблемами; осуждение однокурсников, подавляющих инициативность отдельного бакалавра в микро-группе.

Доминирующими функциями взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса в условиях педагогического общения могут быть:

- конструктивная, применяемая при объяснении теоретического материала;

- организационная, предполагающая создание соответствующих условий для совместной познавательной деятельности;

- коммуникативно-стимулирующая, опосредованная интеграцией технологий образовательной деятельности;

- информационно-обучающая; эмоционально-корригирующая; контрольно-оценочная; совместный анализ полученных результатов; самоконтроль и самооценка.

Существуют причины, блокирующие установление позитивного педагогического общения: нежелание преподавателя учитывать индивидуальность бакалавра; нежелание студента воспринимать педагога как «гида в мире знаний»; высокомерие педагога, задевающее самолюбие бакалавра; нежелание студентом воспринимать требования педагога.

От доминирующего стиля педагогического общения в учебной аудитории зависит и уровень развития познавательных ценностей бакалавров в учебно-воспитательном процессе. Эффективный учебно-воспитательный процесс обеспечивается иерархией взаимоотношений: сотрудничество и ориентировка на педагога как на старшего товарища; демократический стиль учебно-воспитательного воздействия; интерес к познанию и инициативность как доминирующий фактор управления процессом обучения; профессиональное и личное общение; вовлечение студентов в систему педагогического общения посредством внеаудиторных форм деятельности.

Для эффективного развития познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения наставнику следует быть эталоном поведения для студентов. Профессионализм общения педагога, носящий лич-ностно развивающий характер, заключается в преодолении сложностей взаимодействия, помощи бакалаврам в приобретении уверенности. Позитивное педагогическое общение -это и передача знаний, и дисциплина в аудитории, а также привитие им высоких нравственно-духовных ценностей. Управление процессом обучения и воспитания в рамках педагогического общения связано с личностью педагога, а его партнерами являются бакалавры. Язык доверия, а не язык команды - основа эффективного педагогического общения со студентами.

Управление процессом формирования и развития познавательных ценностей студентов в условиях педагогического общения предполагает стратегию саморазвития бакалавров через выявление их склонностей и мотивацию интересов. Со временем процесс развития познавательных ценностей бакалавров будет приобретать самостоятельный характер, так как неизбежно формирование их профессиональных умений и навыков.

Формирование познавательных ценностей в процессе обучения предопределяет выбор личностно-профессиональной направленности развития бакалавров. Сформированная система познавательных ценностей содействует реализации интеллектуального потенциала бакалавров, так как учебно-воспитательный процесс и есть процесс обучения, воспитания и профессионального развития.

Все участники образовательного процесса неизбежно вступают в межличностную коммуникацию. На всех стадиях общения в рамках педагогического процесса непосредственно через встречные усилия ППС и бакалавров происходит овладение познавательными ценностями. Диалоговая форма коммуникации, основанная на гуманизме и психологической атмосфере взаимоподдержки, представляет собой стиль общения, реализуемый как трансляция информации между педагогом и бакалаврами.

Педагогическое содействие развитию познавательных ценностей бакалавров в рамках педагогического общения предполагает теоретически обоснованную и практически реализуемую систему, отражающую результат

анализа исследуемой проблемы. Она предусматривает уровни развития познавательной активности бакалавров: недостаточный (низкий), допустимый (средний), оптимальный (высокий). Следует выделить диагностический блок, позволяющий отследить динамику развития познавательных ценностей бакалавров, основой которого являются педагогическая стратегия ориентирования, включения, приобщения и обогащения. Анализ сущности и содержания педагогической стратегии отражен в таблице «Схема модели педагогического содействия развитию познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения».

Ориентирование - педагогическая стратегия, направленная на осознание бакалавром аксиологической стороны познавательной активности, личностного и профессионального самоопределения, то есть оказание помощи бакалаврам в выявлении и принятии системы познавательных ценностей. Актуальность данной стратегии очевидна при выявлении интеллектуальных возможностей бакалавров.

Приобщение - последующая стадия в развитии познавательных ценностей бакалавра в процессе педагогического общения - вовлечение («втягивание») бакалавра в учебно-познавательный процесс и выявление его потенциально-личностных характеристик. Научным анализом этой стратегии занималась Ракова Г.Г. [7].

Обогащение - педагогическая стратегия, воспринимая как «совокупность встроенных педагогических действий по привнесению в жизненный опыт студентов новых способов действия и взаимодействия в соответствии с поставленной целью» Дрыгина И.В. [8].

Результаты исследования. Предложенные нами стратегии в рамках педагогического общения, детерминированные соответствующими педагогическими задачами, являются комплексом образовательных технологий, призванных обеспечить результативную познавательную деятельность студентов. Следовательно, формирование познавательных ценностей у бакалавров представляет собой многоэтапный процесс по реализации соответствующих организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие позитивной мотивации бакалавров к овладению научными знаниями, оптимизацию обучающей среды, обеспечение целевого вовлечения бакалавров в учебно-познавательный процесс.

Таблица - «Схема модели педагогического содействия развитию познавательных ценностей бакалавров в условиях педагогического общения»

Цель: обеспечение развития познавательных ценностей бакалавров

Методологическая база: концепции гуманно ориентированного образования

Подходы: аксиологический и интегративно-развивающий

Педагогические стратегии

Ориентирования Включения и приобщения Обогащения

г

Педагогические условия: развитие позитивной мотивации бакалавров к овладению научным знанием; оптимизация обучающей среды бакалавра с учетом доминирующего когнитивного стиля бакалавра; целевое включение бакалавров

в ценностно-значимую деятельность

Этапы

Мотивационно-целевой

Деятельностно -развивающий

Рефлексивно-креативный

Уровни

Недостаточный Допустимый Оптимальный

Диагностика: критериальные параметры развитости познавательных ценностей бакалавров

Результат: бакалавр с развитой системой познавательных ценностей

Область применения. Учебные заведения высшего образования.

Выводы. Педагогические стратегии в рамках педагогического общения - это совокупность конструктивных действий 1111С и бакалавров очного и заочного форм обучения, направленных на освоение познавательных ценностей в образовательном процессе учебного заведения. Таким образом, они направ-

лены на самосовершенствование бакалавров в личностно-профессиональной сфере, что должно выражаться в позитивной самопрезентации педагога; адекватной самооценке педагога, его самообладанию и тактичности, доброжелательности и гибкости; расположении к себе студентов и взаимоуважении; учи-тывании индивидуальности личности всех обучаемых; формировании учебных условий

для самоутверждения бакалавров в образовательной среде; адекватном разрешении сложившейся педагогической ситуации и выбора оптимального решения; максимальной коммуникативной активности бакалавров и минимальной речевой активности преподавателя на семинарских занятиях; публичном поощрении и похвале бакалавров за достигнутые успехи; активном и эффективном сотруд-

ничестве с родителями бакалавров, их вовлечении в учебно-воспитательный процесс с целью повышения успеваемости и посещаемости в академической группе; поиске, отборе и накоплении разнообразных форм коммуникативного воздействия на бакалавров с целью эффективной реализации познавательной деятельности в образовательном пространстве учебного заведения.

Литература

1. Ерастов Н.П. Психология общения. Ярославль, 2002. 298 с.

2. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. Ростов-на-Дону, 2002. 323 с.

3. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 74.

4. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister. 1998. №4. С. 3750.

5. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти (техника профессионального поведения). М., 2004. 232 с.

6. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. 2005. №4. С. 9-16.

7. Ракова Г.Г. Ориентация на достижения // Основы гуманитаризации образования. Оренбург, 1997. Т. 2. С. 130-138.

8. Дрыгина И.В. Активизациялидерского потенциала личности студента в образовательном процессевуза. Красноярск, 2005. 23 с.

References

1. Erastov N.P. Psychology of communication. Yaroslavl, 2002. 298 p.

2. Zolotnyakova A.S. Personality in the structure of pedagogical communication. Rostov, 2002. 323 p.

3. Zdravomyslov A.G. Needs. Interests Values. M., 1986. S. 74.

4. Kiryakova A. V. Personality Orientation in the World of Values // Magister. 1998. №4. S. 37-50.

5. Belukhin D.A. Teacher: from love to hate (technique of professional behavior). M., 2004. 232 p.

6. Kan-Kalik V.A., Kovalev G.A. Pedagogical communication as a subject of theoretical research // Psychology Issues. 2005. №4. S. 9-16.

7. Rakova G.G. Focus on achievements // Fundamentals of humanization of education. Orenburg, 1997. T. 2. S. 130-138.

8. Drygina I. V. Activization of the leadership potential of the student's personality in the educational process of the university. Krasnoyarsk, 2005. 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.